Академия андрияки в манеже апреле. В Манеже открылась выставка «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки

С 7 апреля по 4 мая в Центральном Манеже пройдет выставка «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки», посвященная 5-летию Академии при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы.

Впервые в России демонстрируется система непрерывного художественного образования от младшего школьного возраста до высшей ступени обучения, автором и основателем которой является народный художник Российской Федерации Сергей Андрияка.

На выставке будут представлены произведения Сергея Андрияки, художников-педагогов, учебные работы студентов Академии, учащихся Школы акварели, а также работы одаренных детей Образовательного центра «Сириус», в котором преподают художники-педагоги Академии.

В юбилейную экспозицию войдут более 4000 экспонатов, выполненных в различных техниках и видах искусства – рисунок, акварель, масляная и темперная живопись, пастель, анималистическая скульптура, витраж, мозаика, керамика, фарфор, роспись по керамике и фарфору, ювелирные изделия, миниатюра, книжная иллюстрация, гончарное искусство и другие.

Сергей Андрияка известен в России как мастер классической многослойной акварели, чьи произведения отличаются монументальностью. Параллельно с творчеством Сергей Андрияка занимается педагогической деятельностью. Художник разработал и внедрил эффективную методику обучения детей и взрослых художественному мастерству. Каждый преподаватель Академии и Школы – самостоятельный, активно работающий художник, участник многих выставок, различных творческих программ в России и за рубежом.

Учебные работы студентов и учащихся в подобном масштабе выставляются впервые и поражают своим мастерством, многообразием тем и сюжетов.

Экспозицию дополнят более 30 мультимедийных экранов с видеофильмами мастер-классов, методических учебных уроков по акварельной живописи и рисунку. Также выставку будут сопровождать познавательные тексты: рассказы и комментарии к картинам, учебно-методические пояснения к детским работам.

Для посетителей выставки подготовлена разнообразная программа мероприятий: экскурсии, бесплатные пробные уроки, показательные мастер-классы по акварели и различным направлениям прикладного искусства, презентации учебных пособий, концерты творческих коллективов и встречи с выдающимися деятелями культуры и искусства. Участники пробных уроков смогут создать свое маленькое уникальное произведение под руководством опытных педагогов – выполнить акварельный рисунок, слепить глиняный сосуд, собрать мозаичное панно и многое другое.

Впервые в России демонстрируется система непрерывного художественного образования от младшего школьного возраста до высшей ступени обучения, автором и основателем которой является народный художник Российской Федерации Сергей Андрияка. На выставке будут представлены произведения Сергея Андрияки, художников-педагогов, учебные работы студентов и учащихся Академии, учащихся Школы акварели, а также работы одаренных детей Образовательного центра «Сириус», в котором преподают художники-педагоги Академии.

В юбилейную экспозицию войдут более 4000 экспонатов, выполненных в различных техниках и видах искусства - рисунок, акварель, масляная и темперная живопись, пастель, анималистическая скульптура, витраж, мозаика, керамика, фарфор, роспись по керамике и фарфору, ювелирные изделия, миниатюра, книжная иллюстрация, гончарное искусство и другие.

Сергей Андрияка известен в России как мастер классической многослойной акварели, чьи произведения отличаются монументальностью. Параллельно с творчеством Сергей Андрияка занимается педагогической деятельностью. Художник разработал и внедрил эффективную методику обучения детей и взрослых художественному мастерству. Каждый преподаватель Школы и Академии – самостоятельный, активно работающий художник, участник многих выставок, различных творческих программ в России и за рубежом. Учебные работы студентов и учащихся в подобном масштабе выставляются впервые и поражают своим мастерством, многообразием тем и сюжетов.

Экспозицию дополнят более 30 мультимедийных экранов с видеофильмами мастер-классов, методических учебных уроков по акварельной живописи и рисунку. Также выставку будут сопровождать познавательные тексты: рассказы и комментарии к картинам, учебно-методические пояснения к детским работам.

Для посетителей выставки подготовлена разнообразная программа мероприятий: экскурсии, бесплатные пробные уроки, показательные мастер-классы по акварели и различным направлениям прикладного искусства, презентации учебных пособий, концерты творческих коллективов и встречи
с выдающимися деятелями культуры и искусства.

Участники пробных уроков смогут создать свое маленькое уникальное произведение под руководством опытных педагогов – выполнить акварельный рисунок, слепить глиняный сосуд, собрать мозаичное панно и многое другое.

Во время работы выставки в Манеже пройдет конференция по проблематике современного художественного образования с участием ректора Академии акварели и изящных искусств Сергея Николаевича Андрияки и Министра образования Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой.

В выходные дни Сергей Андрияка будет проводить мастер-классы и встречи со зрителями, в рамках которых любой желающий сможет задать вопрос и получить автограф знаменитого художника.

Выставка имеет широкую социальную направленность: еженедельно состоятся пробные уроки, экскурсии, концертные программы для детей-сирот и людей с ограниченными возможностями.

У посетителей выставки появится уникальный шанс насладиться произведениями современного традиционного реалистического искусства, познакомиться с системой непрерывного художественного образования и лично поучаствовать в процессе создания собственных работ.

Выставка «Школа и Академия акварели Сергея Андрияки» в Манеже станет не только ярким событием в культурной жизни Москвы, но и большим праздником для москвичей и гостей столицы.


  • 1.05.2019
    Ботанические иллюстрации Виктории Кирьяновой на выставке «Метаморфозы» в ГМЗ «Царицыно»
  • 24.01.2019
    Юбилейная выставка «Художники Школы акварели. Живопись, графика» с 24 января по 17 февраля 2019 года
  • 28.09.2018
    Виктория Кирьянова приглашена к участию в выставке A SYMPHONY IN WATERCOLOUR (Онтарио, Канада) в сентябре-октябре 2018 года
  • 1.02.2018
    Виктория Кирьянова участвует в проекте «Мастера акварели». С 1 по 25 февраля 2018 года выставка пройдет в Большом зале Выставочного центра СПБ Союза Художников
  • 6.01.2018
    Выставка «Притяжение красоты» в Музейно-выставочном центре Боровска с 6 января по 6 февраля 2018 года
  • 1.10.2017
    Виктория Кирьянова помогает Канаде отпраздновать 150-летие
  • 18.09.2017
    Работа Виктории Кирьяновой «Натюрморт с китайским фарфором» отобрана для участия в 92-й CSPWC Open Water Exhibition (Торонто, Канада) в сентябре-октябре 2017 года
  • 15.07.2016
    Виктория Кирьянова участвует в международной триеннале акварели в Варне (Болгария) в июле-августе 2016 года
  • Есть еще архив новостей

Ботанические иллюстрации Виктории Кирьяновой на выставке «Метаморфозы» в ГМЗ «Царицыно»

В царицынских оранжереях сейчас выращивается более 300 видов растений, треть из которых иллюстрируют ботанические вкусы XVIII века, когда в России произошел всплеск интереса к экзотической флоре. Это увлечение дошло к нам с опозданием из Европы, куда в эпоху Великих географических открытий из новых земель кораблями стали привозить сотни неизвестных видов. Пионы и бархатцы, сирень, гиацинты, нарциссы, адонисы, примула, садовая незабудка, дельфиниум, тюльпаны, крокусы и многие другие привычные сегодня растения впервые появились в европейских оранжереях во второй половине XVI века. Именно в это время в живописи зарождается новый жанр — цветочный натюрморт, в основе которого лежал ботанический рисунок.

Увлечение ботаникой и мода на коллекционирование растений нашла отражение не только на полотнах художников. Изображения диковинных цветов и редких деревьев, роскошных букетов, гирлянд и растительных орнаментов часто появляются на фарфоре, мебели, тканях, в декоре фасадов домов и интерьеров.

В первой части выставки во Втором оранжерейном корпусе представлены более 50 предметов из собрания ГМЗ «Царицыно», наглядно иллюстрирующие это увлечение. Это созданные в XIX-XX веках изделия Императорского фарфорового завода, заводов Попова, Гарднера, Сафронова, братьев Корниловых, Дулевского фарфорового завода им. газеты «Правда», Хрустального завода им. Ф.Э. Дзержинского, Ленинградского завода художественного стекла.

Вторая часть проекта, подготовленная вместе с участниками Русского общества любителей ботанической иллюстрации, демонстрирует единство любви к растениям и искусству. Выбрав на свой вкус по одному растению из царицынских оранжерей, каждый художник изобразил его сначала в технике классической ботанической иллюстрации, а затем — в составе орнамента.

Организаторы выставки:

  • Государственный музей-заповедник"Царицыно"
  • Русское общество любителей ботанической иллюстрации

Адрес: Москва, ул. Дольская, д. 1, 2-я Оранжерея
Режим работы: ср-пт: 11.00 — 18.00; сб: 11.00-20.00; вс: 11.00-19.00 пн, вт — выходные дни
Телефон: +7 495 322-44-33
Сайт: tsaritsyno-museum.ru


Новость добавлена: 13.05.2019

Е.Никифоров: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня у нас в гостях два замечательных художника: академики Российской Академии художеств Дмитрий Анатольевич Белюкин и Сергей Николаевич Андрияка. Собрались мы сегодня ради важного события – 14 ноября открылась выставка на престижной площадке в Академии художеств на улице Пречистенка, д.21, м.Кропоткинская. Выставка академика Д.А.Белюкина называется «Время собирать камни». И сегодня мы собрались, чтобы поддержать талантливого живописца и пригласить всех на эту выставку.

Е.Никифоров : Дмитрий Анатольевич, Ваша выставка называется «Время собирать камни», почему такое название? С чем это связано?

Д.Белюкин: - Я специально выбрал цитату, которая отвечает только части экспозиции. Ветхозаветные слова Экклезиаста в основном ассоциируются со Святой Землей, с библейскими пейзажами, и это тоже зрители увидят на экспозиции. Долина Иордана, Иудейская пустыня, Галилейское море… Мои любимые потайные тропы.

Е.Никифоров: - Потайные даже?

Д.Белюкин: - Да, мы с Сергеем Николаевичем имеем честь дружить с монастырем Марии Магдалины и с игуменьей Елизаветой с сестрами. Они пишут акварелью и периодически выезжают на этюды. На этюды мы ездим в Галилею. Матушки показывают нам настоящие потайные тропы. Около развалин города Сусита часть холмов, не разминированы после боевых действий, и туда ходить не рекомендуется. Эти места вообще не показывают туристам, так что это и есть потайные тропы Галилеи. И помимо этого - пейзажи Афона, которые тоже отвечают теме «собирания камней». Но еще есть второй подтекст этого названия – в год 100-летия русской Смуты, когда страна не может, даже спустя 100 лет прийти к единому мнению по поводу событий тех дней, мне не хотелось отвечать своей выставкой, которая совпадает с годовщиной этих событий - для кого печальных, для кого радостных, в любом случае, трагичных - не отвечать именно на этот юбилей. Сказать, что сейчас другое время. Время, когда нужно собирать камни, прежде всего внутри себя, не в политике, не в государстве, не кого-то там учить, а подумать, остановиться, осмыслить что-то, и привести свой внутренний мир в порядок. Из моей белогвардейской темы будет только одна картина, 100% отвечающая теме выставки, это картина «Осколки», где мальчик на развалинах помещичьей усадьбы пытается сложить тарелочку из осколков. И все остальные исторические картины, так или иначе связаны с темой созидания, с тем, что государство остановилось и сделало паузу. Из представленных личностей у меня там будет и Суворов, и Кутузов, и Петр I, и Николай I, и самое главное –пейзаж святых мест, пейзаж России, который нас заставляет иногда остановиться и просто полюбоваться, и сам пейзаж говорит: нужна пауза, полюбуйтесь, это красиво.

Е.Никифоров : - Вы художник реалистической школы, как Вы отвечаете на проблемы, которые возникают перед нашим обществом, в частности, все сейчас обсуждают революцию 17-го года?

Д.Белюкин: - Вопрос очень сложный, Евгений Константинович. Конечно, именно этой выставкой я никак не отвечаю. Я хочу от этого уйти. Нам всё время навязывают какие-то обсуждения, ток-шоу – но это не то, о чем мы должны говорить и думать. О красоте никто не говорит. Выставку сейчас устроить, тем более выставку художника-реалиста - это подвиг, это почти нереально. Присутствующий здесь Сергей Николаевич подвиг совершил, его выставка преподавателей и студентов Академии изящных искусств, которая заполнила Манеж такой густой талантов, что я приходил на эту выставку трижды.

С.Андрияка: - Сейчас общий поток совершенно другой, мир сильно изменился, особенно изменилась молодежь, мне с ней приходится работать, сознание изменилось. И недаром совсем недавно было такое заявление Германа Грефа, что скоро человек перестанет видеть всё вокруг, он перестанет любоваться, он вообще перестанет обращать внимание на окружающий мир в связи с гаджетами, с той электронной жизнью, в которую сегодня погружен человек, особенно молодой. Мы, наверное, с Димой идем против этого. Почему? Потому что у нас другая задача – обратить взор человека к той красоте Божьего мира, которая тебя окружает. Ну как ты его не видишь?! Ведь ты живешь в этом. Ты же превращаешься в робота, всё замещается гаджетами, люди перестают общаться вживую. Я своей дочке, которая заканчивает сейчас мою Академию, стал рассказывать о композиции, что раньше молодежь собиралась на совместные праздники, где танцевали, веселились, общались. Она говорит: «Ты знаешь, а у нас сейчас такого нет. Все собираются, полная тишина, и все общаются через гаджеты. Люди даже не разговаривают между собой». Но это страшно, это уже пахнет кладбищем души.

Е.Никифоров: - Дмитрий Анатольевич, как Вы это оцениваете? Что это вообще такое происходит? Как Вы оцениваете эту ситуацию с гаджетами?

Д.Белюкин: - Я абсолютно согласен. Задача художника, которому дается как-то свыше не просто полюбоваться на пейзаж, а его достойно отобразить, чтобы было не просто похоже. Чтобы внести ту мысль, которую Господь в виде облака на Афоне подсказывает мне, чтобы я это смог передать зрителю.

Е.Никифоров: - Но в гаджетах же тоже есть разные настройки улучшения, коррекции фотографии. Можно как-то творчески поработать.

С.Андрияка: - Это чистая фальшь. То, что касается гаджетов - это чистая подделка. Потому что, на мой взгляд, Дмитрий Анатольевич Белюкин – это выдающийся художник особого плана, который учился у Ильи Сергеевича Глазунова. У которого каждая вещь – это 100% попадание.

Е.Никифоров: - А что означает «попадание»?

С.Андрияка: - А попадание – это абсолютный вкус, абсолютный слух. Знаете, как бывает абсолютный слух в музыке, так и здесь – абсолютно, образно, выразительно, чисто сделано. Я уж не говорю о дипломной работе «Смерть Пушкина» - это один из лучших дипломов, который вообще был. Это потрясающая работа, и надо бы, чтобы люди ее видели как можно больше. Эта вещь должна быть в музее на самом видном месте. И, конечно, это искусство, которое обращено к человеку, чтобы он от этой суеты информации, суеты своих телефонов, гаджетов, компьютеров остановился и сказал: «Господи! Как хорошо, что я живу, как прекрасно светит солнце, как замечательно это небо, как прекрасна эта природа! Я хочу жить! Я хочу это всё видеть!». Потому что художник, в первую очередь, заставляет человека видеть красоту.

Д.Белюкин: - О, это тема не одной передачи, но расскажу один краткий эпизод. Вот, например, как художник студии военных художников имени Грекова я получил заказ от Министерства обороны на картину приличного размера 1,5 на 2 метра по Крымской войне. И понятно, что у всех перед глазами великолепная панорама обороны Севастополя, какие-то еще вещи по этой теме, и вообще много уже сделано так, что перепевки просто не нужны. Во-первых, нужно подумать, какой эпизод, может быть, еще не тронут, во-вторых, посмотреть с другого ракурса. И вот я выбрал эпизод (эта картина тоже на моей выставке), когда наше командование решило затопить при входе в севастопольскую бухту наши боевые корабли. Причем те, которые только что сошли со стапеля, гордость флота, но они уступали кораблям противника, у которых был паровой ход. Они поняли, что не нужно устраивать морское сражение. Этот драматичный эпизод, когда корабли открыли все люки, они тонули, с них сняли какие-то пушки, которые и помогли обороне Севастополя. Их перенесли на бастионы, команда плакала, когда затапливали корабли, некоторые не тонули, их расстреливали из пушек наши же … Вот такой эпизод. Но это можно по-разному подать. А как дальше? Куча эскизов, плывут лодки, мачты торчат из воды - такие эскизы тоже были. Потом, наконец-то, я остановился на этом варианте – из-под воды ряд затопленных кораблей, мимо плывут дельфины, медузы, засматривают в эти окна иллюминаторов, там якоря висят, вот такая тема. Как это происходит? Ну, мы же счастливые люди, мы можем сказать, что даже и не мы решили, а кто-то нам подсказал сверху это решение. В этом случае именно так и было.

Е.Никифоров: - Т.е. художественная интуиция?

С.Андрияка: - Это даже не интуиция, это озарение, я бы сказал. Потому что художник обычно как работает? Он работает, всё делает добросовестно, что-то умеет, и потом – вдруг что-то происходит, причем непонятно от чего. Никаких внешних посылов нет, чтобы это произошло. И вдруг он что-то делает, сам не понимает, почему, но делает что-то другое, новое, и не знает, хорошо ли это, плохо ли…

Е.Никифоров: - Сергей Николаевич, зная Вас очень близко, путешествуя вместе с Вами, наблюдая ежедневно Вас с этюдником, мольбертом, кисточкой, карандашом, акварельными красками… Ну что, так ежедневно и озарения?

С.Андрияка: - Нет, нет… Я всем художникам желаю как можно больше озарений. Это происходит, но не постоянно. Это было бы счастьем, если бы оно постоянно происходило.

Д.Белюкин: - Так не бывает.

С.Андрияка: - И такого не может быть. Знаете, это как моменты счастья, мгновения жизни, когда ты ощущаешь полноту духовной радости. Она быстро проходит, она, к сожалению, посещает тебя лишь на мгновение.

Е.Никифоров: - Тут уже практически религиозный элемент. Как Вы считаете, это божественное вдохновение? Можно ли описать творчество реалистического художника в религиозных терминах?

Д.Белюкин: - Вдохновение связано, я бы сказал, не с религией, а с верой. И озарение связано с верой. Я, как и Сергей Николаевич, воспринимаю это как помощь Божию. Мы, как православные, об этом и просим на молитвах. Мы просим, чтобы в тех монастырях, где нас знают, любят, тоже о нас молились. Помните слова Гоголя, когда он говорил: «Умоляю вас, молитесь, мне очень трудно». Я недавно прочел его письмо, и даже стало страшно - у него не хватало сил, он криком кричал: молитесь! Поэтому я так люблю пейзаж святых мест в православии, когда ты в этом потоке, в этой общей атмосфере. Особенно на Афоне, где ты не можешь жить по другому уставу, ты обязан встать, если не в 3 утра, то хотя бы к литургии уже в 5-5.30, отстоять, потрапезничать с монахами. А на Афоне постные дни помимо среды и пятницы еще и понедельник, на столе хлеб, вода и оливки – вот трапеза. Потом кто-то после литургии может отдохнуть, а мы идем рисовать, идем счастливые, Господь помогает. И вдруг появляется облако - если бы не было в этот момент облака, пейзаж, может, и не состоялся бы. Постоянно ловишь себя на мысли, что тебе помогают. Это большое счастье.

Е.Никифоров: - «Остановись мгновение! Ты прекрасно!» - восклицал Фауст у Гете. Вот это мгновение прекрасного, оно ли является побудителем к творчеству? Или вот такая религиозная публицистика внутри там как бы проворачивается, и ты проговариваешь какими-то образами? Это мышление словесное, вербальное или мышление какими-то чисто изобразительными образами? Что привлекает внимание прежде всего?

Д.Белюкин: - И то, и то. Вот когда ты выходишь на этюды, еще не зная, что ты будешь писать, и просто надеясь на то, что какое-то окажется облако, или ракурс, или что-то еще… ты можешь пройти несколько километров в ожидании какого-то вида, или ты предполагал, что будет солнце, а пошел дождь – это одно. Ты в таком радостном ожидании, что тебе сейчас подскажут. А параллельно с этим идет огромная работа художника, мысли прокручивают исторические темы, компонуются исторические сюжеты. Ты можешь быть на пейзаже на этюде, но вдруг пришла какая-то мысль по той же белогвардейской теме по Галлиполи, ты не мог решить что-то, в голове всё это держится. И вдруг решение приходит, и ты сел, набросочек сделал, и потом продолжил пейзаж.

Е.Никифоров: - Меня в Вашем творчестве всегда удивляло, как Вы умудряетесь делать исторические дидактические картины, картины публицистические, может быть, это всегда такое мощное высказывание, где ясные персонажи, с ясными характерами обобщают наше понимание того или иного исторического эпизода. И вместе с тем, это всегда тончайшее письмо. Вы находите гармонию, находите очень красивую композицию, где Вы проходите по афонской тропинке…(Я вижу по Вашим работам, я знаю эти места) и думаю –« О! Вот поймал этот кусочек, этот сюжет, этот удивительный пейзаж» - точное наше представление об Афоне. Сергей Николаевич, у Вас было такое?

С.Андрияка: - Дело в том, что я, наверное, единственный человек в вашей компании, которые не был ни на Афоне, ни на Святой Земле.

Е.Никифоров: - Пора, пора… А почему?

С.Андрияка: - Видимо, так как-то получается. У меня такая же история была с Соловками, мне много рассказывали о Соловках. Зная, что там такая красота, ты не русский человек, если не был на Соловках. И я все время думал: «Ну, наверное, что-то туристическое», как-то всё откладывал, да и жизнь не пускала туда. Но когда я дорвался до Соловков… Как говорит наместник монастыря игумен Порфирий: «Ну, значит, вы осоловели». И теперь я даже уже не представляю себе, как это я в маленький отпуск, который у меня бывает, не поеду на Соловки с семьей?! Это просто невозможно! Мы с супругой должны быть на Соловках, как же так…

Д.Белюкин: - В этом есть опасность – когда ты дорвешься до Афона, то ты забросишь семью, туда ее не привезешь, особенно дочерей, и будешь сидеть там месяцами, потому что, поверь, там есть много тем.

С.Андрияка: - Я понял. По крайней мере, ту красоту, которую я знаю и видел, и очень много увижу на выставке, и наверное, это меня подвигнет туда поехать. Потому что, даже когда видишь этот замечательный пригласительный билет, где изображена такая красота, то хочется, хочется…

Е.Никифоров: - Это, кстати, сюжет со Святой Земли.

Д.Белюкин: - Да, это монастырь Георгия Хозевита в Иудейской пустыне, удивительное место.

С.Андрияка: - Вот туда хочется, очень хочется. У вас на Приглашении тоже этот монастырь изображен, и как!

Д.Белюкин: - Абсолютно, абсолютно верно.

Е.Никифоров: - Вот это и есть общение художника со своим зрителем. Кого, кстати, Вы имеете в виду в качестве зрителя? Это же не просто желание сделать юбилейную или отчетную выставку, тем более на такой важнейшей площадке, как Академия художеств на Пречистенке? Кого Вы видите в качестве своих зрителей? Это Ваши соратники, художники-единомышленники, академики, просто художники? И когда пишете свои работы, Вы предполагаете, что у Вас есть идеальный зритель?

Д.Белюкин: - Соратники-единомышленники, с одной стороны, и коллеги-художники – это не совсем синонимы. У художников есть работающая коллегия в других направлениях, и добивающаяся каких-то результатов, но совершенно не близкие мне по духу. Они тоже придут, и тоже будут смотреть. Может быть, кто-то из них захочет найти ошибки или уязвимые места. Тем более, что на этой выставке я в основном показываю работы за последние 5 лет. У меня не будет показан «золотой фонд», те картины, которые я делал годами, и которые знают зрители и те же коллеги. И они будут смотреть очень пристрастно. Это хороший, прекрасный тонус, когда смотрят не только доброжелатели.

Е.Никифоров: - А что может вызвать недоброжелательное отношение?

Д.Белюкин: - Всё, всё – «опять нарисовал очередной монастырь», «опять нарисовал очередной Иерусалим, сколько можно его рисовать», «а здесь взял такой большой холст». Одна из главных работ будет триптих «Иерусалим».

С.Андрияка: - И, кстати, еще какой камень чаще всего бросают – «опять традиционное академическое старьё». Когда я делал выставку в Манеже, в очередной раз услышал те же слова: «Ой, столько тут всякого затхлого старья!».

Е.Никифоров: - Но это же полное непонимание, я даже возмущен!

С.Андрияка: - Здесь вопрос немного в другом. Дело в том, что сегодня есть категория людей, в первую очередь, называющих себя художниками нового времени, современные художники, которые ассоциируют себя с направлением актуального искусства. Для них всё, что делается в традиции, неприемлемо.

Е.Никифоров: - А почему? Всё же они худо-бедно, но являются художниками. Это зависть? Что это?

Д.Белюкин: - Художники этого направления самоутверждаются, их выставка возможна только на скандале. Основа лежит в том, чтобы шокировать публику. Уже, казалось бы, все средства исчерпаны, надо придумать что-то новое. Поэтому им совершенно неважно умеют они рисовать или нет, они и так великие. Кто-то из них заработал имя, кого-то раскрутили, кого-то даже продали на Сотбисе, кто-то продается за дорого, кто-то не очень. Но когда при этом есть какие-то анахореты, которые почему-то упорно не вливаются в этот круг арт-бизнеса и не становятся на свою ступенечку по табелю о рангах, где есть своя иерархия - это, конечно, раздражает.

Е.Никифоров: - Но это какие-то художественные деривативы, вроде доллара. Это бумажка, на которой что-то изображено, сама по себе ничего не стоит, но вместе с тем это стоимость, которую можно обменять. Многие картины, многие такие художники, будучи неоднократно экспонируемы, показываемые по телевизору или в ином месте, вдруг приобретают ценность. Не имея реальной, внутренней ценности, они становятся предметом купли-продажи. Это тот же самый доллар.

С.Андрияка: - Вы знаете, я хочу внести уточнение. Дело в том, что мы с Д. Белюкиным занимаемся традиционным искусством. Это тысячелетняя традиция, мы продолжаем традиции мировой культуры. И, конечно, в традиционном искусстве есть определенные критерии оценки. Они видны – человек умеет рисовать или не умеет, чувствует или нет цвет, гармонию, красоту, как он выражает образ и т.д. А в беспредметном нет критериев, они отсутствуют вообще. Это влияет и на стоимость. Недавно ко мне приехал один мой друг из Нью-Йорка, он там живет, русский человек. И он мне говорит: «Знаешь, невероятно, но рисунок Рафаэля сейчас продается за 20 тысяч долларов. Рисунок самого Рафаэля!» Всё, что касается рисунков, если их можно назвать рисунками, некоторых авторов, не буду тоже фамилии называть, неких раскрученных художников XX века и современных, но это на порядки дороже, это миллионы долларов! Значит, спрашивается – а что, Рафаэль - неизвестный художник?

Е.Никифоров: - А с другой стороны, как прекрасно, что можно за такую доступную цену купить Рафаэля.

С.Андрияка: - В свое время, когда я писал в английском замке интерьеры, там в библиотеке находилось очень много каталогов «Кристис» и «Сотби» за разные годы, где были представлены работы великих мастеров. Всё что продавалось, там было представлено. Конечно, это были стартовые цены, но даже стартовые цены были тенденциозны. Ты начинаешь листать, смотришь, да-а, здесь вот Суриков попался – 19 000 фунтов, дальше смотришь – попался Родченко, а это уже совсем другие деньги, счет идет на миллионы. Такая большая разница. Импрессионисты – счет идет на миллионы. Я ничего не хочу сказать против импрессионистов, но есть же классика. Я могу понять, если художник малоизвестный, но когда ты смотришь Рубенса, Ван Дейка, Рембранта, Рафаэля, почему-то цены на много порядков ниже.

Е.Никифоров: - Тут поразительная вещь. Как существуют финансовые пузыри, которые с неизбежностью лопаются, точно так же существуют и пузыри художественные, которые сделаны галерейщиками, для которых искусство -это способ зарабатывания денег.

С.Андрияка: - Это арт-бизнес, конечно.

Д.Белюкин: - Я хотел сказать– очень важно, чтобы разговор не пошел на тему арт-бизнеса, это не наша стезя, мы с Андриякой делаем выставки для других целей. И отвечая на вопрос о зрителях, кого я жду и кого я вижу как зрителей - это огромное количество людей, которые разобщены, которые не знают, что есть выставки. Они уже задавлены этим нахрапом авангардного искусства. Так же как многие боятся идти в театр, чтобы не увидеть голую попу или еще что-то пострашнее, также многие не хотят ходить на выставки, они уже боятся, что им будет испорчено настроение, они не того ждут.

Е.Никифоров: - Грубо говоря, зря потратят деньги.

Д.Белюкин: - Да. В Третьяковку очередь, а на выставки не такая большая очередь. Поэтому здесь, пока сейчас не перевоспитан менталитет у россиян, пока всё равно воспринимают это искусство, это искусство родное, близкое. Люди могут у этой картины порадоваться, всплакнуть. И у Андрияки были случаи, когда люди приходили по нескольку раз на выставку, сидят и плачут. Я видел старушку, которая говорила: «Я прихожу уже третий раз смотреть эту картину». Прекрасно, что человек может прийти, не боясь, что оскорбят его чувство зрителя. И ещё – опять разговор все время касается вопроса купли-продажи, а мы же счастливые люди, мне не надо покупать того же Сурикова, я прихожу в Третьяковку, потому что это мои картины - мои, ваши, Сергея, потому что их купил Павел Михайлович Третьяков и подарил нам. Мы приходим смотреть свою коллекцию, мы любуемся.

Е.Никифоров: - Мне тоже хочется немного сказать. Ты приходишь в ту же Третьяковку общаться с родными людьми. А здесь, у меня в студии два замечательных, живых художника, которые пишут, может быть, традиционные сюжеты, хотя всегда со своим пониманием. Мы – люди, ограниченные своим жизненным пространством, своими умениями, мы – люди, которые способны друг друга понимать и ценить друг друга. Здесь мы вместе, как единомысленные люди, составляем общество, о котором, Дмитрий Анатольевич, Вы говорили, людей, которые приходят пообщаться на эти выставки, они общаются и с Вашей живописью, и между собой. И на нашем радио, в нашем эфирном братстве тоже создается такое единство. И люди приходят особенные, и им хочется поговорить языком живописи. Я правильно сказал?

Д.Белюкин: - Абсолютно. И, пользуясь случаем, хочу сказать, что выставка работает с 15 ноября, но обязательно в какое-то из воскресений, например, 26 ноября, примерно в 13.30 я буду встречать всех на выставке, проведу по экспозиции, отвечу на все вопросы, пообщаюсь с единомышленниками.

Е.Никифоров: - Друзья, я очень советую вам прийти. Это невероятно интересно пообщаться с живыми классиками, академиками – Д.А.Белюкиным, С.Н.Андриякой. Так здорово и то, что сейчас мы можем с ними поговорить у нас на радио.

С.Андрияка: - Вы знаете, я вас слушаю и думаю, а в общем-то всё наше искусство во многом отражает жизнь, которой сегодня люди живут. Люди стремились к созданию вечного, они все время думали о вечности, но это желание в искусстве - оно было и в жизни. В наше время общий поток жизни сегодня мимолетен, это одноразовость, сиюминутное – взяли, смяли и забыли. На этой выставке Дмитрия Анатольевича Белюкина для человека откроется красота образов вечного мира, того красивого божественного мира, который крайне необходим человеку. Если человек превратится в робота, он погибнет, это будет полная смерть - и внутренняя, и внешняя.

Е.Никифоров: - Сейчас уже даже Патриарх на Всемирном Русском Народном Соборе говорил об опасности превращения человека в киборга, когда он уже теряет свою человечность как таковую, заменяет свои органы, грубо говоря, гаджетами-виджетами, когда телефон – это уже часть мозгов, которая каждый раз подсказывает тебе какие-то бональности и пошлости.

Дмитрий Анатольевич, Вы работаете над этой выставкой уже месяц, это большой и долгий процесс работы над самой экспозицией. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Д.Белюкин: - Экспозиция уже делается, завозятся работы, сегодня, скажем, у меня еще работа вечером в мастерской, где я как нерадивый студент правлю всё в последнюю ночь. А дальше важно, что в зависимости от выставочного зала, расположения в нем окон, стен, дверей, объема и пространства, по-разному смотрятся работы. Т.е. если в одном зале две мои работы висели рядом, то здесь они не могут так висеть. Это именно та задача, скомпоновать по- новому, чтобы было красиво. Я специально пока не показывал на сайте свои новые работы. После открытия выставки будет выложено больше 50 новых работ. И еще 3 дня назад я думал, что некоторые из них я не буду показывать, потому что не успеваю, и вдруг раз - и за полночи закончил. Дальше уже дело техники, как это будет смотреться, чтобы была профессиональная экспозиция, чтобы каждая работа помогала общему впечатлению, общему настрою, дополняла одна другую.

С.Андрияка: - Подобная выставка, тем более такая масштабная, я думаю, для Дмитрия Анатольевича очень важна. Не случайно он говорит про новые стены, совершенно новое пространство, в этом новом пространстве он увидит себя со стороны. Он как художник выйдет как бы из себя и посмотрит непредвзятым взглядом со стороны на своё творчество как другого автора. Знаете, как это ценно!

Е.Никифоров: - И мне кажется, что реакция зрителей и коллег тоже крайне важна для художника?

С.Андрияка: - Да. И много зависит от самой экспозиции, потому что по своему опыту знаю, что вот, например, есть определенный один и тот же набор работ, он небольшой. Как ты его разместишь, как ты его закомпонуешь в том или ином пространстве - так и будут люди видеть. Они будут обращать внимание на то, на что ты хочешь, чтобы они обратили внимание. Это как в композиции, в картине – вроде художник пишет, всё так красиво, но он заставляет зрителя видеть то, что его поразило, то, на что он хочет, чтобы зритель обратил внимание.

Е.Никифоров: - Очень важен еще и зал, в котором размещаются работы.

Д.Белюкин: - Да, Сергей Николаевич уже похвалил эти выставочные залы. Это, действительно, по масштабу моих работ. В Академии художеств у меня будет уже четвертая персональная выставка. Выставка «Белая Россия» уже тесновата для этих залов. А сейчас это оптимальное пространство, где размеры хорошие. Спасибо Академии художеств, потому что это возможность для академиков показать свои работы бесплатно. Сейчас это единственный выставочный зал в Москве, где можно так показать работы, не считая Галереи классической живописи в Царской башне Казанского вокзала, где я являюсь художественным руководителем. Она, к счастью, живет, обновлена, и я вас туда приглашу на свои выставки.

Е.Никифоров: - Тоже одно из немногих мест, где есть приют настоящему художнику.

Д.Белюкин: - Да, но мы забыли еще, что Андрияка бесплатно показывает у себя в Академии, у него великолепный выставочный зал в Школе акварели.

Е.Никифоров: - Но мне так жалко, что люди не добираются туда, в Теплый Стан!

Д.Белюкин: - Ну почему не добираются? Я был там на Дне открытых дверей – это столпотворение. Дети участвуют, лепят, рисуют. Так что это не совсем так. Кто хочет - тот добирается.

Е.Никифоров: - Может быть, я был в тот момент, когда были только випы

по пригласительным.

С.Андрияка: - Такие праздники у нас в Академии делаются не для випов, а для людей, для народа. Так же, как сейчас Белюкин делает выставку не для того, чтобы пришли только важные люди, чиновники, а чтобы просто люди пришли.

Е.Никифоров: - Я приглашаю наших слушателей на выставку Дмитрия Анатольевича Белюкина «Время собирать камни», которая проводится по адресу: Москва, ул. Пречистенка, д.21(м. Кропоткинская) в Академии художеств.

Дорогой Дмитрий Анатольевич, я поздравляю Вас с выставкой. Спасибо, что Вы, Сергей Николаевич, пришли, помогли раскрыть ту задачу, которую я перед собой ставил – зачем нужно идти и смотреть эту выставку. Ведь выставка через месяц пройдет, а потом уже никто уже до следующего юбилея, такие масштабные выставки могут быть раз пять лет, потом вы не увидите этого всего, не сможете пообщаться между собой, с Дмитрием Анатольевичем, с его работами. Это редкий случай жизнеутверждающего общения, когда это общение поддерживает нас в нашей вере, в нашем общем понимании жизни.

Д.Белюкин: - Я благодарю Вас, Евгений Константинович, за очень красивые и тонко поднятые темы, за интересную беседу, жду и Вас, и радиослушателей на моей выставке.

Е.Никифоров: - Спасибо! Храни Вас Бог! С радостью приду на Вашу выставку вместе со всеми нашими слушателями.

"Время собирать камни". Беседа Е. Никифорова с академиками живописи, народными художниками России Д. Белюкиным и С. Андриякой.

Уникальность методики обучения Сергея Андрияки заключается в том, что он провозглашает непрерывность художественного образования от младшего школьного возраста до высшей ступени мастерства. Это, а также разнообразие художественных техник и демонстрирует выставка: каждый педагог Академии работает в своей любимой технике, стиле. На выставке можно увидеть работы, выполненные в технике офорт, в стиле фотореализм, а также оценить большое разнообразие портретов, натюрмортов, пейзажей, скульптур.

Экспозиция представляет работы за все года, начиная с 1999 года, когда открылась школа акварели. По словам организаторов, они старались показать работы в основном позднего периода, но в целом выставка демонстрирует весь спектр творчества Андрияки (некоторые из представленных работ датируются 86-ым годом) и художников его Академии. Начальник выставочного центра Академии, Несмеянова Марина, сообщает:

Мы хотим показать все наши достижения: и школы, и Академии. Проект несет и социальную значимость. Все, что идет на выставке - бесплатно. Все материалы выдают. У нас есть зона пробных уроков (уроки живописи, витража, мозаики, росписи по керамике, гончарного искусства, техники анималистика, ювелирное искусство и др. - прим. автора), где каждый желающий может попробовать сделать свой маленький шедевр из различных художественных материалов. Кроме того, у нас ежедневно ведущие преподаватели Академии проводят бесплатные мастер-классы. Это уроки более профессионального уровня для художников, которые хотят научиться новым техникам, узнать новые секреты художественного мастерства. По выходным Сергей Андрияка дает авторские мастер-классы” .

Фото: Мария Пенькова

Академия гордится тем, что каждый её студент имеет возможность попробовать все техники художественного мастерства, начиная с акварельных красок, темперы, пастели, масла и заканчивая мозаикой, скульптурой и так далее. То есть академия готовит художников широкого профиля, универсальных мастеров. Все это демонстрирует выставка: на ней можно увидеть как живописные работы из акварели и пастели, так и графику, а также скульптуры из бронзы или гипса.

Фото: Мария Пенькова

Пробные уроки для всех желающих проводят студенты четвертого курса Академии. Они признаются, что преподавательская деятельность - это интересный опыт. Помимо выставки, эти студенты вместе с другими студентами Академии (теми, кого ректор лично одобрил) являются учителями в школе акварели Андрияки - все они преподают школьникам различные дисциплины художественного мастерства по воскресеньям. А учитывая загруженную неделю (обучение в Академии начинается в 9:30 утра и условно заканчивается в 19:30, но по факту студентам обычно приходится задерживаться до 10 вечера) и преподавание по выходным, получается, что студенты вовлечены в творческую деятельность постоянно. Более того, иногородние студенты могут и не выходить из здания вуза, так как общежитие находится там же. Но, несмотря на все трудности, в Манеже студенты выглядят очень бодро и доброжелательно объясняют ученикам азы и тонкости художественного ремесла.

Мы изучаем и лепим зверей. Так вышло, что после первого курса мне очень понравилась скульптура, и мой педагог это увидел и предоставил мне возможность преподавать. У нас происходит отбор, после которого наши наставники допускают кого-то из нас к преподавательской деятельности. На выставке мы учим детей и взрослых, они здесь рисуют в свое удовольствие. На моих уроках мы лепим из скульптурного пластилина. Далее эти работы можно отлить в гипсе или бронзе. Я тоже принимала участие в подготовке к выставке, была тут целые сутки. Мы выбирали работы среди детей, а Андрияка уже из лучших выбирал лучшие. Я очень благодарна ему, для нас эта выставка - большой опыт ”.

Фото: Мария Пенькова

У моих студентов все получается замечательно. А вот если говорить про наше обучение, то оно берет очень много времени. Не все студенты готовы посвятить себя полностью этому делу. Кто-то берет академ, чтобы собраться с мыслями и подумать, нужно ли ему все это. А работы для себя приходится рисовать по ночам. Я вот планирую организовать свою выставку в сентябре. Надеюсь, получится это реализовать ”.

Фото: Мария Пенькова

Если Вы надумали оценить мастерство Андрияки и представителей его школы лично, посетите Манеж в любой день, кроме понедельника (выходной) до 5 мая, с 12:00 до 22:00. По вторникам проход на выставку свободный. В праздник 1 мая выставка также будет работать. На пробные уроки лучше приходить заранее, чтобы успеть записаться.




Top