Академическая дача. «Академическая дача» (2)

На живописном берегу озера Мстино находится Академическая дача имени И.Е. Репина.

В распоряжении мастеров кисти была мастерская, библиотека, места для занятий музыкой и пением, столовая.

Гениальный художник Илья Ефимович Репин прожил достаточно долго 86 лет. Он по-своему, особому, понимал Россию и русский народ. Его талант, могучее дарование реализовалось практически во всех жанрах. Репину подвластны и портрет и историческая живопись и пейзаж.

Когда в старости он уже не мог рисовать правой рукой, он научился рисовать левой и продолжал создавать удивительные картины. Репин и преподавательский состав профессоров, практиканты Академической дачи стали затем, основным ядром Союза художников РСФСР.

В 1904 году в связи с боевыми действиями России с Японией, средств на содержание дачи перестали выделять. Спустя 3 года, благодаря усилиям И. Репина и уважаемых профессоров, работа Академической дачи возобновилась, и как и прежде, студенты стали приезжать сюда на летнюю практику.

После революции 1917 года, более 30 лет, дача была закрыта. Молодой советской никакого интереса к ней не было. Только в 1948 году, работа дачи была восстановлена снова. Учитывая ее эффективность в становлении молодых талантов и огромного авторитета в среде художников страны, с тали основанием для включение ее Художественный фонд РСФСР.

Усилиями преподавателей и практикантов в 1960 году, на даче была организована выставка работ художников. Много талантливых художников практиковались на этой любимой, всеми, даче. Автор полотен на темы сельского быта Юрий Кугач, художники исторического жанра братья Александр и Сергей Ткачевы, мастер пейзажа и портрета Вячеслав Шумилов, пейзажисты Николай Комиссаров и Василий Волков и многие величайшие мастера кисти.

В 1964 году, по случаю юбилея, Академическая дача стала носить имя великого художника. Спустя 10 лет, здесь, установили ему памятник, а через еще 10 лет был создан музей истории дачи с картинной галереей.

Народная картинная галерея

В поселке Солнечном усилиями художников дачи организовалась народная картинная галерея. В памяти людей сохранился, расположенный рядом с дачей «бугорок Рериха», где Николай Рерих рисовал древних славян в лодке (картина «Гонец»), знают люди и помнят «остров Куинджи», где отдыхал известный академист и художник.

Каждое лето дача принимает знаменитых людей культуры и искусства, писателей, ученых, коллекционеров, здесь устраивают концерты и поэтические вечера. В можно увидеть произведения русских живописцев. Привлекает внимание посетителей деревянный павильон с башней, украшенной деревянной резьбой, где и жили уважаемые персоны.

В ближайших деревнях работают постоянно многие художники. И зимой, и летом Академическая дача готова принять группы гостей и одиночек. Совсем не дорого и комфортно можно отдохнуть и зимой, и летом.

Живописные виды Валдая, купальни, лодочные станции, богатая рыбная ловля, обилие лесных даров природы и самое главное - ярчайшие ощущение от природы этих мест. Недаром Академическая дача являлась неисчерпаемым источником вдохновения для гениальных художников России.

Адрес «Академички»: Вышневолоцкий район, посёлок Городок. Нужно проехать до В. Волочка, затем по дороге, до правого поворота на Леонтьево, от этого населенного пункта проехать еще около 8 километров до Дома творчества художников.

В Тверской области, у реки Мсты, уже более века стоит Академическая дача им. И.Е. Репина .
Это уникальный Дом творчества живописцев, первый в России, ставший для десятков художников местом плодотворной работы и отдыха.

Основой для Дачи послужило здание усадьбы В.А. Кокорева, российского общественного деятеля и мецената. Считается, что побывавший здесь вместе с А.Д. Кившенко в 1870 годах И.Е. Репин загорелся идеей создания творческого «приюта» для студентов Академии Художеств на время летней практики.

Академическая дача. Памятник И.Е.Репину

В 1884 году задумка была воплощена в жизнь. 22 июля торжественно открылся Владимиро-Мариинский приют, получивши название в честь тогдашнего президента Академии художеств - великого князя Владимира Александровича и его супруги. К Приюту отошел земельный участок с домом, хозяйственными постройками и прилегающим парком.

Самое живое участие в обустройстве принимал В.А. Кокорев. Именно на его средства год спустя по проекту В.А. Кенеля был построен павильон, ставший украшением «Академической дачи». С 1907 года Дача приобретает благотворительный характер. В первую очередь сюда на этюды отправляются малоимущие талантливые студенты Академии Художеств.

Практически каждое лето, вплоть до революции, на «Академическую дачу» приезжали как уже известные, так и подающие надежды живописцы: И.Е. Репин, А.И. Куиджи, А.А. Рылов, Н.К. Рерих, К.Ф. Богаевский, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.А. Серов, И.И.Бродский. Здесь И.Е. Репиным была написана известная картина «На Академической даче», находящаяся сейчас в Русском музее, и другие прекрасные полотна.

После революции Дача на 20 лет утратила свое первоначальное предназначение: сначала была закрыта, затем – отдана детскому пионерлагерю. Лишь в конце 1940 годов ее вновь передали в ведение Академии, построили новые мастерские и служебные здания. В 1964 году «Академическая дача» получила имя выдающегося живописца, так ее любившего, - И.Е. Репина.

И в наши дни она привлекает деятелей культуры и искусства и туристов. Живописные виды ее окрестностей служат источником творческого вдохновения для современных художников, одним из которых является и Георгий Леман. Серия написанных им в разные годы этюдов посвящена прекрасным пейзажам этих мест.


Георгий Леман "Течёт река Мста" 2009
этюд маслом на картоне

В одну из своих поездок на «Академическую дачу» в 2009 году Георгий Леман создал нежный этюд «Течет река Мста», передающий красоту местного пейзажа в зимнее время.

Жемчужный снежный покров, зеркальная гладь реки, темные силуэты деревьев создают единую композицию зимнего прохладного дня. Река спокойна – ветра нет, и, кажется, что картина дышит умиротворением и тишиной. Морозы еще не ударили, вода не замерзла - в ней отражаются пологие берега, светлое небо и подступившие к реке деревья.

Из-под кисти художника родился романтичный и поэтический пейзаж, наполненный легкими и мелодичными звуками. Так откликается речная гладь на брошенную горсть снега или лесные вершины на пролетевший ветер. Этюд наполнен вдохновением и пробуждает желание воочию увидеть эти прекрасные русские места.

«Колыбелью великих вод» называют древнюю Вышневолоцкую землю. Здесь берет начало Тверца – приток Волги и Мста, несущая свои воды в Ильмень-озеро. А между ними Цна, на берегах которой и стоит город Вышний Волочёк. Именно по этим рекам проходил путь из Великого Новгорода и Низовые земли. А 300 лет назад, по велению Петра I, на месте древнего волока между Тверцой и Цной был создан целый комплекс гидротехнических сооружений, позволивших весь водный путь с Волги до новой столицы Санкт-Петербурга назвать Вышневолоцким. Только во второй половине XIX века эта главная транспортная магистраль России уступила свое место железным дорогам.

Но Вышневолоцкая земля – не только родина первой в России искусственной водной системы. Уже на протяжении двух столетий она является своеобразной «меккой» для художников, черпающих свое вдохновение среди ее дремучих лесов и болот, многочисленных рек и озер.

Еще один из родоначальников русской реалистической живописи А.Г. Венецианов приобрел в Вышневолоцком уезде небольшое имение. Это вышневолоцкие крестьянки на его картинах легко ведут под уздцы лошадей, кормят детей, жнут, чистят свеклу. Здесь создавал свои полотна его великий ученик Григорий Сорока, чей «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» наконец-то обрел свое место в Тверской картинной галерее.

«Гений русского национального пейзажа» И.И. Левитан увидел на небольшой речке Съеже свою «Золотую осень» и радостный «Март» в имении А.Н. Турчаниновой «Горка», а красота здешних озер Островно и Удомля вдохновили художника на создание самой значительной его картины «Над вечным покоем», а позднее и последней – «Озеро». У этих озер жили и творили А.Е. Архипов, К.А. Коровин, С.Ю. Жуковский, А.С. Степанов, А.В. Моравов, Н.П. Богданов-Бельский…

Непревзойденный мастер колорита Константин Коровин приезжал в детстве и в Вышний Волочёк к своей бабушке. В этом городе родился пейзажист, художник-передвижник, академик живописи А.И. Мещерский. А на тихой улице недалеко от центра еще стоит дом, где прошли последние годы жизни Ф.С. Журавлева, автора известной картины «Перед венцом».

Провел детство в имении своей матери «Кузлово» один из крупнейших мастеров кисти XX века А.Г. Явленский. Ученик Репина, он в 1896 году уехал в Германию и, как оказалось, навсегда. Человеческое лицо на его картинах позднего периода – одновременно и лицо и крест. Художник писал, что «произведение искусства – это видимый Бог, а искусство - это тоска по Богу».

Почти ничего не осталось от венециановского Сафонкова, кроме нескольких камней, заросшего пруда да кустов буйно цветущей сирени. В нескольких верстах на погосте села Дубровского покоится прах художника, а в церкви сохранились еще писанные им иконы. Жители деревни Покровское охотно показывают место, где стоял дом Григория Сороки, и камни обжигальной избы – место самоубийства загнанного судьбой гения. Не сохранились дворянские дома в усадьбах Ушаковых и Турчаниновых, где жил И.И. Левитан. Почти совсем развалился барский дом в Кузлове, а рядом – ряд старых елей, заросшие пруды да надгробный камень с могилы бабушки художника Е.Я. Медведевой.

Тем удивительнее, что открытая 120 лет назад «Академическая дача» продолжает жить и привлекать к себе все новые поколения художников. Расположена она на высоком, поросшем соснами полуострове, образованном озером Мстино и вытекающей из него Мстой. Когда-то здесь было древнее городище, а в период действия Вышневолоцкой водной системы – плотина, через которую осуществлялся пропуск судов. «Летние караваны, выйдя из каналов, пройдя озеро Мстино, должны останавливаться при деревне Большой Городок, откуда река Мста приток свой имеет; судохозяева принуждены тут затапливать нагруженную фашинами и каменьями барку, дабы скопить в озере Мстине воду до 3 фут и иметь возможность проплыть через Солпинские и Ношкинские пороги до устья р. Березая», - писал автор «Судоходного дорожника Европейской России» в 1855 году. Такие остановки продолжались от трех до шести недель. Поэтому в деревне Большой Городок процветала торговля, сдача комнат внаем на ночлег, для чего строились большие, иногда двухэтажные дома и, конечно же, трактиры.

Позднее на месте затопления барки у истока Мсты был построен деревянный шлюз. Здесь в 1785 году побывала Екатерина II. «Сплав судов по озеру Мстину Государыня обозревала с высокого берега, на котором устроен был павильон, а выпуск судов из озера в Мсту она смотрела с галереи при Мстинском шлюзе. При этом Екатерина лично указала место для постройки нового гранитного Мстинского шлюза». Прослуживший почти два века и теперь уже обойденный водою, он стоит и сейчас, как памятник екатерининской эпохе, да и всей Вышневолоцкой водной системе.

Дом, где жили работники водного транспорта и даже, как считают, останавливалась Екатерина II, сохранился и поныне. А на противоположном берегу была дача популярного в России общественного деятеля, предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева. Про этого «короля откупщиков» говорили, что ему бы не питейными конторами заведовать, а всей Россией.

«Устроить» Кокореву удалось немало: один из первых русских кредитных банков, первый нефтеперегонный завод для получения светильного газа (этим проектом его увлек Д.И. Менделеев), горнозаводско-уральскую железную дорогу, телеграфное агентство… Он даже мечтал освободить всех крестьян с землей, выкупив наделы у помещиков совокупным купеческим капиталом.

Кокорев имел официальную резиденцию в столице, но основная его деятельность проходила в Москве, где была построена невиданная по тем временам гостиница («кокоревское подворье»), которую потом называли прообразом европейских грандотелей. Здесь хранилась его коллекция, состоящая из 500 произведений русских и западноевропейских художников. В начале 1860-х годов кокоревская галерея была единственным общедоступным в Москве художественным музеем.

Вот такому человеку и принадлежало имение Александровское на противоположном берегу Мсты. Как-то в конце 1870-х годов усадьбу Кокорева посетили молодые тогда еще художники А.Д. Кившенко и И.Е. Репин. Считают, что именно тогда и возникла идея открыть в старом, пустующем после упадка Вышневолоцкой водной системы доме дачу для студентов Академии Художеств, чтобы они «лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли». Восторженный Репин, якобы, при этом воскликнул: «Это же для пейзажиста земля обетованная! Это же сама Россия – вся душа ее, вся прелесть… Это как песня!»

А в 1883 году у Кокорева гостил конференц-секретарь Академии Художеств Петр Федорович Исеев. На лодке Кокорев перевез его на другой берег. Исеев был сражен живописностью открывшегося ему вида: громадное озеро, не поддающаяся описанию краса берегов, невозмутимая тишина, необыкновенно чистый воздух, «казалось, что тут дышится легче, чувствуется более сил и бодрости». Возможно, здесь-то и предложил Корорев осуществить идею, возникшую у Кившенко и Репина – создать на этом месте летнюю творческую дачу для студентов Академии Художеств, которые могли бы здесь отдохнуть и поработать на пленэре.

Дом и парк, находящиеся на полуострове, принадлежали Министерству путей сообщения, которое 8 октября 1883 года дало разрешение на аренду этой территории для академистов, «нуждающихся или в поправлении своего здоровья, или в усовершенствовании себя в искусстве этюдам с натуры».

Кокорев на свои средства отремонтировал старые здания, построил новые, нанял смотрителя. Им стал Иван Нестерович Панфилов, дом которого сохранился до сих пор рядом со Мстинской плотиной. «Работы по исправлению с флигелем совершенно окончены и полы вымыты, - писал он в телеграмме Василию Александровичу, - так что к помещению не встретится ни малейшего препятствия».

22 июля 1884 года Академическая дача была торжественно открыта. «С самого раннего утра лил дождь, все небо было покрыто серыми тучами…» Но, несмотря на плохую погоду, народу собралось много: начальство, духовенство, местные жители и 10 академистов, приехавших накануне. Когда раздались взволнованные речи, к ним присоединилась и сама природа: «…вдруг разъяснились тучи, засияло солнце и …образовался ясный безоблачный день».

А через год приехал на Академическую дачу президент Академии Художеств великий князь Владимир Александрович с женой Марией Павловной. К их приезду был построен резной восьмигранный павильон «дабы украшать собою местность и привлекать внимание окрестных крестьян». Выстроенный «с большим вкусом» он был внутри обшит досками, как писали, «получившими от долгой вылежки приятный розовый оттенок». Сверху из цветных окон в середину павильона и на развешанные по стенам портреты особ Царствующего Дома падали лучи «мягкого лилового света». К главному залу примыкали три помещения: кабинет Его Высочества в русском стиле, кабинет великой княгини с фотографиями ее дальней Мекленбург-Шверинской родины. Третье помещение «для отправления богослужения» находилось на противоположной ко входу стороне, на дверном стекле была написана икона благословляющего Спасителя. Так 1 июня 1885 года состоялось официальное открытие Академички, получившей название Владимиро-Мариинского приюта.

Первоначально в приюте устроилось только 10 учеников Академии. Но в 1887 году их было уже 35 и 2 ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Приезжали сюда студенты на три с половиной месяца – с середины мая до 1 сентября. На содержание каждого их них отпускали в месяц по 20 рублей, которые поступали в общую кассу, а на руки выдавали по 5 рублей – на холсты, краски, бумагу, карандаши и наем натуры.

В большом доме и флигеле были устроены просторные и высокие спальни, библиотека, зал для вечерних занятий музыкой, пением и чтением. На втором этаже находилась большая вместительная мастерская в два зала. Была в приюте и фотолаборатория с фотографическим аппаратом новейшей по тому времени конструкции.

К двум существующим домам прибавилось несколько новых помещений, выстроенных на средства Кокорева. Для физических упражнений были построены гигантские шаги, крокет, имелись лодки для катания по озеру. Все это хорошо видно на картине А.Я. Яковлева, дающей Академическую дачу как бы на развороте. К ней хорошо подходит описание из журнала «Всемирная иллюстрация». Академистам на даче живется весело. Помимо домашних работ в мастерской, к их услугам вся окружающая местность, и они ездят на лодках по озеру, набрасывают мотивы пейзажей, пишут этюды в деревнях, а дома, в виде отдохновения, устраивают любительские спектакли, на которые публика съезжается из всех окрестностей; приезжают даже многие из Волочка».

По настоянию Кокорева Совет Академии установил строгое расписание посещения приюта ее преподавателями. В числе них были П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, В.Е. Савинский. Навещали своих студентов и другие профессора.

Бывал на Академической даче руководитель пейзажной мастерской в Академии Художеств Архип Иванович Куинджи, чья «Лунная ночь на Днепре» вызвала когда-то настоящую сенсацию. Его ученики – К.Ф. Богаевский, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, Е.И. Столица, Н.П. Химона и другие – буквально обожали своего учителя. Когда он приезжал, они всей мастерской садились в лодки и отправлялись на живописный остров посередине озера Мстино. Здесь целый день писали этюды, а вечером у костра пели песни под гитару. Этот остров до сих пор называют «Остров Куинджи», рассказывая при этом невероятные истории.

В деревне Малый Городок работал над картиной «Ожидание новобрачных от венца» Андрей Петрович Рябушкин, один из самых самобытных и обаятельных живописцев русской народной жизни. Жительница деревни впоследствии рассказывала, что он накупит ребятишкам бубликов, баранок к чаю, а сам заберется на русскую печку и наблюдает оттуда за ними. Останавливался Рябушкин в самой крайней избе этой деревни, как раз напротив Дачи.

Неоднократно приезжал на Академическую дачу и Илья Ефимович Репин. Он останавливался в деревне Котчище или в маленькой комнате-мезонине старинного «екатерининского дома». Сейчас здесь музей, а комната называется «репинской». В ней стоит копия этюда «На Академической даче», написанного художником в 1898 году. Сам этюд теперь хранится в Русском музее. «7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой), дал денег на четверть водки, которая и была моментально куплена и с ним же распита, причем кричали уру и бросали вверх шапки…», - писал академист А.Г. Орлов своему другу художнику П.Е. Щербову.

Когда в 1904 году «по случаю военного времени» Дача была закрыта, именно Репин выступил в ее защиту. В 1907 году он вместе с новым ректором Академии В.А. Беклемишевым добился ее открытия, причем на новых условиях: «Пора бросить взгляд на дачу как на учреждение благотворительное, куда посылаются, главным образом, люди больные и неимущие: дача должна быть представлена для учеников талантливых и работоспособных, зарекомендовавших себя серьезным отношением к искусству».

Характер Дачи резко меняется. Сюда начинают приезжать самые способные студенты Академии Художеств. В числе них – Исаак Израилевич Бродский. Приехав на Академичку в 1907 году, этот уроженец юга впервые здесь постиг прелесть серого тона. Написанный им тогда этюд «Сквозь ветви» до сих пор считают самым поэтичным в творчестве художника. За созданные здесь пейзажи Бродский получает стипендию, дающую возможность учиться, не думая о заработке. А критик тех лет отмечает, что Бродский «своей своеобразной трактовкой пейзажа уже создает школу, вдохновляя молодых художников».

Ездили на Академическую дачу из Петербурга по железной дороге до станции Заречье, которая вскоре стала называться Академической (каковой остается и поныне). Отсюда 8 верст шла дорога на Дачу – через имение знаменитого охотника, археолога и собирателя древностей князя А.А. Ширинского-Шихматова, сельцо Лялино и еще две деревни.

Чуть в стороне, между двух озер Имоложье и Клин, находилось старинное село Березки. По преданию академика В.Л. Лялина в XII-XV веках оно было центром одного из погостов Великого Новгорода – Имоволожского. Это название встречается и в новгородских берестяных грамотах XII века и в договорах Новгорода с князьями. В конце XIX века Березки принадлежали дворянам Манзеям, которые построили здесь более десятка дачных домиков с верандами.

Снимал дачу в Березках Николай Константинович Рерих вместе с женой и младшим сыном Святославом. Здесь он не только рисовал, но и занимался археологическими изысканиями, в частности, открыв и описав в 1903 году городище у деревни Лялино, находившееся на противоположном берегу озера Клин.

С лета 1907 года приезжал в Березки ректор Высшего училища при Академии Художеств скульптор Владимир Александрович Беклемишев, чтобы быть поближе к своим ученикам. Он занимал «большую белую дачу». А во флигеле у него часто жил И.И. Бродский, написавший в 1908 году в соседнем Боровно, родовой усадьбе Манзеев, портрет своей жены, за который он получил золотую медаль по выходе из Академии.

Екатерина Ивановна Беклемишева организовала в Березках для девочек мастерскую художественной вышивки. Лучшие работы этой мастерской принимали участие на выставках в Петербурге и Берлине, а заказы приходили даже из-за границы. Столярная мастерская для мальчиков выпускала художественную мебель «русского стиля». Некоторые ее образцы хранятся в Вышневолоцком краеведческом музее.

Три лета подряд – 1910 – 1912 годы – приезжал в Березки один их величайших русских художников Михаил Васильевич Нестеров – «попастись на травке, пописать этюды». Здесь он написал портрет В.А. Беклемишева, хранящийся сейчас в фондах Русского музея и 20 этюдов к своей знаменитой картине «Христиане». Один из них – этюд пожилого крестьянина с лицом, напоминающим Моисея Микельанджело, превратился в картине в одну из самых выразительных фигур правого плана.

Вскоре после революции 1917 года Академическая дача была закрыта, а ее помещения использовались под пионерские лагеря. Но в окрестностях по-прежнему жили художники, приезжавшие сюда ранее студентами.

Второе рождение Академички произошла в 1947 году. Большая заслуга в этом принадлежит Тимофею Ильичу Катуркину, возглавлявшему тогда организацию «Всекохудожник». Бывавший здесь еще в дореволюционный период, он писал в своем обращении в Совет Министров СССР: «Возвращение «Академической дачи» становится важнейшей необходимостью, так как отсутствие летней базы в условиях северной природы отрицательно отражается на творческом росте молодых художников».

Так Академическая дача стала домом творчества художников, работающим круглый год. Почти 40 лет его бессменным директором был Петр Николаевич Козельский – «друг художников, душа дачи». Его сменил Валентин Павлович Журавлев, который сумел сохранить Дачу в тяжелейшие годы перестройки и передать ее другим поколениям.

Художники стали приезжать сюда на поток, который продолжался два месяца. В конце каждого потока устраивался просмотр, специальная комиссия подводила итоги работы художников за этот срок. Число желающих пописать сюда было огромным. Зимой Дом творчества принимал около 60 человек, а летом – 120.

Первый поток открылся 15 февраля 1948 года. Его художественным руководителем, который тогда назывался консультантом, был Порфирий Никитич Крылов (один из Кукрыниксов). По воспоминаниям А.М. Грицая, он писал на натуре этюды вместе со всеми, позволяя работающим рядом художникам извлекать для себя много полезного, «видя, что выбирает, что и как пишет опытный живописец». Долгое время художественными руководителями на Даче были А.В. Волков, который был по духу художником-передвижником, и А.П. Бубнов, широко известный своей исторической картиной «Утро на Куликовом поле». Именно они заложили основы метода работы на Академической даче и подготовили почву для формирования целой плеяды замечательных живописцев.

В первые после открытия годы в Доме творчества работали В.Н. Бекшеев, С.В. Герасимов, Г.Г. Нисский, П.П. Соколов-Скаля, Т.Г. Гапоненко, Н.М. Ромадин, Н.М. Чернышев. Здесь были написаны многие известные картины, экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных выставках, хранящиеся в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях России и по всему миру.

Среди них – «Прибыл на каникулы» Ф.П. Решетникова, «Земля» Б.С. Угарова, «В сельской библиотеке» И.В. Шевандроновой, «Утро» В.Ф. Загонека, «В субботу» и «Перед танцами» Ю.П. Кугача, «Свежий ветер» В.Н. Гаврилова, «В новом доме» Н.Ф. Новикова, «Между боями» и «Матери» братьев А.П. и С.П. Ткачевых, «Подснежники» А.М. Грицая, многие произведения А.П. Белых, В.Ф. Стожарова, Ю.С. Подляского, И.С. Сошникова, для которого «Академическая дача» и ее окрестности от Вышнего Волочка и до Валдая стали основным и главным содержанием всех его пейзажных работ.

Президент Союза художников СССР Б.С. Угаров писал, что как художник он целиком родился на Академической даче. Она, «как родной дом, влечет к себе каждый год. И без нее ты не можешь жить». И это могли бы сказать о себе многие живописцы. С Дачей было связано все творчество В.Н. Гаврилова, художника яркого дарования, вошедшего в искусство смело и сразу. «Прекрасный живописец, он на многих оказал влияние. Писал широко, сочно, понимал большие цветовые отношения, гармонию. Живописец «чистой крови». Над эскизами для воссоздания росписи храма Христа Спасителя работал на Академичке вместе со своей группой Н.Н. Соломин. Сюда любил приезжать еще его отец Н.К. Соломин – ученик Н.П. Крымова, один из крупнейших мастеров портрета.

Но Академическая дача – это не только Дом творчества, но и окрестные деревни, где поселились художники. Первым построил свой дом-мастерскую в деревне Малый Городок Ю.П. Кугач с женой О.Г. Светличной. «Там все очень просто и удобно – лавки вдоль стен, стол, сделанные из дерева Юрием Петровичем и Михаилом. Ничего лишнего. У стены мольберт, на нем всегда стоит прикрытая занавеской картина, над которой идет работа. На стенах этюды и репродукции – от Сурикова до Ван-Гога. От золотистых бревенчатых стен, от всей обстановки и от обитателей дома излучается какая-то светлая, тихая радость и душевность».

Рядом с Ю.П. Кугачом поселились братья А.П. и С.П. Ткачевы, супруги К.Г. И З.С. Казанчан, Ф.П. Решетников и Л.И. Бродская, Н.А. Сысоев и Н.В. Скорубская, а на окраине деревни – А.П. Левитин и М.К. Копытцева. На другом берегу озера Мстино в деревне Кишарино В.Ф. Токарев построил великолепный дом, который художники прозвали «токаревское подворье». В старом доме смотрителя Дачи И.Н. Панфилова в Новом Котчище рядом со Мстинской плотиной живет теперь М.Ю. Кугач. А дальше, в деревне Подол, рядом со старой земской школой построил дачу В.М. Сидоров, возглавляющий ныне не только Союз художников России, но и стран СНГ.

Невозможно перечислить всех художников, живущих в окрестностях Дома творчества – «кто только здесь ни работал» - недаром его называют «русским Барбизоном». И все они вместе с И.С. Сошниковым могли бы сказать: «Я с нежностью думаю об «Академической даче». Земной поклон этой благословенной земле, ее исконно русской, неиссякаемой красоте».

Соловьёва Ф.Б., научный сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея


Н. Тимков. Академическая дача. 1960

Академическая дача имени И. Е. Репина — старейшая и широко известная творческая база Союза художников России. Расположена в Тверской области неподалёку от Вышнего Волочка в восьми километрах от железнодорожной станции в живописном месте на берегу реки Мсты и озера Мстино . В более широком смысле «Академической дачей» (или «Академичкой») называют окрестности творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и другими, во множестве заселёнными художниками в середине — второй половине ХХ века.

Академическая дача открылась 22 июля 1884 года «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств . Земельный участок с парком, домом и постройками, принадлежавший Министерству путей сообщения, был взят в долгосрочную аренду Академией художеств. Первоначально была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича и его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны.

Исключительная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В. А. Кокореву (1817—1889), уральскому солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний русского и западноевропейского искусства. В 1885 году на его средства и по проекту архитектора В. А. Кенеля на территории приюта был возведён восьмигранный павильон, украшенный пропильной и глухой резьбой и ставший художественным центром ансамбля Академической дачи.

До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, С. Абугов, И. Левитан, М. Курилко, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники.

После 1917 года дача была отдана детям, здесь был открыт пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только после войны в 1948 году. С этого времени Академическая дача» превратилась в один из признанных центров творческой жизни. В разные годы здесь плодотворно работали и многие ленинградские живописцы, среди них В. Загонек, А. Левитин, М. Копытцева, Н. Позднеев, С. Невельштейн, В. Кранц, П. Бучкин, В. Токарев, А. Токарева, Л. Байков, В. Набатов, Д. Маевский, Б. Угаров, А. Романычев, Н. Тимков, А. Васильев, Ю. Подляский, Л. Острова, В. Соколов, Е. Табакова, Л. Фокин и многие другие. Не случайно, отмечая роль Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её называют «русским Барбизоном». Многие лучшие произведения пейзажного и пейзажно-жанрового характера, экспонировавшиеся на художественных выставках 1960-1980-х годов, создавались на Академической даче. Позднее в 1970-1980 годы для нужд художников здесь были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное использование Академической дачи для занятия творчеством. К этому времени многие старожилы обзавелись в окрестных деревнях домами, обустроили мастерские, где могли жить и работать круглый год.

В 1964 году Академической даче было присвоено имя выдающегося русского живописца И. Е. Репина. В 1974 году рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник И. Е. Репину (скульптор О. Комов, архитектор Н. Комов), в честь 130-летия со дня рождения художника. В 2004 году на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска В. А. Кокореву. Хотя судьба Академической дачи сложилась более удачно, чем других творческих баз художников (например, того же Дома творчества художников в Старой Ладоге), но и она переживает сегодня тяжёлые времена, сохраняя скорее историческое значение.

Д. Маевский. Осенний мотив. 1972

Н. Тимков. Академическая дача. 1972

Н. Позднеев. Две старухи. 1960

С. Невельштейн. В окрестностях Академической дачи. 1946

Д. Маевский. Апрель. 1968

Н. Тимков. Русская зима. Иней. 1969

Н. Позднеев. Летом за чтением. 1959

Д. Маевский. Мартовское солнце. 1977

Н. Тимков. Август на Академичке. 1960

С. Невельштейн. Перед грозой. 1948

Н. Тимков. Пора сенокосная. 1963

Н. Позднеев. Наташа в каляске. 1960

Д. Маевский. Деревня Подол. 1980

Н. Тимков. Валентиновка. 1968

М. Копытцева. На купальне. 1954

Д. Маевский. Летний день в Подоле. 1970

Н. Позднеев. Натюрморт в траве. 1964




Top