5 вещественных исторических источников. Вещественные источники

Введение

Научное познание направлено на изучение и освоение окружающего человека социального и природного мира. Накопленные наукой знания обязательно принимают теоретическую форму. Теория - высшая форма научных знаний, раскрывающих закономерности функционирования и развития определенных явлений материального и духовного мира. Она описывает и объясняет эти явления и направлена на преобразование и гармонизацию отношений человека с окружающим его миром и совершенствование его внутреннего, духовного мира. В общем можно определить теорию как конкретное сущностно-содержательное знание об объекте познания, которое может быть использовано в предметной и познавательной деятельности. Теория источниковедения имеет своим объектом исторические источники. Ее содержание представления о природе исторических источников, их классификация, оценка возможностей объективного исторического познания на их основе.

Источниковедение - это отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию, методику и технику изучения и использования исторических источников. Тесно связано со специальными и вспомогательными историческими дисциплинами. Складывалось с 18 в. (труды Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлёцера и др.). В 19-20 вв. представлено рядом школ и направлений, возглавлявшихся К.Н. Бестужевым-Рюминым, А.А. Шахматовым, А.С. Лаппо-Данилевским, М.Н. Тихомировым, Л.В. Черепниным и др.

Источниковедческая методика направлена на оценку достоверности содержащейся в источнике информации. Составляющие ее элементарные действия (группировка материала, его отбор и т.п.) является операциями. Их взаимосвязанная совокупность образует процедуру. Методы приводятся в действие с помощью определенных орудий и инструментов. Они составляют третий структурный компонент научного метода технику исследования.

Вещественные источники

Вещественные источники. Они охватывают огромный комплекс предметов, который является в большинстве своем объектом непосредственной практической деятельности общества. В сущности, речь идет об огромном мире, окружающем нас повседневно.

Данные языка, или лингвистические источники. Эпоха накладывает свой отпечаток на язык общества. Слова и отдельные речевые обороты точно выражают дух своего времени. Поэтому лингвистические источники существенно помогают изучить ту или иную эпоху.

Новый советский человек совместно с ускорившимся ритмом жизни рождал новый язык. Незаметно в быт вторгались и занимали прочное место странная терминология и чудовищная аббревиатура.

Язык Шариковых вслед за простотой отношений тянулся уже как бы сам по себе к простоте изъяснений, близких короткому собачьему лаю: Чеквалап... - лап...лап (Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей). Подлинный пример: ра-боч-ком-сод. Действовала такая организация -- Всероссийский рабочий комитет содействия организации социалистического сельскохозяйственного производства при ВЦСПС. Были еще горемы (головные ремонтно-восстановительные поезда), губтрамоты (губернские транспортно-материальные отделы совнархозов). Был командюж -- командующий южным фронтом. Пугал ружпульогонь (ружейно-пулеметный огонь). Бегали потельработники (работники почты и телеграфа). Организовывали теревсат (театр революционной сатиры). Можно напомнить диковинное сокращение ЗК (зэ-ка), что означало: заместитель комиссара. Было еще множество учреждений и должностей, важных и не очень, со смешными сокращениями.

Слова-обрубки в большинстве своем оказывались недолговечными. Но некоторые из них врезались в память всем и навсегда: ЧК -- ГПУ -- НКВД -- КГБ, КПСС, колхоз и другие.

Уместно заметить, что аббревиатура -- явление не исключительно советское. В России -- это, прежде всего порождение канцелярского делопроизводства военного ведомства в 1914-1917 гг. Собственно, война и подготовила удобный плацдарм для появления и распространения всяческих сокращений. Они появлялись и в других странах. Вспомним: СС, СД, гестапо, а также США, ООН, НАТО и пр. Другое дело, что, пожалуй, нигде, кроме СССР, это явление не принимало столь широкие масштабы.

В это время изобретались новые революционные имена. Появлялись различные Идлены, Владлены, Рэмы, а затем Сталины и даже Трактор Индустриевич.

Новое и устойчивое значение получали старые слова и выражения: «насаждение» коммун и совхозов, «выкачка хлеба» из деревни и пр.

Обогащался ли язык от новых слов? Формально вроде бы да: ведь слов становилось больше, некоторые приживались. А по существу? Предоставим слово литератору. А. Солженицын утверждает, что революция «от многого спешит отказаться». Вот, например, от слова «каторга». «А это, -- пишет он, -- хорошее, тяжелое слово, это не какой-нибудь недоносок ДОПР, не скользящее ИТЛ. Слово «каторга» опускается с судейского помоста как чуть осекшаяся гильотина и еще в зале суда прибивает осужденному хребет, перешибает ему всяческую надежду» (Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Ч. 5. Каторга). И образно, и по существу верно.

В сущности, все происходившее, очевидно, можно квалифицировать однозначно: происходил грандиозный процесс преобразования русского языка в советский.

Сказанным, естественно, не ограничивается значение лингвистики в источниковедении. Например, для раскрытия содержания некоторых документов, особенно личного происхождения, большое значение имеет знание жаргона (сленг), т. е. слов и выражений, употребляемых людьми определенных возрастных групп, профессий или социальных слоев и различными территориальными диалектами.

Все активнее начинают использоваться кинофотодокументы. Полноправными источниками стали фонодокументы. Широко практикуются записи воспоминаний на магнитную пленку.

Кинофотодокументы дают живое, наглядное представление о событиях, фиксируют их во всей внешней полноте, являются как бы материализованными копиями, слепками событий. Однако все ли здесь благополучно? И фотодокументы были объектом фальсификаций. Таких документов, особенно связанных с В.И. Лениным, немало. Так, широко известно пятитомное издание воспоминаний о Ленине. Оно неоднократно переиздавалось. Но каждый раз в 5-м томе проходит фотография, где в группе людей, стоящих на Красной площади, обнаруживается лишняя нога. А туловища нет. Когда на Западе началась публикация настоящих и фальсифицированных фотоматериалов она вызвала растерянность наших идеологов.

Кинодокументы фальсифицировать проще, ибо технология монтажа сводится к примитиву -- отрезать ненужный кусок. Игровое кино сыграло определяющую роль в фальсифицировании образа Ленина. В фильме «Ленин в Октябре» Ленин запечатлен в своем канонизированном виде. Однако известно, что в октябре 1917 г. он был без бороды и усов. Но именно с бородой и усами Ленин перекочевал в другие фильмы, сошел на полотна художников и скульптурные изображения.

Фальсифицировать можно практически все. В том числе и живописные полотна (имеется в виду так называемая советская «парадная» живопись). Здесь-то замазать нежелательное и пририсовать, если есть потребность, необходимое проблем не составляет. Известны, например, два варианта картины Вл.А. Серова, где В.И. Ленин выступает в 1917 г. на II съезде Советов. В первом случае возле него стоит И.В. Сталин, но во втором варианте оного уже нет. О II съезде Советов живописал И.А. Серебряный. Начав картину в 1937 г., он ко времени ее окончательного завершения в 1939 г. не раз менял состав действующих лиц.

Уместно противопоставить советской «парадной» живописи как пример подлинно, можно сказать, документального полотна картину И.Е. Репина (совместно с Б.М. Кустодиевым и И.С. Куликовым) «Заседание Государственного Совета», где историческая правда навеки застыла не только в картине в целом, но и в характере каждого выписанного образа.

Источники, порожденные техническим прогрессом, обогащают возможности исследовательской работы. Вместе с тем технический прогресс принес не только разнообразие способов фиксации человеческой памяти, но и способность не оставлять документальных следов вообще. Именно в таких условиях возникает феномен «телефонного права». Это означает, что с помощью телефона можно отдать любую директиву, документально ее не оформляя.

Телефон удобен не только для оперативного руководства, но и не оставляет следов этого руководства, особенно в случаях отдачи некомпетентных, волевых, а то и прямо противозаконных распоряжений.

«Позвонковая» директива, изложенная даже в виде рекомендации, ненавязчивой, но ясной по своим последствиям в случае ее невыполнения, особенно печальные последствия имеет в судебной практике. «Телефонное право» тянется еще от И.В. Сталина, который запрещал фиксировать свои телефонные разговоры. Но одновременно широко внедрялась практика прослушивания и записи телефонных разговоров советских граждан. Километры пленки наматывали переговоры так называемых сомнительных лиц. Важнейшие события в истории страны часто происходили на основе телефонных распоряжений Сталина, а впоследствии и других руководителей. Причем эта практика укоренилась на уровне всех звеньев партийно-государственного аппарата. Пользуясь «телефонным правом», даже мелкий чиновник всегда уходил от ответственности за свои распоряжения. Сталин, кстати, в последние годы жизни вообще многие распоряжения отдавал в устной форме, обычно, во время трапезы. А решения эти касались видных ученых, государственных деятелей, а иногда и целых народов. И никто не смел ссылаться на Сталина. Тем не менее, содержание разговоров Сталина и других деятелей, рассказы о различных любопытных встречах, событиях устно передавались очевидцами, а затем впоследствии записывались ими или такие записи делались с их слов другими лицами. И эти рассказы нередко становились уже составной частью мемуаров.

Для становления антиковедения огромную роль сыграли археологические открытия ХІХ–ХХ вв. Немецкий археолог Г. Шлиман (1822–1890) во второй половине XIX в. открыл развалины легендарной Трои, а затем величественные руины Микен и Тиринфа (крепостные стены, руины дворцов, гробницы). В руки историков попал богатейший материал о ранее неизвестных страницах прошлого, которые считались художественным вымыслом. Так была открытамикенская культура, предшествующая культуре эпохи Гомера. Эти сенсационные находки расширили и обогатили представления о древнейшем периоде истории и стимулировали дальнейшие археологические изыскания.

Крупнейшие археологические открытия были сделаны на Крите. Англичанин А. Эванс (1851–1941) раскопал в Кноссе дворец легендарного правителя Крита – царя Миноса. Ученые обнаружили и другие древние поселения на Крите и соседних островах. Эти открытия явили миру уникальнуюминойскую культуру первой половины II тысячелетия до н. э., более раннюю культуру, чем микенская.

Систематические археологические исследования, проводившиеся как на Балканском полуострове (в Афинах, Олимпии, Дельфах) и островах Родос и Делос, так и на малоазийском побережье Эгейского моря (в Милете, Пергаме), дали историкам огромное количество самых разнообразных источников. Все ведущие европейские страны и США основали в Греции археологические школы. Они превратились в центры антиковедения, в которых не только совершенствовались методики раскопок и обработки археологического материала, но и вырабатывались новые подходы к изучению историй Древней Греции.

Не оставались в стороне и российские ученые. После учреждения в России в 1859 г. Императорской археологической комиссии началось планомерное исследование греко‑скифских древностей в Северном Причерноморье. Археологи приступили к раскопкам курганов и греческих колоний. (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др.). Был сделан ряд сенсационных находок, украсивших экспозиции Эрмитажа и других крупнейших российских музеев. Позднее, когда исследования возглавил Институт археологии АН СССР, к ним присоединились ученые и студенты ведущих исторических вузов страны.

Артур Эванс

В результате почти полуторавековых археологических исследований в руки антиковедов попали самые разнообразные и порой уникальные источники, открывшие много ранее неизвестного или малознакомого в истории Древней Греции. Но одни археологические находки (остатки крепостей, дворцов, храмов, художественных произведений, керамики и утвари, некрополи, орудия труда и оружие) не могут дать полного представления об исторических процессах развития общества. Материальные свидетельства прошлого можно интерпретировать по‑разному. Поэтому без подкрепления археологического материала данными других источников многие аспекты древней истории грозят остаться белыми пятнами в наших знаниях о прошлом.

Письменные источники

Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном уровнях. Письменные источники подразделяются на литературные, или нарративные, и документальные.

Самыми ранними из дошедших до нас литературных источников являются эпические поэмыГомера «Илиада» и «Одиссея», созданные в начале VIII в. до н. э. Гомеровский эпос существенно отличается от мифолого‑эпических произведений народов Древнего Востока, так как благодаря наличию светских, рациональных аспектов содержит весьма ценные сведения. Произведения Гомера закладывают основы исторической традиции и исторического миросозерцания. Память о тысячелетней эпохе крито‑микенской цивилизации с ее событиями, и прежде всего с боевыми действиями Троянской войны, переросли рамки мифа и стали историческим ориентиром, определившим в коллективной памяти эллинов не только мифологическое, как у большинства народов, но и историческое время. Поэтому‑то общественный строй, нравы, обычаи и т. д. отражены в художественных образах ярко и достоверно. В то же время у Гомера широко представлена мифологическая картина мира. Изображенный поэтом мир богов (их образы, функции) стал основой для греческой олимпийской религии.

Важным эпическим источником является дидактическая поэма беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII–VII вв. до н.э.) «Теогония». В повествовании о происхождении богов поэт рисует картину развития мира, отражая религиозно‑мифологические представления греческого общества эпохи архаики. В этом эпосе мифологические сказания о древнейшем прошлом уже смыкаются с описанием современной автору реальной истории. В поэме «Труды и дни» поэт дает реалистические картины жизни крестьян своего времени. Дидактический эпос Гесиода утверждает, что справедливое устройство необходимо не только миру богов, но и миру людей.

К VII в. до н. э. интенсивное развитие греческого мира не оставило места для героического эпоса. Наиболее полным отражением эпохи формирования нового, городского общества и появления активной личности становятся различные жанры лирики. В элегиях и ямбе Тиртея из Лакедемона,Солона из Афин,Феогнида из Мегар отразилась сложная жизнь общества, пронизанная острыми политическими конфликтами, в которой человеку трудно найти спокойствие и счастье. Новое самосознание личности отразилось в поэзииАрхилоха и особенно в творчестве эолийских поэтовАлкея иСапфо.

Помимо художественных произведений, о жизни Древней Греции можно узнать и из исторических сочинений, официальных свидетельств различного характера. Первые документальные записи сделаны еще во ІІ тысячелетии до н. э. в ахейском обществе. С появлением алфавита и утверждением полисов документальных свидетельств становится значительно больше. Так из слияния исторического мироощущения в поэтическом творчестве с официальными документальными записями в античной Греции возникла историческая традиция. Она нашла отражение в особом прозаическом жанре, развитие которого привело в итоге к становлениюистории как науки.

Возникновение греческой исторической прозы относится к VI в. до н. э. и связано с деятельностью так называемых логографов. Излагая сюжеты далекой мифологической древности, прослеживая генеалогию древних героев и историю городов, основанных ими, они были близки эпическим поэтам. Но это уже были исторические сочинения. Описывая легендарное прошлое, логографы вводили в текст документальные материалы, географические и этнографические сведения. И хотя в их трудах миф и реальность причудливо переплетены между собой, уже отчетливо видна попытка рационалистического переосмысления предания. В целом труды логографов знаменуют собой переходный этап от мифа с его священной историей к логосу с его научным исследованием прошлого.

Первый исторический труд создал Геродот из Галикартаса (ок. 485–425 до н. э.), которого еще в античности назвали «отцом истории». В ходе политической борьбы он был изгнан из родного города. После этого он много путешествовал, посетил греческие полисы на Средиземном и Черном морях, а также ряд стран Древнего Востока. Это позволило Геродоту собрать обширный материал о жизни современного ему мира.

Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того… чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война». Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Однако мышление Геродота еще традиционно: закономерностью в истории у него выступает божественная сила, награждающая добро и карающая зло. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм.

Принцип историзма, впервые использованный Геродотом, развил и сделал доминирующим в научном трактате его младший современник – афинянин Фукидид (ок. 460–396 до н. э.). Он родился в знатной семье, принимал участие в Пелопоннесской войне, но из‑за того, что не смог защитить город Амфиполь от спартанцев, был изгнан из Афин. В изгнании, где он провел почти два десятилетия, Фукидид и задумал описать историю Пелопоннесской войны.

Историка интересуют все события, современником которых он был. Но для отыскания исторической истины Фукидид проводит строгий критический отбор исторических источников, используя только те, что содержат достоверную информацию: «Я не считаю согласным со своей задачей записывать то, что узнал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого». Для этого он посещал места событий, беседовал с очевидцами, знакомился с документами. Такой подход к фактам позволяет ему в изложении хода истории уже не объяснять происходящие события вмешательством богов, а находить объективные причины событий и поводы, их вызвавшие, что помогает выявить закономерности исторических событий. Для него ясна прямая связь между успехами в ведении военных действий и стабильностью внутренней политической обстановки в государстве. Историю, по Фукидиду, творят люди, действующие в соответствии со своей «природой». Их интересы, устремления и пристрастия оказываются сильнее законов и договоров.

Фукидид сыграл решающую роль в утверждении научного знания о прошлом. Он выработал критический метод анализа исторических источников и первым выявил закономерности исторического развития. Для всех последующих поколений исследователей Фукидид заложил основу для познания смысла исторического развития и действий людей. Его труд является ценнейшим историческим источником, в котором по возможности объективно освещаются описываемые события.

Жанр исторического исследования получил дальнейшее развитие в IV в. Не законченную Фукидидом «Историю», обрывавшуюся на описании событий 411 г. до н. э., продолжил буквально с последней фразы в своей «Греческой истории» Ксенофонт из Афин (ок. 445–355). Но в его изложении материала явственнее, чем у Фукидида, проявляется личная позиция автора, который происходил из богатый семьи, получил аристократическое воспитание и был учеником Сократа. Сторонник спартанского государственного устройства, Ксенофонт критично относился к афинской демократии. Это объясняет определенную тенденциозность в подаче материала. К тому же Ксенофонт недостаточно критично использует привлеченные источники, порой трактуя события в угоду своим пристрастиям, а также уделяя большое внимание отдельным личностям, не пытается вскрыть объективные причины исторических событий. Однако его «Греческая история», описывающая события с 411 по 362 г. до н. э., остается важнейшим источником для изучения сложной эпохи острой борьбы между полисами и кризиса классического греческого полиса.

Ксенофонт был не только историком. В ряде его трактатов нашли отражение его политические пристрастия. В сочинении «О государственном устройстве лакедемонян» он идеализирует спартанские порядки, а в «Киропедии», посвященной воспитанию основателя персидской державы Кира Старшего, с симпатией относится к идее монархического устройства государства. Интересные сведения о персидском государстве, его наемном войске и жизни народов на территории Малой Азии содержатся в трактате «Анабасис» («Восхождение»). В нем рассказано об участии греческих наемников, в числе которых был и Ксенофонт, в междоусобной борьбе за персидский престол на стороне Кира Младшего.

Большой интерес с точки зрения развития философской мысли и характеристики афинского быта представляет трактат «Воспоминание о Сократе», где записаны беседы знаменитого философа со своими учениками. Взгляды Ксенофонта на наиболее целесообразные методы ведения хозяйства отражены в сочинении «Экономика» (или «Домострой»), а предложения, как улучшить финансовое положение афинского государства, – в труде «О доходах». В целом многочисленные трактаты Ксенофонта содержат многообразную и ценную, но не всегда объективную информацию о самых различных сторонах жизни греческого общества его времени.

Главной заслугой Геродота, Фукидида и Ксенофонта явилось распространение в греческом обществе интереса к истории и утверждение исторического подхода к событиям прошлого. Некоторые, как Ксенофонт, а также Кратапп, или «оксиринский историк», прямо продолжали исследования Фукидида, с разной степенью успеха подражая великому историку. Другие, как Эфор, Феопомп и Тимей, пришли «в историю» из ораторских школ. Но результатом стало появление большого количества трактатов по истории Афин, Сицилии и Италии, Персии, правления царя Филиппа II и т. д. Они оказали огромное влияние не только на формирование исторического сознания в греческом обществе (этими работами широко пользовались ученые последующих эпох), но и на становление исторической традиции в соседних обществах.

Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретацией легендарно‑мифологических сюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества.

Драматург Эсхил (525–456 до н. э.) был современником острых внутриполитических столкновений в период становления афинской демократии и борьбы греков за свободу в эпоху греко‑персидских войн. Участник основных сражений греков с завоевателями, он выразил в трагедии «Персы», написанной о реальных исторических событиях, патриотические настроения эллинов. Даже в произведениях Эсхила на мифологические сюжеты (трилогии «Орестея», «Прикованный Прометей», «Семеро против Фив» и др.) постоянно встречаются намеки на современные события и все поступки персонажей оцениваются с позиции гражданского идеала.

Образцом честного гражданина выступает поэт и драматург Софокл (496–406 до н. э.). В своих трагедиях «Царь Эдип», «Антигона», «Аякс» и др. он поднимает такие важные проблемы, как нравственность власти, место богатства в жизни, отношение к войне. Но, несмотря на объективное выражение общественных настроений, взгляды Софокла во многом традиционны, что сближает его с Геродотом. Он видит в событиях проявление божественной воли, перед которой человек должен смириться. Люди понесут неотвратимое наказание, если осмелятся нарушить миропорядок, установленный богами.

Трагедии Еврипида (480–406 до н. э.) «Медея», «Просительницы», «Электра», «Ифигения в Тавриде» и др. знакомят с общественными настроениями той эпохи, причем не только с демократическими идеалами афинян, возвеличиванием ими дружбы и благородства, но и с негативным отношением к спартанцам, богатству и т. п. Важное место в трагедиях Еврипйда занимает показ повседневного быта античных Афин, в том числе и семейных взаимоотношений, в частности между мужем и женой.

Интересным источником по политической истории Афин являются комедии Аристофана (ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Его творчество приходится на сложный для Афин период Пелопоннесской войны, и в своих пьесах «Ахарняне», «Всадники» и «Мир» он утверждает идею мира, выражая антивоенные настроения афинских крестьян, которые несут наибольшие тяготы войны. Едкой сатире подвергались и недостатки в жизни афинского государства («Осы», «Женщины в народном собрании»), и новомодные научные и философские теории («Облака»). Произведения Аристофана– это отклик на все важные события в жизни афинского полиса. В них весьма точно отражена реальная жизнь и настроения греческого общества, которые по другим источникам прослеживаются слабо.

Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. В конце V – первой половине IV в. до н.э. напряженная политическая жизнь и творческая духовная атмосфера в полисах способствовала развитию науки, стремлению осмыслить все многообразие жизни общества. Выдающимся философом былПлатон (427–347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально‑политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства.

Ученик Платона Аристотель (384–322 до н. э.) попытался исследовать историю и политическое устройство свыше 150 государств. Из его трудов сохранилась только «Афинская полития», где систематически описаны история и государственное устройство афинского полиса. Обширная и разнообразная информация почерпнута из многочисленных источников, как дошедших до нас (труды Геродота, Фукидида), так и почти полностью утраченных (как аттиды – афинские хроники).

Аристотель

На основе изучения жизни греческих полисов Аристотель создал обобщающий теоретический труд «Политика» – о сущности государства. Его положения, Аристотель опиравшиеся на анализ реальных процессов исторического развития Эллады, предопределили дальнейшее развитие политической мысли в античной Греции.

Своеобразным историческим источником являются тексты выступлений ораторов. Написанные для произнесения в народном собрании или в суде, они, конечно же, полемически заострены. Политические речиДемосфена, судебные речиЛисия, торжественное красноречиеИсократа и др. содержат важные сведения о различных сторонах жизни греческого общества.

Ораторское искусство оказало огромное влияние как на развитие общественной мысли Греции, так и на стилистические особенности письменных текстов. В угоду законам риторики постепенно главным в речи становится не точность и правдивость изложения, а внешняя привлекательность и полемическая тенденциозность выступления, в котором историческая объективность приносится в жертву красоте формы.

Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам, надгробные надписи, списки должностных лиц, различные хозяйственные документы (счета, договоры об аренде и закладе имущества, акты купли‑продажи и т. п.), надписи при голосовании в народном собрании и т. д. (уже найдено свыше 200 тысяч надписей). Огромную ценность имеют и многострочные надписи, и надписи в несколько слов, так как они касаются всех сторон жизни древних греков, в том числе и повседневного быта, который практически не нашел отражения в литературных источниках. Но главное – надписи сделаны в большинстве случаев рядовыми гражданами и выражают их миросозерцание. Первым еще в 1886 г. греческие надписи опубликовал немецкий ученый А. Бёк (A. Bockh). Последнее на сегодняшний день собрание греческих исторических надписей издано в 1989 г. Р. Мейсом и Д. Льюисом (R. Meiggs, D. Lewis).

1. Почему необходимо изучать историю своей Родины?

Так же, как мы знаем собственное прошлое, нужно знать и прошлое своей страны, чтобы можно было действительно звать её Родиной. Кроме того, история помогает нам избежать ошибок наших предков, а также подсказывает удачные решения, например, рассказывает как предотвратить конфликты внутри общества или с другими государствами.

2. Докажите, что история Беларуси является частью всемирной истории.

Первые люди пришли на территорию Беларуси с других земель, так же, как и первые земледельцы. Беларусь не раз входила в состав других государств. Но и сами Белорусские земли были важным компонентом региональных процессов. Выходцы из Беларуси сыграли большую роль в истории других стран, порой довольно далёких.

3. Запишите в тетради по истории хронологические рамки каменного, бронзового и железного веков, а также периодов Средневековья. Используйте «ленту времени» на с. 10-11.

Каменный век на территории Беларуси длился с перерывами с 100 до 5 тысяч лет назад (III т. до н.э.).

Бронзовый век длился со II т. до н.э. до VII в. до н.э.

Железный век начался в VII в. до н.э. и закончился одновременно с Древним миром в других регионах в V в. н. э.

Ранее Средневековье занимает V-IX вв., Высокое – X-XIII вв., Позднее – XIV-XV вв. нашей эры.

4. Приведите примеры вещественных исторических источников.

Вещественные источники – это то, что находят археологи. Например, древний меч, осколки керамики, остатки домов, шахматные фигурки и многое другое.

5. Какие из письменных источников дают больше информации по истории периода Средневековья?

Больше всего информации мы получаем из тех источников, которые специально ставят своей целью рассказать о событиях прошлого: летопись, хроники и т.п.

6. Подсчитайте, сколько приблизительно веков продолжались в истории Беларуси:

а) бронзовый век;

Бронзовый век длился со II т. до н.э. до VII в. до н.э., то есть 10-13 веков.

б) железный век;

Железный век начался в VII в. до н.э. и закончился с Древним миром в V в. н. э., то есть длился 12 веков.

в) Средневековье.

Средневековье длилось с V по XV вв. н.э. (а конкретнее с 476 по 1492 годы), то есть 10 с небольшим веков.

7*. Подумайте, какие источники более ценны для изучения истории Беларуси: письменные или вещественные.

Ценнее всего их сочетание. Но если выбирать, то лучше письменные, ведь часто бывает, что один источник рассказывает о многих событиях, в то время как в случае с вещественными для получении целой картины нужно изучить множество источников. Не даром историк М.Н. Тихомиров говорил «Там где письменные источники отсутствуют историк блуждает в потемках».

§ 4 Тема: Вещественные источники

Аспект : извлечение информации

Стимул: если выполнишь все задания, то узнаешь об источниках которые дают информацию ученым историкам и археологам о прошлом человечества.

Задачная формулировка : развитие информационной и коммуникативной компетенции.

Задания.

Прочитай текст.

Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии.

Этнология (греч. народ + -логос - учение, наука) - наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. В современной науке термин употребляется лишь с начала 1990-х годов, наряду с более традиционным названием дисциплины «этнография».

Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология.

По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. Этнология возникла как научная дисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.

1. Ответь на вопросы

1) Какое значение имеет археология для изучения истории?

2) Что относится к вещественным источникам?

3) Чем отличаются вещественные источники от письменных?

4) Какие ученые занимаются изучение вещественных источников?

5) Какой период истории помогают изучать вещественные источники?

2. Дай определения терминам

Этнология – …

Этнография – …

Археология - …

Модельный ответ

1. Ответь на вопросы

1) На территории Казахстана, Урала, Сибири, Средней Азии во время археологических раскопок было найдено множество предметов, погребений и поселений эпохи бронзы.

3) Нуринский период, Атасуский период, Бегазы – дандыбаевский период.

4) Академик А.Х. Маргулан

5) На отрогах гор Бегазы было изучено более 50 курганов этой культуры.

Название эпохи Хронологические рамки Особенности эпохи

Эпоха бронзы

2 тысячелетие до н.э. Изготовление сплава олова и меди, получившего название, бронза.

В эпоху бронзы начинается освоение цветных металлов и золота, скотоводство превратилось в одно из основных хозяйственных занятий человека. Так же развитие получило земледелие, люди использовали для обработки земли мотыгу, поэтому земледелие эпохи бронзы получило название мотыжное земледелие.

2. Заполни таблицу

3. Убери лишнее.

1) Эпоха бронзы делиться на периоды:

В) Медный период

2) Большое количество памятников эпохи бронзы найденно в следующих регионах Казахстана:

В) Южном Казахстане

3) К достижениям эпохи бронзы относят:

В) Приручение домашних животных

4) К археологическим культурам эпохи бронзы относятся:

В) каркаралинская

5) В сплав бронзы входит.

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события .

Истори́ческий исто́чник - продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Существует несколько подходов к общей классификации исторических источников. В XIX веке в Европе была распространена классификация источников на остатки и предания .

    И. Дройзен

    Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен . Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции) .

    Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение - составляют историческую традицию . Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).

    По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки :

    • Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях;
    • Данные языка;
    • Обычаи, нравы, учреждения;
    • Монументы;
    • Деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы.

    Л. Н. Пушкарёв

    Все более и более полное сбережение письменных источни­ков, учреждение архивов, их упорядочивание, реорганизация библиотек, создание каталогов, репертуаров, инвентариев пред­ставляют собой в конце классической эпохи нечто большее, чем просто новую восприимчивость ко времени, к своему прошлому, к глубинным пластам истории; это способ введения в уже сфор­мировавшийся язык и в оставленные им следы того же самого порядка, который устанавливают между живыми существами. Именно в этом зарегистрированном времени, в этом разбитом на квадраты и пространственно-локализованном становлении, историки XIX века возьмутся за написание наконец «верной» истории, то есть освобожденной от классической рационально­сти, от её упорядоченности и от её теодицеи, - истории, отдан­ной во власть неистовой силе вторгающегося времени .

    Мишель Фуко

    Работа с источниками

    Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

    • Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
    • Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

    Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать .

    Интерпретация источников

    Примеры интерпретации источников

    Владимир Библер приводит следующий пример. В 1952 году на Неревском раскопе в Новгороде студенты-археологи МГУ во главе с A. B. Арциховским среди целого ряда берестяных грамот XII-XIV веков обнаружили грамоту № 46 с надписью:

    Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т… Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А…

    Несмотря на то, что правая часть надписи не сохранилась, попытки расшифровать грамоту оказались успешными. Оказывается, что нужно было читать её по вертикали, приставляя к букве верхней строчки - букву нижней, а затем начинать все сначала, и так до последней буквы. Часть недостающих букв была восстановлена по смыслу. Непонятная надпись была шуткой новгородского школяра, написавшего: «Невежа писа не дума каза, а хто се цита…» - «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает…» . В результате работы с куском бересты исследователь не только расшифровал надпись, но и получил представления о характере людей и культуре того времени. Он также генерировал новое знание о древнерусской культуре и о психологии людей исследуемой эпохи, или, словами Библера, расширил площадь фрагмента прошлого:

    …в нашем времени теперь присутствует (в качестве факта) именно такая, действительно осмысленная берестяная грамота. Присутствует и актуально существует кусок быта XII в. вместе с характерным грубоватым юмором, розыгрышем, «обрывком» взаимоотношений .

    Условия успешной работы с источниками

    Многие историки предупреждают об опасности фетишизации источников. Следует помнить, что источники - это всего лишь рабочий материал для историка, а их анализ и критика закладывают базу для исследования. Основной же этап в работе историка начинается на стадии интерпретации источника в контексте его времени и осмысления отдельно взятого источника в комплексе с другими данными для производства нового исторического знания.

    Говоря об исторических источниках, И. Дройзен постоянно подчеркивал их неполноту и фрагментарность, не позволяющую воссоздать пол­ную картину прошлого. Он призывал проводить перекрестный анализ различных видов источников, чтобы избежать их неправильной трактовки. В качестве меры достоверности исследова­ния Дройзен предлагал признать четкость в обозначении пробелов и возможных ошибок .

    Для успешной работы с историческими источниками от историка требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и глубокие знания предмета исследования и широкий культурный кругозор. В качестве примера плодотворной работы историка с источниками можно привести Сергея Михайловича Соловьева , автора 29-томной «Истории России». В. О. Ключевский так писал о нём:

    Широта исторического взгляда была отражением широты его исторического образования. В области русской истории трудно быть специалистом более Соловьева. Не много будет после него ученых, которым удастся так последовательно и полно изучить источники нашей истории. Но Соловьев не закапывался в свою специальность. В этом отношении он - поучительный образец, особенно для занимающихся отечественной историей, между которыми часто проявляется наклонность уединяться в своей цеховой келье .

    В. О. Ключевский

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. - 452 с.
    • Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986. - 254 с.
    • Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 160 с.
    • Григорьева И. В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. - М.: Высш. школа, 1984. - 335 с.
    • Данилевский И. Н., Кабанов В. В. и др. Источниковедение. - М.: Росс. гос. гум. ун-т, 2004 . - 701 с. - ISBN 5-7281-0090-2
    • Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. - Томск: Изд-во ТГУ, 1973. - 250 с.
    • Источниковедение: Теория. История. Методические источники российской истории: учеб. пособие / И. А. Данилевский В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М.: Изд-во Рос. гос. ун-та, 1998. - 702 с. - ISBN 5-7281-0090-2 .
    • Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др.; под ред. А. К. Соколова. - М.: Высш. школа, 2004. - 688 с. - ISBN 5-06-004521-8
    • Источниковедение истории СССР / под ред. И. Д. Ковальченко. - 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1981. - 496 с.
    • Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма) / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 240 с.
    • Источниковедение истории Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1962. - 381 с.
    • Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 272 с.
    • Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории / Ин-т общественной мысли; подгот. текста: Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; авт. коммент.: Т. В. Гимон, М. Ф. Румянцева. - М.: РОССПЭН, 2010 г. - 631 с. - В 2-х томах. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала XX века). Оригинал: Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. I-II. СПб., 1910-1913.
    • Методика работы над историческими источниками / А. П. Пронштейн, А. Г. Задера. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 82 с.
    • Пушкарев Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. - М.: Наука, 1975. - 282 с.
    • Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка /Пер. с англ. - М: Издательство «Весь Мир», 2000. - 296 с. - ISBN 5-7777-0093-4
    • Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск 1. С древнейшего времени до конца XVIII века. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 495 с.
    • Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой / Вступ. ст. Н. С. Автономовой. - СПб., 1994. - 406 с. - ISBN 5-85962-021-7
    • Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. - М., Изд-во РГГУ, 1997 г. - ISBN 5-7281-0046-5
    • Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. - М.: Высш. школа, 1986. - 240 с.



Top