30 июля 1970 воздушный бой. Советские летчики против ВВС Израиля

Сейчас после уничтожения российского Ил-20 перепуганными до смерти сирийскими прокси, кстати, российской зенитной ракетой многие эрэфские политики и даже простые граждане не то по своему слабоумию, не то в порыве эйфории от безнаказанности за преступления, совершаемые ими по всему миру, вдруг стали высказываться о нанесении чуть ли не массированных ракетно-бомбовых ударов по территории Израиля, обвинив ВВС этой страны в «подлой» подставе.

Примечательно то, что в российско-советской истории уже были подобные «резкие» взгляды на происходящее и горячие головы, которые уже пытались дать «по рукам» зарвавшимся «сионистам». Произошло это в далеком 1970 году, а что из этого получилось, Вы можете узнать из ниже приведенной статьи, которую мы публикуем в оригинале.

Операция израильских ВВС «Римон 20» («Ветка»), успешно осуществленная 30 июля 1970 года над Синайским полуостровом против русских летчиков, по праву занимает видное место в истории военной авиации.

Израильтяне в ходе скоротечного боя в небе Синая сбили пять русских истребителей, при этом не потеряв ни одного своего. Три русских аса в ходе боя были уничтожены. Результаты боя повлияли на отказ от участия в дальнейших воздушных боях советской авиации и окончание так называемой «Войны на истощение».

Этот воздушный бой в небе Синая стал наибольшим поражением русских летчиков со времен Корейской войны. Он долгое время замалчивался советской пропагандой, поэтому сейчас никому фактически неизвестен.

Летом 1969 года в районе Суэцкого канала для прикрытия египетских сухопутных войск было развернуто 7 зенитно-ракетных дивизионов С-75 «Двина», которые были поставлены Египту СССР и обслуживались в своем большинстве советскими специалистами. За пять дней (в период с 20 июля по 24 июля 1969 года) израильской авиацией шесть из них были практически уничтожены.

Израильские ВВС, имея высокую боеспособность и совершенную организацию, перенесли удары вглубь территории Египта. Использовав особенности рельефа местности, израильские военные самолеты летали на сверхмалых высотах (не более 30 - 50 метров), что было вне зон действия египетских РЛС и зенитной артиллерии, не говоря уже о ЗРК С-75.

Все это побудило тогдашнего лидера Египта Нассера обратиться к СССР с просьбой о предоставлении более эффективной защиты от израильских самолетов, которые в тот период уже смело летали в небе Каира.

СССР в числе прочих сил направил в Египет и авиационную группу под командованием генерал-майора авиации Г. У. Дольникова, в которую вошли 135-й истребительный авиационный полк (40 истребителей-перехватчиков МиГ-21МФ) и 35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья (30 истребителей МиГ-21МФ и МиГ-21РФ).

Патрулирование египетского неба советскими летчиками вынудило израильское командование ограничить рейды своих самолетов вглубь Египта, однако взаимных боевых столкновений долгое время удавалось избежать.

25 июня 1970 года два МиГ-21, пилотируемые летчиками Крапивиным и Сальником скрытно приблизилась к группе израильских «Скайхоков» и поразила один из них ракетой Р-3С. По одним данным израильский самолет при этом был уничтожен, а пилот погиб, по другим – штурмовик успешно долетел до своей базы, где совершил аварийную посадку.

27 июля 1970 года совместно с египетскими ВВС русские летчики предприняли неудачную попытку заманить израильтян в засаду, после чего два самолета египтян МиГ-17 были сбиты израильскими «Миражами».

После этих инцидентов израильское командование спланировало и блестяще осуществило операция «Римон 20». 30 июля 1970 года два «Фантома» атаковала РЛС в районе Сохны на западном берегу Суэцкого канала. Четыре «Миража» на предельно возможной высоте углубились в территорию Египта. Следом за ними, на низкой высоте вылетели четверка «Миражей» и четверка «Фантомов» под началом Авиху Бин-Нуна. Русские ПВО идентифицировали первую четверку, как два разведывательных истребителя «Мираж».

В это время на командном пункте «Бир-Арейда» в это время находились начальник штаба ВВС Египта генерал Мубарак и командующий советской авиационной группой генерал-майор авиации Дольников. Мубарак тщетно пытался убедить Дольникова в том, что израильские летчики пытаются заманить русские самолеты в ловушку. Однако Дольников счел, что два одиноких разведывательных самолета станут легкой добычей его подопечных. Он распорядился поднять в небо двадцать «МиГов», чтобы отрезать «Миражам» все пути к отступлению на израильскую территорию.

Поднятые в небо три группы русских «МиГов» приближались к звену израильских «Миражей» на встречных курсах. Восемь «МиГов» под командой капитана Юрченко сблизилась с первой демонстративной четверкой «Миражей», которые, действуя в рамках собственного плана операции, тут же неожиданно развернулись на 180 градусов. Россияне, усиленные еще восмью истребителями звена капитана Каменева, начали преследовать израильтян.

Шестнадцать «МиГов» имели значительное численное преимущество над четверкой «Миражей», поэтому без труда вышли на позиции для атаки. В это время генерал Мордехай Ход отдал приказ демонстративной группе нанести по преследующим русским «МиГам» вспомогательный удар. Для этого две пары «Миражей» разошлись в противоположные стороны и, сбросив подвесные топливные баки, развернулись боевой порядок.

Русские летчики неожиданно для себя обнаружили вместо двух разведывательных самолетов четверку «Миражей». Капитан Юрченко при этом доложил на командный пункт о том, что видит, на что последовала команда генерала Дольникова на уничтожение «Миражей», однако советские летчики не смогли услышать это распоряжение, так как израильтяне блокировали эфир радиопомехами.

Русские асы вдруг обнаружили, что они пребывают в окружении восьми «Миражей» и блокированы сверху еще четверкой «Фантомов».

Генерал Ход тут же ввел в бой ударную группу, которая шла на предельно низких высотах. Четверка «Миражей» открыла пушечный огонь, от которого русские пилоты в панике начали маневрировать, однако четверка «Фантомов» произвела в этот момент ракетную атаку при наборе высоты.

Первый русский «МиГ» был уничтожен пушечным огнем «Миража», второй - ракетой «Спэрроу», выпущенной истребителем Авиху Бин-Нуна. Израильскому аса Ашеру Сниру удалось сбить третий «МиГ» ракетой на высоте в 10 тысяч метров, при этом русский пилот сбитого «МиГа» смог катапультироваться. После уничтожения израильтянами четвертого и пятого «МиГов», Дольниковым был отдан приказ выход из боя, что фактически вылилось в бегство.

Бой над Синаем длился около 6 минут. Мордехай Ход не разрешил преследовать убегающие русские «МиГи» и приказал израильским летчикам возвратиться на базу.

Взлетевшая свежая четверка «МиГов», приблизившись к месту боя, обнаружила на земле только три горящих русских самолета.

В результате боя пять русских истребителей МиГ были сбиты, при этом погибли летчики капитаны Журавлев, Юрченко и Яковлев. У израильтян самолет Ашера Снира был подбит ракетой с «МиГа» капитана Ивлева, однако израильскому пилоту удалось долететь до своего аэродрома.

ОПЕРАЦИЯ «Римо́н 20» - кодовое название воздушного боя израильских ВВС против советских лётчиков-истребителей, размещённых в Египте, состоявшегося в ходе Войны на истощение 30 июля 1970 года, в результате которого пять советских истребителей МиГ-21 были сбиты израильскими истребителями F-4 Phantom и Mirage III.
Результат столкновения привел к заключению длительного перемирия между Египтом и Израилем (8 августа 1970 — октябрь 1973 года), а командующий ВВС СССР маршал Павел Кутахов запретил своим пилотам вступать в бой с израильскими истребителями. Руководство СССР уведомило египетскую сторону, что далее не может оказывать помощь египетскому правительству в обеспечении неприкосновенности египетских воздушных рубежей.

30 июля 1970 года. Около полудня пара «Фантомов» атаковала РЛС обнаружения в Сохне на западном берегу Суэцкого канала. Четвёрка «Миражей» на предельной высоте двинулась в глубь египетской территории. Следом, на бреющем полёте вылетела вторая четвёрка «Миражей» и четвёрка «Фантомов» под командованием Авиху Бин-Нуна. Первая четвёрка «Миражей» (демонстративная группа) летела по парам очень близко друг к другу. На экранах советских радаров светились лишь две точки. В эфир выходили только два лётчика, летавших ранее на разведывательных «Миражах», голоса которых были известны местным радистам. Операторы радаров приняли четвёрку истребителей за два разведывательных «Миража». На выносном командном пункте «Бир-Арейда» в это время находился начштаба ВВС Египта генерал Мубарак и советник командующего ВВС Египта, командующий советской авиационной группой генерал-майор авиации Дольников. Мубарак предупредил Дольникова, что израильтяне заманивают советских летчиков в ловушку, но тот считал, что два разведывательных «Миража», не имеющих вооружения, станут легкой добычей. Дольников помнил, что 18 апреля самолеты-разведчики ушли от «МиГов».

Он приказал поднять в небо двадцать «МиГов», чтобы отрезать «Миражам» пути к отступлению. С египетского аэродрома в Бени-Суэйф (180 км южнее Каира)поднялись две четверки «МиГов» под командованием капитана Юрченко. Ещё две четвёрки «МиГов» под командованием капитана Каменева взлетели с аэродрома Ком-Аушим (120 км на юго-восток от Каира), пятая четвёрка поднялась с аэродрома в Катамие.

Три группы «МиГов» приближались к звену «Миражей» на встречных курсах. Восьмёрка «МиГов» под командой капитана Юрченко сблизилась с демонстративной группой, но «Миражи» неожиданно развернулись на 180°, а к команде преследователей присоединилась восьмёрка «МиГов» под командованием капитана Каменева. Шестнадцать «МиГов» летели за демонстративным звеном «Миражей», имея огромное преимущество. Когда ударная группа заняла выгодную позицию для нанесения главного удара, Мордехай Ход отдал приказ демонстративной группе нанести по «МиГам» вспомогательный удар. Две пары «Миражей» разошлись в стороны, сбросили подвесные баки с горючим, развернулись и, заняв боевой порядок, начали сближаться с «МиГами».

Советские лётчики вместо двух разведывательных самолётов неожиданно обнаружили четвёрку «Миражей». Правильно сориентировавшийся в обстановке капитан Юрченко доложил на командный пункт: «Вижу четвёрку истребителей». Генерал Дольников отдал приказ на уничтожение «Миражей», но советские лётчики не услышали эту команду — в 14.20 израильтяне включили радиопомехи и забили советскую линию связи. Советские лётчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четвёркой «Фантомов». В этот момент четвёрка «Миражей» нанесла ракетный удар.
Генерал Ход ввел в бой ударную группу, шедшую на бреющем полёте. Четвёрка «Миражей» взмыла вверх, открыв огонь из пушек. Переключившись на запасную радиочастоту, советские пилоты начали маневрировать, чтобы уйти от огневого удара. Но вверх взмыла четвёрка «Фантомов», которые произвели ракетную атаку при наборе высоты.

Первый «МиГ» был сбит пушечным огнём «Миража», следующий — ракетой «Спэрроу», пущенной Авиху Бин-Нуном. Ашер Снир сбил «МиГ» ракетой на высоте 10 тысяч метров. Пилот сбитого «МиГа» катапультировался. Но Снир увлёкся погоней и не заметил атакующий его сзади самолёт капитана Владимира Ивлева. Ракета Р-3С повредила «Мираж», Снир вышел из боя и сумел сесть в Рефидим. После потери четвёртого и пятого «МиГов» Дольников отдал команду лётчикам оторваться от израильтян, и советские лётчики стали выходить из боя.

Бой длился 6 минут. В 14.26 Мордехай Ход запретил преследовать «МиГи» и приказал израильским лётчикам вернуться на базу.
Четвёрка (Саранин, Васильев, Мазур, Супрун) взлетела после старта четвёрки Юрченко через три минуты и прибыла к месту боя, где уже никого не было, и виднелись только три дыма от упавших самолётов

Особо рекомендую тем “израильтянам”, кто, валяясь на хайфском пляже, потягивая пиво или минералку на набережной Тель-Авива, гуляя по Иерусалиму, принимая ванны Мертвого моря, ностальгирует по СССР – какую страну мы потеряли… И еще раз напомню Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ: “Российская Федерация – есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)”.

Да и перед тем, как 9 мая надевать на себя и на детей советскую военную форму не худо вспомнить было бы…

Проиграв начисто Израилю Шестидневную войну, президент Египта Насер, тот самый, что был Героем Советского Союза, Гамаль Абдель на всех Насер не утихомирился, и решил зайти с другого бока.

Так называемая “Война на истощение” (1967-1970) началась с того, что 21 октября 67-го египтяне потопили израильский эсминец “Эйлат”. На следующий день израильская артиллерия обстреляла нефтеперерабатывающий завод в Суэце.

ООПовские теракты, к тому времени банду уже возглавлял будущий лауреат Нобелевской премии мира Арафат, на территории Израиля, обстрелы Кирьят-Шмоны, долины Иордан и Бейт-Шеан. Участившиеся случаи захвата самолетов и нападения на представительства Эль-Аль и другие израильские учреждения за границей.

26 декабря 1968 года арабские террористы обстреляли израильский самолёт в аэропорту Афин, погиб гражданин Израиля.

В ответ Израиль проводит операцию “Дар”, о ней подробно отдельно, сегодня в общих чертах. Решено уничтожить самолёты арабских авиакомпаний в международном аэропорту Бейрута. Почему именно Бейрут? А в Ливане в те времена базировался НФОП (новый фронт освобождения Палестины). Участвовали спецназ Генштаба и десантный спецназ. Командовал операцией бригадный генерал, светлой памяти, Рафаэль Эйтан, легендарный Рафуль.

За 15 минут израильские спецназовцы приземлились, взорвали 14 самолетов арабских авиакомпаний, не нанеся ни малейшего ущерба самолетам других стран, и вернулись домой все живые, здоровые, невредимые.

Но вернемся к сегодняшней теме. И все же, несмотря на теракты и обстрелы, самая серьезная опасность исходила от Египта. Раздухарившись, Насер объявляет, что Египет больше не считает себя связанным соглашением о прекращении огня, достигнутом в Шестидневной войне, и ведет против Израиля “войну на истощение”.

СССР лихорадочно пытается восстановить военный потенциал своих арабских друзей – на миллиарды долларов поставки вооружения. Однако бои на линии разделения израильских и египетских войск показывают полную несостоятельность арабского союзника СССР.

Израиль отвечает. Десантные отряды нападают на объекты по всей территории от верховьев Нила до западного берега Суэцкого канала. Авиация Израиля наносит удары по египетским зенитным батареям и постам, промышленным и энергетическим центрам. 47 египетских самолетов сбито в 69-ом. Израиль достигает полного господства в воздухе.

Понимая, что истощается не Израиль, а он сам, Насер тайно мчится в Москву и, как вспоминают, очевидцы, буквально валяется в ногах у “дорогого Леонида Ильича”, умоляя “помогите, люди добрые, сами мы не местные, направьте в Египет ПВО и авиацию”. Ну, и как отказать Герою Советского Союза? Борцу, патриоту, другу, соратнику… (дальше впишите сами на свой вкус)? Решение удовлетворить Насера принимает само Политбюро ЦК КПСС вместе с высшим командованием СА.

В 1970-ом израильская авиация усиливает атаки на лагеря египетской армии, стремясь принудить Египет к соблюдению соглашения о прекращении огня. А уже в марте того же 70-го всевидящий Моссад докладывает о прибытии русских в роли не советников, а бойцов, и возникает серьезный вопрос – насколько оправдана стрельба по самолетам с русскими экипажами? Не станет ли это искрой для большой войны?

– Нет, мы должны драться, – говорит премьер-министр Голда Меир, – при необходимости немедленно вступайте в бой.

6 марта 1970-го в каирском аэропорту советские летчики и техники, только что прилетевшие на транспортных самолетах, получают “черную метку” – на высоте 50 метров над ними прошла пара “Фантомов” с шестиконечными звездами на фюзеляжах.

Общая картина меняется. Избегая прямого столкновения с СССР, израильтяне усиленно бомбят египетские позиции вдоль канала, дабы помешать установлению там зениток, но воздерживаются от проникновения вглубь египетской территории.

Итак, ВВС СССР и ВВС Израиля тщательно избегают боевых столкновений друг с другом в воздухе. Ничего из сегодняшних событий в Сирии не напоминает?

Долго так продолжаться не может, и в июле 70-го советские ракеты “земля - воздух” впервые применяются против израильской авиации, повредив израильский штурмовик “Скайхок”. В ответ Израиль заявляет, что, не желая столкновений с СССР, он вместе с тем сорвет любую попытку заставить его отступить от Суэцкого канала без мирного соглашения. Израиль усиливает радиоэлектронную разведку, переговоры советских военных в эфире прослушиваются русскоязычными военнослужащими ЦАХАЛа, что дает ВВС Израиля возможность максимально четкого представления о происходящем.

С первой половины апреля 1970 года начинаются еженедельные встречи русских с израильтянами в воздухе. В бой не вступают. Израильские летчики внимательно наблюдают за поведением вероятных противников, отслеживают их маневры и схемы построения во время вылетов, изучают манеру управления советских истребителей.

Советским пилотам тоже пока рекомендовано “держать дистанцию”, используя свой козырь – большую тяговооруженность МиГ-21. Здесь главное – позиция вначале боя и порция резких, энергичных маневров, позволяющих сберегать энергию, постоянно оставаясь в более выгодном положении.

Для справки. Операция по созданию группировки советских войск в Египте в составе 32 тысяч военнослужащих получила название «Кавказ». Возглавил ее главком войск ПВО страны маршал П.Ф. Батицкий. Отправка войск и боевой техники морским путем производилась из порта Николаев в первых числах марта 1970 года в атмосфере полной секретности. Личный состав был переодет в гражданское, никаких документов. Существовал строжайший приказ стрелять без колебаний по тем, кто «попытается выпрыгнуть за борт».

Прибыв на место, советские военнослужащие сразу же переодевались в египетскую военную форму без знаков различия и погон. Это сразу превращало их из военнослужащих в «лиц неопределенного гражданства и статуса», проще говоря – в иностранных наемников, лишенных защиты международного права. Недаром министр обороны СССР Гречко на проводах в Египет недвусмысленно предупредил своих пилотов:

“Имейте в виду, товарищи, если вас собьют за Суэцким каналом, и вы попадете в плен – мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами”.

И вот мы дошли до операции “Римон 20”. Воздушный бой израильских ВВС против советских истребителей. 30 июля 1970 года над Синайским полуостровом. Занимает одно из ведущих мест в истории мировой военной авиации.

Вот уже почти 50 лет об этом бое ходят легенды. Советские асы, смертоносные перехватчики МиГ-21 лучшей на тот период модификации МФ по советско-египетскому замыслу должны были кардинально изменить расклад сил в воздухе.

И? Как говорил Черномырдин? Хотели, как лучше, а получилось…

Операция “Римон 20” стала классической “воздушной ловушкой”.

“План был очень прост: четыре “миража” пролетят на высоте в построении, типичном для самолетов-разведчиков, чтобы привлечь внимание советских МИГов. “Миражи” пролетят попарно, и на радарах противника это будет выглядеть как обычная рекогносцировка. Параллельно “фантомы” и “миражи” израильских ВВС, согласно поставленной задаче, должны были пролететь почти на бреющем полете над Синайским полуостровом, в зоне, подконтрольной Израилю и недоступной для египетских радаров. Летчикам поставили задачу: нанести решающий удар, если советские самолеты отреагируют на “самолеты-разведчики” и окажутся вблизи границы”, – рассказывает военный историк Шломо Алони.

В чем разница между израильскими и советскими летчиками? Без громких слов о патриотизме, которого у пришельцев, естественно, быть не могло. А у израильтян, естественно, был. Советские учились на полигонах на заданных ситуациях. Израильтяне – в реальных воздушных боях на ситуациях непредвиденных.

Запомните эти имена.

Амос Амир – командир, Ашер Снир, Авраам Шалмон, Ави Гилад. Командование ВВС Израиля справедливо полагало, что в мире нет второго подобного звена, равного по качеству подготовки и способностям.

Ури Эвен-Нир, Итамар Нойнер, Иехуда Корен, Яаков Рихтер, Ифтах Спектор, Михаэль Цук, Исраэль Бахарав, Гиора Фурман, Шауль Леви, Авиху Бин-Нун, Реувен Решеф (Фишер), Авиам Сэла, Эхуд Хенкин, Исраэль Парнас, Ури Гиль. Помните их, израильских асов, участников той легендарной воздушной битвы.

30 июля 1970 года стал по-настоящему черным днем в истории советской военной авиации: в ходе боя над Суэцким каналом израильские пилоты за шесть (!) минут сбили пять советских МиГов-21.

В два часа дня четверка израильских “Фантомов” под командой подполковника Авиху Бен-Нуна атакует египетскую радиолокационную станцию вблизи Суэцкого канала. Ведомым у Бен-Нуна – капитан Авиам Села. Ведущий второй пары – майор Эхуд Хенкин, его ведомый – капитан Гиль. Для введения противника в заблуждение действуют в стиле “Скайхоков”, по всем параметрам заметно уступавшим “Фантомам”.

К этому звену присоединяется звено “Миражей” под командованием майора Амоса Амира. Идут плотным-плотным строем, а посему, на радарах противника выглядят одним самолетом. Еще одна четверка израильских “Миражей” идет на бреющем полете, оставаясь невидимой для радаров противника.

“Одинокий израильский самолет” и стал той наживкой, на которую клюнуло советское командование. Ловушка срабатывает – на перехват “одиночки” радостно устремляются советские летчики, не ведая, что летят в устроенную израильтянами засаду.

Шестнадцать МиГов против четверки “Миражей” – сплошное удовольствие, и МиГи выходят на позиции для атаки. Генерал Мордехай Ход отдает приказ демонстративной группе нанести по преследующим русским вспомогательный удар. Две пары “Миражей” расходятся в противоположные стороны, сбрасывают подвесные топливные баки и выстраиваются в боевой порядок.

За считанные секунды ситуация полностью меняется. Вместо легкой охоты на четыре “Скайхока” и одинокого “Миража” вдруг обнаруживается засада – МиГи окружены восемью “Миражами” и блокированы сверху четверкой “Фантомов”.

Капитан Авиам Села вспоминает: “Они шли на нас парами, а мы дали им всем проскочить, чтобы не дать им взять нас в клещи, как они планировали. Они промчались мимо нас, пара за парой, как на параде. Мы подождали и направились за ними, зажимая их между собой”.

Генерал Ход вводит в бой ударную группу, идущую на предельно низких высотах. “Миражи” открывают пушечный огонь, русские маневрируют, и в этот момент “Фантомы” начинают ракетную атаку при наборе высоты.

Первый МиГ уничтожен огнем “Миража”, второй - ракетой, выпущенной истребителем Авиху Бин-Нуна. Ашер Снир сбивает третий самолет ракетой на высоте в 10 тысяч метров. Четвертый, пятый…

Советник командующего ВВС Египта, командующий советской авиационной группой генерал авиации Дольников отдает приказ немедленно выходить из боя. Другими словами бежать!

У израильтян потерь нет.

Итог. За шесть минут СССР потерял 5 самолётов МиГ-21. Погибло 3 (по советским), 4 (по западным) данным, лётчика.

Последствия. 2 августа 70-го прилетевший в Каир командующий ВВС СССР маршал Кутахов отдает приказ о прекращении полетов советских летчиков в зоне Суэцкого канала.

Руководство СССР посылает египетских друзей по всяким маршрутам и заявляет, что далее гарантировать неприкосновенность египетских воздушных рубежей оно не может.

Насер не тянет в одиночку вооруженный конфликт с Израилем и вынужден согласиться на прекращение огня, вступившее в силу в полночь с 7 на 8 августа, и более-менее “успокоившее” Египет и прочих до Войны Судного дня.

Лиза Юдин
FB

В недавнем прошлом покойный СССР пытался воевать вместе арабами против Израиля. Стоит напомнить об одном одном воздушном бое между израильскими и русскими летчиками, закончившемся катастрофой для русских.



Истребитель-бомбардировщик Dassault Mirage IIIC

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2013-2015
© 2013-2015 by Alexander Shulman. All rights reserved
Александр Шульман
Бой над Суэцем: пять сбитых русских МИГов.

30 июля 1970 года стал по-настоящему черным днем в истории советской военной авиации: в этот день в ходе беспощадной схватки над Суэцким каналом израильские асы сбили пять русских МиГов-21, пилотируемых капитанами Сыркиным, Каменевым, Журавлевым, Юрченко и Яковлевым. Для четырех русских летчиков этот бой стал последним в их жизни.

Гибели русских летчиков предшествовала целая череда событий, приведших к полной вовлеченности СССР в войну против Израиля на стороне арабских стран.


Самолеты израильских ВВС, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970::
Истребитель-бомбардировщик Phantom

После тотального разгрома Израилем арабских стран в Шестидневной войне 1967 года, СССР лихорадочно пытался восстановить военный потенциал своих арабских союзников – к арабам шел поток русских вооружений на многие миллиарды долларов. Однако развернувшиеся в 1968 году бои на линии разделения израильских и египетских войск показали полную несостоятельность арабского союзника СССР – израильская авиация господствовала в воздухе и, непрерывно нанося удары по важнейшим военным, промышленным и энергетическим центрам Египта, подвела этого важнейшего союзника СССР к новой катастрофе.

Отчаявшись сдержать израильский натиск, президент Египта Насер неоднократно обращался к руководству СССР с просьбами направить советские войска для спасения своего арабского союзника. В декабре 1969 года президент Насер решился на беспрецедентный шаг – он совершил тайный визит в Москву для личной встречи с Л. Брежневым.

Насер умолял Брежнева направить в Египет регулярные советские войска противовоздушной обороны и авиацию. Решение удовлетворить просьбу было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС вместе с командованием Вооруженных Сил – волей своих лидеров СССР вовлекался в очевидную авантюру с непредсказуемым результатом.

Операция по созданию группировки советских войск в Египет в составе 32 тысяч военнослужащих, получила название "Кавказ". Возглавил ее главком войск ПВО страны маршал П.Ф. Батицкий. Отправка войск и боевой техники морским путем производилась из порта Николаев в первых числах марта 1970 года в атмосфере полной секретности. Личный состав был переодет в гражданское платье, не имел каких-либо документов. Существовал строжайший приказ стрелять без колебаний по тем, кто «попытается выпрыгнуть за борт»..

Прибыв на место, русские военнослужащие сразу же переодевались в египетскую военную форму без знаков различия и погон. Это сразу превращало их из военнослужащих в "лиц неопределенного гражданства и статуса", проще говоря - в иностранных наемников, лишенных защиты международного права. Недаром министр обороны СССР Гречко на проводах в Египет недвусмысленно предупредил своих пилотов: "Имейте в виду, товарищи, если вас собьют за Суэцким каналом и вы попадете в плен – мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами".


Самолеты израильских ВВС, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970:
Истребитель-бомбардировщик Skayhawk

Израильская разведка тщательно отслеживала оперативную активность советских войск –прослушивались все переговоры русских летчиков и технических служб в воздухе и на земле, многочисленная израильская агентура была внедрена на аэродромах, на которых базировались советские авиачасти.

Свидетельством этому стал инцидент, произошедший 6 марта 1970 г.в каирском аэропорту Каиро-Уэст: русские лётчики и техники, только что прилетевшие на транспортных самолетах, еще только разминали ноги, делая первые шаги по египетской земле, как внезапно над ВВП на высоте 50 метров прошла пара "фантомов" с голубыми шестиконечными звездами на фюзеляжах. Тем самым израильтяне послали русским летчикам "черную метку"

Советская авиационная группа включала, в частности, 35-ю отдельную разведывательную истребительную эскадрилью (командир полковник Ю. Настенко), базировавшуюся на аэродроме Джанаклис вблизи Александрии и 135-й истребительный авиационный полк (командир полковник К. Коротюк), базировавшийся на аэродромах Бени Суэйф и Ком-Аушим в районе Каира. Именно с этих аэродромов ушли в свой последний бой русские летчики 30 июля 1970г.

Существуют различные версии воздушного боя, произошедшего 30 июля.
Назовем их израильская и русская. Эти версии едины в главном – в числе сбитых советских самолетов, но заметно расходятся в деталях. Принципиальная разница между ними заключается в том, что израильская версия основана на отчетах израильских летчиков, непосредственно участвовавших в том бою, тогда как русская, созданная историками и журналистами, обильно дополнена фантазиями и домыслами ее авторов. Потому за основу взята израильская версия боя.

Первоначально русские и израильские летчики придерживались некоего "джентльменского согашения", уклоняясь от прямых столкновений. Но это "перемирие" продержалось недолго - 25 июля русскими самолетами был перехвачен израильский самолет Скайхок, получивший серьезные повреждения, однако его пилот сумел совершить посадку на своем аэродроме.

Для израильского командования этот инцидент стал сигналом к переходу к активным боевым действиям против русской авиации. Была поставлена задача нанести противнику столь тяжелый урон, чтобы раз и навсегда отбить охоту у русских летчиков вступать в бой против израильской авиации.

Была сформирована группа летчиков-киллеров, на счету которых были десятки сбитых самолетов врага. Для подавления радаров и связи были подготовлены средства радиоэлектронной борьбы. В качестве основного тактического приема было принято решение заманить русских летчиков в засаду


Израильские летчики, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970г.: подполковник Авияху Бен-Нун


Израильские летчики, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970г.: капитан Авиам Села


Израильские летчики, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970г.: капитан Ифтах Спектор

По данным разведки внимательно изучалась тактика ведения боевых действий противником. Вывод был неутешителен для советских летчиков:
" Советские пилоты хорошо подготовлены к действиям в условиях европейских погодных условий с частой облачностью и дождями. Но и в совершенно других климатических условиях Средиземноморья, они продолжают применять ту же тактику без малейших изменений. Советские летчики неплохо владеют пилотажем и агрессивны. Но их действия ортодоксальны и предсказуемы. А главное, у них нет настоящего боевого опыта. Это наш самый большой козырь в любой конфронтации с русскими МиГами."

Операция началась 30 июля примерно в 14:00. Четверка израильских "Фантомов" под командой подполковника Авиху Бен-Нуна атаковала египетскую радиолокационную станцию вблизи Суэцкого канала. Ведомым у Бен-Нуна был капитан Авиам Села. Ведущим второй пары был майор Эхуд Ханкин, его ведомым был капитан Галь. Для введения противника в заблуждение они действовали в стиле "Скайхоков", заметно уступавших по своим тактико-техническим характеристикам самолетам "Фантом".

Затем к звену "Фантомов", притворявшихся "Скайхоками", присоединилось звено "Миражей" под командованием майора Амоса Амира. Впрочем, они тоже выдавали себя за нечто другое – четверка "Миражей" шла в плотном строю и потому на радарах противника они выглядели как один самолет. Еще одна четверка израильских "Миражей" шла на бреющем полете, оставаясь невидимой для радаров противника.

"Одинокий израильский самолет" стал той наживкой, на которую клюнуло русское командование. Ловушка сработала – на перехват "одинокого самолета" устремились русские летчики.
С египетского аэродрома в Бени-Суэйф (180 км южнее Каира) в 15:28 поднялись две четверки «МиГов» под командованием капитана Юрченко. Ещё две четвёрки «МиГов» под командованием капитана Каменева в 15:30 взлетели с аэродрома Ком-Аушим (120 км на юго-восток от Каира), пятая четвёрка поднялась с аэродрома в Катамие.

Русские, имея огромное численное превосходство (24 русских самолетa против пяти израильскиx "целей"), рассчитывали на легкую победу

Они не догадывались, что летят в устроенную израильтянами засаду.
За считанные секунды, ситуация полностью изменилась. Вместо легкой охоты на четыре ничего не подозревающих «Скайхока» и один беззащитный «Мираж», русские летчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четверкой «Фантомов».

Съемки воздушных боев, сделанные с бортов израильских самолетов

Когда «Миражи» атаковали МиГи, четверо снизу и четверо сверху, «Фантомы» набрали нужную высоту, перевернулись и начали пикировать на отдельные истребители противника. "Фантомы" произвели ракетную атаку звена капитана Юрченко. Первым победы добился майор Ашер Снир, сбивший МиГ ракетой на высоте 10 тысяч метров. Его жертвой стал, по-видимому, самолет командира звена капитана Юрченко, который взорвался в воздухе.

Капитан Авиам Села вспоминает:
"Они шли на нас парами, а мы дали им всем проскочить, чтобы не дать им взять нас в клещи, как они планировали. Они промчались мимо нас, пара за парой, как на параде. Мы подождали и направились за ними, зажимая их между собой."

Русский летчик пытался оторваться на очень крутых виражах, а затем перешел в крутое пике. Противники опускались все ниже и ниже, отчаянно маневрируя и выжимая из своей машины все, на что она была способна.

Наконец, на высоте двух тысяч метров и на дистанции в один километр, захват произошел и Авиам произвел пуск ракеты. Раздался мощный взрыв и МиГ превратился в огненный шар, с обломками разлетавшимися во все стороны. Останки самолета падали вниз, раскручиваясь в воздухе. Поразительно, но пилот успел катапультироваться и Авиам видел как он раскачивался на стропах парашюта.

Летчики звена капитана Юрченко, капитаны Яковлев и Сыркин, были сбиты, но успели катапультироваться из своих горящих самолетов. Самолет капитана Макара был поврежден, но он сумел совершить вынужденную посадку. Капитан Яковлев погиб после катапультирования из-за поражения купола парашюта.


Самолет русских ВВС, участвовавший в воздушном бою:
Истребитель-бомбардировщик МиГ-21

Как был сбит ведущий второго звена капитан Каменев никто не видел. Летчик звена Каменева капитан Журавлев был сбит и катапультировался на предельно малой высоте, его парашют не успел раскрыться и летчик погиб.

Скорее всего его сбил подполковник Авиху Бен-Нун. Он зашел в хвост одного из МиГов. Русский летчик резко спикировал вниз до высоты 2,000 метров и, перейдя на бреющий полет, пытался уйти от своего преследователя. Но «Фантом» следовал неотступно.
Авиху Бен Нун:
" Я смог произвести пуск ракеты, но из-за чрезвычайно высокой скорости МиГа, захват был сделан на самом пределе. Ракета поразила цель и взорвалась. Но МиГ продолжал лететь, даже не сбавляя скорость. Тогда я выпустил радиолокационную ракету «Спарроу». «Спарроу» настигла МиГ и он взорвался. Я уверен, что летчик погиб, т.к. было слишком низко для успешного катапультирования."

Итог схватки подвел один из ее участников подполковник Авиху Бен-Нун: "
"Я думаю, русские совсем неплохо летают. Меня даже удивило, что они проделывали со своими машинами. Но им явно не хватало навыков эффективного боевого маневрирования чтобы поразить противника. Они хорошие летчики, но слабые тактики. У них нет боевого опыта. Они действуют по шаблону и поэтому легко предсказуемы."

Результаты воздушного боя произвели шоковое впечатление на руководство СССР. Уже на следующий день после боя в Каир cрочно прилетел главком ВВС СССР маршал Павел Кутахов. 2-го августа Кутахов отдал приказ о прекращении полетов русских летчиков в зоне Суэцкого канала. Маршал Кутахов запретил своим пилотам вступать в бой с израильскими истребителями.

Катастрофический итог воздушного боя в египетском небе сыграл не только важную роль в стратегическом раскладе сил в мире, но и показал неготовность советских ВВС к ведению современной воздушной войны, провал всех концепций боевой подготовки советских летчиков.

Леонид Иоффе Египет и Израиль в Войне на Истощение, 1967-70 г.г.
http://www.waronline.org/IDF/Articles/attrition_war.htm
http://www.hubara-rus.ru/index.html



Советские военные летчики, вступившие в воздушную схватку с израильскими истребителями, потеряли 5 машин, не сбив при этом ни одного самолета противника.


Вот уже сорок лет об этом бое ходят легенды. 100 советских асов. 50 смертоносных перехватчиков МиГ-21 лучшей на тот период модификации МФ. Русский «легион смерти», переброшенный в срочном порядке на Ближний Восток, должен был кардинально изменить расклад сил в воздухе.

Молодость и злость. Желание драться до последней капли крови – как завещали отцы, бравшие Берлин. Родина обеспечит Вас самой лучшей техникой и выучит всем необходимым навыкам летчика-истребителя. Отряд победителей. Гроза воздушного океана.

К этому бою готовились. Для решающей схватки отобрали лучших из лучших - 135-й истребительный авиаполк ВВС СССР, прошедший спецподготовку на полигонах в южных областях СССР. Пока советские «соколы» нарезали виражи над Крымом и Каспием, пытаясь зайти в хвост друг другу, израильтяне глотали кровь «войны на истощение» и учились, учились, учились, отрабатывая собственные приемы ведения воздушного боя.

В бой идут одни старики – лучшие советские пилоты против Амоса Амира, Ашера Снира, Авраама Шалмона и Ави Гилада. Только эта четверка асов имела на счету в сумме более 20 воздушных побед. Командование ВВС Израиля справедливо полагало, что в мире нет второго подобного звена, равного по качеству подготовки и способностям отряду «воздушных киллеров» под командованием Амоса Амира.
Две команды профессионалов. Два скорпиона, запертые в одном сосуде. В живых должен остаться только один. Боливар не вынесет двоих.

Впереди – тягостная неизвестность. Со щитом или на щите. Воины-интернационалисты, наша страна оказала вам большую честь – право представлять интересы Советского Союза в регионе Ближневосточного конфликта. Я не имею права приказывать. Здесь собрались добровольцы. Прошу, сделайте там все правильно и вернитесь назад живыми.
Выходя из комнаты, он добавил строгим голосом: "Имейте в виду товарищи: если вас собьют за линией Суэцкого канала - мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами..." (из воспоминаний летчиков о встрече с министром обороны СССР А. Гречко)

Секретная миссия в одной из самых опасных горячих точек на планете. На крыльях и киле – опознавательные знаки ВВС Египта. В носовой части фюзеляжа – тактический номер, выведенныф причудливой арабской вязью. Личный состав подразделения, все пилоты и техники – «ана хабир руси» (пер. «Я русский специалист»). «МиГи» базировались на авиабазах Ком-Аушим, Бени-Суэф, Джанаклис, периодически использовался передовой аэродром в Катамие.

Всевидящая разведка Моссад уже доложила о прибытии русских. Это не простые инструкторы, эти люди пришли сюда воевать. На другой стороне Суэцкого канала возникло короткое замешательство: Прямая угроза существованию государству Израиль? Но как же соблюдение нейтралитета? Насколько оправдана стрельба по самолетам с русскими экипажами? Не станет ли это искрой Большой войны?
«Нет, мы должны драться», - премьер-министр Голда Меир взяла инициативу в свои руки – «при необходимости немедленно вступайте в бой».

К генеральному поединку тщательно готовились – с первой половины апреля 1970 года начались еженедельные встречи русских с израильтянами. Увы, всякий раз, противники расходились в разные стороны, так и не рискнув вступить в схватку. Израильские летчики внимательно наблюдали за поведением своих вероятных противников, отслеживали все их маневры и схемы построения во время вылетов, изучали манеру управления советских истребителей.

Увидел «Мираж» - не становись в вираж!

Наши пилоты с не меньшим интересом рассматривают противника. Вот он! Буквально в паре десятков метров, в стороне, скользит толстобрюхая туша «Фантома». Двухместный истребитель американского производства просто гигант - 20 тонн сплошной скорости и огня - против 8 тонн максимальной взлетной массы МиГа! Подвески McDonnell Douglas F-4 «Фантом» усеяны множеством крылатых ракет класса «воздух-воздух», два двигателя, совершенный комплекс бортовой электроники. Исключительно опасный враг.


F-4E Phantom II ВВС Израиля


А вот – мелькнул стреловидный силуэт «Миража». Грациозный французский истребитель представляет едва ли не большую опасность, чем американский «монстр» - нагрузка на крыло у «Миража» меньше, чем у МиГа - нашим истребителям рискованно вступать в ближний бой с таким вертким противником. Последний штрих к портрету Dassault Mirage III - две встроенные авиационные пушки DEFA калибра 30 мм.

Вместо смертельно опасной и бессмысленной «карусели» с французскими машинами, советским пилотам было рекомендовано «держать дистанцию», используя свой козырь – большую тяговооруженность МиГ-21. Здесь главное – позиция вначале боя и порция резких, энергичных маневров, позволяющих сберегать энергию, постоянно оставаясь в более выгодном положении.



Как же выглядел легендарный МиГ-21 на фоне армады современной иностранной техники? Маленький, легкий, стремительный перехватчик - у МиГа не было сверхмощных радаров, дальнобойных ракет AIM-7 «Сперроу» и впечатляющих комплексов прицельно-навигационного оборудования – боевые возможности самолета определялись исключительно талантом летчика. В целом, истребитель был прост в управлении, быстр и надежен, а его превосходные летные данные позволяли опытному пилоту «вымести» с небес любого воздушного противника.

…К июню 1970 года советские летчики совершили порядка 100 боевых вылетов на перехват нарушителей в небе Египта, увы, всякий раз израильская авиация отказывалась вступить в бой - при возникновении малейшей опасности боевого столкновении противник немедленно уходили вглубь своей территории. Игра в прятки продолжалась до 25 июня 1970 года – в тот день пара советских МиГов (летчики Крапивин и Сальник) скрытно вышла наперерез звену штурмовиков «Скайхоук» – одна из выпущенных МиГами самонаводящихся ракет Р-3 поразила двигатель самолета со «звездой Давида» на фюзеляже. Однако, живучий «Скайхоук» сумел стабилизировать полет и, коптя развороченным соплом, растворился в небе за Суэцким каналом.

Пьянящий вкус победы требовал немедленного продолжения – на 27 июня была запланирована засада на израильские «Миражи»: египетские МиГ-17 нанесли провокационный удар по израильским позициям на восточной стороне канала – далее, согласно плану, на перехват наглых МиГов должно было подняться звено «Миражей». Египетские самолеты, используемые в качестве приманки, заманят их на свою территорию, где в бой вступят три группы МиГов с советскими экипажами. Далее, врага просто размажут в воздухе.

План не сработал. Видимо почуяв неладное, израильтяне отказались подниматься на перехват. «Отутюжив» израильский опорный пункт, египетские самолеты спокойно вернулись на свои аэродромы. Неприятность произошла вечером того же дня. Египтяне повторили удар - на этот раз из раскаленного марева синайского воздуха вывалилась четверка «Миражей». Их удалось завлечь на египетскую территорию, однако … русских истребителей нигде нет! Отвратительное взаимодействие между русским и египетским командованием не позволило вовремя поднять перехватчики. Израильтяне расстреляли, как на учениях, два МиГ-17 и безнаказанно удалились за линию канала. За избиением египетских МиГов наблюдала четверка «русских» МиГ-21, однако наземный КП запретил вступать в бой до прибытия двух других звеньев.

30 июля был дан генеральный бой. То сражение, которое так долго ждали и к которому так напряженно готовились. В ряде российских источников это событие проходит под обозначением «Сражение над Эль-Сохной». Официальное израильское название: Операция «Римон-20».

За 40 лет эта история обросла таким немыслимым количеством мифов и легенд, что почти невозможно установить точные детали, характер и хронику жестокой воздушной схватки между ВВС СССР и Хэль Хаавир (ВВС Армии обороны Израиля) имевшей место 30 июля 1970 года. Единственное, о чем можно говорить с некоторой долей уверенности, это: приблизительный состав сил, имена некоторых участников и, самое главное, его трагические результаты – в тот день было действительно сбито несколько МиГов с советскими экипажами. В результате воздушного боя погибли:

Журавлёв Владимир Александрович - капитан, старший летчик. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Юрченко Николай Петрович - капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Яковлев Евгений Герасимович - капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Совершенно очевидно одно – это была организованная засада ВВС Израиля (она так и называется – операция «Римон-20»). Но как получилось, что советские пилоты оказались в ловушке? И почему не смогли из неё выбраться?

Существует множество ответов. Согласно ура-патриотической версии Израиля, двадцать советских МиГ-21 набросились на «беззащитную» пару разведывательных «Миражей» (приманка). Увы, к своему удивлению русские обнаружили перед собой четыре близко летящих истребителя, так, что на экранах египетских наземных РЛС отображались всего 2 отметки. Осознав, что это какая-то подстава, русские задергались и ВНЕЗАПНО оказались окружены еще 12 самолетами ВВС Израиля.

20 МиГов против 16 «Фантомов» и «Миражей». В результате опытные израильские истребители расстреляли пять советских асов, как куропаток, и, не потеряв ни одного самолета, вернулись на свои аэродромы. В ту ночь на авиабазах Хэль Хаавир гудел пир - счастливые летчики пропивали свои премии за убитых ими русских…Хэппи энд!

Версия пошлая и, естественно, весьма далекая от истины. Например, одна из заслуживающих внимание версий от украинского исследователя В. Бабича звучит следующим образом:

Никакого боя 20 vs 16 не было в помине. В тот день было несколько схваток, разнесенных по времени и в пространстве – и всякий раз МиГи дрались с многократно превосходящим силами противника – когда одна советская четверка вступала в бой, другая четверка МиГов уже выходила из боя с критическим остатком топлива. Израильтяне все рассчитали и смогли добиться концентрации сил в нужном месте и нужный момент.

Первым был сбит капитан Юрченко – его МиГ взорвался в воздухе от попадания ракеты «Сайдуиндер». Через несколько минут пришлось катапультироваться капитанам Яковлеву и Сыркину – увы, при приземлении капитан Яковлев попал в расщелину и разбился насмерть (есть версия, что купол его парашюта был сожжен реактивной струей пролетавшего рядом истребителя).

До сих пор точно неизвестно, как погиб капитан Журавлев – по воспоминаниям очевидцев, он дрался один против четырех самолетов противника, пока не был сбит шальной пушечной очередью «Миража». Есть мнение, что его жертвами едва не стали два израильских пилота Ифта Спектор и Авраам Сэлмон, с трудом дотянувшие на поврежденных машинах до территории Израиля.


Взрыв "Миража"


Тяжелые повреждения также получил «Мираж» израильского аса Ашера Снира - выпущенная в упор ракета Р-13 повредила самолет, однако боевой части маленькой Р-13 оказалось слишком мало, чтобы прекратить полет «Миража» - Ашер Снир вышел из боя и экстренно сел на авиабазе Рефадим (об этом пишет его боевой коллега Амос Амир в своей книге «Огонь в небесах»).

Юрченко – сбит, погиб; Яковлев – сбит, погиб; Сыркин – сбит, остался жив; Журавлев – сбит, погиб.
Но как же пятый сбитый русский самолет? А он пропал! О сбитом самолете и его пилоте ничего не известно.

По слухам, израильтянам удалось сбить самолет капитана Каменева, однако никаких подтверждений этому нет. К тому же, сам капитан Каменев впоследствии продолжил службу в рядах ВВС СССР. Слухи, слухи… иногда говорят, что один из МиГов совершил аварийную посадку на одном из египетских аэродромов. Никто не знает, что произошло на самом деле.

В то же время, имеются показания свидетелей, согласно которым уже после боя над местом схватки кружили израильские поисково-спасательные вертолеты – неужели «несбиваемый» Хэль Хаавир понес какие-то потери? Не исключено. В операции принимало участие множество «Миражей» из 101, 117 и 119 эскадрилий, а также многоцелевые истребители «Фантом» из 69 эскадрильи ВВС Израиля. Имеется высокая вероятность, что факт потери одной (или нескольких) машин был тщательно скрыт, а результаты боя фальсифицированы.

Не прибегая к сомнительной конспирологии, можно установить следующие достоверные факты:
В результате боя 30.07.1970 было сбито 4 МиГ-21, при этом погибло три советских летчика.
Достоверные потери ВВС Израиля – подбитый «Мираж» Ашера Снира, что приземлился на авиабазе Рефадим.

После боя

Грустная и поучительная история. Ничуть не желая «подтасовать факты» (сбили не нас, а мы их!) или «найти виноватых» (их было больше! так не честно), отмечу, что израильские летчики действительно имели ряд серьезных преимуществ.

1. ВВС Израиля имели возможность ДОСКОНАЛЬНО изучить истребитель МиГ-21.
15 августа 1966 года иракский летчик Мунир Редфа угнал МиГ-21 в Израиль (операция «Пенициллин»). Самолет был тщательно изучен, разобран и даже облетан - израильтяне получили полное представление о конструкции, боевых возможностях и секретах советского истребителя. Советские летчики, увы, такой возможности не имели – знакомство с вражескими «Миражами» и «Фантомами» происходило непосредственно в воздушном бою.

2. Израильтяне использовали новейшие тактические приёмы – превосходная организация боя, применение средств РЭБ – шквалы радиоэлектронных помех «забили» все советские линии связи, полностью расстроив управление боем.

3. Боевой опыт. ВВС Израиля действительно имели впечатляющую практику ведения воздушных боёв – ежедневно, в течение многих лет, истребители «Хэль Хаавир» вылетали на перехват воздушных целей - регулярные воздушные схватки во всем диапазоне высот, лихие погони и обмены ракетами, вылеты на сопровождение ударных групп… Подобные вещи откладывают свой отпечаток на организацию боевой работы авиации.
Один из ярких примеров – скрупулезное освещение обстановки в воздухе: на боевой планшет наносились не только текущие курсы самолетов, но и их радиопереговоры – это позволяло в считанные секунды разобраться в обстановке и перенаправить самолеты туда, где они были особенно нужны.

4. Самое важное. Подготовка пилотов и система управления в бою.
В одном из интервью командующий израильскими ВВС генерал-лейтенант Мордехай Хот сказал: «мы говорим командиру эскадрильи только что надо сделать, а он сам решает, как надо сделать». Анализируя результаты боевых вылетов, ВВС Израиля перенесли центр тяжести подготовки к бою на звеньевой уровень. Командир эскадрильи самостоятельно планировал сценарий грядущей операции, используя «домашние заготовки» и накопленные данные о поведении вражеских самолетов в воздухе.

В отличие от израильских пилотов, советские истребители были скованы чудовищной цепью запретов, рекомендаций и предписаний. Не случайно, сразу после трагических событий 30.07.1970, всех участников боя собрал командующий советской авиационного группировкой в Египте генерал Григорий Устинович Дольников:

Смысл сказанного состоял в том, что снимаются все запреты и ограничения на пилотаж и боевое маневрирование. Воздушную подготовку мы должны были начать с чистого листа и руководствоваться в ней своим здравым смыслом, а не чужой совестью. Генерал призвал нас верить собственным инстинктам и интуиции, а сам обязался верить в нашу общую удачу.

«Египетские истребители в «войне на истощение», История Авиации, №2/2001

http://www.skywar.ru
http://www.hubara-rus.ru
http://airwar.ru
"Fire in the Sky" by Amos Amir (brigadier-general). UK: Pen & Sword Aviation, 2005




Top