1 канал наедине со юлией. Первый канал объяснил, почему закрывается "наедине со всеми" меньшовой

- Алиса Бруновна, говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Как отметили праздник?

Отлично! Семейно. Люблю живую елку, чей аромат создает невероятную атмосферу. В прошлом году внук Никита принес мне датскую сосну. Она не пахнет и даже не осыпается - сразу ломается ветвями. Не знаю, чем она его прельстила, может, ценой. (Смеется.) Думал: если дорого, значит, хорошо… Еще одно ни с чем не сравнимое удовольствие - доставать с антресолей игрушки, живущие в большой шляпной коробке, принадлежавшей еще моей бабушке. Откроешь ее, и перед тобой развернется целая череда многочисленных новогодних елок, которые были в моей жизни. Вот большие, роскошные, блестящие и чуть самодовольные пузатые шары - признаки современности. Рядом простенькие, незатейливые зайчики из ваты, лыжница, канарейка в клетке. Их осталось совсем мало - война, блокада, переезды… Однажды в детстве я очутилась на елке в ТЮЗе. Как положено, все пели песни, читали стихи, а в награду получали подарок. Я тоже что-то прочитала. «Проси что хочешь»!» - предложили мне. И я указала на небольшой ярко-красный блестящий шарик, висевший на самой макушке. И что вы думаете? Принесли стремянку и сняли! Долгое время эта игрушка украшала все мои праздники, пока пять лет назад кот не своротил елку, охотясь за шарами и дождиком. Разбилось много шариков, да и Бог с ними, а вот этот жалко. Это была потеря.


- Для многих украшением новогоднего вечера остаются наши старые фильмы: «Ирония судьбы», «Служебный роман». Чувствуете себя классиком?

Ну, здравствуйте! Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Я всегда была пуглива и даже труслива. Берусь за роль - трушу, что не справлюсь, перед премьерой - трушу, что провалюсь.



С дочкой Варей, отцом Бруно Артуровичем и племянником Алексеем (конец 1970-х). Фото: Из личного архива Варвары Владимировой


- А такое случалось?

Это тема повторяющегося ночного кошмара, в котором я вижу со сцены, как зрители уходят и зал пустеет. Вот где ужас! Периодически снится, как я сижу в гримерной, совершенно раздетая, а мне говорят: «Ваш выход». Просыпаюсь в холодном поту… При этом в жизни ничего подобного не случалось. Несмотря на то что в школу и в институт я регулярно опаздывала, начав служить в театре, провела над собой работу. А вот провалы в моей жизни были. В свое время нужно было отыграть энное количество советских пьес. Надо сказать, тогда был целый букет замечательных драматургов. Но театров много, и пьесы расхватывают влет. Конечно, шедевров на всех не хватало. Отсюда случайные пьесы, невнятные роли, которые надо было сыграть, поскольку существовало такое понятие, как производственная дисциплина. Например, по своей воле я никогда бы не выбрала Дашу из «Хождения по мукам». Наверное, поэтому я и сыграла ее до обидного плохо.


- На экраны выходит картина «Карп отмороженный», в которой, кроме вас, сыграли Марина Неелова и Евгений Миронов, а спродюсировал фильм ваш внук…

Никита - молодец. Начал проект, не имея ни единого рубля. Заложил квартиру, насобирал у родственников и приступил к подготовке. Прежде всего упросил Галину Борисовну Волчек отодвинуть премьеру спектакля, в котором была задействована Марина. Надо было срочно схватить уходящую осеннюю натуру. А потом начались долгие поиски денег. Государство не захотело поддерживать фильм - неизвестный сценарист, молодой продюсер, сюжет тоже не из раздела криминальной хроники… Но Никита не отчаялся и нашел частного инвестора.


- Фильм получился?

Да, хотя я несвободна в суждениях. Но мне показалось, что на фоне стрелялок картина вышла не пустой, а славной и, главное, нужной. Простые человеческие отношения, очевидные истины - честность, порядочность, доброта - сейчас как никогда нуждаются в поддержке. Кроме того, в фильме прослеживается притча о блудном сыне. Недаром именно карп в восточной мифологии олицетворяет сына. Может, я слишком философски отношусь к картине, но эту интонацию слышу отчетливо… Хочу отметить работу Мариночки Нееловой. Роль стоила ей большого труда. Я-то через это прошла: в семьдесят лет сыграла девяностолетнюю старуху в фильме «На Верхней Масловке». А она у нас девушка красивая и очень моложавая, несмотря на подступивший возраст. Так что Марине было нелегко смириться со своим отражением в зеркале. Но она умница, смогла сделать над собой усилие, и в результате получилась трогательная пожилая женщина, сохранившая детскую непосредственность.


- Никита - молодец. Начал проект, не имея ни единого рубля. Заложил квартиру, насобирал у родственников и приступил к подготовке. Фото: Андрей Федечко

Мне тоже было интересно сыграть свою тетку. Во-первых, на моем пути мало встречалось настолько острохарактерных ролей. А во-вторых, забавно было работать на контрасте. В фильме Валерия Тодоровского «Большой» я сыграла элегантную, умную, талантливую героиню, а уже через полгода - ее противоположность. Это соседство сильно взбудоражило. Тем более в жизни я пронаблюдала несметное количество таких теток, обремененных огородом, внуком-бездельником, бесконечной борьбой с трудностями и желанием преодолеть свой неказистый быт.


- Вы сразу согласились на участие в картине?

Более того, я сама об этом попросила, воспользовавшись родственными отношениями. (Смеется.) Прочитала сценарий и сразу поняла: по большому счету эта роль должна принадлежать Нине Усатовой. Но ей она неинтересна, потому что за свою жизнь Ниночка сыграла множество таких женщин, а для меня это холодный душ. Так что я собралась с духом и сказала: «Если я не буду лишней в намеченном вами актерском ансамбле, я бы попробовала». Кстати говоря, роль была гораздо острее из-за обилия нецензурной лексики. При этом она используется не как словесный мусор, а по делу. Такая речь соответствует жизни моей героини. Увы, все было изъято из-за запретов, против которых не попрешь. Сказано: «Не курить», и все выбегают из ресторана - покурить в подворотне. Ведь выскочить из круга своей привычки по щелчку пальцев трудно… По крайней мере, у меня не получается, несмотря на предпринятые попытки. Потом поняла: зачем надрываться, измываться над организмом? Если вся жизнь прошла с сигаретой - к чему сейчас такие встряски?


- В жизни вы можете ввернуть крепкое словечко?

Могу. Не надо из мата делать страшилку, вычеркивать его из обихода. В конце концов, слово тоже наша история, как старинные монетки или черепки. Насколько я знаю, все это родилось во времена татарского ига, когда людям просто невозможно было по-другому выразить свою эмоцию. Точнее, погасить ее. Другое дело, что к этому надо относиться аккуратно, а не вставлять через каждое слово.



С дочерью Варей. Фото: Из личного архива Варвары Владимировой. Фото: Андрей Федечко


- Один из критиков назвал «Карпа» обращением к хорошему советскому кино.

Есть такое. Из советских фильмов, которых было несметное количество, мы запомнили только то крупное зерно, которое не проскочило сквозь сито времени, канув в небытие, а осталось лежать на поверхности. Именно оно стоит внимания и сегодня. Так что это необидная аналогия.


- В вашем советском прошлом было много встреч с людьми, которые повлияли на вашу судьбу?

Их можно пересчитать по пальцам. Прежде всего, это актриса БДТ Мария Александровна Призван-Соколова, руководившая школьным драмкружком. Она не просто влюбила меня в театр, она возбудила настоящую страсть и заставила серьезно к ней относиться. Хотя семья тоже этому способствовала. У меня был хороший голос, я обожала музыку. Родственники советовали мне поступать в консерваторию. На что мой папа заметил: «Ничего интересного тебе не светит: ты маленькая, а опера требует фактуру. Если ты будешь камерной певицей, реализуешь еще и драматические способности. Но если пойдешь в театральный институт, сможешь все - и играть, и петь, и танцевать». Кстати, много позже почти эти же слова написал в своем напутствии мой педагог Борис Вольфович Зон - еще один человек, повлиявший на мою жизнь. Папа не стал помогать мне реализовать мечту, хотя Мария Александровна просила его замолвить словечко: «Девочка мелкая, маленькая, худенькая, могут и не заметить. И будет беда». А папа ответил: «Как я могу, если никогда ее на сцене не видел? (Мы с папой виделись редко. У него была другая семья.) Я могу верить вам на слово, но этого недостаточно, чтобы поручиться». И только муж Марии Александровны, Павел Карлович Вейсбрем, который курировал наш кружок, написал в приемную комиссию записочку: «Обратите внимание на эту девочку». Так я оказалась в нашем театральном институте, который нынче загибается от отсутствия хороших педагогов. Потом мне посчастливилось работать с Игорем Петровичем Владимировым (с 1960 по 1999 год - художественный руководитель Театра им. Ленсовета. - Прим. «ТН»). Я уж оставляю за скобками тот факт, что мы взяли и влюбились друг в друга. Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как и я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно по­этому ставил так много музыкальных спектаклей. Важность музыки сейчас понимают не многие режиссеры, а ведь именно она открывает и актерскую душу, и умножает зрительское восприятие. Но каждое время диктует свой театр… Так вот, о людях. После Владимирова больше поворотов не случалось. Разве что в кино… В театре я была уже известной актрисой, но меня упорно не снимали. Так, несколько эпизодов на «Ленфильме», даже имя в титрах не указали. Эльдар Рязанов, к примеру, не утвердил меня в «Гусарскую балладу». Сказал: «Слишком много женственности». Хотя в дипломе у меня написано «травести» и «острохарактерна»! Правда в том, что я была недурно сложена, но в остальном - неказиста и некрасива. Помню, впервые увидев себя на экране, подумала: «Какой кошмар!» Позже узнала, что операторы шарахались от меня, как от огня. «Сложно снимать лицо неправильной скульптуры», - такой вердикт они вынесли. Возра­зить нечего: курносый нос, тяжелый подбородок… Но отставим клинику в сторону… В конце концов Рязанов предложил мне роль-метаморфозу, роль-превращение, историю Золушки. С этого момента для меня открылась дверь в кинематограф. Помню, художник по костюмам никак не мог найти образ Калугиной. Во что ее одеть? Как должна выглядеть эта женщина? Тогда за дело взялись мы с Рязановым. После долгих поисков и центнеров перерытых вещей мы обнаружили весь этот кримпленовый ужас и башмаки со стучащими каблуками в костюмерной «Мосфильма».


С Мариной Нееловой в фильме «Карп отмороженный». Фото: Андрей Федечко


- Вы в жизни также долго мучаетесь выбором - что надеть?

Абсолютно верно. Отметаю все и беру самую посконь. Она помогает мне выглядеть незаметной.


- Это ложная скромность или кокетство?

Ну, без него я вряд ли бы трижды вышла замуж. (Смеется.)


- Если сейчас мы выйдем на улицу и попросим людей назвать фильмы, в которых вы играли, подавляющее большинство назовут картины «Служебный роман» и «Д’Артаньян и три мушкетера»…

Я бы не назвала Анну Австрийскую своей удачей. Думаю, только присутствие вокальных номеров спасло положение. Но подросткам нравится… Лично мне не стыдно за роль примадонны провинциального театра в фильме Константина Худякова «Успех». Особенно, на мой взгляд, удалась сцена в гримерной.


- Я думала, вы назовете «Сталкер» Тарковского…

Крошечная роль, но очень значительная. Как-то раз Анатолий Солоницын, с которым мы играли в Театре Ленсовета, сказал, что на сегодняшний спектакль придет Тарковский. Я не просто волновалась, я трепетала. После спектакля Толя принес мне записочку: «Госпожа Фрейндлих!» В этом обращении весь Тарковский! Он предложил мне небольшую роль в его новом фильме «Зеркало». Но встретились мы только на съемочной площадке «Сталкера». Знаете, что ошеломило меня? Декорации. Настоящие подтеки на стенах, настоящая паутина, гнилая вода в лужах. Тарковский был мастером создавать атмосферу… Он лично смотрел, как стоит стакан, как мелькает свет и дрожат флакончики на табуретке от проходящего за окном поезда. Когда снимали сцену пробуждения Сталкера, так долго все проверяли, что я просто уснула в постели, в которую нас положили. Вторая сцена - истерика - далась мне очень тяжело. Андрей добивался нужной ему эмоции с помощью многократных дублей. Под конец мне стало плохо, и жена Тарковского, которая была его ассистентом, потребовала, чтобы он остановил съемку. Меня просто унесли с площадки.



На свадьбе внучки Анны. Фото: instagram.com


- К сожалению, «Сталкер», как и другие фильмы Тарковского, прошел вторым экраном, картину мало кому удалось посмотреть. Но после «Служебного романа» предложения обрушились на вас лавиной?

Да, их было много. Но Владимиров неохотно отпускал на съемки. Пришлось бы уезжать на долгий срок, и это требовало пересмотра репертуара… Я перешла из «Ленсовета» в БДТ. Для этого был целый ряд причин, глупо выделять одну… С Георгием Товстоноговым мы понимали друг друга. Владимиров его ученик, так что этот переход радикально не изменил мою жизнь. С Георгием Александровичем я работала только в трех спектаклях: «Киноповесть с одним антрактом», «Этот пылкий влюбленный», «На дне». А потом его не стало… На наше сиротское поле пришел Темур Чхеидзе - замечательный режиссер, но я ему за двадцать лет понадобилась только трижды: «Коварство и любовь», «Макбет», «Дядюшкин сон». Причины такой занятости более чем объективные. В БДТ я пришла, когда мне было уже пятьдесят. Ушел целый букет ролей, которые я могла бы играть, но не успела. Начался их дефицит. Это обычная история, которая случалась со многими актрисами, чьими именами мы сегодня гордимся.


- Любовь Орлова в семьдесят лет играла молодуху.

Не думаю, что она была счастлива, а зритель отнесся к этому с восторгом. Нужно четко осознавать предел возможного. Знаете, я считаю, что мне уже поздно играть «Дядюшкин сон». Это Олег Басилашвили может себе позволить, он там в роли старика. А у меня по сюжету молодая дочь. Зрителю нетрудно сосчитать, сколько должно быть матушке, если дочери двадцать с небольшим… Правда, если люди в зале занимаются подсчетом, значит, дело плохо. (Смеется.)


- На самом деле вы великолепно выглядите! Как вам это удается?

Наверное, потому, что вместе с внуками я возвращалась в детство. Это сейчас они взрослые, а было время, когда мы вместе играли. Вообще природу не обмануть. Нельзя повернуть время вспять. Все ухищрения ни к чему: приходит момент, и елка начинает осыпаться. Три четверти жизни я думала, что все еще впереди. Сейчас досадую на себя. Именно досадую, не жалею. Жалеть бесполезно, разве что для гимнастики чувств… Есть вещи, о которых нужно было подумать раньше. Внуки выросли, для романов уже поздновато… Старушка, выходящая замуж, - это смешно. А иметь просто романтические отношения в этом возрасте еще смешнее. Поэтому буду работать.


- Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Всегда была пуглива и даже труслива. Фото: Андрей Федечко

Никита: Позвольте вставить реплику. Алиса Бруновна - системный человек. На протяжении всей жизни она встает и ложится в одно и то же время, утром совершает одни и те же процедуры, а после обеда обязательно спит полтора часа.

Алиса Бруновна: Это называется «дисциплина», которая тебе совершенно неведома.

Никита: Когда Господь распределял таланты, то все отдал тебе. А мы ходим обделенные. (Смеются.)


- Алиса Бруновна, у меня сложилось впечатление, что вы очень продвинутый человек.

У меня два телефона: один - убогий, другой еще более убогий. Дочь подарила мне айпад, с которым управляется даже ребенок. Но я не смогла его осилить. Вот уровень моих знаний. (Смеется.) На «ты» я только со стиральной и посудомоечной машинами.


- Зато вы можете дать внукам дельные советы.

Могу, но они не слушают. У них свои правила жизни. Ане и Никите неинтересно со мной обсуждать что-то, связанное с интернетом, потому что я в него так и не врубилась. И им неинтересно читать мои книги.


- Каково, по-вашему, главное женское предназначение?

Материнство. Оно предназначено судьбой, Богом и природой.

Алиса Бруновна Фрейндлих


Родилась:
8 декабря 1934 года в Ленинграде
Семья: дочь - Варвара, актриса; внуки - Анна и Никита
Образование : окончила Ленинградский театральный институт имени Островского
Карьера: ведущая актриса БДТ имени Товстоногова. Народная артистка СССР. Снялась более чем в 90 фильмах, среди которых: «Похождения зубного врача», «Соломенная шляпка», «Агония», «Жестокий романс», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину»

Алиса Фрейндлих уже давно отказывается от интервью. Некогда из-за статьи "Театр одной актрисы" она рассталась с супругом - режиссером Игорем Владимировым, в театре которого - имени Ленсовета, - работала.

Не каждый мужчина может спокойно пережить успех жены, - с горечью говорит Фрейндлих. - У меня был прекрасный муж, соратник и союзник. Но эта публикация превратила его в моего критика.

Расставшись, они еще пять лет работали вместе. Затем Алиса перешла в БДТ, к режиссеру Георгию Товстоногову.

Фрейндлих родилась в Ленинграде. Маленькой пережила блокаду. От голодной смерти ее спасла немецкая пунктуальность бабушки, выдававшей детям крошечную пайку хлеба по часам, а остальные - прятала под ключ.

Отец Алисы - Бруно Фрейндлих -из немцев, которых Петр І привез в Россию начинать стеклодувное дело. Мать, Ксения Федорова, познакомилась с ним на драматических курсах. Алисой ее назвал папа, маме больше нравилось имя Наталия. Но вмешалась бабушка.

Что же ты создаешь девочке такую странную кашу - Наталья Бруновна Фрейндлих, - снизала плечами.

Перед войной родители Алисы разошлись. Бруно с театром эвакуировался в Ташкент, а оттуда вернулся с новой семьей - женой и дочерью Ириной. Мать разрешала Алисе встречаться с ним, но новая жена Бруно была против. Виделись они тайком. Ирина долго не знала, что у нее есть сводная сестра. Через 10 лет они познакомилась и стали подругами.

Бруно Фрейндлих говорил об Алисе:

У нее только один недостаток: курит много, бесовая душа!

Фрейндлих начала курить в 35 лет, когда умерла ее мать. С тех пор выкуривает пачку в день:

Зато курю легкие сигареты через мундштук, и с сильным фильтром, - вздыхает.

Она никогда не сомневалась, что станет актрисой. Только не могла определиться, какой - музыкальной или драматической. У Фрейндлих было редкое меццо-сопрано, ей рекомендовали поступать в консерваторию. Но отец считал, что она потеряется на оперной сцене:

Ты же крошечная, а там фактура нужна.

В 1953 году Фрейндлих поступила в Ленинградский театральный институт. Вскоре вышла замуж за однокурсника, но брак быстро распался. С Игорем Владимировым актриса познакомилась в конце 50-х. Он был старше ее на 15 лет. Забрал Алису из театра имени Комиссаржевской в - имени Ленсовета, которым руководил. Поженились они в 1964-ом. Через три года на свет появилась дочь Варвара.

Я поздно родила, - признается Фрейндлих. - В молодости не было времени думать о детях. Затем восемь лет лечилась. А потом вдруг появилась Варвара! Очевидно, судьба меня простила.

Актриса до сих пор жалеет, что имеет лишь одного ребенка.

В кино Фрейндлих везло меньше, чем в театре. Картины с ее участием не замечали. Всенародную популярность ей принес фильм "Служебный роман", в котором сыграла директрису Калугину. Актриса сама выбрала внешность своей героини. Нашла на "Мосфильми" кримпленовый костюм 52 размера. Отработала походку.

Теток-начальниц,ходивших подобным образом тогда было пруд пруди, - вспоминает.

В начале 80-х в Алису влюбился актер Ленсовета Юрий Соловей, моложе ее на 15 лет. Они поженились. Но в театре ей предлагали роли, а ему - нет. Юрий начал комплексовать и вымещал злость на жене. Несколько лет спустя они рассталась.

Кому понравится, когда о тебе говорят: "Познакомьтесь, это - муж Алисы Бруновны", - объясняет она.

Но своих мужей вспоминает с теплотой: "Они были талантливы и очень интересные".

В молодости Фрейндлих много влюблялась. Но это уже прошло.

Для романов поздно, - смеется. - У меня же здоровое чувство юмора: старушка,выходящая замуж, - это смешно. А романтичные отношения в моем возрасте - еще смешнее. Для такой нужен "горшочник", чтобы вместе выращивать герань. Ну, еще, чтобы мог старый торшер починить.

Теперь у Фрейндлихдругая страсть - грибы. Говорит о себе: "Сумашедший грибник сродни запойному пьянице".

Я мало умею готовить, но грибы у меня получаются непревзойденные, - хвастается.

Дочь Варвара вышла замуж за Сергея Тарасова, вице-губернатора Санкт-Петербурга. Имеют двоих детей. Теперь Фрейндлих любимым называет лишь внука Никиту.

Я его обожаю. Он, правда, однажды назвал меня "гнусной кастрюлей", потому что разбудила несвоевременно. Грубо, зато в образности ему не откажешь.

1934, 8 декабря - родилась в Ленинграде
1955 - первая роль в фильме "Неоконченная повесть"
1961 - актриса лениградского театра имени Ленсовета
1964 - зарегистрировала брак с режиссером Игорем Владимировым
1967 - родилась дочь Варвара
1976 - снялась в фильме "Служебный роман"
1981 - народная артистка СССР
1981 - развод
1983 - вышла замуж за актера Юрия Соловья
1985 - развод
Живет в Санкт-Петербурге, имеет внуков Никиту и Анну.

Алиса Фрейндлих - продолжательница знаменитой актерской династии, родоначальником которой был ее отец Бруно Фрейндлих. Она дебютировала более полувека назад на сцене Театра имени Комиссаржевской в спектакле "Время любить".

В 60-70-е годы Фрейндлих работала в Театре имени Ленсовета. Здесь она сыграла в спектаклях "Таня", "Дульсинея Тобосская", "Малыш и Карлсон" (она исполнила роль Малыша). В 1983 году по приглашению Георгия Товстоногова актриса перешла в труппу Большого драматического, где создала целую галерею ярких женских характеров, напоминает ИТАР-ТАСС.

Зрителям полюбились роли Алисы Фрейндлих в фильмах "Служебный роман", "Д`Артаньян и три мушкетера", "Соломенная шляпка", "Подмосковные вечера", "Сталкер".

8 декабря - юбилей у Алисы Фрейндлих, одной из самых любимых актрис в истории отечественного кино. Талантливый человек талантлив во всем. Это утверждение Фрейндлих доказала на примере собственной жизни: педагоги прочили ей будущее незаурядной камерной певицы, сама она мечтала о карьере балерины, а в итоге стала актрисой, которой под силы сыграть любую роль - от ребенка до старухи.

От пышного празднования своего 75-летия известная актриса и почетная жительница Санкт-Петербурга отказалась. Накануне юбилея ее постигло несчастье - в катастрофе "Невского экспресса" погиб бывший зять Алисы Бруновны - экс-сенатор и глава Росавтодора Сергей Тарасов.

В свой день рождения актриса будет играть в спектакле "Дядюшкин сон" на сцене БДТ. А 10 декабря Фрейндлих сыграет в постановке пьесы Рональда Харвуда "Квартет". Официальные торжества назначены на январь, однако коллеги и поклонники Алисы Бруновны не могут сегодня сдержать слов восхищения и любви к актрисе. "Я кланяюсь Вам, я Вас люблю, я Вас поздравляю. И уверен, что нас еще ждет масса потрясающих ролей", - приводит НТВ слова режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича.

К этим пожеланиям присоединяется Эльдар Рязанов: "Я душевно с Вами, потому что я люблю Вас, люблю всегда!"

С днем рождения Алису Фрейндлих поздравил и президент России Дмитрий Медведев: "Редкий драматический талант и преданность избранной профессии помогли Вам создать десятки ярких, неповторимых образов. Ваши героини пользуются поистине всенародной любовью. Не оставляют равнодушными ни критиков, ни коллег по цеху. Работать с Вами всегда считали за честь известные актеры и режиссеры. И Ваш творческий путь - служит достойным примером для молодого поколения артистов".

Фамилия - Фрейндлих

У Алисы Фрейндлих актерство в крови: папа был знаменитым актером Александринского театра, мама училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, правда, потом работала бухгалтером. В Петербурге родилась не только Алиса Фрейндлих, а примерно шесть поколений ее предков, которые были и царскими провизорами, и садоводами.

Фрейндлихи жили в коммуналке дома, который числился по переулку Гривцова, д.1/64, а парадным выходил на Мойку. Из окон их квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался красивый вид на Неву. "Здесь я умудрилась в блокаду не помереть (мы с братом и сестрой были тогда детьми) и считаю это время своим вторым рождением - в очередной раз сослужил службу мой ангел-хранитель. Дважды родившись в одном городе, ему нельзя изменить", - приводит слова Фрейндлих официальный сайт актрисы.

Между балетом и консерваторией

Уже в раннем детстве она очень любила играть в театр. Тайком от мамы наряжалась в ее платья, надевала ее туфли на каблуках и изображала фей и принцесс. В школе будущей актрисе посчастливилось попасть в театральный кружок, который вела Мария Александровна Призван-Соколова, известная любому ленинградцу-театралу.

Закончив школу, Алиса Фрейндлих начала обучение в Ленинградском Театральном институте им. Островского. Курс вел Борис Вольфович Зон. Однажды он подарил своей талантливой ученице фотографию с надписью: "Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы".

Выбрать какое-то одно из увлечений было достаточно непросто. Фрейндлих даже подумывала пойти в балет. "А когда подросла, подумывала скорее о консерватории. Голос у меня был в порядке, да и слух был абсолютным".

Еще будучи студенткой, Фрейндлих сыграла в кино небольшие роли в мелодраме "Неоконченная повесть" и драме "Таланты и поклонники". Тогда же она вышла замуж за своего однокурсника. Однако вскоре после окончания института они расстались.

Первая леди театра

Стартовой площадкой для Фрейндлих стал Театр имени Комиссаржевской. Ее роли были в основном из амплуа травести. Однако вскоре ей была доверена главная роль в спектакле "Время любить". С этого и началась новая, мелодраматическая, линия в творчестве актрисы.

В начале 60-х руководитель театра имени Ленсовета Игорь Владимиров уговорил Фрейндлих перейти в его труппу. Именно он уловил специфику таланта актрисы и восстановил для нее пьесу Арбузова "Таня". Фрейндлих блистала и в постановке бессмертного произведения Шекспира "Ромео и Джульетта". Ее героиня, по словам критиков, была решительна, насмешлива и погружена в размышления.

О том необычайном эффекте, который Фрейндлих производит на зрителей, однажды рассказал актер Артур Соломонов: "Ее фантастическое обаяние достигает последнего ряда партера, последнего яруса. Бывают актрисы, которые блистают на экране, а когда выступают на сцене, их энергия не долетает дальше первых рядов. Я специально с разных дистанций смотрел на Фрейндлих из зала: эффект всегда был одинаково мощным."

В театре имени Ленсовета Фрейндлих довольно скоро стала первой леди театра, что давалось ей ценой немыслимых перегрузок. Ее творческий союз с Владимировым перерос семейный. Они сыграли свадьбу. Вот как об этом рассказывает сама актриса в интервью "Новым известиям": "Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно - я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться".

В этом браке у актрисы родилась дочь Варвара, которая тоже стала актрисой.

"Служебный роман"

В кино Фрейндлих долгое время не везло. Ей предлагали, в основном, небольшие роли. Лишь в 1974 году она сыграла свою первую большую роль - в киноповести Евгения Хринюка "Анна и Командор".

По-настоящему открыть талант Фрейндлих для мира кино смог режиссер Эльдар Рязанов, пригласивший актрису на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму "Служебный роман". Алису Бруновну тогда заинтересовала метаморфоза, которая происходит с ее героиней: из строгой некрасивой начальницы она превращается в очаровательную жизнерадостную женщину.

Образ своей героини Фрейндлих создавала по крупицам. Ей пришлось излазить всю гардеробную "Мосфильма", чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. А походку Людмилы Прокофьевны она позаимствовала у "начальственных теток".

В "Служебном романе" актриса смогла проявить не только актерские данные, но и свою исключительную музыкальность. Теплая, лиричная манера исполнения Фрейндлих мгновенно сделала песни из фильма - "У природы нет плохой погоды" и "Моей душе покоя нет" - настоящими хитами. В последующие годы они часто исполнялись по радио и на телевидении.

Кстати, песню "У природы нет плохой погоды" написал Рязанов, однако композитору Андрею Петрову он передал ее как "стихотворение английского поэта Уильяма Блейка".

Актриса до сих пор считает эту роль одной из своих самых любимых. После выхода фильма ей стали приходить множество писем, в которых женщины писали: "После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок".

Личная жизнь

1979-й год принес актрисе одну из лучших ролей в ее биографии - королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д"Артаньян и три мушкетера".

"Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло - ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой", - так описывала свою героиню актриса.

Долгое время Алиса Фрейндлих и ее муж Игорь Владимиров были неразлучны и дома, и на работе. Вместе они много работали над своим театром, однако со временем Игорь Петрович начал ревновать жену к кино.

После почти 20 лет совместной жизни они решили расстаться. "С Игорем Петровичем мы расстались, потому что он был большой любитель женщин. Да, я его не ревновала до поры до времени, потому что он вел себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период", - вспоминает Алиса Бруновна.

После развода они еще пять лет работали вместе, а в 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М. Горького. Ее третьим мужем стал актер Юрий Соловей. До того как попасть в театр, он нигде до этого не учился, но, по словам актрисы, был очень талантливым артистом и художником.

Их отношения продлились недолго. Вот как объясняет причину развода Алиса Бруновна: "Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись..."

В постсоветское время Алиса Фрейндлих стала реже появляться в кино. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении "Мушкетеров", но фильм " Мушкетеры двадцать лет спустя" не имел столь шумного успеха, как первая картина. Большой творческой удачей Фрейндлих стала роль писательницы в фильме "Подмосковные вечера" Валерия Тодоровского.

В театре Фрейндлих воплотила свою давнюю мечту - сыграла роль Леди Макбет в трагедии Шекспира. После этого актриса заявила о том, что покидает БДТ и начинает работать по приглашениям в разных театрах. Одной из лучших работ актрисы в последнее время стала работа в фильме "На Верхней Масловке".

Подруга и кнопочка

Дочь Алисы Фрейндлих, Варвара Владимирова, тоже посвятила свою жизнь театру. После школы она поступила на актерский факультет Ленинградского государственного театра музыки и кинематографии. А позже мать и дочь вместе появились в спектакле "Уроки танго и любви".

По словам Варвары, заносчивость, гордыня, звездность полностью отсутствуют в Алисе Фрейндлих. "Ну, например, ей предлагают маленький гонорар, и она соглашается. Ни за что не станет торговаться! Мама не знает, что такое "райдер", и, когда едет на гастроли, ничего для себя не просит".

Один из самых больших поклонников актрисы - ее внук Никита. Однажды он даже помогал бабушке работать над ролью мальчика Оскара в спектакле Ленсовета.

На вопрос, какой он видит бабушку, Никита отвечает: "Умная, проницательная, добрая, скромная, тактичная. Этикет знает, наверное, даже лучше того, кто его придумал! Сумасшедший трудоголик, но при этом успевает следить за собой и потрясающе готовит. Очень заботливый человек".

Алису Бруновну внук ласково называет "кнопочкой" или "гномиком": "Ведь у нее рост всего 1 м 53 см, а у меня - 1 м 97. Когда мы стоим рядом, то выглядим очень забавно!"

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Невозможно успеть все, что пожелаешь, за обычную, такую коротенькую творческую жизнь. Нельзя быть такой обжорой и жалеть обо всех несыгранных ролях». Алиса Фрейндлих Фото: Валерий Плотников

- Но здоровье Георгия Александ­ровича было уже подорвано, и в 1989 году его не стало...

Последняя его работа - «На дне». Когда он ее начал, уже сильно болел. Если читать пьесу, у Горького там все молодые - не больше тридцати лет. А Товстоногов собрал команду актеров, которые были значительно старше персонажей. Ив­ченко - Cатин, Басилашвили - Барон, Стржельчик - Актер, Лебедев - Лука, Крючкова - Василиса. Мне досталась Настя, хотя мне тоже был полтинник. Мы начали репетировать замечательно. Товстоногов, как обычно, попросил нас написать биографии героев, придумать, у кого за плечами какая жизнь. А потом мы расстались на лето, чтобы осенью продолжить работу. Летом Товстоногова пригласили в Америку - поставить, по-моему, «Дядю Ваню», он поехал. Он уже был болен и воспользовался там консультацией врача, который смотрел его сердце, сосуды. Тот ему прописал лечение и сказал: «Если не бросите курить, года не проживете». Товстоногов вернулся в Ленинград страшно напуганный. И стал бросать курить. В театр привезли из Ялты знаменитого иглоукалывателя, кажется, по фамилии Бройко, у которого 97 процентов удачи и только три - неудачи. И это как раз оказались мы...

К иглотерапевту на сеансы собирались группой: Гога, его сестра Нателла, я. Еще из Москвы приехала злостная курильщица Ляля Ко­това, завлит «Современника». Вол­чек по каким-то причинам не добралась до Ленинграда… И вот мы сели, нам всем в ухо всякие иголки повставляли. Забавно это выглядело… Георгий Александрович приходил на репетиции, оставив сигареты… Все думали, что бросил. Но вот он начинал репетировать, потом увядал, увядал, и мы видели, что он даже не смотрит на сцену. Потом делал маленький перерыв, уходил, а когда приходил - начинал бодро и интересно репетировать. Потом мы выяснили, что Гога бегал в сортире выкурить сигаретку. Курить Товстоногов так и не бросил. И действительно, вскоре наступило ухудшение. А тут у нас режиссер Воробьев ставит «Визит старой дамы», идут последние генеральные репетиции. Георгий Александрович, который стал уже совсем плохо ходить, но каждый день выбирался в театр, в этот день сел в ложу посмотреть, что творится на сцене, и попал, как нарочно, на сцену похорон. Валентина Ковель и Олег Басилашвили играли главные роли. Помощница Товстоногова Ирочка рассказывала потом, что Гога вошел в кабинет и сказал: «Ну все, я поеду домой. Выкатите-ка мне мою машину, я давно не сидел за рулем…» Все испугались немножко.

В Алису Фрейндлих я влюбился, как и все население нашей страны, после просмотра в кинопрокате "Служебного романа".


Я почти ежедневно смотрел "Старомодную комедию". Я наслаждался всем - фразами, взглядами, жестами, я упивался огромным диапазоном их интонаций, тембрами их голосов - я буквально впитывал в себя этот фильм, я погружался в него, я просто вошел с ним в резонанс! Я видел эту любовь - не любовь гражданки Жербер и Родиона Николаевича, я видел любовь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова. Как он смотрел на нее!!! Так мужчина может смотреть только в состоянии страсти, причем, страсти уже успокоившейся, стабильной, которая и есть, собственно, то, что называется любовью. Это была гордость и восхищение мужа своей женой, гордость и восхищение главного режиссера театра своей примой, гордость и восхищение учителя своей ученицей.
Она смотрела на него иначе, словно говорила - вот я какая, я так тебя люблю, а ты любишь меня? И в ответ он купал ее в своих глазах... Помните, как любили говорить Саша Цекало и Лолита Милявская - искупайте нас в овациях - вот так они купались во взглядах друг друга. Если в "Служебном романе" Алисе Бруновне пришлось пленить постороннего мужчину, то в "Старомодной комедии" ей нужно было снова и снова пленять собственного мужа - а это гораздо сложнее! С другой стороны, он с первых же кадров этой картины сам был влюблен в нее, что называется, "по уши" и не скрывал этого... Иногда, правда, его взгляд куда-то ненадолго "уходил", было видно, что он где-то далеко, не на сценической площадке и думает о чем-то своем, но когда "возвращался", было заметно, что он хочет оттенить своим фоном и преподнести зрителю свою любимую женщину... Он даже почти не играл эту роль, он был слишком органичен для нее, он был просто спарринг-партнером, мужчиной, любящим свою жену. Думаю, что время работы над этой кинолентой было одним из самых лучших периодов их жизни.
Ни в одном фильме, ни в одном спектакле я больше не видел такой любви во взглядах! Как мне жаль, что они расстались!
Я буквально заболел после этого, более того, я начал курить! Глядя, как она аппетитно затягивалась сигаретами, я не мог удержаться от того, чтобы не повторить это затягивание...


Такого со мной тоже никогда не было. Одно время высокие чины в целях борьбы с курением вырезали из фильмов кадры с курящими героями. Я всегда удивлялся - ну, разве можно самому начать курить, если герой в кино курит? Чье-либо курение, тем более экранного киногероя, никогда не являлось для меня стимулом, но после финальных сигарет Алисы Фрейндлих в "Старомодной комедии" я таки закурил...


Помните знаменитую фразу секретарши Верочки в "Служебном романе"? - "Можно и зайца научить курить!" - вот я и оказался тем самым "зайцем" - Алиса Фрейндлих научила меня курить...

Ксения Гощицкая
продюсер журнала «Собака.ru»

Сколько бы ни было позади съемок звезд разной величины и интенсивности сияния, когда предстоит фотосессия Алисы Фрейндлих, что уж тут скрывать, ха-ха-ха, испытываешь панику в диапазоне от легкой до средней тяжести. А вдруг ей, скажем, не понравится позировать в кустах роз, чтобы сделать кадр - оммаж королевской династии Ланкастеров? А вдруг просто не будет настроения? И еще сто миллионов других «а вдруг». Мы со съемочной командой сидим на крыльце семейного особняка Louis Vuitton в парижском пригороде Аньер. К дому примыкает мастерская, спроектированная инженерами Гюставом Эйфелем (тем самым) и Виктором Бальтаром, в которой делают дорожные сундуки со знаменитой монограммой и выполняют особые заказы: футляр для Кубка мира по футболу или сундук для пачек примы-балерины Дианы Вишневой. Дом, как вы увидите, перевернув страницу, хорош: гостиная с витражами ар-нуво, потолочные росписи, сделанные Жоржем-Луи Вюиттоном, антикварная мебель, китайские вазы. Я переношу хрусталь с гладиолусами для «усиления локейшен» и говорю домоправительнице, что ваза очень, очень красивая. «И очень, очень дорогая», - добавляет та после небольшой паузы. Тут у пытливого читателя возникает вопрос: при чем здесь Louis Vuitton? А где еще стоило бы сделать семейный портрет в интерьере - Алиса Бруновна, дочь Варвара и внучка Анна, итого три поколения, - как не в благородном особняке, где выросли пять поколений Вюиттонов? Традиции, знаете ли, прежде всего. Но это не единственная причина. Для обеих семей этот год - юбилейный: дому Louis Vuitton исполнилось сто шестьдесят лет. Еще и поэтому идея устроить героиням летние каникулы в Париже показалась нам вполне удачной. Но самое главное - Алиса Бруновна четырежды королева Франции, ведь именно столько раз она сыграла в кино Анну Австрийскую. А ради кого Анна Австрийская покинула родную Испанию? С кем обвенчалась на радость Габсбургам и Бурбонам? Правильно, с Луи. С Луи-королем. Вот тут точно все сошлось.

Первое, что мы слышим, когда актриса прибывает на площадку: она не любит фотографироваться. Не самая хорошая новость. Но надо признать, что при таких исходных Алиса Бруновна показывает настоящий класс, стойко перенося тяготы судьбы. Мастер-класс она дает прямо на съемочной площадке, на ходу придумывая истории, которые и разыгрывает перед камерой, - в отличие от застывающих моделей она все время живет в кадре. Благодаря воле и воображению Алисы Бруновны у нас образуется массовка: прекрасный садовник, с которым она переговаривается из открытого окна (эту роль берет на себя фотограф), горничные, которые накрывают послеполуденный чай (мы делаем что можем!). Неловкость перед фотокамерой она блестяще компенсирует актерской игрой, мы восхищенно наблюдаем. Все спрашивают, какая она? Обаятельная, нежная, трогательная, капризная, терпеливая, внимательная, красивая, хрупкая, сильная, женственная, мальчишески задорная, сухая, мокрая - ой, это, кажется, не отсюда. Она курит одну сигарету за другой, доставая их из элегантного кожаного портсигара. Она смотрится стопроцентной парижанкой. То ли это актерская способность моментально вживаться в обстановку, то ли европейские корни, но когда мы встречаем ее на террасе модного Cafe Ruc, что как раз напротив театра «Комеди Франсез», на следующий день после съемки (а что вы хотели, город-то маленький), то даже не сразу выхватываем ее глазами из толпы местных. Она сидит с чашкой кофе, сигаретой, в шарфе, небрежно накинутом на плечи, - ни дать ни взять кадр из Годара или Лелуша. Да, Алиса Фрейндлих не любит шампанское, ему она предпочитает вермут с соком, приходит в ужас от одежды с пайетками, ценит простую кухню: котлеты с пюре, рыбу с жареной картошкой. Во время чемпионата мира болеет за Бразилию - «Жалко ребят!», ну а в финале - за Германию, все же корни. Очень легкая - это качество она передала и дочери, и внучке, - аристократичная, царственная. Когда все участники съемок выстраиваются к Алисе Бруновне за селфи, она позирует с невозмутимостью монаршей особы, принимающей всех придворных по очереди - и фотографа, и продюсера. И чтобы не заканчивать любимой фразой из школьных сочинений: «Вот такая она, Алиса Фрейндлих!» (хотя и очень хочется), - скажем просто: «Боже, храни королеву!» Королеву наших сердец».




Top