А. Герасимов «После дождя» описание картины

Сочинение по картине После дождя А.М.Герасимова для учащихся 6 класса.

План

  • Сюжет картины А.Герасимова «После дождя»
  • Описание террасы, стола, кувшина с цветами
  • Задний план картины (сад, дом, постройка)
  • Техника изображения картины
  • Мое настроение от увиденного.

Я смотрю на картину А.М.Герасимова «После дождя». Все, что я вижу, мне нужно описать в сочинении. Начну с сюжета картины. Перед нашими глазами предстает небольшая терраса после дождя. Художник выбрал объектом своего холста предметы: стол, кувшин с цветами, часть террасы с перилами, и изобразил их на фоне природы.

Только что прошел дождь. Мы видим разлившиеся небольшие лужицы на скамейке и полу террасы. Все отражается в блеске мокрой поверхности. На столе лежит опрокинутый граненый стакан. Видимо, дождь был очень сильный, если оставил после себя столько «следов».

Сама терраса видится нам не полностью. Вертикальные опоры держат крышу (мы видим лишь ее угол), деревянная площадка имеет ступеньки для выхода в сад. Неширокая скамейка завершается незамысловатыми перилами. На такой террасе приятно посидеть вечером и насладиться запахами природы. Или можно собраться семьей и выпить по чашечке чаю.

Слева находится стол с резными ножками. Фигурная крышка стола тоже покрыта каплями дождя. А на столе стоит стеклянный кувшин с цветами. Букет красивых цветов тоже ощутил на себе силу дождя. Некоторые лепестки упали и лежат в воде, скопившейся на краю стола. А может это ветер уронил кувшин и развеял нежные лепестки? Цветы раскрашены в белый и красный цвета, где-то они имеют оттенки розового и нежно-зеленого. Листья имеют очень темный и насыщенный зеленый цвет. Букет, наверное, собрали только до дождя, чтобы украсить им стол. Но неожиданно начался ливень, и букет остался на террасе.

На заднем плане картины мы видим часть сада. Вся его зелень пестрит разными оттенками. Где-то она очень яркая, светлая, даже переходящая в салатовый цвет, а где-то темно-зеленая, сочная, имеющая оттенок изумрудного и даже синего цветов. В саду очень много деревьев. В стороне виднеется какая-то деревянная постройка, может, это маленький сарай или небольшая баня. На ее крыше есть труба.

Справа на картине за густой листвой мы видим угол дома, к которому и примыкает терраса. А.Герасимов использовал интересную технику изображения. Все предметы имеют размытые очертания. Нет четких правильных линий. Техника размытого мазка делают картину интересной. Если приглядеться, то можно увидеть вместо листиков на дереве просто неясный мазок кисти. Как будто художник не старался вырисовывать все элементы так, как они выглядят, и оставлял на холсте размытые пятна нужных цветов. Так же изображены и цветы в кувшине, и часть террасы, и кусочек неба, который просвечивает сквозь густую листву. Здесь хорошо смешиваются цвета. Они сочетаются друг с другом, образуя новый оттенок.

Картина на создает хорошее настроение. После дождя становится светло и радостно, природа обновляется, свежеет все вокруг. Никаких грустных мыслей, только позитивные эмоции!

Наставниками А.М. Герасимова, замечательного советского художника, были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. - А Е Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит. В первую очередь Герасимов ощущал себя портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи.

Один из ярких примеров пейзажа у Герасимова – картина «После дождя», написанная в 1914 году. На картине мы видим совсем немного: стол, на нем ваза с цветами и кружка и часть беседки, в которой находится художник. И, несмотря на такую незамысловатость композиции, картина привлекает внимание. Чем? Она передает настроение, главным образом – через цвет и свет. Холодные тона и водяные блики на дереве – такое бывает лишь после дождя. Художник увидел это и предал зрителю. Так же о том, что прошел дождь, говорит небрежно опрокинутый стакан. Скорее всего, кто-то находился в беседке, но в связи с сюрпризом погоды, поспешил укрыться в доме. Удивительно, как одна маленькая деталь дает возможность зрителю, домыслить, придумать свою историю. Тем самым, полотно Герасимова еще более интересно.

Цветовое решение картины, как было сказано, соответствует общему настроению. При написании деревьев используются не только зеленые холодные, но даже синие и черные цвета. Также хорошо показана фактура лакового стола, на мокрой поверхности которого целое буйство красок.

Из таких мелочей и деталей, художником создается картина, а у зрителя, в свою очередь, настроение и впечатление. Смело можно сказать, Герасимов – мастер своего дела.

Второй вариант сочинения:

План
1. Жанр картины
2. Описание картины:
а) мокрая терраса;
б) сад после дождя;
в) цветовая гамма картины
3. Настроение, которое создает картина

Картину А. Герасимова «После дождя» можно рассматривать и как натюрморт (изображение вазы с цветами на столе), и как пейзаж (описание сада), и как жанровую сцену без людей. Художника так вдохновил вид с террасы после дождя, что картина была написана за три часа.

Художнику удалось предать атмосферу после дождя. Глядя на картину, мы чувствуем запах мокрых листьев, влажность в воздухе. Удивительно, как Герасимов смог написать мокрые поверхности. На всем, что мы видим, лежат дождевые капли. Видимо летний ливень закончился недавно, потому что вода не успела высохнуть. Но уже сквозь листву пробиваются лучи яркого солнца. Его блики хорошо прописаны с помощью светлых красок.

Когда живописец работал над своим полотном, он стоял в глубине террасы. Поэтому на первом плане открывается вид на террасу после дождя. Сбоку находится стол, на котором стоит ваза с цветами и перевернутый стакан. Наверное, он опрокинулся от сильного порыва ветра перед грозой. Скамейка и пол блестят от влаги под ярким солнечным светом.
На втором плане – изображается старый сад, который напитан влагой и свежестью. Для него художник выбрал зеленоватые, изумрудные, салатовые спокойные неяркие краски. Эффекта влаги создают серебристые тона.

Наш взгляд устремляется вдаль сада, благодаря искусному сочетанию художником темных красок на переднем плане, ярких – на среднем и совсем светлых – на заднем.

Герасимову удалось не только передать красоту момента, но и создать приподнятое настроение. Каждый, кто смотрит на картину, восхищается чистотой, свежестью природы, ощущает прохладу. Кажется, если притронешься к чему-то, останется мокрый след на руке.

Герасимов написал за свою творческую жизнь множество полотен, но картина «После дождя» была одной из самых любимых.

Многие русские и советские художники создавали прекрасные картины. Одним из таких художников является А. Герасимов. Особенно мне понравилась его картина «После дождя», ее второе название «Мокрая терраса».

На переднем плане данного полотна художник изобразил террасу частного дома, возможно дачи. На террасе есть скамейка и стол. На столе стоит ваза с букетом роз. Перила террасы, ее пол, скамейка, стол все мокрое. Это говорит о том, что дождь прошел совсем недавно. Терраса не успела высохнуть. У меня вызывает искренне восхищение то, как Герасимов смог передать блеск мокрого дерева. Кажется, что мы действительно вышли на крыльцо после дождя и видим небольшие лужи на деревянном полу, в которых отражается сама веранда и деревья, растущие вокруг дома. Стол тоже мокрый. Но предметы на столе подсказывают нам, что прошел не просто дождь, а ливень с сильным ветром. Об этом свидетельствуют лепестки роз на столе и опрокинутый стакан. Головы цветов поникли под тяжестью дождевых капель, значит, прошел не просто небольшой дождь.

Стены сарая посерели от дождя.

Небо на картине не видно, но заметно, что сквозь листья деревьев на веранду проникают солнечные лучи. От их света все краски становятся еще ярче.

Мне очень понравилась эта картина. Герасимов нарисовал все очень правдоподобно. Когда я смотрю на эту картину, мне кажется, что я чувствую запах мокрой травы после дождя и прохладную свежесть воздуха.

Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя» Выполнила презентацию учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 17 а. Псебе Пащенко С.Н.

Цели: познакомить учеников с произведением русской живописи начала 20 века; собрать материалы, необходимые для написания сочинения; способствовать обогащению речи учащихся, расширению их кругозора путем ознакомления с произведениями живописи

Давайте повторим Жанры живописи Портрет Натюрморт пейзаж Типы текстов Повествование Описание Рассуждение

Александр Михайлович Герасимов

Семейный портрет А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов, устав от борьбы за официальное признание и успех, уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана « Мокрая терраса ».

История создания картины «После дождя» Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами.

Беседа по картине Что изображено на картине? К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова? По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь? Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя? У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел? К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение? А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»

Опишите, что вы видите. Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.

Словарная работа. Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая, умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск, нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.

А. Яшин После дождя Дождик прошёл по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как серёжки. Тронешь берёзку - она встрепенётся И засмеётся. До слёз засмеётся. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонёчку, по серебринке.

Синтаксис. Пунктуация. Запишите предложения, расставьте знаки препинания: Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина После дождя Капли на ветках висят как серёжки В чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку по серебринке. Всё блестит на переднем плане перила скамья пол на террасе и крышка стола. Пламенеют в стеклянном графине розы на них тоже висят капельки дождя. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента который наступает сразу после дождя.

Проверь себя Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке ». Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Отрывок из повести Л. Н. Толстого « Отрочество» «Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом ».

Подберем синонимы, чтобы избежать повторов. Картина - полотно, пейзаж Художник - живописец, пейзажист Нарисовал - изобразил, показал

Цвет и настроение Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады. Художник очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.

Примерный план 1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя». 2. Мокрая терраса. 3. Сад после дождя. 4. Колорит картины. 5. Настроение, которое создаёт картина.

«После дождя» - один из лучших пейзажей художника Александра Михайловича Герасимова. К ак и другие, эта картина отличается простотой, ясностью и праздничностью. Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветках блестит свежая, умытая ливнем листва. «Капли на ветках висят, как сережки», так написал поэт А. Я. Яшин. И еще вспоминаются строки из его стихотворения «После дождя»: «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке ». Блестит всё: и крыша сарая, вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе, крышка стола. Всё напоминает о бушевавшей стихии. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, пробивающийся сквозь расступающиеся облака, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.

Домашнее задание Написать черновик сочинения

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

Литература: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. - М.: Просвещение. 1983 Интернет-ресурсы: Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. - http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527 шаблон - http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg Картины А.М.Герасимова: http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487 http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6457 http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger04tropinka.jpg http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terrasa.jpg Дом-музей - http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg После дождя - http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p//view.pic

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Учитель – Пащенко Светлана Николаевна, МБОУ ООШ №17 а. Псебе

Тема : «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».

Цели

образовательные : познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;

развивающие : развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;

воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Тип урока : урок развития речи

Технология : урок-мастерская

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)

Оборудование : презентация; репродукция картины «После дождя», портрет художника, мольберт, кисти, краски, аудиозапись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.

Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.

(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)

Какую картину вы представили? Расскажите.

Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1) и поговорим о том, что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.

Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (слайд 3)

Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?

3. Рассказ о художнике и его картине. (слайды 4-7)

А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.

Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)

4. Формулировка темы и задачи урока.

Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)

Что, по-вашему, значит - написать сочинение по картине?

Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

А как подготовиться к сочинению?

Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.

Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?

Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.

Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».

5. Лексическая работа. Деконструкция.

Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь, терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.

Можно ли увидеть в нашей местности террасы?

Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.

Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.

6. Повторное рассматривание картины. Деконструкция и социализация (слайд 8)

Что изображено на картине?

К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?

По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?

Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?

У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?

К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?

Опишите, что видите (слайд 9) Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.

7. Проведём словарную работу (слайд 10): Запись в тетрадях

Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая , умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск, нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.

8. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв. (слайд 11)

О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели - мастера слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» - сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» - метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?

Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (слайды 12-13)

  1. Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
  2. Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
  3. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
  4. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (слайд 14):

«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».

Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?

Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?

Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.

Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.

Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)

  • Картина - полотно, пейзаж
  • Художник - живописец, пейзажист
  • Нарисовал - изобразил, показал

9. Обсуждение путей анализа картины.

Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)

О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)

А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)

Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

10. Разговор о цветовом оформлении картины. (слайд 16)

Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.

Почему художник использовал именно эти краски?

Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.

А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.

12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)

Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:

1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».

2. Мокрая терраса.

3. Сад после дождя.

4. Колорит картины.

5. Настроение, которое создаёт картина.

13. Составление текста. Реконструкция.

Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!

14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (слайд 18)

Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?

Чем нужно дополнить?

15. Домашнее задание. (слайд 19)

Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.

16. Рефлексия.

Чему вы сегодня научились?

Какое открытие вы сегодня сделали?

Какое у вас настроение?

Понравилось ли работать группой?

Кто из товарищей удивил? Чем?

Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?

Список использованной литературы.

1.Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013.

  • После дождя -
  • Холст, масло. 78 х 85
    Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 22501

    К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».

    Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

    Митя, скорее палитру! - закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой - она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

    Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.

    В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.

    Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах (См. фрагмент). «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола - розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски - полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И. А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).

    В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А. М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.



    
    Top