Актерское мастерство для ведущих концертных программ. Как быть хорошим ведущим мероприятий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный колледж культуры и искусств»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету «Мастерство ведущего»

Тема: 1. Мастерство ведущего коммуникативного шоу

2. Разработать текст ведущего-комментатора

Выполнила учащаяся

гр. НС -13 (1) З\О

Косенко Е.А.

Проверил Синица А.В.

Витебск - 2011

Введение

Заключение

Литература

Введение

1. ТОК-ШОУ КАК ЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Ток- шоу -- один из видов телевизионных или радиопрограмм, название которых в переводе на русский язык означает «разговорное представление». Как правило, в ток-шоу принимают участие: ведущий (или ведущие), специально приглашённые люди (политики, артисты, эксперты и т. д.) и зрители. Мода на прозападные ток-шоу пришла с Запада в период перестройки и нового мышления. Ток-шоу стали незаменимой частью телевизионного вещания многих каналов и получили большую популярность. Основной задачей ток-шоу является «захват» телезрителя и внушение ему мысли о причастности к решению важных государственных задач (политические ток-шоу), бытовых, культурных, музыкальных или других вопросов. Ток-шоу зачастую спекулируют на инстинктах и чувствах человека, таких как: любопытство, азарт, агрессия и т. д. В процессе ток-шоу активно используются разнообразные средства манипуляции общественным мнением.

Жанр ток-шоу раскрывает такие понятные любому зрителю темы любви и ненависти, власти и денег, победы и поражения и, в конце концов, жизни и смерти. Убедительность и неоднозначность характеров, реалистичность сюжета - именно это обеспечило ток-шоу невероятную популярность. Ток-шоу - это своего рода шаблон ситуаций и их решений, которые возникают с нами.

Жанр ток-шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории чреват скукой и потерей адресности. Необходимо отметить, что в некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, «например беседу за круглым столом или же простое интервью в студии. Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности.

Ток-шоу всегда ориентированы не только на коммуникацию, но и на терапию. Предполагается, что в каждой передаче будет предложено какое-то, хотя бы и промежуточное, решение поставленной проблемы. Потенциально такие программы могут служить освобождению от распространенных культурных страхов и предубеждений.

Характерная черта ток-шоу состоит в том, что проблемы, независимо от их объема и сложности, в них рассматриваются непременно как решаемые. Все ситуации, в которые попадает человек, имеют выход. Иногда это связано с преуменьшением серьезности вопроса, но так случается не всегда. Ток-шоу склонны к дидактике. В них обозначены нравственные ориентиры, «добро» и «зло» прописаны достаточно ясно, и не приходится сомневаться, что в итоге справедливость восторжествует, а порок будет наказан.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТОК-ШОУ

Непосредственно форма ток-шоу - это диспут, обсуждения какого-либо вопроса, в которых принимают участие приглашенные специалисты и случайные зрители. Можно сказать, что проведение любого ток-шоу требует:

* наличие актуальной или актуально поданной проблемы, задающей содержание разговора (вопросы и ответы);

* участников ток-шоу (ведущие, герои ток-шоу, зрители, эксперты);

* оформления места проведения дела (художественного и музыкального);

* регламента дискуссии (определение времени и приёмов организации общения, выраженных в существующем сценарии);

* необходимого для реализации ток-шоу материально-технического обеспечения.

Подготовка включает в себя следующие этапы:

1. Обозначение проблемы.

В ходе анкетирования выясняются затруднения, которые испытывают участники шоу. Группа аналитиков выявляет типичные проблемы.

2. Формулирование вопросов, представляющих различные аспекты проблемы.

Проводится в форме “мозгового штурма”.

3. Выявление полярных точек зрения.

Проводится в форме опроса общественного мнения среди участников.

4. Определение ведущих и работа с ними по подготовке дискуссии.

5. Поиск аргументов.

За несколько дней до проведения ток-шоу ведущие получают задание подобрать материал (факты из жизненного опыта, литературы, средств массовой информации), подтверждающие позицию.

6.Оформление аудитории.

Предварительно обсуждаются варианты оформления, и реализуется замысел, получивший одобрение большинства.

Технология проведения ток-шоу.

1. Знакомство участников с темой ток-шоу.

2. Повторение правил ведения дискуссии.

3. Обозначение проблемы обсуждения.

4. Обсуждение проблемы по заранее сформулированным вопросам.

5. Подведение итогов дискуссии.

Решение проблемы не всегда может быть найдено, но дискуссия натолкнёт участников шоу и зрителей на размышления, на поиск истины.

6. Проведение рефлексии.

3. МАСТЕРСТВО ВЕДУЩЕГО ТОК-ШОУ

Среди ролей, задействованных в ток-шоу, особое место, безусловно, принадлежит ведущему. Как правило, это известный «медийный» человек, индивидуальный стиль которого во многом определяет имидж программы. От него зависит драматургия шоу -- психологическая атмосфера, нагнетание и разрядка обстановки, контроль эмоций аудитории. Он задает рамки, в которых проходит беседа: будет ли это доверительный разговор, провокативное шоу или интеллектуальная дискуссия. Отсюда и маски ведущих: «шоумен», «интеллектуал» или «сопереживающий».

Ток-шоу, которые концентрируют внимание на обсуждении жизненных историй, обращаются к образу «понимающего» ведущего, который внимательно выслушивает рассказы гостей, демонстрирует сострадание и призывает к нему телезрителей. Чаще это женщины, которые общаются преимущественно с женской аудиторией. Они стремятся установить доверительную дистанцию со зрителями, превратить телевидение в средство «личной» коммуникации. Успех и неудача ток-шоу часто зависят от того, насколько органично сочетаются формат программы и образ ведущего. Показателем того, что это, действительно, разные виды ток-шоу может служить, в частности, речевое поведение ведущего, от которого во многом зависят интрига и динамика развития сюжетной линии. Именно ведущий определяет форму, качество и логику последовательности вопросов, на основе которых разворачивается дискуссия, задает температуру накала страстей, следит за порядком в студии. Поэтому особый интерес для исследования представляют коммуникативные стратегии и тактики, используемые телеведущими.

Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.

Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») -- люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления -- это создает особую атмосферу публичности.

4. Сценарий ток-шоу "Разговор о главном" по теме: "Здоровый образ жизни"

ток шоу ведущий мастерство

Тема: "Здоровый образ жизни"

Цель: популяризировать здоровый образ жизни.

· на конкретных примерах раскрыть понятие "здоровый образ жизни".

· формировать интерес и потребность к положительным увлечениям в жизни человека,

· пропагандировать занятие спортом.

Участники: учащиеся четвёртых, пятых, девятых и одиннадцатых классов, учителя школы, родители, гости.

Оформление шоу: в зале видеодвойка, пианино; зал украшен шарами, плакатами "Здоровым быть модно!" и т.д.; выставкой рисунков по теме ток-шоу; музыкальные заставки (аудиомагнитофон); на сцене диваны для героев шоу; в руках у участников флажки, шары.

Время проведения: 50-60 минут.

Ход мероприятия

Звучит музыкальная заставка шоу. Выходит ведущая.

I. Вступительное слово:

Здравствуйте, дорогие друзья: ребята, уважаемые родители, гости. Начинаем ток-шоу "Разговор о главном".

Человечество, зная, что каждому из нас дана только одна возможность прожить свою жизнь на планете Земля, издавна решает проблему: как наилучшим образом прожить эту жизнь. Одни делают открытия, другие поют лучшие песни, третьи всю жизнь проводят наедине с телевизором.… И каждый по-своему счастлив, … пока здоров. "Здоровый образ жизни" - это словосочетание в последнее время слышится очень часто. Об этом решили поговорить и мы, выбрав тему для ток-шоу "Разговор о главном".

Героями нашей программы являются ребята четвёртых классов. Мы думаем, что именно им важно понять, что такое "Здоровый образ жизни": во-первых, они стоят на пороге резкой перемены школьной жизни: перехода в старшие классы, во-вторых, только что началась самая трудная, длинная четверть года - III четверть.

Звучит музыкальная заставка.

Ведущий: Узнаем мнение ребят и администрации нашей школы, что такое "здоровый образ жизни"?

II. Просматривается видеоролик с ответами учеников разных классов и директора школы.

III. Выступление фольклорной группы 4А класса.

Ведущий: Наше ток-шоу продолжила фольклорная группа ребят - четвероклассников. Великие врачи Древнего Рима считали основными средствами укрепления здоровья человека гимнастику, прогулки, игры, закаливание водой и солнцем, диету, музыку и даже громкое чтение. Учитывая это, мне хотелось бы поговорить с участниками фольклорной группы:

· Появляется ли у вас хорошее настроение от занятий?

· Кто дома продолжает петь эти песни?

· Кто ещё успевает посещать другие досуговые занятия? Почему всё успеваете?

Вывод: любое полезное, интересное дело организует человека, делает его жизнь полной и значимой.

IV. Музыкальная заставка.

Ведущий: Первой героиней ток-шоу будет интересный человек, преподаватель музыки нашей школы и руководитель фольклорной группы Горкунова А.В. (Приглашается на сцену)

Вопрос: Как Вы думаете, какая связь между словами "музыка" и "здоровье"? (Разговор идёт о духовном здоровье)

Ведущий: Есть ребята, которые совмещают две школы: образовательную и музыкальную.

Свой вопрос я адресую маме ученицы нашей школы, время которой расписано буквально по минутам.

Вопрос: Уважаемая Елена Ивановна, что даёт такой ритм жизни Вашей дочери?

Ведущий: Катя Бадак тоже занимается в музыкальной школе. Она покажет, чему научилась (исполняется музыкальное произведение на фортепиано).

Вопрос: Можешь ли ты свою жизнь назвать интересной, здоровой?

Работа с залом:

Ребята, поднимите шарики и флажки те, кто посещает музыкальную, художественную, спортивную школу; кружки во Дворце творчества, кто занимается коллекционированием? У кого есть хобби? Кто считает свою жизнь интересной?

А интересная жизнь и здоровая жизнь - это близкие понятия? Почему?

Ведущий: (Подходя в зале к учительнице)

У Виктории Геннадьевны, учительницы начальных классов, почти нет свободного времени. Всё своё время она посвящает увлечению дочери - занятию в художественной школе.

Вопрос: Виктория Геннадьевна, может быть не стоит всей семье подстраиваться под увлечение дочери? Когда же Вам удаётся думать о собственном здоровом образе жизни?

Вывод: когда семья занята общим интересным делом, она становится прочнее и дружнее, в ней устанавливаются крепкие, здоровые отношения.

V. Сюрприз от девочек 4Б класса (показ экомоды).

Ведущий: Да, увлечение может быть и таким, главное, чтобы оно было в удовольствие, организовывало, наполняло жизнь смыслом, отвлекало от плохого.

VI. Музыкальная заставка.

Ведущий: Сегодня мы увидели людей, которые с удовольствием занимаются каким-то делом. Но есть и такие семьи, где силой заставляют своих детей заниматься музыкой, танцами, спортом в ущерб здоровью и учёбе ребёнка. Своё мнение по этой проблеме мы попросим высказать психолога нашей школы Толмачёву Т.А. (выступление психолога).

Ведущий: Когда у человека много свободного времени, он пытается его заполнить как может: телевизором, компьютером; появляются заманчивые вредные привычки.

Ведущий (обращаясь к зрителям):

Что это за привычки?

В чём их вред?

Вывод: Перед ток-шоу в начальных классах была проведена анкета о вредных привычках. По результатам анкет ребята нашей школы, к счастью, не попробовали этого, и, надеемся, никогда не попробуют.

VII. Просмотр видеосюжета с выступлением заместителя директора по правовым вопросам Знаменщиковой Т.Г. (выступление о дезадаптированных ребятах школы).

Ведущий: Все ребята, о которых говорила Тамара Григорьевна, в вашем возрасте, наверное, ещё и не думали, что о них будут говорить "трудные", "неблагополучные". Но они выбрали такую жизнь сами, как и их семьи (у этих ребят и в семье проблемы). Это самый лёгкий путь в жизни, но и самый страшный и бессмысленный.

VIII. Ведущий: Помня о здоровом образе жизни, пора отдохнуть. Приглашаю ребят из 4В класса провести весёлую подвижную паузу с залом.

IX. Ведущий: Что же больше укрепляет здоровье, чем физкультура и спорт? Впервые научно доказана польза активных физических действий учёным Сеченовым в 1903 году, более ста лет назад.

Ярким примером увлечения спортом является жизнь замечательных людей:

· Л.Н. Толстой даже в 82 года ежедневно делал гимнастику, ездил верхом на лошади ежедневно до 20 км., зимой катался на коньках, в 70 лет обгонял на льду молодёжь. В 65 лет научился ездить на велосипеде.

· А.С. Пушкин был отлично сложен, с хорошо развитой мускулатурой, был прекрасным гимнастом, конькобежцем, боксёром, стрелком, шахматистом, считался лучшим фехтовальщиком. Пушкин стал лучшим пловцом Петербурга. По примеру полководца Суворова он принимал холодные ванны, зимой натирался снегом.

X. Музыкальная заставка.

Ведущий: Следующая гостья начала закаливание своего сынишки с самого раннего детства. Наталья Николаевна, учительница начальных классов, считает, что закаливание - путь к здоровому образу жизни (рассказ Натальи Николаевны о закаливании сына).

Ведущий: Желаем, чтобы Ваш малыш и вся семья были здоровы.

XI. Музыкальная заставка.

Ведущий: В семье Высочиных все спортсмены. Их жизнь - движение, спорт, соревнования, победы. Глава семьи - Татьяна Владимировна, учительница физической культуры.

Вопросы семье:

· Что дал спорт Вашей семье?

· Сергей, Надя, каким видом спорта вы занимаетесь? Для чего?

Сергей и Надя Высочины проводят небольшую физминутку для ребят зала.

XII. Ведущий (подходит к гостье в зале): У Светланы Николаевны Бялковской было увлечение спортом, и, по-моему, больший след в её жизни оставил не сам спорт, а тренер - яркая личность. И это тоже очень важно, так как хороший тренер развивает не только здоровье физическое, но и духовное.

Светлана Николаевна, каким видом спорта Вы занимались?

Сколько лет?

Самые яркие воспоминания?

Какие пожелания ребятам?

Ведущий: Первый год связали свою жизнь со спортом ребята нашей школы, занимаясь в секции баскетбола.

Беседа с ребятами:

Изменилась ли ваша жизнь?

Собираетесь ли вы и в дальнейшем заниматься спортом?

XIII. Музыкальная заставка.

Ведущий: Последний герой нашего ток-шоу, а точнее, герои, это семья, для которой спорт - это жизнь в самом прямом смысле этого слова. В этой семье большую часть времени можно услышать разговоры об очередной эстафете, о правильном старте, о сборах перед ответственными соревнованиями. Это семья Берестневых. Для них спорт - это профессиональное занятие, а не увлечение.

Последний герой "Разговора о главном" - Берестнев Александр.

Если оглянуться назад, начал бы сначала спортивную жизнь?

Стоит ли жизнь отдавать спорту?

Что хотите пожелать ребятам?

XIV. Выступление театрализованной агитбригады "Приключения Колобка".

XV. Музыкальная заставка.

Итог ведущего:

Однажды Сократа спросили: "Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава?" Великий мудрец ответил: "Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!"

Хорошее здоровье - один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Накапливайте и берегите своё здоровье, учитесь этому у окружающих людей; занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!

Наше ток-шоу закончено. Всем гостям, участникам, спасибо!

Заключение

Стремительный рост спроса и распространенности ток шоу заставляет многих задуматься о причинах и предпосылках его появления, содержательных особенностей, возможных тенденциях развития этого жанра. В процессе исследования было дано определение понятия «ток шоу». Ток-шоу соединяют элементы привычных отношений человека и медиа с новыми способами обращения с виртуальной средой (интерактивностью, легкостью вхождения в виртуальное пространство, непрерывностью коммуникации). В них закрепляются традиционные способы определения нормы, но при этом апробируются более свободные стили жизни и ставятся новые проблемы, одна из которых -- стирание границ между приватным и вынесенным на всеобщее обозрение.

Литература

1. Бирбом М. Хозяин ток-шоу //Спутник-ТВ. 2005. №7

2. Грачев Г.В, Мельник И.К. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999.

3. Дзялошинский И. Как нами манипулируют? //Право знать: история, теория, практика. 2004. № 3-4.

4. Ланских, А.В. Речевое поведение участников реалити-шоу: коммуникативные стратегии и тактики: автореферат дисс… канд. филол. наук / А.В. Ланских. - Екатеринбург, 2008.

5. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.

6. Мостепанова, Ю.В. Репертуарная диагностика коммуникативных стратегий (на материале деятельности телевизионного ведущего) / Ю.В. Мостепанова, А.Г. Шмелев // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2001. - №3.

7. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. №6.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. М., 1996.

8. Эльвира Могилевская «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования», 2006 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Творческий путь А. Пиманова. Общая характеристика программы "Человек и закон". Основные тенденции развития аналитических программ на телевиденье. Журналистское мастерство ведущего Алексея Пиманова. Профнепригодность ведущих аналитических программ.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2009

    Журналист в роли драматурга. Психофизические особенности ведущего и их проявление. Сравнительный анализ стиля ведущего Кирилла Набутова в проектах "Один день" и "Жестокие игры". Опыт создания собственного репортажа в качестве драматурга и ведущего.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2012

    Место телевидения в системе средств массовой информации. Общая характеристика и этические принципы тележурналистики. Основные принципы ведения прямого эфира на местном телевидении и его качественные показатели. Оценка работы журналиста и ведущего эфира.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Роль популярной телепередачи как одного из проводников массовой культуры на современном социокультурном этапе. Выявление манипулятивных возможностей медиатекстов телепередачи, их влияние на обстановку в семье. Необходимость введения медиаобразования.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Роль ведущего в передаче-путешествии. Теоретическое освещение проблемы. Особенности региональных передач-путешествий. Анализ передачи "Простые радости". Жанр телевизионного путешествия, его современное состояние и возможности дальнейшего развития.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Анализ творчества великих писательниц советского периода, которые доказали свою профессиональную состоятельность в редакционном деле. Первые авторы – женщины в журналистике. Мастерство репортажа Ларисы Михайловны Рейснер. Мастерство очерка Татьяны Тэсс.

    реферат , добавлен 26.11.2012

    Анализ жанровой специфики "ток-шоу" и выявление его особенностей в рамках отечественного телевидения. Раскрытие проблемно-тематического своеобразия ток-шоу "Пусть говорят". Роль стратегии Андрея Малахова в формировании контингента зрительской аудитории.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2014

    Собирательный образ и основные черты телеведущего. Типы речевых стратегий. Характеристика программы "Модный приговор" с А. Васильевым. Языковые приёмы и средства речи ведущего. Роль уровня речевой культуры телеведущего в привлечении зрительской аудитории.

    эссе , добавлен 21.03.2011

    Пресс-конференция как метод PR, её определение и причины проведения. Этапы подготовки и проведения пресс-конференции, её техническое сопровождение и приглашение средств массовой информации. Анализ положительных и отрицательных особенностей мероприятия.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2012

    Фактографический, аналитический и наглядно-образный способ отражения в журналистике. Очерк как жанр художественно-публицистического стиля. Композиционная структура очерка. Образ Виктора Цоя, ценности, отображенные в очерке. Образ Константина Райкина.

Среди ролей, задействованных в ток-шоу, особое место, безусловно, принадлежит ведущему. Как правило, это известный «медийный» человек, индивидуальный стиль которого во многом определяет имидж программы. От него зависит драматургия шоу -- психологическая атмосфера, нагнетание и разрядка обстановки, контроль эмоций аудитории. Он задает рамки, в которых проходит беседа: будет ли это доверительный разговор, провокативное шоу или интеллектуальная дискуссия. Отсюда и маски ведущих: «шоумен», «интеллектуал» или «сопереживающий».

Ток-шоу, которые концентрируют внимание на обсуждении жизненных историй, обращаются к образу «понимающего» ведущего, который внимательно выслушивает рассказы гостей, демонстрирует сострадание и призывает к нему телезрителей. Чаще это женщины, которые общаются преимущественно с женской аудиторией. Они стремятся установить доверительную дистанцию со зрителями, превратить телевидение в средство «личной» коммуникации. Успех и неудача ток-шоу часто зависят от того, насколько органично сочетаются формат программы и образ ведущего. Показателем того, что это, действительно, разные виды ток-шоу может служить, в частности, речевое поведение ведущего, от которого во многом зависят интрига и динамика развития сюжетной линии. Именно ведущий определяет форму, качество и логику последовательности вопросов, на основе которых разворачивается дискуссия, задает температуру накала страстей, следит за порядком в студии. Поэтому особый интерес для исследования представляют коммуникативные стратегии и тактики, используемые телеведущими.

Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.

Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») -- люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления -- это создает особую атмосферу публичности.

4. Сценарий ток-шоу "Разговор о главном" по теме: "Здоровый образ жизни"

ток шоу ведущий мастерство

Тема: "Здоровый образ жизни"

Цель: популяризировать здоровый образ жизни.

  • · на конкретных примерах раскрыть понятие "здоровый образ жизни".
  • · формировать интерес и потребность к положительным увлечениям в жизни человека,
  • · пропагандировать занятие спортом.

Участники: учащиеся четвёртых, пятых, девятых и одиннадцатых классов, учителя школы, родители, гости.

Оформление шоу: в зале видеодвойка, пианино; зал украшен шарами, плакатами "Здоровым быть модно!" и т.д.; выставкой рисунков по теме ток-шоу; музыкальные заставки (аудиомагнитофон); на сцене диваны для героев шоу; в руках у участников флажки, шары.

Время проведения: 50-60 минут.

Ход мероприятия

Звучит музыкальная заставка шоу. Выходит ведущая.

I. Вступительное слово:

  • - Здравствуйте, дорогие друзья: ребята, уважаемые родители, гости. Начинаем ток-шоу "Разговор о главном".
  • - Человечество, зная, что каждому из нас дана только одна возможность прожить свою жизнь на планете Земля, издавна решает проблему: как наилучшим образом прожить эту жизнь. Одни делают открытия, другие поют лучшие песни, третьи всю жизнь проводят наедине с телевизором.… И каждый по-своему счастлив, … пока здоров. "Здоровый образ жизни" - это словосочетание в последнее время слышится очень часто. Об этом решили поговорить и мы, выбрав тему для ток-шоу "Разговор о главном".

Героями нашей программы являются ребята четвёртых классов. Мы думаем, что именно им важно понять, что такое "Здоровый образ жизни": во-первых, они стоят на пороге резкой перемены школьной жизни: перехода в старшие классы, во-вторых, только что началась самая трудная, длинная четверть года - III четверть.

Звучит музыкальная заставка.

Ведущий: Узнаем мнение ребят и администрации нашей школы, что такое "здоровый образ жизни"?

II. Просматривается видеоролик с ответами учеников разных классов и директора школы.

III. Выступление фольклорной группы 4А класса.

Ведущий: Наше ток-шоу продолжила фольклорная группа ребят - четвероклассников. Великие врачи Древнего Рима считали основными средствами укрепления здоровья человека гимнастику, прогулки, игры, закаливание водой и солнцем, диету, музыку и даже громкое чтение. Учитывая это, мне хотелось бы поговорить с участниками фольклорной группы:

  • · Появляется ли у вас хорошее настроение от занятий?
  • · Кто дома продолжает петь эти песни?
  • · Кто ещё успевает посещать другие досуговые занятия? Почему всё успеваете?

Вывод: любое полезное, интересное дело организует человека, делает его жизнь полной и значимой.

IV. Музыкальная заставка.

Ведущий: Первой героиней ток-шоу будет интересный человек, преподаватель музыки нашей школы и руководитель фольклорной группы Горкунова А.В. (Приглашается на сцену)

Вопрос: Как Вы думаете, какая связь между словами "музыка" и "здоровье"? (Разговор идёт о духовном здоровье)

Ведущий: Есть ребята, которые совмещают две школы: образовательную и музыкальную.

Свой вопрос я адресую маме ученицы нашей школы, время которой расписано буквально по минутам.

Вопрос: Уважаемая Елена Ивановна, что даёт такой ритм жизни Вашей дочери?

Ведущий: Катя Бадак тоже занимается в музыкальной школе. Она покажет, чему научилась (исполняется музыкальное произведение на фортепиано).

Вопрос: Можешь ли ты свою жизнь назвать интересной, здоровой?

Работа с залом:

  • - Ребята, поднимите шарики и флажки те, кто посещает музыкальную, художественную, спортивную школу; кружки во Дворце творчества, кто занимается коллекционированием? У кого есть хобби? Кто считает свою жизнь интересной?
  • - А интересная жизнь и здоровая жизнь - это близкие понятия? Почему?

Ведущий: (Подходя в зале к учительнице)

У Виктории Геннадьевны, учительницы начальных классов, почти нет свободного времени. Всё своё время она посвящает увлечению дочери - занятию в художественной школе.

Вопрос: Виктория Геннадьевна, может быть не стоит всей семье подстраиваться под увлечение дочери? Когда же Вам удаётся думать о собственном здоровом образе жизни?

Вывод: когда семья занята общим интересным делом, она становится прочнее и дружнее, в ней устанавливаются крепкие, здоровые отношения.

V. Сюрприз от девочек 4Б класса (показ экомоды).

Ведущий: Да, увлечение может быть и таким, главное, чтобы оно было в удовольствие, организовывало, наполняло жизнь смыслом, отвлекало от плохого.

VI. Музыкальная заставка.

Ведущий: Сегодня мы увидели людей, которые с удовольствием занимаются каким-то делом. Но есть и такие семьи, где силой заставляют своих детей заниматься музыкой, танцами, спортом в ущерб здоровью и учёбе ребёнка. Своё мнение по этой проблеме мы попросим высказать психолога нашей школы Толмачёву Т.А. (выступление психолога).

Ведущий: Когда у человека много свободного времени, он пытается его заполнить как может: телевизором, компьютером; появляются заманчивые вредные привычки.

Ведущий (обращаясь к зрителям):

  • - Что это за привычки?
  • - В чём их вред?

Вывод: Перед ток-шоу в начальных классах была проведена анкета о вредных привычках. По результатам анкет ребята нашей школы, к счастью, не попробовали этого, и, надеемся, никогда не попробуют.

VII. Просмотр видеосюжета с выступлением заместителя директора по правовым вопросам Знаменщиковой Т.Г. (выступление о дезадаптированных ребятах школы).

Ведущий: Все ребята, о которых говорила Тамара Григорьевна, в вашем возрасте, наверное, ещё и не думали, что о них будут говорить "трудные", "неблагополучные". Но они выбрали такую жизнь сами, как и их семьи (у этих ребят и в семье проблемы). Это самый лёгкий путь в жизни, но и самый страшный и бессмысленный.

VIII. Ведущий: Помня о здоровом образе жизни, пора отдохнуть. Приглашаю ребят из 4В класса провести весёлую подвижную паузу с залом.

IX. Ведущий: Что же больше укрепляет здоровье, чем физкультура и спорт? Впервые научно доказана польза активных физических действий учёным Сеченовым в 1903 году, более ста лет назад.

Ярким примером увлечения спортом является жизнь замечательных людей:

  • · Л.Н. Толстой даже в 82 года ежедневно делал гимнастику, ездил верхом на лошади ежедневно до 20 км., зимой катался на коньках, в 70 лет обгонял на льду молодёжь. В 65 лет научился ездить на велосипеде.
  • · А.С. Пушкин был отлично сложен, с хорошо развитой мускулатурой, был прекрасным гимнастом, конькобежцем, боксёром, стрелком, шахматистом, считался лучшим фехтовальщиком. Пушкин стал лучшим пловцом Петербурга. По примеру полководца Суворова он принимал холодные ванны, зимой натирался снегом.

X. Музыкальная заставка.

Ведущий: Следующая гостья начала закаливание своего сынишки с самого раннего детства. Наталья Николаевна, учительница начальных классов, считает, что закаливание - путь к здоровому образу жизни (рассказ Натальи Николаевны о закаливании сына).

Ведущий: Желаем, чтобы Ваш малыш и вся семья были здоровы.

XI. Музыкальная заставка.

Ведущий: В семье Высочиных все спортсмены. Их жизнь - движение, спорт, соревнования, победы. Глава семьи - Татьяна Владимировна, учительница физической культуры.

Вопросы семье:

  • · Что дал спорт Вашей семье?
  • · Сергей, Надя, каким видом спорта вы занимаетесь? Для чего?

Сергей и Надя Высочины проводят небольшую физминутку для ребят зала.

XII. Ведущий (подходит к гостье в зале): У Светланы Николаевны Бялковской было увлечение спортом, и, по-моему, больший след в её жизни оставил не сам спорт, а тренер - яркая личность. И это тоже очень важно, так как хороший тренер развивает не только здоровье физическое, но и духовное.

  • - Светлана Николаевна, каким видом спорта Вы занимались?
  • - Сколько лет?
  • - Самые яркие воспоминания?
  • - Какие пожелания ребятам?

Ведущий: Первый год связали свою жизнь со спортом ребята нашей школы, занимаясь в секции баскетбола.

Беседа с ребятами:

  • - Изменилась ли ваша жизнь?
  • - Собираетесь ли вы и в дальнейшем заниматься спортом?

XIII. Музыкальная заставка.

Ведущий: Последний герой нашего ток-шоу, а точнее, герои, это семья, для которой спорт - это жизнь в самом прямом смысле этого слова. В этой семье большую часть времени можно услышать разговоры об очередной эстафете, о правильном старте, о сборах перед ответственными соревнованиями. Это семья Берестневых. Для них спорт - это профессиональное занятие, а не увлечение.

Последний герой "Разговора о главном" - Берестнев Александр.

  • - Если оглянуться назад, начал бы сначала спортивную жизнь?
  • - Стоит ли жизнь отдавать спорту?
  • - Что хотите пожелать ребятам?

XIV. Выступление театрализованной агитбригады "Приключения Колобка".

XV. Музыкальная заставка.

Итог ведущего:

Однажды Сократа спросили: "Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава?" Великий мудрец ответил: "Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!"

Хорошее здоровье - один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Накапливайте и берегите своё здоровье, учитесь этому у окружающих людей; занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!

Наше ток-шоу закончено. Всем гостям, участникам, спасибо!

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества

Кафедра социально-культурной деятельности

МАСТЕРСТВО ВЕДУЩЕГО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ:

МАСТЕРСТВО ВЕДУЩЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Курс лекций для студентов очной и заочной форм обучения

по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность», специализации

«Организация и постановка культурно-досуговых программ», квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ»

Издательство Алтайской государственной академии культуры и искусств

Барнаул 2009

ББК 77я7 М327

Утвержден на заседании кафедры социально-культурной деятельности 26.01.2009 г., протокол № 7

Составитель: к. п. н., доцент Г. В. Оленина

Рецензент: к. п. н., доцент В. В. Десятов

Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство М327 ведущего информационно-просветительных программ : курс лекций по спе-

циальности 071401 «Социально-культурная деятельность», специализации «Организация и постановка культурно-досуговых программ», квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ» / сост. Г.В. Оленина; Алт. гос. акад. культуры и искусств, кафедра социально-культурной деятельности. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2009. – 99 с.

В работе представлен лекционный курс по учебной дисциплине «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство ведущего информационно- просве-тительных программ»

Издание адресовано студентам очной и заочной форм обучения по специальности «Социально-культурная деятельность», специализации «Организация и постановка культурно-досуговых программ», квалификации «Постановщик культурнодосуговых программ».

© Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2009

Пояснительная записка………………………………………………….

Вводная лекция. Методы, технологии и формы информационно-

просветительной деятельности (ИПД) в сфере культуры и досуга….....

Раздел I. Информационно-просветительные технологии (широкий

смысл) в учреждениях искусства, культуры, социальной защиты,

СМИ………………………………………………………………………

Лекция 1. Информационно-просветительные технологии

современных российских

музеев………………………………………….....

Лекция 2. Современная информационно-просветительная

деятельность театральных и концертно-зрелищных учреждений (на

примере г. Санкт-

Петербурга)……………………………………….…..

Лекция 3. Информационно-образовательные технологии

учреждений дополнительного образования…………………….……

Лекция 4. Информационно-коммуникативные технологии…..….

Лекция 5. Информационно-справочные технологии средств

массовой информации

……………………………………………….....

Раздел II. Методы конструирования информационно-просвети-

тельных программ (широкий смысл)…………………………………..

Лекция 6. Монологический метод ИПД и его специфика в сфере

культуры, искусства и досуга……………………………………...

Лекция 7. Метод диалога и характеристика диалогических

информационно-просветительных (широкий смысл)

программ…….

Лекция 8. Комплексный метод в информационно-просветитель-

ной деятельности (ИПД)…………………………………….........…

Лекция 9. Игровой метод в информационно-просветительной

деятельности…………………………………………………………

Учебная дисциплина ДС «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство ведущего информационно-просветительных программ» входят в цикл дисциплин, направленных на изучение технологий информационно-художественной и деловой коммуникации.

Лекционный курс предметов «Технологии культурно-досуговых программ: технологии информационно-просветительных программ», «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство ведущего информационно-просветительных программ» рассчитан на студентов очного и заочного отделений специальности «Социальнокультурная деятельность», специализации «Организация и постановка культурно-досуговых программ», квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ».

Целью лекционного курса является формирование знаний о технологиях подготовки информационно-просветительных программ и практических навыков постановки данных программ в учреждениях социально-культурной сферы.

Задачи лекционного курса:

1. Сформировать представление о специфике информационнопросветительных программ в отличие от рекреационно-развлекательных, празднично-обрядовых, художественно-публицистических, социальнопедагогических программ, которые также входят в структуру технологий культурно-досуговых программ.

2. Закрепить навыки практического применения этапов технологического цикла разработки, постановки и продвижения разных видов информационно-просветительных программ; выработать критерии оценки данных программ.

Методология и методика разработки и изучения лекционного курса: системный подход, метод матрицирования; региональный компонент, касающийся тематики информационно-просветительных программ; метод малых групп при подготовке творческих заданий, показы программ и их анализ.

Методических сопровождением данного курса лекций являются учебные программы, методические указания и методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения, тестовые задания, разработанные автором лекционного курса по двум вышеуказанным дисциплинам.

Программа курса «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство ведущего информационно-просветительных программ» соответствует ГОСу второго поколения.

Вводная лекция

Методы, технологии и формы информационно-просветительной деятельности (ИПД) в сфере культуры и досуга

1. Понятие «технологии и методы ИПД».

2. Матрица форм ИПД и ее анализ.

3. программы (узкий смысл) на основе методов монолога, диалога, игры и комплекса.

4. Структура информационно-просветительной программы (в широком значении).

5. Продвижение информационно-просветительных программ на рынке культурных услуг.

1. Информационно-просветительные программы являются частью культурно-досуговых программ наряду с развлекательно-игровыми, празднично-обрядовыми и информационно-художественными программами. Культурно-досуговые программы – это результат, продукция культурно-досуговой деятельности (КДД). КДД является, в свою очередь, частью, ядром социально-культурной деятельности (СКД).

Под технологией информационно-просветительной деятельности (ИПД) мы понимаем реализацию определенных типов информационнопросветительных программ, определенные целевые типы этих программ, направленные на трансляцию специальной информации в ответ на информационные потребности населения и организаций.

Такие четыре целевые типологические разновидности информационно-просветительных программ отслеживаются в современном информационно-коммуникативном пространстве России. Это информационно-образовательные, информационно-просветительные (в узком смысле), информационно-справочные и информационнокоммуникативные технологии. Все они входят в информационнопросветительные технологии в широком смысле слова «просвещение».

Методы – это способы профессиональной деятельности постановщика информационно-просветительной программы. Именно то обстоятельство, что постановщик создает, конструирует информационно-просветительную,

а не любую другую культурно-досуговую программу (например,

информационно-художественную или развлекательно-игровую) – и определяется спецификой метода. По сути своей современная ИПД является организацией просветительного, образовательного, коммуникативного или информационно-справочного контакта.

Современная информационно-просветительная программа – это комплекс организационно-постановочных действий, направленных на трансляцию актуальной, новой информации по различным проблемам развития общества, культуры, личности с целью просвещения, дополнительного образования населения, а также продвижения справочно-информационных услуг и организации событийных просветительных коммуникаций учреждений социально-культурной сферы.

Основными элементами, средствами , реализующими процесс контакта в ИПД являются слово и событие . Последнее может быть событием официального характера, а может быть создано с применением законов искусства и игры, и тогда событие становится зрелищем. Методы в процессе любой целенаправленной деятельности всегда тесно связаны со средствами, а средства, в свою очередь, влияют на содержание метода. В данном случае методы ИПД – это типы речевого общения, основанного на искусстве слова (рассказ) и типы совместной деятельности определенной аудитории в особых торжественных, официальных или игровых ситуациях (показ; игра).

Речевое общение или рассказ как общий тип коммуникации издавна осуществлялся двумя методами: монологом и диалогом. Причем природа диалога такова, что он трансформирует словесную канву информационного контакта в событийную, зрелищную которую можно показать. Поэтому в качестве общих, родовых методов ИПД мы будем рассматривать монолог, диалог, игру и как комплексный метод – сочетание монолога, диалога и игры в двух ситуациях: 1) монолога, диалога и игры в ходе зрелища; 2) монолога и диалога в ходе официального информационного мероприятия.

Комплексный метод ИПД лежит в основе крупных, масштабных форм ИПД (например, Всероссийский фестиваль «Шушкинские дни на Алтае»; литературные или научные чтения). Сюда же относятся юбилейные дни, месячники, годы (например, Международный год женщины; Год семьи, объявленные международной культурной организацией – ЮНЕСКО). Такие крупные формы называются в педагогической литературе и литературе по СКД комплексными. Отсюда логично предположить, что и методы, положенные в их основу, могут носить такое же название, хотя оно достаточно условно. В итоге мы выделяем четыре общих метода ИПД: монолог, диалог, игру и их комплекс, в основе которого чаще всего находится событие.

Далее, у каждого общего метода ИПД есть свои «частные методы». Например, с помощью специальных частных методов можно выстроить речевое монологическое выступление или организовать диалогическое, а также деловое игровое общение в ходе информационной программы. Эти частные методы определяют алгоритм выстраивания публичного монолога, диалога, деловой игры, событийно-зрелищного комплекса.

2. «Пересечение» 4-х методов и 4-х технологий ИПД дает 16 разновидностей форм ИПД. Формы ИПД могут быть уложены, как в ячейки в матричную сетку. Метод матрицирования, широко применяющийся в менеджменте культуры, дает нам возможность видеть все многообразие современных форм ИПД, причем это многообразие упорядоченное, структурированное. Это достаточно удобно, поскольку позволяет пользоваться данной матрицей как «информационным банком данных», из которого постановщику ИПД можно обоснованно выбрать нужную форму ИПД, чтобы положить ее в основу конструируемой информационно-просветительной программы. Мы приводим данную матрицу ниже.

Таблица 1

Матрица информационно-просветительных программ (широкое значение)

Технологии информационно просветительной деятельности

(широкое значение)

информационно-

информационно-

информационно-

информационно-

образовательные

коммуникативные

просветительные

справочные

(узкое значение)

Трансляция информации

Ораторские

Лекция-концерт;

Радиопередачи

популярная

выступления:

Экскурсия;

коммерческих

социально-бытовые;

Радиопередачи

Лекторий;

социально-

просветительных

Абонемент

политические

по искусству

Дидактические

Международные

Встреча (беседа)

Консультации и

рабочие встречи;

с интересным

встречи со

Тестовые

Подиум-дискуссии;

человеком;

специалистами;

Научные, научно-

Вечер-встреча с

Круглые столы

Обучающий

методические,

деятелями

специалистов;

научно-практические

культуры,

Столы справок;

Семинар-

конференции;

искусства,

общественные

Симпозиумы;

приемные

Мастер-класс

Пресс-конференции

знаменитым

и брифинги

человеком;

Дискуссии,

Ток-шоу с

кумирами

Программа

События по сбору

Ток-шоу с

КОМПЛЕКС

одного занятия в

журналы и

участием

Исторические

альманахи;

экспертов;

Программа

Дни, декады,

официального

учебного

События-

месячники,

вопросов и

характера +

предмета

достижения;

Зрелища и

конкурсы;

(литературные,

Спортивные

педагогические,

Представительские

презентация

Проверка информации и ее инструментализация

Деловые игры;

Ролевые игры;

Викторины:

Олимпиады

Деловые игры;

по одной теме,

по учебным

Тренинговые игры

по разным темам

предметам;

(аутотренинг и

Турниры;

групповой тренинг)

культуры, науки,

занятиях

В учебных курсах «Технологии культурно-досуговых программ: информационно-просветительные программы», «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: информационно-просветительные программы» студенты знакомятся со всеми шестнадцатью разновидностями форм ИПД и занимаются разработкой и постановкой отдельных, наиболее актуальных форм.

Мы считаем, что понятие «методы и технологии ИПД» является системообразующим элементом программы вышеназванных учебных предметов. То обстоятельство, что нам удалось обоснованно структурировать этот системообразующий элемент и представить методы, технологии, а главное – формы ИПД в виде матричной сетки, мы рассматриваем как научную новизну при разработке учебных предметов, своеобразное научно-учебное ноу-хау. Этот факт позволяет рассматривать программу предметов «Технологии культурно-досуговых программ: информационно-просветитель-ные программы» и «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: информационно-просветительные программы» как авторские, а не компилятивные программы.

Анализ горизонтали матрицы показывает, что технологии ИПД отвечают на вопрос: что транслируется, какая разновидность информации в сфере досуга интересует в наши дни население и организации? Вертикаль матрицы представлена методами, с помощью которых информация в сфере досуга становится информационно-просветительной (в широком смысле) программой. Здесь содержится ответ на вопрос: как организована информация в качестве типа общения?

Кроме того, в структуру матрицы введен еще один критерий деления структуры таблицы-матрицы. Так, по вертикали матрицы разделены

методы организации общения по критерию «целевое назначение метода». По целям 3 метода – монологический, диалогический и комплексный совпадают. Их общая цель: передача аудитории тех сведений, которых у аудитории нет. Четвертый метод – игровой стоит в матрице отдельно, поскольку цель игры – не сообщение новых сведений, а проверка уже имеющихся у аудитории знаний, сведений, информационнопознавательных навыков.

Формы, которыми должны быть заполнены все ячейки матрицы, можно разделить на две развидности: одноразовая форма организации информации (например, лекция) и циклическая форма организации аудитории, например, лекторий для родителей и учителей, обучающих и воспитывающих «трудных» подростков. В данном случае циклическая (т.е. повторяющаяся) форма требует разработки своей особой программы (программы лектория; программы абонемента по искусству, где формой организации информации является лекция-концерт) и специальных усилий организаторов этой формы ИПД. В последнем примере организаторами абонемента будут являться менеджеры концертной деятельности.

3. Постановщику необходимо знать содержание информационнопросветительных программ (узкий смысл). Они делятся на следующие разновидности:

Монологические:

- научно-популярные лекции;

- лекции-концерты;

- вступительное слово к концертной программе;

- абонементы по искусству;

- проведение экскурсий в музеях и на художественных выставках.

Диалогические:

- встреча (беседа) с интересным человеком;

Вечер-встреча с деятелем культуры и искусства;

- дискуссии; диспуты, дебаты;

Ток-шоу.

Комплексные:

- устные журналы, альманахи;

- литературные, педагогические, научные чтения;

- юбилейные дни, декады, месячники, годы;

- кроссворды, викторины;

- игровые конкурсы (личные и командные).

Монологические формы информационно-просветительных технологий. Научно-популярная лекция . В основе ее структуры лежит структура классической и свободной композиции монолога. Цель и язык научнопопулярной лекции, ее тема и уровень контакта лектора с аудиторией – все

это связано со спецификой этой аудитории: ее возрастом, социальным положением, уровнем образования, но главное – информационными интересами и запросами людей, присутствующих на лекции. Тематика научно-популярных лекций – самая разнообразная:

- исторические события и биографии великих людей;

- история и культура;

- открытия в науке и искусстве в прошлом и настоящем;

- популяризация отдельных видов искусства, жанров искусства, коллективов или солистов;

- экология природы и человека (экология души);

- политика (большая и малая) и экономика, правовое просвещение

и т.д.

Продолжительность лекции различна – она может быть до 80 мин, как у академической лекции, но может быть и двадцатиминутной. Главное, чтобы в обоих случаях была раскрыта тема лекции.

Принципы работы со словесным материалом и принципы общения с аудиторией – это принципы педагогики досуга: свободы выбора занятий, интереса, гедонизма, т.е. радости, удовольствия от контакта с лектором.

Наглядность и другие зрелищные моменты на лекции – обязательное условие современной лекции. Актуальны научно-популярные лекции в таких учреждениях социально-культурной сферы, как планетарии, дендрарии. Популярна эта форма и в деятельности школ садоводов, в обучающих программах различных клубов: женских, любительских и т.д.

Критерии оценки эффективности научно-популярной лекции сформулированы на основе композиционного плана коммуникативного процесса лектора и аудитории, осуществляемого в ходе лекции:

1. Текст Тема и цель. Интересны? Уместны? Актуальны?

Вступление. Интересно ли оно? Использован ли «зацепляющий крючок» внимания? Не слишком ли длинно? Есть ли этикетные формулы обращения к аудитории?

Главная часть. Продуманы ли план, логика лекции? Весь ли материал относится к теме? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель? (Сформулируйте цель).

Заключение. Понятно ли оно? Есть ли обобщение сказанного?

Язык лекции: каковы языковые средства контактности и средства наглядности языка.

Устная коммуникация в ходе лекции: Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Монотонно или динамично? Есть ли контакт с аудиторией?

Есть ли речевые ошибки?

Зоя Смирнова, 36 лет .
Заместитель руководителя подразделения банка: Мне стало проще общаться с людьми и понимать себя

Всю жизнь Зоя жила в мире цифр - окончила физико-математическую школу, затем факультет кибернетики МИФИ. Работа Зои хоть и престижная, но довольно скучная. А между тем, эта творческая девушка мечтала попробовать себя в театральной школе.

У нее были две цели: научиться не бояться выступать перед публикой (снять зажатость) и общение с новыми интересными людьми. Зое нередко приходится выступать перед публикой на работе. И она решила серьезно прокачать этот навык в театральной школе "Бенефис". А знакомство с людьми из творческой среды были необходимы ей.

"Я получила огромное облако положительных эмоций. Мне стало проще общаться с людьми и понимать себя. Правда теперь не могу спокойно смотреть фильмы и спектакли. Всегда оцениваю игру актеров "с другого ракурса". Вдохновило на более открытое общение с окружающими, это точно", - признается Зоя.

Кроме того, она сдружилась со всеми ученицами группы и преподавателем. Так что, свою цель Зоя достигла и даже получилось реализовать немного больше, чем было запланировано.

Елизавета Федькина, 20 лет .
Дизайнер (художник).

Всю жизнь обожает быть в центре внимания, всегда участвовала во всяких школьных сценках. Друзья говорят ей очень часто: "Ну ты актрисаааа!" "Думала похожу ради интереса и забью, а в результате буду поступать в театральное в этом году, потому ничего мне так не доставляет удовольствие и не окрыляет меня", - рассказывает Лиза.

Что же произошло с Елизаветой в "Бенефисе"? "Чувствую себя увереннее, обожаю хвастаться тем, что хожу в Студию. Друзья были в восторге от нашего выпускного выступления, до сих пор вспоминают моего бомжа. Занятия проходят вроде бы в игровой форме, но при этом у большинства группы очевидный прогресс", - вот такие впечатления у Лизы.

Иван Жариков, 25 лет .
Маркетолог.

Почему решили прийти учиться в «Бенефис»?

Я вообще очень люблю ходить в кино, театры. Всегда восхищался игрой хороших актеров, и в один прекрасный момент стало безумно интересно, каково это, быть на сцене, выступать. Смогу ли я? Сразу же решил это выяснить и пошел учиться. Не ожидал, что это завлечет меня настолько, сейчас остановиться уже не могу и не хочу!)

Чему научились в «Бенефис»?

Самое главное, чему я научился, это выражать свои эмоции, чувствовать их, контролировать. А это умение позволяет жить намного ярче и наслаждаться этим!

Как изменилась ваша жизнь после курсов актерского мастерства? На что вас вдохновило актерское мастерство?

Актерское мастерство вдохновило меня быть собой, настоящим. Как бы это странно не звучало, игра на сцене, исполнение ролей, не свойственные для обычной жизни действия помогают мне лучше понимать и чувствовать себя и других людей.

Первые ведущие появились в концертах сугубо серьезных, филармонических. Единственной их обязанностью было верно произнести имя исполнителя и название произведения. В 30-е годы 20 века концертная деятельность стала бурно развиваться. И концертные организаторы, а так же филармонии берут на себя не только развлекательные, но и образовательные функции (познавательные) через концерт.

Все это заставило ведущих больше «разговаривать» со слушателями и, казалось бы, сблизило их с конферансье. Однако ведущего никто не обязывал веселить публику. Если ведущий и разрешит себе шутку и вызовет смех слушателей, то, как говорится, по доброй воле, но смех и шутка - не спутник его общения с залом. Конферансье же, не развлекая зала, не оправдал ожидания, не выполнил свою работу. Различие веселить и информировать, объявляя номера, размежевало две эти профессии.

С развитием концертной деятельности стала расширяться сфера деятельности ведущих. Ведущие сегодня, как правило, выступают в симфонических, камерных, тематических, смешанных концертах. Многие из них требуют не только информации, но и расширенного общения со слушателями.

Претерпело изменения сегодня и искусство конферансье, который выполняет две функции: исполнение собственного номера (юмористический рассказ, фельетон, анекдот, смешная бытовая сценка) и не связанное с этим объявление следующего артиста. Объявление номера - как попутная функция конферансье. Он, как правило, ведет концерты эстрадные, развлекательные.

Мы часто путаем эти два названия - ведущий и конферансье. Но на сцене они абсолютно не похожи друг на друга. Различна их манера держать себя на сцене, произносить имена исполнителей, названия произведений, жить в концерте. Веселье и информация - главный отличный признак конферансье. Когда конферансье ведет концерт, он делает то же самое, что и ведущий; когда он выступает в концерте с номерами, то вступает в соревнование с остальными исполнителями. Что их объединяет? Они знакомят публику с выступающими артистами, с исполнителями произведений, связывают номера в единое целое, являются стержнем, скрепляющим концертное действие.

Технология проведения концерта

Требования к ведущему концерта

Ведущий концерта должен обладать острым чувством современности в образе мышления, склада речи, манеры поведения, костюма, всего внутреннего и внешнего облика. Он должен хорошо владеть словом и импровизацией. Должен уметь подстраиваться под данный концерт, улавливать состав и настроение данной аудитории, настроить публику доброжелательно, внушить ей доверие к себе. Главное условие его успеха - раскрепощение. Ведущий должен чувствовать себя хозяином на концерте, принимающим уважаемых гостей, должен уметь создавать праздничное настроение. У ведущего, кроме людей, сидящих в зале, есть еще «один объект». Это актеры - участники концерта.

Во время концерта между ними устанавливают совсем иные контакты, чем в жизни (то есть чем житейские). Как бы не был ведущий равнодушен к человеку, которого он представляет публике (а порой бывает, что и враждебен, находится с ним в конфликте), все бытовые отношения, исключаются в концертной встрече. Уважение к искусству артиста, его нелегкому труду должно и преобладать в концерте.

На концерт ведущий приходит заранее и отправляется посмотреть сцену, приготовить на ней все, что бы он прошел без «сучка и задоринки», проверить занавес, как он открывается и закрывается; инструмент, как он стоит, кто его будет двигать, если это потребуется; состояние пола цены, особенно если предстоят танцевальные номера. Он должен проверить световое освещение, микрофон, с которым ему предстоит работать; находятся ли на своем месте стулья, подставки для хора и т.д.

Открывая концерт, ведущий выходит на сцену и выдерживает паузу, чтобы собрать внимание зрителей, но нельзя передерживать ее, можно сосчитать про себя до трех. В ходе концерта ведущий внимательно следит за происходящим на сцене, что бы не пропустить собственный выход, готовится к тому, что ему предстоит сказать, готовить к выходу следующих артистов, проверяет, на месте ли аккомпаниатор.

Во время концерта на сцене присутствуют рабочие сцены - они передвигают рояль, выносят и убирают столы, стулья. Нужно очень вежливо и тактично обращаться с этими техническими помощниками. Обычно в клубном концерте все команды - звонки, занавес, перестановки и т.д. - рабочий имеет право принимать только от ведущего. Это обеспечит порядок и отсутствие накладок.

Ведущий может объявлять номера и выходя на сцену, и оставаясь за кулисами - в микрофон. Отрицательные моменты первого вида: тратится лишнее время на выходы и уходы или ведущий некрасиво ходит по сцене, но говорит хорошо. Преимущества этого вида объявления - общение с залом. Зритель лучше настраивается на восприятие следующего номера.

Второй вид объявления - из-за кулис. Положительным является то, что экономится время, нет лишних хождений по сцене, но отрицательным является то, что он не видит реакции зала, бывает, зрители еще аплодируют, а он объявляет следующий номер. Иногда сочетают оба вида объявления в одном концерте. В театрализованных концертах номера не объявляются, ведущий на сцену не выходит.

Организация концерта

Для проведения такого мероприятия обязательно создается постановочная группа за 1,5 месяца. В состав ее входят режиссер и его помощник: балетмейстер, хормейстер, звукорежиссер, художник по свету, художник-декоратор. Для коллективного обсуждения вопросов собираются заседания постановочной группы, которые предусматриваются планом подготовки концерта. На первом заседании постановочной группы обсуждается замысел концерта и распределяются обязанности. На втором заседании утверждается программа концерта, дается карточка-задание каждой службе и утверждается план подготовки концерта. На следующей встрече постановочной группы утверждается эскиз художественного оформления, звуковая и световая партитура.

Организованность и продуктивность всех репетиций зависит от четкого и продуманного до мелочей репетиционного плана. Он должен составлять после того, как составлен план подготовительных работ: определились исполнители, их репертуар, сроки подготовки оформления, костюмов и т.д. репетиционный план предусматривает два периода: сначала в репетиционных залах, на запасных площадках, а затем в том помещении, где будет проходить концерт. Режиссер должен сам предварительно посмотреть репетиционные помещения. Он должен обратить внимание даже на такие пустяки, как размеры помещений, освещение, вентиляция, наличие музыкальных инструментов, магнитофон. В этот период идет просмотр и прослушивание всех исполнителей всех жанров, то есть проверяется готовность их к репетиционной работе на сцене.

С чего начинать репетировать на сцене? Желательно не оставлять на последние часы номера более сложные и массовые (танцы, песни). Лучше всего их репетировать вначале. Когда большие коллективы сидят в ожидании несколько часов зрительном зале, то о никакой творческой обстановке разговаривать быть не может. Нужно начинать репетировать с массовых номеров, а затем переходить к сольным. Такой принцип дает возможность по ходу репетиции постепенно отпускать освободившихся исполнителей, и с каждой репетиционной минутой, когда у артистов наступает все большая усталость и напряженность, участников станет меньше, а значит и обстановка для работы улучшится. Когда все номера отдельно отрепетированы на сцене, начинается их монтаж в единую программу.

Ведущее место среди всех видов репетиций занимает общи прогон концерта без остановок. Эта репетиция дает возможность увидеть концерт целиком. Общий прогон, как правило, обнаруживает опасные места для звукорежиссера, рабочих сцены, осветителей, которые не обеспечили чистые переходы от одного номера к другому. Такая репетиция дает возможность почувствовать ритм концерта, свое место в нем и рассчитать свои силы. На этой репетиции выверяется световая и звуковая партитура, выверяется общая протяженность-хронометраж концерта. После такой репетиции необходим ее детальный разбор. Вот для этого и нужно в репетиционном времени для ликвидации всех просчетов и недоработок. Вот для этого и нужно в репетиционном плане всегда после первого прогона предусматривать один день «на репетиции» по назначению. Одновременно с этим проводятся технические (монтировочные) репетиции на сцене (по свету, звуку и технической стороне).

Завершающий план репетиционной работы - генеральная репетиция, перед которой целесообразно провести застольную репетицию, на которой присутствуют все организаторы концерта. Генеральную репетицию режиссер может поручить проводить помощнику, что бы посмотреть самому концерт из зрительного зала. После обсуждения генеральной репетиции обычно проводится сдача концерта художественному совету культурно-досугового учреждения.

Перед концертом режиссер должен проверить готовность к нему всех «служб», всех участников. Во время концерта обычно находится за кулисами, следит за его ходом, но не должен создавать нервозную обстановку. После концерта он делает его разбор, собрав всех членов постановочной группы.




Top