А д захаров краткая биография. Российский архитектор А

Место смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки Градостроительные проекты

Проект застройки Васильевского острова

Андреян Дмитриевич Захаров на Викискладе

Андрея́н (Адриан) Дми́триевич Заха́ров (8() августа - 27 августа (8 сентября) , Санкт-Петербург) - русский архитектор , представитель стиля ампир . Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Биография

Родился в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте (ему ещё не исполнилось и шесть лет) был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств , где проучился до 1782 года . Его учителями были А. Ф. Кокоринов и И. Е. Старов . При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена.

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии художеств.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

Александровский сад и Адмиралтейство

1805-1823 Работа над зданием Адмиралтейства

Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году , это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир. Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

Захаров выполнял работы в 1806-1823 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И. К. Коробов. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.

Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.

Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

Другие работы

В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами:

Основная статья : Провиантский остров

Основная статья : Андреевский собор (Кронштадт)

В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830 - 1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней.

Литература

  • Гримм Г. Г., Архитектор Андреян Захаров . - М., 1940
  • Аркин Д., Захаров и Воронихин . - М., 1953
  • Пилявский В. И., Лейбошиц Н. Я., Зодчий Захаров . - Л., 1963
  • Шуйский В. К., «Андреян Захаров». - Л., 1989
  • Родионова Т. Ф. Гатчина: Страницы истории. - 2-е исправленное и дополненное. - Гатчина: Изд. СЦДБ, 2006. - 240 с. - 3000 экз. - ISBN 5-94331-111-4

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Захаров Андреян Дмитриевич

Годы жизни: 1761 г. - 1811 г.

Архитектор

Андреян Дмитриевич Захаров принадлежит к числу наиболее выдающихся зодчих в истории мировой архитектуры. Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма.

А. Д. Захаров родился 8 августа 1761 г. на глухой окраине Санкт-Петербурга, близ устья реки Фонтанки, в небогатой семье мелкого адмиралтейского служителя прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. 21 апреля 1767 г., когда Андреяну еще не исполнилось шести лет, отец определяет его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора самым тесным образом связана с Академией.

13 сентября 1778 г., через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев".

Ближе к окончанию Академии художеств, 1 ноября 1781 г., Захарову была задана программа - разработать проект "факсала" (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 г. Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии художеств.

Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж. Ф. Шальгрену.

C 1787 г. он преподает в Академии художеств.

К 1792 г. относится первая по времени из известных на сегодняшний день графических работ архитектора - эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией.

В 1794 г. Захаров был назначен архитектором всех академических строений.

В конце 1799 г. по повелению Павла I становится архитектором города Гатчины.

Целый ряд сооружений архитектор спроектировал в Гатчинском парке. Наиболее значительным из них является монастырь св. Харлампия.

Андреевский собор в Кронштадте - наиболее значительная постройка из всех культовых сооружений зодчего. Он был задуман как памятник русской воинской славы в ознаменование победы русского флота над шведами.

В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске и других городах России. Они достойны специального изучения.

В 1806 г. архитектору предложили рассмотреть проекты вновь учрежденного в Астрахани Адмиралтейства для Каспийской флотилии и двух госпиталей в Казани и Архангельске. Составленные на местах довольно слабые проекты Захаров основательно переработал и в сущности составил новые.

В 1811 г. Захаров предложил проект перестройки обращенных главными фасадами в сторону Невы провиантских "магазинов". Он значительно улучшил их пропорции как в целом, так и отдельных частей, ввел целый ряд простых, но выразительных архитектурных деталей. В случае осуществления этого проекта Петербург обогатился бы еще одним высокохудожественным произведением.

Более значительной работой архитектора, чем Адмиралтейские казармы, явилась перестройка Морского госпиталя на Выборгской стороне (Выборгская наб., 1-3, - Клиническая ул., 2-4), где уже в петровское время возникла Госпитальная слобода.

Вступив в должность главного архитектора в 1805 г., Захаров прежде всего завершил начатые Камероном работы и выстроил отдельный кухонный флигель с пекарней со стороны восточного корпуса.

От всего архитектурного ансамбля Морского госпиталя, занимавшего когда-то обширную территорию, сохранились здания, перестроенные во второй половине XIX- начале XX в., причем от Захарова - лишь маленький фрагмент по Клинической улице.

Построенная в 1807-1811 гг., Артиллерийская лаборатория просуществовала немногим более десяти лет. Во время грандиозного наводнения 1824 г. все ее постройки были разрушены.

Помимо проектирования и строительства Захаров выполнял в Петербурге массу ремонтных работ в Новой Голландии (наб. р. Мойки, 103), в Никольском Морском соборе, Училище корабельной архитектуры, в Адмиралтейской типографии на Васильевском острове, в Инвалидном доме на Каменном острове и других различных зданиях, находившихся преимущественно в ведении Морского министерства.

Новое здание Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества всех времен.

Адмиралтейство играет необычайно важную роль как в архитектуре Петербурга, так и в русской истории в целом.

Подводя итог, следует прежде всего отметить, что Захаров прожил сравнительно недолгую, но яркую творческую жизнь. В год кончины ему только что исполнилось пятьдесят лет, а все основные проекты были им разработаны за последние десять лет. Он полностью посвятил себя зодчеству, у него не было собственного дома и семьи - архитектор жил в холостяцкой казенной квартире, предоставленной ему Академией.

К достижению еще небывалых высот архитектурного творчества будущий великий зодчий шел дорогой долгого каждодневного труда. Он не знал отдыха. Несмотря на то что ученические работы и самые ранние проекты Захарова не сохранились, можно наметить основные этапы его творческого пути. Прежде всего, это годы учения (1767-1786), сыгравшие фундаментальную роль в формировании его профессионального мастерства.

1787-1800 гг. - следующий этап творчества Захарова. Для него характерно овладение практической стороной деятельности архитектора и строителя. А для формирования собственного архитектурного почерка очень важен следующий этап - 1800-1805 гг. После непродолжительного увлечения романтизмом во время работы главным архитектором города Гатчины Захаров возвращается к строгому классицизму на его переходной стадии к высокому классицизму. На данном этапе примечательно влияние на Захарова творчества его старшего современника архитектора Ф. И. Волкова, давшего первые образцы объединения единым фасадом целых кварталов городской застройки. Это был значительный шаг на пути от строгого к высокому классицизму.

И наконец, самый главный и наиболее яркий этап творческой биографии зодчего - 1805-1811 гг., когда он являлся главным архитектором Адмиралтейства и осуществлял градостроительную политику во всех портовых городах Российской империи. На этом этапе творчество Захарова-градостроителя развернулось во всю ширь. К сожалению, не все архитектурные и инженерно-строительные идеи зодчего, намного опережавшие эпоху классицизма, смогли воплотиться в жизнь, но они способствовали дальнейшему прогрессивному развитию человеческой мысли.

Захаров в начале XIX в. становится первооткрывателем эпохи наивысшего развития русского классицизма, связанной с решением целого ряда градостроительных проблем, и прежде всего проблемы создания единого городского ансамбля в системе уже существующих улиц и площадей. В этом основная историческая заслуга и величие Андреяна Захарова.

Андреян Захаров родился в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии, учился в Петербургской академии художеств (1767-1782), ученик А.Ф. Кокоринова , И.Е. Старова , Ю.М. Фельтена , окончил академию с золотой медалью, дававшей право на заграничную командировку, продолжил образование (1782-1886) в Париже у архитектора-классициста Ж. Шальгрена, который оказал на него большое влияние. С 1787 года Захаров преподавал в Петербургской академии художеств, с 1794 года был ее членом, еще через пять лет стал профессором. Среди его учеников был архитектор А. И. Мельников . С начала 19 века Захаров был архитектором Гатчины, где построил «Львиный мостик», «Ферму», «Птичник». Тогда же он разработал проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии наук (1803-1804), легший в основу существующей планировки. Единство ансамбля было достигнуто за счет общего ритма расстановки зданий и одинаковых архитектурных деталей, что характерно для французской градостроительной школы.
В 1805 ггоду А.Д. Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства в Петербурге. Адмиралтейскую верфь, заложенную в 1704 по чертежу Петра I, в 1727-1738 перестроил в камне архитектор И. К. Коробов . Захаров в своем проекте сохранил общую П-образную композицию здания с центральной башней, играющей важнейшую градообразующую роль для центра Петербурга.
Адмиралтейство Захарова и его центральная башня - уникальный образец высокого классицизма . Башня высотой 72 м увенчана позолоченным шпилем с силуэтным изображением парусного корабля и украшена символическими фигурами работы известнейших скульпторов (В. И. Демут-Малиновского , Ф. Ф. Щедрина , С. С. Пименова и др.). Над входом расположен грандиозный барельеф (22x2, 4 м) на тему «Заведение русского флота Петром I» (скульптор И. И. Теребенев). Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и четких объемов - гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии. Суровая строгость интерьеров смягчена обилием света и изящной отделкой (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека). Протяженный главный фасад (407 м) расчленен симметрично расположенными дорическими портиками. Грандиозный масштаб здания закрепил за ним главенствующую роль не только в архитектуре Петербурга, но и в истории всей русской архитектуры.
А.Д. Захаров также создал проекты застройки Морских казарм и Морского госпиталя (1790-е годы), Провиантского острова близ устья реки Мойка (1806-1808), Галерного порта (1806-1809), ряд проектов для Кронштадта, в том числе проект Андреевского собора (1807-1817, не сохранился). В 1804-1806 годах для петрозаводского купца Мижуева он построил четырехэтажный многоквартирный жилой дом (набережная реки Фонтанка, 26). В обработке главного фасада наряду с традиционным шестиколонным портиком, несущим трехугольный фронтон, были использованы мотивы симметричных трехчастных окон в верхних этажах и закругление угла. Для губернских и уездных городов России архитектор проектировал подчеркнуто монументальные казенные строения и церкви. А.Д. Захаров похоронен на Смоленском кладбище, позже прах был перенесен в Александро-Невскую лавру в некрополь 18 века.

8.08.1761 - 27.08.1811), классик русской архитектуры. Происходил из семьи мелкого чиновника. В 1767-82 в Петербургской Академии художеств, в 1782-86 ее "пенсионер" (стипендиат) в Париже, с 1787 преподавал в Петербургской Академии художеств, с 1794 - адъюнкт-профессор, 1797 - профессор, с 1803 - старший профессор. В 1794-99 Захаров - "архитектор академических зданий", в 1799-1801 - главный архитектор г. Гатчины, с 1805 - "Главных Адмиралтейств архитектор", руководил проектированием и строительством многих общественных зданий в крупных портовых городах России.

Захаров - создатель одного из шедевров русской архитектуры в стиле ампир - Адмиралтейства в Петербурге (начато в 1806, закончено в 1823 после смерти Захарова). Главное Адмиралтейство, построенное по проекту Захарова, стало одной из доминант архитектурной композиции Петербурга. Центр здания с мощной колоннадой увенчан позолоченным шпилем ("адмиралтейская игла"). Захаров построил также собор в Кронштадте (1806-17, не сохранился), создал проекты застройки Васильевского острова в Петербурге, зданий Провиантского общества (1806-08), Галерного порта (1806-09), проекты построек для губернских и уездных городов. Всего по проектам Захарова было построено более 600 зданий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНДРЕЯН ДМИТРИЕВИЧ ЗАХАРОВ

1761-1811) Творчество Захарова – одна из самых ярких и содержательных страниц в истории русской архитектуры 18–19-го столетий. Новаторское значение его деятельности огромно. Никому до него не удавалось осуществить в таких размерах и с такой силой идею здания-массива, господствующего в обширном городском ансамбле и всем строем своих форм выражающего высокую общенародную идею в столь ясных и цельных образах. Адмиралтейство в этом отношении представляет собой явление исключительное во всей архитектуре нового времени, а его автор по праву занимает одно из равных мест среди великих мастеров зодчества, подлинных классиков отечественного и мирового искусства. Андреян Захаров родился 19 августа 1761 года в семье адмиралтейского чиновника, обер-офицера Дмитрия Ивановича Захарова, который на свое небольшое жалованье сумел воспитать для России двух сыновей, прославивших свою фамилию в науке и искусстве. Первый сын – Яков стал академиком, профессором химии и механики, другой сын – Андреян сделался академиком, профессором архитектуры. В тихой Коломне, окраине Петербурга, прошли первые годы жизни Андреяна. Семейное положение было тяжелым, поэтому счастливым событием для семьи оказалось определение шестилетнего Андреяна воспитанником в художественное училище при Академии художеств. Маленькому Андреяну Захарову пришлось жить среди чужих людей и быть в полной зависимости от казенных наставников. Это очень отразилось на его характере. Он рос замкнутым, вдумчивым и наблюдательным мальчиком. Его необеспеченное положение побуждало его усердно учиться и работать. Мальчик скоро проявил свои способности к наукам и художеству. После окончания училища Захаров переходит в архитектурный класс академии. Здесь быстро выявляются талантливость юноши и большие способности его к изобразительному пространственному искусству. За один из своих первых архитектурных проектов – «Загородного дома» – Андреян получает первую академическую премию – Малую серебряную медаль. С каждой ученической архитектурной композицией все шире и шире раскрывается замечательное дарование Захарова. Одно за другим получает он все академические отличия, до высшего – Большой золотой медали. Последней отмечается 3 сентября 1782 года его проект «Увеселительного дома», или, как тогда называли, «Фокзала». В это время Захаров увлекается новаторскими классическими идеями, пропагандируемыми профессорами Академии художеств Кокориновым и Ивановым, у которых он работал. Поэтому с большой радостью узнает он о том, что по решению Совета Академии «…за успехи и похвальное поведение по силе привилегии академической произведен в 14-й класс художником и отправлен в чужие края пенсионером для приобретения дальнейших успехов в архитектуре». Ведь в «чужих краях», в Париже, куда его посылают, он сможет познакомиться в натуре с прославленными постройками передовых зодчих Франции, о которых столько слышал он уже в Петербургской Академии. Осенью 1782 года Захаров вместе с тремя другими пенсионерами Академии художеств отплыл из Кронштадта во Францию. В Париже пенсионеры сразу начали посещать класс натурного рисунка в Академии художеств. По прибытии в столицу Франции Захаров без промедления с рекомендательным письмом профессора А.А. Иванова отправился к крупному архитектору де Вальи. Однако его мастерская была уже укомплектована, русскому зодчему пришлось искать другого учителя. Он попал к малоизвестному архитектору Ж.Ш. Беликару, а затем определился к Шальгрену. Творческие искания Захарова совпадали с мыслями и устремлениями его нового учителя – Шальгрена, который позднее прославился грандиозной Триумфальной аркой, сооруженной на круглой площади Звезды в Париже. Андреян упражнялся в копировании работ Шальгрена, занимался композицией, выполнял заданную ему программу архитектурного проекта. В 1784 году Шальгрен послал в Санкт-Петербургскую Академию художеств блестящий отзыв о своем ученике, выдающийся талант и редкая работоспособность которого вызывали у него восхищение. «В настоящий момент под моим руководством работает Захаров, способностями и поведением которого я не могу достаточно нахвалиться. Такие люди всегда дают высокое представление о школе, которая их воспитывала, и позволяют высоко оценить учреждение, которое оказывает такое блестящее покровительство искусствам. Если, в чем я не сомневаюсь, рвение, усидчивость, благоразумное поведение этого молодого человека будут продолжаться, вы, конечно, благосклонно встретите его по возвращении…» После возвращения в Россию Захаров преподает в Академии. С 1794 по 1800 год он занимает должность адъюнкт-профессора архитектуры, архитектора и смотрителя академических зданий, а с 1799 по 1801 год является архитектором города Гатчины. В 1802 году Захаров избирается в члены Совета Академии художеств, в 1803 году становится старшим архитектором Академии. Позднее Оленин о Захарове и его учениках писал: «Будучи… старшим профессором архитектуры, он принес величайшую пользу Академии образованием в оной известнейших из нынешних русских архитекторов». С 1802 по 1805 год руководство строительством при Адмиралтействе осуществлял Чарлз Камерон. Престарелому архитектору трудно было справиться с постоянно увеличивавшимися объемами проектных и строительных работ и следить за выполнением последних в установленные сроки. Стали подыскивать более молодого и энергичного архитектора. Задача оказалась настолько трудной, что пришлось самому министру П.В. Чичагову заняться этим вопросом. Наиболее подходящей кандидатурой он счел Захарова. В результате 25 мая 1805 года был издан указ: «Главного адмиралтейского архитектора Камерона уволить от настоящей должности, а на место его определить ведомства Академии художеств Захарова с жалованием по тысяче пятисот рублей в год…» Зодчий разработал много проектов для городов России. Однако большинство его произведений не дошло до наших дней. А без них нельзя составить полное представление о гигантском труде архитектора. На берегах Невы не сохранились Адмиралтейские казармы. От огромного комплекса Морского госпиталя, перестроенного и расширенного Захаровым, остался, да и то с искажениями, небольшой фрагмент на Клинической улице. Не был осуществлен проект монументальных, несмотря на малую высоту, провиантских магазинов на набережной Невы против Горного института. Своеобразие авторского почерка проявилось тут в особой, только этому зодчему присущей чистоте форм, ясности пропорций, в сочетании узких проемов и широких простенков. Скульптура у входов, маски на замковых камнях – элементы принципиального для Захарова синтеза искусств. Работая главным архитектором Морского ведомства, Захаров руководил множеством построек в адмиралтействах страны. В Петербурге им были созданы на Провиантском острове, на берегу Мойки, у устья Невы деревянные адмиралтейские конюшни на каменном фундаменте. К этой группе проектов относятся планы кадетского корпуса в Николаеве, госпиталя для Казани и несохранившегося Черноморского госпиталя в Херсоне – целого комплекса построек с двором-садом, с компактной планировкой зданий. По его проектам построены церковь во имя апостола Павла в селе Александровском недалеко от Шлиссельбурга, Андреевский собор в Кронштадте. Реймерс в 1807 году говорил, упоминая о церкви Гатчинского дворца и проекте перестройки здания Академии наук, что «во всех его проектах видно, что этот художник имел большой талант, он обладает знаниями и достигает высоты своего искусства». Это, пожалуй, наиболее интересная из всех характеристик Захарова его почти современником. Уже в 1730-е годы Мейер в пояснительном тексте к его известному рукописному атласу о застройке Петербурга, говоря о Галерном порте, подчеркивал, что «одно имя Захарова достаточно для удостоверения, что в случае построения зданий Галерного порта по составленным им фасадам сие место сделалось бы одним из красивейших заведений столицы». Все это так, но основным достижением его жизни является здание Главного адмиралтейства в Петербурге, которое перестраивалось, а вернее, строилось заново по его проекту. Захаров приступил к его проектированию и реконструкции с осени 1805 года. Здание Адмиралтейства Ивана Коробова, времен петровского строительства, к началу XIX века уже сильно обветшало, да и устарело по технологической, кораблестроительной части. Как можно предположить, Захаров сам как новый архитектор Адмиралтейства пришел к мысли о перестройке всех зданий Адмиралтейства. В основе проекта перестройки Адмиралтейства Захаров оставил старый план Коробова. Корпус охватывал три стороны стапельной площадки и верфи. Фортификационные рвы вокруг были засыпаны как ненужные, и на их месте образовалась Адмиралтейская площадь. Все вроде бы оставалось на месте, и при этом все неузнаваемо изменилось. Все архитектурное оформление Захаров решил в монументальных, мощных и торжественных образах русской классики. Широко раскинулось своим главным фасадом здание Адмиралтейства почти на четыреста метров. Его протяженность разрешена архитектурно не однообразной стеной, а тремя корпусами, поставленными в ряд, в одну линию. Боковые корпуса сделаны массивными и богато украшены фронтонами. Между ними, в средней части двухэтажного, очень простого корпуса возвышается центральная башня над проходными воротами. Эта башня была главным украшением Адмиралтейства да и всего города в то время. Она поставлена над башней Коробова, деревянная конструкция которой была сохранена и существует до настоящего времени под новым шпилем. Высота новой башни семьдесят три метра. Сквозь могучий, высотою в три этажа, каменный массив прорезана арка проходных ворот. Эта мощность художественно подчеркнута еще и тем, что арка сделана двойной. Сначала сложенная из крупных камней, а затем гладкая, с богатым орнаментом из знамен и военного снаряжения. Сверху арку осеняют знаменами две летящие «Славы». По обеим сторонам арки поставлены на гранитных пьедесталах колоссальные группы кариатид, поддерживающих земную и небесную сферы. Карниз решен в мужественном и монументальном дорическом ордере. Триумфальность входа подчеркнута еще воинственным орнаментом стены над карнизом и фигурами воинов на углах массива. Выше, над главным входом здания, поставлена четырехугольная квадратная башня. Со всех четырех сторон она имеет восьмиколонные галереи-портики. Над каждой колонной изящного и стройного ионического ордера на аттике стоят двадцать восемь статуй. Башня завершается золотым шпилем, украшенным кораблем наверху. В этом произведении русского архитектора все превосходно. Боковые угловые порталы со стороны Невы гармоничны, просты и в то же время так богаты. Обе громадные арки, прорезанные в гладком массиве стены, обрамлены по углам чудесно найденными по пропорции колоннадами. И как они закончены! Верхний квадрат венчается круглым барабаном, и круглая крыша ступенчато подходит к трем дельфинам, которые своими хвостами держат древко флага. Все детали продуманны, уместны и красивы. До завершения строительства архитектор так и не дожил. Но многостороннее дарование Захарова было оценено еще современниками. Петербургским Адмиралтейством восхищались Пушкин, Батюшков, Григорович, многие художники. Здание это – не только архитектурный шедевр, но и доминанта центра города, главное звено в системе его ансамблей. Оно завершает перспективы трех улиц, определяя знаменитую трехлучевую планировку Петербурга. Позднее Павел Свиньин писал об Адмиралтействе, что «сие важное и полезное здание принадлежит ныне к числу главных украшений столицы и весьма справедливо может быть названо исполинским свидетелем новейших успехов русского зодчества». А сегодня без Адмиралтейства невозможно представить себе панораму невских берегов. Творение Андреяна Дмитриевича стало архитектурным символом города на Неве. Со времени назначения на должность главного архитектора Адмиралтейства и до последних дней жизни Андреян Дмитриевич руководил строительствами во многих портовых городах. Кроме этого, Захаров разрабатывал проекты и составлял сметы, нередко сам заключал договоры с подрядчиками и производил с ними расчеты, решал возникавшие финансовые проблемы. Необычайный размах его творческой деятельности и широта замыслов нередко встречали непонимание адмиралтейских чиновников, часто подменявших деловую рабочую атмосферу отношениями, основанными на интригах и сплетнях. Чтобы справиться с огромным объемом работ, архитектору необходим был целый штат помощников, которых ему постоянно не хватало. Вследствие этого Захаров вынужден был тратить массу времени на черновую, не требующую его квалификации работу. На протяжении ряда лет он неоднократно обращался в экспедицию Санкт-Петербургских адмиралтейских строений, входившую в состав Адмиралтейского департамента, с просьбой выделить ему помощников. Вместо того чтобы прислать ему помощников, в скором времени был найден повод наложить на него штраф в размере месячного заработка за задержку финансового отчета! От такой непосильной работы уже по прошествии четырех лет здоровье Захарова было подорвано. Из деловой переписки следует, что архитектор страдал, вероятнее всего, сердечными приступами, периодически повторявшимися из года в год до самой смерти. Увы, несмотря на всеобщее признание, на любовь учеников, жизнь Захарова нельзя считать счастливой. Ему не суждено было увидеть законченным ни одного своего крупного произведения. Захаров относился к той категории зодчих, которые, окунувшись в строительство, будучи щедрыми в действии, оставались скупыми на слова. Его облик передан на портрете С. Щукина, и он предстает вдумчивым, замкнутым, ушедшим в себя человеком, равнодушным к почестям и славе. Смысл жизни Захаров видел только в работе. Видимо, поэтому он не обрел семейного счастья, оставаясь холостяком до конца своих дней. Связав свою жизнь с Петербургской Академией художеств, где он учился, а затем преподавал, архитектор никогда не оставлял проектную и строительную деятельность. Жил архитектор постоянно на академической квартире. Занимая высокие посты профессора архитектуры в Академии художеств и позднее – «Главных адмиралтейств архитектора», Захаров никогда не кичился своими званиями, часто принимал подрядчиков на дому, в неофициальной обстановке. Безраздельно отдавая себя любимому искусству, сочетая высокий талант с редкой работоспособностью, он считал архитектуру делом всей своей жизни. Захаров был человеком широкой эрудиции. Сохранившийся каталог его библиотеки свидетельствует о том, что интересовался он как художественной стороной зодчества, так и техникой строительства. В списке можно найти, например, книги о плотничном искусстве, «об искусстве производить в совершенстве сельские строения», «о новой гидравлической машине». В конце лета 1811 года Захаров заболел и вскоре, 8 сентября того же года, скончался. Ему было всего пятьдесят лет. Похоронили зодчего на Смоленском кладбище.

Биография

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств , где проучился до 1782 года . Его учителями были А. Ф. Кокоринов , И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен . В 1778 году Андреян Захаров получил малую серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена .

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии Художеств.

После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

1805-1811 Работа над зданием Адмиралтейства

Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году , это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир . Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

Захаров выполнял работы в 1806-1811 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И. К. Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.

Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.

Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

Другие работы в Санкт-Петербурге и пригородах

В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами:

Основная статья: Провиантский остров

В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе. Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830-1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней. Проект собора был использован также зодчим С.Е. Дудиным для постройки собора Александра Невского в Ижевске.

А. Д. Захаров был похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1936 году прах и надгробие А.Д. Захарова и его родителей были перенесены на




Top