Академическая дача им репина. Академическая дача

Завтрак. Освобождение номеров.

День волшебного прикосновения к истинной Красоте, среди вдохновляющих пейзажей «русского пленэра»!
Отправление на Академическую Дачу им. Ильи Репина (18 км)
Упоительна красота русского пейзажа, ею наслаждались великие художники, перенося на свои полотна движенья вдохновленной души, и щедро делились с потомками…
Сегодня и нам посчастливится побывать в таком оазисе великолепного русского пейзажа на роскошном заповедном озере Мстино. Мы отправляемся на «дачи художников» - в уникальный Дом Творчества Академическая Дача им. Ильи Репина. Это первый в России Дом Творчества русских живописцев , основанный в 1884 году известным московским предпринимателем и меценатом В.А. Кокоревым. Здесь, на заповедном берегу красивейшего озера был открыт летний «приют» для студентов Императорской Академии художеств. До революции сюда, на «Мстинские пленэры» приезжали Репин и Левитан, Васнецов и Серов, Бродский, Рылов, Чистяков, Рерих... Любил эти места и Архип Куинджи, и остров в окрестностях «Академички» носит его имя.
С 1948 года Академическая дача превратилась в признанный, всемирно известный творческий и художественный центр нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б. Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Академическая дача сыграла огромную роль в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, и ее даже называют «русским Барбизоном». Здесь создавались шедевры пейзажного и жанрового характера, а в семидесятые годы прошлого столетия для художников были возведены современные жилые мастерские (Творческая база Союза художников), и теперь сюда круглый год съезжаются на пленэры именитые и малоизвестные (пока) художники России.
Сегодня и вы сможете ощутить свою причастность к русской художественной элите и приобщиться к творческой атмосфере прелестного природного оазиса.
Экскурсия по Дому Творчества.
Вы побываете в знаменитом «восьмиграннике» - резном деревянном павильоне, построенном в 1885 году и ставшим художественным центром ансамбля «Академички», где услышите увлекательный рассказ об ее истории и жизни ее великих обитателей и посетите музей репродукций , коллекция которого постоянно пополняется картинами, написанными на пленэрах на озере Мстино и подаренными музею современными именитыми «постояльцами» Академической Дачи. Побываете на выставке-продаже картин , где сможете приобрести понравившиеся полотна.
А главное - вы насладитесь красотой и тонкой атмосферой окружающего пейзажа. Великолепное озеро, живописный старый парк, фигурки художников около мольбертов - «живое» приобщение к новому, творческому миру. Вы сможете посетить «дачи художников» - подлинные творческие мастерские, в которых рождается искусство…Отдохните на романтичных скамейках под вековыми липами, искупайтесь в прохладной воде старого озера, насладитесь свежим ароматом разнотравья, прогуляйтесь живописными тропами, теми самыми, которые еще помнят шаги великих русских живописцев!
Обед.
Отправление в поселок Солнечный (6 км)
Следующая остановка нашего «творческого» и вдохновляющего путешествия - уникальная народная картинная галерея в поселке Солнечный .
Экскурсия в картинную галерею
Народная картинная галерея поселка Солнечный была основана в восьмидесятые годы прошлого столетия на базе богатейшего совхоза-миллионера «Пролетарий». И это единственная в нашей стране из 80 (!) таких картинных галерей, которая после «распада» Советского Союза, усилиями энтузиастов-художников и простого народа, не исчезла, не была разворована, не продана за границу.
В запасниках галереи хранится более 170 полотен столпов русской реалистической школы живописи, известных не только в России, но и далеко за ее пределами. Экспозиции галереи постоянно пополняются за счет работ художников, приезжающих на мстинские пленэры, а также за счет щедрых даров коллекционеров. В семи (!) залах галереи вы сможете полюбоваться полотнами Сысоева, Токарева, братьев Ткачевых, Грицай, Герасимова, Никиты Федосова, династии Кугачей. Среди раритетов - уникальные творения знаменитого художника Григория Чайникова, чьи полотна украшают залы Лувра!
На первом этаже народной картинной галереи вы сможете увидеть картины военных художников времен Великой Отечественной и подлинные работы всемирно известного, самого любимого иллюстратора, знакомого нам по книгам «из детства», Е. Рачева.
Здесь же представлена еще одна уникальная, если не сказать, раритетная экспозиция - выставка стекла исчезнувшего разворованного завода «Красный май» . А когда-то на этом заводе изготовили рубиновые звезды Кремля…
В зале краеведения, стилизованном под русскую избу, вы увидите подлинный старинный народный костюм, полюбуетесь утварью наших прабабушек и услышите увлекательный рассказ о каждом эксклюзивном экспонате. Вкусная «пауза» нашего удивительного путешествия - чаепитие у самовара, со знатными пирогами «по-репински» !

Наше путешествие - прикосновение к новому, тонкому миру. Миру истинной Красоты и подлинной Гармонии…
Возвращение в Москву поздно вечером в зависимости от транспортной ситуации.

Программа

  • 1 день
  • 07:15 - Сбор группы возле экскурсовода на парковке автобусов (м. Тургеневская, м. Сретенский Бульвар, м. Чистые Пруды - выход в город к проспекту Академика Сахарова).
  • 07:30 - Отправление автобуса от м. Тургеневская. Путевая информация.
  • - Сделав остановку в селе Городня, мы сможем полюбоваться красивейшей церковью Рождества Богородицы с её шатровой колокольней, филигранными крестами и охряным фасадом с белоснежными вставками. Церковь является памятником тверского зодчества XV века и старейшей постройкой во всей Тверской области.
  • 13:30 - Продолжая путешествие в Вышний Волочёк, остановимся на окраине Торжка. Здесь расположен почти сказочный терем "Птица счастья". В ходе экскурсии по залам музея местных народных художественных промыслов вы сможете полюбоваться изумительными рукоделиями золотошвей Торжка, сдержанной праздничностью изделий Гжели и расписным великолепием жостовских подносов, очаровательной клинской ёлочной игрушкой, изделиями из бересты, фарфоровыми игрушками из Санкт-Петербурга... В магазине терема можно приобрести... даже не сувениры - настоящие произведения искусства!
  • - Переезд в Вышний Волочёк (40 км).
  • 15:00 - Прибытие. Обед в кафе города.
  • 15:30 - Краеведческий музей Вышнего Волочка - один из самых современных провинциальных краеведческих музеев России: здесь более 35 тыс. единиц хранения и пять тематических экспозиций. Следуя за экскурсоводом по залам музея, вы узнаете секреты Вышневолоцкой водной системы, увидите, во что одевались и чем пользовались в быту жители города в XIX веке, научитесь отличать сон-траву от Петрова креста и удивитесь разнообразию местных художественных промыслов.
  • 16:30 - Обзорная экскурсия по Вышнему Волочку и прогулка по центру города познакомят с историей и культурой этого очаровательного провинциального города. Вышний Волочек впервые упоминается в 1437 году как место волока, сухопутной переправы судов, между реками Цна и Тверца. В 1703 году по указу Петра I началось создание Вышневолоцкой водной системы, соединившей Балтийский бассейн с Каспийским, - и по сей день в городе сохранились каналы, набережные, шлюзы и мосты XVIII-XIX вв. Также в ходе экскурсии перед вами предстанет историческая застройка XVIII-XIX вв.: Казанский и Екатерининский проспекты, Ванчакова линия, красивейший собор Богоявления, построенный в "русско-византийском стиле", Гостиный двор, Присутственные места с пожарной каланчой и многочисленные памятники. А ещё вы узнаете, какую роль в функционировании водной системы сыграл местный житель Михаил Сердюков и почему она и ныне почитается образцом работы инженеров-гидравликов.
  • 18:00 - Размещение в гостинице "Берёзка".
  • 19:30 - Ужин в ресторане гостиницы. Свободное время.
  • 2 день
  • 08:00 - Завтрак в гостинице.
  • 08:45 - Отъезд на автобусе в г. Удомля (60 км). Некогда скромное поселение Вышневолоцкого уезда Тверской губернии с древним финно-угорским названием Удомля в XIX-XX веках стало источником вдохновения для десятков художников, музыкантов, писателей, деятелей науки. Здесь творили Левитан и Венецианов, Коровин, Грабарь и Чехов, жили богословы Новосёлов и Беневоленский и создатель радио Попов...
  • - В ходе обзорной экскурсии по Удомле вы посетите торжественный Князь-Владимирский собор, построенный в 2003 году, увидите памятники известным жителям города - А.Г. Венецианову и космонавту О.Г. Макарову и градообразующий комплекс Калининской АЭС.
  • 10:30 - Переезд в село Гарусово (7 км). Усадьба Аракчеевых, где некогда родился, по словам Пушкина, "всей России притеснитель", расположена на живописном берегу озера Удомля. В конце XIX века здесь часто бывал Левитан - именно на берегу озера были написаны этюды к картине "Над вечным покоем". Несмотря на то, что сейчас усадьба почти разрушена, сохранились остатки деревянного главного дома XVIII века "на шесть комнат внизу и две наверху" и очертания некогда прекрасного парка, поглощённого лесом.
  • 11:30 - Легендарная дача "Чайка" - усадьба художника В.К. Бялыницкого-Бирули, расположенная по соседству с имением Аракчеевых, на берегу озера Удомля. Здесь гостили Коровин и Грабарь, Жуковский и многие другие. Посещая усадьбу, вы осмотрите построенный по замыслу художника в 1913 году и недавно отреставрированный деревянный дом в стиле модерн, где сегодня располагается центр культуры и искусства "Дача Чайка". В ходе экскурсии и чаепития вы узнаете об удомленском содружестве художников, об организованной для крестьянской бедноты живописной школе и увидите обстановку начала XX века.
  • 13:30 - Переезд на погост Троица. Приходская церковь Иоанна Богослова была построена в 1840-1846 годах в изящном стиле русского классицизма, трапезная и колокольня появились здесь лишь в 1891 году. Вы сможете осмотреть храм, полюбоваться белокаменным фасадом и фигурным навершием трёхъярусной колокольни и насладиться умиротворёнными тверскими пейзажами.
  • 15:30 - Обед в кафе.
  • - Казанский женский монастырь Вышнего Волочка был основан сравнительно недавно - в 1872 году. Это не только уникальный памятник архитектуры, но и исключительно интересное место с массой примечательных сооружений: двумя старинными соборами с потрясающей настенной росписью, храмом с колокольней, больничным корпусом и домовой церковью. Его Казанский собор XIX века - многоглавый эклектический храм с обильным декором и оригинальным решением западного фасада в виде ниши с двумя башнями, а собор Андронниковой иконы Богоматери - торжественный гимн тоновскому "русско-византийскому стилю".
  • - Переезд в поселок Белый Омут (8 км). Николо-Столпенская пустынь - монастырь начала XIX века, расположенный на левом берегу реки Тверцы. От обители сегодня остались лишь руины: одиноко высится надвратная колокольня Никольской церкви и в окна бывшего жилого корпуса заглядывают ветви деревьев - особое очарование ушедших времён царит здесь повсюду.
  • 19:30 - Возвращение в Вышний Волочёк. Ужин в гостинице. Свободное время.

  • 3 день
  • 08:00 - Завтрак в гостинице. Освобождение номеров.
  • 08:45 - Выезд на автобусе в посёлок Красный май (5 км).
  • 09:00-10:00 - Как ни удивительно это звучит, но стекольный завод в посёлке Красный май - знаковое место для всей России. Именно здесь было изготовлено рубиновое стекло для звёзд Московского Кремля, повреждённых в годы Великой Отечественной. В ходе экскурсии по музею вы узнаете, как было сварено более 500 кв. м уникального трёхслойного стекла и каким образом его устанавливали в стальной каркас звёзд. Также у вас будет возможность приобрести сувениры. А на обратном пути вы осмотрите храм священномученника Фаддея, Архиепископа Тверского (2000 г.).
  • - Остановка в с. Леонтьево. Церковь Преображения XIX века - прекрасный образец русского классицизма, где ещё продолжаются реставрационные работы.
  • 11:00 - Академическая дача художников им. И.Е. Репина. В 1884 году по инициативе московского предпринимателя и мецената Кокорева открылся летний приют для студентов Санкт-Петербургской Академии художеств. В окрестных полях бродили с мольбертами в поисках вдохновения Рябушкин и Куинджи, Рерих и Бродский... Второе рождение Академической дачи состоялось в 1948 году - тогда в этих местах работали лучшие представители русского реалистического пейзажа и социалистического реализма. А в 1964 году Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина. Посещая дачу художников, вы сможете представить, в каких условиях вызревали таланты не одного поколения русских живописцев, осмотрите уютные интерьеры и вдохновитесь живописными пейзажами.
  • - Переезд в поселок Солнечный.
  • 12:30 - Посещение народной картинной галереи, открытой в 1980 году, познакомит вас с запечатлённой на полотнах советских художников Тверской землёй с её изумительной природой, богатой архитектурой и прекрасными людьми. Крестьянский уклад быта, красивейшие пейзажи, стройки советской эпохи - всё это было главной темой творчества Ю.П. Кугача, О.Г. Светличной, Г.М. Коржева, Д.И. Маевского и многих других живописцев.
  • - Обед в кафе.
  • 16:00 - Отправление в Москву. (340 км, время в пути ориентировочно 6 часов).
  • 22:30 - Ориентировочное время прибытия в Москву. Высадка туристов у ближайшей станции метро по пути следования.
    (Фирма не несет ответственности за время прибытия в Москву в связи с увеличением транспортного потока в летнее время).

Академическая дача им. И.Е. Репина Союза художников России расположена в живописном месте на левом берегу р. Мсты и западном побережье оз. Мстино.

Хорошо погуляли

Существует легенда о том, что художник Архип Куинджи свой очередной юбилей отмечал со своими учениками на острове вблизи дачи, поэтому с тех пор этот остров называют «островом Куинджи».

Пленэр

На дачу неоднократно приезжал И.Е. Репин. Он останавливался в верхней маленькой комнате главного дома. В один из приездов в 1889 г. здесь им был написан этюд «На Академической даче». Данная работа правдиво передавала атмосферу сосредоточенной и увлеченной работы, которая царила здесь. Именно тогда на даче родился обычай, сохранившийся до сих пор, - ставить постановки на открытом воздухе и писать их всем вместе. Лучшей метòды совместного овладевания мастерством с тех пор не придумано. Никто не прятал своих секретов, всё было на виду, и, таким образом, каждый мог от начала и до конца увидеть работу соседа, его технические приемы, способ интерпретации натуры и т.п. Менее опытные художники в процессе получали возможность учиться у знаменитых мэтров. Моделями для таких постановок часто служили нищие, которых кормилось у дачи иногда до пятнадцати человек.

Историческая справка

Первоначально будущая Академическая дача была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны. В широком смысле в «Академическую дачу» («Академичку») сами художники и искусствоведы справедливо включают также и окрестности этой творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и многими другими, заселёнными в разное время, особенно в середине - второй половине ХХ в., отечественными художниками. Это старейшая и наиболее известная и любимая творческая база Союза художников России. Она открылась 22 июля 1884 г. «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками был взят в долгосрочную аренду Академией художеств у Министерства путей сообщения. Основная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В.А. Кокореву (1817-1889), солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний произведений русского и западноевропейского искусства. Кокореву принадлежало имение в Вышневолоцком уезде, где он часто бывал в последние годы своей жизни. Он любил приглашать сюда знакомых художников, за творчеством которых мог наблюдать и вести с ними беседы об искусстве. Постепенно у Кокорева родилась мысль организовать в пустовавшем напротив его усадьбы заброшенном доме своеобразный приют для неимущих студентов Императорской Академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия. Такую идею Кокорев озвучил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву. После решения определенных нюансов согласие на открытие «приюта» было дано. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора В.А. Кеннеля был возведён украшенный резьбой восьмигранный павильон, ставший художественным центром ансамбля Академической дачи. Она занимает сравнительно небольшой участок между берегом озера и шоссе на Вышний Волочек. Архитектор В.А. Кеннель составил проект перестройки старых и сооружения новых зданий. Две сохранившиеся постройки размещены вдоль берега и обращены к нему главным фасадами. В панораме, открывающейся с озера, главенствующую роль играет павильон. К юго-западу от него поставлен жилой корпус. За постройками расположен живописный парк. Почти сразу после открытия дачу стали регулярно посещать профессора и преподаватели Академии: П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский и др. Дача постепенно становилась местом серьезного изучения пленера и изучения окружающей жизни, поэтому её популярность в студенческой среде была очень велика. Сюда стали отправлять наиболее талантливых учеников, заслуживших это право своими успехами. Москвичи и петербуржцы снимали дачи в окрестных селах, под мастерские переоборудовались веранды. Особенно охотно художники квартировали в селе Берёзки, принадлежавшем помещикам Манзей. В 1904 г. молодых художников захватили революционные настроения. Часто студенты собирались вместе, вели неоднозначные споры, пели революционные песни. Результатом этого оказалось закрытие дачи. 13 апреля 1907 г. И.Е. Репин подал заявление в совет Императорской Академии художеств для доклада на общем собрании по вопросу о возобновлении Академической дачи. В поддержку этой идеи выступил и ректор Академии В.А. Беклимишев. Благодаря таким действиям летом 1907 г. дача была вновь открыта. А уже осенью того же года в Академии состоялась выставка работ студентов, пребывавших там летом. Восьмерым из них Совет Академии вынес благодарность и похвалу. В списках студентов, отправляемых на дачу, можно найти художников, ставших впоследствии большими мастерами. До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, И. Левитан, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники. После революции 1917 г. Академическая дача была отдана детям, здесь открылся пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только в 1948 г. С этого времени Академическая дача превратилась в признанный центр творческой жизни нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б. Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Говоря о роли Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её по праву называют «русским Барбизоном». Здесь создавались прекрасные произведения пейзажного и жанрового характера. В 1970-1980-е г. для художников были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное проживание на «Академичке». В 1964 г. Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина, а в 1974 г. рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник ему в честь 130-летия со дня рождения художника (скульптор О.К. Комов). В 2004 г. на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска её основателю В.А. Кокореву.

Как добраться

«Академическая дача» находится в 18 км от г. Вышнего Волочка по асфальтированной дороге, в 8 км от ж.д. станции «Академическая» Октябрьской железной дороги. Практически во всех окрестных деревнях на побережье оз. Мстино и берегах р. Мсты жили и работали многие известные русские художники.

Академическая дача им. И.Е. Репина Союза художников России расположена в живописном месте на левом берегу р. Мсты и западном побережье оз. Мстино. Это старейшая и наиболее известная и любимая творческая база Союза художников России.

В широком смысле в «Академическую дачу» («Академичку») сами художники и искусствоведы справедливо включают также и окрестности этой творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и многими другими.

Первоначально будущая Академическая дача была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны.

Дача открылась 22 июля 1884 г. «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками был взят в долгосрочную аренду Академией художеств у Министерства путей сообщения. Основная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В.А. Кокореву (1817-1889), солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний произведений русского и западноевропейского искусства. Кокореву принадлежало имение в Вышневолоцком уезде, где он часто бывал в последние годы своей жизни. Он любил приглашать сюда знакомых художников, за творчеством которых мог наблюдать и вести с ними беседы об искусстве. Постепенно у Кокорева родилась мысль организовать в пустовавшем напротив его усадьбы заброшенном доме своеобразный приют для неимущих студентов Императорской Академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия. Такую идею Кокорев озвучил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву. После решения определенных нюансов согласие на открытие «приюта» было дано. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора В.А. Кеннеля был возведён украшенный резьбой восьмигранный павильон, ставший художественным центром ансамбля Академической дачи. Она занимает сравнительно небольшой участок между берегом озера и шоссе на Вышний Волочек. Архитектор В.А. Кеннель составил проект перестройки старых и сооружения новых зданий. Две сохранившиеся постройки размещены вдоль берега и обращены к нему главным фасадами. В панораме, открывающейся с озера, главенствующую роль играет павильон. К юго-западу от него поставлен жилой корпус. За постройками расположен живописный парк.

Почти сразу после открытия дачу стали регулярно посещать профессора и преподаватели Академии: П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский и др. Дача постепенно становилась местом серьезного изучения пленера и изучения окружающей жизни, поэтому её популярность в студенческой среде была очень велика. Сюда стали отправлять наиболее талантливых учеников, заслуживших это право своими успехами. Москвичи и петербуржцы снимали дачи в окрестных селах, под мастерские переоборудовались веранды. Особенно охотно художники квартировали в селе Берёзки, принадлежавшем помещикам Манзей.

На дачу неоднократно приезжал И.Е. Репин. Он останавливался в верхней маленькой комнате главного дома. В один из приездов в 1889 г. здесь им был написан этюд «На Академической даче». Данная работа правдиво передавала атмосферу сосредоточенной и увлеченной работы, которая царила здесь. Именно тогда на даче родился обычай, сохранившийся до сих пор, - ставить постановки на открытом воздухе и писать их всем вместе. Лучшей метòды совместного овладевания мастерством с тех пор не придумано. Никто не прятал своих секретов, всё было на виду, и, таким образом, каждый мог от начала и до конца увидеть работу соседа, его технические приемы, способ интерпретации натуры и т.п. Менее опытные художники в процессе получали возможность учиться у знаменитых мэтров. Моделями для таких постановок часто служили нищие, которых кормилось у дачи иногда до пятнадцати человек.

В 1904 г. молодых художников захватили революционные настроения. Часто студенты собирались вместе, вели неоднозначные споры, пели революционные песни. Результатом этого оказалось закрытие дачи. 13 апреля 1907 г. И.Е. Репин подал заявление в совет Императорской Академии художеств для доклада на общем собрании по вопросу о возобновлении Академической дачи. В поддержку этой идеи выступил и ректор Академии В.А. Беклимишев. Благодаря таким действиям летом 1907 г. дача была вновь открыта. А уже осенью того же года в Академии состоялась выставка работ студентов, пребывавших там летом. Восьмерым из них Совет Академии вынес благодарность и похвалу. В списках студентов, отправляемых на дачу, можно найти художников, ставших впоследствии большими мастерами.

До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, И. Левитан, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники. После революции 1917 г. Академическая дача была отдана детям, здесь открылся пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только в 1948 г. С этого времени Академическая дача превратилась в признанный центр творческой жизни нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б. Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Говоря о роли Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её по праву называют «русским Барбизоном». Здесь создавались прекрасные произведения пейзажного и жанрового характера. В 1970-1980-е г. для художников были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное проживание на «Академичке».

В 1964 г. Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина, а в 1974 г. рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник ему в честь 130-летия со дня рождения художника (скульптор О.К. Комов). В 2004 г. на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска её основателю В.А. Кокореву.

Существует легенда о том, что художник Архип Куинджи свой очередной юбилей отмечал со своими учениками на острове вблизи дачи, поэтому с тех пор этот остров называют «островом Куинджи».

/ Проект "Творческий отпуск" на Академической даче им. И.Е. Репина

Уважаемые коллеги!

Мы ищем для нас лучшие места и самые интересные форматы встреч. Именно поэтому мы решили немного изменить нашу летнюю программу и перенести очередной заезд нашей программы "Творческий отпуск" с , на Академическую дачу им. И.Е. Репина! Это знаковое место для всех художников и педагогов - именно там мы приглашаем вас провести замечательную неделю совместного творчества, отдыха и обмена опытом! Тем более, что программа получается лучше, дешевле и интереснее.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДАЧА - ЖЕМЧУЖИНА ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ

Академическая дача имени И.Е. Репина - первый и старейший в России Дом творчества живописцев. Он расположен в Вышневолоцком районе на живописном полуострове, образованном истоком реки Мсты и озером Мстино. Это место - широко известная старейшая творческая база российского Союза художников. Академической дачей в более широком смысле называются окрестности творческой базы с расположенными рядом деревнями Кишарино, Большой и Малый Городок, Валентиновка, Терпигорево, Подол и др., заселенными художниками во второй половине 20 в.

Как-то в конце 1870-х годов усадьбу Кокорева посетили молодые тогда еще художники А.Д. Кившенко и И.Е. Репин. Считают, что именно тогда и возникла идея открыть в старом, пустующем после упадка Вышневолоцкой водной системы доме дачу для студентов Академии художеств, чтобы они «лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли». Восторженный Репин, якобы, при этом воскликнул: «Это же для пейзажиста земля обетованная! Это же сама Россия - вся душа ее, вся прелесть…Это как песня!». Ничего удивительного в том, что эта земля стала «краем вдохновения» для многих русских художников. Поразительное по красоте место невозможно не писать. С тех пор художники ездят в эти удивительной красоты места. Здесь Вы можете поработать на пленэре, побывать на мастер-классах, посетить мастерские действующих художников и картинную галерею, собранную из работ художников, побывавших на «академичке», а так же познакомиться с шедеврами русской живописи в Вышневолоцком краеведческом музее и выставочном зале Центральной библиотеки. Перед отъездом домой состоится итоговая выставка работ и награждение участников пленэра.

ПЛЕНЭРНАЯ ПРОГРАММА

1 день

Встреча группы в Москве. Совместная поездка до станции Вышний Волочёк. Встреча участников пленэра и трансфер до Академической дачи. Обзорная экскурсия. Этюды и зарисовки. Вечер знакомств.

2 день

Масляная живопись. Посещение творческих мастерских художников. Короткие этюды на большие цветовые отношения (небо, воды, земли, деревьев).

3 день

Посещение музея Дома Творчества «Академическая дача». Мастер-класс по декоративным техникам. Этюд пейзажа с архитектурной постройкой. Композиционные эскизы. Этюды характерных уголков природы.

4 день

Мастер-класс по горячему и холодному батику. Композиционные зарисовки. Короткие этюды на состояние.

5 день

Посещение Вышневолоцкого краеведческого музея и выставочного зала Центральной библиотеки г. Вышний Волочёк. Мастер-класс по акрилу. Этюды и зарисовки городской архитектуры и водных каналов «Северной венеции».

6 день

Композиционные зарисовки и этюды пейзажей с ярко выраженной плановостью. Этюды полевых цветов. Итоговая выставка. Вечер отдыха, творческая лаборатория.

7 день

Подведение итогов пленэра. Награждение участников. Фотографирование. Отъезд (трансфер до станции Вышний Волочек).

Как всегда, задача нашего пленера - культурно-образовательная: в неё входит посещение музеев, освоение новых художественных материалов и техник, встречи с известными педагогами и художниками.

Стоимость участия в программе - 9500 рублей. В стоимость входит проживание в двухместном номере с мастерской и трёхразовым очень хорошим питанием, художественные материалы для проведения мастер-классов (материалы для батика, декоративных техник, акрил), трансфер от станции в Вышнем Волочке и обратно, все перемещения по программе, творческие мастер-классы. Этюдники, стульчики, сапоги, инвентарь для натюрмортов сдаются напрокат. Всем участникам пленера выдаются сертификаты участия в Международной культурно-образовательной программе для педагогов-художников, а желающим провести мастер-классы - сертификаты руководителей пленера.

Для участия в программе необходимо прислать заявку с ФИО и количеством участников на адрес [email protected].

ИСТОРИЯ

В Тверской области, на берегу озера Мстино, под высоченными соснами расположилась «Академическая дача художников имени И.Е. Репина». Академическая дача была создана в июле 1884 года для студентов Санкт-Петербургской Академии художеств Академическая дача была создана по инициативе В. Кокорева, уральского солевара и заводчика, обладателя крупного собрания произведений русского и западноевропейского искусства, известного российского мецената и общественного деятеля. Открытие дачи состоялось 22 июля 1884 г. с одобрения великого князя Владимира Александровича, являвшегося Президентом Академии художеств. Изначально дача задумывалась для прохождения летней практики малоимущими студентами Академии художеств и носила название Владимиро-Мариинского приюта.

Академия художеств взяла под дачу в долгосрочную аренду земельный участок с домом, парком, постройками. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора Кенеля В.А. на территории приюта построили восьмигранный павильон, который украшала пропильная и глухая резьба. Это здание стало композиционным центром ансамбля Академической дачи.

Место, где находится дача, имеет древнюю историю. Раньше здесь проходил большой торговый путь. Через воды Мсты из Новгорода к Волге и дальше к Персии и южным морям двигались груженые товарами караваны судов. По легенде, сам царь Петр проходил этим маршрутом, проверяя путь. В 1785 г. в этих местах побывала Екатерина II. До революции на «даче» работали И. Репин, А. Куинджи, В. Серов, И. Бродский, С. Виноградов, П. Чистяков, И. Левитан, Н. Рерих и многие другие. После революции здесь открыли пионерский лагерь. Прежний статус дача получила лишь в 1948 г. после чего «Академическая дача» стала одним из признанных творческих центров. В это время здесь творили В. Загонек, А. Грицай, М. Копытцева, А. Левитан, Б. Угаров, Ю. Кугач и др. Лучшие живописные произведения в пейзажном и пейзажно-жанровом стиле были созданы большей частью здесь. С 1964 г. Дому творчества присвоили имя знаменитого русского живописца И.Е. Репина, который принимал непосредственное участие в создании и деятельности Академической дачи. Художник не раз бывал здесь, он жил в Котчище либо на даче в комнате на верху, из окон которой открывалась живописная панорама озера. Сегодня эта комната музея Академической дачи, которая называется "репинской". В 1974 г. около восьмигранного павильона установили памятник И. Репину (скульптор О. Комов) в честь 130-летнего юбилея со дня его рождения.

Рядом с Академической дачей в деревне Малый Городок творил и А. Рябушкин. До сих сохранился деревянный дом, где он останавливался. Три лета подряд в деревне Березки жил и работал Нестеров М. В 30 км от Академической дачи жил и работал в своем имении "Чайка" Бялыницкий-Бируля В. , где любили бывать К. Коровин, И. Левитан.

Особенный настрой также создается близостью бывшего имения Венецианова А.Г., где живописец работал до самой своей кончины со своими учениками.

Академическая дача имела большую популярность среди талантливой молодежи из Петербурга и Москвы, имена которых вошли в историю русской живописи. До сих пор сохранился памяти народа "бугор Рериха", примыкающий к даче, где художник писал картину "Гонец", а на глади Мстинского озера до сих виден легендарный остров Куинджи, на котором А. Куинджи отдыхал со своими студентами.

В 1970-1980 гг. для художников здесь построили современные мастерские, а также вспомогательные помещения, которые обеспечивали использование «дачи» для творческой деятельности в течение всего года, были подведены дороги. В новом административном корпусе расположились библиотека и выставочный зал. Также был построен каминный зал и кинозал. Каждое лето здесь устраиваются творческие встречи и концерты, на которые приезжают известные деятели искусства и культуры, писатели, артисты, журналисты, ученые, коллекционеры.




Top