А мы продолжаем тему необычных педагогических идей в бизнесе. Образование как бизнес-проект

Образование, представляя собой одно из основных средств развития личности человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем, т.е. подвергаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам общества в данную эпоху. Но учитывая ту нестабильность, которой отличается современная педагогическая наука вообще, для понимания эффективности тех или иных инноваций необходимо время. Однако и придерживаться в образовании устаревших схем сегодня уже нельзя. Учитывая всё это, говорить об инновациях в сфере образования мы можем только в комплексе с традициями.

Традиции и инновации в сфере образования

Вообще, утверждать, что проблема инноваций в сфере образования является чем-то новым, нельзя, т.к. этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области , философии, и т.д. Другими словами, речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно.

Если же говорить конкретно о мире современности, то сам термин «инновации», касаемо образования, подразумевает обновление образовательной системы и внедрение новых технологий. И, конечно же, всё, что разрабатывает человек для этого, нацелено, главным образом, на повышение . А это, в свою очередь, говорит нам о том, что сегодняшние образовательные стандарты являются устаревшими, и к обучению нового поколения нужно разрабатывать всё новые подходы. Основной же причиной появления вопроса о том, что пора внедрять инновации в систему образования, является кризис этой самой системы, и все создающиеся нововведения нацелены на решение её многочисленных проблем.

И на данный момент есть несколько противоречий в образовательной системе, которые требуют скорейшего разрешения:

  • Несоответствие стандартов обучения учеников их , таким как интересы, способности и т.п.;
  • Несоответствие темпов развития науки действительным познавательным возможностям учащихся;
  • Несоответствие стремления к обучению по одному профилю педагогическим .

Эти противоречия обуславливают затруднения в процессе внедрения в образовательную систему инноваций. О них мы вкратце и расскажем далее.

Проблемы инноваций в сфере образования

Интересно то, что проблемы инноваций в сфере образования наблюдаются уже на стадии их разработки. Никто из специалистов не в состоянии дать 100% гарантию, что именного его новый педагогический подход будет успешным и наберёт единомышленников. Причём, нововведения всегда связаны с большим риском, и нет никакой уверенности в том, что он будет оправдан.

Но, несмотря на это, попытки внедрения инноваций в сферу образования предпринимаются постоянно. Кроме того, специалисты стараются привести все возможные инновации к какой-то классификации. И одна их самых современных классификаций инноваций выглядит следующим образом:

  • Сущностные инновации – подразумевают внедрение в образовательную систему нововведений, влияющих на саму суть образования, но которые не могли быть применены ранее;
  • Ретроинновации – подразумевают внедрение в педагогическую деятельность тех подходов, которые были забыты в течение времени;
  • Комбинированные инновации – подразумевают объединение некоторого количества образовательных методов, в результате чего появляется один новый;
  • Аналоговые инновации – подразумевают присоединение к уже известному методу обучения частного нововведения.

Вся суть инноваций в образовательной системе вообще заключается в том, что предпринимаются попытки найти и успешно применить новые подходы к образованию молодого поколения. И любые инновации непременно должны учитывать требования современного социума и развитие информационных технологий. Ко всему прочему, нововведения должны быть применены ещё и в четырёх направлениях:

  • Воспитание
  • Обучение
  • Управление
  • Переподготовка кадров

Несложно заметить, что внедрение инноваций является очень серьезным процессом, сопряжённым с рядом трудностей теоретического и практического характера, а также существенной долей риска. Однако это не должно останавливать людей на их пути к улучшению образовательной системы, иначе она может надолго погрязнуть в неактуальных и устаревших образовательных методах, что грозит тем, что снизится не только желание молодёжи обучаться в учебных заведениях, но и уровень её морального, психологического, этического, социального и культурного развития.

И в качестве примера успешных инноваций нам хочется привести несколько, так называемых, «Новых школ» XX века, ориентироваться на которые отчасти мы можем даже сегодня.

«Новые школы» XX века

Назовём лишь несколько примеров таких школ.

«Школа для жизни, через жизнь»

Была открыта в Бельгии. Процесс воспитания и обучения в этой школе строился на взаимодействии с живой природой, а уклон делался на свободу и деятельность учеников, а также постоянное взаимодействие с их семьями. При организации обучения учитывались особенности мышления детей, а их самих старались максимально приобщить к различного рода деятельности, от наблюдения за происходящим до выражения своего отношения к этому. Окружение детей являлось одним из важных компонентов обучения.

Школа «свободного воспитания»

Была открыта в Лейпциге, в «Ясной Поляне» и нескольких других местах. В этой школе считалось, что обучение ученика какому-то одному конкретному ремеслу или предмету нецелесообразно. В этой школе не было классов или учёбного плана, однако отсутствовали и временные ограничения в процессе взаимодействия учеников и учителей. Определяющим ориентиром был интерес учеников и их всестороннее развитие. Педагоги ставили перед собой одну цель – предоставить ученикам максимально полное представление о том, какие явления происходят в окружающем мире.

«Открытые школы»

Были открыты в Великобритании. В них был утверждён индивидуальный характер процесса образования, в котором не требовалось соблюдение планов и программ по обучению. Отсутствовали классы и уроки как таковые, расписание, режим, системы оценки и контроля учащихся. Режим занятий был гибким, а учителя планировали темы и занятия вместе с учениками. Основным способом обучения был «способ открытий», подразумевающий самостоятельное постижение детьми окружающей реальности и их самовыражение.

«Круглогодичная школа»

Бала открыта в США. Здесь ученики учились весь год, но по прошествии каждых 45 дней уходили на двухнедельные каникулы. В итоге получалось, что дети уделяли обучению столько же дней, сколько принято и в обычных школах, но всегда были отдохнувшими и полными сил, что значительно повышало и их успеваемость, и эффективность самого процесса обучения.

«Снежные классы» и «Морские классы»

Были открыты в США. В «Снежных классах» дети знакомились с природой, жизнью людей и их бытом в горах, когда наступало время каникул. В «Морских классах» ученики проходили обучение во время путешествий по морю.

«Неградуированные школы»

Также были открыты в США. «Неградуированные школы» представляли собой учебные заведения, где отсутствовало подразделение на классы по годам. Образовательный процесс состоял из нескольких циклов, по каждому из которых каждый ученик проходил обучение в индивидуальном порядке, с учётом его личностных особенностей и интересов.

«Трудовые школы»

Всего таких школ было открыто несколько: они находились в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции и России. В этих учебных заведениях учащимся было обеспечена профессиональная подготовка, которая с малых лет ориентировала их на труд, как на нечто особо ценное, а также как на важную составляющую культуры. Процесс обучения основывался на самостоятельности учеников и организации ими самоуправления.

Помимо вышеперечисленных школ можно упомянуть «Школу делания», «Лабораторную школу», «Игровую школу», «Органическую школу», Вальдорфскую школу и некоторые другие. Но это было в XX веке, и сейчас ситуация уже изменилась, хотя, конечно, те основы, на которых базировались «Новые школы», являются актуальными и сейчас, но одними ими уже не обойтись.

Как бы то ни было, сегодня мир озадачен проблемой воспитания молодёжи, как граждан всей планеты, и интернациональное образовательное пространство находится в процессе непрестанного развития. Весь мир стремится к тому, чтобы обеспечить людей глобальной стратегией образования, которая бы не зависела ни от места, где проживает человек, ни от настоящего уровня его развития.

Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Методы внедрения инноваций

Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:

  • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
  • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.

Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.


Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.


Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

  • недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
  • недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
  • невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через "Скайп" можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Особенности здоровьесберегающих технологий

Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.

  1. Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
  2. Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.

Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.


Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики в ДУ

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

  • игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
  • обобщение предметов по знакомым признакам;
  • упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью "Скайпа" учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

В Москве прошла Летняя школа конкурса "Инновации в образовании 2016", который в третий раз проводит Институт образования НИУ ВШЭ с партнерами. Это едва ли не единственный в сфере образования конкурс, участники и финалисты которого получают возможность не только представить свои проекты, но и рекомендации по их продвижению. Победители конкурса станут известны в сентябре, однако уже сейчас можно говорить о главных проблемах российского образования, решение которых люди ищут вне государственной системы.

Инициативу снизу, по мнению организаторов конкурса, в значительной степени провоцирует личный отрицательный опыт. Именно поэтому много проектов пришло от людей, не занятых непосредственно в сфере образования. Другое наблюдение, которым поделилась директор конкурса Диана Королева , основанное на анализе работ трех лет – даже если авторы идеи мыслят ее воплощение как бизнес-проект, все равно они рассчитывают и на поддержку государственных структур. Очевидно, что это мешает созданию независимого рынка образовательных услуг.

Тем не менее, инноваторы восполняют пробелы традиционного российского образования. Большинство проектов нацелено на индивидуализацию обучения – как школьников, так и студентов, и расширение технических возможностей преподавателей. Значительная часть проектов настроена на преодоление трудностей коммуникации, которая позиционируется как один из главных навыков, получаемых во время обучения. Причем проблема эта рассматривается с разных позиций.

"Существует жесткая система, как у военных – все должно быть по уставу, - рассказывает один из участников конкурса, студент Максатбек Абдуназар уулу . - Но важно, чтобы преподаватель и студент говорили на одном языке и имели возможность разговаривать. Эта общая для образования проблема, особенно трудная для мигрантов".

Максатбека Абдуназар уулу поддерживает молодой преподаватель из Дальневосточного федерального университета Мария Трагель . "Основная беда российского образовании - в отсутствии коммуникаций, причем на всех уровнях. Я педагог-психолог, веду магистерскую программу и знаю, что есть много хороших научных наработок, но где они внедрены? Это опять же проблема нехватки коммуникации".

Александр Алюханов , студент из Томска, считает, что новые технологии должны принципиально изменить привычную схему обучения в вузах. "В реалиях современного мира мы просто обязаны переходить к интерактивному обучению, т. е. комбинировать обучение онлайн и лекции преподавателя. Это эффективно и удобно для иногородних студентов, поскольку мы, например, не должны теперь находиться круглый год в Томске, постоянно сидеть на парах".

Действительно, на использовании новых информационных технологий и электронных ресурсов строится большинство присланных на конкурс проектов. Однако естественный, казалось бы, процесс адаптации личных гаджетов к учебному процессу не поддерживают преподаватели, поскольку подобного рода нагрузку не учитывает существующая система оплаты труда.

Другая любопытная и распространенная тенденция – внедрение в обучение игровых техник, которые должны были бы естественным образом перетечь из практик раннего развития, заимствуется из портфеля бизнес-образования.

Подробнее о проектах и инновациях внизу Радио Свобода рассказали участники конкурса "Инновации в образовании 2016", Максатбек Абдуназар уулу (Москва), Мария Трагель (Владивосток), Александр Алюханов (Томск) и директор конкурса Диана Королева .

Максатбек Абдуназар уулу , студент (Москва):

Я родом из Кыргызстана и приехал в Москву, когда мне было 10 лет. Поскольку я приехал из села и знал всего пару слов на русском языке, в школе мне было очень трудно адаптироваться. Правда, мама была учителем русского языку и много помогала, поэтому, закончив школу, я смог поступить в вуз.

Но сейчас таких, как мы, мигрантов приезжает все больше и больше, особенно после вступления России в Евразийский союз. Однако проблема адаптации так и остается нерешенной. Поэтому я пошел работать в Центр адаптации помощи беженцам как волонтер, но одного волонтерства недостаточно, здесь нужна настоящая помощь.

Название моего проекта "Билим" переводится как "знание". И поддержка ребенка-мигранта начинается с момента его приезда. Сначала он учит русский язык, адаптируется. Мы проводим мероприятия, ходим в музеи. Я хотел бы работать с московскими школами, чтобы ребята могли их посещать, постепенно интегрируясь в образовательное пространство.

Мария Трагель , преподаватель (Владивосток):

В нашем проекте "Телепорт" есть две линии – информационная, связанная с технологиями, и образовательная. Иными словами, мы предлагаем вариант мобильного приложения для управления учебным процессом. История началась с того, что я в Техническом университете (сейчас он входит в Дальневосточный федеральный университет) работала волонтером и проводила тренинги для студентов. Мы знакомили первокурсников друг с другом, с пространством университета, обучали других волонтеров, проводили тренинги для общественных организаций и т. д. То есть двигали общественную жизнь в университете. И это было очень не похоже на традиционный учебный процесс, когда все проходит скучно, нудно, с преподавателями нередко возникают конфликтные ситуации.

Главный парадокс заключается в том, что именно социальная жизнь в стенах университета часто дает студенту больше, чем все обучение по программе. Поскольку я решила остаться в образовании и стала работать преподавателем, проблема осталась прежней - я использую новые интерактивные методы, стараюсь вовлекать студентов, что-то интересное для них придумывать, но другие преподаватели этого не делают. Вся традиционная система университета мою инициативу не поддерживает и работает против нее.

вся традиционная система университета мою инициативу не поддерживает и работает против нее

Есть мировая тенденция в образования - использовать свое собственное устройство. Если у учащихся есть свое устройство, зачем нужны компьютерные классы и т. д.? Можно использовать имеющиеся ресурсы, тем более, что у многих есть смартфоны, а если смартфона нет, то есть ноутбуки или телефоны. При разработке нашего проекта мы учтем также и особенности программного обеспечения. Иными словами, попробуем сделать так, чтобы студенты использовали свои устройства непосредственно во время лекции, а преподаватели – для активного, с элементами игры, взаимодействиями с учащимися.

Есть старый, так называемый индустриальный подход - когда человек винтик в системе. Но мы-то сейчас переходим к постиндустриальному обществу! Мы говорим уже о личности, о характеристиках личности и должны полностью перестроиться на индивидуальный подход. Я заметила, что есть студенты, которые воспринимают себя как пассивного потребителя знаний, и их смущает, когда предлагаешь что-то сделать самостоятельно. Но мне кажется, что студенты, которые сами проявляют активность, более успешны как в учебе, так и в дальнейшей жизни.

Александр Алюханов , студент (Томск):

Наш проект называется "Симулятор научно-образовательных треков для школьников и студентов", и нацелен он на профориентацию школьников и студентов начальных курсов. Не так давно я сам поступал в университет, и мы с друзьями, закончив школу, стояли на распутье, не знали, куда подавать документы. Поскольку я учился в обычной средней школе в Новокузнецке, после сдачи ЕГЭ, когда пришли баллы, мы выбирали попросту вуз, куда могли пройти.

Поэтому мы и решили создать симулятор научно-образовательных треков для школьников и студентов начальных курсов, чтобы они заранее знали, куда поступать, и поступали на те направления, которые им будут интересны.

Наш симулятор построен в формате игры, главный персонаж которой – универсальный студент, ты сам. Это такой видео-квест с уникальным развитием событий, в ходе прохождения которых можно увидеть различные направления, профессии, по которым готовит университет. Играя в эту игру, я вижу, как подаю документы, как проживаю 1-й-4-й курсы, получаю диплом. То есть абитуриент получает возможность познакомиться со всеми реалиями высшего образования в том или ином университете. Это и научная жизнь, и какая-то социальная работа.

Мы сделали прототип данного проекта с одним универсальным треком на базе Томского политехнического университета, но хотим масштабироваться и вывести его на всю Россию, чтобы объединить все университеты. Чтобы абитуриент мог зайти на нашу web-платформу, пройти уникальные треки и понять, в какой университет ему лучше поступить, на какое направление.

Диана Королева , директор конкурса "Инновации в образовании 2016":

Очень много проектов присылают на конкурс инноваторы из Москвы, Санкт-Петербурга, из таких крупных городов как Красноярск, Самара, Томск, участвуют все регионы. Заявки приходят не только из России, но из-за рубежа, в этом году примерно из 20 стран, из стран бывшего СНГ и дальнего зарубежья. То есть география конкурса довольно широкая.

Если мы говорим про маленькие города, села, то часто проекты оттуда узко направлены на решение своих локальных проблем, что тоже неплохо и может быть транслировано, тиражировано на такие же небольшие районы, города и т. д.

Если говорить про большие города и университеты, то здесь удивляться нечему. Большинство американских стартапов были, так или иначе, связаны с четырьмя крупнейшими американскими университетами. Вообще, история больших вузов - это всегда возможность что-то делать вместе. Поэтому объединение людей разных дисциплин дают правильные идеи и проекты.

На наш конкурс пришло много работ, где IT играет основную роль. Мне кажется, так происходит потому, что в стандартном образовании редко используются личные девайсы учащихся, социальные сети. То есть эта ниша пока свободна, но очень востребована школьниками и студентами, которые не расстаются со своими гаджетами. А таких проектов пока очень мало как в России, так и за рубежом. Правда, говорить, что технологии решают какие-то важные проблемы и дают суперрезультаты, мы пока не можем, но новые инструменты меняют учебный процесс и вовлекают студентов в то, что происходит на уроке, лекции, семинаре.

Когда мы начинали конкурс, мы не очень понимали, какого рода будут проекты. Но сейчас можно говорить, что есть два направления – бизнес-история и решение социальных задач, иногда они совмещаются. Надо сказать, что в течение Летней школы наши эксперты работают с авторами и помогают понять, как привлечь финансы в тот или иной проект, найти ресурсы. Симбиоз специалистов из бизнеса и людей из образования, как показал предыдущий наш опыт, дает хорошие плоды.

Кроме того, конкурс дает материалы для анализа. У нас есть исследования, посвященные трекам инноваторов, тем спусковым крючкам, которые сработали, чтобы проект выстрелил. И мы увидели, что очень разные факторы провоцируют появление той или иной идеи – иногда со знаком плюс, но порой и со знаком минус, когда недовольство существующей практикой стимулирует создание проекта.

работает стереотип, что образование всегда бесплатно, это всегда социальный проект

Если говорить про бизнес и социальное направление, то мы проводили специальное исследование мотивации инноваторов - зачем они это делают. И увидели, что они условно делятся на две группы - те, кто держит в голове намерение заработать, и те, кто про деньги не думает. Однако для всех инноваторов очень сильна именно инновационная мотивация, т. е. желание что-то делать, реализовывать, и социальная миссия. Возможно, здесь работает стереотип, что образование всегда бесплатно, это всегда социальный проект.

Кстати, многие проекты рождаются на стыке каких-то дисциплин. Очень часто люди с техническим складом ума, но умеющие мыслить и гуманитарно, как раз и являются инноваторами.

Что касается статистики. Интересно, что есть много проектов, которые направлены на профессиональное образование. При этом людей, которые эти проекты представляют, не так много из этого профессионального образования. То есть это ниша, к которой проявляют интерес люди, увидевшие в профессиональном образовании проблему.

Кроме того, приходит много классных проектов, которые мы берем и обращаем на них внимание, но предлагаются они не людьми из образования. Я не знаю, как это объяснить. Интуитивно ли они видят проблему, или это экспертный взгляд со стороны, который как раз и дает возможность легче придумать решение, нежели когда ты находишься внутри системы.

Конечно, есть и администраторы, которые готовы какие-то свои идеи предложить, есть и учителя. Но все это придумано на низовом уровне, а не приказано государством, то есть инновации рождаются на местах. Многие проекты, нацеленные на индивидуализацию учебного процесса, рождаются вне системы. Все-таки для системы человек - это тот, кто должен овладеть знаниями. Тогда как инноваторы думают о студенте, универсальном студенте, с разных точек зрения.

Одним из наименее активных направлений развития частного бизнеса является малый бизнес в образовании . По оценкам статистики, количество зарегистрированныхмалых предприятий, работающих в сфере образования, в начале 2009 года сократилось на 57 %.По мнению Президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, предприятий малого бизнеса, работающих в сфере образования, значительно меньше, чем, например, торговых предприятий. Также кризис существенно ударил и по малым научным предприятиям, что тоже не так заметно на фонеобщего количества малых предприятий.

По мнению руководителей малых предприятий, работающих в сфере образования, их доход за последний год остался примерно на прежнем уровне. Количество людей, которые хотят обучать детей в частных школах или сдать экзамен для получения водительского удостоверения, практически не изменилось, да и цены остались прежними. Стоит отметить, что, например, цены, которые запрашивают за курсы обучения иностранному языку, в последние время значительно снизились, так как количество желающих изучать иностранный язык в это непростое время существенно сократилось.

С другой стороны, в некоторых регионах Российской Федерации малый бизнес в образовании получает существенную поддержку. Например, осуществляется поддержка малого бизнеса, работающего в сегменте дошкольных воспитательных учреждений.

Большинство яслей и детских садов принадлежало крупным промышленным предприятиям, где в последнее время было сокращено число рабочих мест. Из-за падения доходов и сокращения количества сотрудников многие предприятия отказываются содержать на своем балансе детские сады, которые постепенно переходят к частным предпринимателям. Многие молодые родители уже успели столкнуться с проблемой устройства ребенка в детский сад, когда на очередь приходится записываться еще до рождения ребенка. Для решения данной проблемы Липецкие власти приняли решения привлечь малый бизнес в сферу образования. Создание небольших групп в дошкольных воспитательных учреждениях позволит воспитателю уделять больше времени каждому ребенку, что обеспечит более тщательный присмотр и более гармоничное развитие детей.

Репетиторство также является одной из форм малого бизнеса в образовании . Но большинство репетиров предпочитают работать, не имея лицензий, а предоставляя гарантии сдачи ЕГЭ или поступления в определенный ВУЗ. Часто, среди репетиторов оказываются мошенники, которые не в состоянии дать ребенку необходимые знания.

К малым предприятиям в области образования также стоит отнести различные кружки и секции, которые могут быть организованы частными предпринимателями. Также, некоторые предприниматели успешно организуют детский досуг и отдых, как в городе, так и за городом.




Top