5 7 предложений о любимом музыкальном произведении. Мое любимое музыкальное произведение сочинение

Любимые музыкальные произведения и музицирование

Некоторые высказывания из других веток на тему домашнего музицирования:

Любительницам музыки:

Я играю на пианино разные классические произведения. Странно, но я играю ТОЛЬКО классику! Может оттого, что играть ее легче? А слушаю ТОЛЬКО современную стильную музыку и только через (или как правильно сказать) очень хороший магнитофон (из-за звука, конечно).

Из того, что играю на пианино - мое любимое - это Моцарт "Два ранних менуэта в Фа-мажоре", "Соната №15 в До-мажоре". Это- снотворное! (мой бывший и нынешний американские мужья мгновенно засыпают под эту музыку. Естесственно, я не играю ее на ночь!). Это - успокоительное лекарство, это - психотерапия, это - отдых для ума, это легкая, красивая, волшебная музыка!

Также моя любимая - это "Лунная соната" Бетховена. Это уже трудное серьезное произведение, требующее хорошей техники. Когда играю его, то ощущаю гордость за себя! (многие играть "Лунную сонату" не могут). Нужна длительная тренировка.

Много чего играю. И менуэты Баха, конечно, люблю "Серенаду" Шуберта (играю), "Элизе". "Польку" Чайковского, "Вальс в Ми-Бемоль Мажоре" Чайковского- прелесть!!!... полно всего.

Как хорошо, что я умею хорошо играть на пианино! (играю все правда только по нотам, наизусть не помню ничего)

И как замечательно в канун Рождества играть рождественскую музыку. Здесь, в Америке, много сборников с рождественской музыкой, песенками.... Они очень красивые и легкие.


2. Ольга_Таевская (там же, коммент 148)
Как интересно, какая умница... успехов Вам в совершенствовании игры на фортепиано (пианино, рояле), Вы всегда сможете найти себе работу... и это должно вселять дополнительную уверенность.

3. janet (там же, коммент 150)

to: Ольга Таевская: А что любите и играете вы? Мне очень интересно!

ко всем:

И вообще интересно, кто что играет.

Напишите, пожалуйста. Я тоже попробую. Только не общеизвестное и общепризнанное,а ВАШЕ (обращаюсь ко всем) любимое. То, что вы не слушаете.., а играете сами.

Кстати, я обожаю слушать другого человека (если играет без ошибок,конечно), сидеть рядом с роялем и СМОТРЕТЬ на руки.

Но не люблю слушать по радио 99% симфонической музыки! (классика)

4. Ольга_Таевская (там же, коммент 156)
"А что любите и играете вы? Мне очень интересно!"

Импровизации на понравившиеся мелодии. Сама подбираю мелодии на слух и люблю делать свою аранжировку. Бывает, продаются ноты (саундтреки к фильмам или сборники от популярных тем), любимые пьесы из сборников популярной музыки, джазовых сборников.

Фавориты (были раньше, сейчас я мало играю, интернет-журнал отнимает все время почти):
Моцарт. Фантазия фа минор, сонаты, Турецкое рондо из Сонаты ля мажор
Сонаты Бетховена, К Элизе
Рахманинов - Элегия, прелюдии. Итальянская полька
Шопен (вальсы, ноктюрны)
Лебедь Сен-Санса
Шуберт "Серенада"
Шуберт. Музыкальный момент
Мендельсон - Песни без слов
Верди - переложение оперных мелодий для ф-но
Танго разных авторов, блюзы
Музыку из кинофильмов
Брамс. Венгерский танец 5
Свиридов, Романс из музыки к повести А.Пушкина Метель
Григ (Пер Гюнт, Соната, Сердце поэта)
Популярные мелодии из оперетт.
Монти, Чардаш
Лист Венгерская рапсодия
Фибих, Поэма для фортепиано
Романсы
Вальсы Штрауса
Этюды Бургмюллера
Глинка и другие рус. композиторы (вариации):
Глинка - "Жаворонок", "Среди долины ровныя"
Гендель Пассакалия
Чайковский. Времена года. Вальсы, балетная музыка и прочие темы.
Шнитке (пытаюсь играть сонаты, но слушать его музыку пока больше получается:-)
Дога - Вальс из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь"
Вальс Грибоедова
Вальсы Чайковского
Беркович - Вариации на тему Паганини
Глинка, ноктюрн "Разлука"
Список бесконечен...

Любила читать с листа (минимум нот и максимум звуков) :-)

Если Вы любите смотреть на руки пианистов - вам может пригодиться ссылка:
http://www.youtube.com/results?search_query=piano+play&search_type=&aq=f

5. janet
to Ольга Таевская:

Это серьезный уже список произведений! Я, девушка, попроще буду... гораздо...

Кстати, у меня был период в жизни (после муз.школы), когда я ненавидела играть. И много-много лет не садилась на пианино. И... только спустя много лет вдруг захотелось играть! Так интересно!

Все вспомнилось быстро. Где-то в мозгу все равно все сохраняется, если потратил на "что-то" много сил и времени.

Теперь играю с удовольствием

6. Ольга_Таевская
Список, скорее того, что или играла свободно или пыталась исполнять периодически, или учила, чтобы исполнять... с переменным успехом. Что-то знала наизусть... В общем, это те произведения, которые постоянно были под рукой в моей библиотеке и которые предпочитала играть во время музицирования под настроение.

Насчет вспомнить после перерыва. Да, это в танце после долгого перерыва техника не восстанавливается полностью. У пианистов восстанавливается.
Достаточно недели две поиграть гаммы, упражнения на растяжку, и опять пальчики побежали:-) ну и перед музицированием и импровизацией надо разыгрываться хорошо, тогда можно и сложные пьесы играть с листа. В общем, даже простое музицирование - большой труд и большие затраты сил и времени.

Желаю, чтобы настроение музицировать появлялось у Вас как можно чаще!

А Вы песни сочиняете? Или поете под свой аккомпанемент? Я очень люблю зажечь свечи, компания - и петь что-то типа "Бывают дни, когда опустишь руки..." - там такие аккордовые ходы красивые. Или что-то не менее романтичное...

Вот нашла еще один шлягер для музицирования прекрасный:
А.Петров, Вальс из фильма "Петербургские тайны"
Там детки играют в 4 руки - очень чистенько сыграно и вдохновенно-аскетично.
Просто умнички

Музыка появилась в моей жизни задолго до того, как я научился различать разные стили и направления, узнал о творчестве великих композиторов и музыкантов. Первой мелодией, которую я помню до сих пор, была мамина колыбельная. Когда слова заканчивались, мама тихо напевала ла-лала-ла-ла, и ее мелодичные напевы успокаивали меня и, наверняка, положили начало моему хорошему отношению к музыке. Потом были музыкальные спектакли и пьесы, любимые детские песни и первые кумиры.

Мой вкус менялся одновременно с возрастом, сегодня мне нравился рок, завтра поп-музыка, через неделю я готов был отдать последние деньги за записи известных рэперов, иногда под настроение слушал рэгги, а уроки делал под популярные песни, доносящиеся с радио-каналов. И всё время мне казалось, что без музыки мой мир будет несовершенным, как бывает отталкивающей холодная красота без теплой улыбки, или становится скучным море без шторма и белых барашек волн.

Музыка в моей жизни играет важную роль. Когда становится грустно, то я включаю какую-нибудь веселую и популярную песенку, незаметно начинаю ее напевать, и настроение повышается буквально через несколько минут. Интересно то, что одновременно с модными стилями музыки, которым отдают предпочтение мои сверстники, я люблю произведения известных композиторов-классиков. Звуки скрипки и фортепьяно пробуждают в моей душе смешанные чувства. С одной стороны, мне кажется, что я парю над облаками и предаюсь мечтам, вслушиваясь в легкие переливы, перезвон и сильные аккорды, а с другой - тревожная или трогательная мелодия затрагивает все струны души и вызывает слезы. Но такое настроение быстро проходит, потому что я понимаю, что музыкант отразил часть своего мира и своих переживаний и передал слушателям мысли и эмоции при помощи нот.

Классическая музыка, на мой взгляд, это искусство, открывающее целый мир страстей и эмоций, высоких чувств и благородных порывов. Она делает людей духовно богатыми и раскрашивает жизнь новыми и яркими красками. Талантливые музыканты, как никто другой, умеют выразить в музыке печаль и радость, легкость и разочарование, капризы природы или переживания, свойственные влюбленным. Если хорошую мелодию дополнить словами, то получается произведение, которое овладевает сердцами огромного количества людей, его долго помнят и прослушивают снова и снова, до тех пор пока каждое слово и каждый звук не обретет новый смысл.

(Картина Максимюк Иван. Вечерний блюз )

Музыка в моей жизни - это тот необходимый стимул, который помогает добиваться поставленных целей, постоянный проводник и искусный лекарь душевных ран. Каждое мое утро начинается с бодрого напева, а приходя домой после школы, я обязательно включаю что-нибудь новенькое из любимых исполнителей или переслушиваю старые и хорошо знакомые записи, каждая из которых связана с определенным моментом моей жизни или приятными воспоминаниями. Вот так и получается, что мой мир соткан из музыки, красивых песен и любимых мелодий.

Андреа Бочелли - Time to say goodbye Голос Бочелли вызывает в уме каждого прекрасные виды Тосканы, вкус кьянти, образ солнечной Италии. песня была написана Франческо Сартори (музыка) и Лучио Кварантото (текст) для Андреа Бочелли, который эту песню впервые спел в 1995 г. на фестивале в Санремо. Главное, конечно, это голос. Звучный, насыщенный «низкими обертонами», немного надтреснутый, он не блестит искусственным блеском, отполированный оперной школой. Его голос самобытен и смел, особенно в открытых и громких кульминациях.

Италия - роскошная страна!
По ней душа и стонет и тоскует.
Она вся рай, вся радости полна,
И в ней любовь роскошная веснует.
Бежит, шумит задумчиво волна
И берега чудесные целует;
В ней небеса прекрасные блестят;
Лимон горит и веет аромат.

И всю страну объемлет вдохновенье;
На всем печать протекшего лежит;
И путник зреть великое творенье,
Сам пламенный, из снежных стран спешит;
Душа кипит, и весь он - умиленье,
В очах слеза невольная дрожит;
Он, погружен в мечтательную думу,
Внимает дел давно минувших шуму…

Здесь низок мир холодной суеты,
Здесь гордый ум с природы глаз не сводит;
И радужней в сияньи красоты,
И жарче, и ясней по небу солнце ходит.
И чудный шум и чудные мечты
Здесь море вдруг спокойное наводит;
В нем облаков мелькает резвый ход,
Зеленый лес и синий неба свод.

А ночь, а ночь вся вдохновеньем дышит.
Как спит земля, красой упоена!
И страстно мирт над ней главой колышет,
Среди небес, в сиянии луна
Глядит на мир, задумалась и слышит,
Как под веслом проговорит волна;
Как через сад октавы пронесутся,
Пленительно вдали звучат и льются.

Земля любви и море чарований!
Блистательный мирской пустыни сад!
Тот сад, где в облаке мечтаний
Еще живут Рафаэль и Торкват!
Узрю ль тебя я, полный ожиданий?
Душа в лучах, и думы говорят,
Меня влечет и жжет твое дыханье, -
Я в небесах, весь звук и трепетанье!..

(Николай Васильевич Гоголь)

Италия... О Италия! Как бы стремительно ни бежало время, Италия никогда не состарится. Древность этой страны лишь передает неповторимый аромат ее юности. Очарование вечной молодости создается природой, морем, веселыми людьми... Но постоянно современные реалии перекрывают дыхание Истории. Современность, Античность, Возрождение, Средневековье причудливо переплелись в образе Италии, сделав ее Олимпом поэтов, художников, скульпторов всех времен, их Музой, вдохновительницей. А великие художники Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланжело.



Художественное произведение изобразительного искусства созвучное Time to say goodbye «Мона Лиза»- Леонардо придал этому образу особую теплоту и непринужденностьВыражение ее лица загадочно и таинственно, даже несколько холодно. Ее улыбка, затаившаяся в уголках губ, странно не соответствует взгляду. За спиной Моны Лизы -голубое небо, зеркальная гладь воды, силуэты скалистых гор, потолки воздуха. Леонардо словно говорит нам, что в центре мира стоит человек, и нет ничего более величественного и прекрасного.

А. Пушкин «Метель». (последняя сцена «Метели»)
Автор Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящей героинею романа. После первых вопросов, Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только незапным и решительным объяснением. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случая открыть ей свое сердце, и потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия.
Бурмин : Я вас люблю, я вас люблю страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже .) Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» (Марья Гавриловна вспомнила первое письмо St.-Preux. ) Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…
Марья Гавриловна : Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашею женою…
Бурмин: ( тихо) Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований… Добрая, милая Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы… молчите, ради Бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но - я несчастнейшее создание… я женат!»
Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением.
Бурмин: Я женат, я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!
Марья Гавриловна : (воскликнув ) Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте; я расскажу после… но продолжайте, сделайте милость.
Бурмин : В начале 1812 года, я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким об разом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек, и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» - закричало не сколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? - сказал мне кто-то; - невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. «Слава Богу, - сказала эта, - насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» - «Начинайте, начинайте, батюшка», - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне не дурна… Непонятная, непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Аи, не он! не он!» - и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: пошел!»
Марья Гавриловна : (закричала ) Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?
Бурмин : Не знаю, не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул, и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко, и которая теперь так жестоко отомщена.
Марья Гавриловна : (схватив его руку ) Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?
Автор : Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам… Конец.

Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль - и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
"Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон".
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: "Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу".
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
"Уж диковинка, ну право, -
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, -
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут".
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится -
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
"Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!.." А он в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

Николай Гоголь
Вий.

Они приблизились к церкви и вступили под ее ветхие деревянные своды, показавшие, как мало заботился владетель поместья о боге и о душе своей. Явтух и Дорош по-прежнему удалились, и философ остался один. Все было так же. Все было в том же самом грозно-знакомом виде. Он на минуту остановился. Посредине все так же неподвижно стоял гроб ужасной ведьмы. «Не побоюсь, ей-богу, не побоюсь!» – сказал он и, очертивши по-прежнему около себя круг, начал припоминать все свои заклинания. Тишина была страшная; свечи трепетали и обливали светом всю церковь. Философ перевернул один лист, потом перевернул другой и заметил, что он читает совсем не то, что писано в книге. Со страхом перекрестился он и начал петь. Это несколько ободрило его: чтение пошло вперед, и листы мелькали один за другим. Вдруг… среди тишины… с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища повсюду философа.

У Хомы вышел из головы последний остаток хмеля. Он только крестился да читал как попало молитвы. И в то же время слышал, как нечистая сила металась вокруг его, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов. Не имел духу разглядеть он их; видел только, как во всю стену стояло какое-то огромное чудовище в своих перепутанных волосах, как в лесу; сквозь сеть волос глядели страшно два глаза, подняв немного вверх брови. Над ним держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря, с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионьих жал. Черная земля висела на них клоками. Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом.

– Приведите Вия! ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий – и все сонмище кинулось подымать ему веки.

«Не гляди!» – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

– Вот он! – закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.

Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде такого посрамления божьей святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги.

На доске:

  • искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
  • оттенить – выделить, наложить тень, сделать более заметным.
  • невыразимый – такой, который трудно передать словами.
  • гармония – согласованность, стройность.
  • скорбь – крайняя печаль, горесть, страдание.

Афоризмы:

  • «Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ». Стендаль.
  • «Живопись – это безмятежное и безмолвное искусство, по необходимости обращается к зрению, не располагая средствами взывать к слуху». Вальтер Скотт.
  • «Поэт – художник слов: они для него то же, что краски для живописи или мрамор для скульптора». Валерий Брюсов.

Выставка детских рисунков.

Репродукция картин Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Запись «Лунная соната» В. Бетховена.

Цели:

  • ввести учащихся в мир звуков и красок, познакомить со стихотворением С.П. Шевырева «Звуки»;
  • обратить внимание на умение поэта в сжатой поэтической форме воссоздать признаки разных видов искусства;
  • показать воздействие разных видов искусства на человека;
  • стремиться воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи;
  • развивать творческое мышление.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Все, что нас окружает, мы видим, слышим, ощущаем. Ребята, а если бы вы были художниками, то какими бы красками нарисовали весеннее утро? А если бы были музыкантами, какие бы звуки услышали? А если бы были поэтами, какими словами вы описали весеннее утро?

Да, наш мир полон звуков, красок. Прислушайтесь: музыка звучит вокруг нас и в нас самих: в вальсе дождевых струй, песнях ветра, в похрустывании весеннего ледка.

Мир расцветает всеми цветами радуги, когда мы счастливы и любимы, краски меркнут, когда мы несчастны и грустны.

Художник, поэт, композитор как бы включает «свой внутренний слух», «свое внутреннее зрение», выражает свои ощущения, записывает их языками искусства, звуками, красками, словами.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы начинаем путешествие в удивительный мир звуков и красок.

Тема урока: «Три «языка» искусства. С.П. Шевырев. Стихотворение «Звуки».

Откройте учебники на странице 172. Давайте прочитаем эпиграф – слова известного скульптора Сергея Конёнкова: «Искусство, как надежный и верный поводырь, ведет нас к вершинам человеческого духа, делает более зоркими, чуткими и благородными». Вы согласны с этим утверждением?

Теперь посмотрим, к каким вершинам человеческого духа пришли вы. В качестве домашнего задания вам были предложены три темы на выбор:

Мое любимое музыкальное произведение.

Мой любимый писатель.

Сообщения учащихся.

Мое любимое музыкальное произведение.

Звучит мелодия.

«Лунная соната» Людвига Ван Бетховена – моё любимое музыкальное произведение.

Меня потрясла история несчастной любви этого композитора. Уже в самом начале чувствуешь боль, страдание, душевные муки.

Ему было около тридцати лет, и судьба принесла ему славу, деньги, известность. Только любви не доставало ему. Разве не может он желать её?

Джульетта Гвиччарди!

Он прекрасно помнит тот день, когда она впервые пришла в его дом. Казалось, что от нее исходит свет – будто из-за туч вышел месяц.

В один из дней, перед концом занятий с Джульеттой, Бетховен сам присел к фортепиано.

Это был конец зимы. За окном медленно падали хлопья снега. Он начал играть, охваченный боязнью: поймет ли она его?

В аккордах слышалось страстное признание, мужество, страдание. Она стояла рядом, и её лицо пылало. Она села к фортепиано без колебаний и сделала лучшее, что могла: повторила сыгранное им. Он снова услышал свое признание. В нем слышалось меньше мужества, зато больше нежности.

Однажды его посетила мысль: Ты сумасшедший! Ты веришь, что Джульетту отдадут тебе! Графскую дочь – музыканту!

Эту ночь в начале июня Бетховен провел без сна до самого восхода солнца. Потом целый день как помешанный бегал по холмам. Рассудок уже понимал, но сердце не мирилось с тем, что Джульетта покинула его.

Обессиленный, вернулся он домой, когда уже смеркалось. И снова перечитывал строки её письма. Потом сел к фортепиано…

Я знаю – томлюсь я напрасно.
Я знаю – люблю я бесплодно.
Её равнодушие мне ясно.
Ей сердце моё – неугодно.
Я нежные песни слагаю,
А ей я внимаю недоступно,
Ей, всеми любимой, я знаю:
Моё поклонение не нужно.

Только протянул руки к фортепиано и бессильно уронил их.

Как пейзаж, озаренный молнией, возникла вдруг перед ним картина счастья. Прошедшее лето! Ушедшая радость!

«Лунная соната» - мое любимое музыкальное произведение.

Мое любимое произведение живописи.

Я люблю живопись. Мне нравятся многие картины разных художников, но самый любимый - это Рафаэль.

Рафаэль… Вот уже в течение пяти с лишним столетий это имя воспринимается как некий идеал гармонии и совершенства. Меняются поколения, меняются и художественные стили, но преклонение перед великим мастером эпохи Возрождения останется прежним. Наверное, это единственный художник, который пытается с каждым говорить о чем-то бережно-сокровенном, о великодушии и чистоте, о хрупкости красоты и гармонии. Рафаэль написал много картин, одна из них - это «Сикстинская мадонна». Этой картиной восхищается каждый человек в мире. Особенность этой картины – это замерзшее движение, без которого в живописи трудно создать впечатление жизни. Мадонна сходит на землю, но она не торопится совершить свое действие, она остановилась и только расположение ног показывает, что она только что сделала шаг. Но главное движение в картине выражено не в движении ног, а в складках одежды. Движение фигуры мадонны усиливают откинутый плащ у её ног и вздувшееся над головою покрывало, и потому кажется, что мадонна не идет, а парит над облаками.

Больше всего меня поразило, как искусно Рафаэль изобразил лицо девушки, тонкие черты лица, маленькие нежные губы, большие карие глаза. Мадонна и её сын смотрят в одну сторону, но во взгляде младенца есть недетская разумность, не то испуг, не то тревога. Взгляд мадонны – лучистый, глаза её светятся нежностью и добротой. На губах мадонны застенчивая улыбка.

Наверное, Рафаэль - это единственный художник, чьи произведения трогают и восхищают разных людей, будь то прославленный живописец, известный писатель, искусствовед или простой человек, мало что понимающий в искусстве.

Моё любимое произведение.

Выразительное чтение небольшого фрагмента из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Мое любимое произведение – роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Когда читаешь этот роман, то представляешь описанные события в реальности, как будто присутствуешь там сам, хотя мы знаем, что Жюль Верн – писатель-фантаст. Он строил свои фантазии на научной основе. В договоре, который он подписал со своим издателем, было написано – «романы нового типа». Так был определен жанр его произведений.

В романе «Дети капитана Гранта» говорится о том, как на судне «Дункан» лорда Гленарвана и его жены Элен отправились на поиски капитана Гранта его дети и их друзья. Судно «Британия» потерпело кораблекрушение у берегов Патагонии. Капитан Грант и два матроса, оставшиеся в живых, написали записку о помощи, запечатали ее в бутылку и бросили в море. Случилось так, что акула проглотила бутылку, а вскоре оказалась пойманной матросами «Дункана». Бутылку извлекли из распоротого брюха акулы. Так все узнали о судьбе «Британии».

Совершенно неожиданно к поискам подключается секретарь географического общества Паганель, случайно оказавшийся на судне.

Путешественники прошли через трудные испытания: переход через Альпы, землетрясение, исчезновение Роберта, похищение его кондором, нападение красных волков, наводнение, смерч и много другое. Герои книги благородные, грамотные и воспитанные люди. Благодаря своим знаниям, изобретательности и смекалке они с честью выходят из различных испытаний.

Например, если вспомнить, что ожидало путешественников, когда они решили переночевать на омбу, огромном дереве. Шаровая молния разорвалась на конце горизонтальной ветви, и дерево загорелось. В воду они не могли броситься, потому что в ней собралась стая кайманов, американских аллигаторов. Вдобавок к ним приближался громадный смерч. В результате дерево рухнуло в воду и понеслось по течению. Только около трех часов утра несчастных вынесло на землю.

Меня восхитил сын капитана Гранта – Роберт, двенадцатилетний мальчик. Он показал себя бесстрашным, храбрым и любознательным путешественником. Когда капитан Грант был наконец найден, то ему рассказали о подвигах сына, и он мог гордиться им.

Книга «Дети капитана Гранта» заставляет задуматься о жизни. Прочтя ее, понимаешь, что без дружбы жить нельзя. Благодаря сплоченности и отваге герои романа достигли своей цели. Они все были разные люди, но умели понимать друг друга.

Книга очень захватывающая. Читается легко. Я бы посоветовал прочитать ее всем.

«Дети капитана Гранта» - мое любое произведение.

Ребята, а вы заметили, что путь к пониманию искусства – в узнавании в художественном образе себя, своих переживаний, т.к. художественное произведение – это всегда выражение чувств автора. Как в песне Булата Окуджавы:

Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить .

Именно так происходит процесс творчества.

Сегодня мы впервые услышали имя поэта XIX века Степана Петровича Шевырева. Вообразите: нам представилась возможность встретиться с самим поэтом. Интервью у него берет ученица нашего класса.

А теперь обратимся к стихотворению. Прочитаем выразительно это стихотворение.

Составьте два вопроса по данному стихотворению: репродуктивный и развивающий.

Вообразите: нам представилась возможность до урока встретиться с поэтом. О чем бы вы спросили у него? Разыграйте беседу в ролях.

Первая строфа – своеобразное вступление перед полным раскрытием смысла произведения. В ней говорится о Всевышнем, который располагает нами. Он послал нам три языка для выражения святых чувств души. Автор говорит о том, что очень счастлив тот, кто принял от Него и душу ангела, и дар искусства.

Вторая строфа раскрывает нам один из языков, который послал нам Всевышний. Этот язык говорит цветами. Нетрудно догадаться, что это живопись. Живопись воздействует на наше сознание. Она очаровывает наши взоры. Разве это не чудо, что в двухмерном пространстве на полотне, на картоне, на бумаге разных, пусть даже самых маленьких, размеров, перед нами разыгрываются сложнейшие сцены: это и сражения, встречи и споры людей, общение человека с божествами, раскрываются широкие панорамы степей, морских просторов. Обратите внимание на выставку детских рисунков. Глядя на какую-то картину, мы невольно задумываемся над тем, о чем думал художник, когда писал эту картину. Перед нами как будто раскрывается образ живописца, и нам кажется, что мы знаем о художнике все. Но Степан Шевырев говорит совсем о другом. Да, картина несет печать личности живописца, его отношение к миру. Но, по словам самого автора, этот язык оттенит все милые черты, но он не сможет полно рассказать о внутреннем мире художника, о том, что творится в его душе, его сердце.

Он оттенит все милые черты,
Напомнит вам предмет, душой любимый,
Но умолчит про сердца красоты,
Не выскажет души невыразимой.

Другой язык – это речь, полная выразительности, образности и эмоциональности. Этот язык говорит словами. И именно благодаря им речь становится особенной, неповторимой.

Слово услышанное, прочитанное, произнесенное вслух или про себя, позволяет заглянуть в жизнь и увидеть в слове отражение жизни. Почти каждое слово вызывает в нашем сознании определенные представления, мысли, чувства, образы. Даже самое простое общеупотребительное слово, если задуматься вдруг над его смыслом, часто представляется загадочным и трудноопределимым. Слово – нечто большее, чем простой знак или символ. Это магнит! Оно наполнено идеей, которую оно выражает. Оно живо силой этой идеи. Но порой бывают ситуации, когда слов не хватает, чтобы выразить все чувства, эмоции, которые переполняют наш внутренний мир.

Еще одним языком, с помощью которого мы можем выразить наши мысли и чувства, является музыка. Автор говорит об этом языке как о чем-то высоком, способном тронуть нас до слез. Эти сладостные звуки, в которых и радость небес, и скорбь души, проникают в наш внутренний мир, заставляя задуматься о всех горестных и счастливых моментах нашей жизни. Голос музыки идет прямо в сердце.

2. Как воздействуют разные виды искусства на человека? Прочитайте афоризмы мудрых людей. Какой из них вы принимаете, объясните. (О музыке: мы слушаем музыку. Не удивляйтесь. Зал полон. Сверкает люстра. На эстраде музыкант играет на скрипке. Звуки то отрывистые, то протяжные, льются из-под смычка, переплетаются, рассыпаются брызгами. То радостно, то печально они слагаются в мелодию. Скрипка плачет – и у нас невольно сжимается сердце. Нам грустно. Но вот зазвучали светлые аккорды. Концерт окончен. Что же заставило нас пережить столько волнений, столько разнообразнейших чувств? Звуки. Из звуков возникает мелодия, рождается музыка. Мне ближе это. О живописи: этим языком можно воздействовать на человека без слов: живописными картинами или пейзажами. О слове: каждое слово вызывает в нашем сознании определенное представление, мысли, чувства, образы. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Слово – великая сила. При помощи слов можно вершить великие дела. Из ответов учащихся.)

  1. Назовите слова-лейтмотивы (неоднократно повторяющийся элемент, служит для выделения определенного аспекта художественной идеи).
    Душа – сердце – чувства. Какой смысл вкладывает автор в эти слова?
  2. Почему поэт назвал стихотворение «Звуки»?
    А другое название можно придумать?
  3. В чем смысл подзаголовка? (K.N.N)
  4. Какие строки обращены непосредственно K.N.N?
  5. Согласны ли вы с поэтом, предпочитающим музыку живописи и литературе?
  6. Какие строки вам запомнились?

Что мы узнали на уроке?

Что было главным?

Что было интересным?

Что нового мы сегодня узнаем?

Различные виды искусства не существуют сами по себе, постоянно взаимодействуют друг с другом. Велика их власть над временем и пространством. Композиторы пишут оперы по мотивам произведений прозаиков и поэтов. Художники создают картины на сюжеты литературных произведений. Писатели рассказывают о жизни живописцев и музыкантов, делают их героями своих произведений. Музыка врывается в поэзию. Как сказал Паустовский, «нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека».

Дорогие ребята, я благодарю Вас за Ваши отзывчивые сердца. Это «три языка» искусства совершают чудо. Одни из вас любят читать стихи, другие восхищаются живописью и сами создают великолепные картины с помощью красок, а третьи с упоением слушают музыку и вдохновенно исполняют песни. Этот чудесный, удивительный мир мелодий и песен, чарующий звуков открыл Вам мудрый волшебник. Эта музыка детства пусть будет с Вами всегда.

Ребята, закончим наш урок нашей любимой песней.

Эта музыка детства.

Есть на свете чудесный,
Удивительный мир –
Мир мелодий и песен
Волнует эфир…
Мир чарующих звуков
Снова нас закружил…
Это мудрый волшебник
Нам его открыл.

Нам, Вам, Всем
Щедрое души наследство,
Нам, Вам, Всем
Эта симфония детства!
Пусть промчатся года,
Будет с нами всегда
Эта музыка детства,
В сердце всегда…

Есть мелодия неба
И дождя, и берез,
Есть мелодия солнца,
И моря, и грез.
В легком гомоне птичьем,
В легком шорохе крыл.
Нам маэстро-волшебник
Её подарил…

Слова А. Ануфриева, музыка Я. Айзенберга.

Домашнее задание:

1. страница 174 – озаглавить, составить план;

2. наизусть понравившиеся строки;

3. найдите тропы в стихотворении.




Top