А ф котс будущее человечества. История музея

КОТС Александр Федорович (4.4.1880, Борисоглебск – 1964, Москва) – ученый-эволюционист; создатель, хранитель, бессменный дир. Дарвиновского музея.

Будучи гимназистом, познакомился с проф. Императорского Московского ун-та (ИМУ) М.А. Мензбиром и Ф.К. Лоренцом, и это определило судьбу К. как ученого. Учился у опытных препараторов крупнейшей в России Московской таксидермической мастерской, пополнял чучелами свою домашнюю коллекцию, ставшую в дальнейшем основой экспозиции Дарвиновского музея. В 1899 впервые отправился в науч. экспедицию от Московского общества испытателей природы на юг Западной Сибири. Чучела птиц, изготовленные К. по итогам экспедиции, были представлены на 14-й выставке Всероссийского общества акклиматизации и принесли К. признание и Большую серебряную медаль. Науч. работа гимназиста была удостоена публикации в сборнике трудов Общества испытателей природы. В 1901 поступил на естественное отделение физ.-мат. факультета ИМУ, став учеником проф. М.А. Мензбира . Во вр. студенческих волнений уехал из России. Знакомился с преподаванием дарвинизма в крупнейших ун-тах Европы. После окончания курса (1906), был оставлен при каф. М.А. Мензбира для подготовки к званию проф. В 1907 в качестве ассистента приглашен на естественное отделение физ.-мат. факультета МВЖК, где стал вести занятия по эволюционному учению. С исключительной тщательностью подходил к преподаванию, подбору необходимых примеров, четкому изложению идей эволюционной теории; продолжал собирать материал для ее подтверждения. Переезд коллекции К. из тесной квартиры в лаборатории МВЖК положил начало Дарвиновскому музею (1917). Хотя гл. источником пополнения коллекции служила таксидермическая мастерская Ф.К. Лоренца, постепенно К. установил связи с фирмами Германии, Франции, Англии. После смерти Ф.К. Лоренца стал финансовым дир. мастерской, получая вознаграждение за работу чучелами. Верной помощницей К. была супруга (в прошлом студентка МВЖК), известный ученый-зоопсихолог Н.Н. Ладыгина-Котс . К 1913 собрание насчитывало несколько тыс. экспонатов и оценивалось в значительную сумму (15 тыс. руб.). С этого вр. коллекции, собранные К., смонтированные и расположенные по его плану, стали называться Музеем эволюционной теории МВЖК. В 1922 Музей стал самостоятельным науч.-просветительным государственным учреждением (Дарвиновским музеем), работа кот-го не прекращалась даже в суровых условиях гражданской и Великой Отечественной войн.

С о ч.: Эгитогнатизм, его развитие и таксономическое значение. К вопросу о методологических основах современных классификаций. М., 1912; Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев: в 2-х ч. М., 1913; Наука и мировоззрение в свете кризиса переживаемого времени. Наука и Война в их внешнем и духовно-внутреннем конфликте. М., 1915; Жизнь животных: в фотографиях, рисунках и биологических набросках. М., 1917.

Александр Фёдорович Котс (нем. Alexander Erich Kohts; 7 (19) апреля 1880, Борисоглебск, Тамбовская губерния - 7 сентября 1964, Москва) - советский учёный, доктор биологических наук, профессор, музеевед, основатель и первый директор Дарвиновского музея.

Биография

Родился в уездном городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Его отец - Альфред (Фёдор Карлович) Котс, уроженец Берлина, филолог-лингвист, ботаник, доктор философии Гёттингенского университета. Мать - Евгения (Иоганна) Александровна Котс-Пупершлях, урожденная Грасман, дочь лесничего и учительницы. В своих воспоминаниях А. Ф. Котс писал: «С трёх лет я себя чувствую зоологом, с пяти - музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери».

Образование

Начал учиться в 1-й Московской классической прогимназии, ставшей потом 7-й гимназией. Первые уроки препарирования животных и изготовлению чучел он получил от знакомого охотника Ф. Ю. Фельмана, долгое время бывшего единственным учителем начинающего таксидермиста. В 1896 году Александр Котс получил малую золотую медаль за представленные на выставках чучела птиц собственного изготовления.

В 1899 году при посредничестве Ф. К. Лоренца и М. А. Мензбира Котс был отправлен от Московского общества испытателей природы в научную командировку по югу Западной Сибири. Более сотни чучел, изготовленных им во время экспедиции, были удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и растений и стали основой коллекции, заложившей основу будущего Дарвиновского музея. В сборнике трудов Общества испытателей природы появилась первая научная статья А. Ф. Котса: «Заметки об орнитологической фауне Юго-Западной Сибири».

В 1901 году А. Ф. Котс поступил на физико-математический факультет Московского университета (естественное отделение). В 1905 году, во время вынужденного перерыва в занятиях, он совершил поездку на Виллафранкскую зоологическую станцию, посетил европейские университеты и музеи естественной истории. Весной 1906 года университет был закончен, а А. Ф. Котс был оставлен на кафедре М. А. Мензбира для подготовки к профессорскому званию.

Научная деятельность

В 1907 году П. П. Сушкин и Н. К. Кольцов пригласили А. Ф. Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Московских высших женских курсов. Начав читать курс эволюционного учения, Котс перевёз в помещение курсов свою коллекцию чучел и естественнонаучных препаратов, чтобы использовать их для своих лекций. Этот факт и считается началом Дарвиновского музея.

В 1909 году, после смерти Ф. К. Лоренца, А. Ф. Котс приобрёл чучела сотен зверей и птиц из его коллекции. В 1913 году вместе с женой Котс совершил поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобретено около тысячи экспонатов; в антикварном магазине в Берлине были приобретены неопубликованные письма Чарльза Дарвина; в Мюнхене слушал лекции Рудольфа Штайнера. В этом же году коллекция А. Ф. Котса была подарены Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание на Девичьем Поле. С этого времени коллекция А. Ф. Котса стала называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов, а с 1922 года было образовано самостоятельное учреждение - Дарвиновский музей.

Преподавательская деятельность

В 1920-х годах А. Ф. Котс преподавал в 1-м МГУ, Военно-педагогической академии, Педагогическом институте, читал научно-популярные лекции в многочисленных клубах; кроме того, был назначен директором московского зоопарка; почти два года, в 1922 и в 1923, он совмещал должности директора Дарвиновского музея и директора зоопарка.

Награды

  • 1946 - награждён Орденом Трудового Красного Знамени
  • 1953 - Вторая премия МОИП в размере 15.000 «за лучшие оригинальные работы в области естествознания» по конкурсу 1952 г..

Библиография

  • Котс А. Ф. Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев: [в 2-х ч.]. Ч.1: Настоящее и прошлое зоологических музеев с точки зрения общеобразовательной их ценности. К вопросу о реформе названных музеев в отношении научной и образовательной их роли / А. Ф. Котс. - М. : Тип. В. И. Воронова, 1913. - 100 с.
  • Котс А. Ф. Этюды по теории эволюции. - 1913.
  • Котс А. Ф. Наука и мировоззрение в свете кризиса переживаемого времени. - М., 1915.
  • Котс А. Ф. Жизнь животных. - М., 1917.
  • Котс А. Ф. Государственный дарвиновский музей. Страницы истории. Основатели музея. - М: ГДМ, 1993. - 140 с.

Государственный Дарвиновский музей, основанный в Москве в 1907 году профессором Александром Федоровичем Котсом (1880–1964), стал первым в мире музеем эволюции

А начиналось все с малого — с детских увлечений мальчика. В своих воспоминаниях Александр Федорович писал: «С трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти - музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери».
Александр Котс родился в Москве в 1880 году в семье немецкого эмигранта, доктора философии Геттенгемского университета, одаренного ботаника, лингвиста и поэта-любителя Альфреда Карловича Котса и Евгении Александровны, урожденной Грасман.


Область научных интересов будущего биолога определилась довольно рано. В 1899 году 19-летний гимназист Саша Котс отправился в свою первую самостоятельную экспедицию в Западную Сибирь. Впечатления от природы этого края были необыкновенно яркими, а собранные молодым исследователем тушки птиц легли в основу будущего Дарвиновского музея. Именно эти чучела птиц, представленные на XIV выставке Всероссийского общества акклиматизации, принесли Александру признание его таксидермического мастерства и Большую серебряную медаль.


Успех начинающего биолога и таксидермиста был не случаен. Решающую роль в нем, несомненно, сыграло знакомство с Фридрихом Карловичем Лоренцом (1842-1909) - известным зоологом-систематиком и владельцем лучшей таксидермической мастерской Москвы.


Чучела, изготовленные опытными мастерами фирмы Ф.К. Лоренца, отличались высоким качеством, динамичными и естественными позами. Именно поэтому их так охотно покупали все крупные зоологические музеи Европы. Александр Котс не только учился у опытных препараторов, но и использовал любой шанс для пополнения своей домашней коллекции. Конечно, тощий кошелек гимназиста был не в состоянии оплатить все желаемые приобретения, но Ф.К. Лоренц давал юному энтузиасту право вносить плату в рассрочку. Многолетняя дружба этих людей оборвалась лишь со смертью Фридриха Карловича.


В 1901 году Александр Котс поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1905 году студент Александр Котс едет за границу в Вилла-Франку на практику по гидробиологии. Кроме этого, его очень интересовала постановка курса дарвинизма в крупнейших университетах Европы. Личное знакомство со столпами эволюционного учения Гуго Де Фризом, Августом Вейсманом, Эрнстом Геккелем оказалось весьма полезным для студента-биолога; вместе с тем он обратил внимание, что отсутствие демонстрационных материалов в аудиториях делает лекции сухими и формальными.


Вот тут-то Александр и подумал о своей коллекции! Он загорелся идеей создать у себя на родине музей, пропагандирующий основы эволюционного учения. Но как? Не было ни средств, ни помещения для осуществления мечты. Ничего, кроме блестящей идеи и энтузиазма.


В 1907 году Александр Котс был приглашен на Московские высшие женские курсы (МВЖК) для ведения практических занятий по анатомии животных, а несколько позже молодому преподавателю доверили чтение лекций по дарвинизму. Это событие стало поворотным пунктом в судьбе будущего музея и его основателя. Из тесной квартиры коллекция перебралась в зоологическую лабораторию курсов и «...накануне лекций десятки препаратов извлекались из шкафов и располагались на столах в аудитории в порядке, предусмотренном ролью каждого объекта». Молодая аудитория с вниманием и благодарностью встречала увлеченного лектора.


Определилось и новое направление комплектования музея. А.Ф. Котс писал, что коллекции «…объединялись по отдельным главам эволюционного учения: географическая, возрастная и персональная изменчивость, приспособления, менделизм, ламаркизм, происхождение человека...».


В фундаментальном труде Чарльза Дарвина «Происхождение видов» очень подробно анализируются разные формы изменчивости организмов в природе. Этот вопрос очень интересовал А. Котса, и он многие годы планомерно собирал коллекции по географической и индивидуальной изменчивости организмов, которые сейчас можно видеть в экспозиции Дарвиновского музея. Одна из лучших коллекций была собрана А. Котсом на охотных рядах. Заинтересовавшись индивидуальной изменчивостью тетеревиных, Александр регулярно посещал охотные ряды и скупал у охотников птиц с окраской перьев, отличной от нормы. Охотники уже хорошо знали молодого человека, скупающего «выродков», так они называли птиц с нестандартной окраской, и специально откладывали их для Котса, тем более что домохозяйки неохотно покупали тетеревов и рябчиков с неправильной с их точки зрения окраской. Сотни тысяч птиц за многие годы пересмотрел А. Котс на охотных рядах в Москве, и в результате сегодня Дарвиновский музей обладает одной из лучших в мире коллекций аберрантов тетеревиных. Теперь часть этой коллекции можно увидеть в экспозиции музея. Закон о гомологических рядах наследственной изменчивости, выведенный Н.И. Вавиловым, в музее иллюстрирован чучелами тетеревиных птиц - аберрантов.


К 1913 году коллекция насчитывала уже несколько тысяч экспонатов и оценивалась значительной суммой - 15 000 рублей. Александр Котс решил, что такое уникальное собрание не может быть собственностью одного лица, и подарил его Московским высшим женским курсам, оговорив в дарственном документе свое пожизненное заведование музеем.


Даже в суровые годы революции и гражданской войны, полные смятения, террора, голода и холода, сотрудники музея не прерывали своей работы. В нетопленых музейных стенах создавались скульптуры, картины, чучела животных, велись научные исследования. В январе 1918 года губернский комиссар (и профессор Высших женских курсов) Павел Карлович Штернберг выдал охранное удостоверение на «представляющие большую научную ценность» коллекции, которое защитило музей от разграбления анархистски настроенными массами.


Время было тяжелое. Котсу приходилось совмещать сразу множество должностей. Он преподавал в МГУ, Военно-педагогической академии, Педагогическом институте, читал научно-популярные лекции в многочисленных клубах. Кроме того, в 20-е годы А.Ф. Котс был назначен директором Московского зоопарка. Здесь он возобновил прерванную в годы революции экскурсионную и научно-исследовательскую работу. И всегда почти все заработанные средства шли на покупку новых экспонатов для музея.


Сегодня трудно представить, как Александр Федорович Котс мог совмещать столько обязанностей, при этом ни на миг не забывая о своем любимом детище - музее. Александр Федорович с момента получения музеем официального статуса был одержим одной идеей - строительством здания для музея. Он ищет средства, обращается за поддержкой к Н.К. Крупской, В.И. Ленину.


В 1931 г. на базе пушно-мехового синдиката создается Управление пушной промышленности «Союзпушнина» в системе Наркомата заготовок СССР, а затем в системе Наркомата внешней торговли СССР. Холодильник «Союзпушнины» назначается производственным шефом Государственного Дарвиновского музея в конце 1920 годов.


Многолетнее сотрудничество «Союз­пушнины», или шефство, как говорили тогда, было очень плодотворно. Благодаря этому сотрудничеству, Дарвиновский музей приобрел для своих коллекций немало редких и даже уникальных экспонатов. Но и для «Союзпушнины» оно было не менее выгодно. С начала 1930 годов русские меха становятся стратегическим товаром для советской власти, источником поступления конвертируемой валюты в страну. «Союзпушнина» монополизирует право на проведение международных пушных аукционов в СССР. Покупатели на них съезжались из многих стран мира. Для создания более эффектной обстановки, способствующей успешной торговле, аукционные залы украшались экспонатами и произведениями анималистического искусства Государственного Дарвиновского музея, одолженными на время проведения торгов. Александр Федорович любил собственноручно отбирать экспонаты для украшения очередного пушного аукциона и строго следил за сохранностью предметов. Для работников «Союзпушнины» организовывались лекции прямо на рабочих местах или экскурсии в музей. В 1935 г. музей помогал пушно-меховому холодильнику «Союзпушнины» с оформлением праздничных демонстрационных колонн. В результате колонна холодильника была признана самой красочной в оформлении на демонстрации на Красной площади и специально снята кинооператорами для показа в московских кинотеатрах в «Кинохронике». Тесные дружеские связи, установленные А.Ф. Котсом с «Союзпушниной», прервались лишь много лет спустя после смерти Котса, после распада СССР, а до этого все редкие шкуры, поступающие на комбинат, сразу откладывались для Дарвиновского музея.


Александр Федорович Котс был не только прекрасным ученым, великолепным лектором, но и выдающимся музеологом. Он первым в мировой практике естественнонаучных музеев решил, что зоологические коллекции в экспозиции непременно должны сопровождаться произведениями анималистического искусства.

В первые годы создания музея А.Ф. Котс пригласил для работы в музей тогда совсем молодого художника-анималиста В.А. Ватагина, в своих рукописях он всегда называл Ватагина сооснователем музея. В.А. Ватагин не только сам проработал в Дарвиновском музее более сорока лет, но приглашал работать в музей лучших московских художников-анималистов. Фактически в стенах Дарвиновского музея В.А. Ватагин создал московскую школу художников-анималистов. Традиции, заложенные А.Ф. Котсом и В.А. Ватагиным, продолжаются и в настоящее время - в выставочных залах музея ежегодно проходят выставки работ художников-анималистов.


Благодаря блестящей идее А.Ф. Котса, сегодня в экспозиционных залах Дарвиновского музея основные положения эволюционного учения иллюстрируются не только натурными экспонатами, но и произведениями искусства (графика, живопись, скульптура, малая пластика), созданными выдающимися художниками-анималистами России ХХ века - В.А. Ватагиным, М.Д. Езучевским, А.Н. Комаровым, А.Н. Формозовым, В.В. Тро­фимовым, К.К. Флеровым, В.А. Белышевым, Д.В. Горловым, Н.Н. Кондаковым и другими художниками, работавшими в разное время в музее (или сотрудничавшими с ним) в первой половине двадцатого столетия.


Лучшие российские художники-анималисты многие десятилетия трудились над созданием художественных коллекций Дарвиновского музея. Они работали в стенах музея, выполняя заказы А.Ф. Котса как для действующей экспозиции, так и с перспективой на будущее новое музейное здание. И сегодня собрание анималистического искусства в Дарвиновском музее насчитывает около 15 000 экземпляров.


Александр Федорович Котс привлек для создания музея и лучших московских таксидермистов. Более сорока лет проработавший в Дарвиновском музее Филипп Евтихиевич Федулов, которого А.Ф. Котс также называл сооснователем Дарвиновского музея. Несколько тысяч чучел сделал для музея за эти годы Ф.Е. Федулов; многие из них сегодня украшают экспозицию Дарвиновского музея.


За свой самоотверженный труд в 1927 году Ф.Е. Федулов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Это единственный случай в истории России, когда такую высокую награду получил таксидермист музея.


В 1914 году в помощь дяде в музей пришел работать его племянник - Дмитрий Яковлевич Федулов. Д.Я. Федулов стал известным отечественным таксидермистом и более 50 лет проработал в Дарвиновском музее, где им было создано около одной тысячи чучел различных животных и отреставрировано множество ценнейших биологических экспонатов.


Александр Федорович Котс собрал прекрасные коллекции, но так и не дожил до собственного здания музея. На его долю выпали бесконечные хлопоты о создании музея. Он пережил все нападки на музей в 30-х годах прошлого столетия. Горечь несправедливости, когда музей закрывали, радость и вдохновение, когда все-таки музею начали строить здание на Фрунзенской набережной, и бесконечное горе, когда строительство прекратили, а фундамент передали под строительство хореографического училища Большого театра (1962 год). В это время А.Ф. Котсу было уже 82 года, и он отлично понимал, что уже не увидит свой музей в собственном здании. 1962 год был началом конца прекрасной плеяды основателей Дарвиновского музея. В 1962 году умер Ф.Е. Федулов, в 1963 году - любимая жена и верный друг Н.Н. Ладыгина - Котс, а в 1964 году не стало А.Ф. Котса.


Дело его жизни подхватила Вера Николаевна Игнатьева, которая в 1968 году добилась выхода постановления о строительстве здания для музея, но и она не увидела плодов своей деятельности. Строительство здания для музея, начатое в 1974 году, завершилось только в 1994 году, уже при четвертом директоре Дар­ви­новского музея А.И. Клюкиной.


2 сентября 1995 года в День города мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков торжественно открыл первые экспозиционные залы Дарвиновского музея.
Для музея это было незабываемое событие. Осуществилась мечта основателя музея Александра Федоровича Котса - Дарвиновский музей распахнул двери своего собственного здания - правда, ждать этого события пришлось 88 лет.


Свой 90-летний юбилей музей отпраздновал в новом здании, с полностью открытой экспозицией и с перспективой строительства здания фондохранилища.
К своему 100-летнему юбилею музей получил долгожданный подарок - здание фондохранилища. Коллекции Дарвиновского музея, собранные и сохраненные его основателем, бесспорно являются одними из значимых не только в России, но и лучшими в Европе, и не случайно к своему 100-летнему юбилею Дарвиновский музей получил Гран-при на выставке «Интермузей» и был признан лучшим музеем года.

Александр Федорович Кот c

1880-1964

Александр Федорович Кот c — известный ученый-эволюционист, создатель, хра­ нитель и бессменный директор Дарвиновского музея. Он был талантливым, целеустремленным и удивительно трудоспособ­ ным человеком. Интерес к животным и страсть к коллек­ ционированию проявились у него с раннего детства. В дальней­ шем он приходит к убеждению о необходимости систематизи­ровать коллекции на основе всеобщей идеи эволюции, а собранное многолетним трудом достояние сделать доступ­ ным для всех, кто хочет смотреть и изучать животных.

В личности Александра Федоровича сочетались пре­ красные качества: художественное восприятие природы и желание показать ее людям, умение систематизировать, везде видеть и находить подтверждение системности, жизненная стойкость и бескорыстие, презрение к личной выгоде и благожелательное отношение к людям.

Своего отца Александр Федорович не помнил. Он рано умер, не оставив вдове и двум детям никаких средств к существованию. Семья бедствовала. Еще одна смерть посетила ее: умер старший брат, и Александр Федорович занял его место в 1-й Московской классической прогимна­зии, ставшей потом 7-й гимназией. Выпускники гимназий имели право поступать в университет, так Александр Федо­ рович получил доступ к высшему образованию. Никакой биологии в гимназии не изучали, поэтому ему самому прихо­дилось добывать знания о любимых животных. Больше всего его интересовали птицы.

Первые уроки препарирования животных Александр получил от знакомого охотника Ф.Ю. Фельмана, долгое время бывшего единственным учителем начинающего так­сидермиста. Материал для препарирования он отыскивал на московских рынках и покупал на сэкономленные от завтра­ков деньги. Многие часы гимназист Котc проводил за изготовлением чучел животных, и его труды были замечены. Осенью 1896 г. пятнадцатилетнему гимназисту Александру Котсу была присуждена серебряная медаль Российского общества акклиматизации животных и растений за чучела, представленные на Птицеводческой выставке. Видимо, к этому же времени относится и его знакомство с профессором М.А. Мензбиром, автором его любимой книги «Птицы России».

В том же 1896 г. А.Ф. Котc познакомился с Ф.К. Лоренцом - художником, натуралистом, мастером пре­параторского искусства, владельцем Московской таксидер-мической мастерской, снабжавшей чучелами животных рос­сийские и европейские музеи. Здесь же, в мастерской, состоялось знакомство с В.Е. Федуловым, талантливым таксидермистом, создавшим за свою жизнь многие прекрас­ные экспонаты Дарвиновского музея. Это знакомство перешло в дружбу и многолетнее сотрудничество.

В 1899 г. при посредничестве Ф.К. Лоренца и М.А. Мензбира гимназист Александр Котc отправился в научную командировку на юг Западной Сибири от Московского общества испытателей природы. Напутствовал гимназиста перед поездкой молодой ученый П.П. Сушкин. Экспедиция продолжалась пять месяцев. Более сотни чучел, изготовлен­ных А.Ф. Котсом во время экспедиции, были представлены на выставку и удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и расте­ний. Это первое крупное собрание чучел послужило основой всех последующих поступлений и заложило основу будущего Дарвиновского музея.

После окончания гимназии в 1901 г. А.Ф. Котс посту­пил в Московский университет. Естественно, он становится учеником профессора М.А. Мензбира, знакомого ему еще в гимназические годы. Известно, что Ф.К. Лоренц поддержи­вал многих начинающих орнитологов. Известны его регу­лярные экскурсии в окрестностях Москвы с К.А. Сатуниным (Кожевников, 1916). Александр Котс усердно зани­мался сравнительной анатомией позвоночных. Занятия его были успешными. Он быстро осваивал новый материал и хорошо рисовал. Видимо, поэтому М.А. Мензбир познако­мил Котса с художником Н.А. Мартыновым. Вместе с А. Котсом студию Мартынова посещали М.Д. Езучевский и В.А. Ватагин, будущие известные художники, дружба и сотрудничество с которыми у Александра Федоровича продолжались всю жизнь.

Летом 1902 г. А.Ф. Котс принимает участие в экспедиции П.П. Сушкина в Минусинский край, Западные Саяны и Урянхайскую землю, в которой были собраны многочисленные коллекции птиц, зверей и насекомых. Это была последняя дальняя экспедиционная поездка А.Ф. Котса. Он не чувство­вал интереса к полевой зоологической работе, его все больше привлекала систематизация животных и музейное дело.

В 1905 г. во время перерыва в университетских занятиях, вызванного студенческими волнениями, Александр Федоро­вич Котс совершает поездку на Виллафранкскую зоологичес­кую станцию, посещает европейские университеты и музеи естественной истории.

Знакомство с музеями навело А.Ф. Котса на мысль «об устройстве у себя на Родине более цельного, продуманного и общедоступного музея, специально посвященного нагляд­ной иллюстрации учения эволюции и дарвинизма», писал он в своих «Воспоминаниях» (рукопись хранится в Дарвинов­ском музее, цит. по: Муцетони, 1987).

Весной 1906 г. университет был закончен, а Александр Коте был оставлен на кафедре М.А. Мензбира для подго­товки к профессорскому званию. Видимо, с этого времени начинается целенаправленная и активная работа А.Ф. Котса по подбору коллекций для доказательства эволюци­онного учения. Были восстановлены связи с мастерской Ф.К. Лоренца, который поддерживал начинания молодого ученого. Коллекции постепенно увеличивались. Теперь их объединяла общая прогрессивная идея эволюции органичес­кого мира.

В 1907 г. П.П. Сушкин и Н.К. Кольцов пригласили А.Ф. Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Мос­ковских высших женских курсов. С осеннего семестра он начал проводить занятия по эволюционному учению. А.Ф. Котс решает перенести свою разросшуюся коллекцию в помещение МВЖК в Мерзляковском переулке и исполь­зовать ее в учебном процессе. Александр Федорович считал 1907 г. временем основания Дарвиновского музея. Все внимание он теперь отдавал преподаванию, подбору необхо­димых примеров, четкому изложению.

Успеху в занятиях способствовало умелое использование коллекций, которые размещались теперь в небольшой биб­лиотечной комнате зоологической лаборатории. Александр Федорович продолжал пополнять коллекции на свои личные средства. Главным источником для этого продолжали служить мастерские Ф.К. Лоренца, постепенно установились связи с фирмами Германии, Франции, Англии.

Осенью 1909 г. умер Ф.К. Лоренц. Уникальная зооло­гическая коллекция, которую он собирал более 50 лет, и мастерские остались без хозяина. Им грозила продажа с аукциона. Наследники и родственники Ф.К. Лоренца пригласили Александра Федоровича для коммерческого и научного заведования фирмой. А.Ф. Котс договорился, что плату за свою работу он будет получать исключительно чучелами животных. За три года сложной и изнурительной работы ему удалось получить чучела сотен зверей и птиц из личных сборов Ф.К. Лоренца и охотничьих трофеев, посту­павших в мастерские из разных уголков России. Прекрасная коллекция Ф.К. Лоренца полностью переместилась на Высшие женские курсы. Это были самые крупные приоб­ретения Александра Федоровича.

В 1911 г. Александр Федорович женился. Женой его стала слушательница третьего курса отделения естествозна­ния МВЖК, его ученица Надежда Николаевна Ладыгина. Союз этих двух людей был счастливым и удачным, они были единомышленниками, красивыми и талантливыми людьми. Весь бюджет молодой семьи шел на приобретение экспона­тов для музея, даже деньги, собранные родственниками в подарок молодоженам, были потрачены на приобретение уникальных шкур волков-меланистов. Благодаря единоду­шию, моральной и материальной поддержке супругов Котс состоялся Дарвиновский музей, была организована при нем зоопсихологическая лаборатория, выполнены уникальные научные исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шим­панзе и дитя человека в их инстинктах, привычках, вырази­тельных движениях» (1935), «Предпосылки человеческого мышления» (1965) и др.

Сохранился уникальный кинофильм, снятый оператором студии Ханжонкова об опытах Н.Н. Ладыгиной-Котс с четырехлетним шимпанзе по кличке Иони. Он положил начало собранию документальных биологических фильмов Дарвиновского музея.

Для пополнения коллекций и знакомства с музеями супруги Котс в 1913 г. совершили поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобре­тено около тысячи экспонатов. В этом же году в антиквар­ном магазине в Берлине А.Ф. Котс приобрел неопублико­ванные письма Ч. Дарвина, наиболее ценным из которых было последнее письмо, написанное незадолго до смерти.

В распоряжении Александра Федоровича было уже несколько тысяч ценнейших экспонатов. Он считал, и в этом его поддерживала жена, что такие обширные и ценные коллекции не могут принадлежать одному человеку. В 1913 г. они были подарены Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание на Девичьем Поле. С этого времени коллекции, собранные А.Ф. Котсом, смонтированные и расположенные по его плану, стали называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов.

В 1922 г. он становится самостоятельным научно-просвети­тельным государственным учреждением - Дарвиновским музеем.

Музей создавался с огромными трудностями. Денег всегда было мало. А.Ф. Котс и его супруга вкладывали в создание музея все свои средства, брали дополнительную работу, жертвовали отдыхом. Поддерживали музей друзья и знакомые. Постоянные пожертвования музею эволюцион­ной истории МВЖК делала графиня M .А. Бобринская.

Успешному развитию музея способствовала самоотвер­женная и талантливая работа таксидермистов Ф.Е. и Д.Я. Федуловых, поддержка многих друзей и единомышленни­ков. Вокруг музея и его директора всегда держалось много способных и увлеченных людей. Работали здесь ху­дожники-анималисты В.А. Ватагин, М.Д. Езучевский, А.Н. Комаров, В.В. Трофимов, ученый-палеонтолог и художник профессор К.К. Флеров. А.Ф. Котс умел находить и поддерживать талантливых молодых людей.

Со своими первыми рисунками пришел к А.Ф. Котсу Николай Кондаков, остался здесь, жил, работал, учился. Первые оригинальные акварели для Дарвиновского музея сделал А.Н. Формозов. Многие биологи, художники, музей­ные работники благодарны Дарвиновскому музею и его директору за бескорыстную поддержку их первых начина­ний. Вся жизнь и деятельность А.Ф. Котса были связаны с Дарвиновским музеем, пропагандой эволюционного учения, экскурсиями с демонстрацией бесценных сокровищ, много­численными занятиями, лекциями, беседами. Они не прекра­щались даже в самых суровых условиях гражданской и Великой Отечественной войн.

Вклад А.Ф. Котса в орнитологию, развитие эво­люционной теории, высшего биологического образования, музейного дела в нашей стране до сих пор не оценен полностью. Требует тщательного изучения большой архив (6 крупных томов) Александра Федоровича, включающий не только рукописи, но и редкие негативы и фотографии. Осенью 1995 г. в специально построенном для него здании был вновь открыт Дарвиновский музей. Уникальные экспо­наты, скульптуры, картины, книги заняли свои места в прекрасно смонтированных экспозициях. Исполнились сло­ва известного английского биолога Джулиана Хаксли, сказанные им в 1945 г. о том, что Дарвиновский музей находится в таком здании, какое заслуживают его бесценные коллекции.

В.М. Константинов

В Москве много музеев. В Третьяковскую галерею и Музей изобразительных искусств имени Пушкина люди едут со всего света. Но там шедевры мирового искусства, а в Дарвиновском музее? Тоже шедевры. Это не просто чучела животных и птиц, выполненных величайшими мастерами своего дела. Это музей происхождения жизни и памятник любви.

Любое настоящее дело начинается с уникального человека, подобного которому не было раньше и не будет потом. Ведь вся история человечества состоит из частных историй отдельных людей. Таким «отдельным человеком» был и Александр Федорович Котс.

Александр Котс родился в Москве в 1880 году. Его отцом был немецкий эмигрант, доктор философии Геттингенского университета, ботаник и лингвист Альфред Карлович Котс. Мать — Евгения Александровна Котс, урожденная Грассман.

Мальчик с детства интересовался биологией. «Любовно-яростно-ожесточенно собирал я, будучи ребенком, и фарфоровых зверушек, и рельефные картинки со звериными изображениями, позднее — перья кур, образчики волос, украдкой выстригаемых из шуб, головки, ноги, крылья птиц из кухонных останков, мух навозных около помойных ям, еще позднее бабочек, жуков, еще позднее — чучела зверей и птиц... Науке о животных и любви к животным меня в детстве НЕ учили... Тем не менее с трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти — музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относилось к животным... Эту мою любовь к природе... я считаю унаследованной от отца-ботаника и матери — энтузиастической любительницы цветов». В 19 лет он отправился в свою первую экспедицию в Западную Сибирь. Вернувшись, Александр изготовил чучела птиц, которые представил на выставке Всероссийского общества акклиматизации. За них он получил Большую серебряную медаль. Позже именно эти произведения таксидермического искусства стали экспонатами коллекции, с которой началась история уникального музея.

В 1905 году Александр Котс отправляется в Европу. Он без устали изучает естественнонаучные музеи Берлина, Мюнхена, Дрездена, Штутгарта, Йены, Брюсселя, Парижа, Лондона. Но везде это были скучные ряды витрин, похожие друг на друга. В знаменитейшем Дарвиновском зале Британского музея его изумили «богатство фактов и скудость, недосказанность объединяющей идеи». А в России естественнонаучного музея не было. В Москву он вернулся, охваченный жгучим желанием создать его. Но кроме желания и крошечной коллекции, собранной на собственные скромные средства, нужны были помещения и основательный капитал.

В 1907 году Котсу предложили вести практические занятия по анатомии животных на знаменитых Московских высших женских курсах (далее — МВЖК). Вскоре он начал читать лекции по дарвинизму. Это рядовое событие изменило жизнь молодого ученого. Дело в том, что его драгоценная коллекция была перенесена из крошечной студенческой квартирки, где все жизненное пространство было занято шкафами и препаратами животных, в зоологическую лабораторию курсов. И в том же году по приказу директора МВЖК С.Чаплыгина был создан Дарвиновский музей.

Александр Котс и Надежда Ладыгина-Котс.

А потом случилась встреча, которая могла бы стать сюжетом романа, поэмы, встреча, которые случаются раз в сто лет, а у многих людей не случаются никогда, — Александр увидел студентку 3-го курса, старосту биологического кружка Надежду Ладыгину. Красавицу с роскошной косой, как у сказочной царевны. Позже Александр Федорович напишет: «Появление этой девушки было решающим: „ОНА!“ Не обменявшись с ней дотоле ни одним глубоким словом, я всем существом оказался прикован к ней».

Отец Надежды был крепостным крестьянином, который откупился у помещика за несколько дней до обнародования указа об освобождении крестьян. Девочка сама выучилась чтению. Яркое впечатление детства: в дом пришел бродячий торговец халвой, у которого была дрессированная макака-резус. Ребенка поразили не фокусы, а лицо животного. Кто мог знать, что спустя двадцать лет Надежда начнет исследование познавательных способностей низшей обезьяны, той самой макаки-резус, а позже станет всемирно известным зоопсихологом.

В 1911 году они обвенчались. Первым подарком невесте вместо дамских часиков, которые ей очень нравились, оказалось чучело белого ястреба, а невеста подарила жениху чучело львенка. На деньги, подаренные к свадьбе, молодожены купили новые экспонаты для музея: чучела волков редкой окраски. Сохранилась фотография, на которой невеста в белом платье, с распущенными волосами, как у красавиц эпохи Возрождения, стоит рядом с чучелом белого волка. Сказочным людям нужны сказочные подарки. Ведь Александр Федорович, который до встречи со своей Надеждой два года заведовал таксидермическим музеем знаменитого Федора Лоренца, зарплату попросил платить не деньгами, а чучелами животных...

А.Котс вспоминал: «На последние рубли недоедающих хозяев в адрес курсов прибывали посылки с райскими птицами и прочими чужеземными редкостями». Сегодня — как, впрочем, вчера и завтра — такие истории возвращают стрелку нашего внутреннего компаса на то место, где она должна находиться. В эпоху белых свадебных «Мерседесов» со шлюховатыми Барби на капоте история про белого волка и посылки с райскими птицами — бесценное лекарство.

Надежда Ладыгина и тот самый знаменитый белый волк.

В 1913 году супруги отправились за границу, чтобы познакомиться с лучшими музеями, зоологическими институтами и препараторскими фирмами Западной Европы. Александр сравнивал новые впечатления с воспоминаниями о поездке 1905 года — ничего не изменилось. По-прежнему между большой наукой и ее популяризацией была непроходимая пропасть. В музеях было скучно! Им предстояло найти свой ответ на вопрос о том, как открыть непосвященным дверь в бездонный мир природы. Котсы наведывались в знаменитые фирмы, которые снабжали музеи зоологическими материалами. Это были ни на что не похожие учреждения. Из переписки с заказчиками: «Будьте любезны выслать парочку засоленных гиен!», «Какова теперь пометровая стоимость питонов и акул? Телеграфируйте!» И такие же ответы: «Имеются прекрасные засоленные сумчатые волки, крысы и куницы, но особенно рекомендуем квашеных морских слонов и замороженного бегемота!» Александр Федорович и Надежда Николаевна купили там множество чучел и гнезд тропических птиц — для музея, который им предстояло создать.

К 1913 году скромная коллекция Котса превратилась в уникальное собрание, и Александр Федорович принял непростое решение: он подарил свою драгоценную коллекцию МВЖК с единственным условием: что он будет безвозмездно заведовать музеем. Даже во время революции и Гражданской войны этот музей работал. Котс трудился как человек, которому не требуется сон и отдых: заботы директора он совмещал с чтением лекций в МГУ, в Пединституте и без устали читал научно-популярные лекции в клубах. А еще в 20-е годы Александра Федоровича назначили директором Московского зоопарка. Революция прервала его научную деятельность — теперь она возобновилась: он проводил экспериментальные исследования по зоопсихологии, генетике и межвидовой гибридизации. Котс был блестящим лектором. К началу Великой Отечественной войны, то есть за 30 лет существования музея, он лично провел экскурсии для полумиллиона человек.

А Надежда Николаевна была музой Александра Котса.

В отрочестве она мечтала поступить на медицинский факультет и посвятить себя психиатрии. Но на высших женских курсах ее поразили лекции по зоологии профессора Н.Кольцова и практические занятия по анатомии животных, которые вел ее будущий муж. Позже она напишет: «Решающим моментом, натолкнувшим меня на изучение поведения животных, была книга профессора В.Бехтерева „Психика и жизнь“, где им были освещены вопросы, относящиеся к изучению одноклеточных организмов. Меня особенно занимал вопрос, на каком уровне развития психики животных появляется сознание. С этих пор изучение поведения животных стало основной интересующей меня проблемой».


Надежда Ладыгина-Котс и шимпанзе Иони.

В один прекрасный день Александр Федорович подарил жене шимпанзе Иони. Обезьянка поселилась в квартире Котсов. Три года Надежда Котс вела наблюдения за поведением Иони, которые легли в основу ее работы «Новый метод исследования познавательных способностей шимпанзе». Эта работа получила известность не только в России, но и в мире. Надежда Николаевна получила приглашение в Институт психологии Московского университета и полностью посвятила себя работе в области экспериментальной психологии. В 1919 году она начала исследования 10 видов попугаев.

В 1925 году у Котсов родился сын. Через два часа после его появления на свет Надежда начала диктовать няне описание поведения новорожденного. Семь лет она вела круглосуточные наблюдения за его психическим развитием. Эти дневники составляют несколько тысяч страниц, проиллюстрированы тысячами фотографий и представляют собой беспрецедентное исследование. Его результаты были использованы в монографии «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях». Книга получила известность во всем мире, а отрывки из нее были включены в учебники по зоологии и эволюционному учению для школы и вузов.

Музейная деятельность Надежды Николаевны началась в 1911 году, когда они с мужем приступили к систематизации коллекций, собранных Александром Федоровичем. 12 лет она проводила со слушательницами МВЖК занятия в музее. В 1923 году Надежда Николаевна стала сотрудником Дарвиновского музея и 20 лет проводила там экскурсии, не прекращая, разумеется, многогранной научной деятельности и чтения лекций в МГУ, в институте психиатрии и неврологии и т.д. В воспоминаниях о Надежде Николаевне коллега Котсов написал, что никогда не видел, чтобы она была занята домашними хлопотами. Быт для нее не существовал, она жила в другом мире. Более того: эту женщину никто и представить не мог на кухне или за рукоделием. А я поймала себя на том, что описание деятельности Котсов похоже на описание европейского университета в эпоху Ренессанса. Вдвоем они сумели отодвинуть непомерную глыбу, которая загораживала людям вход в царство природы.

И был еще один человек, которого Александр Федорович Котс торжественно именовал третьим сооснователем музея, «человек вымирающего цеха» Филипп Евтихиевич Федулов.

В 1896 году 16-летний Александр Котс впервые встретился с выдающимся препаратором-натуралистом Федором Карловичем Лоренцем. Лоренц сразу откликнулся на предложение создать новый музей. И дважды в неделю Александр стал приходить в мастерскую Лоренца для пересмотра его замечательной коллекций чучел и отбора экспонатов для будущего музея. Любимым подмастерьем Лоренца, с утра до ночи сидевшим у окошка мастерской за набивкой чучел, был Филипп Федулов.

Василий Ватагин.

Сын крепостной крестьянки Татьяны Дмитриевны Федуловой, Филипп выучился скорняжному делу и мальчиком пришел в крупнейшую в Москве мастерскую Лоренца, где уже работали препараторами двое старших сыновей Татьяны Дмитриевны. Вернувшись с Первой мировой войны, он целиком погрузился в работу Дарвиновского музея. Ему предстояло делать чучела из годами хранившихся звериных шкур, монтировать новые экспонаты и использовать для изготовления новых экспонатов материал из Московского зоопарка. Вот как описывал Александр Федорович «тот уголок, где в продолжение десятка лет бессменно занят был своей деятельностью Филипп Федулов. Небольшая комната в одно окно... снизу и доверху заставленная препаратами. Возможно (если накануне вашего визита в мастерской производилась съемка шкуры павшего животного), ваш нос захвачен будет ранее, чем зрение... тяжелый воздух, весь пропитанный густыми испарениями заквашенной звериной шкуры — льва или тигра, здесь же распростертой на полу... Мы застаем его за установкой чучела американского страуса... Только настойчивость и редкое терпение нашего искусника и столь же несравненный его опыт в обращении с такими безнадежными объектами всегда и неизменно обеспечивали максимальную успешность там, где подавляющее большинство коллег на Западе... заведомо и совершенно отказались бы от приступания к работе. Образец такого создавания чучела из лоскутов как раз и представляет данная работа... Полдюжины кусков от шкуры страуса, рваные лохмотья пышного когда-то одеяния прелестной птицы, беспорядочно разбросанные на полу, вот части туловища с сохраненными при них ногами, а тут же и вторая отделенная нога; там два оторванных крыла; там шея, вывернутая наружу... Но, как в древнем мифе о Титанах... так и в скромной мастерской музея все эти бесформенные лоскуты талантом нашего художника соединятся вновь в живом и стройном облике прелестной птицы...»

Александр Федорович называл Филиппа Федулова «подлинным Себастианом Бахом в этой области». Как истинный художник, он любил работать один и все делал сам. И по сей день визитной карточкой музея являются чучела двух слонов, выполненные Филиппом Евтихиевичем Федуловым. Африканский слон — подарок эмира бухарского Николаю II для цесаревича Алексея. Но летом 1918 года семья последнего российского царя была расстреляна, а слон в это же время умер при переезде из Гатчины в Москву. Индийский слон — ритуальный слон эмира бухарского. Незадолго до революции он был отправлен в Москву, где пережил все бури и обосновался в Московском зоопарке. Филипп Федулов умер в 1961 году. Сохранилась замечательная фотография, где он, уже убеленный сединами, сидит в старинном кресле. На груди два Георгиевских креста, полученных во время Первой мировой войны. Красивый был человек.

Четвертым сооснователем музея Александр Федорович Котс считал выдающегося художника-анималиста Василия Алексеевича Ватагина. Даже тот, кто никогда не был в Дарвиновском музее, знает его по великолепным иллюстрациям к книгам Киплинга, Джека Лондона и Сетона-Томпсона... Именно он запечатлел экспериментальных приматов, за которыми наблюдала Надежда Николаевна. В первых же рисунках так называемой обезьяньей серии проявилась уникальная особенность Ватагина: он умел передать неуловимые движения животных, кистью сделать «моментальный снимок». В фондах музея сохранились сотни зарисовок Ватагина, передающих всю палитру обезьяньих настроений. Художник создавал серии картин, которые давали возможность увидеть животное во всей полноте его существования. Вот что писал А.Ф.Котс о знаменитой «медвежьей серии», о картинах, выполненных Ватагиным в 1932 году: «Шесть картин! Медведь — властитель северной тайги, сваливший лося; медведь в овсе, и он же разгребает муравейник; тот же „мишка“ у дупла за добыванием меда; он же на Камчатке за рыбалкой; он же на Кавказе на плодовом дереве. Один и тот же зверь, но в разных ситуациях, в различных позах, за различным делом...»

А.Котс и «подлинный Себастиан Бах» Филипп Федулов.

Василий Алексеевич проработал в Дарвиновском музее сорок лет. Как и Филипп Евтихиевич Федулов, он не работал — он служил удивительному делу. Поэтому и получилось, что этих людей давно нет на свете, а созданные ими животные полны жизни. Они внимательно смотрят на нас, воспитывают потомство, охотятся, нежатся на солнце, дерутся, безобразничают — то есть живут.

В статье В.А.Удальцовой о жизни четы Котсов читаем: «Создатели музея были воистину настоящими „взрослыми детьми“! В то время как в холодной и голодной Москве 20-х годов люди, сбиваясь с ног, добывали мешок муки, эти чудаки разыскивали гипс для скульпторов. Сами они питались весьма скудно, довольствуясь мерзлой картошкой и кукурузой, но при этом ценой неимоверных усилий умудрялись добывать фрукты для экспериментальных животных — попугаев и обезьян». А по мне это называется не так: Александр Федорович и Надежда Николаевна были настоящими взрослыми, которые отвечают за все, что происходит вокруг них. Весь мир не переделаешь, но наведи порядок возле своего дома. А вот дома у Дарвиновского музея как раз и не было. После революции Александр Федорович ценой неимоверных усилий добился разрешения разместить драгоценные коллекции в нескольких тесных комнатах в здании бывших Московских высших женских курсов на Малой Пироговке. Вход в музей находился напротив входа в морг в Хользуновом переулке.

В сентябре 1952 года Александр Федорович и Надежда Николаевна отправили Сталину письмо с просьбой о строительстве здания для Дарвиновского музея. В августе 1953 года вышло распоряжение Совета Министров РСФСР «О строительстве здания школьного типа для размещения Государственного Дарвиновского музея». Котс был очень разочарован, ведь в школьном здании невозможно разместить такой музей. И снова началась борьба, на которую уходили все силы. Наконец, весной 1955 года вышло новое распоряжение Совета Министров РСФСР «О разработке специального проекта для строительства здания ГДМ». Но никто не собирался его выполнять. Котс упорно одолевал чиновников с просьбой начать работу над проектом, и, наконец, чиновникам это надоело. 1 июля 1962 года музей был закрыт на неопределенный срок «из-за крайней запущенности и антисанитарного состояния помещений». Музей практически перестали финансировать. А вскоре участок, выделенный для строительства музея, передали под строительство балетной школы Большого театра.

С этим предательством основатели музея справиться не смогли. В ноябре 1962 года умер Ф.Е.Федулов, в июне 1963 года после второго инфаркта ушла из жизни Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, а в сентябре 1964 года скончался А.Ф.Котс.

Дарвиновский музей ждал своего здания 87 лет. Оно открылось лишь в сентябре 1995 года. А Александр Федорович Котс и Надежда Николаевна Ладыгина-Котс как будто и не уходили. И дело не в том, что сохранился письменный стол Александра Федоровича или рукописи Надежды Николаевны. Люди, которые прожили такую потрясающую жизнь, люди, которые знали цену истинным сокровищам и презирали поддельные, пребудут здесь вовек, потому что их дело продолжается. Слоны, возвращенные к жизни Филиппом Федуловым, животные, которых запечатлел Василий Ватагин, белый свадебный волк и множество других чудес не дают нам забыть о том, что все мы — дети этой истерзанной земли. Она по-прежнему прекрасна, а мы по-прежнему совершаем злые ошибки. И чтобы не пропасть, нужно хоть изредка приходить сюда, в Дарвиновский музей. Здесь все живые, вот в чем дело.




Top