Адаптивная функция. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определенном уровне развития культуры. Чтобы жить в данном мире, человеку необходимы все культурные завоевания, достигнутые обществом. Они адаптируют человека в мире, приспосабливают ᴇᴦο к действительности, помогая ему осуществлять свою жизнедеятельность. Культура предлагает каждому систему действий, которые связывают ᴇᴦο с окружающей действительностью, пути и способы решения встающих перед ним проблем. Общество в целом перед лицом каких-либо катаклизмов (экологический кризис, разрушительная война, эпидемия и т. д.) черпает в культуре силы, способы и формы своего возрождения и дальнейшего развития. Например, в начале Средневековья - в V-VI веках, которые именуются “темными”,- разрушительная мощь варварских племен уничтожила почти все достижения античного мира, города лежали в руинах, были утрачены многие ремесла, а то, что не успели сделать варвары, довершили эпидемии. Европа вернулась к деревянной сохе и другим примитивным орудиям труда, снова возобновилось деревянное строительство. Но культурная память человечества позволила восстановить, развить и улучшить жизнь европейских народов. Уже в период правления Карла Великого (742-814), не погнушавшегося учиться грамоте в 40 лет и собравшего при своем дворе многих ученых Востока и художников, удалось возродить многие завоевания европейской культуры.

2. Познавательная функция

Каждая вещь, созданная людьми, представляет собой опредмеченное знание. Для того, чтобы правильно воспользоваться вещью, нужно сначала распредметить это знание и сделать ᴇᴦο своим (освоить). Таким образом, любая деятельность человека становится источником познания. Кроме того, в обществе существуют формы сохранения знания˸ мораль хранит знания о человеческих отношениях; искусство и религия делают попытки - каждая в своей форме - дать системное знание о мире; и, наконец, наука рассматривает сущностные стороны и связи мира. Культура позволяет успешно осваивать эти формы знания в любой сфере деятельности.

3. Коммуникативная функция

Обычно термин коммуникация (лат. communicatio < communico “делаю общим, связываю, общаюсь”) понимают как общение. Дело в том, что общение “включает в себя непосредственный контакт одного человека с другим”, “элемент личных взаимоотношений, живой обмен чем-то (например, информацией, деятельностью)” . Эта форма отношений в обществе представляет собой частный случай коммуникации. Но имеются и другие уровни таких отношений - общение между поколениями, народами, эпохами во времени и пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и продуктивным. Культура сохраняет в себе формы и способы общения и передача информации, предлагает определенные традиции, накопленный опыт, нормативы, идеалы и другое. Можно сказать, что культура коммуникабельна в противоположность бескультурью, для которого взаимодействие с миром выражается в разрушительной или враждебной форме, в том или ином конфликте, а потому невозможно или затруднено.

Инструментальная функция.

Тема 9

Функциональное проектирование как метод.

Типизация, как функциональный «портрет» пространства. Инструментальная функция как образ человеческого действия, направленного на замкнутую среду в ее материальных и пространственно-временных характеристиках.

Привлечение методов сценарного и композиционного моделирования.

Инструментальный образ человека как один из системообразующих факторов формообразования.

Предметы как связующее функциональное звено в системе «человек – вещь – среда». Адаптивная функция как качество среды с точки зрения человека. Комфортная среда – приспособленная, «пригнанная к человеку».

Проектируя интерьер, дизайнер моделирует различные ситуации её функционирования в среде жизнедеятельности человека. Функции эти многообразны, и, чтобы нарисовать функциональный «портрет» пространства, крайне важно это пространство типизировать. Такая типизация должна основываться на целостном и обобщённом представлении о человеческой деятельности как системе.

Итак, проектируя инструментальную функцию, дизайнер должен воссоздать в ней образ человеческого действия, направленного на внешнюю среду в её материальных и пространственно временных характеристиках. Здесь можно привлекать методы сценарного и композиционного моделирования. Моделируя различные ситуации инструментального действия с пространством (передвижения, работы, отдыха и т.д.) дизайнер шаг за шагом конструирует, лепит, формирует его форму запечатлевая в нём и образ человеческого тела (не случайно понятие антропоморфности предметной среды занимает в дизайне очень важное место).

Инструментальный образ человека является одним из системообразующих факторов формообразования. Предметы в среде рассматриваются в этом случае как связующее функциональное звено в системе «человек – вещь – среда». Инструментальная функция охватывает всœе свойства вещи, вытекающие из способа человеческого действия с ней. В процессе проектирования предметной среды почти всœегда бывает крайне важно выделять эту функцию, абстрагируясь от всœех остальных. При этом нужно иметь в виду, что образное выражение инструментальной функции нормируется культурой. Наши движения, позы, жесты – вся техника наших телœесных действий имеет культурную подоплёку, в связи с этим при проектировании инструментальной функции нужно воссоздать культурный образ самой инструментальной функции.

Инструментальная функция есть оборотная сторона адаптивной функции и наоборот, ибо, воздействуя на внешнюю природу и изменяя её, человек изменяет свою собственную природу. Предметный мир является «неорганическим телом» человека, и это значит, что в нём человек обрёл свои собственные адаптивные функции. Адаптивная функция состоит в том, что поддерживает внешнюю среду в состоянии, благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности. Наша одежда, жилище, оборудование рабочих мест, искусственная среда космических кораблей – всё это адаптированный предметный мир, создающий нормальные условия жизнедеятельности там, где человек существовать не может или где среда его обитания дискомфортна.

В случае если инструментальная функция говорит о направленности человеческого воздействия на внешнюю среду, то адаптивная функция – о качестве этой среды с точки зрения человека. Одним из таких качеств является, к примеру, комфортность. Комфортная среда – приспособленная, «пригнанная» к человеку – перестаёт замечаться и переживаться как нечто внешнее, поскольку человеку не приходится постоянно преодолевать дистанцию между собой и миром. Мы ощущаем температуру воздуха в комнате только тогда, когда она сильно отличается от оптимальной; неудобное кресло заставляет нас недружелюбно вспоминать того, кто его проектировал; вещь, не нашедшая точного места в интерьере, раздражает нас своим постоянным присутствием. Главной задачей при функциональном проектировании выступает, с одной стороны, определœение форм и способов человеческой деятельности, сообразных с природой, а с другой – создание гармоничной предметной среды для человека.

При проектировании адаптивной, как и инструментальной функции вещи на внешнюю среду проецируется культурный образ человеческого действия. Ведь очевидно, что одни вещи создают адаптивную среду для жителя сельской местности, другие - для горожанина; японец хорошо себя чувствует на татами, а европеец – в кресле и т.д.

Сама же проектная концепция адаптивной функции должна строится внутри художественного образа, воссоздающего целостный предметный мир человека и определяющего функциональное место в нём каждой вещи. Процессы адаптации рассматриваются в рамках таких представлений, где человек выступает в качестве ведущего элемента системы, привносящего в неё социальные, психологические, физиологические, антропометрические и другие параметры.

Министерство образования и науки российской федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

РЕферат

по культурологии

на тему: "Функции культуры"

Выполнила:

студентка I курса группа 121

Проверил:

Старший преподаватель

Пастушенко Павел Владимирович

г. Выборг

ПЛАН:

    Понятие "функции культуры".

    Информационная функция культуры.

    Адаптивная функция культуры.

    Коммуникативная функция.

    Регулятивная функция.

    Интегративная функция.

    Функция социализации.

    Понятие "функции культуры".

Культура представляет собой многофункциональную систему.

Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах.

Если определить культуру как совокупную, постоянно развивающуюся, постоянно возрастающую и накапливаемую в виде ценностей, символов, знаков и знаковых систем информацию, то на основе этого определения можно указать на ее основные функции. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Социальные функции культуры – это функции, которые культура в целом выполняет по отношению к обществу.

Если мы определяем в конечном итоге культуру как совокупную, постоянно развивающуюся, постоянно возрастающую и накапливаемую в виде ценностей, символов, знаков и знаковых систем информацию, то на основе этого определения можно указать на ее основные функции (роли, значения, которые имеет культура в обществе).

2. Информационная функция.

Можно по-разному выделять и описывать социальные функции культуры. Одна из них – информационная функция (иначе, функция трансляции социального опыта).

Культура представляет собой особый тип информационного процесса, которого не знает природа. У животных информация кодируется биологически, носителем ее является само тело животного. Передача информации от одного поколения к другому происходит генетическим путем, а также в какой-то мере через подражание родителям (у высших животных). Опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется ее потомками; каждое новое поколение начинает накапливать опыт "с нуля". Поэтому объем информации, имеющейся в распоряжении рода, от поколения к поколению не увеличивается.

Наличие культуры у людей означает существование "надбиологической" формы информации. Как она образуется? В процессе своей деятельности люди создают звуковые системы (языки), формулы, понятия, которые, будучи созданными (выведенные формулы, нарисованные картины, написанные и опубликованные книги), отделяются от создателя, приобретая самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, принадлежностью общественной культуры. В отличие от биологической, социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает и не погибает со смертью ее творца, а передается последующим поколениям, являясь базисным материалом для создания новых форм в феномене культуры. Культура образует специфически человеческий, внегенетический "механизм" ее наследования – социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа. Возникает преемственность как важнейшая закономерность развития культуры, обеспечивающая непрерывность культурного процесса.

По определению Ю.М. Лотмана, культура – это созданный человечеством "механизм, имеющий целью выработку и хранение информации". Она включает в себя множество знаков и знаковых систем, с помощью которых образуются культурные "тексты", в которых эта информация запечатлевается и хранится.

Можно сказать, что культура в человеческом обществе – это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Последнее включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные системы, социальная память, хранящая духовные достижения человечества, программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений. Таким образом, культура выступает как информационное обеспечение общества. Правда, в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество создает его само.

Для развития культуры пагубны любые социальные катаклизмы, особенно революции. Они способны свести на нет творческие усилия многих людей и целых поколений, разрушить осуществляемое культурой информационное обеспечение общества. Культуру по праву считают социальной памятью человечества.

3. Адаптивная функция.

(Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде)

В последнее время культурологи все чаще пишут об адаптивной функции культуры. Адаптация в переводе с латинского языка означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ в процессе биологической эволюции адаптируется к среде своего обитания. Благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору формируются и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмов поведения, обеспечивающие выживание и развитие вида в заданных условиях внешней среды (его "экологической нише"). Однако адаптация человека происходит иначе. В природе живые организмы приспосабливаются к среде, изменяясь в соответствии с заданными условиями своего существования; человек же приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями.

Приспособление человека к среде происходит благодаря культуре, поскольку биологическая эволюция не создала ему достаточных для этого средств. И это приспособление происходит по мере развития культуры. Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши. Он является "биологически недостаточным" животным, которое не в состоянии вести естественный образ жизни, и вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. На протяжении всей истории человечества людям постоянно приходится от чего-то защищаться: от холода и жары, от дождя и снега, от ветра и пыли, от множества опасных врагов. Чтобы выжить, человек вынужден создавать необходимые для выживания предметы, которых не произвела природа, словом, создавать искусственный мир, или "вторую природу". В процессе такой работы человек оттачивает свой ум, совершенствует и развивает руку, свои важнейшие органы, необходимые в подобном деле. Развитие культуры дает людям защиту: возможность создавать и использовать одежду, жилище, оружие, лекарства, продукты питания. Биологическая незавершенность, неприспособленность рода человеческого к определенной экологической нище обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования "защитного слоя" искусственных условий существования. Человек как биологический вид Homo Sapiens остается тем же самым в разных природных условиях, но зато возникает разнообразие его "защитных слоев" - форм культуры, определенных природными условиями жизни этноса. Уже в древние времена у народов, обитавших в разных условиях, складываются разные формы хозяйства и обычаи, они по-разному строят жилища, одеваются и питаются. В их культурах закрепляются исторически выработанные способы адаптации к природным условиям.

Развитие интеллектуальных способностей обеспечило многообразие форм создаваемой культуры: в зависимости от географических и климатических условий человек освоил различные формы хозяйствования, научившись тем самым приспосабливаться к различным природным условиям.

Говоря об адаптационной функции культуры, культуролог А.С. Кармин приводит примеры обоснованности многих культурных традиций, таких, как особенности кухни и медицины.

Многие культурные традиции связаны с каким-то полезным приспособительным эффектом. Традиционное обилие острых приправ и пряностей в пище южан, - пишет он, - это средство задержать ее быструю порчу в жарком климате. Народная медицина у славян и других народов в странах с разнообразной растительностью отличается широким применением траволечения. А в Среднем Китае, где растительный мир небогат, развились методы лечения с помощью прижиганий и уколов заостренными палочками или камешками, давшие начало современной иглотерапии. Обитателям японских островов из-за постоянных землетрясений не было смысла возводить большие и трудоемкие сооружения. Поэтому они с древних времен строили дома не большие, с легкими раздвижными стенками и маленькими комнатками: такие дома легче выдерживали землетрясения, а в случае разрушения их было легче восстановить.

Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт. Увеличивается эффективность труда; побеждаются ранее неизлечимые болезни; растет продолжительность жизни. Однако вместе с тем культурная эволюция рождает и новые угрозы для человечества. Чем выше становится защищенность людей от природных опасностей, тем яснее обнаруживается, что главным врагом является … он сам. Примером является оружие массового уничтожения, создав которое, человек тратит колоссальные усилия и средства, чтобы его запретить, чтобы обезопасить от него человечество. Войны, религиозные распри, зверства и насилие преступников над невинными жертвами, безрассудное отравление и истребление природы – это как бы обратная сторона культурного прогресса, и ее опасности усиливаются с ростом технической вооруженности общества. И чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою внутреннюю духовную жизнь.

Окруженный благами цивилизации, человек становится их рабом.

Изучение природы, которым с самого начала был занят человек, позволило открыть в ней такие свойства, которые, давая сомнительные и минутные удовольствия, несут человеку смерть, разрушая, прежде всего его мозг. Уменьшение физических нагрузок и ослабление организма, синтетическая пища, растущее потребление наркотиков, привычка к употреблению медикаментов, накопление вредных изменений в генофонде человечества – все это грозит стать бедой для будущих поколений. Уменьшая свою зависимость от сил природы, люди попадают в зависимость от сил культуры. Поэтому будущее человечества целиком и полностью определяется тем, как и в каком направлении будет оно развивать свою культуру.

4. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ.

(Культура формирует условия и средства человеческого общения)

Человек живет в обществе, живет вместе и рядом с другими людьми и потому, хочет он этого или нет, ему с этими людьми приходится общаться. Осуществляется коммуникативная функция культуры, Культура, вырабатывая формы такого общения, выступает в качестве его средств. Средствами общения между людьми являются языки, звуковые системы. Результат – так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру. Культура – это поле человеческого общения. Она связывает людей, объединяет их.

Человеческая коммуникация, связь, общение развивались исторически. На самых ранних этапах антропогенеза, в период, когда не существовала членораздельная речь, наши далекие предки для контактов друг с другом общались при помощи языка жестов и звуков. Появление речи обеспечило человеку возможность передачи разнообразной информации, для которой с возникновением письменности не оказалось препятствий в пространстве и времени. Благодаря письменности становится возможным общение потомков с далекими предками. Новый этап коммуникации начинается с появлением специальных средств связи, из которых сегодня наиболее эффективными являются радио и телевидение. Изобретение письменности создает основу для широкого распространения коммуникации во времени и пространстве. Современная эпоха характеризуется внедрением в повседневную жизнь средств массовой коммуникации (СМК), развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих возможным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации.

В результате развития средств массовой коммуникации чрезвычайно увеличивается количество контактов отдельной личности с другими людьми. Так, по телевизору каждый видит и слышит множество собеседников – и в том числе немало интереснейших. Но эти контакты имеют опосредованный и односторонний характер, зритель в них пассивен, а его возможности обменяться с собеседниками своими мыслями очень ограничены. Огромная масса контактов и вместе с тем дефицит общения – парадокс современной культуры. Можно заметить и еще один момент: с развитием культуры совершенствуется внутренняя сторона коммуникации. У людей высокой культуры возрастает значимость духовных и психологических факторов в общении, вырабатывается повышенная способность к взаимопониманию.

5. РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ.

(Культура определяет различные стороны общественной и личной деятельности человека)

Любая культура вырабатывает нормы поведения и деятельности, указывающие, какие средства достижения целей допустимы, а какие нет, т.е. осуществляется регулятивная функция культуры.

Культурные нормы регламентируют всю человеческую жизнь: труд, развлечения, отношения между полами, этикет и многое другое. В условиях нормального, не кризисного развития, общество охраняет выработанные его культурой нормы и осуждает девиативное (отклоняющиеся от принятых в данной культуре норм) поведение своих граждан. Так, в ряде американских штатов, несмотря на разрешение разводов, супруги штрафуются за измену, а в некоторых штатах даже приговариваются к различным срокам тюремного заключения. В большинстве современных обществ осуждается жестокое обращение с животными. Различные культуры обладают разной степенью нормативности. Например, в настоящее время пишут о "нормативной недостаточности" русской культуры по сравнению со многими другими, а это путь к росту преступности и падению нравственности.

6. ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ.

(Культура объединяет народы, социальные группы, государства)

Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Среди членов общности распространяется единая совокупность убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.

Члены своей группы – "наши" (земляки, сверстники, представители своей профессии, своего социального слоя и т.д.) – кажутся нам по сравнению с людьми "другого круга" более близкими. Мы можем надеяться, что с ними у нас будет больше взаимопонимания. Основанием для этого является наша культурная общность с членами той группы, к которой мы сами принадлежим.

Сохранением культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строятся историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении столетий общности людей. Общая православная вера, введенная князем Владимиром в Киевской Руси, образовала духовную связь между славянскими племенами, поклонявшимися прежде племенным богам, что способствовало сплочению русских княжеств и их объединению вокруг Москвы в борьбе с монгольскими завоевателями.

Как показывает история, культурные связи и общность всегда оказывались сильнее каких-либо других, например, кровнородственных, и не случайно, государства, как правило, складывались на почве культурных общностей и существовали до тех пор, пока существовали эти общности. Примером может быть судьба многонационального Советского государства – СССР, существование которого на протяжении восьми десятилетий поддерживалось марксистской идеологией, а не какие-нибудь иные причины, вызвали распад некогда единого государства.

Единство культуры обеспечивает единство и крепость государства. Это понимали советские государственные лидеры, любыми средствами не допускающие инакомыслия и диссидентства. Это понимают и об этом говорят и наиболее мудрые современные российские политики, выдвигающие общенациональную идею.

Однако в истории человечества в каждую эпоху существуют различные культуры. Культурные различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию, выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества. Люди, принадлежащие к одному с нами культурному кругу, воспринимаются как "Мы", а представители других культурных кругов – как "Они". Солидарность между "нашими" может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к "чужим", выливаясь в противостояние и вражду.

Но различие культур само по себе вовсе не обязательно порождает напряженность и конфликтность отношений между ними. Недоверие и антипатия по отношению к "чужим" культурам и их носителям – народам, странам, социальным группам и отдельным индивидам – имели определенное оправдание в прошлом, когда контакты между различными культурами были слабыми, редкими и непрочными.

Однако в ходе мировой истории постепенно все больше усиливаются контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Различия культур, конечно, сохраняются и в наше время, но дело заключается не в уничтожении этих различий, а в соединении различного.

Культурное единство может иметь разную степень общности. Такой предельной культурной общностью является общечеловеческая культура, но пока это всего лишь тенденция, несуществующий идеал. Существующие широкие культурные общности – это общности, создаваемые мировыми религиями. Это христианский мир, мир ислама, мир буддизма. Но интегративная функция культуры проявляется и существующей тенденции объединения столь разных миров – через науку. И христиане, и мусульмане, и буддисты пользуются компьютерами, одними и теми же математическими и химическими формулами, одними и теми же географическими картами. Сегодня мощный интегрирующий фактор людей различных культур – Интернет.

Культурное разнообразие расцвечивает жизнь человечества, обогащает накапливаемый им опыт. Интегрирующая функция культуры проявляется сегодня не в стирании различий между культурами, а в объединении различных культур, дополняющих друг друга своими лучшими образцами.

Различные культуры, являющиеся в прошлом, да и сегодня (исламский фундаментализм) источником вооруженных столкновений, все больше становятся предметом изучения и освоения все большего числа другой культуры: книги, музыка, мода, национальная кухня преодолевают культурные барьеры и все в большей степени становятся элементами интегрирующего фактора.

7. ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Под социализацией понимается усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. "Персональный состав" общества постоянно обновляется, люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, общество со временем изменяется, но и внесение новаций в общественную жизнь тоже, так или иначе, обуславливается унаследованными от предков формами жизни и идеалами.

Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. В ходе социализации люди усваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, в значительной мере определяют жизненный сценарий, по которому ребенок будет строить свою жизнь. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые они наблюдают у сверстников, учителей и других взрослых.

Но социализация не заканчивается в детстве. Она является непрерывным процессом, который продолжается всю жизнь. Условиями и средствами ее выступают школа и другие учебные заведения, средства массовой информации, труд и трудовой коллектив, неформальная группа и, наконец, самовоспитание.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенный культурный контекст , из которого он черпает свои представления, идеалы, правила жизни, способы действий. В контексте американской культуры поощряются такие качества личности, как уверенность в себе, энергичность, общительность. Индийская культура, напротив, традиционно поддерживает созерцательность, пассивность, самоуглубленность. Культура по-разному регламентирует гендерные (половые) Социальные роли взрослых мужчин и женщин. Почти во всех культурах на мужчин возлагается обязанность обеспечивать благосостояние семьи, а на плечи женщин ложится забота о детях и ведение домашнего хозяйства; мужчины традиционно пользуются большей свободой сексуального поведения, чем женщины. В различных культурных контекстах оказываются молодежь, люди средних лет, старики. Возрастные различия жизненных установок во многом обусловлены не просто биологическими изменениями организма, а закрепленными в культуре представлениями о соответствующем возрасту образе жизни.

Социалистическая культура культивировала такие ценности, как бесплатный труд, уравниловку, безразличие к деньгам. Рецидивы таких "ценностей" пагубно сказываются и по сей день.

Культурный контекст определяет как формы деятельности, связанные с занимаемой личностью позицией, так и принятые в данной социальной среде формы отдыха, психической разрядки (рекреативная или компенсаторная функция культуры). В каждой культуре существуют свои традиции и обычаи, регламентирующие способы снятия накопившегося напряжения. Важнейшую роль играют праздники, культура проведения которых предполагает создание особого радостного настроения. Способы психической разрядки обычно позволяют нарушать стандарты будничной жизни, разрешают раскованность и свободу поведения, выходящую подчас за рамки приличий. Однако и эти, выглядящие иногда совершенно беспорядочными, формы поведения регулируются культурными нормами.

Содержащиеся в культуре ценности и нормы, однако, не всегда обеспечивают успешную социализацию. Патриархальные времена младшие члены семьи нередко оставались почти всю жизнь в подчинении старших, чувствуя себя неполноценными членами общества. В современном западном мире существуют трудности в социализации пожилых. Западная цивилизация вытесняет людей пожилого возраста на обочину общественной жизни, а смерть считается, чуть ли не запретной темой, о которой ни говорить, ни думать не следует.

Кроме того, культурный контекст может создавать почву для асоциальных форм поведения – пьянства, наркомании, проституции, преступности. Эти явления приобретают массовый характер, когда общество оказывается в кризисном состоянии, падает престиж культуры, обесцениваются традиции и идеалы жизни, и, как следствие этого, социализация (особенно молодежи) оказывается недостаточно эффективной.

Культура многолика. Неудачи социализации, связанные как с отклонениями от социально одобряемых форм жизни (девиантное, отклоняющееся поведение), так и с существованием негативных культурных образцов, тоже имеют свои корни в культуре.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. – М.,1995.

    Культурология. История мировой культуры. Дополненное издание. Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2003. Изд. "ЮНИТИ".

    Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры. - М., 2005 ООО "Издательство ЮНИТИ-ДАНА".

    Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2006.

Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни , которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция . Можно сказать, что именно культура делает . Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений , свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе и .

Интегративная и дезинтегративная функции культуры . На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры . Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в , школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая , функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

Социальные функции , которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

  • социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
  • организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
  • обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
  • регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, .

Адаптивная функция

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни человека и общества. Но относительно числа функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный мир — культура. Другими словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания, защищаясь от неблагоприятных условий внешней среды. Человек постепенно становится независимым от природных условий: если другие живые организмы могут обитать только в определенной экологической нише, то человек способен освоить любые природные условия за смет формирования искусственного мира культуры.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек достичь не может, так как форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Так. культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам. Например, сегодня можно не бояться грозных болезней прошлого — чумы или черной оспы, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Поэтому человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры, искусственно созданного самим человеком.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании специфических средств защиты человека — необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, запасание пищи и других необходимых вещей, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. При этом к ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели, — государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.

С другой стороны, существуют неспецифические средства защиты человека — культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры — способность к «удвоению мира», выделению в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Связывая культуру с идеально-образным миром, мы получаем важнейшее свойство культуры — быть картиной мира, определенной сеткой образов и значений, через которую воспринимается окружающий мир. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а как упорядоченную и структурированную информацию. Любой предмет или явление внешнего мира воспринимается через эту символическую сетку, ему находится место в этой системе значений, и он получаст оценку как полезный, вредный или безразличный для человека.

Знаковая функция

Знаковая, сигнификативная функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют. Дав название предмету или явлению и оценив его как угрожающий, человек одновременно получает необходимую информацию, позволяющую ему действовать, чтобы избежать опасности, поскольку при маркировании угрозы ей не просто дается имя, но она вписывается в иерархию бытия. Приведем пример. Каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни болел (не легкой простудой, а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом человек испытывает не только болезненные ощущения, чувства слабости и беспомощности. Обычно в таком состоянии в голову приходят неприятные мысли, в том числе о возможном смертельном исходе, вспоминаются симптомы всех болезней, о которых приходилось слышать. Дело обстоит прямо по Дж. Джерому, один из героев романа которого «Трое в лодке, не считая собаки», изучая медицинский справочник, нашел у себя все болезни, кроме родильной горячки. Иными словами, человек испытывает страх из-за неясности своего будущего, из-за того, что чувствует угрозу, но ничего о ней не знает. Это существенно ухудшает общее состояние больного. В таких случаях вызывают врача, который обычно ставит диагноз и назначает лечение. Но облегчение происходит еще до приема лекарств, так как врач, поставив диагноз, дал имя угрозе, тем самым вписав се в картину мира, что автоматически дало информацию о возможных средствах борьбы с ней.

Можно сказать, что культура как образ и картина мира представляет собой упорядоченную и сбалансированную схему космоса, является той призмой, через которую человек смотрит на мир. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию и в поступках человека. Большинство членов этноса фрагментарно осознает ее содержание, в полном объеме оно доступно лишь небольшому числу специалисте в-культурологов. Основой этой картины мира являются этнические константы — ценности и нормы этнической культуры.

Познавательная функция

Познавательная (гносеологическая) функция наиболее полно проявляет себя в науке и научном познании. Культура концентрирует опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создаст благоприятные возможности для его познания и освоения. Разумеется, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, однако там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире является важнейшей целью.

Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложнейшие системы философии и психотехники. В них серьезно обсуждались такие непривычные для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность предсказывать будущее) и др.

Функция накопления

Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира. Потребность в информации по самым разным вопросам выступает естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Человек должен помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки; должен знать, кто он, откуда и куда идет. Для получения ответа на эти вопросы человек создал знаковые системы, которые собирают, систематизируют и хранят необходимую информацию. При этом культуру можно представить как сложную знаковую систему, обеспечивающую историческую преемственность и передачу социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, а также синхронную передачу информации между людьми, живу- ицими в одно время. Различные знаковые системы помогают человеку не только понять мир, но и фиксируют это понимание, структурируют его. У человечества только один способ сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных знаний — через культуру.

В качестве средств хранения, накопления и передачи информации выступают естественная память индивида, коллективная память народа, закрепленная в языке и духовной культуре, символические и вещественные средства хранения информации — книги, произведения искусства, любые предметы, созданные человеком, так как они тоже являются текстами. В последнее время все большую роль стали играть электронные средства хранения информации. Общество также создано специальные учреждения для выполнения данной функции культуры — библиотеки, школы и университеты, архивы, другие службы сбора и обработки информации.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.

Природа не наделила человека способностью устанавливать эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма, и для общения человек создал различные средства культурной коммуникации. Информация может передаваться вербальными (словесными) способами, невербальными (мимика, жесты, позы, дистанция общения, информация, которая передается через материальные предметы, например с помощью одежды, особенно форменной) и паравербальными (темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.).

Для общения с другими людьми человек использует естественные языки, искусственные языки и коды — компьютерные, логические, математические символы и формулы, знаки дорожного движения, а также разнообразные технические устройства.

Процесс коммуникации состоит из трех этапов:

  • кодирование информации, которая должна быть передана адресату, т.е. перевод се в какую-либо символическую форму;
  • передача по каналам коммуникации, при этом возможны помехи и потеря части информации;
  • раскодирование полученного послания адресатом, причем в силу различия в представлениях о мире, разного индивидуального опыта отправителя и получателя сообщения раскодирование происходите погрешностями. Поэтому коммуникация никогда не бывает успешной на 100 %, большие или меньшие потери в ней неизбежны. Эффективность коммуникации обеспечивается рядом культурных условий, таких, как наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических, семиотических правил, которые в итоге определяют, кому, что, когда и как можно сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.

Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспектом формирования культуры. На ранних этапах истории человечества возможности коммуникации ограничивались прямыми контактами между людьми и для передачи информации им приходилось сближаться на расстояние прямой видимости и слышимости. Со временем люди нашли возможность увеличить дальность коммуникации, например с помощью специальных приспособлений. Так появились сигнальные барабаны и костры. Но их возможности ограничивались передачей лишь нескольких сигналов. Поэтому важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение письменности, позволившее передавать сложные сообщения на большие расстояния. В современном мире все большее значение приобретают средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, радио, печать, а также компьютерные сети, выходящие на первое место как средство общения между людьми.

В современных условиях значение коммуникативной функции культуры растет быстрее, чем любой другой функции. Развитие коммуникативных возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации, т.е. процессам глобализации. Эти процессы в свою очередь стимулируют интенсивный прогресс средств коммуникации, который выражается в возрастании мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, повышении скорости передачи информации. Наряду с этим прогрессируют взаимопонимания людей, их способность к сочувствию и сопереживанию.

Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности — народы, социальные группы и государства. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе. В результате возникает чувство общности с людьми, являющимися членами своей группы, в противовес другим людям, которые воспринимаются как «чужие». В силу этого весь мир делится на «своих» и «чужих», на Мы и Они. Как правило, человек испытывает большее доверие к «своим», чем к «чужим», говорящим на непонятном языке и ведущим себя неправильно. Поэтому коммуникации между представителями разных культур всегда затруднены, велик риск ошибок, порождающих конфликты и даже войны. Но в последнее время в связи с процессами глобализации, развитием средств массовой информации и коммуникации межкультурные контакты укрепляются и расширяются. Этому во многом способствует современная массовая культура, благодаря которой множеству людей в разных странах становятся доступны книги, музыка, достижения науки и техники, мода и т.п. Особенно большую роль в этом процессе играет Интернет. Можно сказать, что интегративная функция культуры в последнее время способствует сплочению не только отдельных социальных и этнических групп, но и человечества в целом.

Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.

В любых человеческих общностях необходимо регулировать поведение составляющих их индивидов для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида. Продукты культуры, которыми располагает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют прогнозировать развитие различных событий, но не определяют, как

должен действовать человек в той или иной ситуации. Каждый человек должен сознательно и ответственно совершать свои поступки, опираясь на нормы и требования к поведению людей, которые исторически сложились в обществе и четко закрепились в нашем сознании и подсознании.

Нормы поведения людей, как разрешительные, так и запретительные, представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. В каждой культуре приняты свои нормы поведения. Есть культуры с сильной нормативной стороной (Китай) и культуры, в которых нормативность выражена слабее (европейские культуры). Вопрос о существовании общечеловеческих норм остается дискуссионным.

Посредством норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

Регулятивная функция культуры осуществляется на нескольких уровнях:

  • мораль и се нормы, которые жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирующих институтов; нарушение этих норм встречает резкое осуждение общества;
  • нормами права, которые подробно излагаются в конституции и законах страны. Их соблюдение контролируют специально созданные институты — суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система;
  • обычаи и традиции, представляющие собой устойчивую систему поведения людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Как правило, они принимают форму определенного стереотипа, устойчивы на протяжении столетий при любых общественных изменениях;
  • нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе, включающие широкий круг требований — от элементарной опрятности и соблюдения правил хорошего тона до общих требований к духовному миру человека.

Аксиологическая (оценочная) функция культуры связана с ее ценностными ориентациями. Культурная регуляция человече- с кой деятельности осуществляется не только нормативно, но и через систему ценностей — идеалов, к достижению которых стремятся люди. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека и помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного и т.д. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются.

Ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно в одной культуре, может быть совсем не важно в другой. У каждого народа формируется своя иерархия ценностей, хотя набор ценностей имеет общечеловеческий характер. Поэтому можно условно классифицировать основные ценности следующим образом:

  • витальные ценности — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;
  • социальные — социальное положение, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;
  • политические — свобода слова, гражданские свободы, законность,
  • гражданский мир;
  • моральные — добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
  • эстетические ценности — красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.

Каждое общество, каждая культура ориентируется на свой набор ценностей, в котором могут отсутствовать какие-то из перечисленных выше ценностей. Кроме того, каждая культура по-сво- ему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты у разных народов довольно сильно различаются. Например, в средневековом Китае у аристократок в соответствии с существовавшим тогда идеалом красоты должны быть крохотные ступни; желаемого добивались мучительными процедурами бинтования ног, которым подвергались девочки с пятилетнего возраста и в результате которых они становились буквально калеками.

Посредством ценностей происходит ориентация поведения людей. Человек не может одинаково относиться к противополож- ностим, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение чему-то одному. Большая часть людей считает, что стремится к добру, правде, любви, но то, что одним кажется добром, может оказаться злом для других. Это вновь приводит к культурной специфичности ценностей. Исходя из имеющихся у нас представлений о добре и зле, мы всю жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира.

Рекреативная функция культуры (психическая разрядка) противоположна нормативной функции. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных индивидов и групп, подавление каких-то их желаний и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Далеко не все эти напряжения рационально разрешимы. Поэтому перед культурой стоит задача — создать организованные и относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильности.

Самые простые, естественные индивидуальные средства разрядки — смех, плач, приступы гнева, исповедь, объяснение в любви, разговор начистоту. Специфически культурные коллективные, закрепленные традицией формы разрядки — праздники и досуг, освобожденный от непосредственного участия в производстве. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничные нормы жизни, устраивают шествия, карнавалы, застолья. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек, приобщенный к праздничной культуре и умеющий праздновать, испытывает облегчение и радость. Праздники также происходят по определенным правилам — с соблюдением соответствующего места и времени, разыгрыванием устойчивых ролей. При разрушении этих формальностей и усилении чувственных склонностей физиологическое наслаждение может стать самоцелью и будет достигаться любой ценой; в результате появятся алкоголизм, наркомания и другие пороки.

Ритуалы также представляют собой средства коллективной разрядки и регулируют важнейшие моменты в жизни людей, относящиеся к сфере сакрального (священного) в данной культуре. Среди ритуальных событий — рождение и смерть, заключение брака, обряды взросления (инициации), особенно важные в первобытной и традиционных культурах. В эту группу входят также религиозные ритуалы и обряды, выполнение которых является одним из лучших способов компенсации, созданным культурой. Для ритуалов характерны особая торжественность, культурная насыщенность.

Также в качестве коллективной разрядки эффективно используется игра, удовлетворяющая влечения символическими средствами. Символика игры создаст особую психологическую установку, когда человек одновременно и верит, и не верит в происходящее, она побуждает его использовать все свои силы и мастерство для достижения цели. Игра позволяет разрядить бессознательные импульсы, запрещенные или невостребованные культурой. Так, во многих играх присутствуют конкурентные, сексуальные мотивы — спорт, лотерея, конкурсы, танцы. В таких играх, как коллекционирование, реализуются накопительские влечения, оценивающиеся в быту как проявление жадности. Наконец, существуют игры, обыгрывающие значение смерти, — коррида, гладиаторские бои.

С одной стороны, сегодня можно говорить о гуманизации игр, замене многих развлечений прошлого, таких, как уличные кулачные бои и публичные казни, спортом, телевидением, кино. Но с другой стороны, кино и телевидение показывают в фильмах и программах множество сцен насилия, травмируя психику людей, особенно детей.

Функция социализации и инкултурации, или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, а инкультурацией — процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре. Эти близкие процессы возможны только с помощью специально созданных культурой систем воспитания и образования. Вне общества эти процессы невозможны, поэтому из Маугли или из Тарзана никогда не получился бы настоящий человек. Дети, по каким-то причинам вырастающие среди животных, сами навсегда остаются животными.

Процессы социализации и инкультурации предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности, свои природные задатки. Это может быть развитие музыкальных или художественных способностей, математических или технических знаний, того, что может пригодиться в овладении будущей профессией или станет занятием человека в часы досуга.

Социализация и инкультурация продолжаются в течение всей жизни человека, но наиболее важные знания усваиваются в детстве. Тогда ребенок учится говорить на родном языке, усваивает нормы и ценности своей культуры. В основном это происходит автоматически, когда ребенок копирует сначала поведение родителей, а затем — сверстников, учителей и других взрослых. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

Культура не только накапливает и хранит информацию (это является по преимуществу прерогативой культурного наследия). Актуальная информация благодаря культуре постоянно циркулирует в обществе, осуществляя передачу опыта и знаний. Культура формирует условия и средства человеческого общения. В принципе любой артефакт сообщает информацию. Но в культуре имеются специальные средства общения – знаковые системы и в первую очередь – язык. Культура – это поле человеческого общения, она связывает, объединяет людей. Развитие форм и способов коммуникации – важнейший фактор культурной истории человечества. В ходе истории растет мощь и дальнодействие средств связи: от первобытных сигнальных барабанов до спутникового телевидения. На смену письменности пришли средства массовой коммуникации (СМК), радио и телевидение. В ближайшей перспективе – развитие компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации. Развитие культуры общения способствует взаимному пониманию и сопереживанию.

Интегративная функция.

Благодаря коммуникации и наличию общечеловеческих ценностей культура объединяет отдельных людей, социальные группы, народы и государства. У людей формируется чувство принадлежности к культурной общности, к которой они принадлежат. Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Единство культуры – важное условие крепости государства. Высока объединяющая роль технологий, науки и искусства.

С ходом истории растут контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Всемирная паутина интернетасплетает различные культуры в одно целое. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.

Адаптивная функция культуры.

Информационно-коммуникативные возможности культуры позволяют ей обеспечивать приспособление человека к окружающей среде. Но в отличие от животных человек одновременно приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Биологическая неприспособленность человека обернулась способностью осваивать любые природные условия, создавать разнообразие «защитных» культурных слоев (одежда, жилье, оружие и т.п.). У разных народов, обитающих в различных условиях, в их культуре исторически закрепляются способы адаптации к природной среде. Они составляют рациональное обоснование многих национальных традиций (например, в способах лечения, строительства жилья и т.п.), изобретается масса вещей, средств и способов обеспечивать безопасность и комфорт, наполнить жизнь удовольствиями и развлечениями. Увеличивается продолжительность жизни и рост народонаселения.

Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою духовную сущность, уменьшая свою зависимость от сил природы.

Функция социализации.

Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Этот процесс полезен и обществу, сохранению сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Социализация начинается в детстве. Огромную роль здесь играет и семья, пример родителей, сверстников, учителей и др. В дальнейшей жизни важную роль играют: школа, другие учебные заведения, средства массовой информации, трудовые коллективы, неформальные группы. Немалое значение имеет и самовоспитание.

Социализация имеет своеобразие в различных исторических и национальных культурных контекстах (российских, американских, индийской и др.). От этого контекста зависят не только формы деятельности, но и формы отдыха, развлечения, психической разрядки (рекреативная и компенсаторная функции культуры): праздники, игры, спорт, массовое искусство, разнообразные «хобби». Все эти формы регулируются культурными нормами и имеют ритуальный характер.

Кроме названных, в литературе отмечаются и другие функции культуры более частного характера: обеспечение целостности общественной системы, обеспечения перехода от одной общественной системы к другой, разрешение противоречий между обществом и природой, гармонизация отношений между ними, преемственность поколений, функция самовыражения, самоутверждения и саморазвития личности и др.




Top