Александр брюллов картины. Художник карл павлович брюллов - биография и картины

Ножной гончарный круг

Гончарный круг - устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса , расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута , как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины . Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. В различных странах гончарный круг использовался в разное время:

  • Месопотамия , Древний Египет , Индия - 4-2-е тыс. до н. э.;
  • Иран , Средняя Азия , Греция , Китай - 2-е тыс. до н. э.;
  • Западная Европа - Гальштатская и Латенские культуры I тыс. до н. э.
  • Восточная Европа - Пшеворская (II век до н. э.) и Черняховская культура (III век). Однако с приходом славян Пражской культуры гончарный круг забывается и появляется вновь лишь в VIII веке (Лука-Райковецкая культура)
  • В Америке гончарный круг не был известен до появления европейцев (см. индейская керамика).

В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.

История развития гончарных кругов

Ручной гончарный круг

Сложно сказать, как именно появился на свет прообраз этого круга. Конструктивно он представлял маховик, закреплённый на короткой оси, и вращался при помощи рук. Так как формовка изделия идет за счёт рук, то применялись массивные планшайбы-маховики, которые длительное время обеспечивали устойчивое вращение. В более развитом варианте для вращения планшайбы использовался труд помощника (или рабов). В России начинающие гончары иногда использовали прямой аналог этого древнего круга - лепили на круге «Здоровье» (два штампованных стальных диска, соединённых короткой осью, а между ними, в канавках - стальные шарики).

Ножной механический круг

Развитием ручного привода послужило разделение и разнесение по высоте планшайбы и маховика, что позволило опустить маховик столь низко, что его стало удобно раскручивать при помощи ног. В различных вариантах такой круг применяется и в наши дни. Конструктивно они выполнялись из дерева, в качестве смазки для вращающихся частей использовался дёготь.

Гончарные круги с электроприводом

По типу передачи:

  • с фрикционным электроприводом.

Пропуская эпоху использования животных в качестве привода и появление первых паровых двигателей, перенесемся в эпоху электропривода. Взяв за основу ножной механический круг, кто-то подручными средствами приспособил к нему электромотор. Мотор был закреплён не жёстко, на его вал был надет резиновый ролик. При нажатии на педаль, мотор поворачивался, и резинка мотора начинала постепенно раскручивать маховик. Удерживая или отпуская педаль, можно добиться заданной скорости вращения. Аналогичная конструкция привода использовалась в первых автомобилях Г.Форда. Для подтормаживания тяжёлого маховика был введён новый элемент - ножной тормоз. Преимущество подобных кругов - их высокая надёжность и низкая стоимость. Недостатками же являются возникновение больших напряжений в фрикционных роликах при передаче большого крутящего момента, вследствие чего необходимо либо применять громоздкую систему с жидкостной передачей, либо ролики при сухом трении будут относительно быстро изнашиваться. Также сложности возникают при регулировке оборотов - поддержание заданных оборотов в данной схеме возможно только с применением дорогостоящих частотных регуляторов. Разновидностью фрикционного привода является привод с так называемым обкатным роликом (аналогично приводу грампластинки в электропроигрывателях 70..80-х годов).

  • с редуктором и(или) ременной передачей.

В качестве электропривода используется высокооборотный коллекторный мотор постоянного или переменного тока с электронной схемой регулировки оборотов. На выходном валу двигателя монтируется компактный планетарный редуктор, от которого в свою очередь приводится во вращение и сама планшайба. Ременная передача является связующим звеном между планшайбой и редуктором. При достаточных габаритах круга необходимый передаточный момент обеспечивается только ременной передачей. Преимущества такой схемы - простота управления коллекторным двигателем, пониженный вес конструкции по сравнению с фрикционной передачей. Недостатком является износ щеток в коллекторном узле двигателя (хотя ресурс щеток в современных двигателях достигает до 10 лет) и повышенный уровень шума узла мотор-редуктор (если он применяется в данной схеме).

  • прямой привод.

Развитие электронной силовой техники и микропроцессоров позволили сделать доступными по цене бесколлекторные двигатели на постоянных магнитах. Главной особенностью гончарного круга с таким приводом является отсутствие какого-либо передаточного/промежуточного устройства между мотором и планшайбой. Т.е планшайба сидит на одной оси с ротором бесколлекторного двигателя. Такая возможность обеспечивается вследствие высокого крутящего момента двигателя. Это дает максимально простую конструкцию самого гончарного круга, снижение его веса и габаритов, обеспечение пониженного уровня шума, получение любой фиксированной скорости вращения планшайбы. В двигателе нет изнашивающихся частей, как например, в коллекторных э/двигателях. Для обеспечения максимальной электробезопасности круг питается от сетевого трансформаторного блока питания постоянный тока (выходное напряжение 36В.). В полевых условиях, или при отсутствии сетевого напряжения, круг может питаться от соединённых последовательно трёх автомобильных аккумуляторов . При этом время непрерывной работы может составить до 8 часов. В современных электрических гончарных кругах скорость вращения плавно регулируется, обычно в пределах от 0 до 200 оборотов в минуту - для начинающих, и от 0 до 400 оборотов в минуту - для профессионалов, когда необходима высокая скорость формовки. Кроме того, можно изменять направление вращения планшайбы: для правшей - против часовой стрелки, для левшей - по часовой стреле.

Карл Брюллов - именитый художник, имя которого стало синонимом направлений классицизма и позднего русского романтизма в живописи. Талант, взращиваемый в Брюллове с детства, подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Голова Вакха», «Смерть Инессы де Кастро», «Вирсавия», «Гадающая Светлана». А его картина «Последний день Помпеи» до сих пор восхищает истинных ценителей искусства всего мира.

Детство и юность

Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.

Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтрака за недостаточное усердие.

Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.


Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду - малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.

Живопись

В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром - картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее - в 1822 году.


В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.


Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского - все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.


Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов - Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.


В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств - художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.


Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.


Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».


В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.


По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви и , что на Невском проспекте.

Личная жизнь

Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.


В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.


Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.

Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.


Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

Произведения

  • 1823 - «Итальянское утро»
  • 1827 - «Итальянский полдень»
  • 1827 - «Прерванное свидание»
  • 1830-1833 - «Последний день Помпеи»
  • 1831 - «Джованина Пачини»
  • 1832 - «Всадница»
  • 1835 - «Ольга Ферзен на ослике»
  • 1839 - Портрет баснописца Ивана Крылова
  • 1840 - Портрет писателя Александра Струговщикова
  • 1842 - Портрет графини Юлии Самойловой
  • 1848 - Автопортрет

Лидия Карнаухова, Сергей Архангельский.

Александр Павлович Брюллов - портретист

Многим очень странно, а может и смешно покажется (особливо архитекторам-фанатикам, которые все, что ни есть линейка, циркуль и перпендикуляр, не хотят почитать), что архитектор занимается живописью; но вместо оправданий и исчисления долж­ного и недолжного занятия архитектора, я скажу только: сколько было людей, которые вмещали в себе множество различных способностей, сколько было художников, занимавшихся различными художествами с большим успехом. Хотя я слишком далек, чтобы дерзнуть причислить себя к числу людей, имеющих дар всеобъемлющий, однако никогда не устрашусь предпринять какой-нибудь труд, не имеющий отношения к архитектуре, если надеюсь быть в состоянии его выполнить.

Из письма А.П.Брюллова - П.А.Кикину

Профессор архитектуры Александр Павлович Брюллов (1798–1877) известен, прежде всего, как автор многих замечательных проектов зданий в Санкт-Петербурге и пригородах, один из главных архитекторов по «возобновлению Зимнего дворца» после декабрьского пожара 1837 года. По его проекту была построена знаменитая Пулковская обсерватория, уникальное сооружение, принесшее архитектору мировую славу. Более тридцати лет А.П.Брюллов отдал преподаванию в Императорской Академии художеств. Однако художественное наследие Брюллова открывает и другие грани его таланта - первоклас­сного рисовальщика, акварелиста, литографа, одного из лучших портретистов первой половины XIX века. «Ни в какую эпоху русского искусства не стоял, зато на такой высоте портрет акварельный. Творчество П.Ф.Соколова и братьев Брюлловых - его неоспоримая вершина», - писал классик советского искусствоведения А.А.Сидоров в своем фундаментальном труде «Рисунок старых русских мастеров» 1 .

Многие десятилетия столь высокая оценка мастерства Александра Брюллова парадоксальным образом соседствовала с забвением художника, «незаслуженным и несправедливым». Еще в 1924 году об этом напоминал А.Греч, автор первой монографической статьи о художнике, позднее в 1950-е годы - А.А.Сидоров. Основную причину такого забвения авторы видели, и с этим нельзя не согласиться, в огромной популярности Карла Брюллова, «лучами своей славы как бы отодвинувшего его <А.П.Брюллова> в тень» 2 . Однако как «мастер портретной акварели» Александр Брюллов «мало чем уступает знаменитому Карлу», имея «свою, ясно выраженную, очень оригинальную и своеобразную манеру» 3 .

За последние годы ни одно из значительных исследований, посвященных истории развития искусства акварели и камерного портрета в России, не обходилось без работ Александра Брюллова. Определенный вклад в изучение наследия портретиста внесли такие исследователи, как Н.И.Александрова, Э.Герловина , Е.В.Павлова, Е.Н.Петрова, Г.А.Принцева , И.М.Сахарова.

Наша статья выходит в преддверии большого выставочно-издательского проекта «А.П.Брюллов - портретист» - первого опыта монографического исследования творчества художника, инициатором которого является Государственный музей А.С.Пушкина в сотрудничестве со многими столичными и региональными музеями, московскими и зарубежными коллекционерами. В настоящее время известно около 150 портретов, исполненных мастером в технике акварели, рисунка, литографии, многие из которых будут представлены в альбоме-каталоге и на выставке. Предлагаемая статья проиллюстрирована небольшой коллекцией акварелей А.П.Брюллова из собрания Государственного музея А.С.Пушкина и некоторыми произведениями из Государственной Третьяковской галереи, Всероссий­ского музея А.С.Пушкина и Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени.

Первые опыты Александра Брюллова-портретиста относятся к началу 1820-х годов, периоду пребывания в Италии. Однако, еще учась в Академии художеств, он показал себя как талантливый рисовальщик, не уступающий в мастерстве своему младшему брату Карлу. «Между моими первыми товарищами с малолетства необыкновенный талант в рисунке и в композиции проявляли два брата - Карл и Александр Брюлло » 4 , - писал соученик братьев по Академии, гравер Ф.И.Иордан. Огромную роль в развитии и становлении их таланта в детские и отроческие годы сыграл отец - Павел Иванович (Павел Георг) Брюлло (1760–1833), скульптор-орнаменталист , академик, педагог, происходивший из семьи потомственных художников Брюлло (Bruello , Brulleau ).

В семье П.И.Брюлло и его второй жены Марии Карловны, урожденной Шредер, в детях воспитывали внутреннюю дисциплину, уважение к труду, упорство в достижении намеченной цели, и сами родители всегда являлись для них нравственным примером. Юноша Александр Брюллов писал в своем дневнике: «Порядок есть гигантская сила для исполнения обширнейших и труднейших предприятий. Никакое предприятие не считать трудным и воображать всегда, что сделал еще очень мало, есть лучшее средство, идя, успевать за бегущим <временем>» 5 .

В 1810 году Александр был принят в Академию художеств на казенный счет пенсионером; на год раньше в Академию поступил его младший брат Карл. Как сыновья ее бывшего преподавателя и академика они были зачислены без конкурса. Художественная подготовка, полученная в семье, и необыкновенное трудолюбие позволили братьям стать одними из лучших учеников Академии. 30 марта 1812 года, на год раньше положенного срока, Брюлловы за отличные успехи были переведены из рисовального класса в гипсовый.

В «третьем возрасте», когда встал вопрос о выборе будущей профессии, пути братьев разошлись: Карл готовился стать историческим живописцем, Александр - архитектором. Очевидно, в выборе последнего сказались предрасположенность его к точным наукам, особенно к математике, склонность к кропотливой работе, требующей усидчивости и внимания. Учился он в классе архитектора А.А.Михайлова 2-го, «крупного мастера классицизма» 6 , о котором впоследствии всегда вспоминал с уважением и огромной благодарностью. 31 декабря 1820 года А.П.Брюллов окончил Академию художеств с аттестатом 1-й степени, званием художника 14-го класса и шпагой.

В 1821 году для усовершенствования практических навыков архитектора он, при содействии своего учителя А.А.Михайлова 2-го, поступил на службу в «Комиссию по построению Исаакиевского собора» на должность помощника по укладке фундамента, но занятий графикой не оставил. Одновременно А.Брюллов был привлечен к участию - рисованию с натуры и литографированию - в издании «Собрания видов Санкт-Петербурга и его окрестностей», предпринятому Обществом поощрения художников. Для этого альбома он исполнил по собственным оригиналам три литографии - «Сенная площадь», «Гуляние на островах» и «Адмиралтейство». Работа над видами Санкт-Петербурга, однако, находилась в сфере его профессиональных интересов архитектора. Здесь истоки той глубинной связи еще молодого архитектора с родным городом, выразившейся впоследствии в тактичном вкраплении его новаторских построек в общий городской ансамбль.

Общество поощрения художников по достоинству оценило его работу. Несмотря на то что при выпуске из Академии А.П.Брюллов не был удостоен золотой медали, Общество посчитало возможным оплатить пенсионерскую поездку за границу молодому талантливому художнику. В 1822 году Александр и Карл были отправлены на четыре года за границу.

Путешествие братьев можно проследить буквально по дням благодаря богатейшему эпистолярному наследию Брюлловых, опубликованному И.А.Кубасовым в 1900 году. Правда, писал в основном Александр - родителям, старшему брату Федору, сестрам, П.А.Кикину , одному из учредителей Общества поощрения художников, «принимавшему большое участие в деле отправления их в чужие края» 7 . Карл «замечается ленивым на пере» 8 и часто ограничивается лишь поклонами «любезным родителям». Письма Александра, обладавшего, безусловно, незаурядным литературным талантом, более информативны и содержат интереснейшие суждения не только об искусстве и архитектуре тех стран, где братья останавливались. Его занимала история государств, нравы народов, их населяющих, но более всего природа, особенно Италии, которой он был очарован. Он стремился передать свой восторг, рисуя прекрасные виды Италии, создавая подчас удивительные по силе и точности образы.

Путь братьев лежал через Ригу и Митаву в Германию, а затем в Рим, куда они приехали 2 мая 1823 года и пробыли почти год. «Бродя из одного края Рима до другого, из Колизея в Ватикан, оттуда на Trinita di monti или в какую-нибудь виллу за город и рисуя что-нибудь с древних остатков» 9 , Александр открывал для себя архитектуру древнего города. Работы с оказией пересылались в Петербург Обществу поощрения художников.

О его даре рисовальщика и акварелиста свидетельствуют зарисовки древних памятников итальянской архитектуры, которые он делал, выполняя главную задачу пенсионера - сбор материалов по истории мирового искусства. Это виды Сорренто, Неаполя, Сиракуз, Сицилии, открывавшие его восторженному и наблюдательному взору все новые и новые красоты. Эти виды «населены» людьми: отдыхающий на берегу моря босоногий итальянский мальчик, погонщик с ослом, молящаяся перед образом Святой Девы итальянка, пузатый аббат и тщедушный кюре, идущие по улице Сорренто. Многие из этих фигурок не просто стаффаж, оживляющий вид, - художник создавал характеры, то лиричные, то с оттенком юмора, то гротесковые.

Серией из трех рисунков ознаменовалось и его восхождение на Везувий 1 мая 1824 года, которое Александр Брюллов подробно описал родителям: «…наша компания состояла из 6 человек, один любезнее и веселее другого; именно же были: г. полковник Л.Н.Львов, г. Перовский, адъютант великого князя Николая Павловича, г. Цейгер , действительный статский советник из Петербурга, я и барон Шиллинг (все русские)… Прибыв в Портичи и взяв ослов, пустились вверх к Везувию. Дорога с каждым шагом становилась все поразительнее; с одной стороны необозримый и прекрасный вид, с другой стороны сады, хорошо обработанные, еще несколько шагов - и взору открывалась ужасная пустота застывших волн огненного потока лавы. <…> С каждым шагом встречались новые препятствия, так что, наконец, почти не мог уже вперед подаваться, утопая в песке и золе и катясь назад; но с большим усилием достигли вершины; солнце уже клонилось к западу, вся природа начинала покоиться, только в кратере раздавался глухой шум от падающих каменьев» 10 .

Наиболее значимые эпизоды этого увлекательного и трудного путешествия Александр Брюллов запечатлел в трех акварелях, хранящихся в собрании Русского музея. Это «путевой художественный репортаж» о реальных событиях, переданный с необыкновенным юмором, столь свойственным художнику. Работы не подходят под определение жанровых , настолько точны портретные характеристики каждого из изображенных.

Эту серию можно по праву назвать предтечей акварельных портретов, которые художник начал писать в 1824 году.

Впервые талант Брюллова-портретиста раскрылся в Сорренто, куда его пригласил адъютант великого князя Николая Павловича В.А.Перовский, «прекраснейший человек во всем свете», любящий, по выражению художника, «тихую жизнь и художества». Он исполнил эффектный портрет В.А.Перовского в полный рост, на берегу моря, заслуживший на выставке Общества поощрения художников «одобрение всех» 11 . Здесь же начал писать свой автопортрет.

В конце 1824 года Александр Брюллов обосновался в Неаполе, в доме на берегу залива, в квартире с видом на набережную Санта Лучия , которая служила ему и мастерской. В это время в Неаполь «наехало много чужестранцев, из коих очень много было русских, которые, увидев несколько портретов, сделанных мною в свободные минуты, почти шутя, пожелали, чтобы я сделал и для них», - писал Брюллов родителям 12 . Художник не придавал особого значения своим работам, создавая их, по его выражению, «почти шутя». Может быть, именно тогда и была им начата серия так называемых «террасных» портретов.

Художник начал с работ, сложных по композиции, где модели изображены в полный рост, с большим количеством аксессуаров. Это портреты 1824–1825 годов: княгини Н.С.Голицыной (ГМИИ им. А.С.Пушкина), княгини П.А.Голицыной (ГРМ),графини Е.А.Воронцовой и княжны Голицыной (ГРМ), графини Е.А.Воронцовой (частное собрание Р.Антинори , Италия), княгини М.А.Гагариной с дочерьми Марией и Леонилой (ГЭ), известный по автолитографии, графини Е.Ф.Тизенгаузен и Д.Ф.Фикельмон (ГМП). На первый взгляд эти акварели могут показаться однообразными: модель или модели, сидящие или стоящие на открытой террасе, с которой открывается вид на Неаполитанский залив, набережную и курящийся вдалеке Везувий. Однако повторяемость одного и того же пейзажного мотива была скорее продиктована просьбой заказчиц, желающих портретироваться на фоне памятного для них места, а не отсутствием фантазии у художника. Брюллов ни на одном из портретов не повторяется, избирая различные ракурсы, представляя Везувий и залив с различных точек зрения. Художник ведет взгляд зрителя за модели, туда, где плещется синий Неаполитанский залив, виднеются острова, курится Везувий и «беспрерывный шум, живость и веселье на улицах» 13 .

Не выявляя психологических характеристик моделей, он как бы помещает их в то пространство, которое уже «расчерчено» Брюлловым-архитектором. Уже в ранних его портретах более сказывается «искусство представления», чем «искусство переживания», которое было столь характерно для работ его современника П.Ф.Соколова. Фигуры моделей несколько условны: преувеличенно тонкие талии и маленькие, почти кукольные, ножки. В лицах, освещенных мягкими лучами неаполитанского солнца, преобладают желтоватые оттенки.

Заказов было так много, что Брюллову пришлось почти на полгода отложить отъезд из Неаполя. Он писал родителям: «У меня накопилось, наконец, столько работы, что я был в большом замешательстве оную кончить, и должен был работать, столько, сколько доставало <силы> и сколько позволяли глаза, а гулять позабыл совсем» 14 . Занятия портретным искусством увлекли его как профессионала. В то же время заказами он зарабатывал себе на жизнь, так как Общество поощрения художников нерегулярно высылало пенсион.

В 1825 году в Неаполе Александр Брюллов познакомился с Е.М.Хитрово, дочерью светлейшего князя М.И.Кутузова и супругой русского посланника во Флоренции Н.Ф.Хитрово. Елизавета Михайловна, человек восторженный, несколько экзальтированный, но не­обыкновенно добрый, тонко чувствующий все прекрасное (недаром ее дружбой так дорожил А.С.Пушкин), видимо, не только оценила мастерство начинающего портретиста, но и поняла всю сложность его материального положения, а главное - способствовала его карьере. «Одна русская, госпожа Хитрово, - писал Брюллов родителям, - быв у королевы, случайным образом разговорилась о моих портретах; ея величество пожелало их видеть, и мне предложили сделать портреты королевской фамилии (накануне почти моего отъезда). Я их уже кончил, все были чрезвычайно довольны; до сих пор я сделал только три: короля, королевы и принцессы, старшей их дочери, цельные фигуры на бристольской бумаге; мне заплатили довольно хорошо, и королева подарила мне еще часы и просила еще налитографировать эти портреты. По возвращении их из Милана буду делать и других принцессят (их около десяти)» 15 . Именно благодаря столь удачно сделанным портретам художник получил разрешение неаполитанского короля на работу по обмеру и описанию - созданию проекта реставрации - помпейских терм. За альбом «Помпейские термы», изданный в Париже в 1829 году, А.П.Брюллов был удостоен звания члена-корреспондента Академии художеств в Париже, действительного члена Лондонского королев­ского института и Академии искусств в Милане. Эти звания сыграли не последнюю роль в назначении А.П.Брюллова 22 октября 1830 года «архитектором Двора Его Императорского Величества» 16 .

Интенсивность работы в Париже, куда художник прибыл в конце августа 1826 года, подготовка к изданию альбома «Помпейские термы», освоение техники литографирования в мастерской Энгельмана , посещение лекций по механике в Сорбонне и архитектуре в Королевской школе искусств, знакомство с новейшими усовершенствованиями французов в конструкции театральных зданий, поездка в Англию не позволяли Брюллову так же много заниматься портретной акварельной живописью, как он мог себе это позволить в Италии. Акварелей 1826–1829 годов известно мало. В этот период он обращается к более динамичному, быстрому рисунку карандашом, к которому впоследствии прибегал редко. Каждый из его карандашных портретов является своего рода шедевром, будь то почти моментальный портрет В. Скотта (1826; ВМП ) или продуманный во всех деталях портрет графини М.Г.Разумовской (1826–1829; ГРМ).

«На сих днях мне случилось нарисовать маленький портрет с Вальтер-Скотта самым необыкновенным образом, - с гордостью писал А.Брюллов отцу. - Для него княгиня Голицына сделала вечер, и пригласила меня воспользоваться случаем, если можно, сделать его портрет так, чтобы он этого не знал; я попробовал и, как все говорят, успел совершенно, даже говорят, что ни один из существующих портретов так не похож, как мой» 17 .

В этой небольшой работе сказалось необыкновенное мастерство А.П.Брюллова-рисовальщика . Нельзя не согласиться с А.А.Сидоровым, считавшим, что в лице К.П.Брюллова и «его брата Александра, а затем Александра Андреевича Иванова русское искусство приобрело подлинно замечательных мастеров рисунка» 18 .

Уже современники Брюллова по достоинству оценили эту работу, а дочь писателя, мисс Анна Скотт, «нашла его очень похожим». В 1827 году в России С.М.Галактионовым была сделана гравюра пунктиром, точно повторяющая рисунок А.Брюллова. В Париже Брюллов исполнил автолитографию, несколько изменив лицо модели, сделав его более аскетичным и накинув на левое плечо пальто, а на локоть - клетчатый плед. Портрет был лито­графирован в мастерской Г.Энгельмана и является одной из первых работ художника в этой технике.

Осенью 1829 года А.П.Брюллов вернулся в Россию. Звание придворного архитектора открыло для него широкое поле деятельности: он получает заказы от императорского двора и частных лиц, с 1831 года исполняет должность профессора архитектуры в Академии художеств. Однако слава художника-портретиста продолжала «преследовать» его и в России: в 1830-е годы Брюллов много работал на заказ, создавая такие жемчужины акварельного искусства, как портреты графини Н.В.Строгановой (ГТГ), Е.П.Полторацкой и графини О.П.Ферзен (ГРМ), Н.Н.Пушкиной, Е.И.Загряжской, Л.А.Перовского, М.М.Сперан­ского (ВМП), Д.С.Львова, княгини С.А.Львовой (ГМП), неизвестной в тюрбане (Галерея Попов и К о ), неизвестного на фоне пейзажа с пахарем (Музей В.А.Тропинина и москов­ских художников его времени) и некоторые другие.

В 1830-е годы А.П.Брюллов писал в основном портреты погрудные или поколенные, что определяло их небольшой формат, в сравнении с произведениями 1820-х годов. Менялось и их колористическое решение. В портретном творчестве Брюллова этого периода можно выявить две большие серии. Это разделение заложено в самой природе искусства акварели, стоящей на грани графики и живописи.

Работы первой серии более декоративны, театральны. Это двух, реже трехфигурные композиции, со множеством тщательно выписанных деталей. Как правило, такие акварели особенно изысканны, блестящи, отличаются характерным «жемчужным» колоритом. Художник использует в них большую «растяжку» холодных тонов, о чем писал А.Греч, указывая на «пристрастие художника розовому тону». Действительно, портреты этой серии, такие как великой княжны Марии Николаевны и великого князя Александра Николаевича (? (Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени), Д.С.Львова. М.О.Смирнова (ГМП), графини Е.Н.Чернышевой с дочерьми Елизаветой и Александрой (Галерея Попов и К о , Париж), великих княжон Марии и Ольги в маскарадных костюмах (ГРМ), написаны с преобладанием холодных, розоватых тонов.

Однако художник использовал и другие колористические решения, в которых преобладает гамма «теплых», даже «горячих» тонов. Эта серия портретов, в отличие от первой, более графичной , интенсивнее, насыщеннее по краскам, живописнее. Как правило, вторая серия менее усложнена и композиционно. Таковы портреты: Е.П.Полторацкой (ГТГ), княгини С.А.Львовой (ГМП), А.А.Оленина, Е.П.Полторацкой, неизвестной в соломенной шляпе (А.А.Сенковская ), неизвестной из семьи Раль (ГРМ), неизвестного на фоне пейзажа с пахарем (Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени) и многие другие.

В наследии Брюллова-портретиста 1830-х годов неизвестны авторские повторения, что так характерно для творчества его современников, П.Ф.Соколова и В.И.Гау . Работа архитектора требовала полной самоотдачи и оставляла мало времени для занятий портретным искусством. Его произведения, если использовать современный термин, можно назвать эксклюзивными. Тем больший интерес вызывает небольшое число портретов, сохранившихся в двух вариантах - законченном подписном и незавершенном, без подписи художника.

Сравнивая эти портреты, пытаясь объяснить, почему один из них Брюллов оставил незаконченным, яснее представляешь технику работы художника, приближаешься к пониманию мастерства акварелиста. На первый взгляд портреты Т.Б.Потемкиной из собраний ГМП и ВМП абсолютно идентичны и различие лишь в том, что первый не прописан полностью акварелью: в карандашном рисунке остались левая рука модели, опирающаяся на столик, правый рукав и низ платья. Однако если посмотреть внимательней, то отличий в портретах гораздо больше и они столь значительны, что создают две различные образные характеристики модели. Иконографически это, безусловно, одно и то же лицо, но на незавершенном портрете, сделанном с натуры, оно написано более обобщенно. Художник в окончательном варианте уточнил отдельные его части: смягчил теневую моделировку вдоль и под носом, по-иному обработал блик на его кончике - и изменилась форма носа - он стал прямее. Белки глаз он сделал более светлыми, слегка уточнил форму век. Верхняя губа модели на законченном портрете чуть вздернута, тогда как на акварели из собрания ГМП на губах изображенной - полуулыбка. Все эти, казалось бы, небольшие уточнения изменили выражение лица: на незавершенном портрете модель выглядит нежнее, лиричнее, тогда как на законченном художник создал более определенный образ, придав модели больше светского лоска. Брюллов внес уточнения в рисунок кисти руки: удлинил мизинец и средний палец, хотя рука и на незавершенном портрете превосходно прорисована тончайшим контуром.

В акварелях заметны и колористические отличия. Если на незаконченном портрете лицо написано в холодных тонах (видимо, художник предполагал в дальнейшем класть желтые лессировки) и нет общности колорита в фигуре и фоне, то на втором портрете лицо и фон стали более теплыми - фигура органично вписана в пространство. Лицу модели Брюллов придал ту неповторимую мягкость, бархатистость, которая столь свойственна его акварелям. Сравнение двух портретов показывает, как художник «шлифовал» рисунок, добиваясь его виртуозной точности и цельности колористического решения в окончательном варианте.

Портреты работы Александра Брюллова 1840-х годов немногочисленны. Активная профессиональная деятельность его как архитектора и педагога не оставляла времени для иных занятий. В это время круг портретируемых сужается, ограничиваясь в основном родственниками и близкими знакомыми художника. Большая часть этих листов хранится в собрании Государственного Русского музея.

За рамками этой статьи осталось многое: проблема авторства в портретах, традиционно приписываемых А.П.Брюллову, и тесно связанный с ней вопрос об эталонных, авторских и фальшивых подписях на его работах, новые иконографические открытия. Все это будет представлено знатокам и ценителям камерного портрета и творчества художника в альбоме-каталоге «А.П.Брюллов - портретист» и на выставке, которая откроется вскоре в залах Государственного музея А.С.Пушкина.

Брюллов Карл.
Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова. 1823-1827.
Русский музей, Санкт-Петербург,


Александр Павлович Брюллов (29 ноября 1798,Санкт-Петербург - 21 января 1877) — русский архитектор, художник. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств, старший братКарла Павловича Брюллова .
Старший брат Карла Брюллова , Александр известен главным образом как талантливый архитектор. По его проектам построены в Петербурге здания Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, 1831-33), лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте (1833-38), Пулковской астрономической обсерватории (1834-39), Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-43) и др. Он участвовал также в восстановлении залов Зимнего дворца после пожара 1837 г.
Александр Павлович Брюллов родился 29 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге в семье «академика орнаментной скульптуры»Павла Ивановича Брюлло , который был его первым учителем.
Вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Академию Художеств, на казённый счёт, а в 1822 году на счёт Общества поощрения художеств они были отправлены на 6 лет за границу.
Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года они прибыли в Рим. С особенной любовью Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с Александром Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрацией помпейских бань. К 1826 году им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 году. 1827 год Брюллов провёл в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Англию, Шартр и другие места, а в 1829 году вернулся в Санкт-Петербург.


Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова),
жена русского поэта Александра Пушкина. Картина Александра Брюллова (1831).

«Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена Академий художеств в Милане и Петербурге.
Однако современники ценили в Александре Брюллове не только архитектора, но и художника-графика. Он много рисовал, писал акварелью, увлекался литографией. А. П. Брюллов происходил из потомственной художественной семьи. Вместе с тем как художник он развивался довольно самостоятельно, что свидетельствует о сильной индивидуальности и несомненном таланте.В 1816 и 1819 гг. юноша получил серебряные медали за рисунки с натуры и архитектурные чертежи.
Ещё живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпею, написал портреты Неаполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Фёдоровны (1759—1828) — рисунок амфитеатра Флавия. В Париже 1837 году им был исполнен на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевёл на камень.
В 1830 году в Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 году написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов.
В 1831 году Александр Павлович Брюллов женился на баронессе Александре Александровне фон Раль (1810—1885), младшей дочери придворного банкира барона Александра Александровича фон Раля (1756—1833) от брака с Елизаветой Александровной Мольво (1768—1843), как и все дочери барона, получившей хорошее домашнее воспитание.


И.И.Липин.Портрет Александры Александровны Брюлловой, 1859г.

В семье Брюллова родилось девять детей; трое старших сыновей и дочь умерли малолетними. Ближайшими родственниками Брюллова стали женатые на старших дочерях барона Раля журналист и писатель О. И. Сенковский (жена - Аделаида (Адель;1806—1859)) и генерал Ф. Ф. Шуберт (жена - Софья; 1801—1833)).
Брюллов прожил в удачном браке с женой 46 лет. В доме супругов в Петербурге, а в летние месяцы на даче в Павловске, бывали К. Брюллов, М. Глинка, Нестор Кукольник, Н. Гоголь. Сама Александра Александровна была талантливым музыкантом, и в их гостиной устраивались музыкальные вечера.
Александр Павлович Брюллов умер 21 января 1877 года в своём особняке. Архитектора похоронили в Павловске.



Автопортрет, 1830 г.

А.П.Брюллов. Портрет княгини С.А.Львовой. 1830-е годы. Государственный музей им. А.С. Пушкина.
Княгиня Софья Алексеевна Львова,урожденная Перовская (1811-1883)
— внебрачная дочь графа А.К.Разумовского, сестра братьев В.А. и Л.А. Перовских,
впоследствии жена князя В.В.Львова (1804-1856), писателя, цензора.
Родственница А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых, знакомая И.С.Тургенева

Портрет молодой женщины с книгой, 1839

Портрет А.А.Брюлловой, жены художника.1830.Государственный Русский музей


Портрет светлейшего князя А.А.Суворова.около 1830 г.


Портрет детей Ф. Ф. Шуберта, племянники художника.1835

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869).1834

Софья Александровна Волкова (1812-1833), ур. Саблукова.
Двоюродная сестра Е. П. Бакуниной.1831.Третьяковская галерея, Москва

Портрет двух подруг и фрейлин - графини Екатерины Артемьевны Воронцовой (1780-1836)
и княжны Елены Михайловны Голицыной (1776-1856) 1824-1825.Третьяковская галерея, Москва

Портрет княгини Натальи Степановны Голицыной,
ур.Апраксиной Акварель, 1822. Музей Пушкина

Татьяна Борисовна Потемкина (1797-1869), ур. Голицына 1830-е

Портрет С. А. Соболевского. 1832 1832

Баронесса Наталья Викторовна Строганова (1800-1854), ур.Кочубей.
начало 1830-х гг. Третьяковская галерея

Портрет Александры Федоровны Шуберт (1824 - 1901),
жена Н. Ф. Аделунга. нач. 1840-х гг.

Брюллов А. П.

Брюллов, Александр Павлович - архитектор (1798 - 1877), старший брат Карла Павловича Брюллова.

Оба брата в 1809 г. были приняты в Академию Художеств, на казенный счет, а в 1822 г. на счет общества поощрения художеств были отправлены на 6 лет за границу. Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 г. прибыли в Рим. С особенною любовью Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 г. вместе с А.Р. Львовым посетил Сицилию, осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрациею помпейских бань. К 1826 г. им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже (текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 г.).

1827 г. Брюллов провел в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Англию, Шартр и другие места, в 1829 г. возвратился в Санкт-Петербург. "Помпеянские термы" доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента французского института, члена королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге.

Весьма плодотворная архитектурная деятельность Брюллова выразилась в постройке в Санкт-Петербурге и других местах целого ряда капитальных зданий, между прочим, в сооружении на Пулковской горе обсерватории, которая строилась им одновременно со зданием Главного штаба. Талант Брюллова выказался в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1831 г. и в постройке здесь экзерцир-гауза. Вскоре Брюллову была поручена перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича, одновременно шла работа по возведению здания Александровской больницы, с проложением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге (в 1831 г.), готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке.

В 1832 г. Брюллов составил проект лютеранской церкви святого Петра на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году был удостоен звания профессора архитектуры за проект церкви в столице в классическом стиле. Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью. Еще живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпеи, Брюллов написал портреты Неполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Феодоровны - рисунок амфитеатра Флавия. В Париже им был исполнен (в 1837 г.) на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевел на камень. В 1830 г. в Санкт-Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 г. написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/




Top