5 кл проекты учащихся по литературе. Темы исследовательских работ по литературе

Дата публикации: 16.11.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

с.Новоархангельское

Доклад на тему:

«Организация проектной деятельности

учащихся 5 классов»

Проект урока по литературе:

«И мораль в ней и урок, каждый басни смысл поймёт!»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Васильева М.А.

Проектная деятельность.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.

Проектная деятельность является средством освоения действительности, её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Цель и задачи «Проектной деятельности»

Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.

    формировать представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;

    обучать специальным знаниям, необходимым для выполнения самостоятельных работ;

    формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

    развивать познавательные потребности и способности, креативность,

    развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

    формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

    формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект - буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап - интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

Второй этап работы - это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

1. Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка, а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

2. Тема проекта

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.

3. Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.

4. Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:

Задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);

Задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);

Задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).

При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше - с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

5. Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели.

6. План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

Подумать самостоятельно;

Посмотреть книги;

Спросить у взрослых;

Обратиться к компьютеру;

Понаблюдать;

Проконсультироваться со специалистом;

Провести эксперимент;

В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.

Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».

Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.

7. Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.

Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.

Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

8. Выводы (итог) проекта

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.

Проект урока литературы для учащихся 5 класса.

Тема проекта: «И мораль в ней и урок, каждый басни смысл поймёт!»

Проблема: «Как создать басню?»

Цель: создать басню.

Провести блиц-опрос среди учащихся по теме «Басня» в 5 классе;

Дать определение жанра «басня»;

Изучить виды басен и выявить характерные черты;

Придумать сюжет и составить план басни;

Написать и оформить басню.

Гипотеза: создание собственной басни на основе полученных знаний.

План работы:

1.Проведение блиц-опроса среди учащихся (подведение к проблеме проекта).

Что вы знаете о русском народном жанре «басня»?

Каких баснописцев вы знаете?

Что есть в каждой басне?

Какие герои чаще всего встречаются в басне?

Какие чувства и эмоции вызывает у вас прочтение басни?

Хотели бы вы сами создать басню?

Что нам потребуется для создания собственной басни?

2. Дать определение жанра «басня».

Басня - это стихотворное или прозаическое литературное произведение, нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до н. э.) , писавший басни в прозе. В Риме - Федр (I век н. э.) . В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век) .

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII - началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и др.

3. Виды басен и их характерные черты.

Басни бывают стихотворными и прозаическими. Пример первых - басни Жана де Лафонтена, И. А. Крылова, С. Михалкова и др. ; вторых - античные басни Эзопа, Федра и др.
Еще басни можно разделить на "животные" и "бытовые". В первых героями являются различные звери, во- вторых - предметы, люди или мифологические персонажи.

Басня отличается сжатостью изложения и законченностью действия.

Особенности басни:

А) мораль;

Б) аллегорический (иносказательный) смысл;

В) типичность описываемой ситуации;

Г) характеры-персонажи;

Д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

В басне используются различные средства художественной выразительности, а именно - метафора, эпитет, олицетворение, аллегория,

гипербола, ирония.

Постановка проблемы: зная основные понятия о басне, особенность её написания и содержания, познакомившись с авторами и героями басен, ученикам предлагается разработать сюжет и план собственной басни (опираясь на знания полученные ранее).

4. Сюжет и план басни.

Предлагаются сюжеты на выбор (если учащиеся затрудняются придумать свой):

Сильный использует слабого в своих целях;

Идея лести и обмана;

Идея невежества и глупости;

Идея доброты и жалости;

Идея хитрости и умения приспосабливаться к нужной ситуации;

План написания басни.

Выберите мораль. Поскольку мораль - это суть басни, поэтому перед тем, как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.

    Прочитайте несколько басен для того, чтобы получить общее представление о том, как правильно писать такого рода произведения:

    • "Блоха и Человек".

      "Собачья дружба".

      "Кукушка и Петух ".

      "Лев, Медведь и Лиса".

      "Крестьянин и Работник".

  • Вы можете познакомиться с баснями Эзопа, легендарного древнегреческого поэта-баснописца.

Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне.Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.

    Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.

    Например, в басне "Черепаха и Заяц", с первых строк читатель понимает, в чем состоит конфликт, когда узнает о том, что два персонажа решают устроить соревнование.

Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.

    Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других.

    Подумайте о том, как персонажи будут соответствовать моральному наставлению.

    В басне "Черепаха и заяц" главными героями являются черепаха и заяц. Всем нам известно, что черепаха передвигается очень медленно, все время делает это с усилием, а зайцу по природе дана способность быстро бегать и это у него легко получается.

Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами отличается он от природы.

    Например, в басне "Черепаха и Заяц", медлительность черепахи связана с уравновешенностью и настойчивостью, а быстрота зайца связана с опрометчивостью и самоуверенностью.

    Существует ряд классических архетипов, используемых в баснях, которые широко признаны и связаны с конкретными чертами характера. Если вы хотите создать конфликт, выберите два персонажа с противоположными чертами характера.

    Некоторые из наиболее распространенных архетипов:

    • Лев: сила, гордость

      Волк: нечестность, алчность, хищничество

      Осел: невежество

      Муха: мудрость

      Лиса: ум, хитрость

      Ястреб: предприимчивость, абсолютизм

      Курица: тщеславие

      Ягненок: невинность, застенчивость

Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна людям.

    Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.

    Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.

    Например, в вышеупомянутой басне "Черепаха и Заяц", местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге), и связана с персонажами басни (лесные животные).

Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.

    Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.

    Например, в басне "Черепаха и Заяц" конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.

Написание басни.
Составьте план. После того как вы наметили основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.

    Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.

Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того читателю должно быть интересно каким образом будет разрешен конфликта.

    В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.

    Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.

    Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.

    Например, в басне "Черепаха и Заяц", события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.


Составьте диалог.
Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа, читатель сам поймет это из вашего диалога.

    Диалог между персонажами должен иллюстрировать отношения между ними и конфликт, который будет разрешен в конце басни.

    Например, два персонажа, черепаха и заяц, предстают перед нами как уравновешенная и спокойная, с одной стороны, и хвастливый и быстрый, с другой. Эти качества читатель может увидеть в диалоге: "Я никогда еще не был побежден, - сказал заяц, - когда я наберу свою полную скорость… я бросаю вызов любому здесь, чтобы он соревновался со мной". Черепаха тихо сказала: "Я принимаю ваш вызов". "Это хорошая шутка, - сказал заяц, - я мог бы танцевать вокруг вас всю дорогу". Черепаха возразила спокойным голосом: "Придержите хвастовство, пока вы не выиграете, - ответила черепаха, - начнем гонку?"

Напишите разрешение конфликта. После того как вы описали персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.

    На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта, и его разрешением.

    Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.

    Обратимся снова к басне о черепахе и зайце, разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.

Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.

    В баснях, мораль, как правило, излагается в одном, содержательном предложении.

    Моралью вы должны подвести итог проблеме и ее разрешению.

    Мораль басни «Черепаха и Заяц» заключается в следующем: победа достается тем, кто знает о слабостях противника, а самоуверенность приводит к проигрышу. Кроме того эта басня учит быть усердными и стараться добиваться результата.

Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.

    Как правило, лучше всего придумать название, после того как вы напишите басню или, по крайней мере, продумаете ее сюжет. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.

    Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, "Черепаха и Заяц"), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: "Потерпевший кораблекрушение" или " Трус, отыскавший золотого льва".

Редактирование басни.

Прочитайте свою басню. Прочитайте басню от начала до конца, и убедитесь, что все части согласуются друг с другом.

    Уделите особое внимание сложным местам. Однако помните, что басня - это простой лаконичный рассказ, поэтому избегайте сложных запутанных фраз.

    Убедитесь, что каждая часть - место, где происходят события, персонажи, конфликт, его разрешение и мораль - четко определены и понятны читателю.

Исправьте грамматические и орфографические ошибки. После того как вы исправили все стилистические ошибки, перечитайте басню еще раз, чтобы исправить грамматические и орфографические ошибки.

    Вы можете воспользоваться справочниками и словарями, когда проверяете ошибки.

Продукт проекта - басня, художественно оформленная обучающимся.

Итог проекта.

Подводя итоги проекта, прежде всего, нужно остановиться на его реализации, учащимися была проделана индивидуальная работа.

Работы зачитываются учителем, а учащиеся делятся мыслями, эмоциями, выводами, а главное на этом этапе идёт выявление цели проекта, понимание проблемы. А также учитывается способность работать самостоятельно, следовать плану, подходить ответственно к выполнению работы.

Неотъемлемой частью является самооценка и рефлексия, которые предполагают письменный вариант. Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчёт о работе, можно предложить им воспользоваться шаблоном.

Отчёт состоит из трёх разделов: введение, основная часть и заключение.

Введение

Тема моего проекта …………………………………………………...

Я выбрал эту тему, потому что …………………………………....

Цель моей работы - ……………………………………….....……….

Проектным продуктом будет.………………………………………

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

Выбор темы и уточнение названия………………………………

Сбор информации (где и как искал информацию)……………

Изготовление продукта (что и как делал)………………………

Написание письменной части проекта (как это делал)………

Основная часть

Я начал свою работу с того, что …………………………………..

Потом я приступил к ………………………………………………….

Я завершил работу тем, что…………………………………………

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что…………………

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как…………………………………………………….

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что…

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например……..

Это произошло, потому что …………………………

Если бы я начал работу заново, я бы ……………….

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………………………………….

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как …………………………………………………

Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

В этом разделе темы исследовательских работ и проектов по литературе для 5 класса посвящены античной мифологии, творчеству Астафьева Виктора Петровича, Гоголя Николая Васильевича, Крылова Ивана Андреевича, Пушкина Александра Сергеевича, Тютчева Фёдора Ивановича, Фета Афанасия Афанасьевича, Чехова Антона Павловича и др.


В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса , распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе общеобразовательной школы.

Представленные темы проектов по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, написания школьнику наиболее актуального индивидуального проекта.

Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять, добавляя новые задачи в предстоящее исследование.

Темы проектов по литературе 5 класс (античная мифология)

Примерные темы проектов по литературе для учащихся 5 класса:


Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Лексика любовной лирики русских поэтов.
Миф об Орфее в произведениях живописи.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Подвиги Геракла на античных вазах.
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Красна речь пословицей
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной.
Мы в зеркале пословиц
Малые жанры фольклора
Мифологический сюжет в изобразительном искусстве.
Пословица не даром молвится.
Пословицы, поговорки, загадки нашего края.
Русская народная тематика в курсе математики 5 класса.
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Сказка ложь, да в ней намек.
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка.

Астафьев Виктор Петрович

Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
Гоголь и Пушкин.
На родине Гоголя.
Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Славянские предания и легенды в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Крылов Иван Андреевич

Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

Лесков Николай Семёнович

"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.

Чехов Антон Павлович


Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте.
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Книга в жизни Чехова.
По чеховским местам (Мелихово).
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова
Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова.

Пушкин Александр Сергеевич

Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.
Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Пушкин и книги.

Тютчев Фёдор Иванович

Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

Фет Афанасий Афанасьевич

Античные образы в поэзии А.А. Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.

Тургенев Иван Сергеевич

Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.

Бажов Павел Петрович

Екатеринбург П.П. Бажова.
Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов и книга.
Литературное путешествие по лермонтовским местам.

Темы исследовательских работ по литературе (дополнительно темы)

Примерные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5 класса:


Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Герои английских лимериков.
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Кавказ в русской живописи.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
В лаборатории поэта
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы).
Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни».
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес».
Литература и мой край
Мои любимые басни
Мои ровесники в литературных произведениях.
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению).
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения.
Произведения в интерпретации иллюстраторов.
Противопоставление Жилина и Костылина.
Родная природа в лирике Сергея Есенина.
Родная природа в русской поэзии XX века.
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности).
Сборник сочинений нашего класса о животных.
Сборник стихов и рассказов о животных.
Сельская школа в XIX веке.
Толстой и Ясная Поляна.
Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Ворона"
Энциклопедия слова "Декабрь"
Энциклопедия слова "Сентябрь".

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – Теренгульская средняя общеобразовательная школа

« Баба Яга – ведьма или богиня?»

Выполнила:

ученица 5 класса

Квас Наталия

Руководитель:

Цымбал Е. В.

учитель русского языка

И литературы

Тема проекта: « Баба Яга- ведьма или богиня?»

I .Введение

Актуальность проекта : Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?

Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.

Задачи:

1) Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки.

2) Изучить некоторые традиции русского народа.

Методы исследования:

1) Изучение литературы (анализ русских народных сказок).

2) Работа с Интернет- ресурсами.

3) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных).

II . Практическая часть

Баба Яга-это очень запоминающийся персонаж: и по своему виду, и по характеру. Но вот что удивило нас: а такая ли уж плохая, эта Баба Яга? Перечитав множество сказок, пересмотрев большое количество художественных фильмов и мультфильмов, где мы встретились с самой Бабой Ягой, мы разобрались в ее характере и сделали поразительное открытие – Бабу Ягу не справедливо обвиняют в злодействах. Мы беремся доказать, что Баба Яга положительный сказочный герой.

Многие говорят, что Баба Яга – ведьма. Я обратилась к большой советской энциклопедии и узнала что Ведьма, колдунья, женщина – служительница дьявола, якобы обладающая сверхъестественной способностью вредить людям и животным.

Другие имена Яги вы видите на слайде.

Проанализировав множество сказок с участием Бабы Яги можно предположить что она Ведьма, потому что:

    Она всем вредит.

    Создает на пути трудности.

    Похищает детей.

    Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.

    У неё страшный вид.

Исходя из этого я узнала, что Баба Яга - одноногое божество -божество, имеющее недостаток в ноге (хромоногое);

Баба Яга – змея -человекоподобное существо со змеиным хвостом;

Баба Яга - вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой.

Я предполагаю что Баба Яга все таки не такой уж отрицательный персонаж в сказках. И мы решили узнать кто же такая богиня, обратившись к советской энциклопедии.

Мы выяснили что Бог - фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного поклонения и веры.

Просмотрев ряд мультфильмов и сказок, а также изучив некоторые материалы о некоторых традициях русского народа, я пришла к мыслям что, Баба Яга может быть богиней, потому что она Умеет делать волшебство.

    Указывает герою дорогу.

    Дает добрые советы.

    Может понимать язык зверей и птиц, повелевает ими.

    Её боятся отрицательные персонажи.

В доказательство этому представляю вам иллюстрации, взятые из сказок и мультфильмов.

Выводы по результатам исследования:

    Так как Баба Яга живет в лесу и повелевает животными, то она-богиня леса, БЕРЕГИНЯ леса и природы.

    Баба Яга могла лечить людей-она хорошо знала все лекарственные травы, толкла их ПЕСТОМ в СТУПЕ и делала отвары. Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в ПЕЧИ. Но в прежние времена больного ребенка обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь.

    Баба Яга- древняя славянская БОГИНЯ.

Список использованной литературы:

1.Афанасьев А.Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002.

2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.

3. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.

5. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?

Разделы: Литература

Класс: 5

Цели.

  1. Дать представление о “забытых” произведениях (о малых жанрах фольклора и о произведениях А. П. Гайдара) , показать их актуальность.
  2. Вызвать интерес к изучаемому материалу. Показать возможность практического применения полученных знаний.
  3. Формировать умение работать в группе, доказывать свою точку зрения.
  4. Развивать творческие способности учащихся, познавательную активность.
  5. Воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

Оборудование:

  • стенды с результатами анкетирования;
  • стенд с фотографиями А. П Гайдара;
  • фотовыставка “ Ай. лю-ли. ай. лю-ли. как мы праздник провели ” (о проведении фольклорного праздника в д/с № 13) ;
  • фотовыставка “ Мы рассказываем о А. П. Гайдаре” (о проведении классного часа в начальной школе) ;
  • магнитофон с записью колыбельной песни;
  • кукла-малыш.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Время бежит очень быстро, многое уходит из нашей памяти, остается в прошлом. Но, оказывается, в этом забытом много полезного, умного, доброго. Мы с ребятами попытались воскресить маленькую частичку того, что, на наш взгляд, забывать нельзя. Сегодня мы представляем вам два творческих проекта, выполненных учащимися 5 класса. Эти проекты совершенно разные, но объединены одной мыслью, которая звучит в теме сегодняшнего занятия: “Забытое временем и людьми…”.

Хочу познакомить вас с нашими правилами успешной деятельности:

  1. Команды не соревнуются.
  2. Все члены команды равны.
  3. Все члены команды получают удовольствие от общения друг с другом.
  4. Каждый член команды уверен в себе и в общем успехе.
  5. В команде нет “спящих” партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Задание ребята получили в конце сентября, т. е. работа над проектами шла 2,5 месяца. Вот что у нос получилось.

(Исполняется детская мелодия на флейте) .

Звучит мелодия из детства, и я представляю вам первую группу и первый творческий проект.

2. Защита проекта “Детский фольклор и современность”.

Выступления членов группы.

1. Тема. Цель. Задачи проекта. Краткое изложение проекта. Детский фольклор и современность.

2) “Проект предназначен для широкой аудитории.

3) Цели проекта.

1. Показать необходимость малых жанров фольклора в современности.
2. Развивать интерес к фольклорному наследию нашей страны.

4) . Задачи проекта.

  • Выяснить, что такое детский фольклор.
  • Провести исследование и выяснить, что знают о фольклоре и его малых жанрах родители и дети.
  • Показать необходимость использования малых жанров фольклора в современной жизни.
  • Развивать интерес к детскому фольклору.
  • Пропагандировать использование детского фольклора в повседневной жизни.

5) В наши остро стоит проблема сохранения культуры народа, его самобытности, духовных богатств. Россия страна постепенно утрачивает свою неповторимость и самобытность. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно русские корни. Особенно внушаемыми являются дети. Взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес.

2. Результаты анкетирования ровесников. (Выступление ученика. Рассказ сопровождается демонстрацией стенда с результатами анкетирования.)

Было опрошено 34 ровесника. Задавались следующие вопросы:

  1. Что такое фольклор?
  2. Какие жанры фольклора Вы знаете?
  3. Часто ли читаете сказки? Назовите 2-3 сказки.
  4. Какие малые жанры фольклора Вам известны?
  5. Приведите любой пример колыбельной или считалки.
  6. Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама?
  7. Как Вы думаете, нужны ли в современной жизни малые жанры фольклора?

Самой популярной колыбельной оказалась “Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…”. Самый популярный жанр фольклора – сказка. Большую трудность вызвал вопрос о малых жанрах фольклора. Не могли ответить на этот вопрос 24 человека. Только 19 ровесников смогли привести пример колыбельной и считалки. 21 человек не знают, какую колыбельную пела им мама. Наши ровесники все же считают, что фольклор, в том числе детский, нужен в современной жизни, потому что эти произведения учат добру, это русская традиция.

Результаты анкетирования взрослых (Выступление ученика.)

Взрослые справились с ответами на вопросы анкеты лучше. Мы выяснили, что чаще всего взрослые читают фольклорные произведения детям и внукам, самыми популярными оказались сказки: “Колобок” и “Репка”. А самыми известными малыми жанрами фольклора – считалки и скороговорки. К сожалению, не все взрослые помнят, какую колыбельную пела им мама, но они с удовольствием вспоминают те песни, которые пели своим детям. “Колыбельные, потешки, пестушки пришли к нам с молоком матери, они переносят нас в детство, поэтому мы не должны их забывать. Малые жанры фольклора обращают нас к истокам, не дают забывать наши корни, наши традиции”,- так отвечали взрослые, доказывая, что фольклор забывать нельзя.

4. Что такое малые жанры фольклора и когда они используются? (Выступления учеников.)

1) Колыбельные песни. Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. (Ученик исполняет колыбельную, показывая на кукле, как мама укачивает ребенка.)

2) Подрастет ребенок, а его уже ждут новые приговорки и песенки – пестушки. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют (показывает на кукле, как играют с малышом) :

Потом начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

3) Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

4) В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божей коровке, к птицам, домашним животным.

5) У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

6) Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.

Петушок, петушок!
Покажи свой гребешок.
Гребешок горит огнем.
Ну-ка, Миша, выйди вон!

7) Особенная роль в развитии ребенка принадлежит играм. Они не только развивают физически, но учат детей общению друг с другом.

Для всех присутствующих проводится игра “Шел старик дорогою…”

(См. сценарий фольклорного праздника) .

5. Рассказ учащихся о создании брошюры “ Детский фольклор”, куда вошли отобранные ребятами колыбельные, потешки, пестушки, скороговорки, загадки, считалки, игры. Брошюра называется “Поиграй-ка”, имеет подзаголовок “В помощь молодой маме”. Учащиеся проиллюстрировали свою книгу.

6. Рассказ о проведении праздника в детском саду. (Выступление сопровождается демонстрацией стенда с фотографиями, сделанными в детском саду во время праздника) .

Наш проект уже начал действовать. Мы разработали сценарий праздника для детей младшей группы детского сада. После долгих репетиций мы отправились в один из детских садов нашего города и провели праздник для малышей. Деткам очень понравилось наше выступление, и для нас это тоже был праздник. Мы получили очень хорошие отзывы воспитателей.

(Сценарий праздника приведен в Приложении 1 .)

7. Результаты работы. (Выступление члена группы.)

Опрос ровесников о фольклоре дал плачевные результаты. Но жители России должны знать свой фольклор. Нам самим работа по изучению детского фольклора показалась интересной и познавательной, мы много узнали о его малых жанрах.

В нашу работу включились и родители. Им тоже было увлекательно отвечать на вопросы, вспоминать детство, узнавать новое. Праздник, проведенный в детском саду, показал, что дети с удовольствием играют в русские народные игры, им нравятся потешки, прибаутки. Проведенная сейчас работа поможет нам и в будущем, когда мы сами станем родителями. Наша группа обращается ко всем взрослым: не забывайте воспитывать детей, опираясь на исконно русские традиции, не забывайте, что в фольклоре заключена народная мудрость. То, каким вырастет новое поколение, зависит только от вас. Находите время играть и общаться с вашим ребенком.

3. Слово учителя. Учителя, как никто другой, могут влиять на души учеников. Доброта, желание заботится о других, любовь к Родине – эти качества пробуждает каждый педагог в своих учениках. Разве не этому учат книги А. П. Гайдара? Сейчас они не изучаются в школе. Справедливо ли это? На этот вопрос искали ответ ребята, работавшие над проектом: “Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения”.

4. Защита проекта “Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения”.

  • Тема. Цель. Задачи работы. Краткое изложение проекта. (Выступление ученика.)
  1. Авторы проекта. Учитель русского языка и литературы Полякова Н. Ю. и ученики 5 Б класса. Проект предназначен для учащихся, учителей литературы и родителей.
  2. Цель. Показать, что произведения А. П. Гайдара не устарели и не содержат пропаганды социалистического строя.
  3. Задачи проекта.
  • Выяснить, знают ли ученики 5-8 классов произведения А. П. Гайдара.
  • Познакомиться с книгами писателя и его биографией. Выяснить, какие темы поднимаются в повестях А. П. Гайдара и чему они учат.
  • Узнать в книжных магазинах, продаются ли сейчас книги Гайдара.
  • Выяснить среди учителей литературы и родителей, почему, на их взгляд, сейчас произведения не изучаются в школе.
  • Сделать вывод, справедливо ли это.
  • Пропагандировать творчество А. П. Гайдара.

4) Краткое изложение проекта. Имя А. П. Гайдара было широко известно в эпоху социализма. С разрушением старого строя произведения писателя оказались забыты Ученики 5 класса познакомились с книгами писателя и пришли к выводу, что это несправедливо. Произведения Гайдара, на наш взгляд, учат патриотизму, честности, справедливости, воспитывают чувства доброты, взаимовыручки. Недопустимо, чтобы книги Гайдара были забыты. Мы обращаемся к учителям и взрослым с рекомендацией знакомить детей с творчеством А. П. Гайдара и его удивительной биографией.

2. Результаты анкетирования учеников 6-8 классов. (Выступления учащихся) . (Рассказ сопровождается демонстрацией стенда с результатами анкетирования) .

Было опрошено 60 человек. 31 из них не читали книги Гайдара. 9 человек назвали его поэтом. Только 12 учеников смогли вспомнить название книг писателя (“Чук и Гек”, “Тимур и его команда”) . Анкетирование показало, что учащиеся плохо знают творчество А. П. Гайдара и не знакомы с его биографией.

  • Результаты опроса среди взрослых и учителей.

Все опрошенные назвали разные книги А. П. Гайдара. Взрослым задавались и такие вопросы: “Вы согласны с тем, что произведения Гайдара пропагандируют старый режим? Справедливо ли, что книги писателя исключены из школьной программы?”

Все взрослые признались, что любят книги Гайдара. По их мнению, эти произведения учат быть добрыми, справедливыми, верными друзьями и просто хорошими людьми. В них нет пропаганды социалистического режима, поэтому забывать эти книги нельзя.

  • Результаты посещения книжных магазинов.

В книжных магазинах мы узнали, что в продаже книг Гайдара нет. Только в одном из магазинов оказалось 2 экземпляра. “ Книги Гайдара почти не спрашивают, да и других авторов покупают редко”,- посетовали продавцы.

4. Рассказ ученика о биографии А. П. Гайдара.

Впечатления учащихся от прочитанных произведений Гайдара. (Выступления учеников по плану:

  1. Какая книга прочитана?
  2. О чем она? Кто является главными героями?
  3. Интересно ли было читать? Что особенно понравилось?
  4. Чему учит эта книга?)

Были прочитаны книги: “Школа”, “Голубая чашка”, “Чук и Гек”. “Тимур и его команда”. Ребята прочитали книги по своему выбору и пришли к выводу, что произведения А. П. Гайдара учат добру, преданности, отзывчивости и любви к ближним и к своей Родине.

6. Рассказ о проведении классного часа для начальной школы “Знакомьтесь: Аркадий Петрович Гайдар”. (См. Приложение 2) . Выступление сопровождается демонстрацией стенда с фотографиями, сделанными во время проведения мероприятия.

Классный час проводился для учеников 2-4-х классов. Мы рассказывали о биографии А. П. Гайдара, о его произведениях, показывали сценки по книгам писателя. Представляем сценку “Собрание команды” (по повести “ Тимур и его команда”) .

После классного часа мы спросили у ребят, что они запомнили. Самыми популярными были такие ответы:

А. П. Гайдар написал много книг для детей: “Голубая чашка”, “Чук и Гек” и др.

В 14 лет он руководил ротой.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар был в партизанском отряде, погиб, спасая своих товарищей.

Я хочу быть похожим на Тимура.

Мы убедились, что наш рассказ запомнился и понравился. Надеемся, что ребята прочитают книги Гайдара и полюбят их.

7. Заключение.

Вот таким мы увидели А. П. Гайдара и его произведения. Работать по этой теме было очень интересно, мы открыли для себя много новых книг, познакомились с разными героями. Книги этого писателя интересны для детей, независимо от того, при каком строе мы живем. Произведения Гайдара рассказывают о добре и зле, показывают, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учат дружить, сопереживать, учат любить Родину. В современной жизни эти качества очень нужны. Поэтому мы обращаемся ко всем взрослым: “Не дайте книгам А. П. Гайдара уйти в прошлое безвозвратно!”

5. Подведение итогов.

Слово учителя. Как много их, произведений, ушедших в прошлое, забытых временем и людьми. Но воскресить хотя бы некоторые из них в наших силах.

Формировать читательские вкусы, рекомендовать добрые, интересные книги – задача каждого учителя. Ребята с удовольствием занимались исследовательской деятельностью, самостоятельно знакомились с произведениями, потом делились впечатлениями. Работали они увлеченно, с огоньком, а теперь готовы ответить на вопросы друг друга. (Группы задают друг другу вопросы.)

  1. Что было самым трудным в работе?
  2. Что вам особенно запомнилось во время работы над проектом?
  3. Как вы думаете, пригодятся ли вам те знания, которые вы получили во время работы?
  4. Для кого будут полезны ваши проекты? Какие результаты они принесли?
  5. Хотели бы вы и дальше продолжать работу по созданию и внедрению творческих проектов по другим темам? Над какими темами вы хотели бы работать?



Top