Адельгейм, павел анатольевич.

Высокопреосвященному
Митрополиту Евсевию

Высокопреосвященному
Митрополиту Клименту

Крик души.

(Открытое письмо)

Запел петух, и вспомнил Пётр слова

Иисуса, и горько заплакал (Мф. 26, 74-75).

Пишет жена свящ. Павла Адельгейма, прослужившего 50 лет в РПЦ, претерпевшего репрессии, пострадавшего до крови от безбожной власти, а ныне без вины и без суда гонимого Русской Православной Церковью Московской Патриархии в Вашем лице.

Как и Вы, я родилась в глухой деревне. Мой отец и четыре родных дяди погибли на фронте, отдав жизнь за веру и Отечество. Ещё четыре дяди прошли войну, получили генеральские и полковничьи погоны и ордена. Два дедушки дошли до Берлина. Меня воспитывали в строгих правилах. Дедушка оставил три наказа: "не воровать, не лгать, не сквернословить". Храню их с юности. В 17 лет окончив школу, вышла замуж и уехала в далёкий Ташкент, где жили с мужем в райских кущах тепла и любви удивительных священников и епископов.

Когда о. Павел построил в Кагане храм и его арестовали, я осталась с тремя детьми без средств. Меня не бросили, хотя все жили в нужде. Владыка Ермоген из Жировицкого заточения посылал часть пенсии. Свящ. Милий Руднев, имея семерых детей, помогал. Многие делились последним. Я не чувствовала себя покинутой, надеясь на Бога и добрых людей. Советская власть выселяла меня из квартиры с детьми, Бог не дал в обиду. Время было другое, Церковь тоже была другая.

Мы были счастливы, пока не встретили Вас. Когда Вы пришли, жить стало страшно. У Вашей ненависти нет причины. Она сжигает Вас изнутри геенной огненной. Свящ. Андрей Таскаев приписывает о. Павлу "манию преследования". Мания не у него, а у меня. Каждый раз, когда останавливается автомобиль, приходит письмо, звенит звонок, у меня падает сердце, как при арестах 1937 года. Память смертная не покидает ни днём, ни ночью все эти годы.

Сердце болит не зря. "Новая газета" спрашивает: "Неужели "заказали" священника?" (№53 за 2003г.). Покушение на о.Павла Адельгейма вызвала публикация архиерейских проклятий в "Благодатных лучах" (№2 за 2003 г.). Кто подослал убийцу, развинтившего рулевую тягу? Кто заказал убийство, забыв Бога? "Живущий на небесах посмеётся им"! (Пс.2,4). О. Павел остался жив!

О.Сергий Иванов пришёл завоевателем в мирный приход. Пренебрегая традициями храма, сложившимися за 20 лет, разжигает пожар. Надо разорить приход? Уничтожить "дух и жизнь?" (Ин.6, 63).

В Прощёный день Иванов оправдывался перед народом: "не по своей воле я пришёл. Владыка велел: либо клади крест на стол, либо иди в Мироносицы".

В прошлом году Вы посылали его разгонять Иоанно-Предтеченский приход: свящ. Андрей Давыдов ушёл из епархии, его община распалась и разбрелась по чужим храмам.

Иванов похвастался: "Не раз меня командировали наводить порядок в чужих приходах". Если дух общины и настоятель не нравятся, Вы разгоняете приход. По этой причине пора отцу Павлу собираться в скорбный путь, конец недалёк. А прихожанам куда бежать?

За 15 лет преследований Вы разрушили всё, во что вложена душа и десятки лет жизни: отняли три храма, школу, приют инвалидов, производство, здоровье и покой семьи, создали вокруг о.Павла искусственную изоляцию - менее стойких Ваше "пастырство" доводит до болезни и самоубийства.

Прот. Евгений Борода из г. Дно повесился, лишившись прихода, в котором прослужил 45 лет - всю жизнь со дня хиротонии.

Запрещение подкосило здоровье игумена Романа Загребнева: инсульт, отнялись ноги. 10 лет запрещения приковали к постели свящ. Владимира Андреева. Сколько их загубили? Зачем?! Какой конец назначили о. Павлу? Он выдержит и устоит!

Труднее выжить мне с непроводимостью сердца и кардиостимулятором. Ваши интриги и происки изранили сердце. Не упрекнёшь: чужими руками зло делаете. Отсюда слово "злодей". Заказчика труднее обвинить в преступлении, чем исполнителя.

Вернувшись из тюрьмы без ног, муж пришёл к епископу в чужой рясе, на берёзовой ноге. Архиерей растрогался и наградил его наперсным крестом, который Вы намерились отнять.

Безбожники гнали. Теперь репрессирует митрополит РПЦ. Вы превратили РПЦ из Церкви мучеников в Гонительницу. Не удивительно. Господа Иисуса тоже гнали и распяли архиереи. "Распни, распни!" - кричали, жаждая крови Сына Божия. Всё повторяется. Теперь архиерей губит народ Божий.

О. Павел не первый и не последний. Вы со многими расправились. "Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит" (Ин.10, 10). Вам 69 лет. Задумайтесь о старости и смерти - время не остановить! Петух уже кричит! Много дано - много спросится.

У каждого своя судьба. Вы приносит человеческие жертвы. Мы - Ваши жертвы - вместе с Вами предстанем на суд Божий: белый клобук не убелит пастырские преступления.

Простите! До встречи на Страшном Суде Божием.

Я (i-z-o) звонил Вере Адельгейм и Она подтвердила подлинность письма.

И вот угрозы исполнились, через 5 лет о.Павел был убит и кто заказал догадайтесь сами......

Еще в 1969 году, когда храмы в нашей стране только разрушались или использовались в непотребных целях, когда окончательно был стерт с лица земли Костинский храм Рождества Пресвятой Богородицы, в этом самом году отец Павел Адельгейм построил в городе Бухаре, где он тогда служил, новый храм, единственный, построенный в СССР за все годы безбожной власти.

Когда первый шок властей предержащих прошел и все областные начальники со своих постов были сняты, пришла пора посчитаться с главным виновником события: его, естественно, посадили, оставив без средств к существованию троих детей, один из которых – инвалид детства. Посадили по статье за распространение сведений, порочащих советский государственный и общественный строй.

Что же это были за сведения? Во время обыска в его доме нашли школьную тетрадку с аккуратно переписанной поэмой Анны Ахматовой «Реквием». Возмутились. Ну, не могла советская поэтесса написать такие антисоветские стихи: «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад, и ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград…» Разумеется, не могла! А кто же тогда такие стихи написать отважился? Да все он же, Павел Адельгейм!

Сегодня в это поверить невозможно. Однако была сделана даже искусствоведческая экспертиза, которую совершила учительница истории одной из ташкентских школ. И в результате трудов учительницы-«искусствоведа» батюшку осудили на максимальный срок по этой статье - 3 года лагерей.

Но и в лагере батюшка остался прежним, взглядов своих не переменил. Помогал заключенным составлять всевозможные прошения, жалобы, заявления. Администрация лагеря невзлюбила чрезмерно активного заключенного и – бывало тогда и так – организовала на него целых три покушения. Последнее - почти удачное. Его не убили, но колесом цехового подъемного крана раздробили пальцы на правой ноге. В городской больнице, куда пострадавшего отвезли, старик-хирург оперативно осмотрел и утешил: через неделю плясать будешь. Но доктор ошибся.

У койки отца Павла посадили двух автоматчиков в тулупах и забыли о нем на месяц, а потом и вовсе перевели в тюремную больницу. Если к хирургической ране месяц не прикасаться, начнется гангрена. Она и началась. Тут срочно явилась заведующая тюремной больницей (врач-педиатр по основной специальности) с большой хирургической пилой и нашему батюшке ногу выше колена отпилила… БЕЗ АНЕСТЕЗИИ!

С тех пор служил отец Павел на одной ноге, опираясь тем, что осталось от правой, на неподъемно тяжелый протез, по которому нет-нет да и потечет струйка крови…

5 августа 2013 года протоиерей Павел Адельгейм был убит душевнобольным человеком, которому батюшка пытался оказать пастырскую помощь.

Елена Пудовкина.

Памяти отца Павла Адельгейма

Все пройдет, и останется только любовь,

что уже не иссякнет вовеки.

Новомученик прибыл под отческий кров -

за небесные, светлые реки.

От страданий земных он восходит горе,

и от нашего горя земного.

Он как праведник жил, как лампада горел,

славил Бога и делом, и словом.

Как нам жить без него в наползающей тьме,

как нам жить, как дышать, как молиться?

Сей светильник стоял высоко на холме,

Озаряя и души, и лица.


Год без праведника. Памяти отца Павла Адельгейма

Прот. Сергий Ганьковский
Отцу Адельгейму

Ни труда, ни болезни уже не нести тебе, отче.

Завершились труды, и закончился тела недуг.

И фантомные боли в ноге не преследуют ночью,

Да и ночь прекратилась, зарёй осиянная вдруг.

И ты снова, как в юности, целый, решительный, строгий,

И вся жизнь впереди, словно сладостный рай за углом.

Нам бы вместе с тобой, в предвкушении новой дороги,

Только радостью жить, только песней стремиться за кром.

Отчего же пустыня в душе, отчего только слёзы

Невозможно сдержать, когда думаешь вновь о тебе?

Ничего нет желаннее смерти: её ли угрозы

Могут нас опечалить, причастных Христовой судьбе?

Сколько было потуг, чтоб молитве твоей не звучать.

Ничего не успели злодеи: ни лагерный молох,

Ни владычны затеи не вольны заставить молчать.

В тесной келье твоей, где когда-то в страданье рождалось

Покаянье в навеки, казалось, умершей душе,

Чудо Церкви соборной молитвой твоей созидалось:

Там, где двое с Христом, там и Царство сияет уже.

И когда наше небо свернется, как свиток беззвёздный,

И когда все итоги Предвечный Судья подведет,

И когда приговор прозвучит, неумытный и грозный,

Знаем: келья твоя, как корабль среди бури спасет.

Разрешал и прощал, прогоняя унынье и мрак,

Верим, отче, что правом, оплаченным кровью безгрешной,

Приготовишь обитель для тех, кто блуждает впотьмах.

ОТЦУ ДУХОВНОМУ

Ты глядишь мне в глаза - прямо, просто, светло

С фотографии старой в ореховой раме.

Вопрошаешь? Коришь? Иль сквозь рамы стекло

До заутрени светлой прощаешься с нами?

Там, в чертогах покоя и вечной весны

Служишь ты литургию любви и надежды

Пред тобой, с обжигающей болью вины,

Мы стоим, недостойные брачной одежды.

Говорят, что бесстрашно пойдёт за Христом

Тот, кто Свет Его узрит в глазах человека.

Ты принёс его нам – в тихом слове твоём

Мы услышали правду Грядущего Века.

Но гораздо важнее всех сказанных слов

Чтобы совесть и ум были с сердцем в согласье.

С семинарских годов до московских судов,

Ты был камнем соблазна для жаждущих власти

Жил бы ты осторожно, не стал бы, кем стал, -

Не смиренным попом, как в романе Лескова.

Ты, как воин Христов, кровь свою проливал,

Жертвы кровь от темниц Заравшана до Пскова

Год Год прошел без тебя. И сердечная боль

Стала тихой печалью и памятью вечной,

Словно в гибельном мраке далекий огонь

Чуть мерцает лампадой любви бесконечной.

Август 2014 г.

ВТОРАЯ ГОДОВЩИНА


Мы всё ищем покоя и воли и ночью и в утренний час,

Жаждем Духа Комфорта*, Который, мы слышали, дышит, где хочет,

И нам кажется смысл мирозданья замкнулся надежно для нас

в тихой дрёме, решительно встать от которой нет мочи.

Сладкий шепот соблазна подскажет: зачем восставать,

если вечный покой нам в награду обещан от века?

Что покой этот значит? Не видеть, не слышать, не знать,

чтоб беспечной души не встревожить бедой человека.

«Справедливость» - вот лозунг на знамени наших побед.

«Милосердие» - просьба печальная в немощи падших.

Под штандартом каким поспешим за святыми вослед?

Повернется ль язык попросить у Владыки: «Воздаждь ми»?

Неужели и правда Создатель Небес и Глубин

Будет падшую тварь справедливо судить за злодейства?

Кто там будет оправдан? Кто избегнет позора один

на один с неподкупным Судьей – образцом совершенства.

Неужели и впрямь созерцанье горящих в аду

утешает святых, в глубину преисподней воззревших

с Лона вечного Праотцев, грешникам всем на беду

Наслажденье двойное от вида страдальцев обретших.

Что такое любовь, если мздовоздаянье за зло

не исполнившим йоту Закона – непреодолимо?

И на что мне тогда Авраамово Лоно? Оно –

VIP трибуна всего лишь в ристалищах Ветхого Рима.

Если так, то пойду я за Павлом-апостолом вслед,

вслед за тем, кто готов отказаться от первенства родом

ради ближних своих, как Исав, получивший обед,

вместо славы Отца, вместо чести быть Божьим народом.

Так и ты, иерей, соименный апостолу, встал

на защиту всех тех, кто отчаялся в деле спасенья,

кто и ночью не бодрствовал, дни в расслабленьи лежал

над ручьем, умирая от жажды, без воли к движенью.

«Встань! Иди!» - вслед за Спасом-Христом обращаешь ты к нам

Слово силы, надежды, спасенья и радостной веры.

И расслабленный жилами, чуждый истертым словам,

Словом Жизни объят, не пугается смерти химеры.

Смерти нет! – вот итог этой жизни, родивший меня во Христе,

Результат всех молитв, всех трудов, всех обид и напастей.

Смерти нет! Ада происки, скорби и сердце в тоске –

не лишают нас веры, надежды и жизни нетленной причастья!

Смерти нет, сколько ни торжествует она,

разлучая сердца и глумясь над любовью и верой,

наша жизнь не напрасна: сердца зажигает она,

тем дыханием правды, чем ты оделил нас без меры

_______________

*spirit Comforter (англ.) - Дух Утешитель

Выдержки из беседы Александра Щипкова с отцом Павлом Адельгеймом

Священник Павел Адельгейм: Из семинарии меня выгонял лично Филарет Денисенко

Убит протоиерей Павел Адельгейм

Вечером 5 августа 2013 года в Пскове был убит протоиерей Павел Адельгейм. Тело священнослужителя с ножевыми ранениями было обнаружено в его доме в Красногорском проезде рядом с храмом Константина и Елены в понедельник около 20.00. Подозреваемый задержан.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту убийства священника. Предположительно отец Павел был убит психически нездоровым человеком, который был знаком с покойным. В момент задержания подозреваемый «причинил себе ножевые ранения и был госпитализирован», говорится в сообщении ведомства.

По словам руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакона Александра Волкова, протоиерей Павел Адельгейм «стал, как можно судить по имеющейся сейчас информации, жертвой исполнения пастырского долга как готовности прийти на помощь любому человеку».

«Святейший Патриарх Кирилл скорбит о трагической смерти отца Павла Адельгейма и молится об упокоении его души», — сообщил отец Александр.
1 августа 2013 года протоиерею Павлу Адельгейму исполнилось 75 лет.
Патриархия.ru

Убийство отца Павла Адельгейма: хроника трагедии

Ольга ШАТОВА

Псков потрясён убийством: погиб не просто невинный человек, а всеми уважаемый священник Павел Адельгейм. Да и нож оказался в руках не простого злодея, а страдающего и к тому же религиозного молодого человека. Помрачение нашло на выпускника ВГИКа, который попытался покончить и с собой тоже - едва осознал содеянное.

Трагедия произошла в понедельник вечером, 5 августа, примерно в 19.30, - в доме священника Павла Адельгейма. По свидетельству близких, он читал своему молодому московскому гостю Сергею Пчелинцеву о святом Луке Войно-Ясенецком, как вдруг парень обезумел, схватил нож и нанес священнику несколько ударов, один из которых стал смертельным.

Безумие

Позже, когда полицейские стали проверять, как быстро приехала «скорая» (наверное, в таких случаях родственникам всегда кажется, что «скорая» едет по вызову слишком медленно), то, во-первых, посчитали, что медики прибыли на место трагедии уже через семь минут, а во-вторых, что для Павла Адельгейма помощь вызывали восемь раз. И ещё шесть раз её вызвали для подозреваемого в убийстве, который, по утверждению очевидцев, выбежал во двор и стал метаться там с криками: «Что я наделал?». А когда за ним приехали полицейские - два раза ударил себя ножом в грудь.

Сейчас Сергей Пчелинцев находится в реанимации. В ночь с 5 на 6 августа ему сделали операцию на поврежденном лёгком. Медики до сих пор оценивают его состояние как тяжёлое. Пока никто не знает, когда полицейские, которые дежурят возле его палаты, смогут его допросить.

Он жил в доме Павла Адельгейма три дня. Родные священника сразу поняли, что с парнем что-то не так.

Сергей страдал от сильных головных болей. Говорят, что в юности он занимался борьбой и повредил шейный отдел позвоночника. По свидетельству его матери, ситуация ухудшилась после того, как он снял фильм про маньяков-убийц. Молодой человек и сам признавался, что работа над этим фильмом произвела разрушительное действие на его психику. Он пробовал искать утешения в религии и, наконец, сбежал от родных в Псков. Кто-то из знакомых посоветовал ему обратиться за помощью к отцу Павлу Адельгейму, который в своё время служил при психиатрической больнице и имел опыт общения со «сложными» пациентами.

Вдова священника Вера Михайловна рассказывает, что в один из дней в Псков приехал отец Сергея Пчелинцева, который хотел забрать сына домой. Молодой человек очень испугался и на коленях просил отца не отправлять его в «психушку».

Почему, оставшись потом наедине с Павлом Адельгеймом, он вдруг кинется на кухню, где супруга священника резала кабачки, за ножом - никто не знает. Уже через считанные минуты после того, как священник был зарезан, в сети появились первые сообщения об этой трагедии. И Интернет взорвался.

Псков - город маленький. Многие были лично знакомы с погибшим священником, у кого-то он венчал знакомых, у кого-то крестил детей… Псковичи поистине ужаснулись случившемуся. Что-то невообразимое произошло со статусами в социальных сетях и комментариями на форумах под информационными сообщениями: они стали похожими на молитвы.

Глава Пскова Иван Цецерский написал наутро после случившегося в ФБ: «Страшное еще в том, что это убийца - душевно больной человек жил в нашем городе и мог убить любого человека. Отец Павел очень добрый и отзывчивый человек, поэтому он помогал нуждающемуся в душевной поддержке, а в итоге - случилась непоправимая трагедия. Вечная память дорогому отцу Павлу!»

Со святыми упокой

Вечная память человеку действительно неординарному. И всю его жизнь гонимому - властями как светскими, так и церковными.

Биография Павла Адельгейма свидетельствует о том, что он был личностью вне системы, и поэтому сызмальства терпел лишения. Его отец был расстрелян, мать арестована, несколько лет он рос в детдоме, а потом вместе с мамой уехал в ссылку в Казахстан. В 18 лет он поступил в Киевскую духовную семинарию, но вскоре был исключён оттуда по политическим причинам. В 1964 году Павел Адельгейм закончил Московскую духовную академию, а уже через год его самого арестовали за распространение религиозного самиздата и приговорили к трём годам лагерей за «клевету на советский строй». Во время лагерных волнений он потерял ногу и вернулся на свободу инвалидом.

В Псковской епархии он с 1976 года. Это его заслугами при церкви Жён-мироносиц была открыта православная школа регентов, а при храме Святого апостола Матфея в деревне Писковичи под Псковом - приют для сирот-инвалидов.

В 2008 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий отстраняет Павла Адельгейма от должности настоятеля храма Жён-мироносиц, позволив ему, однако, служить в храме. Это произошло из-за того, что Адельгейм раскритиковал принятое Архиерейским собором новое «Положение о церковном суде» и тем, самым, по мнению архиерея, выказал неуважение высшим чинам Русской православной церкви. Тогда же появляется на свет скандальный протокол приходского собрания храма Жён-мироносиц, на котором протоиерея Павла Адельгейма и некоторых других прихожан церкви будто бы исключили из членов собрания.

Священник не смирился и стал судиться с Псковской епархией. Многие просвещённые псковичи встали на его сторону, ценя блестящий ум Павла Адельгейма и его обострённое чувство справедливости. В конце концов, патриарх Кирилл признал вышеупомянутый протокол подложным и посоветовал Евсевию с Адельгеймом проявить евангельское всепрощение и забыть распри. Но примирения, судя по всему, так и не произошло.
По крайней мере, протодиакон Андрей Кураев в «Живом журнале» высказался на гибель псковского священника Павла Адельгейма предельно жёстко: «Сатана душил его через псковского митрополита (да-да, страсти и капризы могут быть и у архиерея). А минувшей ночью перешел к более решительным действиям». Кураев также назвал Адельгейма «последним свободным священником Московской Патриархии»: «Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет неанонимно и публично сказать «владыка, вы неправы!?»

Павла Адельгейма похоронят 8 августа на Мироносицком кладбище в Пскове - рядом с храмом, в котором он служил до последних дней своей жизни. 1 августа ему исполнилось 75 лет. Родители Сергея Пчелинцева уже вызваны в Псков для дачи показаний. Следователи также с минуты на минуту ждут разрешения врачей на допрос пока ещё «подозреваемого» в убийстве. Дело передано в отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления СКР по Псковской области. К расследованию привлечены следователи-криминалисты аппарата управления.

Тем временем в храме Жён-мироносиц готовятся к прощанию с Павлом Адельгеймом. Ожидается, что сегодня после двух часов дня тело священника привезут из морга в храм. Завтра утром после Божественной литургии начнётся чин отпевания.
http://www.pskov.aif.ru/crime/article/38949


В Пскове состоялось отпевание и погребение протоиерея Павла Адельгейма

8 августа 2013 года в Пскове состоялось отпевание протоиерея Павла Адельгейма, убитого 5 августа.

Проститься с отцом Павлом собрались несколько сот человек: духовенство, прихожане и духовные чада.
Отпевали священника на улице перед храмом святых Жен-мироносиц на Мироносицком кладбище, так как небольшая церковь не смогла вместить всех собравшихся.
Было зачитано соболезнование митрополита Псковского и Великолукского Евсевия.

Слово Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия на отпевании протоиерея Павла Адельгейма

Как сильный гром ударил с высоты, так известие о кончине, трагическом убийстве протоиерея отца Павла ударило и пронизало все наше существо. Смерть человека всегда вызывает тяжелое чувство у родных и близких. А смерть священника, да еще убийство его, приводит в ужас всех тех, кто знал своего духовного отца. Протоиерея отца Павла знали многие люди не только в нашем городе, но и за его пределами, и даже в других странах. Его священническое слово слушали сотни людей. Жизнь его была многогранна. Не по простой дороге он шел, но со священническим крестом отец Павел никогда не расставался. Его внезапная кончина как трагедия переживается всеми нами, но жизнь и смерть человека в руке Божией. Будем об этом помнить и на всякий час просить Господа, да сохранит Он нас от внезапной смерти, а почившему протоиерею да дарует Свою милость и да вселит его с праведными в Своих небесных обителях. Вечная память протоиерею отцу Павлу.

ЕВСЕВИЙ, МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ

Заупокойное богослужение возглавил благочинный Псковского округа протоиерей Георгий Быков.
Погребен отец Павел у стен храма свв. Жен-мироносиц, в котором служил долгие годы.
Патриархия.ru

Тернист был его путь. В Пскове простились с протоиереем Павлом Адельгеймом
Ольга ШАТОВА

В Пскове, на кладбище возле храма Жён-мироносиц, похоронили священника Павла Адельгейма, который трагически погиб в понедельник, 5 августа.

На похороны собралось столько народу, что на территории кладбища яблоку негде было упасть. В их числе были замечены глава Пскова Иван Цецерский, заместитель губернатора Псковской области Виктор Остренко, именитые псковские архитекторы, художники, театральные деятели. Прямую трансляцию с похорон вёл известный телеведущий Павел Лобков.


Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий ограничился тем, что заочно обратился к своей пастве с лаконичным посланием на гибель Павла Адельгейма, которое было зачитано после отпевания. Многие отметили, что во время чтения этого послания навес над гробом вдруг заколыхало ветром - так что полиэтиленовую плёнку чуть было не сорвало.


После этого с проникновенной двадцатипятиминутной речью выступил благочинный Всеволожского района Ленинградской области протоиерей Роман Гуцу, который когда-то служил вместе с Павлом Адельгеймом и волею судьбы возглавил Псковское духовное училище после того, как опального священника отстранили от должности ректора.

Он вспомнил весь духовный путь Павла Адельгейма, рассказал много интересных подробностей его земной жизни и встреч с христианскими праведниками, а также горько вопросил, к кому же теперь обращаться за поддержкой тысяче людей, которых духовно окормлял их безвременно ушедший пастырь.

Роман Гуцу отметил, с каким мужеством Павел Адельгейм нёс свой священнический крест. Он усмотрел промысел Божий даже в том, что почти всё построенное или созданное Павлом Адельгеймом от него потом отнимали. По словам Романа Гуцу, тем самым отца Павла освобождали от хозяйственных забот, потому что управлять могут многие, но редко кому удаётся утешать людей и спасать души, как это делал погибший батюшка. Оратор подчеркнул, что Павла Адельгейма притесняли всю его жизнь, и сравнил его тернистый жизненный путь с путём Христа на Голгофу.


Страшно себе вообразить, сказал Роман Гуцу, в каких тяжёлых прегрешениях исповедался ему его молодой убийца, что после этого он предпочёл зарезать Павла Адельгейма - лишь бы не оставлять в живых невольного свидетеля своих низких деяний.

Роман Гуцу также сказал, что Павел Адельгейм не случайно служил последние годы своей жизни в храме Жён-мироносиц, потому что он тоже помазывал страждущих «спасительным елеем слова Божия». «Вечная и блаженная память тебе, отец Павел! Помолись за нас перед престолом Божьим!» - сказал Роман Гуцу в завершение своей надгробной речи.


Павел Адельгейм был похоронен у стены южного придела храма Жён-мироносиц. Многие псковичи рыдали, когда его гроб несли к могиле, но после похорон и на поминальной трапезе они уже улыбались друг другу и обнимались, радуясь, что их батюшка предстал перед Богом истинным праведником. Даже вдова Павла Адельгейма матушка Вера принимала соболезнования со светлой улыбкой.

При этом прихожане рассказывали друг другу, каким чудесным человеком был погибший, вспоминали свои с ним беседы.
Говорили, что он всех людей принимал как посланных ему Богом, и даже своего убийцу, поэтому ему, мол, и была ниспослана такая истинно христианская мученическая смерть, ставшая логическим окончанием его тернистого земного пути.

Напомним, что Павел Адельгейм был убит 5 августа 2013 года в собственном доме. Молодой человек, подозреваемый в убийстве, в настоящее время находится в больнице. После случившегося он пытался покончить собой. Медики оценивают его состояние как тяжелое. По факту убийства возбуждено уголовное дело.
http://www.pskov.aif.ru/society/article/38975

Он был не вашего рода. О жизни и смерти отца Павла Адельгейма

5 августа был убит протоиерей Павел Адельгейм. О погибшем священнике говорит Игорь Петровский , пресс-секретарь Ростовской митрополии.

Вечером 5 августа 2013 года, сотни смс-сообщений и телефонных звонков по всей России сообщали эту новость: «В Пскове убит священник Павел Адельгейм».

У отца Павла был какой-то недюжий талант доносить до сложного контингента верующих — «новой интеллигенции», — то, что другим священникам донести не всегда удавалось. И дело было не в правильно подобранных словах, мудрых изречениях, ярких примерах. Тут отец Павел был из разряда простецов: говорил несложно, по-пастырски нарочито. Скорее всего, большую роль играла биография отца Павла, которая сформировала его как священника, духовника, человека. Для многих он был человеком особенным, символом, этаким «Сахаровым в рясе»: к отцу Павлу тянулись не потому, что он говорил как-то особенно, но потому, что за ним стоял опыт лагерей и гонений. И действительно, люди, выросшие на Солженицыне и Шаламове, привыкшие доверять «письмам сидельцев» больше, чем официальным сводкам, искренне тянущиеся к Церкви, но при этом страдающие хроническим диссидентством, ехали к нему со всех концов страны. Он был «кувшином для журавля и блюдцем для лисицы». Порою только из его уст они готовы были принять то, что слышали уже не раз от «местных» батюшек.

Не только «мятущаяся интеллигенция», но и поколения молодых священников и верующих приезжали к отцу Павлу. Ведь что-то по-чегеваровски романтическое, что-то подлинно геройское было в этой личности. А еще в нем было целое небо добра. И какого добра?! Пройти через лагерный ад и говорить, что «от лагеря остались очень светлые воспоминания», отбывать наказание не в бараке с интеллигенцией, репрессированной по 58-ой, а с отпетыми уголовниками, устроившими, в конце концов, «несчастный случай», в результате которого направленный на отца Павла агрегат отрезает ему ногу, — и утверждать при этом, что «никогда в своей жизни не встречал подонков и нелюдей, это просто были несчастные люди», — многие ли так смогут?

Еще одного «сидельца», тоже отца Павла, как-то спросили:

Батюшка, а отчего Вы такой мягкий со всеми?

Много мяли в жизни, милочка, вот и мягкий, — был ответ старца.

В личности отца Павла Адельгейма многим виделась ностальгия, которая столь свойственна XX веку, по герою, прошедшему лагерь и пытки, но не сломавшемуся. Такими героями были архимандрит Павел (Груздев), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Начис), протоиерей Николай Гурьянов и десятки других священников, которых лагерь не озлобил, как героя «Колымских рассказов», а напротив, научил любить и быть предельно настоящим.

Конечно, кто-то припомнит отцу Павлу критику в адрес высшего руководства РПЦ, кто-то помянет его многолетний конфликт с правящим архиереем. Сразу после известия о его кончине, телеканал «Дождь» не преминул показать "нужное" интервью. Некоторые новостные сайты достали из нафталина все прошлогодние антицерковные байки, снабдив ими новостные сообщения об убийстве отца Павла. На сто процентов уверен, что еще долго эту трагедию будут использовать, чтоб в очередной раз пнуть Патриарха, Церковь, верующих. И вместо доброго слова о добром священнике, придется нам еще долго слушать и читать про «последнего из могикан», храбро выступившего против «кровавой патриархии». Но так хочется сказать: господа, окститесь! Он не вашего рода. Не спешите записывать отца Павла в болотный ряд, возносить его имя на радужные флаги. Вам никогда не понять ту верность Русской Православной Церкви, в сочетании с её критикой, которая была свойственна отцу Павлу. И никогда не понять, почему даже те, кто критиковал самого отца Павла за его назойливое «сутяжничество», с интересом и вниманием прислушивались к его старческому голосу, несогласного с некоторыми моментами современной церковной жизни.

Просто он один из немногих, кто по жизни своей имел право на это стариковское бескомпромиссное «ворчание»: когда расстреляли отца, когда посадили мать, когда в хрущевские гонения не побоялся поступить в семинарию, кода в брежневские 70-е сел в лагерь, когда вышел и снова служил...

Да, он был в чем-то неудобен для церковного начальства, но никогда не покидал пределы Церкви, он был популярен в народе, но никого не призывал к бунтарству, он открыто писал о своем особом мнении, но никогда не строчил кляузы. Отец Павел был верным и Христу и Церкви, и именно ему, больше чем кому-либо из подобных «системных критиков», хочется все простить и у него самого попросить прощения: за то, что нам, кому досталась эта вера не так уж и сложно, не хватило терпения, чуткости и культуры принять его, такого неформатного, но такого доброго, истинного и верного. Наследие отца Павла — предмет церковной дискуссии, а не антицерковных журнальных пересудов.

Вечная память тебе, отче Павле, в вечность к Богу на страстотерпцев Российских Бориса и Глеба перешедшего!

Священник Русской православной церкви, протоиерей Павел Анатольевич Адельгейм родился 1 августа 1938 года в Ростове-на-Дону.

Его родителей репрессировали, он жил в детдоме. Через несколько лет мать отправили в Казахстан в ссылку, после смерти Иосифа Сталина в 1953 году они поселились в Караганде .

Будучи еще школьником, Павел нашел в Караганде православную общину отца Севастьяна и стал регулярно ездить туда. Богослужения были тайными, служили по ночам в частных домах на переносном антиминсе. Отец Севастьян пробудил в Павле интерес к церковной жизни.

В 1954 году Павел Адельгейм переехал в Киев, став послушником Киево-Печерской Лавры. Поскольку ему не исполнилось 18 лет, он жил в монастыре неофициально, в келье строгого монаха игумена Феодосия (Сердюка), регента правого хора. Павлу дали послушание чтеца. Вторым послушанием была обычная физическая работа. Третье послушание — водить по пещерам паломников и туристов и проповедовать им Евангелие. В монастыре Павел прожил до 1956 года.

Став совершеннолетним, Адельгейм поступил в Киевскую духовную семинарию. В 1959 году он был исключен из семинарии по "политическим мотивам", тогда же архиепископ Ташкентский Ермоген (Голубев) рукоположил Адельгейма во дьякона для Ташкентского кафедрального собора.

В 1964 году отец Павел закончил Московскую духовную семинарию и был назначен священником в город Каган Узбекской ССР, где ему удалось, несмотря на противодействие властей, построить новый храм.

В 1969 году отец Павел был арестован, осужден по 190-й статье (клевета на советскую власть) и приговорен к трем годам лишения свободы. В 1971 году в лагере на отца Павла наехала вагонетка: нога ниже колена была повреждена. Почти месяц больного продержали на грязном полу, пока не началась гангрена. Впоследствии ногу ампутировали .

Отец Павел освободился из заключения инвалидом в 1972 году. После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях. В Псковской епархии служил с 1976 года. В 1992 году при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 году при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи основал приют для сирот-инвалидов.

20 марта 2003 года на отца Павла было совершено покушение. В тот день его автомобиль внезапно потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Скорость была небольшой, и это спасло Адельгейма от гибели. По заключению экспертов авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления автомобиля.

В 2008 году Адельгейм был снят с должности настоятеля храма Святых жен-мироносиц по указу митрополита Псковский и Великолукский Евсевия. Как рассказывал сам Адельгейм, его конфликт с митрополитом продолжался 20 лет, все время пребывания последнего в Псковской епархии. За это время, помимо прочего, священник лишился двух приходов.

После снятия с должности настоятеля храма отец Павел читал лекции в Свято-Филаретовском институте, был членом его Попечительского совета. В середине 2012 года Павел Адельгейм стал одним из немногих священников, подписавших письмо патриарху Кириллу с призывом обратиться к представителям государственной власти с просьбой о помиловании участниц группы Pussy Riot.

Павел Анатольевич Адельгейм ( - ), протоиерей

Был женат, имел троих детей и шесть внуков.

Был убит вечером 5 августа года в своем доме в Красногорском проезде рядом с храмом Константина и Елены. По данным следствия, он был зарезан психически нездоровым человеком, который был знаком с покойным. В момент задержания подозреваемый «причинил себе ножевые ранения и был госпитализирован».

Сочинения

  • "Догмат о Церкви в канонах и практике", 2002
  • Перспективы диалога в Русской Православной Церкви. М.: Свято-Филаретовский институт, 2004. 30 с.

Использованные материалы

  • "Дело священника Павла Адельгейма". Журнал «Континент» 2003, №115
  • Биография на сайте "Русское Православие"

"Мой дед Адельгейм Павел Бернардович, 1878 г. р., из русских немцев, получил образование в Бельгии, владел имением Глуховцы и Турбово под Киевом, построил каолиновый, сахарный и конный заводы. После революции имения и заводы национализировали, а деда пригласили в Винницу, он построил там каолиновый завод и был его директором до 1938 г. Арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 г. Реабилитирован 16 мая 1989 г. Отец Адельгейм Анатолий Павлович, 1911 г. р., - артист, поэт. Расстрелян 26 сентября 1942 г. Реабилитирован 17 октября 1962 г. Другой дед, Пылаев Никанор Григорьевич, - полковник царской армии. Судьба после революции неизвестна. Мать Пылаева Татьяна Никаноровна, 1912 г. р., арестована и осуждена в 1946 г., из мест заключения сослана в п. Ак-Тау Казахской ССР. Реабилитирована в 1962 г." (Автобиография -




Top