Акционирование предприятий, распределение долей предприятия. Рекомендации по акционированию муниципальных унитарных предприятий
В конце прошлого года Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением от 30.11.2009 № 1805-р утвердил программу приватизации федерального имущества на 2010 г. и основные направления приватизации на 2011 и 2012 гг. Корпоративной реорганизации (приватизации, реструктуризации, ликвидации) будут подвергнуты те предприятия, деятельность которых не соответствует публичным функциям государства. Сотни унитарных предприятий будут преобразованы в открытые акционерные общества. Как безболезненно пройти этот путь? Как избежать заторов на сложных дорогах акционирования? Возможна ли деприватизация?
В этом году акционирование ожидает предприятия, исключенные из перечня стратегических, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных компаний в стратегический перечень. К продаже будут предложены пакеты акций обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов).
Процедура преобразования унитарного предприятия в акционерную компанию — процесс сложный и длительный. Руководству ФГУПа предстоит провести комплексные подготовительные мероприятия. Могут быть (а в некоторых случаях - должны) задействованы и внешние консультанты - аудиторы, оценщики, юристы.
Рассмотрим основные этапы приватизации предприятия.
Прогнозный план
Первый шаг - утверждение Правительством РФ Прогнозного плана приватизации на срок от одного года до трех лет (с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ).
В Прогнозном плане указываются основные направления и задачи приватизации на плановый период, рассматривается возможное влияние приватизации данного имущества на структурные изменения в экономике, приводятся его характеристика и предполагаемые сроки проведения процедуры. В документе содержится перечень ФГУПов, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, а также иного федерального имущества, которое планируется приватизировать.
Включение ФГУПа в Прогнозный план налагает ограничения на ряд действий его руководителя. Так, c даты утверждения программы приватизации до момента госрегистрации АО он без согласия собственника (государства) не вправе:
сокращать численность работников;
совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения последнего балансового отчета или более чем в 60 000 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, заключать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз установленный законом МРОТ;
получать кредиты;
эмитировать ценные бумаги;
выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.
обратите внимание
Если решение об условиях приватизации ФГУПа принимает Правительство РФ (об этом сказано в Прогнозном плане) или Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), то сделки и действия ФГУПа согласовывает последнее. В остальных случаях решение об условиях приватизации принимает территориальное управление Росимущества.
В отношении каждого ФГУПа Росимущество издает распоряжение о подготовке к приватизации, назначает ответственное подразделение или территориальный орган, с которым унитарному предприятию предстоит взаимодействовать. Определяются также необходимые подготовительные мероприятия и сроки их проведения. К сожалению, данный процесс зачастую затягивается.
Подготовка к приватизации
1. Инвентаризация имущества и обязательств государственного унитарного предприятия.
Несмотря на то что порядок инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49) и Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (утверждены совместным распоряжением Минимущества, Минпромнауки и Минюста России от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/149), предприятия нередко допускают ошибки при ее проведении. Например, не соблюдают требования к оформлению документов: приказ руководителя не содержит обязательных сведений, предусмотренных рекомендациями, встречаются технические ошибки в описях и актах, нарушается порядок внесения изменений в документы. Зачастую не обеспечивается установленный порядок взаимодействия членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, а также условия, препятствующие внесению в документы несанкционированных исправлений.
Результатом проверки являются акт инвентаризации и прилагаемый к нему перечень обязательств унитарного предприятия на дату завершения инвентаризации.
2. Составление промежуточного баланса.
Промежуточный баланс формируется в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказами Минфина России от 22.07.2003 № 67н и от 31.10.2000 № 94н. Пояснения к промежуточному балансу приводятся по всем его статьям.
Промежуточный баланс проверяет аудиторская организация, выигравшая соответствующий конкурс. Если аудитор выявит нарушения, Росимущество или его территориальный орган организуют проверку расхождений в документах, представленных ФГУПом и аудитором. По результатам проверки Росимущество или территориальный орган составляют акт, на основании которого изменения вносятся в учетные данные ФГУПа.
Помимо акта инвентаризации и промежуточного баланса представляется план земельного участка с правоустанавливающими документами на землю. Типичные ошибки на данном этапе - отсутствие кадастрового номера участка и документов о праве собственности. После проведения всех мероприятий документы направляются в орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации.
Расчет балансовой стоимости активов предприятия и определение способа приватизации
Росимущество или его территориальный орган рассчитывают балансовую стоимость активов предприятий, подлежащих приватизации. Расчет основывается на данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации.Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, рассчитанных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.
Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов равна (или превышает) 100 000 руб., то в расчете указываются размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого ОАО. Номинальная стоимость акции, как правило, 10 или 100 руб. В этом случае ответственное ведомство должно разработать проект устава открытого акционерного общества (на практике проект устава разрабатывает и представляет в ответственный орган предприятие).
Указанным решением определяется способ приватизации - преобразование государственного унитарного предприятия в ОАО. В нем отражаются:
наименование имущества и иные данные, позволяющие его индивидуализировать (характеристика имущества);
способ приватизации;
начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ);
срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
иные необходимые сведения.
Кроме того, утверждаются состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации, перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, расчет балансовой стоимости активов. Наконец, утверждается устав ОАО, назначаются единоличный
исполнительный орган и члены ревизионной комиссии, определяется количественный и персональный состав совета директоров.
Необходимо составить также передаточный акт, подписываемый ответственным лицом органа, принявшего решение об условиях приватизации. Передаточный акт по форме и содержанию должен соответствовать составу подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУПа. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости активов и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации, а также сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
После госрегистрации ОАО передаточный акт подписывает представитель принимающей стороны - единоличный исполнительный орган ОАО.
обратите внимание
Для госрегистрации ОАО в инспекцию Федеральной налоговой службы представляются решение об условиях приватизации, устав (в двух экземплярах), передаточный акт и соответствующее заявление. От уплаты госпошлины предприятие освобождается. В течение месяца с даты регистрации общество регистрирует выпуск акций в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам.
Руководитель общества проводит мероприятия по госрегистрации прав на недвижимое имущество ОАО. Одновременно с регистрацией права собственности акционерного общества на имущественный комплекс приватизируемого ФГУПа регистрируются обременения (ограничения) его имущества.
Отдельно следует остановиться на социальных аспектах приватизации. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, содержащимся в коллективных договорах, действовавших до приватизации. Вносить изменения в коллективный договор возможно только спустя три месяца после регистрации ОАО. Трудовые отношения работников акционируемых предприятий после приватизации продолжаются с их согласия.
Особенности правового положения
Акции общества, созданного в результате приватизации ФГУПа, могут быть включены в Прогнозный план (программу) приватизации на очередной финансовый год и приватизированы. Способ приватизации (открытый, закрытый или специализированный аукцион) определяет орган, уполномоченный принимать решение о продаже акций. Вид аукциона выбирается с учетом сложившейся структуры уставного капитала общества, инвестиционного спроса и т.д.
В случае отчуждения 75% акций общества Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Федерации могут принять решение об использовании специального права на участие РФ и ее субъектов в управлении открытыми акционерными компаниями - «золотая акция». Данное право позволит представителю органа по управлению государственной собственностью налагать вето на ряд решений общего собрания акционеров (например, о внесении изменений и дополнений в устав ОАО, реорганизации и ликвидации компании, совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность).
В отношении обществ, 25% голосующих акций которых принадлежат государству или муниципальному образованию, действует правило о сохранении соответствующей доли участия в уставном капитале при осуществлении дополнительной эмиссии акций.
Итак, процесс передачи госимущества в частную собственность завершен. Новый правовой режим имущества предоставляет новому собственнику возможность более эффективно его использовать, что соответствует целям и задачам приватизационных процессов.
Деприватизация
Деприватизация - пересмотр итогов приватизации. На самом деле то, что обычно путают с пересмотром итогов, является решением вопроса о недействительности отдельных сделок купли-продажи государственных предприятий, имущественных комплексов, государственных пакетов акций, приватизация которых проведена с нарушением закона.
С правовой точки зрения в некоторых случаях речь может идти о процессе восстановления нарушенных прав собственника (государства), что предполагает определенные юридические и административные действия. Возврат государству незаконно приватизированного имущества не считается национализацией, поскольку исходя из ст. 301 ГК РФ каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Что может стать причиной такого оспаривания? Обычно это несоблюдение формы сделки, путем заключения которой была проведена приватизация, или особого порядка ее заключения. В качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа от 03.12.2003 № КГ-А40/9305-03. Данным постановлением договор купли-продажи признан ничтожной сделкой, поскольку приватизация проведена способами, не предусмотренными законом. В частности, покупатель не имел на тот момент права выкупать арендованное имущество.
Остановимся на сроках исковой давности, в течение которых можно обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной. В соответствии со ст. 181 ГК РФ иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки (о возврате незаконно приватизированного имущества государству) может быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда началось ее исполнение.
дата утверждения плана приватизации;
дата заключения договора купли-продажи арендованного имущества между Фондом имущества и предприятием;
при приватизации имущества путем преобразования государственного предприятия в АО - день регистрации акционерной компании. Именно с этого дня организация считается созданной и приобретает способность иметь права и нести обязанности (ст. 49 и 51 ГК РФ);
в случае приватизации путем внесения государством имущества в уставный капитал АО - момент издания соответствующим комитетом по управлению государственным имуществом распоряжения о преобразовании организации и утверждения акта оценки имущества;
при преобразовании государственного или муниципального предприятия в ОАО -день учреждения акционерного общества и утверждения устава.
обратите внимание
Такое положение вещей устраивало не всех. Чтобы обойти срок давности при предъявлении исков, истцы на судебных заседаниях ссылались на то, что им стало известно о совершении незаконных приватизационных сделок только в ходе проверки. В этой ситуации срок давности переставал считаться пропущенным.
Однако этот обходной путь пресекли. Пленумы Верховного и Высшего арбитражного судов РФ приняли совместное постановление от 12.11.2001 и 15.11.2001 № 15/18. В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права независимо от того, кто обратился за судебной защитой - само лицо, право которого нарушено, либо другие лица в его интересах, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Значит, если с иском о признании сделки приватизации недействительной обращается прокурор, отсчет срока давности начинается не с того дня, когда он узнал о незаконности приватизации, а с даты, когда об этом должен был узнать компетентный государственный орган, представляющий в приватизации государство (как правило, это комитеты по управлению государственным или муниципальным имуществом, которые должны знать о незаконности сделки приватизации еще в момент ее совершения).
Например, комитету по управлению государственным имуществом Иркутской области в иске о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора безвозмездного пользования) и администрации г. Иркутска, заявившей встречные требования по делу № А19-14474/06-54 от 29.12.2006, было отказано в связи с пропуском срока исковой давности.
Особый интерес представляет постановление ФАС Московского округа от 09.01.2004 № КГ-А40/10712-03-П, согласно которому договор купли-продажи был признан оспоримой сделкой и применен годичный срок исковой давности. В то же время Арбитражный суд г. Москвы первоначально признал сделку ничтожной в связи с нарушением порядка приватизации (использовалось ненадлежащее средство платежа), но приобретатель был признан добросовестным.
Как доказать добросовестность
Еще одна возможность избежать деприватизации - применить статус добросовестного предпринимателя. В постановлении Конституционного суда РФ от 21.04.2003 № 6-П сказано, что содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ общие положения о последствиях недействительности сделки в той части, в которой требуется возвратить другой стороне (государству) все полученное по сделке (то есть полученное предприятием по сделке приватизации), не распространяются на добросовестного приобретателя. Согласно постановлению, если по возмездному договору имущество приобретено у лица, не имевшего права его отчуждать, собственник может обратиться в суд в порядке ст. 302 ГК РФ с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, которое приобрело это имущество (виндикационный иск). Если собственник подаст иск о признании сделки купли-продажи недействительной и применении последствий ее недействительности в форме возврата переданного покупателю имущества и при разрешении данного спора суд установит, что покупатель является добросовестным приобретателем, в удовлетворении исковых требований в порядке ст. 167 ГК РФ должно быть отказано.
Как доказать суду, что именно вы и есть тот самый добросовестный приобретатель? Необходимо доказать, что организация относилась к приватизированному имуществу как к своему, а именно:
поставила его на баланс;
платила налоги (на имущество, землю) и иные платежи (например, сбор за техосмотр транспортных средств);
проводила капитальный или текущий ремонт имущества;
принимала меры к надлежащему документарному оформлению права собственности (провела топосъемку или межевание земельного участка, техническую инвентаризацию объекта недвижимости и т.д.).
Если суд установит эти обстоятельства, то с высокой долей вероятности он сочтет предприятие добросовестным приобретателем имущества, полученного в порядке приватизации, и откажет в иске о возврате имущества государству.
Сама по себе приватизация государственного имущества как метод повышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в военные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных условиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предприятия или объекты.
Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство предприняло определенные шаги в направлении легализации частной собственности в экономической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось согласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограничения были сняты.
Помимо этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.
Для процесса приватизации характерны различные формы. Наибольшее распространение на Западе получили следующие: продажа государственных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекоммуникаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.
В качестве официальных причин, побуждающих к проведению приватизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмешательства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных условиях, снижение потребности государственных служб в финансовых средствах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение конкуренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.
Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлечение капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работниками, аренда предприятий.
Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.
Первые законодательные акты по приватизации в России были приняты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991 г. Президент РФ подписал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.
Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим документом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для активной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моделью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная методика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, проблемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демонополизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.
Предусматривалось четыре способа приватизации :
· аукцион,
· коммерческий конкурс,
· аренда с правом выкупа,
· акционирование.
В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Критериями определения размеров предприятия являлись численность работников и стоимость основных фондов.
Малые предприятия, к которым не применялась процедура акционирования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выкупаться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование(преобразование в акционерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-правовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государственной или муниципальной собственности. В органы управления таких обществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Перечень отраслей, где должны образовываться государственные корпорации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).
Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании
: выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получившие наименование холдингов.
Последний фактор связан с задолженностью предприятий. Многие предприятия имеют огромную кредиторскую и дебиторскую задолженность банкам, государству, другим предприятиям и т. п. При оценке имущества предприятий необходимо учитывать их доли, а предлагаемая цена должна быть пропорционально уменьшена, если предполагается, что обязательства по уплате задолженности будут возложены на покупателей, в данном случае на акционеров. Наличие долгов усложняет положение инвесторов, которые должны сделать выбор между приобретением акций на существующий капитал или увеличением капитала предприятия, поскольку данная альтернатива влияет на их долю в капитале предприятия.
Акционирование как форма приватизации имеет свои достоинства и недостатки.
ПРЕИМУЩЕСТВА преобразования государственных предприятий в акционерные общества состоят в возможности заинтересовать предприятия-смежники в развитии акционерного общества, укреплении его финансового положения путем продажи им акций. Это обстоятельство особенно важно для предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий машиностроительного комплекса, имеющих большое количество поставщиков.
НЕДОСТАТКИ акционерной формы собственности заключаются в ограничении производственно-хозяйственной самостоятельности акционерных обществ и необходимости делиться частью прибыли с акционерами. Тем не менее для крупных предприятий альтернативы этой форме акционирования нет.
ВЫКУП АРЕНДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ по форме и содержанию напоминает прямой выкуп. Он может осуществляться сразу или в рассрочку. При взятии в аренду государственною предприятия коллектив арендаторов образует арендное предприятие, которое самостоятельно выбирает способ управления в соответствии со своим уставом. Оно обязано по договору аренды принимать на себя выполнение государственного заказа. В остальном арендному предприятию предоставляется значительная самостоятельность. Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике аренда является способом разгосударствления с последующим образованием на базе арендного предприятия негосударственного предприятия с коллективной, кооперативной или акционерной формой собственности.
Инициатива приватизации арендного предприятия может исходить только от коллектива арендаторов.
Важнейшим условием приватизации арендного предприятия является возможность использования для выкупа прибыли предприятия, а также амортизационных отчислений от стоимости имущества, приобретенного коллективом арендаторов за период аренды. Это позволяет накопить средства для выкупа и обойтись без кредитов банка и привлечения личных средств членов трудового коллектива.
В республике почти все договоры аренды были заключены до принятия закона о приватизации. Поэтому примерно к 2000 г. договоры аренды закончатся. Аренда по различным причинам не смогла успешно решить назревшие проблемы предприятий. Среди этих причин можно выделить следующие.
Рост ставок арендной платы вследствие инфляции и постоянной переоценки фондов привел к ухудшению финансового положения арендных предприятий.
Хозяйственный механизм арендных предприятий таков, что не стимулирует инновационный процесс, появление новых идей у коллектива арендаторов. Поэтому конкурентоспособность арендных предприятий не выше, чем государственных.
Организационно-правовая база приватизации не предусматривает, кроме выкупа, форм приватизации, что значительно сужает возможности приватизации имущества коллективом арендаторов.
3.3. Акционирование государственных предприятий
Первым решительным шагом правительства в этом направлении стал широко известный Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 о принудительном акционировании федеральных предприятий. Хотя качество проработки типовых документов и умышленная примитивизация ряда процедур акционирования вряд ли могут быть оценены очень, высоко, тем не менее сам факт ускоренного преобразования около 6 тыс. предприятий в АО был во многом оправдан следующими соображениями:
Выпуск ваучеров в условиях возможного инвестиционного кризиса в сфере приватизации рассматривался ГКИ как важный канал подкачки инвестиционного спроса со стороны населения, и в этом смысле акционирование значительного числа предприятий и эмиссия их акций были необходимы для обеспечения адекватного инвестиционного предложения;
Акционерная форма собственности (даже без смены собственника) казалась более приемлемой для создания условий эффективного привлечения и перелива капитала между экономическими агентами в ситуации кризиса источников финансирования (собственной прибыли, бюджета, банковских кредитов).
Работа по акционированию крупных госпредприятий началась практически сразу после вступления в силу Указа № 721.
Таблица 2. Итоги акционирования государственных предприятий в Российской Федерации к 1 июля 1994г.
Подлежат обязательно (крупные) | Преобразуются добровольно (средние) | Подразделения, выделенные в виде АО | ||||
на 1.01. 1993 | на 1.07. 1994 | на 1.01. на 1.07. 1993 1994 | на 1.01. на 1.07. 1993 1994 | |||
Включены в реестр предприятий, подлежащих акционированию | 4978 | 7129 | - | - | - | - |
Принято решение о преобразования (комитетом) | 2520 | 5437 | 2545 | 17 738 | 547 | 1784 |
Утверждено планов приватизации и актов оценки | 1326 | 4982 | 1546 | 17042 | 283 | 1053 |
Количество зарегистрированных АО | 674 | 4368 | 737 | 15 936 | 139 | 997 |
Уставный капитал (млрд руб.) | 116,5 | 834 | 28,6 | 247 | 2,7 | 23 |
Стоимость имущества, передаваемого по льготным схемам (млрд руб.) | 24,5 | 231 | 10,0 | 56 | 0,44 | 10 |
Если к 1 января 1993 г. в реестр предприятий, подлежащих обязательному акционированию, было включено 4978 предприятий, а зарегистрировано как акционерное общество 674, то к 1 июля 1994 г. эти показатели составили соответственно 7129 и 4368. Всего же к 1 июля 1994 г. было зарегистрировано в качестве АО свыше 20 тыс. бывших государственных предприятий с совокупным уставным капиталом 1,1 трлн рублей (старые балансовые цены), а в разных стадиях акционирования находилось и было включено в общероссийский реестр акционируемых предприятий более 30 тыс. предприятий с оценочным уставным капиталом более 1,3 трлн рублей. Важно отметить, что около 23 тыс. из этих предприятий включились в процесс акционирования добровольно. Таким образом, чисто формально предложение в рамках массовой приватизации было подготовлено неплохо.
Безусловно, в перспективе значительная часть пакета акций работников перейдет в руки "внешних" инвесторов. Тем не менее любой промежуточный этап между моментом первичного распределения акций и появлением серьезного акционера - обладателя крупного пакета является несомненным препятствием для эффективного управления АО со всеми вытекающими последствиями. В этом смысле разумной политикой было бы постепенное ограничение соответствующих прав работников предприятий.
3.4. Политика продажи акций. Чековые аукционы
В соответствии с курсом ГКИ на приоритетную поддержку ваучерной приватизации в нормативныхдокументах жестко определена последовательность продажи акций конкретного предприятия: закрытая подписка для работников, продажа акций (именно акций, а не пакетов) на чековом аукционе, и только после этого продажа на инвестиционном конкурсе, из фонда акционирования работников предприятия и иные способы. Все предприятия, принудительно преобразованные в АО, были разделены на пять групп в произвольной пропорции, акционирующиеся же добровольно - в зависимости от срока регистрации АО. Для каждой группы определялся крайний срок проведения чековых аукционов.
Количество акций, подлежащих продаже на чековом аукционе, определялось как разность между общим количеством акций, подлежащих продаже за чеки (от 35 до 90% в зависимости от уровня собственности), и количеством акций, продаваемых за чеки по закрытой подписке и должностным лицам администрации на льготных условиях. Позднее была определена единая обязательная квота акций, выставляемых на чековый аукцион, в 29% от общего числа. Первый тип заявки - без указания минимума акций за 1 чек - должен удовлетворяться полностью, второй - с указанием предельной цены - в зависимости от спроса на акции. С учетом опыта проведения первых аукционов была также предусмотрена возможность дробления номинала акции для удовлетворения всех заявок первого типа.
Несмотря на довольно жесткое законодательство, в течение всего срока проведения аукционов сохранялись такие негативные тенденции, как сопротивление властей в ряде регионов (по данным Аналитического центра администрации Президента РФ, в 1993 г. в 30-40% регионов было реализовано менее 3% чеков, а 10 регионов обеспечивали 50% продаж всех акций) и отраслевых министерств.
Первые восемь показательных чековых аукционов прошли в декабре 1992 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Нижнем Новгороде и ряде других городов. Всего же в декабре 1992 г. - июне 1994 г. в 86 регионах России на чековых аукционах были выставлены акции более 15 тыс. предприятий с суммарным уставным капиталом более 1,1 трлн. рублей и с числом занятых свыше 17 млн. человек, или почти 2/3 занятых в промышленности.
кол-во предпр. | число регионов, в которых проведены аукционы | сумм. уст. кап., млрд. руб. | число занятых на предпр, тыс. чел. | суммарный проданный уст. кап. | число принятых чеков | |
Декабрь 1992 г. | 18 | 9 | 3,0 | 42 | 0,51 | 0,16 |
1993г. | ||||||
Январь | 107 | 26 | 5,7 | 184 | 0,60 | 0,15 |
Февраль | 195 | 40 | 6,4 | 174 | 1,49 | 0,54 |
Март | 436 | 56 | 22,5 | 525 | 5,27 | 2,25 |
Апрель | 618 | 69 | 30,1 | 811 | 7,03 | 4,43 |
Май | 577 | 72 | 23,3 | 519 | 4,60 | 3,62 |
Июнь | 878 | 79 | 27,8 | 767 | 6,36 | 4,28 |
Июль | 895 | 81 | 35,0 | 690 | 8,14 | 6,64 |
Август | 871 | 81 | 33,0 | 737 | 6,80 | 4,45 |
Сентябрь | 792 | 83 | 37,8 | 792 | 7,39 | 4,71 |
Октябрь | 961 | 83 | 45,2 | 896 | 8,35 | 4,41 |
Ноябрь | 934 | 83 | 46,3 | 805 | 8,64 | 2,78 |
Декабрь | 1021 | 83 | 48,1 | 976 | 8,70 | 3,38 |
1994г. | ||||||
Январь | 733 | 84 | 46,0 | 635 | 9,07 | 3,09 |
Февраль | 779 | 86 | 60,8 | 1266 | 13,6 | 4,51 |
Март | 967 | 86 | 109,8 | 1017 | 16,6 | 8,90 |
Апрель | 1057 | 86 | 96,6 | 1206 | 16,4 | 13,2 |
Май | 1119 | 86 | 69,3 | 1070 | 16,0 | 8,0 |
Июнь | 2621 | 86 | 386,3 | 3234 | 55,4 | 23,7 |
Всего по аукционам | 15779 | 86 | 1151 | 17816 | 202,8 | 104 |
В среднем на аукционы выставлялось 18,9% акций каждого предприятия (против 29 по закону), всего же за чеки продавалось - с учетом закрытой подписки - в среднем 71% акций (против положенных 80%).
Уставный капитал самих АО, акции которых выносились на чековые аукционы, колеблется от 1-2 млн. до 30 млрд. рублей (РАО "Норильский никель"), при среднем по России около 100 млн. рублей. Не меньший разброс характерен и для доли уставного капитала, выносимой на аукцион: минимум 3%, как АО "Строитель" во Владивостоке, и максимум 60%, как АО "Свердловскдорстрой".
По оценкам ГКИ, максимальным спросом пользовались (до появления акций ТЭК) акции отдельных предприятий машиностроения, пищевой, табачной, мебельной, деревообрабатывающей отраслей, гостиниц, предприятий в наиболее "престижных" регионах, а также крупнейших (в расчете на ликвидность их акций) и небольших (в расчете на скорейшее установление контроля). При этом наблюдался очень заметный разброс курсов в зависимости от региона при среднем взвешенном по всем аукционам в 1,8.
Наиболее дешевые акции были типичны для аукционов провинциальных предприятий (до 405 тысячерублевых акций за 1 чек), а рекорды по наиболее дорогим акциям ставили мелкие столичные предприятия в центре города. В среднем же отмечена прямо пропорциональная зависимость между количеством выставляемых акций (соответственно размером уставного капитала предприятия) и аукционным курсом.
Анализ "отраслевой структуры" чеков, вложенных через чековые аукционы, показывает, что 70% из них приходится на предприятия восьми отраслей: машиностроение (11,4%), металлургия (11,1%), химическая промышленность (10,5%), нефте- и газодобыча (9,1%), нефтепереработка (8,9%), электроэнергетика (8,1%), почта и связь (5,8%), транспортное машиностроение (5,0 %).
Заключение
Главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.
Хозяйственной деятельностью составляет основу в кредитной политике банка. Сложность этой проблемы очевидна, но без ее решения невозможна активизация банковского кредитования хозяйства. Данная работа посвящена определению сущности и значения кредита в современных условиях. Итак, мы видим значимость в наших условиях вопроса, связанного с кредитованием, рассмотрение которого начнем с установления...
Страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования. ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ Одним из видов страхования является перестрахование. Перестрахование позволяет компенсировать колебания и сокращать...
Уменьшения затрат на производство, а, следовательно, и увеличения его экономической эффективности. 2.3. Основные технико-экономические показатели работы Ялтинского городского молочного завода. Основными показателями, характеризующими производственную деятельность предприятия, являются: товарная продукция, выпуск товарной продукции на 1 т перерабатываемого сырья, производство товаров народного...
Правовой статус более чем 14 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики.
Во-первых, к их развитию нельзя привлечь частный капитал. Это самый главный и неустранимый недостаток правового статуса унитарных предприятий. Во-вторых, государство-собственник практически лишено возможности управлять такими предприятиями. В-третьих, само право хозяйственного ведения, искусственно сконструированное российским законодательством, является несовершенным институтом, что порождает в рамках хозяйственного оборота ряд правовых коллизий:
1. Унитарное предприятие самостоятельно распоряжается всем имуществом, кроме недвижимого, а по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Таким образом предприятие действует вполне самостоятельно, а по его долгам при банкротстве фактически расплачивается государство-собственник.
2. Право хозяйственного ведения дает возможность с помощью волевых правовых актов наделить организации, которые по определению могут иметь имущество только на началах оперативного управления, правами собственника. За государством оставлена лишь функция контроля за имуществом, переданным на праве хозяйственного ведения, и право на часть прибыли. Механизмы реализации этих прав в настоящее время нормативными документами установлены весьма слабо.
В этой связи представляется необходимым отказ от использования права хозяйственного ведения и преобразование государственных предприятий в акционерные общества.
Акционирование государственных унитарных предприятий, в том числе, с закреплением 100% акций в федеральной собственности, прямо подпадает под действие Закона о приватизации, который предусматривает весьма сложные и длительные процедуры акционирования.
Во-первых, акционирование крупного государственного унитарного предприятия в большинстве случаев по нескольким основаниям сразу возможно только в том случае, если оно будет включено в соответствующий перечень Государственной программы приватизации.
Во-вторых, параллельно с разработкой плана приватизации в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация имущества унитарного предприятия и его аудиторская проверка. Эта норма действует в отношении акционируемых госпредприятий, балансовая стоимость основных фондов которых превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда или при выделении из предприятий каких-либо подразделений в качестве юридических лиц. Оплата аудиторских фирм должна выделяться из средств, полученных от продажи акций приватизируемого предприятия. Однако не определен источник средств при акционировании с сохранением в государственной собственности 100% акций.
Решением проблемы должно стать выведение из-под действия Закона о приватизации процедур преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, закрепляемых в федеральной собственности или вносимых в уставный капитал другого акционерного общества, более 75% акций которого в свою очередь находятся в федеральной собственности.
Завершение программы преобразования акционерных предприятий государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, закрепляемых в федеральной собственности должно завершиться к 1 июля 2001 г.