100 лет юрию любимову.

Масштабная выставка «Любимов и время. 1917-2017. 100 лет истории страны и человека» в Музее Москвы .

Открытие выставки запланировано на конец августа и продлится она полтора месяца.

Юрий Любимов прожил долгую жизнь. Любимов - уникальный герой истории и эксперт по истории своей страны. Более того, Любимов - личность, которая оказалась во многом сильнее своего жесткого времени. Еще одним героем выставки, посвященной Любимову, станет Время.
Обязательно присутствие на выставке и еще одного героя. Это город, в котором почти всю свою жизнь жил, и который очень любил, Юрий Петрович Любимов - Москва.

Эта базовая идея предполагает соответствующее решение. Визуально, на экранах и стендах разного размера будет запараллелена жизнь страны и жизнь Любимова. Будет показано, где и как они совпадают, как, когда и каким образом они вступают в противоречие.

В экспозиции будут использованы фото, видео и печатные материалы, афиши, декорации к спектаклям, фрагменты сценографий, личные вещи, предметы искусства из собраний коллекций Музея Москвы, из театров, из личного архива семьи Любимовых, из частных архивов и др.

В рамках экспозиции выставки будут организованы просмотры различных видеоматериалов, выступления артистов, показ студенческих спектаклей, различные пеформансы, а также творческие встречи с художниками, композиторами, музыкантами, режиссерами, артистами, коллегами и друзьями Ю.П. Любимова, в Центре Документального Кино в Музее Москвы.

Международная научная конференция "Юрий Любимов. Театр Жизни", посвященная творчеству Ю.П. Любимова в Российской Государственной Библиотеке Искусств (РГБИ) 28-29 сентября 2017 года, с участием отечественных и иностранных специалистов по изучению творчества Ю.П. Любимова.

Темы конференции: биография и творческое наследие Ю.П. Любимова; режиссерский метод Ю.П. Любимова; Ю.П. Любимов - новатор в области сценического искусства; Ю.П. Любимов, как основатель Театра на Таганке; Ю.П. Любимов и европейский театр; актерский опыт Ю.П. Любимова; театр Ю.П. Любимова – материалы из собраний музеев, архивов, библиотек, театров; вопросы создания информационных ресурсов о жизни и творчестве Ю.П. Любимова.

Отдельное заседание будет посвящено воспоминаниям о Ю.П. Любимове. Также состоится презентация новых изданий Фонда о Ю.П. Любимове". По итогам конференции будет выпущен сборник статей.

В Государственном Академическом Большом Театре России в день рождения Юрия Любимова, 30 сентября 2017 года, пройдет юбилейный концерт «По священие Любимову».

В концерте примет участие оркестр и хор Большого театра. Дирижер юбилейного концерта - А.А. Ведерников. Музыкальное посвящение будет состоять из произведений тех композиторов, с которыми Юрий Любимов работал и дружил, а также тех, которых ставил в разных оперных театрах мира.

Владимир Мартынов, один из самых признанных композиторов современной России, исполнит свое новое произведение, посвященное многолетнему сотрудничеству и дружбе с Юрием Любимовым. Этот концерт-посвящение будет символичным поклоном реформатору оперного искусства.

Перед концертом пройдет вручение 3-ей «Общественной Премии Юрия Любимова », учрежденной Фондом Ю.П. Любимова.

Одним из главных мероприятий юбилея должно стать открытие мемориальной зоны в кабинете Любимова в Московском Театре на Таганке .

Вход в театр, знакомство с Мемориальной зоной, экскурсии по театральному закулисью, показ спектакля «Добрый человек из Сезуана», с которого началась история легендарной «Таганки» (вход свободный).

Большим подарком зрителям станут гастроли Театра на Таганке по городам России. Это будет возможностью жителям нашей страны напрямую прикоснуться к творчеству Юрия Любимова. Все премьерные спектакли Театра на Таганке, выпущенные в 2017 году, посвящаются памяти Ю.П. Любимова - учителя, наставника, Мастера.

Городской фестиваль под открытым небом «Театральный марш» в 2017 году также будет посвящен памяти Ю.П. Любимова.

Мировая премьера спектакля режиссера Анатолия Васильева «Ста рик и море» по Хемингуэю состоится в рамках Международного те атрального фестиваля им. А.П. Чехова, на сцене Государственного академического театра имени Вахтангова .

Композитор - Владимир Мартынов, в главной роли - Алла Демидова. В спектакле звучит музыка в исполнении ансамбля Опус Пост Татьяны Гринденко.

Сольный фортепианный концерт сэра Андраша Шиффа «In Memoriam Юрия Любимова» пройдет в Большом зале Консерватории 3 октября 2017 года.

Концерт организован Фондом Ю.П. Любимова.

Мировая звезда сэр Андраш Шифф - выдающийся пианист, один из лучших исполнителей фортепианного репертуара.

Обладатель множества самых престижных международных наград и премий, в том числе и двух премий «Грэмми». Игру Андраша Шиффа отличает легкость техники и кристальная чистота исполнения, которые сочетаются с невероятной музыкальностью.

Юрий Любимов относился к Сэру Андрашу Шиффу особенно. Для него он являлся одним из величайших пианистов той плеяды, которые остались навсегда в «Золотом Фонде» музыкантов ХХ и нынешнего веков. У Юрия Любимова была потребность слушать и прислушиваться к его исполнению, каждый раз восторгаясь его утонченной, филигранной техникой и безупречной, врождённой элегантностью его исполнения.

Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» еженедельная программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. Слушайте обзор важнейших событий прошедших 7 дней и анализируйте мнения экспертов и гостей нашей передачи. Итак, в сегодняшнем выпуске:
- поклонники творчества Юрия Любимова вспоминают мастера в день его 100-летнего юбилея;
- рискует ли дело «Гоголь-центра» завершиться осуждением Кирилла Серебренникова?
- 95 лет назад из Петербурга отплыл первый «Философский пароход».

В.Кара-Мурза ― Сегодня исполнилось бы 100 лет Юрию Любимову. Высоко ценит творчество мастера журналист Антон Красовский:
- Театр на Таганке, безусловно, был одним из самых важных театральных и культурных явлений. В 70-е годы в городе Москве Юрий Петрович Любимов – человек, который сделал для русского театра, пожалуй, больше, чем Брехт для немецкого театра. Было два таких человека, с моей опять же точки зрения, Любимов и Товстоногов. И самое главное то, что Любимов, как и Товстоногов же, русский театр – это театр большого актера, он не забивал актера. И мы знаем, что Юрий Петрович подарил России величайшего, с моей точки зрения, поэта второй половины ХХ века Владимира Семеновича Высоцкого.

В.Кара-Мурза ― Таганка быстро переросла статус театра, сожалеет дьякон Андрей Кураев:
- Отчасти это очень печальная роль, потому что те годы, 60-е-70-е-80-е, приучили нас в искусстве видеть все, что угодно, только не искусство. Читать между строк, находить политические аллюзии, заговорщицки перемигиваться и так далее. То есть искусство перестало быть, собственно, искусство стало фельетоном. И в этом смысле качественный зритель в некотором смысле был потерян и не воспитан.

В.Кара-Мурза ― Таганка виртуозно освоила Эзопов язык, убежден журналист Кирилл Мартынов:
- Мне кажется, они разработали, конкретно Любимов разработал такую стандартную модель сопротивления государству – авторитарному или тоталитарному – через искусство. Когда ты берешь какую-то тему, которая вроде бы с современными проблемами не связана, она может быть исторической, например, и внутри этой исторической темы, опираясь на классику, на Пушкина, допустим, раскрываешь какие-то конфликты внутри современного тебе мира. И делаешь это ты так, что чиновникам, в общем-то, не к чему придраться. Нельзя же запрещать постановку Пушкина в театре? Нельзя же сказать, что ты понимаешь, что в русской классической традиции, которая высмеивает бюрократию, вы в 77-м году видите, на самом деле, сатиру на Леонида Ильича Брежнева? Никто не может в этом публично признаться. И вот Любимов предложил стратегию выживания свободного искусства в несвободной стране.

В.Кара-Мурза ― Приметы оттепели считал Театр на Таганке журналист Орхан Джемаль:
- Это была такая штука, которая – отдушина, форточка такая – была оттепель, когда культура рванула, новые тенденции в театре. Не только ведь тогда. А «Современник»? А «Ленком»? Все это начинает расцветать, распускаться. Потом как-то решили, что не то. Пришел Леонид Ильич Брежнев, все это завинтили. Но какие-то определенные форточки все-таки остались. И вот одна из таких форточек – это, конечно, был Театр на Таганке. До последнего, там уже и «Современник» уже съеживался, и «Ленком» потихонечку начал съеживаться. А Таганка она долгое время оставалась такой форточкой. Такая свобода в рамках дозволенного. Понятно, что было бы желание, прикрыли бы там и рука бы не дрогнула. Конечно, это с благословения Фурцевой – она так относилась к этому вопросу. Но при этом надо отдать должное самому Любимову, ему в рамках дозволенного границы были малы. И в какой-то момент, будучи обласканным, облизанным, поглаженным, награжденным, тем не менее, вспылил и отказался возвращаться в СССР. Но это было важно. Это был клапан, я думаю, что совок мог и затрещать по швам и пораньше, не будь таких клапанов, как Таганка.

В.Кара-Мурза ― Театр был глотком свежего воздуха в тяжелой атмосфере застоя, считает журналист Николай Сванидзе:
- Тогда было все, практически, было законопачено. Интеллигенция шла в Театр на Таганке и смотрела, и ловила эти намеки, и восхищалась внутренней свободой. Это было, конечно, подмигивание со сцены, но подмигивание очень высокого уровня. И было ощущение, что ты попал в атмосферу свою. Было ощущение, что ты попал в тусовку, где ты общаешься на понятном языке. Это давало ощущение родства. Это давало ощущение, что ты не один. А это было очень важно.

В.Кара-Мурза ― Сегодня гость нашей студии политик Константин Боровой. Добрый вечер! Сегодня исполнилось бы 100 лет Юрию Любимову. Какова была роль Театра на Таганке в общественной жизни времен застоя?

К.Боровой ― Юрий Петрович Любимов создал, конечно, уникальный, интеллектуальный, творческий, культурный центр в Театре на Таганке, очень характерный для того времени, потому что техника использования Эзопова языка использовалась очень широко. Зрители любили театр, и каждый намек на какие-то актуальные обстоятельства жизни вызывало аплодисменты. А намеков было много. Такой театральный язык создал Юрий Петрович. Театр, конечно, неотделим от Владимира Высоцкого. Вот этот тандем создавал в некотором смысле уникальное творческое явление. Многие приходили в театр не только на Любимого, на его постановки, но и на Владимира Высоцкого. После того, как возникли времена свободы, демократия, Юрий Петрович не отказался от этого творческого кредо. На его спектаклях присутствовал этот важный, для него важный, элемент. Мы очень дружили с Юрием Петровичем втроем – Валерия Ильинична Новодворская, я. Все премьеры его посещали. Он регулярно приглашал. Лерочка очень часто уговаривала его создать что-нибудь такое открытого действия, без намеков, с прямыми призывами. Юрий Петрович деликатно каждый раз отказывался от этих идей. Театр был центром создания нового типа актера. Из театра вышли замечательные артисты театра и кино. Но начинали все под таким неутомимым руководством Юрия Петровича. Совершенно новый тип театра, новая техника, технология. Главную роль, конечно, в театре всегда играл режиссер. Юрий Петрович почти всегда присутствовал в театре, а на премьерах просто садился прямо напротив артистов и корректировал их, ругал – такое ручное управление. Некоторые замыслы Юрия Петровича, может быть, не очень ясны были для зрителя. И нам тоже он не всегда открывал свои секреты, но воздействие его спектаклей было очень сильным. Самое интересное, что было в этом театре, неожиданные решения, неожиданных авторов он приглашал, неожиданных артистов он использовал, или в неожиданном амплуа. Это была очень творческая стимулирующая атмосфера. То, что это закончилось восстанием артистов, было связано, наверное, с тем, что они не очень хорошо понимали, что на самом деле делал Юрий Петрович Любимов. Многие спектакли записаны сегодня, можно их посмотреть – это величайшее достижение театрального искусства. Хотя уже сегодня многое из того, что тогда вызывало очень сильную реакцию – в советские, брежневские времена, и позже - сегодня просто и непонятно зрителю. Но в атмосфере молчания, в атмосфере несвободы, в атмосфере необходимости использования этого Эзопова языка, все это производило очень сильное впечатление. Конечно, Юрий Петрович был в полном смысле этого слова новатором театрального искусства, и открывателем совершенно новых сторон театрального искусства.

В.Кара-Мурза ― На минувшей неделе унизительному допросу подвергся весь коллектив «Гоголь-центра». Варианты разгрома театра не исключает дьякон Андрей Кураев:
- Я думаю, что вариант такой есть. И, честно говоря, я отнюдь не сочувствую господину Серебренникову.

В.Кара-Мурза ― Печальная участь ждет «Гоголь-центр», по мнению журналиста Антона Красовского:
- У меня нет никаких сомнений, что театр будет разгромлен. У меня нет никаких сомнений, что Кирилл Семенович Серебренников будет осужден. И также у меня нет никаких сомнений, что это дело заказное, сфальсифицированное, сфабрикованное, и направленное против либеральных деятелей в культуре. Это очень печально. И это, так или иначе, приведет в конечном итоге к замыканию, так называемого, культурного процесса на театрах Надежды Бабкиной, театре «Глас» и прочей бессмысленной, бездарной, провинциальной самодеятельности, которая в этой стране процветает.

В.Кара-Мурза ― Судьба «Гоголь-центра» висит на волоске, убежден журналист Николай Сванидзе:
- В принципе все возможно, потому что у него, конечно, есть достаточно вроде бы как высокие покровители, но как мы видим по ходу дела, просто по факту его враги значительно сильнее, чем покровители. А это значит, что если они захотят довести дело до разгрома и посадки, доведут.

В.Кара-Мурза ― Смягчение судьбы «Гоголь-центра» ожидает журналист Орхан Джемаль:
- Когда человека отправляют под домашний арест, это все-таки подразумевает, что, скорее всего до смерти бить не будут. Так, нос разобьют и отпустят. То есть вариация на тему, что – вы тут все-таки нарушили, может быть, не в том объеме, в котором следствие предполагало, но нарушили, и за это вам вот 2 годика условно. Естественно, какой-нибудь надзор скажет – может быть ты за границу, ничего страшного… Такой вариант может быть. Могут и пощадить. Но уже такого – нет, ты не виноват, мы тебя просто так держали под домашним арестом – нет, этого уже тоже не будет. То есть, он уже сухим из воды не выйдет.

В.Кара-Мурза ― «Гоголь-центр» рискует быть уничтоженным, опасается журналист Кирилл Мартынов:
- Я думаю, что будет чудом, если театр выживет. Это будет, конечно, очень здорово, но шансов на это очень мало. По крайней мере, в нынешнем виде, может быть, если будет какой-нибудь новый художественный руководитель, то просто под старой вывеской будет какой-то другой театр. Сейчас все идет к тому, что ресурсов человеческих, каких-то креативных, не хватит для того, чтобы этот театр тащить так, как это делал Серебренников. Поэтому, действительно, если он будет вынужден по каким-то причинам, либо в силу приговора, либо в силу каких-то ограничений занятий профессией, либо в силу эмиграции, оставить театр, то, скорее всего и театр тоже прекратит свое существование.

В.Кара-Мурза ― Напомню, что гость нашей студии политик Константин Боровой. Константин Натанович, рискует ли дело «Гоголь-центра» завершится осуждением Кирилла Серебренникова и фактическим разгромом театра?
- Следствие, судя по последним событиям, безусловно, не хватает каких-то фактов, событий, явлений, преступлений. Именно поэтому в качестве свидетелей теперь следователи используют всех артистов театра. Это несколько сот человек, ну уж больше сотни, по крайней мере, которых будут опрашивать на предмет поиска каких-то хотя бы намеков на преступления или отклонения от стандартов. То, что этим занимается ФСБ и их отделения по защите конституционного строя говорит о том, что этому процессу придан политический характер. Ясно, что это результат сегодняшней конкуренции, очень жесткой конкуренции внутри Кремлевских элит, попытка подставить, проявить какого-либо рода преступления, нарушения не театрального деятеля, а его спонсоров, тех, кто поддерживал его, помогал. Похожий процесс же был, когда против Центра «Сколково» было начато расследование. И тоже были поиски таких политических преступлений. Я думаю, что со временем от «Гоголь-центра» отстанут. Вряд ли очень осторожного, деликатного Кирилла Серебренникова можно обвинить какого-либо рода в преступлениях. Я бы не сказал, что он политически особенно активен. Это обычная творческая деятельность, мало чем отличающаяся от того, что делается в других театрах. Просто осуждать Кирилла Серебренникова за то, что он талантливый режиссер, талантливый человек, ну это не достаточные основания. Я думаю, что со временем изменяться распределения сил, расклад в соотношении сил между диванными партиями в Кремле. И от «Гоголь-центра» отстанут. Хотя ущерб, конечно, нанесен колоссальный творческому процессу, деятельности режиссера. Она фактически остановлена, для целей, ну точно никак не связанных с творческим процессом.

В.Кара-Мурза ― 26 лет назад последний съезд объявил о самороспуске ВЛКСМ. Почему же так бесславно закончилась история комсомола? Комсомол пережил отпущенное ему время, убежден журналист Кирилл Мартынов:
- Мне кажется, к концу 80-х годов все почти устали от идеи молодежной организации, которая имеет какое-то идеологическую окраску, и реализует
какие-то задачи, поставленные партией правительства. То есть никто не верил в саму эту идею, может уже не верил лет 10 к тому моменту, а может быть, даже 15 лет. А те люди, которые в этой комсомольской организации, в ее работе, все-таки участвовали активно, они, как правило, преследовали свои личные цели, и видели в этом просто возможность для хорошей карьеры. Поэтому в какой-то момент времени комсомолец стал ругательным словом, которое обозначает такого предельно циничного активиста, который сам не верит ни слову из того, что он говорит, но при этом получает от государства какие-то дивиденды. Потом некоторые из этих комсомольцев стали успешными бизнесменами, освободились от давления этой идеологической рамки, которая на них искусственно накладывалась, занялись делом, к которому они были склонны.

В.Кара-Мурза ― Комсомол полностью выродился к концу своего существования, по мнению журналиста Орхана Джемаля:
- Комсомольцы 20-х-30х годов и комсомольцы 60-х-70х – это две совершенно разные породы, два совершенно разных класса людей. Потому что в 20-х годах – это были очень специфические люди, это были беспредельщики, идейные беспредельщики, которые могли сотворить такое, на что не пошел бы коммунист. Коммунист он все-таки, может быть, необязательно отмороженный человек, среди них было много образованных, даже блестящих людей. А вот здесь именно такая молодежь из самых-самых низов, которая может сотворить самое грязное: может попа убить, может на глазах у всей умирающей деревни церковь порушить. Это такая Зондеркоманда СС. А потом они выдохлись. Я не знаю, как, что, почему. Это может быть предметом исследования. И уже после Второй Мировой войны это были просто карьеристы, для которых это был особый лифт наверх. Причем по своему запалу он был значительно более либеральным, чем какие-нибудь партийные, профсоюзные еще какие-то. Они были более раскованы. Это была такая некая кузница кадров. Через это они стали определенной фракцией в такой партийной системе. Были чекисты, а были, например, комсомольцы. И когда нагибали чекистов, ставили, не знаю, Семичастного во главу КГБ СССР, например. Они превратились в унылых серых бюрократов, которые должны были помереть со всей советской бюрократией, но в силу того, что они были бойкие, либеральные, они очень быстро переквалифицировались в промышленников, банкиров, особенно в банкиров. И строго говоря, финансовый истеблишмент вначале 90-х он состоял либо из комсомольских функционеров, либо из агентурных фарцовщиков, которые из-под полы джинсами торговали и стучали на своих товарищей.

В.Кара-Мурза ― Комсомол рухнул вместе со всей вертикалью власти, убежден журналист Николай Сванидзе:
- Комсомол не мог существовать отдельно от партии, естественно. Комсомол не мог существовать отдельно от Советского Союза. Поэтому, когда рухнула партия, а партия КПСС составляла хребет Советского Союза, с исчезновением партии невозможно было продолжение и существование СССР. А что комсомолу было делать? Комсомол – это была молодежная организация при КПСС, она не могла существовать отдельно от нее, это как дом без фундамента, это невозможно.

В.Кара-Мурза ― Комсомол разделил судьбу СССР, считает журналист Антон Красовский:
- Мне кажется, что так же бесславно и закончилась история КПСС на партийном съезде. Просто закончился Советский Союз, закончилась эта идеология. С другой стороны, мне кажется, что история комсомольцев как раз только началась, когда закончилась история комсомола, в этом смысле они оказались более живучими, чем их старшие товарищи. Потому что именно комсомольцы подхватили на свои крепкие ручонки все, что падало тогда от огромной империи, возглавив огромные корпорации, монополии, нефтяные компании. Если вы вспомните и нынешних и уходящих олигархов – все они, или практически все они были связаны с ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ, районными комитетами комсомола. Возьмите хоть Михаила Борисовича Ходорковского, хоть Потанина, хоть кого.

В.Кара-Мурза ― Комсомол даже проявил своеобразное мужество, убежден дьякон Андрей Кураев:
- Почему же бесславно? Они самораспустились, за это можно было бы орден Ленина дать за такой самокритицизм.

В.Кара-Мурза ― Напомню, что гость нашей студии политик Константин Боровой. Константин Натанович, 26 лет назад последний съезд объявил о самороспуске ВЛКСМ. Почему так бесславно окончилась история комсомола?
- Всесоюзный Ленинский Коммунистический Совет Молодежи – это была структура, призванная готовить молодых коммунистов, смену партии. Достаточно формально эта работа проводилась, хотя очень и активно. Мне не очень повезло, меня не приняли в комсомол, и когда я подавал документы в университет, мне сказали, что не смогут принять документы, если я не вступлю в ВЛКСМ. Пришлось срочно ехать, покупать коробку конфет, бутылку коньяка, договариваться в райкоме комсомола, чтобы меня формально приняли. Договориться удалось, я стал членом ВЛКСМ, документы в университет приняли. Последние годы ВЛКСМ – это включение приоритетно деятелей Ленинского комсомола в кооперативную деятельность. Даже специальное постановление правительства было выпущено, которое разрешало идеологически близким комсомольцам заниматься теми видами деятельности, которые для простых кооператоров не допустимы, не разрешены. Производство видеопродукции – это считалось что ли составляющей, идеологической, воспитательной работой молодежи. Членам ВЛКСМ и организациям кооперативным, которые созданы при райкомах комсомола, им разрешалось этим заниматься. И еще несколько видов деятельности. Это привело к тому, что многие комсомольцы стали успешными предпринимателями. Одна из бирж, которая конкурировала с той, которую создавал я - с российской товарно-сырьевой биржевой - была создана комсомольцами. Не очень успешна. Они ориентировались на протекционизм, они ориентировались на мэр, на Госснаб, который помогал им доставать товары для биржевой торговли. Им были выделены специальные помещения, большие помещения, дорогие, были выделены очень большие средства для обучения, для командировок в Соединенные Штаты. Это, к сожалению, никак не повлияло на успешность комсомольской биржи, она довольно быстро сдулась и исчезла. Тем не менее, многие современные предприниматели появились из этих структур, они назывались тогда – творческие молодежные структуры ВЛКСМ. Творческий потенциал у комсомольцев все-таки присутствовал, надо быть честным, и многие из них использовали его успешно для включения в рыночную экономику. Во многом, конечно, структуры Ленинского Коммунистического Союза молодежи были формальными. Это был путь карьерного роста, который необходимо было проходить молодым коммунистам. Известно, что ВЛКСМ в отличие от Коммунистической партии включал в себя огромное количество молодых циников, которые действительно использовали это только для карьерного роста, ни в какой степени не разделяли коммунистических и идеологических мировоззрений. Делали карьеру, боролись за личную успешную жизнь. Когда это все закончилось, никто не жалел о прекращении существования этих структур. Тем более, что к тому времени многие комсомольцы стали успешными предпринимателями. Сегодня в списках Форбс, я думаю, российских активных комсомольцев больше половины.

В.Кара-Мурза ― В эфире программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. Продолжим наш выпуск через несколько минут.

ПЕРЕБИВКА

В.Кара-Мурза ― В эфире программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. Продолжаем наш выпуск.
95 лет назад из Петербурга отплыл первый «Философский пароход». «Философский пароход» был первым опытом борьбы большевиков с интеллигенцией, считает журналист Антон Красовский:
- Вообще российская власть, находящаяся в авторитарном режиме, боится интеллигенции – это с одной стороны. С другой стороны – тоже нельзя сказать, что тогда большевики прямо сильно боялись интеллигенции. Интеллигенция была очень разная. Интеллигенция, которая потом пришла к власти, а в общем-то, пришли к власти тогда в первые годы после революции не революционные матросы, а именно интеллигенция – дворянин Ленин, Луначарский и так далее. Все-таки у них было другое представление об интеллигенции, это были более молодые, по тому времени более прогрессивные люди. Это, как если бы сейчас вместе с Алексеем Навальным к власти пришла Стрелка, а люди типа Максима Шевченко, который ведь тоже интеллигент, или меня, вынуждены были бы эмигрировать из России. Все-таки будем реалистами, хипстеры – они же тоже интеллигенция. Точно так же, как интеллигенцией был и Владимир Маяковский, и Сергей Есенин. Все эти люди тоже были интеллигенцией. И им как раз досталась Россия.

В.Кара-Мурза ― Большевики призирали интеллигенцию, считает журналист Николай Сванидзе:
- Большевики ненавидели интеллигенцию, они не то чтобы ее боялись. Боятся ее, в общем-то, особых оснований не было. Они ее ненавидели и презирали. Презирали за то, что интеллигенция не борется за власть. Презирали за то, что интеллигенция не корыстна, она в основном не боролась за власть, и не была корыстна. И ненавидели ее, потому что она была глубоко им внутренне чужда. Потому что интеллигенция говорила что-то там о народе, что-то говорила о людях, что-то говорила о правах человека, о совести, о вере в Бога. А все это было глубоко чуждо большевикам, абсолютно, вызывало у них просто рвотное чувство. Ленин ненавидел интеллигенцию, он ненавидел, собственно, два класса или 2-е социальные группы – он ненавидел интеллигенцию, и он ненавидел крестьян. И оба эти чувства у него унаследовал, разделил Сталин. А ненавидели крестьян, потому что они собственники, поэтому на них далеко не уедешь. Как только выпал шанс разорить крестьян, обмануть их – им же обещали землю, на это выиграли гражданскую войну, - на том, что пообещали крестьянам землю. Это был эсеровский лозунг, который взяли у эсеров, и потом выяснилось, что соврали. Привлекли их, войну выиграли, потом ограбили, а потом их уничтожили в период раскулачивания.

В.Кара-Мурза ― Большевики не испытывали страха перед жестокостью, напоминает журналист Орхан Джемаль:
- Я не думаю, что большевики боялись интеллигенции, они, между прочим, у них было шикарное качество – они не боялись. Мы можем по результатам судить так и сяк. Но чего у них не было, так это – они не боялись, и не оборачивались, и не думали – а что с нами завтра будет, если такое мы сотворим. И могли прекрасно ставить к стенке Гумилевых, когда захотели. Я думаю, что «Философский пароход» – это все-таки…Знаете, Владимир Ильич Ленин был интеллигентом, на самом деле. Он никогда бы с этим не согласился, он бы от этого отбрехивался, он бы говорил – это не мозг нации, а экскременты ее, - но в глубине души, в силу образования, в силу идеализма, он был интеллигентом. И вот исподволь он дал «своим» возможность соскочить – Бог с вами, не буду я вас всех под нож. Я считаю, что «Философский пароход» – это определенная добрая воля наиболее просвещенной части большевиков.

В.Кара-Мурза ― Большевики избавлялись от идеологических конкурентов, уверен журналист Кирилл Мартынов:
- Мне кажется, тогда на тот момент в Советском Союзе шла речь о такой зачистке культурного поля, и о том, чтобы у ортодоксальных мыслителей большевиков не оставалось каких-то серьезных конкурентов. Были просто партийные мыслители, писатели, философы, были попутчики, так называемые, которые шли рядом и не слишком мешали. Но вот люди, которые занимали принципиально другую позицию, они были выведены из игры таким образом. С точки зрения дальнейших событий, относительно гуманным способом, бескровным, по крайней мере. И это завершение того процесса, который в Советском Союзе начался тогда, когда сложилась однопартийная система, довольно быстро после вывода из игры эсеров, и была фактически запрещена свободная пресса, хотя изначально большевики под другими лозунгами к власти приходили.

В.Кара-Мурза ― Большевики еще не забыли представления о приличиях, убежден дьякон Андрей Кураев:
- Я не думаю, что они сами думали именно так. Что они боятся именно интеллигенцию. Но вопрос, действительно интересный – почему выпустили? Скажем так, то, что мы сегодня ставим этот вопрос – а почему этот пароход уплыл? Почему их всех не в другом направлении отправили пешим этапом, а дали уплыть? Вот это означает, что стандарты политики и этики, к которым приучены мы, собственно советские граждане, они все-таки отличались от тех стандартов, которых еще все-таки держались, отчасти первые годы, первые советские руководители. То есть представления о приличии и неприличии изменились за годы их правления, а поначалу они поступили, даже в этом случае, как буржуи просто, либеральные буржуи.

В.Кара-Мурза ― Напомню, что гость нашей студии политик Константин Боровой. Константин Натанович, 95 лет назад из Петербурга отплыл первый Философский пароход". Почему большевики так боялись интеллигенции?
- История с «Философским пароходом» началась, конечно, значительно раньше. Я думаю, что попытка Ленина, и коммунистов вообще, большевиков, приручить интеллигенцию делалась с самого начала Октябрьского переворота, или даже до его начала. Еще в те времена, когда им нужна была поддержка интеллектуалов, интеллигенции, когда идеи справедливого устройства мира нравились многим и предпринимателям, и деятелям культуры, философии. Важным моментом для Ленина была история с Максимом Горьким. В 17-18-м году, не приняв результаты революции, вернее увидев эти результаты, Горький написал целую серию статей в газете «Новая жизнь». В этих статьях, конечно, он не принимал большевистскую революцию, отрицал ее, видя и методы деятельности большевиков и результаты. Ленин долгое время пытался воздействовать на Максима Горького. И в 21-м году по инициативе ВЧК Максим Горький, одним из первых, практически был отправлен в эмиграцию – сначала в Германию, а потом в Италию. «Философский пароход» – это 22-й год. Как написал в свое время Лев Троцкий: «Расстреливать их было не за что, но терпеть дальше их причуды не было никакой возможности». Борьба со свободолюбием, со свободолюбивыми людьми, с людьми, высказывающими свои независимые мнения в условиях, когда уже была включена пропаганда, когда средства массовой информации оппозиционные запрещались – был естественным результатом деятельности большевиков. И это, в общем, можно назвать деликатным инструментом в их работе, в их активности, потому что, начиная с конца 20-х годов, уже никого не высылали, уже пароходы из Петербурга, Одессы не выходили. Этих людей направляли в ГУЛАГ. С ними начинали бороться расстрелами. Хотя расстрелы и такие радикальные методы борьбы использовались и до начала вот этих «Философских пароходов», до 22-го года. Лучший пример – это поэт Гумилев, который был расстрелян, ну фактически за недоносительство. В современных условиях этот инструментарий успешно используется. Сегодняшняя власть создает условия для вытеснения интеллектуалов, думающей части общества, которая ну никак не монтируется в современные российские реалии. Люди, которые мешают власти одурачивать народ, проводить пропагандистскую кампанию, они разными способами вытесняются из страны. Это печальное явление. Оно сказывается, безусловно, на технологическом, техническом, научном уровне страны, общества, и приводит к приостановке, или, во всяком случае, снижению интенсивности развития страны, ее научной технологической и образовательной базы.

В.Кара-Мурза ― 76 лет назад начались казни в Бабьем Яре. Однако советская пропаганда даже после войны долго скрывала правду о трагедии. Не отягощать историю Победы лишними подробностями стремились идеологи коммунизма, по мнению журналиста Кирилла Мартынова:
- Мне кажется, это накладывало бы дополнительную тень на образ Победы, и без того, в общем-то, тяжело переживавшегося опыта тем поколением, который тогда был и жил. То есть нужно было заниматься мирной жизнью, строить экономику страны, и все наиболее тяжелые, наиболее странные подробности в войне старались не выносить на флаге. В этом смысле у нас, кстати, разный опыт с немцами, потому что немцы многие говорят, что они перегнули палку в обратную сторону. Если есть здесь, куда вообще перегибать, когда они слишком много говорили о преступлениях военных.

В.Кара-Мурза ― Запретная тема иногда прорывалась на страницах печати, вспоминает журналист Орхан Джемаль:
- Я не считаю, что там особо замалчивали. Я не знаю, как там было после войны, в 50-е. Но во времена моего детства я помню, я читал в литературных журналах, повести про «Бабий Яр». Эта тема достаточно широко присутствовала. Ну, по крайней мере, в 70-е уже она присутствовала. Что значит после войны, я не знаю, это сложная политика – «Бабий Яр» связан с еврейским вопросом. В России отношение к еврейскому вопросу очень динамично менялось. В какой-то момент мы решили, что Израиль это не совсем наши. Хотя изначально полагали, что наши. В какой-то момент возникло какое-то чувство конкуренции, потому что – смотри, мы как-то там освобождали, кровь проливали, огромные потери понесли, а оказывается не мы самые пострадавшие, а вот они, и у них как бы под все это заточено, весь пиар на этом основан. Я думаю, если в 50-е годы и был какой-то сдерживание информации о Бабьих Ярах, условно говоря, потому что там были и в Ростове события, в Прибалтике. Но это все связано как бы с таким политическим отношением еврейскому вопросу.

В.Кара-Мурза ― Забвение «Бабьего Яра» сродни самому Холокосту, убежден журналист Николай Сванидзе:
- В Советском Союзе был государственный антисемитизм. Он начался еще до войны. Своего апогея достиг сразу после войны, при старом Сталине. Но и оставался после смерти Сталина, хотя и не принимал столь страшные людоедские формы. Сталин просто хотел фактически депортировать и в значительной степени уничтожить еврейский народ на территории СССР, всех советских евреев. То есть он, фактически взял этот дикий звериный антисемитизм – он его перенял у Гитлера – и, конечно, в этой связи, при таком уровне антисемитизма государственного, говорить, что Гитлер вообще убивал евреев. Об этом вообще не говорилось, что Гитлер убивал евреев. Говорилось, что Гитлер убивал советских людей, что Гитлер убивал командиров Красной Армии, что он убивал евреев, об этом при советской власти вообще старались не говорить, а при Сталине тем более.

В.Кара-Мурза ― Советская пропаганда ничем не отличалась от зарубежной, убежден журналист Антон Красовский:
- Вообще, советская пропаганда скрывала Холокосту, точно так же, как скрывала Холокост мировая пропаганда. Холокост не был еще тогда на топе информационного потока. Холокост окончательно оформился как исторический факт в 60-е годы, с реальным становлением государства Израиля. Это, во-первых. А, во-вторых, мы же помним, сразу после того, как государство Израиль было признано ООН при огромном участии Советского Союза, между прочим, государство Израиль поссорилось с Советским Союзом. И началась борьба и с внутренним еврейством и внешним еврейством. Поэтому огромное количество фактов, в частности связанным с Холокостом, было утаено. Но еще важно понимать, был основной, с точки зрения Советского Союза, основная причина – в этих погромах, расстрелах, в пытках и казнях принимало участие огромное количество будущего советского народа – украинцев.

В.Кара-Мурза ― Логику советских антисемитов отказывается понимать дьякон Андрей Кураев:
- Действительно, мне не понятная их логика. По крайне мере, на экспорт об этом можно было бы говорить. Это был бы плюс в политическую копилку советской пропаганды. Так что, действительно, не очень понятно.

В.Кара-Мурза ― Напомню, что гость нашей студии политик Константин Боровой. 76 лет назад начались казни в «Бабьем Яре». Почему советская пропаганда даже после войны долго скрывала правду о трагедии?
- Начало этой истории можно исчислять с довоенных времен, когда нацистская Германия и Советский Союз пришли к некоторому соглашению, консенсусу. И известен факт, когда Илье Эренбургу, который активно занимался антифашистской пропагандой в Советском Союзе, в какой-то момент указали на то, что люди определенной национальности мешают естественному развитию теплых дружественных отношений с идеологически близкой фашистской партией и коммунистической партией. После начала Второй Мировой войны, Отечественной войны ситуация изменилась, хотя сразу после войны волна антисемитизма возобновилась с новой силой. Был расстрелян еврейский антифашистский комитет, и, начиная с 48-го года, проводилась очень активно антисемитская государственная программа, которая называлась тогда борьбой с космополитизмом. В этих условиях, конечно, какие-либо упоминания – да, «дело врачей», очень важное событие в истории страны. И «дело врачей», когда врачей евреев и евреев вообще обвиняли в самых разных грехах, несуществующих естественно. Это была государственная кампания, которая довольно резко остановилась со смертью Сталина. В этих условиях, как говорилось тогда, пропагандировать сионизм, а именно сионизмом называлось упоминание евреев в официальной прессе, считалось неправильным. Антисемитская кампания считалась более естественной, поведением идеологически более оправданным. В 70-е годы началась массовая миграция, конфликты с Западом, когда руководство Советского Союза пыталось эту эмиграцию ограничить. И в этих условиях тоже упоминание о жертвах, о Холокосте, о жертвах евреев казалась идеологам, цензорам, редакторам не естественным. Именно поэтому на памятнике жертвам «Бабьего Яра», и в упоминаниях этого трагического события говорилось всегда не о жертвах евреев, а жертвах советских граждан, советских военнопленных, военнослужащих. Даже когда в результате открытия этих «лагерей смерти», концентрационных лагерей, на территории Польши и Германии, в которых уничтожались евреи, в которых реализовывали программу Холокоста – даже эти события назывались преступлением не против еврейского народа, а против советских граждан. И недавно одно из высших должностных лиц России именно так характеризовало события в Освенциме, по идеологическим причинам, все тем же, не желая концентрировать внимание на трагедии именно еврейского народа. То есть это всегда и сейчас это, к сожалению, в некоторой степени, не так очевидно, не так активно продолжается. Всегда это была идеологическая установка, которая не предполагает защиту внутри многонациональной советской общности, каких-то там отдельных евреев. Хотя исчислять это можно и со времен еще дореволюционных, в высокой степени активности черносотенцев, которые сегодня вдруг с подачи власти в некоторой степени, в некоторой степени с подачи русской православной церкви, опять подняли голову. Опять эти царебожцы, которые с большим удовольствием рассказывают о преступлениях евреев, уже опять реанимируются «Протоколы сионских мудрецов», которые были созданы охранкой, и в свое время для создания новой политической ситуации, для раскрутки Палестинского движения, террористического по существу движения, использовались Комитетом Государственной Безопасности на Ближнем Востоке. Как говорится, нет ничего нового, кроме хорошо использованного и очень полезного старого. То есть возобновляются эти старые технологии в современном мире, смотрятся довольно архаично, но, по-моему, производят довольно необходимый нужный власти эффект.

В.Кара-Мурза ― Это все о главных новостях уходящих 7 дней. Вы слушали программу «Грани недели» на волнах радиостанции «Эхо Москвы». В студии работал Владимир Кара-Мурза. Всего вам доброго.

Начинал Любимов как режиссер в 1963 году. На сцене Щукинского училища поставил со своими студентами спектакль «Добрый человек из Сезуана». Это была абсолютно новаторская постановка: динамичная, социально направленная. В театральном мире она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Все в ней было непривычно, в том числе и то, как вели себя на сцене актеры.

Спектакль имел ошеломительный успех, и именно после него Любимов получил свою сцену - Театр драмы и комедии на Таганке. Только очень скоро уникальный театр, а вместе с ним и его худрук, впали в немилость у власти. И даже в опалу. Революции, даже художественные, в те времена были не «в моде».

Граффити в кабинете

Уникален, кстати, был не только сценический почерк Таганки, но и даже кабинет Любимова. Все те, кто хотел выразить солидарность с опальным театром, что-то писали на стенах кабинета Юрия Петровича. Первым это сделал такой же революционер, как Любимов, только в поэзии - Андрей Вознесенский.



Фото: Global Look Press

Билет в обмен на квартиру

Несмотря на раздражение «в верхах», Театр на Таганке стремительно становился островом свободомыслия в театральной Москве. Билеты в кассах раскупались в первый же день продаж, а «с рук» с стоили немыслимых денег, порой сопоставимых со средней месячной зарплатой советских времен. Молодые московские интеллектуалы, не избалованные искренностью сценического действа, брехтовским разговором напрямую «режиссер-актер-публика», стремились попасть «на Таганку», экономя на еде, одежде - на чем угодно. В одном из телеинтервью Валерий Золотухин рассказывал, что кто-то даже поменял ордер на новую квартиру в столице на два билета на любимовский спектакль «Живой» по прозе Бориса Можаева.


С Валерием Золотухиным, 2001 год. Фото: Global Look Press

30 лет актерства



Спектакль «Цветные киноновеллы. Свинопас», 1941 год

До этого почти 30 лет Любимов посвятил Театру имени Е. Б. Вахтангова. Здесь начиналась блестящая актерская карьера будущего великого режиссера. От актерства, кстати, он решил отказаться аж в 45 лет, сделав исключение только в 1973 году - для главной роли в одном из самых уникальных совеских телеспектаклей, поставленных Анатолием Эфросом, - «Всего несколько слов в честь господина де Мольера».


«Спектакль Каин XVIII», 1963 год



Спектакль
«Много шума из ничего », 1956 год



Кадр из фильма
«Кубанские казаки », 1949 год

Красота вне возраста

По рассказам современников, Юрий Петрович был необыкновенно красив, и не только в молодости, а всегда. Его внешняя красота усиливалась светом таланта и харизматичностью. И вниманием женщин, естественно, не был обделен.

Первая жена, балерина Ольга Ковалева, подарила ему сына Никиту. Но их союз был недолгим. Потом были романы, романы… которые вроде надолго приостановил брак с актрисой Людмилой Целиковской. С ней Любимов прожил около 15 лет.


Людмила Целиковская и Юрий Любимов. Фото:Global Look Press

Любовь с первого взгляда

С Каталин Кунц они встретились в 1976 году, во время триумфальных гастролей Театра на Таганке в Венгрии. Каталин работала тогда в обществе Советско-венгерской дружбы и отвечала за культурные контакты между этими двумя странами. Она-то и занималась организацией гастролей театра. Любимов вспоминал, что с первого взгляда они поняли: это любовь. Но в тот момент оба были не свободны и соединить свои судьбы смогли только через год. А вскоре родился сын Петр. В непростые годы иммиграции для опального режиссера особенно важна была поддержка любимой жены и сына. Каталин была рядом с Юрием Петровичем до последних дней.


С женой Каталин и сыном Петром. Фото: Global Look Press

Дружба с Высоцким

Любимов - режиссер, открывший Высоцкого-актера. Они дружили и доверяли друг другу. Последний раз Высоцкий сыграл в «Гамлете» 18 июля 1980 года. А день его похорон - 28 июля - стал переломным моментом в истории Театра на Таганке.

Утром пришло предписание первого секретаря Московского горкома партии Виктора Гришина, в котором детально пояснялось, как не нужно хоронить поэта: категорически запрещалось проведение панихиды и народного шествия. Мастер вспоминал в одном из интервью: «Человек умер, а они безобразничают… а я буду потакать их безобразию? Что тихонечко похоронить, как собаку? Я и возмутился - просто сказал: «Вы ему мешали жить, а хоронить его будут друзья». После этого и получилось, что я должен был уехать».


Владимир Высоцкий и Юрий Любимов после спектакля «Пугачев». Фото: Global Look Press

Изгнание из «рая»

После ставших всенародными похорон Высоцкого, любимовские спектакли один за другим запретили. Юрий Петрович уехал в Лондон - для постановки «Преступления и наказания». Но именно в этот момент его освободили от должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке и лишали советского гражданства.

Театр был в трауре, актерам запретили даже упоминать имя Ю.П. (а именно так его называли друзья и соратники). Режиссер был вынужден иммигрировать в Израиль. Но при этом он активно работал по всей Европе, ставил спектакли в Америке и даже в Японии.

Самый драматичный «спектакль»

Только в 1989 году Юрию Петровичу вернули советское гражданство, и он вновь переступил порог родного театра. Учитывая западный опыт, он принял решение перевести часть труппы на контрактную систему. Но это тогда понравилось далеко не всем.

9 января 1992 года разыгрался, пожалуй, самый драматичный «спектакль» в истории «Таганки», положивший начало трагическому расколу театра. Артист Николай Губенко назвал Любимова лжецом, сказав, что актеры его ненавидят. От Театра на Таганке откололось Содружество актеров Таганки под руководством Губенко. Поделили и здания: старое осталось за любимовцами, а в новое перешло к губенковцам.

В 2011 году случился еще один конфликт между актерами и мастером - из-за гонораров за один из сыгранных спектаклей. Тогда-то режиссер и подал отставку. Потом ставил спектакли в Театре имени Е. Б. Вахтангова, в Большом и в «Новой опере».

97 лет свободы


Фото: Global Look Press

Человека, никогда не зависевшего от политики, демонстративно декларировавшего эту свою независимость, Юрия Любимова называли глотком свободы в несвободной стране. Его лишали Родины и гражданства, на его долю выпало трагическое изгнание и триумфальное возвращение. Мастер, каких мало, дважды пережил предательство своих учеников. Великий режиссер, создавший новую театральную школу, скончался во сне 5 октября 2014 года в возрасте 97 лет.

Энергия навсегда

Сегодня Мастеру с Таганки 100 лет. Целый век, и этот век им в чем-то определен. И отмечен. И изменен. Не одно поколение сверяло свою жизнь с Таганкой и спектаклями, которые сделал Мастер. Восхищалось его артистами и вырастало на песнях его главного хрипатого Гения. Мастер Юрий Любимов… он сам как век - яростный, яркий, противоречивый, одинокий, мощный.

Странное дело, еду по Москве и много где натыкаюсь на Юрия Петровича. То есть начинаю думать о нем, хотя до этого и не помышляла: Таганка (его театр вместе с площадью) - только он. Конфедерация театральных союзов и Чеховский фестиваль, что в Леонтьевском переулке, - он. Отель «Мариотт» на Тверской, а может, и на Петровке - здесь мы пили с ним кофе. А в Вахтанговский на Арбате, когда он репетировал «Бесов», я заглядывала, чтобы встретиться с Каталин. Но ведь с этими зданиями в разных уголках Москвы связаны и другие люди, думаю я, так отчего же о них я думаю редко или не думаю вовсе, а о Юрии Петровиче сразу вспоминается, и часто. Почему? Тут, думаю я, наверное, действует закон сохранения энергии: чем сильнее она у человека, тем мощнее въелась, прямо-таки вгрызлась в каменные стены, чтобы остаться там навсегда и не отпускать. Любимов - это как раз та самая энергия, что навсегда.

С женой Каталин. Фото: vetervostok.blogspot.ru

Будапешт. Королевский замок высоко над Дунаем, и мы (Ю.П., Каталин и я) прожигаем воскресный день под ослепительным апрельским солнцем. Прожигаем, надо сказать, красиво, нахально и весело. Потому что ситуация все равно безнадежная и от нас не зависящая: вылет нашего самолета с утра отложен до полуночи, вот мы и позволяем себе то, чего не можем позволить в Москве, - расслабиться и получить удовольствие.

Юрый, не ешьтэ эту калбасу, она капченая, вам вредно, - это Каталин строгим голосом. Можно подумать, что она доктор-диетолог: того не ешьте, этого не пейте. А ее «Юрый» все равно «подворовывает» со стола в кафе, где мы приземлились: то рюмочку опрокинет, «пока Катька не видит», то салями кусок целиком заглотнет, не прожевав, «если Катька бдительность потеряет»…

Вообще, эта пара еще тогда, в далеком 2001-м и много позже, производила на меня неизгладимое впечатление. И снаружи (всегда выделялась из толпы необъяснимой особенностью), и тем, что происходило меж ними и что они не скрывали. Да они шутили своей любовью, и делали это весьма элегантно. Она - как будто строгая и воспитанная барышня, а он - хулиган, соблазнивший такую вот венгерскую гордячку своим ярким и яростным способом жить.

Да я же шпана был, шпана таганская, - вспоминал тогда, в Будапеште, Юрий Петрович, - мне один раз так накостыляли, что я еле домой дошел. Мать дверь открыла и обмерла от моего вида…

Пятница в фильме «Робинзон Крузо», 1947 год.

Дальше шли подробности с комментариями к прошлому житью-бытью. А я тогда и потом поражалась его такой откровенности, которую не всякий публичный человек, да еще с мировым именем, себе позволял. Безоглядная детская открытость, после которой что хочешь, то и думай о нем. А его это не волнует. Да плевал он на то, кто и что про него подумает. Его дар - жить и творить - как будто и не нуждается в чужих «думалках»: Любимов слишком сильный, слишком цельный и неделимый. Красивый мужчина, так похожий на стареющего, но не старого льва. Потому что красиво стареет.

У этой открытости есть безусловные плюсы, но и болезненные минусы. Да, ею он обезоруживает всякого, но без расчета - просто по-другому не умеет. Но и сам страдает, поскольку открытость исключала какую-либо защиту. На репетиции спектакля «Горе от ума» я вижу, как он вдруг теряется, когда на свое замечание получает со сцены спор в хамоватой манере. Но это растерянность не перед хамством невоспитанного артиста, а перед примитивной заземленностью человека вообще, его одноклеточным устройством. Как же так? Ведь он столько работал над ее исправлением, пытается облагородить природу, наивно полагая, что та рано или поздно превратился в породу (а вдруг?), а в результате что он имеет? Наглость зарвавшегося артиста? В этот момент его широкие сильные плечи вдруг как-то мягко опадают. Но, оказывается, ненадолго: Юрий Петрович обиду не держит. Ему просто некогда - премьера же через неделю.

В фильме «На подмостках сцены», 1956 год.

Вот он сидит в своем кабинете на втором этаже. Стены белые, и одна, что за спиной, вся в надписях - ему, о нем, о его беспутных и таких разномастных, но все-таки любимых артистах. Филатов, Демидова, Высоцкий, Золотухин, Славина, Жукова, Смехов, Фарада, Полицеймако, Шаповалов, Антипов - представители золотого периода Таганки. Разная степень дарования, разные характеры, судьба. Но все они - птенцы его гнезда, даже в самостоятельном полете сохраняющие его родовые черты - какую-то дерзкую независимость, некоторых, правда, сильно обманувшую.

Но не о них речь, а о том главном человеке, кто собрал свою драгоценную коллекцию и стоял над ними, позволяя им встать наравне с собой. Не каждый смог сохранить себя и свое достоинство на такой высоте. Кто-то кубарем полетел вниз, приняв падение за свободный полет. А он остался - в своем кабинете, под белой стеной с разноцветными автографами великих, которые восхищались театральным домом, построенным Любимовым, и его свободолюбивыми обитателями. Даже теперь, когда его нет в этом доме почти 900 дней, я вижу его здесь и только здесь - за небольшим столом под этой стеной.

С Мариной Ладыниной в фильме «Кубанские казаки», 1950 год.

Ах, как горько… Оттого, что Юрий Петрович не засмеется, не рассердится, не поразит парадоксальным ответом: вот кто истинный парадоксов друг. Эта осиротившая стена - свидетель времени, событий, судеб… Круг Любимова - ученые, философы, художники, но не представители власти, терпевшей дерзости режиссера и цинично позволяющей интеллигенции иметь в лице Таганки клапан для выпускания пара. Не допущены в его кабинет и разбогатевшие цеховики, отчаянно строившие свой бизнес в подполье плановой экономики СССР. Про модных персонажей и говорить нечего: с наступлением нового времени новой России им путь сюда заказан. Тут у Любимова нет двойных стандартов, он не бегает меж кремлевских башен, как это стали делать некоторые его коллеги. Он - Художник, Мастер. А Мастеру такая суетливость не пристала. И это - главный урок Мастера.

В фильме «Каин XVIII», 1963 год.

Как и еще один урок - великодушия. Эпизод, за который мне до сих пор стыдно: события на гастролях Таганки в Чехии, которые повлекли за собой трагические перемены в жизни театра. Тогда я не поверила Юрию Петровичу и заняла позицию наблюдателя. Через полтора года, уже оказавшись в Чехии, докопалась до сути: до вранья переводчицы, которая ввела в заблуждение журналистов. Поняла свою ошибку, позвонила Юрию Петровичу и просто, без объяснений сказала: «Юрий Петрович, простите меня». На другом конце была секундная пауза, показавшаяся мне вечностью. Без лишних слов я была прощена. Великодушие - свойство только по-настоящему больших людей и истинных талантов.

И, наконец, наша последняя встреча. 95-летний Юрий Петрович приходит в редакцию «Московского комсомольца» - в театральной премии «МК» (кстати, единственной газетной премии в России) он объявлен «Человеком года». Точнее, сначала он не приходит, потому что Каталин, которая за рулем, заблудилась. А мы-то все уверены, что у Любимова есть персональный шофер. Оказывается, нет. Живут скромно после ухода с Таганки.

Но вот они с Каталин добираются до редакции. По коридору идет седой как лунь человек. Глаза его голубые-голубые и смеются. Это ему 95? Ему-ему, но он такой свободный, такой радостный! Сидит за столом главного редактора, пьет водку, закусывает копченой колбасой и просто треплется - про театр, политику, опять театр.

Все-таки странное дело - еду по Москве и много где натыкаюсь на Юрия Петровича. То есть думаю о нем, хотя до этого и не помышляла: Таганка (его театр вместе с площадью) - это он. Конфедерация театральных союзов и Чеховский фестиваль, что в Леонтьевском переулке, - он. Отель «Мариотт» на Тверской, а может, и на Петровке - здесь мы, кажется, пили с ним кофе. В «Шереметьево» на рассвете прилетали из Будапешта, а в Вахтанговском он репетировал «Бесов», и я заглядывала туда, чтобы встретиться с Каталин. Я прошу у него прощения и думаю о нем. Почему? Наверное, закон сохранения энергии - самый главный: чем она сильнее у человека, тем мощнее въелась, прямо-таки вгрызлась в каменные стены, чтобы остаться там навсегда. Любимов - это как раз та самая энергия, которая навсегда.

Юрию Петровичу Любимову сто лет. Сто лет! Такая длинная, причудливая, непростая жизнь.

Так много замыслов и их воплощений. Так много блестящих побед и явных неудач.

Так много славы и испытаний. Так много обожания и предательства.

И бесконечность таланта. И тьма работы.

Юрий Любимов в молодости

Это целый архипелаг - Таганка. Состоявший из островов, островков и кочек, морей, озер и луж.

Их всех объединяла планета - Любимов.

Рядом с ним маленькие звезды вспыхивали, большие сияли прожектором, а светила только увеличивали орбиту движения этого особенного небесного тела - Юрий Петрович.

Но только при его просвещенном абсолютизме могли стать одним организмом птенцы гнезда Юриева - Смехов, Демидова, Шаповалов, Трофимов,Ронинсон, Славина, Полицеймако, Хмельницкий, Фарада, Золотухин, Бортник, Межевич, Филатов, Дыховичный.

Юрий Любимов в театре

И Высоцкий...Пришелец и посланник. Лишь бы к кому не явился бы.

Юрий Любимов и Владимир Высоцкий

Только в его, любимовский, дом радостно и озабоченно входили Трифонов и Можаев, Евтушенко и Вознесенский, Борис Васильев и Солженицын, не тесня и не мешая Достоевскому, Пушкину, Брехту, Булгакову...

Своим знаменитым фонариком Любимов высветил чудеса, рожденные фантазией гениального Давида Боровского, и прекрасные лица своих единомышленников.

Конечно, он был не сахар. Конечно, многим кровь попортил. Конечно, раздражал и часто ошибался. Все это неважно. Таким. как он, можно. Их слишком мало, их судить не стоит. Их надо помнить.




Top