Актуальные проблемы отцов и детей (по роману Отцы и дети Тургенева И.). Проблематика и поэтика романа Тургенева «Отцы и дети» И.С

Потому так и называется, что ценность каждого произведения, входящего в его фонд, проверена временем. Трагедии Шекспира, картины да Винчи, музыка Шнитке, скульптуры Родена - перечислять можно долго, ибо список достижений человечества, созданных за время его существования и развития, действительно длинен и насыщен. И представители русской культуры могут гордиться тем, что их великий соотечественник, Иван Сергеевич Тургенев, занимает одно из первых почетных мест среди признанных авторов мировой и

Создатель русского романа

Да, именно так. Конечно, и до Тургенева в отечественной литературе было немало талантливых романистов. «Энциклопедия русской жизни» в стихах, написанная Пушкиным, целого поколения, созданный Лермонтовым в его «Герое…», и многие другие замечательные произведения давали пищу уму и сердцу русского человека, воспитывали, развивали, объясняли, способствовали формированию духовно зрелых личностей, патриотов своей родины. Но именно Тургенев вынес русский роман на просторы мировой литературы, познакомил зарубежных читателей со своеобразием нашей культуры, быта, истории. Краткость, необыкновенная выразительность языка, напряженность сюжета, отображение важнейших социально-политических моментов в жизни общества, идейная борьба, характерная для русской действительности, глубочайший психологизм и поразительное мастерство истинного художника - таковы отличительные черты Тургенева-романиста и лучших его творений. Благодаря Ивану Сергеевичу зарубежная публика и критика узнала об этом удивительном феномене - «русская литература», «русский роман». Самым важным и любимым своим детищем у автора были «Отцы и дети». Смысл произведения отразил не только многосложность семейных, общественных, гражданских и вообще общечеловеческих отношений, но и точки зрения Тургенева по указанным вопросам.

Почему отцы и дети

Позиция автора в романе не указана напрямую. Но ее довольно легко определить, если внимательно всмотреться в композицию произведения, проанализировать язык героев, систему образов, выявить роль отдельных элементов, например пейзажа, в романе. Этим, кстати, очень интересны именно «Отцы и дети». Смысл произведения заложен уже в заглавии, а основной художественный прием противопоставления, или антитезы, прослеживается на протяжении всего романа.

Итак, почему отцы и почему дети? Потому, что семья - это маленький срез со всего общества, и в ней, как в зеркале, отражаются те сложнейшие, подчас драматические коллизии, которые сотрясают и лихорадят К моменту рождения замысла и написания самого романа жизнь, по словам критика Белинского, «разбежалась в глубину и ширину» в огромном множестве ее элементов. Это многообразие форм и позволяют нам увидеть и понять «Отцы и дети». Смысл произведения раскрывается в конфликте между поколениями, во взглядах на политику, религию, науки, искусство, общественное мироустройство и миропорядок. Не менее ярок и классовый конфликт, обострившийся на фоне жесткого противостояния социальных сил и проблем. Внимательный читатель, переходя от главы к главе, все отчетливее понимает метафоричность заглавия «Отцы и дети». Смысл произведения состоит не только в том, чтобы показать преемственность и размежевания поколений (общечеловеческий аспект), но и раскрыть противостояние устоявшихся взглядов и мнений и новых, приходящих на смену старым.

Мысль семейная

Давайте проанализируем вначале «мысль семейную» в романе. Стоит отметить, что тема семьи вообще характерна для Тургенева. Всю свою самостоятельную жизнь писатель прожил «на краю чужого гнезда», а с матерью были у него достаточно сложные отношения. Потому, наверное, так дорожил Иван Сергеевич теплом домашнего очага, гармонией взаимоотношений между старшими и младшими поколениями. Произведение «Отцы и дети» утверждает те вечные ценности, без которых, по сути, не может двигаться вперед прогресс. Показано это на примере семьи Кирсановых. Аркадий, представитель молодого и передового поколения, хоть и находится под влиянием Базарова, все равно теснейшим образом связан со своими родными. Даже по приезде в отчие края он восклицает, что здесь и воздух слаще и все дороже и ближе, чем в столице. Делая экскурс в прошлое своих героев, Тургенев рассказывает, что и Кирсанов-отец постоянно старался сблизиться с сыном, разделять его интересы, жить тем, чем живет Аркадий, знакомился с его приятелями, пытался понять новое поколение, приходящее на смену его ровесникам. Произведение «Отцы и дети», как уже говорилось, роман-антитеза. Но, хотя Базаров и является ярым противником всего прошлого, «отцов» в том числе, хотя он внешне грубоват со своими отцом и матерью и открыто высмеивает и презирает «старичков Кирсановых», ощущение родства не чуждо и ему. Таким образом, и узы священны для Тургенева. Приветствуя новое время, писатель считает, что нельзя полностью перечеркивать достижения минувших эпох, в том числе и

Новое и старое

Смысл романа «Отцы и дети» шире и глубже обозначенного выше вопроса. Да, действительно, молодое поколение, с присущим ему максимализмом, часто считает себя умнее, прогрессивнее, талантливее, более способным на значительные поступки и полезным для страны, чем те, чей век близится к закату. Увы, но по большому счету это так. И Николай Петрович, и Петр Петрович Кирсановы, люди образованные и мыслящие современно, все же во многом отстали от неудержимо летящего вперед века. Новые научные мысли, технические достижения, политические идеи им трудно понять и трудно принять в свою повседневность. Но значит ли это, что прошлое следует без остатка уничтожить, забыть, отказаться от него, «расчистить», как выражается Базаров? А что же тогда построить на новом месте, на пустом? Нигилист Евгений не может нарисовать подробную картину - видимо, и сам не знает, не представляет ее себе. И смысл романа «Отцы и дети» сам автор справедливо видел не только в том, чтобы подвергнуть критике уродства русской действительности, прогнившую систему социальных, а часто и человеческих отношений, но и доказать, что нельзя совершенно от прошлого отказываться. Человеческие цивилизации сменяли одна другую, и каждая базировалась на достижениях предыдущей.

Идеологический и эстетический замысел романа

О чем еще роман «Отцы и дети»? писалось в 3 этапа. Первый датируется 1860-1861 годами, когда создавался основной текст, формировался сюжет и образная система. Второй относится к осени 1861 - началу зимы 1862 годов. В это время писатель активно перерабатывает текст, вносит сюжетные и композиционные поправки, расширяет круг освещаемых проблем в соответствии с политическими изменениями в стране. И, наконец, в период с февраля по сентябрь 1862 года окончательные правки и первое издание в «Русском вестнике» произведения «Отцы и дети». Проблематика романа - это яркая картина подъема движения разночинцев, революционеров-демократов; показ нового, только-только рождающегося типа общественного деятеля-нигилиста, подвергающего сомнению все устои российского государства. На 238 листах убористого тургеневского почерка уместилась история жизни бунтаря Базарова, критика аморальности нигилизма, конфликт между консерваторами-либералами и революционно настроенными прогрессистами, раскрытие философских, духовных, религиозных, этических и эстетических, морально-нравственных конфликтов.

Что хотел сказать автор и что у него сказалось?

Понять, в чем смысл романа «Отцы и дети» нельзя, не раскрыв образа главного героя - нигилиста Евгения Базарова. Сам автор отмечал, что виделась ему фигура сильная, злобная, дикая и неукротимая, честная, вышедшая из народа, но обреченная на гибель, ибо время базаровых еще не пришло. Он признавался, что не знает, любит или ненавидит созданный им же образ. Ведь раскритиковать писатель стремился в первую очередь дворянство как некогда передовой, а теперь уже отживающий, консервативный класс, тормозящий экономическое и политическое развитие страны. Но Базаров выдвинулся на первый план, и именно по поводу этого героя развернулась в отечественной критике полемика. Одни считали главный персонаж злобной карикатурой, памфлетом на молодое поколение. Другие, подхватив тургеневское слово «нигилист», стали называть им всяческие бесчинства, политические беспорядки, производимые студенчеством. И имя Базарова стало синонимом одного из имен дьявола - Асмодей. Третьи, подхватив революционные идеи, возвели Евгения Васильевича в ранг своего духовного вождя. Тургенев не разделял идеи ни одних, ни вторых, ни третьих. В этом была одна из причин идейного раскола между писателем и сотрудниками «Современника».

Победа жизни над идеологией

Да, Иван Сергеевич, при всей искренней симпатии к дворянству и сострадании к Базарову, осудил и одних, и других. В романе он доказал, что жизнь сложнее и многообразнее всех идеологий, политических споров, и ее нельзя уложить ни в одно Природа, любовь, искренние привязанности, возрождающая и облагораживающая сила искусства, патриотизм одержат победу над любым «страстным, грешным, бунтующим сердцем». И по сию пору судьбы героев произведения интересуют и волнуют нас, рождают споры, побуждают стараться понять как можно глубже и учат каждого быть Человеком. А это и есть главный признак великих классических произведений.

Как мы помним, в предыдущих двух романах Тургенев убеждает и себя, и читателя в том, что дворянство в России обречено тихо и бесславно уйти со сцены, поскольку на нем лежит великая вина перед народом. Поэтому даже лучшие представители дворянства обречены на личное несчастье и на неспособность что-либо совершить для Родины. Но вопрос остается открытым: где же взять героя-деятеля, способного провести в России кардинальные преобразования? В романе «Накануне» Тургенев попытался найти такого героя. Это не дворянин и не россиянин. Это болгарский студент Дмитрий Никанорович Инсаров, который колоссально отличается от предыдущих героев: Рудина и Лаврецкого.

Рис. 2. Елена и Инсаров (Ил. Г.Г. Филипповского) ()

Он никогда не будет жить за чужой счет, он решительный, действенный, не склонен к болтовне, говорит увлеченно только тогда, когда говорит о судьбе своей несчастной родины. Пока еще Инсаров студент, но цель его жизни - возглавить восстание против турецкого владычества. Казалось бы, найден идеальный герой, но это не совсем тот герой, потому что он болгарин и будет сражаться против врагов Болгарии. В самом конце романа, когда многие погибают, в том числе Инсаров и его возлюбленная Елена (рис. 2), некоторые герои размышляют, будут ли в России такие инсаровы.

Теперь обратимся к роману Тургенева «Отцы и дети», написанному в период с 1860 по 1861 гг. (рис. 3).

Рис. 3. Титульный лист второго издания романа «Отцы и дети», 1880 год ()

В самом начале произведения мы видим вопрос одного из героев: «Что, Петр, не видать еще?» Разумеется, ситуация в романе вполне конкретная: Николай Петрович Кирсанов (рис. 4)

Рис. 4. Николай Петрович Кирсанов (Художник Д. Боровский) ()

ждет своего сына Аркашу, кандидата, только что окончившего университет. Но читатели понимают: продолжается поиск героя. « Никак нет-с, не видать» , - отвечает слуга. Затем снова следует тот же вопрос и такой же ответ. И вот мы на протяжении трех страниц ожидаем не просто Аркашу-кандидата, а героя, значительного, умного, деятельного. Таким образом, мы сталкиваемся с определенным авторским приемом, который легко прочитывается. Наконец герой появляется. Вместе с Аркадием приезжает Евгений Базаров, (рис. 5)

Рис. 5. Базаров (Художник Д. Боровский, 1980) ()

который отличается честностью, чёткостью, мужественностью, он презирает обычные предрассудки: приезжает в дворянское семейство, но одет совершенно не так, как положено в таких случаях. При первом же знакомстве мы узнаем, что Базаров нигилист. Напомним, что в первых трех романах Тургенев упорно ищет героя-деятеля, но новые выходцы из дворянского сословия и интеллигенции на эту роль не подошли. Не подошел на эту роль и Инсаров. Базаров, в свою очередь, также не совсем подходит, поскольку он не герой-деятель, а герой-разрушитель, который проповедует всестороннее разрушение.

«Нигилист - это от латинского слова nihil, ничего; это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…»

Нигилизм Базарова впечатляет. Он отрицает Бога, поскольку он убежденный атеист, он отрицает все законы современной ему России, обычаи народа, к народу относится тоже нигилистически, поскольку убежден, что народ находится на низкой ступени развития и является объектом действия таких, как Базаров. Базаров скептически относится к искусству, не умеет ценить природу и ее красоту, для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» . Базаров скептически относится и к дружбе. Его преданным, хотя и немного недалеким другом является Аркадий. Но как только Аркадий попытается поговорить с Базаровым о чем-то задушевном, Базаров обрывает его достаточно жестко: «Об одном прошу тебя: не говори красиво… » . Базаров любит родителей, но этой любви он скорее стыдится, потому что боится «рассыропиться», поэтому отталкивает и их. И, наконец, любовь, мир чувств. Базаров считает, что если от женщины можно добиться некоего толка, то нужно действовать, а если нет, то следует искать в другом месте. Он совершенно отрицает возможность загадочного взгляда: « Мы, физиологи, знаем […] анатомию глаза: откуда тут взяться […] загадочному взгляду? » Таким образом, нигилизм Базарова поражает своей масштабностью, он всеобъемлющ.

Современные исследователи указывают на то, что базаровский нигилизм не похож на реальные проявления нигилистов, современников Базарова, потому что нигилисты даже не узнали себя в этом портрете. Появились возмущенные отклики. Молодой критик Антонович (рис. 6)

Рис. 6. М.А. Антонович ()

даже написал статью «Асмодей нашего времени», Базаров показался ему мелким чертом. Нигилисты в жизни отрицали многое, но не всё. Тургенев возражал своим молодым оппонентам и говорил, что хотел изобразить фигуру во всей её масштабности. И действительно, Базаров - настолько значительная личность, что у него в романе нет ни друзей, ни врагов. Он трагически одинок. Можно ли серьезно говорить о его дружбе с Аркадием? Аркадий - человек добрый, приветливый, симпатичный, но он мелковат и не самостоятелен, он буквально светится отраженным светом Базарова. Однако, как только у него появляется более серьезный авторитет, молодая и решительная девушка Катя, (рис. 7)

Рис. 7. «Отцы и дети». Глава 25. Аркадий и Катя (Художник Д. Боровский, 1980 г.). ()

Аркадий уходит из-под влияния Базарова. Базаров, в свою очередь, видя это, сам обрывает их приятельские отношения.

Есть в романе два человека, Ситников и Кукшина, которые считают себя учениками Базарова. Это анекдотичные личности: глупые, следящие за модой, нигилизм для них - модное развлечение. Врагом Базарова можно считать Павла Петровича Кирсанова (рис. 8),

Рис. 8. Павел Петрович Кирсанов (Художник Е. Рудаков, 1946-1947 гг.) ()

он единственный человек, который возражает Базарову. Как мы помним, Николай Петрович не всегда согласен с Базаровым, но возражать боится, стесняется или не считает нужным. А Павел Петрович с первых минут почувствовал к Базарову резкую антипатию, и ссоры вспыхивают чуть ли не с самого начала их знакомства (рис. 9).

Рис. 9. «Отцы и дети». Глава 10. Спор Базарова с Павлом Петровичем (Художник Д. Боровский) ()

Если не вникать в суть спора, то можно заметить, что Павел Петрович суетится, ругается, быстро переходит на гнев, в то время как Базаров спокоен и самоуверен. Но если вникнуть, то окажется, что Кирсанов не так уж и неправ. Он обвиняет Базарова в отрицании всего нравственного, а между тем народ консервативен, он живет этими принципами. Разве можно в стране, населенной огромным количеством безграмотных крепостных крестьян призывать к насильственным действиям? Не будет ли это гибелью для страны? Эти мысли вынашивал и сам Тургенев. Базаров же в ответ говорит вещи довольно странные: сначала мы хотели только критиковать, потом поняли, что критиковать бесполезно, нужно менять всю систему. Они приняли идею полного разрушения всего, что есть. Но кто же будет строить? Над этим Базаров пока не думает, его дело - разрушать. Именно в этом и заключается трагедия романа. Базаров, скорее всего, неправ. У нас уже есть исторический опыт: мы помним, какой катастрофой обернулись желания разрушать в 1905, 1917 гг.

Но сам Павел Петрович не может составить идеологическую конкуренцию Базарову, хотя бы потому, что он потратил свою жизнь впустую: он живет в деревне, исповедует принципы либерализма, аристократизма, но ничего не делает. Всю жизнь Кирсанов посвятил безумной любви к княгине Р. (рис. 10),

Рис. 10. Княгиня Р. (Художник И. Архипов) ()

которая умерла, а Павел Петрович затворился в деревне.

Как же сам Тургенев относился к нигилистически настроенной молодежи? Он был знаком с такими людьми, в которых его поражала некая неопрятность, их тип образованности, а главное - отношение к судьбе России. Тургенев был против революции, которая, как он считал, могла привести к катастрофе. Объективное отношение к такой молодежи, авторское несогласие с их позицией легло в основу образа Базарова.

Вот как сам Тургенев определяет замысел романа: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, сухостью, резкостью, то я как писатель не достиг своей цели». Т. е. герой идеологически чужд автору, но в то же время представляет собой личность очень серьезную и достойную уважения.

Теперь посмотрим, есть ли динамика в образе Базарова. Вначале он абсолютно уверен в себе, он тотальный нигилист и сам себя полагает выше всех тех явлений, которые он отрицает. Но затем Тургенев ставит перед героем испытания, и вот как он их проходит. Первое испытание - любовью. Базаров не сразу понимает, что влюбился в Одинцову (рис. 11),

Рис. 11. Анна Сергеевна Одинцова (Художник Д. Боровский) ()

умную, красивую, глубоко значительную женщину. Герой не понимает, что с ним происходит: он теряет сон, аппетит, он беспокоен, бледен. Когда же Базаров осознает, что это любовь, но любовь, которой не суждено сбыться, то получает тяжелый удар. Таким образом, Базаров, который отрицал любовь, смеялся над Павлом Петровичем, сам оказался в подобной ситуации. И непоколебимая стена нигилизма начинает немного разрушаться. Внезапно Базаров ощущает всеобщую тоску, он не понимает, зачем хлопочет, отказывает себе во всем, живет строгой жизнью, лишая себя всяческих удовольствий. Он сомневается в смысле собственной деятельности, и эти сомнения разъедают его все больше и больше. Он удивлен беспечной жизни своих родителей, которые живут не задумываясь (рис. 12).

Рис. 12. Родители Базарова - Арина Власьевна и Василий Иванович (Художник Д. Боровский) ()

А Базаров ощущает, что его жизнь проходит, что его великие идеи превратятся в ничто и сам он бесследно исчезнет. Вот к чему приводит нигилизм Базарова.

У современных исследователей есть мнение, что не только студенты и разночинцы того времени послужили прототипом Базарова, но и в некоторой мере Л.Н. Толстой (рис. 13),

Рис. 13. Л.Н. Толстой ()

который в молодости был нигилистом, чем приводил Тургенева в бешенство. Но через 10 лет Толстой также испытает ужас от того, что жизнь конечна, а смерть неизбежна. В своем романе Тургенев словно предсказывает, до чего может довести нигилизм.

Таким образом, нигилизм Базарова проверки не выдерживает, первое же жизненное испытание начинает эту теорию разрушать. Второе испытание - это близость смерти. В тяжелейшем душевном состоянии Базаров живет у стариков-родителей, помогает отцу, и однажды они едут вскрывать тело крестьянина, умершего от тифа. Базаров наносит себе порез, йода не оказывается, и герой решает положиться на судьбу: будет заражение крови или нет. Когда Базаров узнает, что заражение произошло, то перед ним встает вопрос о смерти. Теперь мы видим, что как личность Базаров эту проверку выдерживает. Он не теряет мужества, не изменяет своим базовым убеждениям, но перед смертью оказывается более человечным, более мягким, чем раньше. Он знает, что если умрет без причастия, то это принесет страдания его родителям. И он договаривается: когда он потеряет сознание, пусть родители сделают так, как им кажется правильным. Перед смертью ему не стыдно проявить любовь и заботу к родителям, не стыдно признаться, что он любил Одинцову, не стыдно позвать ее и попрощаться с ней. Таким образом, если в начале романа перед нами был герой-нигилист, похожий на лермонтовского демона, то в конце произведения Базаров становится настоящим человеком. Его смерть напоминает уход шекспировского Гамлета, который также принимает ее мужественно.

Почему же Тургенев обрек на смерть своего героя? С одной стороны, как говорил Тургенев: «Там, где я пишу «нигилист», я имею в виду «революционер»». А не изображать революционера Тургенев мог и по причине цензуры, и по причине незнания этого круга людей. С другой стороны, сомнения, мучения и героическая смерть колоссально увеличивают в сознании читателя фигуру Базарова. Тургенев хотел сказать, что категорически не согласен с тем, что́ новое молодое поколение пытается предложить в качестве спасения своей стране. Но в то же время он отдает должное этим людям, которые обладают высокими духовными качествами, которые самоотверженны и готовы жизнь отдать за свои убеждения. Именно в этом проявилось высокое писательское мастерство Тургенева, его высокая духовная свобода.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Litra.ru ().
  2. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().
  3. Turgenev.net.ru ().

Домашнее задание

  1. Раскройте отношение автора к Базарову.
  2. Составьте сравнительную характеристику образов Инсарова и Базарова
  3. * Проанализировав образы Рудина, Лаврецкого, Инсарова и Базарова, выведите идеальный образ нового героя-деятеля.

Конфликт между отцами и детьми длится с начала времен и по сей день. Особенно остро он ощущается в периоды перемен общественной жизни, когда поколение прошлого выступает как консерватор, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация характерна для России 60-х гг. 19 в., свое отражение она нашла в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны – социал-демократы встают на борьбу с либералами-аристократами.

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Тема «отцов» и «детей» в русской литературе

Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др. Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию. Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем.

Роман "Отцы и дети» создавался Тургеневым в горячее для России время. Рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. В России необходимо было произвести крестьянскую реформу. Общество раскололось на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, в другом - либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.

Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.

Уже в названии отражена одна из таких проблем - взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к «бесполезной» природе. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров.

Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.

Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.

В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления.

Расхождения проявляются уже в портретах героев. Лицо Павла Петровича Кирсанова "необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом". И вообще, весь облик дяди Аркадия «...был изящным и породистым, руки - красивые, с длинными розовыми ногтями". Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Он одет в длинный балахон с кистями, у него красные руки, лицо длинное и худое, с широким лбом и вовсе не аристократическим носом. Портрет Павла Петровича - это портрет "светского льва", чьи манеры под стать внешности. Портрет Базарова, несомненно, принадлежит "демократу до конца ногтей", что подтверждается и поведением героя, независимым и самоуверенным.

Жизнь Евгения полна кипучей деятельности, он отдает каждую свою свободную минуту естественно-научным занятиям. Во второй половине XIX века естественные науки переживали подъем; появились ученые-материалисты, которые многочисленными опытами и экспериментами развивали эти науки, за которыми было будущее. И Базаров - прототип такого ученого. Павел Петрович, напротив, проводит все дни в безделии и беспочвенных, бесцельных раздумьях-воспоминаниях.

Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство ("Рафаэль гроша медного не стоит"), к природе подходит с утилитарными мерками ("Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник"). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа - чепуха. Выйдя на крыльцо, «...он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум», навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез». Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.

Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - "английская свобода», то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без "принсипов", считает их ненужными и бессильными: "Вас всего 4-5 человека". На это Базаров отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.

Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры». Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - это проявление именно народного духа.

Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон». Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал». И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин».

Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах».

В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши». Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать - не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, - помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком».

Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему: «.. года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением терял ее из виду... и уже не мог попасть в нужную колею». И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, о многом говорит.

Базаров - сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера. Последнее испытание, которое он предлагает своему герою - смерть.

Каждый может притвориться тем, кем хочет. Некоторые люди всю жизнь так и делают. Но в любом случае перед смертью человек становится тем, что есть на самом деле. Все напускное исчезает, и настает время задуматься, может быть, в первый и последний раз, о смысле жизни, о том, что хорошего сделал, будут ли помнить или забудут, как только похоронят. И это естественно, потому что перед лицом неизвестности человеку открывается то, что он, возможно, и не видел при жизни.

Жаль, конечно, что Тургенев «убивает» Базарова. Такому смелому, сильному человеку жить бы да жить. Но, возможно, писатель, показав, что такие люди существуют, не знал, что делать со своим героем дальше... То, как умирает Базаров, могло бы сделать честь любому. Он жалеет не себя, а родителей. Ему жаль так рано покидать жизнь. Умирая, Базаров признает, что «попал под колесо», «но еще топорщится». И с горечью говорит Одинцовой: «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, вилять хвостом не стану».

Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он. Только близость смерти возвращает Базарову уверенность в себе.

На чьей же стороне автор романа? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал; "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". И далее: "Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко?"

Иван Сергеевич Тургенев любит своего нового героя и в эпилоге дает ему высокую оценку: «...страстное, грешное, бунтующее сердце». Он говорит, что не обыкновенный человек лежит в могиле, а действительно человек, нужный России, умный, сильный, обладающий нестереотипным мышлением.

Известно, что И.С.Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров - мое любимое детище".

Тургенев написал роман «Отцы и дети» в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.

Базаров.

История жизни

Родился Базаров в семье полкового лекаря Василия Базарова и дворянки Арины Власьевны, выучился в университете на доктора (пойдя по стопам отца). В университете Базаров познакомился и подружился с Аркадием Николаевичем Кирсановым. Вскоре они вместе поехали в имение Кирсановых. Там Базаров познакомился с отцом Аркадия Николаем Петровичем и дядей Павлом Петровичем. Конфликтовал с Павлом Петровичем из-за отличий во взглядах на жизнь.

Затем Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Любовь к ней коренным образом меняет выраженность нигилизма у Евгения - он «уверовал» в любовь. После этого Базаров едет к своим старым родителям, побыв у них с неделю, едет вновь к Кирсановым, где заигрывает с Фенечкой, и из-за этого стреляется на дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым.

Базаров едет к отцу, где начинает лечить всех, кто нуждается в помощи врача. В итоге, практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров поранил себе палец, получил заражение крови и умер на руках Анны Сергеевны.

БАЗАРОВ - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.- не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»» (1869) называет прототипом Б. некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н.Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д.- это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Б. был сосед Тургенева по имению В.И.Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Б.- собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Б. не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.

Авторское отношение к Б. неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Б. уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Б. приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Б, чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Б. не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Б. начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.

Важное средство создания образа Б.- речевая характеристика. Б. говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Сложный и противоречивый образ Б. вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Б. От имени «Современника» выступил М.А.Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И.Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Б.: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А.Архипов («К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»). Образ Б. неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.

Лирика Тютчева.

В мире поэзии имя Тютчева - «величайший лирик на земле». Об этом свидетельствует растущий из года в год интерес к нему и у нас, на родине поэта, и усилившееся внимание к нему за рубежом.

Поэтической школой Тютчева был русский и западноевропейский романтизм, И не только поэтической, но и философской, ибо Тютчев - крупнейший представитель русской философской лирики.

Тютчева принято называть певцом природы. Автор «Весенней грозы» и «Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает обычно у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Для него природа - такое же одушевленное, «разумное» существо, как и человек.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В вей есть любовь, в ней есть язык.

Нередко представление о равенстве явлений внешнего мира и мира внутреннего он подчеркивает самой композицией стиха:

Поток сгустился и тускнеет,

И прячется под твердым льдом,

И гаснет цвет, и звук немеет

В оцепененье ледяном, -

Лишь жизнь бессмертную ключа

Сковать всесильный хлад не может

Она все льется - и, журча,

Молчанье мертвое тревожит

Гармония обнаруживается в природе даже в «стихийных спорах». Вслед за бурями и грозами неизменно наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.

Поэт превосходно умел передавать в своих стихах жизнь природы в ее вечной смене явлений:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой…

«Чудную жизнь» природы Тютчев ощущал даже под сказочным покровом «чародейки Зимы»:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

К лучшим созданиям Тютчева принадлежат не только стихи о природе, но и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний. Читая эти стихи, понимаешь, что замечательны они тем, что в них личное, пережитое самим поэтом, поднято до значения общечеловеческого.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Тютчев писал о любви, о природе. Он был современником больших и малых войн, социальных потрясений. И его поэзия - это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые». Он не испытывает томление по прошлому, он страстно стремится к настоящему:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет, -

И страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту.

Тютчев не ищет популярности. Его дар направлен не на толпу, понять его может не каждый. Один из чародеев русского поэтического языка, мастер стиха, Тютчев был взыскателен к каждому написанному им слову:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Однако в стихах Тютчева мысль никогда не оборачивалась ложью. И его стихи служат доказательством могущества слова. Они, вопреки его собственному сомнению, все больше и больше находят путь к сердцу другого.


Похожая информация.


Проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

«Отцы и дети» смело можно назвать новым романом, так как в нем впервые появляется новый тип героя, новый человек - разночинец-демократ Евгений Базаров.

В названии романа автор стремился отобразить не просто отношения двух поколений, а противостояние двух социальных лагерей. Показывая столкновение двух разных общественных сил, Тургенев вывел на историческую арену нового героя, новую силу, ознаменовавшую собой наступление новой эпохи. Перед лицом общественных изменений дворянская культура должна была пройти проверку.

Все острые социальные проблемы русской жизни 50-х годов XIX века отобразилась в спорах Базарова с Кирсановыми. Тургенев считал, что «поэт должен быть психологом, но тайным.». Он должен знать и чувствовать корни явления, но представлять только самые явления в их расцвете или увядании. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», - писал Тургенев в своей статье «По поводу отцов и детей», ставя это воспроизведение своей задачей. Поэтому он стремился всесторонне показать своих героев и их системы взглядов, не склоняясь ни к одной из точек зрения.

И этот принцип он соблюдает на протяжении всего романа. Тургенев показывает столкновение Базарова и Павла Петровича, которые жестко противостоят друг другу и ни в чем не сходятся. Павел Петрович не приемлет ничего, что есть в Базарове, и наоборот. Когда Аркадий пытается растолковать отцу и дяде, кто такие нигилисты, он говорит, что нигилисты - это те, кто не принимает ни одного принципа на веру, во всем сомневается, отрицает любовь. Дядя ему на это отвечает, что «прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», а по сути все одно и то же. Этот момент очень показательный, он говорит о том, что Павел Петрович не хочет смириться с тем, что меняются время и взгляды.

Тургенев - мастер детализации. Посредством такого штриха, как нож с маслом, Тургенев показывает неприязнь Павла Петровича к Базарову. Точно такая же роль и у эпизода с лягушками.

Базаров со свойственным ему юношеским максимализмом отрицает все: он и человека понимает подобно лягушке. Базаров считает, что «сперва нужно место расчистить», а потом уже что-то строить, он верит только в науку. Павел

Петрович возмущается, а Николай Петрович готов задуматься, быть может, действительно, он и его брат - отсталые люди.

В Х главе Базаров и Павел Петрович подходят к самому главному - к вопросу о том, кто имеет право говорить от лица народа, кто знает народ лучше. Самое интересное, каждый из них думает, что оппонент не имеет ни малейшего понятия о том, как на самом деле обстоят дела. «Я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете», - говорит Павел Петрович, который настаивал на том, что русский народ «патриархальный» и «не может жить без веры». Базаров же, в свою очередь, считал, что «свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Таким образом, выходит, что один приукрашивает, а другой - очерняет, и на этом контрасте Тургенев стремится показать фарс и абсурд ситуации.

Базаров слишком пессимистично смотрит на нынешнее состояние народа: он говорит о суевериях, о неразвитости, о непросвещенности народа. Он высокопарно заявляет: «Мой дед землю пахал», стремясь таким образом показать близость к народу, доказать Павлу Петровичу, что он лучше понимает крестьян и их нужды. Но на самом деле эта фраза - преувеличение, так как отец Базарова был бедным, но все же помещиком, и «был прежде полковым доктором». Тургенев пишет, что, несмотря на то что Базаров был разночинцем и считал себя близким к народу, он «и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».

Отношение к народу Павла Петровича тоже описывается в романе довольно иронично. Он идеализировал народ, считал, что любит и знает его, но в то же время, говоря с мужиком, он «морщится и нюхает одеколон». В конце романа Тургенев пишет, что Павел Петрович уехал жить в Германию, «ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

Заканчивается история отношений этих непримиримых спорщиков дуэлью. Это происходит после того, как Павел Петрович видит, что Базаров в беседке целует Фенечку.

Тургенев очень внимательно подошел к описанию сцены дуэли, которая подается в романе вроде бы как от лица автора, но по всему понятно, что показан этот эпизод глазами Базарова. Перед дуэлью происходит словесная дуэль, где есть одна многозначная символичная деталь: в ответ на французское словосочетание Павла Петровича Базаров вставляет в свою речь выражение на латыни. Таким образом Тургенев подчеркивает, что его герои и правда говорят на разных языках. Латынь - это язык науки, разума, логики, прогресса, но это мертвый язык. Французский, в свою очередь, язык русской аристократии XVIII-XIX веков, он подразумевает огромный культурный пласт. Две культуры стоят на исторической арене, но вдвоем им нет места на ней - и между ними происходит дуэль.

Весь пафос авторской позиции с сожалением констатирует, что лучшие люди России не понимают, не слышат друг друга. Их беда в том, что никто не хочет пойти на уступки. Тургенев скорбит о том, что они говорят на разных языках, не могут договориться и понять друг друга.

Тайный психологизм романа заключается в том, что повествование ведется от лица автора, но все равно кажется, что авторская позиция близка позиции Базарова. Из-за того что описание дуэли дано как бы от лица Базарова, она имеет приземленный характер. Базарову не близка эта дворянская традиция, он человек другой культуры, медик, и для него это вдвойне противоестественно.

Дуэль производит в Павле Петровиче некий переворот. Он теперь по- другому смотрит на гражданский брак Николая Петровича и Фенечки - благословляет брата на брак с ней.

У Тургенева мастерски соединяются комическое и серьезное. Особенно хорошо это проявляется в описании дуэли, а точнее коменданта Петра, который то зеленел, то бледнел, а после выстрела вообще куда-то спрятался. Раненый Павел Петрович, видя появившегося Петра, говорит: «Экая глупая физиономия!», что тоже, безусловно, элемент комического.

В XXIV главе Тургенев позволяет себе прямое авторское слово: «Да он и был мертвец», - по отношению к Павлу Петровичу. Понимать это следует как констатацию того, что уже произошла «смена»: понятно, что эпоха Павла Петровича заканчивается. Но автор прибегнул к прямому выражению собственных взглядов лишь однажды, а обычно Тургенев пользовался скрытыми или косвенными способами показать свое отношение, что, несомненно, является одним из типов тургеневского психологизма.

Работая над романом «Отцы и дети», Тургенев стремится к тому, чтобы быть объективным, поэтому он неоднозначен по отношению к своим героям. С одной стороны, Тургенев показывает несостоятельность дворянства, а с другой - говорит про Базарова, что не может точно ответить на вопрос, почему он его убил. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего.», - писал Тургенев в письме к К. К. Случевскому.

Здесь искали:

  • отцы и дети проблемы
  • проблемы в романе отцы и дети
  • проблема отцов и детей в романе отцы и дети



Top