Агнесса (Инесса) Римская. Святая с длинными волосами

Хусепе Рибера "Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом", 1641, Дрезденская картинная галерея

Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в Рим.
Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу.
Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет.

В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика.
Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза, и другие). Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний».

В совершенстве зная анатомию человеческого тела, он одним рисунком наводил на зрителей страх и ужас. Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма.

Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру.
Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу. Но «Святая Инесса» стоит особняком среди его произведений.

В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей.
Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Бог послал ей еще одно испытание — ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия, либо — в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры.
Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием.
Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво...

Вот эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего произведения, а когда в Рим приехал Веласкес, он стал с нетерпением ожидать прихода великого художника в свою мастерскую. Ему хотелось услышать мнение прославленного соотечественника о своих полотнах. Сам Рибера к ним привык, полюбил их, как своих детей. А разве у родителей бывают плохие дети? И вот испанский гость остановился перед «Святой Инессой».

В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка.
Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра. Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание.
Вы можете знать или не знать вовсе этот сюжет, все равно вас охватит волнение, когда вы смотрите на юную девушку, такую чистую, прекрасную и одинокую в своей скорби. Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр.

Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос... Светилась, переливаясь, принесенная ангелом ткань, а воздух вокруг маленькой фигурки дрожал, пронизанный лучами солнца. В ней все привлекательно и все правдиво. На каменном полу стоит юная Инесса. Обнаженная, она выставлена на позор перед толпой, которая должна была находиться там же, где находится и зритель, — перед холстом.
Но длинные волосы скрыли наготу, и поза ее скромна и сдержанна. Покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, хрупкая фигурка почти не видна за упавшими прядями шелковистых волос. На ее почти детском личике с чудными, полными слез глазами отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг.

Вся картина пронизана светом, какого до сих пор еще не было ни в одном произведении Риберы. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Свет заставляет вибрировать краски фона, создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, он придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их как бы шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье.

СВЯТАЯ ИНЕССА

Хусепе Рибера

Жизнь Хусепе Риберы полна приключений, взлетов и падений.

Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в Рим. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет.

В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза, и другие). Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени - все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». В совершенстве зная анатомию человеческого тела, он одним рисунком наводил на зрителей страх и ужас. Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма.

Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру. Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу. Но «Святая Инесса» стоит особняком среди его произведений.

В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Бог послал ей еще одно испытание - ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия, либо - в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры. Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво...

Вот эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего произведения, а когда в Рим приехал Веласкес, он стал с нетерпением ожидать прихода великого художника в свою мастерскую. Ему хотелось услышать мнение прославленного соотечественника о своих полотнах. Сам Рибера к ним привык, полюбил их, как своих детей. А разве у родителей бывают плохие дети? И вот испанский гость остановился перед «Святой Инессой».

В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде - вера. Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра. Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание. Вы можете знать или не знать вовсе этот сюжет, все равно вас охватит волнение, когда вы смотрите на юную девушку, такую чистую, прекрасную и одинокую в своей скорби. Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр.

Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос... Светилась, переливаясь, принесенная ангелом ткань, а воздух вокруг маленькой фигурки дрожал, пронизанный лучами солнца. В ней все привлекательно и все правдиво. На каменном полу стоит юная Инесса. Обнаженная, она выставлена на позор перед толпой, которая должна была находиться там же, где находится и зритель, - перед холстом. Но длинные волосы скрыли наготу, и поза ее скромна и сдержанна. Покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, хрупкая фигурка почти не видна за упавшими прядями шелковистых волос. На ее почти детском личике с чудными, полными слез глазами отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг.

Вся картина пронизана светом, какого до сих пор еще не было ни в одном произведении Риберы. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Свет заставляет вибрировать краски фона, создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, он придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их как бы шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье.

Из книги Критическая Масса, 2006, № 4 автора Журнал «Критическая Масса»

Святая Лена Лена Петрова была проституткой и алкоголичкой, в свои двадцать с хвостиком. С таким именем-фамилией в 93-м году рассчитывать на большее было глупо. Жила Лена на Лесном, и дом был возле леса, в подъезде жили бомжи, в соседях - цыгане, и тусовалась с одной девушкой,

Из книги Земля Жар-птицы. Краса былой России автора Масси Сюзанна

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

СВЯТАЯ РУСЬ Звучанье чисто, как свирель, Молчанье грустно, как метель. Свет веры – как волхвов звезда. С тобою я всюду,

Из книги Благодарю, за всё благодарю: Собрание стихотворений автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

СВЯТАЯ КЬЯРА Рассеялись земные чары, Любовью вышней грудь полна. И нежный голос светлой Кьяры – Как лютни ангельской струна. Ей снится летнего Ассизи Вечерний сладостный покой, В алмазной непорочной ризе Небесный полог голубой. Всё отошло, всё отступило – И стыд, и

Из книги Мифы и легенды Средневековья автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Из книги Будни и праздники императорского двора автора Выскочков Леонид Владимирович

Во время Великого поста: Святая неделя и катания на санях Празднование Великого поста вносило свои коррективы в ритм столичной и придворной жизни. Великая княжна Ольга Николаевна записала в своих воспоминаниях о 1838 г.: «После начала поста был конец всем празднествам.

Из книги Торквемада и испанская инквизиция автора Сабатини Рафаэль

Глава VIII. СВЯТАЯ ПАЛАТА В СЕВИЛЬЕ Непреложная цель инквизиторов и непримиримость, с которой они намеривались действовать, ясно обнаружились в эдикте от 2 января 1481 года. Крайняя несправедливость, содержавшаяся в их призыве к властям арестовывать мужчин и женщин за выезд

Из книги Когда рыбы встречают птиц. Люди, книги, кино автора Чанцев Александр Владимирович

Из книги Избранное. Молодая Россия автора Гершензон Михаил Осипович
Волосы - краса и гордость любой женщины. Но этой девушке - практически, девочке - волосы послужили не просто украшением - они защитили ее от позора, от непристойных, похотливых взглядов. Множество художников запечатлели ее именно такой - юной, скромной, укутанной густой копной струящихся волнистых волос, которые полностью скрывают от зрителя ее хрупкую обнаженную фигурку. Это одна из самых юных и самых трогательный святых - Агнесса Римская.

Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Отвергнувшая жениха

Агнесса родилась примерно в 291 году. Христианская мученица росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни.

Стойкая христианка

Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом.

Все считали, что вид орудий пыток заставит Агнессу дрогнуть; однако они вызвали у неё радость, а не ужас, правитель же пришёл в ярость и пригрозил ей, что отдаст её в дом терпимости. «Вы можете», сказала Агнесса, «испачкать свой меч в моей крови; но никогда не сможете осквернить моё тело, посвящённое Христу».

Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую.

Под защитой небес

Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими.

В заточении ей явился ангел - он принёс девушке светлое покрывало. Так как она объявила, что Бог не допустит, чтобы её тело было осквернено, мужчины боялись прикасаться к ней. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали и они со стыдом покидали публичный дом.

Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца.

В конечном счёте её приговорили к смерти. Но сначала её подвергли осмеянию, и на улицах ей выкрикивали оскорбления. Когда палач колебался, Агнесса сказала ему: «Не медлите. Это тело вызывает к себе такое восхищение, которое я ненавижу. Пусть оно погибнет».

Был зажжён огонь, и когда её поместили в костёр, она молилась так, «Твоё Имя я славословлю и прославляю, по всей земле без конца. Я исповедую Тебя своими устами, и всем своим сердцем я желаю Тебя». Когда она закончила молитву, оказалось, что огонь сам по себе погас. Потом её сковали кандалами, но они спали с неё. И тогда её убили мечом, и после смерти множество людей шли на её могилу.

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм - Сант-Аньезе-ин-Агоне - именyо в реликварии этой церкви хранится ее голова.

День почитания Агнессы (Инессы) Римской

Имя Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.
Иконография

Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословления двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.

Святые и философы об Агнессе

Святой Амвросий писал: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки она вскрикивает, как от раны. И всё же у этой девочки доставало смелости, чтобы предстать перед мечом. Она была отважна в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила свою голову. Узрите в одной жертве двойное мученичество за целомудрие и веру».

Гимн Пруденция: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа её, став свободной, улетела на небеса, где ангелы встретили её, когда она направлялась по белой дороге, ведущей в рай».

Святая Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом - Хосе де Рибера. 1641. Холст, масло. 202 x 152 см.


«Святая Инесса» - одна из самых известных и популярных картин испанского художника. Она написана в зрелый период его творчества, когда в его работах появились оригинальные золотые и серебряные оттенки, отличные от темных и глубоких красок раннего, «караваджиевского» периода.

Святая Инесса – юная девушка, подросток, которую жестокие язычники выставили на всеобщее обозрение полностью обнаженной. Она была так наказана за отказ отречься от христианской веры. Но жестокосердым насмешникам не удалось долго потешаться над невинной девушкой. Ее волосы внезапно стали расти и вскоре буйной волной закрыли все ее тело, скрыв его от непристойных и грубых взглядов. В довершение чуда с неба спустился ангел, который закрыл покрывалом юную христианку.

Именно этот кульминационный момент и изобразил на своем полотне де Рибера. Святая Инесса на нем запечатлена не как жертва грубости и непонимания, но как совершенно невинное и чистое в своей вере создание. Это хрупкий подросток с тонкими руками и ногами, нежной кожей и поистине ангельским выражением лица. Она не испугана, хотя должна была бы. Инесса молится, она настолько глубоко верит, что убеждена в своей безопасности.

Есть мнение, что художник писал святую мученицу со своей дочери. Что ж, как бы то ни было, изображение юной, непорочной девы удалось ему превосходно. У нее нежная, белая кожа, розовый румянец на щеках, огромные темные и выразительные глаза. Эта девушка красива телесно и духовно.

На полотне полностью отсутствуют посторонние детали, отвлекающие от основного сюжета. Картина выполнена в сдержанных золотисто-коричневых тонах, фон ее словно растворяется в сиянии, исходящем от фигуры юной святой. Она стоит на коленях на голом, грубом полу из каменной плитки – это все, что из антуража доступно зрителям. Диагональная композиция, делающая полотно динамичным, подчеркнута расположением фигуры ангела и принесенного им полотнища, которым он окутывает фигуру святой Инессы. Сам плащ тоже выполнен в золотистых тонах, что придает ему сияния и подчеркивает его небесное происхождение.

Светлую кожу святой подчеркивают и делают сияющей темные волосы, полностью окутывающие ее фигуру. Они словно отделяют ее тело от всего негативного, что окружает ее в этом мире. Девушка выглядит защищенной не только ангельским плащом. Никому не дозволено потревожить ее невинность грязным взором или поколебать уверенность в своей вере, ведь она находится под защитой самого бога.

3 февраля Православная Церковь вспоминает святую мученицу Агнию. Эта святая пользуется большой любовью на Западе. У нас ее многие знают не из «Житий» святых, а по знаменитой картине «Святая Инесса» кисти Хусепы Рибера. На полотне изображен чудесный эпизод из жизни святой Агнии, не захотевшей отказаться от Христа перед лицом опасности и позора.

Первое свидетельство о подвиге девы Агнии оставил святитель Амвросий Медиоланский.

«Еще не созревшая для наказания, она уже созрела для победы; недоступная для поражения, она способна для получения венца», - так писал святитель Амвросий Медиоланский о святой, чья память празднуется сегодня. В своем труде «О девах» («De Virginibus») святитель восторгался добродетелью юной девушки, которая, еще не зная жизни, «так легко расставалась с ней». Она буквально стремилась к исповедничеству.

Святая мученица Агния пострадала в 304-м году, в правление императора Диоклетиана. Ей было 12 лет. Она была «благородна по происхождению и прекрасна лицом», - так писал о ней святитель Димитрий Ростовский. Красота девы Агнии по собственному ее решению была предназначена Небесному Жениху, Которого она, восприняв святое Крещение, возлюбила всем сердцем. А потому, когда к ней посватался юноша из знатной и богатой семьи, он был отвержен и узнал, что Агния уже обручена с Другим Женихом. Пытаясь понять, кто перешел ему дорогу, юноша выяснил, что Агния - христианка. Отец юноши, областоначальник Симфроний, начал преследовать Агнию: то ласковыми уговорами, то угрозами, которых иное девичье сердце не выдержало бы и сдалось, он пытался склонить ее отказаться от своей веры и поклониться языческим богам. Не думая более о своем сыне, начальник задался целью отвратить девушку от христианства. Он разрешил ей сохранить девство - стать весталкой. На это девушка ответила с удивительной в таком возрасте рассудительностью: «Если ради моего Небесного Жениха я презрела живого человека, как могу я теперь поклониться бездушному камню?» Агния бесстрашно выслушала угрозу отправить ее в непотребный дом. Она знала, что Господь не оставит на поругание ее добродетель девства. Как только ее обнажили, чтобы в таком виде провести по улицам для пущего бесчестия, у девушки вмиг выросли длинные волосы, прикрывшие наготу. А в заточении явился ей Ангел и принес прекрасное светлое одеяние. Непотребный дом был освящен пребыванием в нем святой девы. Все, кто приходил туда с греховными желаниями, уходили изменившимися - с твердым намерением не служить более греху. Пришел туда и незадачливый жених. Едва подойдя к Агнии, он упал замертво. По молитве святой девы юноша ожил. Ни он, ни его отец больше не хотели преследовать Агнию. Но на девушку, совсем еще девочку, ополчился весь народ, который видел совершенные ею чудеса и теперь жаждал ее смерти. «И насколько постыдна эта жестокость, не пощадившая даже детского возраста, настолько же, напротив, велика была сила веры, которая нашла себе доказательство даже в этом возрасте», - пишет святитель Амвросий. Мученица шла на казнь как на брачный пир: «Видя ее радостный лик, люди думали, что она идет под венец» (из гимна свт.Амвросия, посвященного мученице Агнии). Огонь костра, на который возвели мученицу, не причинил ей ни малейшего вреда - пламя быстро угасло. Тогда один из воинов по приказу нового начальника, опасавшегося народной смуты, воткнул ей в горло меч.

Сант-Аньезе-ин-Агоне

Это произошло на римской площади, ныне известной как «Пьяцца Навона» («Навона» - искаженное «ин агоне» - «у игрищ»). Во времена мученичества святой Агнии здесь располагался цирк императора Домициана. Сегодня на этой площади красуется церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, построенная в 17 веке. В крипте церкви находится глава мученицы Агнесс, как называют эту святую итальянцы.

Есть еще одна римская церковь в честь святой девы-мученицы, связанная с эпохой Константина Великого. После казни родители Агнии забрали ее тело и погребли близ Нометанской дороги. К мощам мученицы в последней надежде пришла в 342 году дочь императора Констанция. По преданию, чудом исцелившись от тяжелой неизлечимой болезни, Констанция основала храм в честь святой Агнесс, сегодня это - базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-мура («Церковь Агнессы за городскими стенами»). Ежегодно 21 января - в день памяти святой мученицы в католической церкви - в базилике мессу служит Римский Папа. Во время богослужения он освящает двух ягнят. Животных покрывают двумя пелеринами, символизирующами добродетели святой Агнии: белая пелерина - девство, а красная - мученичество. На Страстной неделе ягнят постригут, и из их шерсти в мастерской будут изготовлены паллии - особый знак архиепископского достоинства - узкие ленты с шестью черными крестами.

В нашей стране почитание святой мученицы Агнии не получило такого широкого распространения, как на католическом Западе, и носит скорее эпизодический характер. Так, в подмосковном монастыре Казанской иконы Божией Матери в деревне Колычево в честь мученицы Агнии освящен придел одного из двух больших храмов - Преображенского.

Почитание девы-мученицы здесь - не случайность. В начале 19 века у источника рядом с деревней была чудесным образом явлена Казанская икона, на которой помимо лика Пресвятой Богородицы были изображены святые мученицы - Маргарита и Агния. Промысел Божий о монастыре, основанном здесь в 1885 году схимонахом Макарием, проявился довольно скоро: первую игумению звали Маргарита, вторую - Агния. При второй игумении было выстроено новое здание монастырского комплекса - Преображенский храм, к которому примыкал келейный корпус. По благочестивому желанию игумении один из приделов храма был освящен в честь ее небесной покровительницы - мученицы Агнии Римской. В 1918 году монастырь был закрыт, а зданиях его устроена богадельня. С 1960-х годов здесь расположился психоневрологический интернат. А здание храма Преображения с приделом в честь мученицы Агнии стало столовой интерната. Сегодня в облике столовой с трудом угадываются черты православного храма. Однако монашеская жизнь возрождается, причем промыслительные для обители имена мучениц Агнии и Маргариты снова звучат в этих стенах: первой настоятельницей вновь обретенной обители стала монахиня Маргарита (ныне игумения Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря), а монахиня Агния и по сей день живет в Казанском монастыре и молится своей святой покровительнице.




Top