А.С.Грибоедов. Основные даты жизни и творчества

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в богатой семье дворян. Человек исключительных талантов, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков. Русский деятель закончил Московский университетский благородный пансион (1803), а затем – три отделения Московского университета.

На военной службе в звании корнета Грибоедов пробыл с 1812 по 1816 годы, после этого начинает реализовывать себя на публицистическом и литературном поприщах. Среди первых его работ – комедия «Молодые супруги», которую он перевел с французского, и «Письмо из Брест-Литовска к издателю». В 1817 году Грибоедов вступает в масонскую организацию «Соединенные друзья» и занимает пост губернского секретаря на государственной службе. Грибоедов продолжает писать, к его творчеству добавляются комедия "Студент" и "Притворная неверность". В это же время одаренный деятель знакомится с Александром Пушкиным и его окружением.

Грибоедов дважды ездил в Персию по поручению правительства - в 1818 и 1820 году. Служба на востоке тяготила его, и Грибоедов перебрался в Грузию. В этот период начинается работа над самым знаменитым произведением – «Горе от ума».

В 1826 году русского писателя обвинили в принадлежности к декабристам. Грибоедов пробыл под следствием около 6 месяцев. Но его причастность к заговору доказать не удалось, и Грибоедов получил свободу.

В 1828 году он женится на Нине Чавчавадзе, но их брак был недолгим: Александр Сергеевич был убит бунтующей толпой 30 января 1829 года во время визита русского посольства в Тегеран.

Биография 2

Великий писатель, грамотный дипломат, музыкант и композитор это не полный список достоинств Александра Грибоедова. Любознательный мальчик дворянского происхождения. Его воспитанием и обучением занимались лучшие ученые того времени.

Способностей Саши не было предела, он с легкостью овладел шестью иностранными языками. С детства играл на музыкальных инструментах, писал стихи.

Ему очень хотелось проявить себя в боевых условиях, и он записался в полк гусар, но война с Наполеоном уже начала заканчиваться и к большому огорчению Александра. Так ему и не удалось поучаствовать в боевых действиях.

Мать, Анастасия Федоровна, видела своего сына чиновником, но Грибоедову служить совсем не хотелось, это ему казалось скучным делом. В это время он увлекся театром и литературой, пишет комедии. Молодой и горячий он в скором времени попадает в неприятную историю, становится секундантом. Дуэли в то время были не просто запрещены, за участие в них можно было попасть в тюрьму. Анастасия Федоровна сделала очень много, чтобы спасти сына от заключения. И ему пришлось покинуть Россию и отправиться в Персию.

Находясь в чужих краях Александр, очень скучал. Через какое-то время он добивается, перевода в Грузию. Здесь он начинает писать свою знаменитую комедию. Параллельно пишет стихи, пьесы продолжает заниматься музыкой.

Александр Грибоедов был не просто знаком с Иваном Крыловым, он ему читал «Горе от ума». Произведение великому баснописцу понравилось, но он с сожалением сказал, что цензура его не пропустит. Это оказалось правдой. Мало того пьесу не только запретили ставить в театре. Но и печатать. Ее приходилось тайно переписывать.

Вскоре Александр вернулся на Кавказ, где продолжил службу в штабе Ермолова. В это время произошло восстание декабристов. Грибоедов попадает под подозрение и его арестовывают.

Перед тем как в последний раз поехать с дипломатической миссией в столицу Ирана Александр женился. Счастье молодых длилось недолго, всего несколько недель. Отправляясь в очередной раз в командировку никто и подумать, не мог, что она окажется последней.

Потребовалось полвека, чтобы заговорили о Грибоедове и о его роли дипломата писателя и просто человека.

Вариант 3

А.С. Грибоедов – выдающийся русский драматург, поэт, композитор и пианист. Считался одним из самых умных и образованнейших людей своего времени. Много полезного сделал для России на дипломатическом поприще.

Родился он в 1795г. Был представителем старинного обеспеченного рода. Мать, женщина резкая и властная, очень любила сына. Он отвечал ей тем же. Однако между ними нередко возникали конфликты.

Способности к обучению у Александра проявились ещё в детстве. Уже в шестилетнем возрасте свободно мог общаться на 3 иностранных языках, а к юношеским годам овладел 6 языками. Сначала получил прекрасное домашнее воспитание под руководством опытных гувернёров, потом был зачислен в Московский университетский пансион. Далее, окончив словесное отделение философского факультета Московского университета, тринадцатилетним подростком получает степень кандидата наук. Затем продолжает учёбу на юридическом факультете, после окончания которого в 15 лет получил степень кандидата прав.

Заинтересовавшись математикой и естественными науками, он не только усердно посещал лекции, но и брал частные уроки у некоторых учёных, ибо хотел получить степень доктора наук. Успевал заниматься и литературным творчеством, но, к сожалению, его ранние произведения не сохранились.

В 1812г. из-за начала Отечественной войны Грибоедов оставляет учёбу, занятия литературой и под влиянием патриотических идей записывается в гусары. Но воевать ему не довелось, поскольку его полк был отправлен в тыл. Вскоре Александра назначают адъютантом командира и переводят в Брест-Литовск.

В 1814г. впервые публикует свои статьи. Начинает писать для театра. В 1815г. подаёт в отставку, а через 2 года поступает на гражданскую службу в Коллегию иностранных дел.

Живя в Петербурге, Грибоедов берёт активное участие в деятельности литературно-театрального кружка. Пишет и издаёт несколько комедий.

В 1818г. получает назначение на должность секретаря русской миссии в Иране. Ведёт путевые записки. В Тифлисе стреляется с А.И. Якубовичем. После этой дуэли у него навсегда остался изувеченным палец на левой руке.

В Иране хлопочет об освобождении пленных русских солдат и лично сопровождает их отряд на Родину. В 1820г. начинает работу над пьесой «Горе от ума».

С 1822г. по 1823г. служит при генерале Ермолове. Пишет музыкальный водевиль, премьера которого состоялась в 1824г. Покидает службу. Хлопочет о печати и постановке на сцене «Горе от ума», но безуспешно.Кардинал Ришелье

В Париже, в семье важного государственного чиновника 9 сентября в 1585 году появился сын, которого назвали Арманом Жаном дю Плесси. Образование получал он в Наваррском коллеже.

  • Иосиф Бродский

    Иосиф Бродский – видная личность в культурной жизни прошлого столетия. Известен, в первую очередь, как российский поэт и автор многочисленных эссе, лауреат Нобелевской премии по литературе, переводчик и драматург.

  • Александр I

    Александр Благословенный – именно так прозвали его в народе. Прославленный в знаменитом романе Толстого «Война и мир», великий император оставил добрую память о себе. Воспитанный в лучших традициях французской просветительской школы

  • Именем А.С. Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное. Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством "Горе от ума", блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

    Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна. Достоверно неизвестно, в каком году он родился, и погиб поэт при загадочных обстоятельствах.

    Кто он был: драматург? военный? дипломат? музыкант? политик? Может быть, все вместе?...

    (Учитель предлагает учащимся записать тему урока и обращает внимание на примерный план - словарь, по которому дома учащиеся составят связанный рассказ о судьбе Грибоедова. В течении лекции учителя учащиеся опираются на цитатный план и лексику данного плана - словаря).

    1. Лекция с элементами беседы.
    2. Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной, родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. Он получил прекрасное домашнее образование, продолжил обучение в Московском благородном пансионе. В 1806 году поступил в Московский университет. Через два года окончил философский факультет и продолжил обучение на юридическом факультете. В 1810 году заканчивает обучение, но не уходит из университета, а поступает на факультет математики и естественных наук. Война 1812 года помешала закончить третий факультет, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук.

    Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. В военных действиях ему не пришлось участвовать, так как оба полка находились в резерве. (На мониторе компьютера учащиеся видят портрет Грибоедова в гусарской форме).

    В 1816 году Александр оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками (английским, французским, немецким, итальянским), изучал древние и восточные языки (знал персидский, арабский, турецкий, учил санскрит), много читал (почти наизусть знал Гете, Шиллера, Шекспира в подлинниках), занимался музыкой (любимыми композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн, Вебер и др.), но не только был знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли 2 вальса Грибоедова. Один из этих вальсов я предлагаю вашему вниманию.

    1. (Звучит грибоедовский вальс, записанный на дискету компьютера, и с помощью монитора компьютера учащиеся имеют возможность видеть сцену бала I половины XIX века).
    2. После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был?..

    (На доске выставка портретов А.С. Грибоедова разных художников. По ходу рассказа учитель показывает слайды компьютерной презентации портретов Грибоедова разных лет).

    Если внимательно всмотреться в портреты, может невольно прийти мысль: а не разные ли эти люди? Повторяется только одно - очки. (На мониторе компьютера один за другим появляются портреты Грибоедова со звуковым сопровождением описания внешности).

    На знаменитой гравюре Уткина (1829 г.) - задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде.

    На более раннем портрете П. Каратыгина (1828 г.) - надменный профиль с длинным носом, несколько презрительным выражением лица, с застывшей усмешкой - холодный, уверенный в себе чиновник.

    На акварели Машкова (1827 г.)- тонкогубый, задумчивый человек с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

    А вот портрет Крамского, более поздний (1873 г.) - высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полусмешке "Холодный лик".

    1. Каким же он был на самом деле? Каким его видели современники?

    (Учащиеся зачитывают карточки, предварительно подготовленные ими, с отзывами современников.)

    1. Значит, не было у Грибоедова "холодного лика"? Принято считать, что домом Грибоедовых управляла мать, которая была жестока с крепостными. Поэтому с юных лет Александр жил "умом и сердцем" в другом мире, где господствовали совершенно иные мысли, настроения, интересы. Он принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодежи, которая заявила себя противницей насилия и жадно мечтала о новой свободной жизни:

    По духу времени и вкусу
    Он ненавидел слово "раб"...

    Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими декабристами:

    Не наслажденье жизни цель,
    Не утешенье наша жизнь.
    О, не обманывайся, сердце!

    (Отрывок из стихотворения "Прости, отечество!")

    В 1817 году Грибоедов участвует в дуэли "четверых" в качестве секунданта. После этого тяжело пережитого события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и "праздной рассеянностью". Ему предложили отправиться на дипломатическую службу в Соединенные Штаты Северной Америки, либо в Персию. Он выбрал Персию.

    Назначенный секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. "Секретарь бродячей миссии" - так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел "Горе от ума".

    Ранее уже упоминалось, что это лучшее произведение Грибоедова, хотя не единственное. Ему предшествовало несколько драматических произведений, а также легковесных изящных светских комедий - шаблоны, по образу французских.

    1. А теперь поговорим об истории создания "Горе от ума".

    (Учащиеся рассказывают об истории создания "Горе от ума" по предварительной домашней подготовке.)

    1. Комедия была завершена осенью 1834 года. Сохранилась и первая черновая редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

    Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде "списков". Успех был потрясающий: "Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет" (из письма С.И. Бегичеву).

    Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание "Горе от ума" вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было "Горе уму". Затем автор меняет его, ибо настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

    Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге "горя" от собственного "ума" полной мерой испил сам герой. "Горе от ума" замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: "-комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии".

    Грибоедов постоянно вращался в декабристском кругу. Когда восстание произошло, драматург находится на Кавказе. Здесь, в крепости "Грозная", он был арестован 22 января 1826 года по подозрению в принадлежности к тайному обществу. В заключении он провел 4 месяца, но за неимением улик был освобожден с "очистительным аттестатом".

    Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы в Тифлис, участвует в походе. Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов. Переговоры продолжились, а затем в местечке Туркманчай был подписан мирный договор.

    Грибоедов с почетом был принят императором в Петербурге, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии.

    Грибоедов был выдающимся дипломатом, мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие пожелания и планы не были одобрены правительством Николая I. Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в "политическую ссылку".

    В 1828 году Грибоедов женился на грузинке, княжне Нине Чавчавадзе. Но он вынужден снова ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в политические споры, конфликты. Гибель Грибоедова была результатом продуманного и тщательно проработанного плана, хотя персидское правительство уверяло, что произошла нелепая случайность, недоразумение (всего лишь!). А русское правительство, в свою очередь, не сделало ничего, чтобы восстановить истину.

    30 января 1829 года огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством. Говорят, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, он гордо отвечал осведомителям, что никто не посмеет поднять руку на посла. Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники посольства и сам посол защищались героически. Но силы были слишком не равны. Все русское посольство - 37 человек - было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение 3 дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство по настоянию жены Грибоедова потребовала выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать только по кисти руки, в свое время простреленной на дуэли. Николай I за убийство Грибоедова благосклонно принял извинения и подарок иранского шаха - огромный бриллиант. "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское дело" , - заявил русский император.

    (Учитель показывает фотографию алмаза "Шах", который поныне хранится рядом с портретом А. С. Грибоедова в Алмазном фонде России.)

    11 июня 1829 года А. С. Пушкин, направляющийся в действующую против турок армию, по дороге из Тифлиса в Карс, встретил простую арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее. "Откуда вы?" - спросил Пушкин. "Из Тегерана". - "Что вы везете?" - "Грибоедова..."

    Незадолго до отъезда в Персию Грибоедов, как бы предвидя свою гибель, говорил жене: "Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, то похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида". Там он и похоронен.

    А. С. Грибоедов родился 4(15) января 1794 (по другим данным 1795) года в Москве, в старинной дворянской семье. С ранних лет будущий писатель наблюдал быт и нравы московского дворянства. В семье под руководством опытных учителей Грибоедов получил хорошее первоначальное образование, продолженное в Благородном пансионе при Московском университете. Он изучил греческий, латинский, французский, английский языки, познакомился с выдающимися произведениями мировой литературы. Позднее он овладел также арабским, персидским и итальянским языками. Юный Грибоедов увлекался игрой на фортепиано и сочинял сам, до нас дошли два написанных им вальса. Двенадцатилетним мальчиком будущий писатель поступил в университет и за шесть с половиной лет окончил три факультета (словесное отделение философского факультета, естественно-математический и юридический факультеты), получив ученые степени кандидата словесных и кандидата юридических наук. Участие в университетских литературных кружках, в спектаклях и инсценировках все больше привлекало юного студента к литературе и театру. Студенческая же среда, из которой вышло немало декабристов, увлечение освободительными идеями, чтение произведений Радищева и Фонвизина, способствовали формированию политических взглядов будущего писателя. В 1812 году вместе со многими товарищами Грибоедов ушел добровольцем в армию. Ему не пришлось принимать участие в сражениях, однако он многое повидал, передвигаясь со своим полком по стране. Впечатления от войны надолго запали в сознание юноши, он понял ее народный характер. Впоследствии Грибоедов задумал написать народно-героическую драму об Отечественной войне 1812 года и даже составил план произведения, но осуществить его не успел. Выйдя в отставку из армии, в 1817 году Грибоедов поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где познакомился с А. С. Пушкиным и будущим декабристом В. К. Кюхельбекером. В эти годы зарождались первые тайные декабристские сообщества, и Грибоедов постоянно общался со многими из будущих декабристов. Идейная близость молодого человека с ними крепла. Тогда он принимал непосредственное участие в спорах между дворянами - противниками крепостного права и реакционерами, стоявшими на его защите. Эта идейная борьба впоследствии отразилась в комедии Грибоедова «Горе от ума». Есть основания считать, что ее замысел возник именно в этот период. В те же годы Грибоедов один и совместно с другими писателями создал несколько пьес для театра. Начинающий писатель также выступал в печати и как критик, высказывая сложившиеся у него требования к литературе, не стесняемой строгими правилами классицизма. В 1818 году Грибоедов был назначен секретарем русского посольства в Персии. На Востоке он прожил четыре года, однако очень скучал по родине и друзьям. Отдушиной для него стали приезды в Тифлис, где он находил людей, воодушевленных и объединенных освободительными идеями. Они группировались вокруг командира Отдельного кавказского корпуса генерала А. П. Ермолова, в ведении которого находилась деятельность русской дипломатической миссии в Персии. В 1822 году Грибоедов был переведен к Ермолову в качестве секретаря по иностранным делам. В Тифлисе продолжалась начатая Грибоедовым в Персии работа над произведением «Горе от ума». В 1823 году писатель получил длительный отпуск и уехал в Москву, взяв с собой первый и второй акты «Горя от ума». Пребывание здесь позволило ему возобновить старые знакомства и продолжить наблюдения за бытом и нравами московского дворянства. Позднее он уехал в тульское имение своего друга С. Н. Бегичева. Там были созданы III и IV акты пьесы. Вновь возвратившись в Москву, Грибоедов продолжил работу над комедией и в 1824 году закончил пьесу. Чтобы добиться разрешения поставить комедию на сцене, писатель продлевает отпуск и приезжает в Петербург, но цензура разрешает напечатать только отрывки - четыре явления I акта и III акт, с цензурными вырезками. (Первое полное издание комедии было осуществлено в России только в 1864 году). На сцене свою пьесу драматург тоже не увидел. Появление «Горя от ума» стало одним из главных литературных событий 1824 - 1825 годов. Реакционное дворянство было возмущено комедией, однако декабристская критика горячо отстаивала пьесу. Также декабристы всячески способствовали ее повсеместному распространению. Осенью 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ, к месту службы. В декабре того же года в Петербурге произошло восстание, и на следствии по делу декабристов прозвучало его имя. Несмотря на утверждение Рылеева о том, что Грибоедова в тайное общество он не принимал, писатель был арестован и увезен в Петербург. Ермолов успел предупредить Грибоедова о грядущем задержании, что дало ему время на уничтожение некоторых бумаг и писем. Находясь на гауптвахте Главного штаба, писатель пробыл под арестом четыре месяца, На допросах и он, и сами декабристы отрицали свою причастность к тайным обществам, и за недостатком улик в июне 1826 года Грибоедов был освобожден. Летом 1826 года началась русско-персидская война, и Грибоедов вновь выехал на Кавказ. В 1828 году в местечке Туркманчай был подписан выгодный для России мирный договор с Персией. Его заключение стало заслугой Грибоедова, за что Николай 1 наградил его орденом, чином статского советника и деньгами. Позже писатель был вновь отправлен в Персию, правда на этот раз уже в должности русского посланника. Сам же Грибоедов называл это назначение «политической ссылкой». Драматурга постоянно тяготила мысль о страданиях друзей-декабристов, и он хлопотал о них перед царем: подавал прошения о смягчении их участи, собирал деньги для сосланных в Сибирь, старался облегчить положение сосланных на Кавказ. Последние годы жизни стали нелегкими для писателя: наступил период реакции после разгрома декабристского движения. Душевное состояние Грибоедова было подавленным, однако он продолжал службу. Счастливым событием последнего года жизни Грибоедова стала женитьба на дочери грузинского поэта Нине Александровне Чавчавадзе. В конце 1828 года по долгу службы Грибоедов приехал в Тегеран. Перед русским посланником стояла сложная задача: добиться выполнения Туркманчайского договора - выплаты контрибуции, выдачи военнопленных и т.д. Посланник был принят в Тегеране с почетом, но его требование выполнить условия договора вызвало у персидских сановников озлобление, подогревавшееся также английскими дипломатами. Персидское духовенство под давлением местной знати подговорило фанатически настроенных персов к нападению на русское посольство и расправе с посланником. 30 января (11 февраля) 1829 года рассвирепевшая толпа разгромила посольство и убила мужественно защищавшегося Грибоедова. Тело убитого писателя было перевезено из Тегерана в Тифлис, где он и был похоронен.

    9 класс Урок литературы №1

    Тема урока: Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» - «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира».

    Цель урока: к концу урока учащиеся должны знать биографию Грибоедова, получить сведения о комедии «Горе от ума».

    Задачи урока: 1. Изучить биографию А.С. Грибоедова, познакомиться с комедией Грибоедова, расширить представление о комическом. 2. Развитие умения работать самостоятельно с текстом, различать литературные жанры.

    3. Воспитание потребности в чтении русской классики, воспитание благородства, порядочности, культуры поведения.

    Оборудование урока: портрет писателя, документальный фильм из серии «Тайны века» с Сергеем Медведевым «Александр Грибоедов. Ослепительно короткая жизнь»; материалы «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭ КиМ)

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.
    2. Работа по теме предыдущих уроков:

    Подберите синонимы к слову «классический» (лучший, образцовый).

    Составьте кластер «Русская классика» (1 группа).

    Составьте синквейн со словом «классика» (2 группа).

    ПРИМЕРЫ:

    1.Зима.

    2.Большая, белоснежная.

    3. Освежает, радует, бодрит.

    5. Волшебница.

    1. Классика.

    2. Лучшая, образцовая.

    5.Эталон.

    3. Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова (лекция с просмотром фрагментов документального фильма «Александр Грибоедов. Ослепительно короткая жизнь»).

    ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (1790 или 1795?-1829 гг.) - русский писатель и дипломат. Принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Окончив словесное отделение со званием кандидата (1808), Грибоедов продолжал заниматься на этико-политическом отделении. Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.

    С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставляет ученые занятия и вступает корнетом в московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Д. Н. Бегичевым и его братом С. Н. Бегичевым, ставшим близким другом Грибоедова. Выйдя в отставку (начало 1816), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни, вращается в театрально-литературных кругах Петербурга (сближается с кружком А. А. Шаховского), сам пишет и переводит для театра (комедии «Молодые супруги», 1815, «Своя семья, или Замужняя невеста», 1817, совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким, и др.). Следствием «пылких страстей и могучих обстоятельств» (А. С. Пушкин) явились резкие перемены в его судьбе - в 1818 г. Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персию (не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли А. П. Завадского с В. В. Шереметевым, закончившейся гибелью последнего).

    Весной 1823 г. Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 г. комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 г. Ф. В. Булгариным в альманахе «Русская Талия» (первая полная публикация в России - 1862 г.; первая постановка на профессиональной сцене - 1831 г.). Тем не менее грибоедовское творение сразу стало событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени (распространению списков содействовали декабристы, рассматривавшие комедию как рупор своих идей; уже в январе 1825 г. И.И. Пущин привез Пушкину в Михайловское список «Горя от ума»).

    Осенью 1825 г. Грибоедов возвращается на Кавказ, однако уже в феврале 1826 г. вновь оказывается в Петербурге - в качестве подозреваемого по делу декабристов (оснований для ареста было немало: на допросах 4 декабриста, в т. ч. С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества; в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума» и пр.). Предупрежденный Ермоловым о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить часть своего архива. На следствии он категорически отрицает свою причастность к заговору. В начале июня Грибоедова освобождают из-под ареста с «очистительным аттестатом».

    По возвращении на Кавказ (осень 1826 г.) Грибоедов принимает участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны. Достигает значительных успехов на дипломатическом поприще (по словам Н. Н. Муравьева-Карского, Грибоедов «заменял... единым своим лицом двадцатитысячную армию»), готовит в т.ч. выгодный для России Туркманчайский мир. Привезя в Петербург документы мирного договора (март 1828 г.), получает награды и новое назначение - полномочным министром (послом) в Персию. Вместо литературных занятий, которым он мечтал посвятить себя (в его бумагах планы, наброски - стихи, трагедии «Родамист и Зенобия», «Грузинская ночь», драма «1812-й год»), Грибоедов вынужден принять высокую должность.

    Последний отъезд Грибоедова из столицы (июнь 1828 г.) был окрашен мрачными предчувствиями. По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе. Вынашивает планы экономических преобразований Закавказья. В августе женится на 16-летней дочери А. Г. Чавчавадзе - Нине, вместе с ней отправляется в Персию. В числе других дел российский министр занимается отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 г. толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит. «Когда же (по показаниям самих персидских сановников) народу собралось в роковой день около 100 тысяч человек, и масса, фанатизованная проповедью, бросилась к дому посольства, руководители заговора потеряли власть над ним, и стихийная сила забушевала. Грибоедов понимал, какой опасности подвергается, и за день до смерти послал во дворец грозную ноту, заявляя в ней, что ввиду неспособности персидских властей охранить честь и самую жизнь представителей России он просит свое правительство об отозвании его из Тегерана. Но было уже поздно. 30 января 1829 г. произошло почти поголовное избиение русских (спасся лишь советник посольства Мальцов) и в особенности зверское убийство Грибоедова, чье тело найдено было в груде трупов обезображенным и изуродованным. Со всегдашней своей неустрашимостью Грибоедов поспешил спуститься к входной двери, которую пытались охранять казаки, защищался саблей, был узнан и положен на месте. Долгими дипломатическими отписками, уверениями в невиновности и демонстративным отчаянием, наконец, присылкой Хосрева-мирзы в Петербург с извинениями, удалось персидскому правительству уладить снова отношения к России; это осуществилось тем легче, что, занятая турецкой войной, Россия не могла желать возобновления военных действий против другой страны. Постепенно водворялись мир и согласие, как будто ничего и не нарушало их. Не стало только великого человека...» (из Бр. и Эфр.)

    Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите - слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

    4. Шедевр русской классики. В комедии в стихах «Горе от ума» (1822-24 гг., поставлена в Москве в 1831 г., издана 1833 г.) конфликт между «либералом» (близким к декабризму) и фамусовским обществом (поклонение чину, богатству, власти) предстает как борьба за права и достоинство личности (в т.ч. и национальное). Многие образы стали нарицательными, отдельные стихи - поговорками и крылатыми словами.

    Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в ней острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества преддекабристской поры (будоражащие умы споры о крепостничестве, политических свободах, проблемы национального самоопределения культуры, образования и пр., мастерски очерченные колоритные фигуры того времени, узнаваемые современниками и т. д.) угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума и др. Одновременно «Горе от ума» - пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма (единство времени, места, действия, условные амплуа, имена-маски и пр.), Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии.

    Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» и т. д.).

    5. Углубление понятия о комическом.

    КОМИЧЕСКОЕ (греч. kуmikуs – веселый, смешной, от kуmos – веселая процессия; так назывались ряженые на дионисийских празднествах), в широком смысле - вызывающее смех над кем-то или чем-то.

    6. Домашнее задание: читать комедию «Горе от ума».

    7. Рефлексия:

    Что было для вас новым на уроке?

    Что понравилось особенно?

    С каким настроением вы идёте на перемену?

    8. Подведение итогов урока.

    9 класс Урок литературы №2

    Тема урока: А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин).

    Цель урока: к концу урока ученики знают представителей двух поколений, их представления о службе, чинопочитании, человеческой порядочности.

    Задачи урока: 1. Ознакомление с представителями двух поколений, изображённых в комедии; знание содержания комедии. 2. Развитие умения сопоставлять героев произведения, их речь; давать собственную характеристику драматическим персонажам. 3 . Воспитание уважительного отношения к общественным традициям, умения вести себя в обществе, поддерживать светскую беседу.

    Оборудование урока: телевизионный спектакль «Горе от ума», раздаточный материал для работы в группах, словарь литературоведческих терминов.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.
    2. Самостоятельная работа по теме «Комическое»: 1вариант – юмор, 2 вариант – ирония, 3 вариант – сатира, 4 вариант – сарказм (работа со словарём литературоведческих терминов).

    ЮМОР

    ИРОНИЯ

    САТИРА (лат. satira),

    САРКАЗМ

    1. Просмотр телевизионного спектакля «Горе от ума» (фрагменты).
    2. Работа в группах: сравнение монологов «Вот то-то, все вы гордецы…» и «И точно, начал свет глупеть...» (1 группа);

    «Вкус, батюшка, отменная манера…» и «А судьи кто?..» (2 группа) .

    Какая жизненная философия раскрывается в каждом из них?

    1. Домашнее задание: выучить один из предложенных монологов наизусть.
    2. Подведение итогов урока.
    3. Рефлексия:

    Какой жизненный урок вы извлекли из монологов героев комедии?

    На чьей вы стороне: Фамусова или Чацкого?

    Раздаточный материал для работы в группах

    Всегда готовые к журьбе,

    Поют все песнь одну и ту же,

    Не замечая об себе:

    Что старее, то хуже.

    Великолепные соорудя палаты,

    Обеды, ужины и танцы?

    Дитёй возили на поклон?

    Тот Нестор негодяев знатных,

    Толпою окруженный слуг;

    Амуры и Зефиры все

    Распроданы поодиночке!!!

    Теперь пускай из нас один,

    и прекрасным, -

    Они тотчас: разбой! пожар!

    Сюда на время приезжали, -

    Кричали женщины: ура!

    И в воздух чепчики бросали!

    А судьи кто? - За древностию лет

    К свободной жизни их вражда непримирима,

    Сужденья черпают из забытых газет

    Времен Очаковских и покоренья Крыма;

    Всегда готовые к журьбе,

    Поют все песнь одну и ту же,

    Не замечая об себе:

    Что старее, то хуже.

    Где, укажите нам, отечества отцы,

    Которых мы должны принять за образцы?

    Не эти ли, грабительством богаты?

    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

    Великолепные соорудя палаты,

    Где разливаются в пирах и мотовстве

    И где не воскресят клиенты-иностранцы

    Прошедшего житья подлейшие черты.

    Да и кому в Москве не зажимали рты

    Обеды, ужины и танцы?

    Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,

    Для замыслов каких-то непонятных,

    Дитёй возили на поклон?

    Тот Нестор негодяев знатных,

    Толпою окруженный слуг;

    Усердствуя, они в часы вина и драки

    И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

    На них он выменил борзые три собаки!!!

    Или вон тот еще, который для затей

    На крепостной балет согнал на многих фурах

    От матерей, отцов отторженных детей?!

    Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

    Заставил всю Москву дивиться их красе!

    Но должников не согласил к отсрочке:

    Амуры и Зефиры все

    Распроданы поодиночке!!!

    Вот те, которые дожили до седин!

    Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

    Вот наши строгие ценители и судьи!

    Теперь пускай из нас один,

    Из молодых людей, найдется - враг исканий,

    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

    В науки он вперит ум, алчущий познаний;

    Или в душе его сам бог возбудит жар

    К искусствам творческим, высоким

    и прекрасным, -

    Они тотчас: разбой! пожар!

    И прослывет у них мечтателем! опасным!!. -

    Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

    Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

    Их слабодушие, рассудка нищету,

    И нам за ними в путь счастливый!

    И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!

    Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

    Теперь уж в это мне ребячество не впасть,

    Но кто б тогда за всеми не повлекся?

    Когда из гвардии, иные от двора

    Сюда на время приезжали, -

    Кричали женщины: ура!

    И в воздух чепчики бросали!

    Вот то-то, все вы гордецы?

    Спросили бы, как делали отцы?

    Учились бы, на старших глядя.

    Мы, например, или покойник дядя,

    Максим Петрович: он не то на серебре,

    На золоте едал; сто человек к услугам,

    Весь в орденах, езжал-то вечно цугом,

    Век при дворе, да при каком дворе!

    Тогда не то, что ныне,

    При государыне служил Екатерине.

    А в те поры все важны! в сорок пуд...

    Раскланяйся - тупеем не кивнут.

    Вельможа в случае - тем паче;

    Не как другой, и пил и ел иначе.

    А дядя! что твой князь? что граф?

    Сурьезный взгляд, надменный нрав.

    Когда же надо подслужиться,

    И он сгибался вперегиб.

    На куртаге ему случилось обступиться,

    Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

    Был высочайшею пожалован улыбкой;

    Изволили смеяться; как же он?

    Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

    Упал вдругорядь - уж нарочно,

    А хохот пуще, он и в третий так же точно.

    А? как по-вашему? по-нашему - смышлен.

    Упал он больно, встал здорово,

    За то, бывало, в вист кто чаще приглашен?

    Кто слышит при дворе приветливое слово?

    Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?

    Максим Петрович! Шутка!

    В чины выводит кто и пенсии дает?

    Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, - ну-тка?

    И точно, начал свет глупеть,

    Сказать вы можете вздохнувши;

    Как посравнить да посмотреть

    Век нынешний и век минувший;

    Свежо предание, а верится с трудом;

    Как тот и славился, Чья чаще гнулась шея;

    Как не в войне, а в мире брали лбом,

    Стучали об пол не жалея!

    Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

    А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

    Прямой был век покорности и страха,

    Всё под личиною усердия к царю.

    Я не об дядюшке об вашем говорю.

    Его не возмутим мы праха;

    Но между тем кого охота заберет,

    Хоть в раболепстве самом пылком,

    Теперь, смешить народ,

    Отважно жертвовать затылком?

    А сверстничек, а старичок

    Иной, глядя на тот скачок

    И разрушаясь в ветхой коже,

    Чай, приговаривал: «Ах, если бы мне тоже!»

    Хоть есть охотники поподличать везде,

    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;

    Недаром жалуют их скупо государи.

    Материал для работы в группах

    ЮМОР (англ. humour – причуда, настроение, нрав, комизм, юмор), вид комического, добродушный смех с серьезной подоплекой.

    ИРОНИЯ (от греч. eironeia - притворство),

    1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.

    2) Стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его.

    3) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.

    САТИРА (лат. satira),

    1) способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических средств (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Сатира возникает в народной «смеховой» культуре и постепенно охватывает ряд видов искусства: театр и литературу (особенно комедия), публицистику (памфлет, фельетон), изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, О. Домье.

    2) В древнеримской литературе и связанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы (Ювенал).

    САРКАЗМ (греч. sarkasmos, от sarkazo, букв. - рву мясо), язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого: «Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву».

    Синквейн - стихотворная форма рефлексии,

    которая разворачивается по следующим правилам:

    1. Первая строка – 1 существительное, отображающее понятие.

    2. Вторая строка – 2 прилагательных-определения, характеризующих понятие.

    3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

    4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

    5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому слову, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

    Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

    1.Зима.

    2.Большая, белоснежная.

    3. Освежает, радует, бодрит.

    4. Приходит, уходит так неспешно.

    5. Волшебница.

    1. Классика.

    2. Лучшая, образцовая.

    3.Облагораживает, воспитывает, развивает.

    4.Представляет собой расцвет культуры.

    5.Эталон.

    Урок литературы №3 Контрольная работа по творчеству А.С. Грибоедова (тест).

    1. Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии «25 глупцов на 1 здравомыслящего человека»?

    а) Пушкину; в) Гончарову;

    б) Грибоедову; г) Катенину.

    2. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?

    а) скука; в) несчастная любовь;

    3. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?

    а) 3 месяца; в) 5 лет;

    б) 3 года; г) полгода.

    4. Кто воспитывал Софью?

    а) мадам Розье; б) мосье Бопре; в) старуха Хлестова.

    5. Сколько лет Молчалин жил у Фамусова?

    а) год; в) 5 лет;

    б) 3 года; г) 10 лет.

    6. Из какого города приехал Молчалин в Москву?

    а) из Петербурга; б) из Саратова; в) из Твери.

    7. Выражение «злые языки страшнее пистолета» принадлежит:

    а) Фамусову; г) Чацкому;

    б) Лизе; д) Репетилову;

    в) Софье; е) Молчалину.

    8. Кого в комедии «ученостью не обморочишь»?

    а) Молчалина; в) Фамусова;

    б) Скалозуба; г) Тугоуховского.

    9. В каком учебном заведении, по мнению княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье»?

    а) Петербургский пединститут;

    б) Смольный институт благородных девиц;

    в) Царскосельский лицей;

    г) Кадетский корпус.

    10. В каком ведомстве служил Молчалин?

    а) палата мер и весов;

    б) архивы;

    в) департамент финансов;

    г) управление богоугодных заведений.

    11. Какой чин получил Молчалин во время службы в Москве?

    а) коллежского асессора;

    б) коллежского регистратора;

    в) статского советника.

    12. Кто из героев комедии является членом «аглицкого клуба»? ___________________

    13. Каково воинское звание Скалозуба?_____________________

    14. Закончите следующие строки; определите, каким героям они принадлежат и о ком сказаны:

    а) «…и золотой мешок…__________________________»; _________________________

    б) «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два…_______________________________»; _

    в) «А впрочем, он дойдет до степеней известных…_____________________________».

    _________________________________________________________________________

    15. Какими словами начинается комедия? ____________________________________

    _________________________________________________________________________

    16. Каким восклицанием заканчивается пьеса?

    а) «Карету мне, карету!»

    б) «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»

    в) «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

    г) «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!»

    д) «… П ойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»

    17. В комедии два героя-резонера: первый – Чацкий, второй…

    а) Фамусов; г) Лиза;

    б) Молчалин; д) Скалозуб;

    в) Софья; е) Репетилов.

    18. Комедия написана:

    а) четырехстопным ямбом;

    б) разностопным хореем;

    в) трехстопным дактилем;

    г) вольным ямбом;

    д) александрийским стихом.

    (Вопросы к тесту

    взяты из сб. Л. Б. Алиевой, Т. В. Торкуновой.

    Литература: Тесты. 9 класс. – М., 1998.)


    Цели урока: Показать талантливость, многогранностьличности писателя.

    Оборудование: Иллюстрации по творчеству А.С.Грибоедова, музыкальные произведения: Бетховен “Лунная соната”, Грибоедов “Вальс”, портрет И.Крамского “А.С.Грибоедов”.

    Эпиграф:
    “Ум и дела твои бессмертны в памяти русских…” (Н.А.Грибоедова.)

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя.

    Сегодня на уроке вам будет предложено познакомиться с жизнью необыкновенного человека – Александра Сергеевича Грибоедова, писателя, серьёзно занимающегося литературой, историей, музыкой (он был отличным пианистом), иностранными языками, с жизнью дипломата. Да, постичь выдающуюся личность нелегко, но мы попытаемся это сделать с помощью наших литературоведов , в своей работе они основывались на труды литераторов, монографии писателей, энциклопедии (учитель подходит к первой группе ребят, которая называется “Литературоведы”). Им помогут воспоминания современников, самого писателя. Это сделает биографию Грибоедова достоверной, точной, подлинной (с этим будет работать группа “Современники”). А многогранность таланта великого писателя покажут ребята с помощью музыки, живописи и поэзии (с этим будут справляться ребята из группы “Эстеты ”).

    Мы осветим биографию писателя по плану нашего урока:

    1. Грибоедов – образованнейший и разносторонне талантливый человек.
    2. Грибоедов – создатель бессмертной комедии “Горе от ума”.
    3. Грибоедов и декабристы.
    4. Грибоедов – блестящий дипломат, “человек государственный” (план занести в тетрадь).

    Итак, я приглашаю вас к разговору об этом человеке.

    Ужасная, чёрная судьба выпадает на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром. История нашей литературы – это мартиролог (перечень лиц, подвергшихся гонениям)

    1. Рылеев повешен Николаем I.
    2. Пушкин убит на дуэли в 38 лет.
    3. Белинский убит голодом и нищетой.
    4. Лермонтов убит на дуэли на Кавказе в 27 лет.
    5. Бестужев умер на Кавказе совсем ещё молодым после каторжных работ в Сибири.
    6. Грибоедов зарезан в Тегеране…

    Александр Сергеевиа Грибоедов

    “Эстеты”.

    Современники видели в нём человека необыкновенного. Многие пытались нарисовать его портрет, но ни один из них не был удачным. Самым удачным считается портрет, написанный в 1873 году художником И.Крамским: “Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, чёрные густые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, славно отрешённый от всех мирских забот”.

    Учитель. А вот словесный портрет.

    “Современники”.

    1.“Прекрасно одет, строен, чёрные волосы были тщательно приглажены, узкое лицо, небольшие глаза за очками были черны, как уголь. Говорил он тихо и медленно…”

    2.“Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем…”

    3.“Необыкновенно глубокий ум, обширнейшие познания, талантливость, независимость суждений, душевная чистота, способности человека государственного”

    Помните, как у Экзюпери: “Откуда я родом? Я родом из своего детства”. Все мы родом из своего детства. Где же проходило детство А.С.Грибоедова?

    “Современники”

    “Отечество, сродство и дом мой в Москве”, – определял своё отношение к столице Грибоедов.

    “Литературоведы”.

    В биографии Грибоедова много пробелов. Например, точно не установлен год его рождения (хотя точно известен день его рождения – 4 января – отец его, Сергей Иванович, в молодости гвардейский офицер, обыкновенно жил в деревне. Воспитанием двух детей, Саши и Маши, занималась мать, Настасья Фёдоровна. Дети были очень одарёнными и любознательными. А любознательность, как известно, рождает учёных и поэтов. Грибоедов получил прекрасное образование и с юности владел французским, немецким, английским, итальянским языками, а позже изучил латинский, греческий, персидский.

    О молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь, в твоей одержимости.

    “Литературоведы”.

    В 8 лет его отдали в лучшее в то время заведение в России, Московский благородный пансион, где ранее учился В.А.Жуковский. Занятия в пансионе вели преподаватели университета, а по окончании пансиона Грибоедов поступил в Московский университет. Это был научный и культурный центр страны, где получали образование будущие декабристы. Ему было 11 лет, когда он стал студентом.

    График занятий был очень напряжённым. Лекции начинались в 8 утра и продолжались до 12 часов, после обеда слушались с 3 до 5 часов. Юные студенты приезжали на занятия в сопровождении домашних гувернёров, а после занятий профессора приходили на дом к своим ученикам-аристократам, чтобы повторить урок. Грибоедов закончил три факультета: словесный, юридический и физико-математический.

    А каков же был уклад московской жизни семьи Грибоедовых?

    “Литературоведы”.

    Грибоедовы жили привычным московским ритмом, привольно, хлебосольно. Два вечера в неделю у них были настоящие детские балы. Весной начинались публичные гуляния. У стен Новодевичьего монастыря, в Сокольниках устраивались качели, балаганы и прочие народные забавы, которые наблюдал с открытой галереи родительского дома маленький Грибоедов.

    “Эстеты”.

    И брат, и сестра обладали прекрасными музыкальными способностями. Юная Маша играла на арфе и была блестящей пианисткой, Грибоедов отлично играл на фортепьяно (часами мог сидеть у инструмента), был автором нескольких музыкальных произведений, любимыми его композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер.

    Звучит “Лунная соната” Бетховена.

    “Литературоведы”.

    В 1812 году Грибоедов готовился “для возведения в звание доктора прав”. Попутно увлекается театром. Но всю жизнь перевернула война 1812 года. Наполеон подступил к стенам древней Москвы. Суровые испытания, выпавшие на долю России не могли не найти отклик в душе Александра Сергеевича. И он, движимый патриотическим порывом, записался в Московский гусарский полк. Но участвовать в битвах ему не довелось: полк не успели укомплектовать и срочно выслали из Москвы в тыл. И в 1813 году он оказался в Польше в кавалерийских резервах. Так началась его жизнь вне дома, вне Москвы, университета и привычных занятий. Ему было 18 лет. Походная жизнь, удалая гусарская весёлость, бесшабашная смелость нравились ему.

    Эстеты”.

    Философы в учёном заточеньи,
    Защитники уединенья,
    Наш посетите стан, когда вам есть досуг.
    Здесь узрите вы дружный, братский круг,
    Начальника, отца обширного семейства.
    Коль надобно – на смерть идут;
    Не нужно – праздники дают.

    Неизвестно, как сложилась бы судьба Грибоедова, если бы он не встретил здесь друга, нравственное влияние которого ощущал потом всю жизнь. Это был Степан Никитич Бегичев.

    Степан Никитич Бегичев

    “Современники”.

    “Ты, мой друг, поселил в меня любовь к добру, я с тех пор начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души,… с тобой я становлюсь нравственно чище и добрее” (Грибоедов).

    Бегичев заставил его всерьёз размышлять о крепостном праве, о современном состоянии России, об Отечественной войне. Как только кончилась война, Грибоедов взял отпуск и приехал в Петербург, а в конце 1815 года вышел в отставку и был определён на службу в коллегию иностранных дел, чиновником в которой служил и Пушкин. Там и познакомились будущий великий поэт и будущий автор гениальной комедии. Они были молоды, увлечены весёлой столичной жизнью, влюблены в поэзию и театр. Осенью 1817 года имя Грибоедова было замешано в громкую и скандальную историю “дуэль четверых”.

    “Литературоведы”.

    Грибоедов прожил в Петербурге недолго. Весёлая жизнь свела его с молодыми кутилами Шереметевым и Завадовским, которые соперничали из-за балерины Авдотьи Ильиничны Истоминой, юной, но уже знаменитой красавицы, кружившей головы петербургской молодёжи, в которую был влюблён Шереметев. Секундантами Шереметева был известный в городе дуэлянт, с детства знакомый Грибоедову, будущий декабрист, Александр Якубович.

    “Современники”.

    “Формально дуэли были запрещены, на самом деле они оставались распространённым явлением. Смертельный исход бывал редко, дрались “до первой крови” – лёгкая рана считалась достаточным удовлетворением. На сей раз условия были жёсткими: стреляться с шести шагов. При обсуждении вспыхнула ссора между секундантами Грибоедовым и Якубовичем, которые должны были стреляться сразу после дуэли Шереметева с Завадовским в тот же день. Эту скандальную историю назовут “дуэль четверых””.

    “Литературоведы”.

    Она состоялась 12 ноября 1817 года. Шереметев выстрелил почти сразу, на ходу. Пуля оторвала воротник сюртука Завадовского. Пистолет Завадовского дал осечку. На этом история могла бы и кончиться, а противники примириться. Но слишком долго медлил с выстрелом Завадовский, слишком насмешливо-тщательно целился в летящую ласточку. Н играл на нервах противника, ожидая, что тот проявит слабость. Шереметев взбесился и, забыв все условия дуэли, крикнул, что если будет промах, он все равно пристрелит Завадовского, как собаку. Грянул выстрел. Шереметев упал и стал кататься по снегу: пуля попала в живот. Он умер через 26 часов в страшных мучениях. Происшествие, казавшееся вначале лёгкой шалостью, обернулось трагедией. Вторая дуэль не состоялась, так как время было потрачено на оказание помощи раненому Шереметеву. На второй день Якубовича, как зачинщика, арестовали и сослали на Кавказ, Завадовскому посоветовали покинуть Петербург, Грибоедова за дуэль не наказали, но в глазах общественного мнения Якубович выглядел героем, Шереметева жалели и единственным виновником происшествия стали считать Грибоедова.

    Начальство решило удалить чиновника Грибоедова из Петербурга, ему было предложено место секретаря русской миссии либо в Персии, либо в США. Грибоедов выбрал Персию. По дороге в Персию Грибоедов почти на год задержался на Кавказе, в Тифлисе. Где и состоялась отложенная дуэль с Якубовичем. Грибоедов промахнулся и был ранен в руку, что для него как для музыканта было весьма чувствительно.

    “Литературоведы”.

    Судьба Грибоедова переменилась: он – секретарь персидской дипломатической миссии в Тегеране. Отказаться от этого “почётного назначения” не удалось и 28 августа 1818 года Грибоедов покидает Петербург. Он едет к месту новой службы, как в ссылку, оставляя позади столицу, театр, друзей, поэзию. По пути на Кавказ он заезжает в Москву, повидать мать и сестру. Москва не удовлетворила его.

    “Современники”.

    “В Москве всё не по мне. Праздность. Роскошь. Прежде здесь любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному”.

    “Литературоведы”.

    Он жалуется на отсутствие друзей, полное непонимание в семье.

    “Современники”.

    “Все видят во мне Сашу, милого ребёнка, который теперь вырос, много повесничал, наконец-то становится к чему-то годен, определён в миссию и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят. Матушка с презрением говорит о моих стихах…”

    Через месяц Грибоедов уже у подножия Кавказских гор.

    “Современники”.

    “Вот мы и у подножья Кавказа, в сквернейшей дыре, где только и видишь, что грязь да туман, в которых сидим по уши”

    “Литературоведы”.

    Первая встреча с Кавказом не радовала. Но вот погода прояснилась, и караван отправился в путь, до Тифлиса. И Грибоедов пожалел, что не владеет даром живописца: настолько величественны и красивы были золотые холмы, “позлащённые солнцем”.

    Он придирчиво всматривается в окружающее, знакомится со своим новым жилищем, сетует, что мало знает об истории древнего Востока. Именно здесь, На Кавказе, Грибоедов начинает писать свою будущую комедию “Горе от ума”, тогда он назовёт её “Горе уму”, и первым его слушателем будет ближайший друг Пушкина Вильгельм Карлович Кюхельбекер (будущий декабрист) – Кюхля (так звали его друзья-лицеисты).

    “Современники”.

    “Гениальный, благородный, единственный мой Грибоедов, более чем друг. Он писал “Горе от ума” почти при мне, по крайней мере, мне первому читал каждое отдельное явление сразу после того, как оно было написано”

    Выхлопотав отпуск, Грибоедов привозит с Кавказа в Москву два первых акта комедии “Горе от ума”.

    Разыгрывание первых двух явлений комедии учениками (диалог Лизы и Фамусова).

    Автора очень волнует судьба комедии, он мечтает увидеть её на сцене. Но при жизни автора пьеса не появилась ни в печати, ни на сцене. Видимо, не только московское барство задел Грибоедов (московские князья узнавали себя) – всю старую Россию вывел на сцену, и ему этого не простили.

    И всё-таки “Горе от ума” потрясло общество. Это был живой разговорный язык, стихи, которые на лету превращались в пословицы, картины русской жизни, каких не было со времён Фонвизина. Грибоедова приглащали в литературные салоны Петербурга и просили читать и читать, и тот не в силах был отказаться хотя бы от устной публикации комедии. Рукописи комедии были найдены у друзей-декабристов, и сразу после восстания его, как и многих, арестовали и привлекли к следствию по делу декабристов. Более 3-х месяцев Грибоедова держали под арестом, но доказательств его причастности к заговору не обнаружили. Свобода была желанной, но с привкусом горечи – в крепости оставались друзья. Через два года ему поручают ведение дипломатических дел с Турцией и Персией. Поэт вынужден был стать дипломатом.

    “Литературоведы”.

    Свои гениальные способности он вкладывает в дипломатические дела, и 10 февраля 1828 года он заключает между Россией и Персией Туркманчайский мирный договор, чрезвычайно выгодный для России.

    Согласно договору, подписанному в маленькой персидской деревушке, к России отходили территории Эриванского и Нахичеванского ханств, Россия получила право иметь военный флот в Каспийском море и контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром, а также освобождала от власти персидского паши 45 тысяч армян. 14 марта Грибоедов привозит договор в Петербург, столица встречает его как победителя, ему пророчат блестящую карьеру дипломата.

    По дороге в Тегеран он заезжает в Тифлис (Тбилисси) – столицу Грузии. Поэту необходима была мирная передышка.

    “Современники”.

    “Это было 16-го. В это день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе, всё глядел на неё, задумался, сердце забилось…”

    Нина Чавчавадзе

    “Литературоведы”.

    Любовь многолика. У неё тысячи имён. Одно из них – Нина. Стройная девочка с куклой, которую помнил Грибоедов по её детству. Он был другом её отца, грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, частым гостем в доме, где собирались лучшие люди Грузии, где Грибоедов давал Нине уроки игры на фортепьяно. Судьба Нины решилась за один летний день. Всю свою жизнь она будет вспоминать мозаику этого дня: дорожку утреннего сада, вдумчивый взгляд Грибоедова, а затем его стремительное признание, её стремительное согласие стать его женой, суматоху в доме. Юная (16-летняя) жена Грибоедова была очень любезна, красива и образованна.

    “Современники”.

    Грибоедов пишет друзьям: “Женат, путешествую с огромным караваном… Ночуем под шатрами на высотах гор, где холод зимний. Нинуша моя не жалуется, всем довольна. Я необычайно счастлив…”

    Но счастье было недолгим, надо было срочно ехать по делам в Персию. И спустя 18 дней после венчания Грибоедов с женой в сопровождении русской миссии едут в Тавриз. Он оставляет Нину на границе, очень тоскуя по ней. Что это было: предчувствие или провидение? 30 января 1829 года толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями, напала на русское посольство в Тегеране. Толпа народа, ворвавшись во дворы, где помещались члены русской миссии, перебив всех их, ограбило всё их имущество, возвратилась во двор. Грибоедов увидел, что дело дошло до крайности и при нём никого не оставалось, кроме его дяди, который стал заряжать ружья и подавать племяннику. Грибоедов убил до 18 человек из толпы, которая пыталась ворваться в его комнату. Когда люди увидели, что нет возможности ворваться в комнату через двери, они забрались на крышу, и, сломав потолок, убили несчастного Грибоедова через отверстие, сделанное в потолке. Начался грабёж: персияне выносили на двор добычу и с криком и дракой делили её между собой. Деньги, бумаги, журналы миссии – всё было разграблено.

    Известие о гибели Грибоедова, посла в Персии, известного писателя, докатилась до Петербурга через полтора месяца и не вызвало огорчения у русского царя и его окружения. Скорее было удовлетворение, что избавились ещё от одного вольнодумца. Близких же людей смерть писателя потрясла, и первым, кто встретился с ней лицом к лицу, был А.С.Пушкин.

    “Современники”.

    1.На высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку.Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. “Откуда вы?” – спросил я их. “Из Тегерана”. – “Что вы везёте?” – “Грибоеда”.

    2.Нина претерпела все эти бедствия в состоянии беременности, коей было уже 7 или 8 месяцев, когда Прасковья Николаевна с осторожностью объявила ей о сём. Нина не металась в отчаянии; она плакала, но тихо и скрывала грусть свою. Печаль же на неё столь подействовала, что она через несколько дней после того выкинула ещё живого ребёнка, который через несколько часов и умер.

    Обезображенный труп Грибоедова привезли в Тифлис.

    “Эстеты”.

    И я пошла его встречать,
    И весь Тифлис со мной
    К заставе Эриванской шёл
    Растроганный толпой.
    На кровлях плакали, когда
    Без чувств упала я…
    О, для чего пережила его любовь моя!!

    “Литературоведы”.

    Похоронили писателя на горе Мтанцминда в монастыре Святого Давида. На памятнике, который установила вдова поэта, Нина Грибоедова были слова: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего же пережила тебя любовь моя?” . Ей было 16, когда её назвали женой Грибоедова, ей не было и 18, когда она стала вдовой великого поэта России, так трепетно и безоглядно её любившего. И напоминание об этой любви – вальс Грибоедова, который он когда-то посвятил ей. Нина очень любила играть эту нежную мелодию. Её звуки – как слёзы о былом счастье, о несбывшихся мечтах.

    Звучит вальс Грибоедова.

    Литература:

    1. Е.Муза, С.Овчинникова. Жизнь и творчество А.С.Грибоедова: материалы для выставки в школе и детской библиотеке.- М.: Детская литература, 1989.
    2. В Мещеряков. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. – М.: Современник, 1989.
    3. З.Давыдова. А.С.Грибоедов, его жизнь и гибель в мемуарах современников.- М.: Современник, 1929.
    4. Ю.Тынянов. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. – М.: Современников, 1971.


    
    Top