А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать.

Технологическая карта урока.

Предмет. "Искусство". 8 класс.

УМК. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ.

Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой.

Тема урока. Искусство вокруг нас.

Планируемые результаты:

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

Развитие устойчивой потребности в общении с искусством;

Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности;

Общее представление о природе искусств, специфике выразительных средств;

Развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти зрительной и слуховой;

Осознанное применение специальной терминологии;

Иметь личностно- оценочные суждения о роли и месте искусства в жизни.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия;

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания;

Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Направленные на достижение личностных результатов:

Формирование основ уважительного отношения к мировой культуре;

Формирование целостного взгляда на мир;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Этапы урока, время.

Планируемый результат.

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

При входе в класс дети вытягивают бумажки с цифрами от 1 до 4

(4 мини-группы (не более 5-7 человек)).

На доске 2 схемы:

У всех 4 групп дополнительно лежит одинаковый набор карточек:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ

КОНСТРУКТИВНЫЕ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫЕ

МУЗЫКА

ЛИТЕРАТУРА

ТЕАТР

КИНО

ТАНЕЦ

ЖИВОПИСЬ

ГРАФИКА

СКУЛЬПТУРА

АРХИТЕКТУРА

ДИЗАЙН

ВОКАЛЬНАЯ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

ФОЛЬКЛОР

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

Организационный этап (самоопределение к деятельности).

Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание положительного эмоционального настроя.

Коммуникативные:

взаимодействие и

сотрудничество со

сверстниками и

взрослыми.

Умение сконцентрировать внимание.

Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь.

С каким новым учебным предметом вы сегодня начинаете знакомство?

Тема урока: «Искусство вокруг нас»

Цель урока: узнать, что такое искусство.

Его виды.

(Делаю запись на доске).

- "Искусство".

Этап актуализации знаний.

Нацелить

учащихся на предстоящий урок через вступительную беседу.

Актуализировать субъектный опыт учащихся с целью применения знаний в дальнейшей работе.

Скажите, а вы встречались со словом «искусство» раньше?

Какие ассоциации со словом «искусство» возникают у вас?

Запишите их на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся заполняют кластер "Искусство" на доске.

Этап усвоения новых знаний.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Регулятивные УУД: учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Выполняют коллективные действия.

Так, что же такое искусство? Попробуйте сформулировать определение понятия «искусство» .

"Искусство -1) художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира...

3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности."

Искусство - часть духовной культуры человечества. Мир искусств разнообразен. Какие виды искусства вы знаете?

В настоящее время их число увеличилась

(Вводится понятие «классификация»).

"Классификация (от лат. classis - разряд, класс и...фикация) - в логике - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых — существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов) — и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т. н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках)".

Отвечают на вопросы учителя.

Дети отвечают...

Литература.

Изобразительное искусство.

Телевидение...

Обсуждение того, что есть много видов искусства, что они разделены на группы.

Основная часть. Работа с кейсом.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД: развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД: формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Существует много классификаций видов искусств. Мы познакомимся с одной из них.

Вы поделены на группы. Перед вами кейсы. Прочитайте задание на карточке.

На основании имеющихся знаний, материалов, картин, художественных произведений и так далее, необходимо:

1) определить название вашей группы искусств (из предложенных);

2) узнать о видах искусства;

3) выяснить влияние изучаемого вида искусства на жизнь человека. Что чувствуют люди при встрече с этим искусством;

4) выделить особенности группы. Как этот вид искусства отражает окружающий мир;

5) заполнить свою часть схемы на доске;

6) подготовить выступление

(используя материалы кейса).

У кого возникли вопросы? ...

Приступаем к работе.

(Дети разделяют свои обязанности в решении проблемы. Одни отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие - за техническое оснащение проблемы. Учитель ведет свои наблюдения и дает оценку их деятельности).

Дети работают в группах. Идет обсуждение 3-х видов искусства. Почему виды искусства относятся к пространственным/пластическим, временным, пространственно - временным?

1 и 2 группа изучают пространственные/пластические.
3 группа- временные.
4 группа - пространственно-временные.

Заполняют схему на доске (используя карточки).

Выступления учащихся.

Проверить знания; привлекать всех учащихся к активному участию; развивать речь через включение в процесс обсуждения.

Работа прошла успешно если:

были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе;

решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.

Познавательные УУД: учатся использовать специальную терминологию.

Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию.

Время истекло. Прошу первую группу представить итоги работы.

Теперь выступает 2 (3,4) команды.

(Обобщаем полученные мнения. Приветствуются дополнительные вопросы других команд).

Каждая группа рассказывает о своём виде, выбирая того, кто наиболее полно сможет дать ответ.
В выступлении учащиеся доказывают важность изученного вида искусства.

Контрольно-рефлексивный этап.

Коррекция УУД. Закрепить изученный на уроке материал.

Обеспечить проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действии.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Мы рассмотрели виды искусства. Каждый вид искусства говорит с нами, на своем языке. Давайте выясним, как вы это усвоили. Произведения каких видов искусства вы сейчас видите?

Молодцы!

Вы доказали, что искусство помогает человеку познавать мир.

(Выставляются оценки в журнал.

Оценивают сами дети по критериям, с которыми они уже знакомы (есть памятки)).

Дети называют виды искусств.

(Работа с видео и презентацией).

Этап информации о домашнем задании.

Обеспечить понимание учащимися содержание дом. задания.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД: соотносить содержание с впечатлениями.

Личностные УУД: интерес к различным видам творческой деятельности.

В освоении предмета вам поможет учебник «Искусство», по которому вы будете заниматься два года.

Домашнее задание:

1) записать в тетрадь "Виды искусства"

(схема в учебнике).

Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. «Искусство», 8 - 9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, с. 8.

2) + на выбор:

а) подобрать и приклеить в тетрадь репродукции, в которых представлены разные виды и жанры искусства;

б) подобрать дополнительный материал для кейсов;

в) подготовить сообщение, презентацию

«Мой любимый вид искусства»;

г) составить кроссворд на тему «Виды искусства» (10 слов);

д) сочинить синквейн "Искусство".

Подошел к концу наш урок! Спасибо за вашу работу. До новых встреч!

Осмысление домашнего задания.

Тема: Искусство вокруг нас. Необходимость изучения искусства.

Разбор схемы: Основные виды искусства.

Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Задачи:

Образовательные: активизация познавательного интереса к искусству.

В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов искусств, их язык и главные выразительные средства.

К концу урока дети должны:

Знать : виды искусств и “ язык” (или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства), понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.

Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному виду искусства.

Развивающие:

Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей

Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.

Воспитательная:

Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Искусство вокруг нас. Необходимость изучения искусства. Разбор схемы: Основные виды искусства.

Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Задачи:

Образовательные: активизация познавательного интереса к искусству.

В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов искусств, их язык и главные выразительные средства.

К концу урока дети должны :

Знать : виды искусств и “ язык” (или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства), понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.

Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному виду искусства.

Развивающие:

Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей

Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.

Воспитательная:

Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Оборудование:

Для учителя:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • указка

Для учеников:

  • ручка или карандаш
  • тетрадь
  • раздаточный материал

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

Постановка цели.

Введение новых знаний в процессе компьютерной презентации. Первичное освоение новых знаний: инд.работа: игра-неразбериха.

Физ.минутка.

Введение новых знаний в процессе компьютерной презентации.

Закрепление новых знаний: соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками

3. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент 1-2 мин

Взаимное приветствие. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Ученики занимают свои места. (Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм.)

Вводное слово учителя

Что мы имеем в виду, когда говорим “ искусство”? Слайд 1

Ответы детей:

Учитель: живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) и др.- это всё – искусство . Слайд 2

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданные сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством. Слайд 3

Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусства.

Скульптура - когда высекали из камня и лепили фигурки из глины.

Живопись - когда украшали скалы росписями.

Графика - когда на стенах пещер рисовали сажей или углем.

Декоративное искусство - когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и

расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков.

Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать искусство и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим.

В зависимости от материальных средств , с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств :

1) пространственные , или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;

Слайд 4 (Комплекс Ангкор. Та Пром. Территория современной Камбоджии ; Михаил Врубель. Голова Ливийского льва. 1892 г. Горельеф (маска). Государственная Третьяковская галерея. Москва; Тициан. Денарий кесаря. 1516 г.).

2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

Слайд 5 (фотография дощечки №16 Велесовой книги).

3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Слайд 6.

Основными видами искусства являются: пластические искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ, дизайн), литература, кино, театр, музыка.

Слайд 7 (Михаил Врубель . Микула Селянинович и Вольга. 1899 г. Камин, майолика. Третьяковская галерея; Рафаэль Санти. Дама с единорогом. 1505)

Живопись – (слайд 8, Анри Руссо. Заклинательница змей)по назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись монументально-декоративную (слайд 9 ) (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (слайд 10 . Иван Крамской . Русалки. Христос в пустыне.) (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); миниатюру (слайд11. Братья Лимбург. «Великолепный часослов…» ) (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.); иконопись (слайд 12. Андрей Рублев. «Троица» , 1411 год или 1425-27. , . 142×114 см. , . Симон Ушаков "Икона архангела Михаила" ) .


Основное выразительное средств о живописи - цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства.

Живопись представлена разнообразными жанрами:

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

Графика (слайд 13 . Гравюра Хокусая ; Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1799. Офорт .) (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок , как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию (на бумаге), линогравюру , гравюру на картоне и др.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон.

Скульптура (слайд14. Микеланджело Буонарроти. Пьета. ) (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю) - вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средств ами этого вида искусства.

Скульптура делится на два вида: круглая , свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф, горельеф, контррельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная (слайд15 ) - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая (слайд 16 )- рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная (слайд17 ) - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики

Архитектура (слайд 18 )(лат. architectura, от греч. architeкton - строитель) - зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.

Основные средств а создания художественного образа в архитектуре - формирование пространства и архитектоника. В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (слайд 19 ) (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (слайд 20 )(беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство (слайд 21 )- создание новых городов и реконструкция старых.

Декоративно-прикладное искусство (слайд 22 )- вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

1. Монументально-декоративное искусство (архитектурное и садово-парковое)

3. Оформительское искусство (стенды, реклама, плакаты)

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

Литература (слайд 23 )- вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Кино (слайд 24 )- искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

Драма,

Трагедия,

Фантастика,

Комедия,

Историческое и т.д.

Театр (слайд 25 )- вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

Драма;

Трагедия;

Комедия;

Мюзикл и т.д.

Музыка (слайд 26 )(от греч. musike - букв. - искусство муз) - вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.

Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Хореография (слайд27 ) (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ.

- Первичное освоение новых знаний: индивидуальная работа: игра-неразбериха.

Работа в парах – взаимопроверка (поменяться карточками - по показу на экране проверить работу соседа). Оценка по предложенному учителем критерию. Выставить на карточке полученную оценку.

Физ.минутка.

Но помимо классических видов искусства существуют еще и современные. К такому виду можно отнести:

(Photo Story2)

Инсталляция (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл.

Приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают совей неигрушечной глубиной.

Компьютерная графика

Современный вид искусства - компьютерная графика. Это вид графики, в которой для смешения изображений используются компьютеры. Результат этой деятельности так же называют компьютерной графикой.

Основные области применения

Сначала компьютерная графика шла только в научные учреждения и двигалась лишь академическим интересом. Со временем такой вид графики прочно вошел и в нашу повседневную жизнь. Перечислим основные сферы применения технологий компьютерной графики:

Веб- дизайн

Само понятие «дизайн» появилось относительно недавно, оно итальянского происхождения и имеет множество вариантов перевода. Это и план, и замысел, и намерение; в другом значении – набросок, эскиз, рисунок; также его можно перевести как модель, шаблон, элемент, лежащий в основе чего-либо, схема или композиция. Появление веб- дизайна – это новый виток развития данного вида искусства, ведь продукты интернет- бизнеса – это выгодный способ реализации экономических интересов различных компаний, а, следовательно, - новый пласт коммерческой деятельности.

PinUp

Пинап – вид современного искусства. Это плакат, который прикалывается на стену. Чаще всего это изображение привлекательной девушки в определенном стиле, чаще полуобнаженной. В середине XX века пинап употребляется как обозначение, какого – либо стиля в американской графике.

Модель фотографии, которой становятся явлением поп – культуры, называется Pin-up girl. Часто эти девушки – актрисы, певицы или фотомодели. Их фотографии приклеивались к стенам казарм, общежитий и т.д.

Почтовое искусство

В связи с появлением различных значимых событий в XX веке и расширением тем, которым посвящались почтовые марки стали появляться марки с живописью. Становится, много коллекционеров со всего мира, их привлекает возможность знакомиться с картинами лучших музеев мира, не выходя из дома.

Создаются тематические и мотивные коллекции. Большой популярности пользуются эти коллекции у филателистов.

Боди-арт

Боди-арт одна из форм авангардного искусства. Главный объект в боди–арте – тело человека. Так же в качестве объекта в этом искусстве могут быть и фото, видео, а так же муляжи тела.

Прежде всего, тело в боди-арте – это вещь. Прямо перед зрителями разыгрываются композиции боди-арта, а так же демонстрируются в последующем в выставочных залах. Такое направление в искусстве возникло на стадии авангарда, а после получило широкое распространение в постмодернизме. Боди – арт в некоторых случаях близок к некоторым контркультурам: панк - культуре, сексуальной революции, хиппи-культуре, нудизму.

Татуировка , тату - виды модификации кожи, вживленный в слои кожи специальный красящий пигмент (краска для татуировки). Возможно сформированный в рисунок или в символ. Человеческая татуировка - декоративная модификация тела, в то время как на животных обычно используются для идентификации. Татуировка, это разновидность боди-арта - вид авангардного искусства.

Sand Animation Art - Искусство Рисования Песком

Термин Sand Animation Art весьма сжато объясняет суть, но вряд ли передает все Чудо Вдохновения, которым обладает этот вид искусства. Вооруженный прожектором и горизонтальным экраном, художник вначале накидывает полотно песка на светящийся холст и затем начинает изобретать и выписывать замысловатые линии, превращающиеся трехмерные пейзажи и движущиеся фигуры.

Как только первое полотно закончено, оно развеивается или трансформируется художником во что-то совершенно другое.

Реклама
О том, что реклама является искусством, знают у нас, пожалуй, немногие - в основном, это те, кто её, собственно, делает. Для большинства же потребителей этой самой рекламы она, как правило, - нечто навязчивое, отвлекающее от интересной телепередачи или настырно бросающееся в глаза на улице. Вместе с тем, реклама очень часто достигает цели - в основном именно тогда, когда она глаза не режет. Что ж, в конце концов, на одного Репина приходится миллион маляров, а на одного Пушкина - миллион графоманов, но живопись и литература тем не менее искусством являются. Является им и реклама.

NanoArt (НаноАрт) - это новый вид искусства, связанный с созданием художником скульптур (композиций) микро- и нано- размеров (10^-6 и 10^-9 м, соответственно) под действием химических или физических процессов обработки материалов, фотографированием, полученный нано (nano) образ с помощью электронного микроскопа и обработкой черно-белых фотографий (раскраска в причудливые цвета) в графическом редакторе (например, Adobe Photoshop). NanoArt - это 3D-искусство, которое передает атмосферу картины через цвет и объем.

Street Painting или Madonnari (на итальянском) - рисунки на асфальте, произведения городской живописи. Street Painting, одно из направлений стрит арта (street art ), отличается от граффити (классического): “уличная живопись” имеет дело с асфальтом (тротуаром), а граффити (graffiti ) - со стенами зданий, заборами и прочими вертикальными поверхностями.

Граффити уже давно заслужило себе имя современного уличного искусства. Граффити имеет множество поклонников по всему миру, что доказывает его эстетическую ценность. Появившись в Америке, граффити вскоре вдохновили собой на сотворение чего-то подобного весь молодёжный мир.
Философия граффити состоит в том, что те, кто рисует, и те, кто может распознать этот рисунок относятся к некой «касте посвящённых».

Аэрография

Аэрография – искусство нанесения изображений на различные поверхности жидким или порошкообразным красителем при помощи сжатого воздуха. Для этого служит специальное приспособление – аэрограф (в международной практике – airbrush, «воздушная кисть»).

Закрепление новых знаний: соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками. (приложение 1)

Самопроверка и самооценка по предложенному критерию.

3. Подведение итогов.

Как видите, в наши дни искусство удивительно многообразно. Современные художники работают практически с любыми материалами - от масляных красок до видеозаписей и даже тел животных. Однако эти произведения разрабатывают те же темы и идеи, которые всегда присутствовали в живописи. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно -- реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Две полученных за урок оценки выставляются в дневник.

Урок окончен. Спасибо за работу

Тема урока: «Искусство вокруг нас» (8 класс, урок 1)

I . Организационно-мотивационный этап

Начало урока. Целеполагание

С каким новым для вас учебным предметом мы начинаем знакомство? (Искусство)

Как вы считаете, какой вопрос будет проходить красной нитью через весь урок? (Что такое искусство?)

Цель урока: узнать, что такое искусство (запись на доске)

Придумайте красивое название нашему первому уроку по Искусству.

Раздел: «Искусство в жизни современного человека» (запись в тетради)

Тема урока: «Искусство вокруг нас» (запись в тетради)

Какие вопросы об искусстве мы можем задать себе на уроке?

План урока (запись на доске):

1) Выделить особенности искусства.

2) Узнать о видах искусства.

3) Сделать выводы по теме «Искусство вокруг нас».

Актуализация знаний

«Исследовательский фартук»

Задание. В тетради схематично изобразить фартук. В верхней части фартука записать слово «искусство», в нижней (в карманах) – слова и выражения, которые относятся к понятию «искусство».

Учащиеся – в роли «хозяюшки». В течение нескольких минут они «складывают в карманы» слова и выражения, связанные с искусством. Учитель проверяет, кто больше всех набрал нужных слов и выражений, затем оценивает, кто «самая лучшая хозяйка» («самый лучший хозяин»).

Творчество, наука , художественные образы, термины, определения , обращение к Прекрасному,

учёный , художник, эмоции, теоремы , чувства (6 слов и выражений).

II . Организация деятельности учащихся

Изучение нового материала . Обсуждение и решение проблем

«Формулирование понятия»

Задание. Сформулируйте и запишите в тетради определение понятия «искусство» (Что такое искусство?)

Искусство 1 - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство 2 – умение, мастерство, знание дела.

А кто творит искусство? (поэты и писатели, музыканты, актёры кино и театра, режиссёры, фотографы, скульпторы, …)

Как называют людей искусства? (художник)

Художник (в широком смысле слова) – тот, кто творит искусство.

«Викторина по видам искусства»

(Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой).

Искусство очень обширно. Узнайте, о каком из видов искусства идёт речь?

1) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (поэма, фрагмент) – литература.

2) В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» - музыка

3) А. Саврасов «Грачи прилетели» (живопись), «Портрет И.-С. Баха» (графика), В. Мухина «Рабочий и колхозница» (скульптура) – изобразительное искусство.

4) «Средневековые замки» - архитектура.

5) «Предметы быта» («Домашняя утварь») – декоративно-прикладное искусство.

Виды искусства (запись в тетради) :

1) литература (искусство слова);

2) музыка (искусство звука);

3) изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура (искусство изображения);

4) архитектура (искусство строить и украшать здания);

5) декоративно-прикладное искусство (искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду);

6) танец (искусство движения);

7) театральное искусство;

8) киноискусство;

9) цирковое искусство (в театре, кино, цирке встречаются все виды искусства).

«Работа со схемой» («Виды искусства») - Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская

«Искусство», 8-9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, с. 8

Какие виды искусства относят к пластическим или пространственным? (ИЗО, архитектура, ДПИ)

Какие виды искусства относят к временным? (музыка, литература)

Какие виды искусства относят к пространственно-временным? (танец, театр, кино, цирк)

Чем отличаются пространственные виды искусства от временных?

Почему театр, кино, цирк относят к пространственно-временным видам искусства?

Пластические или пространственные виды искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием и находятся в реальном пространстве. В пространственных искусствах пластика объёмов, линий, форм имеет существенное значение, именно поэтому они и получили такое название (пластика – объёмные, осязательные качества художественной формы в скульптуре и в изображении на плоскости).

Временные виды искусства – виды искусства, которые распространяются во времени. Произведения временных искусств воспринимаются в основном слухом, и длятся во времени.

Пространственно-временные – виды искусства, которые одновременно существуют и в пространстве и во времени.

III . Контрольно-рефлексивный этап

Контроль знаний, обратная связь

«Текст с ошибками»

Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

«Искусство – это создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими. Творцы искусства - учёные и художники. Художник – это (не) только человек, кистью и красками создающий картину. Художник – это и поэт, и композитор, и актёр, и фотограф, и камнерез, и любой тот, кто творит искусство. Понимание искусства не требует большой работы ума и души».

Чтобы доказать самим себе, что понимание искусства требует большой работы ума, я предлагаю вам совершить путешествие в древние времена. В те самые времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, вырезал на стене контуры животных. В те самые времена, когда искусство только зарождалось. С тех самых времён существует историческое свидетельство того, как древние скифы прислали царю персов письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Что они имели в виду, начертав в письме эти рисунки? (Письмо это означало: «если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами»).

«Разучивание песни» «Что такое осень?» (сл. и муз. Ю. Шевчука)

(- К какому виду искусства относится песня?)

Какие два вида искусства соединились в песне? (музыка и литература)

Рефлексия

«Шесть шляп»

Учащимся предлагается выбрать один из цветов. Выбранный цвет должен дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности ученика на уроке.

Белый цвет символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтый – позитивные суждения.

Черный – отражает проблемы и трудности.

Красный – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленый – творческие суждения, предложения.

Синий – обобщение сказанного, философский взгляд.

«Домашнее задание»

Выписать из словаря определение понятия «искусство».

Урок 1.

8 класс . Тема урока «Искусство вокруг нас. Виды искусства »

Цель урока: дать учащимся представление об искусстве, что оно вокруг нас, познакомить с разновидностями видов искусства.

Задачи :

Выявить представление детей об искусстве;

Познакомить с основными видами искусства;

Показать различия и особенности каждого вида искусства;

Развитие чувств, эмоций, образно - ассоциативного мышления;

Воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры;

Создание условий для использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

Вид урока : урок-беседа

Оборудование: компьютер, колонки, презентация, экран.

Ход урока.

1 этап: постановка проблемы

УЧ. Здравствуйте. Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №1)

ДЕТИ: Картины, памятники, балет, нотную запись. Все это произведения искусства.

УЧ. Правильно, всё это произведения искусства. Где мы можем их увидеть?

ДЕТИ: В музее, на улице, на выставке и т.д.

УЧ. Как вы уже поняли, разговор на уроке пойдет об искусстве. Какова тема урока?

ДЕТИ: Делают предположения, предлагают варианты названия урока.

УЧ. Тема урока « Искусство вокруг нас» (слайд №2)

Записывают тему урока « Искусство вокруг нас»

УЧ. Само слово «искусство» вы уже встречали на уроках ИЗО, музыки, когда давали определение живописи и музыки. Мы с вами говорили, что живопись и музыка это виды искусства. А что же такое само искусство?

ДЕТИ делают предположения.

УЧ. Искусство - часть духовной культуры человечества. (слайд №3)

Если сказать простыми словами, искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно.

2 этап. Основной .

УЧ. На какие три группы делятся виды искусства?

(слайд 4)

ДЕТИ: Пластические или пространственные, временные, пространственно – временные.

УЧ. Первая группа объединяет пространственные виды искусства, которые воспринимаются зрительно.

Слайд 5 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к пространственным:

Живопись

Графика

Скульптура

Архитектура

Дизайн

Слайд 6-7 Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

(слайд 8-9) Графика - вид изобразительного искусства, основой которого является рисунок с использованием контурных линий, штрихов, тонов и пятен в контрасте с белой, цветной или черной поверхностью бумаги.

Слайд 10-11 Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Слайд 12-13 Архитекту́ра , или зо́дчество - искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений...

Слайд 14-15 Диза́йн - деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»)

Слайд 16-17 Декоративно-прикладное искусство (от deco - украшаю) - широкий раздел , который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными (могут иметь практическое употребление в повседневной жизни) и художественными функциями.

Во вторую группу включены виды искусства временные, обладающие определенной динамикой или растянутые во времени.

Слайд 18 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к временным.

Музыка (вокальная и инструментальная)

Литература (фольклор, проза, поэзия)

Слайд 19- 20 Му́зыка - вид искусства отражающий действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований.

Слайд 21-22 Литерату́ра ( literatura , - написанное , от litera - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных .

К третьей группе относятся пространственно-временные виды искусства, которые воспринимаются как зрительно, так и на слух:

Слайд 23 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к пространственно-временным.

Театр , кино , танец.

Слайд 24-25 Теа́тр - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Слайд 26-27 - вид современного изобразительного , произведения которого создаются при помощи движущихся изображений.

Слайд 28-29 Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.

Слайд 30 Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания.

Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей - все это передается человеком в художественных образах.

Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена.

Искусство - это своеобразный учебник жизни.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас Манн.

3 этап: Закрепления и проверка понимания учащимися материала

УЧ. Произведения, каких видов искусства вы сейчас видите? (слайд № 31-40)

Ответы:

Танец, архитектура, кино, театр, скульптура, живопись и т.д.

4 этап: подведение итогов

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, театры, путешествуя и просто гуляя по улицам…

Заканчивая урок, пусть каждый из вас подумает и скажет какой вид искусства вам ближе. Почему? Приведите примеры. (Звучит музыка)

5 этап. Объяснение по выполнению домашнего задания

    Составьте синквейн к слову искусство.

Слайд 41 Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражения.

Искусство

1.два прилагательных

2 три глагола

3. фраза

4.вывод

2. учить конспект.

6.Оценка работы на уроке

Отметка ставится учащимся, активно работающим на уроке.

Проверочная работа по теме урока на карточках.

Конспект « Искусство вокруг нас»

Искусство - часть духовной культуры человечества.

Искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно.

К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, - живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.

Все искусства делятся на три группы

Живопись

Графика

Скульптура

Архитектура

Дизайн

Декоративно – прикладное творчество

Музыка (вокальная и инструментальная)

Литература (фольклор, проза, поэзия)

Театр , кино , танец.

Первая группа объединяет пространственные виды искусства , которые воспринимаются зрительно.

Во вторую группу включены виды искусства временные , обладающие определенной динамикой или растянутые во времени.

К третьей группе относятся пространственно-временные виды искусства, которые воспринимаются как зрительно, так и на слух.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражения.

Искусство

1.два прилагательных

2 три глагола

3. фраза

4.вывод




Top