Афиша относится к стене. А знаете ли вы, что такое афиша? Ольга Завадовская «Девять лет за стеной»

Реклама - двигатель торговли и неотъемлемый атрибут общества. А также индикатор прогресса. Что такое афиша? Это один из представителей видового многообразия визуальной печатной рекламы. Наиболее привычное использование понятия связывается у нас с афишей кино и театров.

Часто под этим понятием скрывается афиша-расписание показа фильма в кинопрокате. Но откуда же появился сам термин и как зародилась, развивалась афиша в истории культуры?

Что такое афиша: понятие

Термин "афиша" имеет французское происхождение. Он обозначает объявление на поверхности (обычно стене), которое сообщает об увлекательном культурном событии и размещается в местах большого скопления людей. Позже значение понятия стало более широким и его начали использовать в обыденной жизни. Словом "афиша" стали называть все, что выставлено напоказ. А глагол "афишировать" приобрел следующее значение: делать информацию достоянием широких общественных масс.

Предпосылки появления афиши

Появление такого рекламного продукта, как афиша, можно соотнести с периодом неолита в истории первобытного общества. Информацию древнейшие люди оставляли на камнях в виде наскальных росписей или схематических знаков - пиктограмм.

В эпоху древних цивилизаций в одном из самых старых государств - Египте, в качестве рекламы часто использовались папирусы. Так, в Лувре до сих пор хранится папирус, в котором жителям и гостям Александрии обещают вознаграждение за помощь в поимке беглых преступников. Кроме папирусов, в Древнем Египте использовалась и наружная реклама.

Прообраз современной афиши

Следующим государством, которое активно использовало для своих нужд рекламное искусство, был Древний Рим. Рекламу Римской империи можно условно разделить на государственную и частную. К государственной относятся выбеленные стены для нанесения официальных объявлений. Делалось это черной или красной краской. Такой древний "информационный стенд" назывался "альбум". К частной рекламе относились сообщения, развешенные на улицах и форумах, где изображались сцены из спектаклей и перечислялись актеры, в них играющие. Такие афиши изготавливались ручным способом.

Что такое афиша в средневековой Европе?

В эпоху Средневековья реклама, в том числе и афиши, играли важную роль в жизни общества. Но афиши того времени с театральными представлениями или искусством связаны не были. До середины XV века они, как и раньше, изготавливались вручную, и только после изобретения печатного станка тиражирование стало происходить машинным способом. Самым первым из известных мастеров по созданию афиш был Иоганн Ментель в конце 1460-х гг. Но в первых печатных афишах был только текст, а иллюстрации впервые появились в конце века. Их появление связывают с именем еще одного мастера афиши - Гераэрда Лина.

К середине XVI века в ряде европейских государств было запрещено массовое и хаотичное расклеивание афиш. Их можно было размещать только в специально отведенных местах и с определенным содержанием - в основном законами.

Афиша в Новое и Новейшее время

Что такое афиша в этот исторический период? Как изменились ее функции и технология изготовления? Все более усложнялось отношение к афише как виду рекламы к середине XVII века: были введены жесткие ограничения на оформление, вплоть до типа и цвета шрифта. При этом афиша для ярмарок продолжала оставаться широко востребованной. При этом качество ее исполнения стремительно снижалось. Лишь к середине XVIII века гравюре удалось вернуть свое положение среди произведений искусства - благодаря изобретению медной гравюры, а к середине XIX века - литографии, что сделало возможным укрупнение плаката без ущерба качеству, а потом еще и удешевить его производство.

А благодаря новым способам использования афиши, этот вид рекламного искусства стал двигателем торговли и экономики. Именно в США афиши стали способом рекламы магазинов и товаров. А благодаря французам афиши стали визитными карточками театров: у каждого - свой тип рамки и орнамента, изображения, цвета фона, шрифты. Но изначально, кроме цветного фона, вся афиша была черно-белой.

Современная афиша: характерные особенности

  • наличие интриги;
  • качественное содержание, информативность;
  • целостность;
  • заинтересованность;
  • ценовая доступность;
  • возможность получить эстетическое удовольствие при рассматривании афиши.

Для достижения наибольшего эффекта необходимо использовать в комплексе следующие компоненты:

Процесс создания афиши проходит три основных этапа:

  • эскиз;
  • изображение;
  • художественная иллюстрация.

Цель афиш: наиболее быстро и наглядно донести важную информацию о событии для привлечения клиентов.

Виды современных афиш

Существует несколько возможных классификаций современной афиши, которые зависят от основного компонента, взятого за основу.

По формату:

  • несоставные: А-3 и А-2;
  • составные: А-3 и А-0 и более.

По цветовому решению: цветная и черно-белая.

По целевому использованию:

  • наружная (уличная);
  • внутренняя (интерьерная), к которой привычно относить театральные афиши и афиши кинотеатров.

По способу создания:

  • Рисованная (художественная).
  • Графическая.
  • Офсетная.
  • Цифровая полиграфическая.

По способу использования:

  • афиша кинотеатров, театров;
  • афиша зрелищных мероприятий;
  • музыкальная;
  • рекламная афиша.

АФИША

АФИША

(франц. affiche , от atficher - прибивать объявление). В обширном смысле, всякого рода объявление; в более узком - объявление о театральных представлениях, концертах и вообще всяких увеселениях.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

АФИША

лист с объявлением о публичном зрелище или о к.-л. увеселении (с именами действующих лиц). От анонса отличается подробностью содержания.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

АФИША

объявление о публичных представлениях, увеселениях и зрелищах, с обозначен. действующих лиц.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

АФИША

франц. affiche , от afficher , прибивать объявление, Объявление о зрелищах, театральных представлениях и всякого рода увеселениях.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Афи́ша

(фр. affiche)

2) устар. театральная, концертная и т. п. программа.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Афиша

афиши, ж. [фр. affiche – объявление ]. Вывешиваемое объявление о спектакле, лекции, концерте и т. п. || Театральная программа (устар.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Афиша

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АФИША" в других словарях:

    афиша - ы м. affiche f. 1. Печатное объявление о продаже, найме, потере и т. п. Сл. 18. Знаете ли, чем живет? продажею аффиш, или всякаго рода печатных объявлений, которыми здесь бывают обклеены стены. Карамзин ПРП 5 260. || устар. Прокламация. Граф… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - «Афиша.kz» казахстанский журнал, освещающий культурные события города (кино, концерты, клубную жизнь, театральные постановки и гастроли, общегородские события и праздники). Издается с 2002 года периодичностью раз в две недели.… … Википедия

    - (франц. affiche объявление, прибитое к стене) объявление о действующих лицах драматического произведения. В противоположность эпическому произведению, в к ром автору предоставляется возможность давать самые подробные сведения о персонажах,… … Литературная энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    АФИША, афишка жен., франц. объявление на бумаге о каком либо зрелище, представлении, сборище за деньги; иногда о продаже чего и пр. Афишный, афишечный, афишковый, к объявлению относящийся. Афишечник муж. афишечница жен. разносчик объявлений.… … Толковый словарь Даля

    Объявление о зрелищном мероприятии, развешиваемое в публичных местах. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    АФИША, афиши, жен. (франц. affiche объявление). Вывешиваемое объявление о спектакле, лекции, концерте и т.п. || Театральная программа (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АФИША, и, жен. Объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции. | прил. афишный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    афиша - пышно пестрая (Бальмонт) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    Афиша - плакат физического или юридического лица, изготовленный на бумажном листе формата от А4 и больше... Источник: Постановление главы Щелковского района МО от 13.10.1998 N 1727 Об утверждении Положения и тарифов на услуги по размещению афиш на… … Официальная терминология

Книги

  • 650 фильмов, изменивших мир. Выбор журнала "Афиша" , Брашинский М. , Фильмы-ориентиры, по которым узнаются те или иные типы кино, направления или жанры. Фильмы, ставшие приметой стиля своей эпохи… Категория: Киноискусство Издатель: Афиша ,
  • Лиссабон. Путеводитель. Афиша , Брашинский М. , Путеводители Афиши по городам мира - новая серия отечественных непереводных путеводителей - издаются с 2000 года. Авторы путеводителей Афиши либо постоянно живут в городе, о котором… Категория: Путешествия и туризм Издатель: Афиша Индастриз , Производитель:

Великое множество знаменитых театральных постановок ни на киноплёнку не снято, ни на видео, ни в радиоверсии их нет, и фотографий не найти. Но ведь есть ещё афиши! В Театре имени Маяковского о своём прошлом и настоящем решили рассказать шершавым языком плаката.

В столичной галерее современного искусства IZO Art gallery открылась выставка, которая представляет ретроспективу афиш Маяковки. Мейерхольд, Попов, Охлопков, Гончаров, Арцибашев, Карбаускис. Этот ряд знаменитых руководителей театра на афишах дополнен именами не менее прославленных постановщиков и актёров. Составленная экспозиция - это своего рода история любви драматического театра и его публики. И это любовь не напоказ. Название выставки - «Не афишируя любовь».

С афиши начинается знакомство публики с театром и с каждым отдельным спектаклем. Театральный плакат может быть кратким анонсом постановки, или - художественным произведением, создающим образ спектакля. Некоторые образцы поднимаются до высот самостоятельного арт-объекта. Нынешняя выставка даёт возможность об этом задуматься.

«Если в Польше, например, театральный плакат является целым культом, плакаты театральные продаются на улицах, то в России, к сожалению, сейчас его нет. Есть художники, которые делают и могли бы делать плакаты, но, к сожалению, театры не рассматривают плакат как часть своей деятельности. Хотя, мне кажется, что как книга имеет обложку, так и театр должен выносить себя на улицы в виде плакатов. И совершенно непонятно, почему их нет. Это не так дорого для бюджета», - поделился художник Андрей Бондаренко, автор афиш Театра имени Маяковского, представленных на выставке.

Кроме его плакатов к спектаклям «Кант», «Цена», «Таланты и поклонники», «Август. Графство Осейдж» в современном разделе выставки, относящемуся ко времени, когда Маяковку возглавил Миндаугас Карбаускис - представлены работы Полины Жежомы, Тимофея Рябушинского, Екатерины Ширяевой.

На стене напротив - афиши, относящиеся к периоду, когда театром руководил Николай Охлопков. От классики и лирики - до производственных пьес. Отражение времени, идеологии и эстетики.

«Мы решили, что людям не так часто удается ходить в театр, и театр пришел к нам. Мы сделали выставку, которая для нас является немного знаковой. В каждой графической работе сочетаются многие виды искусства: литература, музыка, театр, изобразительное искусство. И это дает возможность людям мыслить», - рассказала Ольга Куликова, директор галереи IZO Art gallery.

На отдельном почетном месте - афиши спектаклей Всеволода Мейерхольда, датируемые 1925 годом и дающие выставке право называться ретроспективной - длиной почти в век.

Великое множество знаменитых театральных постановок ни на киноплёнку не снято, ни на видео, ни в радиоверсии их нет, и фотографий не найти. Но ведь есть ещё афиши! В Театре имени Маяковского о своём прошлом и настоящем решили рассказать шершавым языком плаката.

В столичной галерее современного искусства IZO Art gallery открылась выставка, которая представляет ретроспективу афиш Маяковки. Мейерхольд, Попов, Охлопков, Гончаров, Арцибашев, Карбаускис. Этот ряд знаменитых руководителей театра на афишах дополнен именами не менее прославленных постановщиков и актёров. Составленная экспозиция – это своего рода история любви драматического театра и его публики. И это любовь не напоказ. Название выставки - «Не афишируя любовь».

С афиши начинается знакомство публики с театром и с каждым отдельным спектаклем. Театральный плакат может быть кратким анонсом постановки, или – художественным произведением, создающим образ спектакля. Некоторые образцы поднимаются до высот самостоятельного арт-объекта. Нынешняя выставка даёт возможность об этом задуматься.

«Если в Польше, например, театральный плакат является целым культом, плакаты театральные продаются на улицах, то в России, к сожалению, сейчас его нет. Есть художники, которые делают и могли бы делать плакаты, но, к сожалению, театры не рассматривают плакат как часть своей деятельности. Хотя, мне кажется, что как книга имеет обложку, так и театр должен выносить себя на улицы в виде плакатов. И совершенно непонятно, почему их нет. Это не так дорого для бюджета», - поделился художник Андрей Бондаренко, автор афиш Театра имени Маяковского, представленных на выставке.

Кроме его плакатов к спектаклям «Кант», «Цена», «Таланты и поклонники», «Август. Графство Осейдж» в современном разделе выставки, относящемуся ко времени, когда Маяковку возглавил Миндаугас Карбаускис – представлены работы Полины Жежомы, Тимофея Рябушинского, Екатерины Ширяевой.

На стене напротив – афиши, относящиеся к периоду, когда театром руководил Николай Охлопков. От классики и лирики – до производственных пьес. Отражение времени, идеологии и эстетики.

«Мы решили, что людям не так часто удается ходить в театр, и театр пришел к нам. Мы сделали выставку, которая для нас является немного знаковой. В каждой графической работе сочетаются многие виды искусства: литература, музыка, театр, изобразительное искусство. И это дает возможность людям мыслить», - рассказала Ольга Куликова, директор галереи IZO Art gallery.

На отдельном почетном месте – афиши спектаклей Всеволода Мейерхольда, датируемые 1925 годом и дающие выставке право называться ретроспективной – длиной почти в век.

«Новости культуры», телеканал «Культуры»


Ссылка на

Большой (во всех смыслах) нон-фикшн, который доступно излагает все перипетии послевоенной истории Берлина; наверное, лучшая отправная точка для изучения темы. Тейлор скрупулезно разбирается в причинах, по которым стена появилась, подробно рассказывает как о политиках, которые играли важную роль во время ее существования (Брандт, Кеннеди, Хонеккер), так и о судьбах людей, семьи которых оказались из-за стены разделены на десятки лет.

Мэри Саротте «The Collapse: The Accidental Opening of the Berlin Wall»


Хроника падения стены, написанная в лучших традициях американского нон-фикшна - то есть как захватывающий триллер, который читается не только как документальный роман, но и как объяснение тех предпосылок, которые привели к сумбурным событиям 9 ноября 1989 года. По Мэри Саротте, падение стены надо объяснять не знаменитой речью Рональда Рейгана у Бранденбургских ворот и не перестройкой и гласностью в СССР, а подпольной деятельностью диссидентов ГДР, которые годами точили заскорузлую систему. Красивая история - права на экранизацию книги уже купили в Голливуде, но и с ней можно поспорить .

Ольга Завадовская «Девять лет за стеной»


Автор - журналистка, живущая в Берлине, до этого попробовавшая себя в кардинально других профессиях: преподаватель музыки (фортепиано), портниха, мастер по изготовлению искусственных цветов. Родившись во Львове, она двадцать лет прожила в Москве, откуда в 1981 году попыталась через Вену эмигрировать в США, но доехать смогла только до Западного Берлина - свой уникальный опыт обживания в этом городе, пока не упала стена, она и описывает в мемуарах. К «Девяти годам за стеной» идет приложение - интервью с Гюнтером Шабовски , членом Политбюро СЕПГ, без которого крушение стены вряд ли произошло бы так стремительно.

Питер Шнайдер «The Wall Jumper: A Berlin Story»/«Berlin Now»


Возможно, лучший фикшн о Западном Берлине - вышедшая в 1984 году повесть, похожая скорее на репортаж, главный герой которой объясняет, насколько похожа на шизофрению жизнь в разделенном городе. Радикальные леваки и музыканты, перебежчики с востока, которые не способны понять жизнь запада, городской сумасшедший, перелезший через стену 15 раз, или подростки Восточного Берлина, бегающие через границу, чтобы сходить в кинотеатр, - 144 страницы книги напичканы реальными и вымышленными персонажами того времени.

Автор романа Питер Шнайдер стал известным журналистом - сегодня каждые пять лет в преддверии юбилея падения стены его расписание напичкано публичными лекциями и дедлайнами статей для известных журналистов. В этом году у него вышла новая, строго документальная книга о новейшей истории Берлина, объясняющая, за счет чего немецкая столица сегодня стала настолько привлекательным для молодежи городом.

Ростислав Долгилевич «В тени берлинской стены»


Научная работа, рассказывающая о том, как власти Западного Берлина (не подчинявшиеся напрямую властям ФРГ) спасали свою экономику в 1961–1965 годах в условиях нехватки рабочих рук (которые остались по ту сторону стены, больше не имея возможности ежедневно ездить на работу в соседнее государство) и мощного спада промышленности. У Западного Берлина все получилось, но это не самое интересное, что можно узнать из работы Долгилевича; гораздо увлекательнее, прорываясь через статистику и проценты, находить в книге фрагменты дипломатических пикировок и попыток выстраивания цивилизованных отношений между враждующими странами в первые четыре года существования Берлинской стены.

Энтони Джонстон «The Coldest City»


Графический роман, шпионский триллер, действие которого разворачивается на фоне падения Берлинской стены. В конце октября 1989-го в Берлине убивают агента под прикрытием, офицера МИ-6, который владел секретной информацией от своего источника с востока, совершенно невероятным списком, в котором указаны имена всех действующих шпионов города по обе стороны конфликта. Нелепый даже по меркам шпионских романов сюжет отходит тут на второй план перед выдающимися рисунками иллюстратора Сэма Харта, размытыми и блеклыми, - наверное, так 25 лет назад и выглядел город, в котором поздней осенью редко можно увидеть солнце.




Top