Александр николаевич самохвалов картины с названиями. Русские художники

Самохвалов Александр Николаевич

советский художник-живописец

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971) - русский художник, график, автор платков, портретист, книжный иллюстратор, один из ярких представителей советского реализма, создававшего знаменитый символ эпохи - «Девушку в футболке». А. Самохвалов был талантливым учеником К. Пертова - Водкина продолжившего в своем творчестве поэтику русского символизма. Александр Николаевич был активным участником выставок, членом художественных объединений «Круг художников» и «Октябрь».

Александр Николаевич родился в Бежецке Тверской губернии в 1894 году, художественные таланты проявились еще в детстве, но первое образование было техническим. В 1914-1918 годы Самохвалов учился в Академии художеств на архитектурном факультете, потом с 1919 по1923 - во ПГСХУМе, наконец, - в ВХУТЕИНе на живописном факультете.

После учебы начало художественной деятельность было очень плодотворным, он получил несколько золотых наград за исполнение плакатов на выставке в Париже 1924 году: «Да здравствует комсомол», «Бессмертный вождь Октября Ленин». А. Самохвалов участвовал в реставрации Георгиевского собора Старой Ладоги в 1926 году, ездил в Великий Новгород на пленэр, где проникся символикой древнерусского искусства, любовался сохранившимися фресками. Александр Николаевич - художник советской эпохи, великолепно чувствующий время и настроение своих современников. Его произведения принизаны энергией, жизнеутверждающим началом и ярким мажорным звучанием ярких красок. Он отразил ту живую трепетную атмосферу, в которой жила и трудилась советская молодежь, стремящаяся к высшим достижениям в спорте и идейной борьбе, молодежь, устремленная в будущее.

Для раннего периода творчества 1900 годов характерны пейзажи природы в реалистическом стиле: «Старые кузницы» 1909, «Улица в Бежецке» 1912, «Пейзаж» 1909, «Между небом землей» 1914. Сохранившиеся рисунки 1910 годов, выдают руку талантливого рисовальщика. После учебы в АХ у Петрова - Водкина у Самохвалова открывается новый интересный период творчества и самопознания, в его работах чувствуется влияние мастера, особенно принципы его планетарной перспективы и цветовой символики: «Старая Ладога» 1924, «Афрасиаб» 1921, «В скалах» 1921, «Головомойка» и другие. К середине 1920 -годов намечается круг любимых тем художника, все больше связанных с образами его современников. «Девушка с яблоком» 1928 года - одна из работ переходного периода А. Н. Самохвалова, в котором он переосмысливает свой ученический опыт и впечатления от новгородской храмовой живописи. Того же плана работы «Спартановка» 1929 и «Женщина с напильником» 1929. Уже в этих произведениях намечается характерная обобщенность фигур, плоскостность изображения и цветовая динамика. В героинях нет портретного сходства, и ярких характерных черт. Но эта удивительная эскизность не лишает персонажей выразительности. Расцвет творчества А. Самохвалова падает на 1920-1930 годы, когда его талант раскрылся наиболее полно, когда его работы, так как никогда были созвучны времени. Его картинам свойственна монументальность: «Ткацкий цех» 1929, Художник был очарован образами молодых тружениц, в которых атлетическая грация соединялась с женственностью, оптимизм с тяжелым заводским трудом. «Метростроевка со сверлом» 1937, « Метростроевка у бетоньерки» 1937, «Песчаный карьер в Лещиновке» 1936. Самохвалов писал с натуры, наблюдая за своими героинями, находясь на стройплощадках, в цехах, в шахтах, на колхозном поле. Новый облик современниц отрешенных от быта, осваивавших мужские профессии покорял художника.

Большой цикл работ Самохваова посвящен современной спортивной молодежи. Его главные персонажи - юноши и девушки в спортивных костюмах, воодушевленные, полные физических сил и здоровья. Юношеский задор, физическая грация, стремления к победе было очень характерно для его поколения: «На стадионе» 1935, «Советская физкультура», 1935, «После кросса», «Девушка с ядом» 1933. И хотя в работах есть некоторый пафос, поэтическая одухотворенность, образы, созданные Самохваловым - это часть советской эпохи, отношение к которой сейчас не однозначно. Его прославленная «Девушка в футболке» - сразу встает перед глазами, когда мы говорим о молодёжи 30-х годов.

Творчество А. Н. Самохвалова уникально, имеет изобразительно документальный характер, его живописные работы, рисунки, книжная графика представляют музейную ценность и огромный коллекционный интерес.

Виртуальная выставка произведений А.Н.Самохвалова из региональных художественных музеев России открывается в год 120-летия со дня рождения мастера. Она является богатым дополнением юбилейной выставки произведений художника, экспонирующейся в залах Русского музея. Данная виртуальная выставка представляет более 200 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства мастера, ныне хранящихся в 23-х музеях страны, несколько отдаленных от ее столиц.

Коллекции произведений художника, находящиеся в фондах многих сокровищниц России, формировались в первую очередь усилиями дочерей художника и его супруги, верной спутницы послевоенного периода жизни А.Н.Самохвалова – Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой. Именно они в 1970–1990-х гг. последовательно передали в музеи Российской Федерации целые комплексы работ, этюды и эскизы его произведений, включая даже материал подготовительных набросков, постаравшись широко отразить в них главные темы творчества мастера. Это определило всю дальнейшую судьбу богатейшего наследия художника и возможности рассмотрения и исследования его творческой лаборатории. Благодаря этому виртуальная выставка знакомит специалистов и широкий круг любителей отечественного искусства с неизвестными или малоизвестными работами А.Н.Самохвалова. Здесь впервые собраны вместе и опубликованы многие рисунки и эскизы его живописных произведений. Выставка призвана с новой полнотой продемонстрировать многогранность художника, не только как живописца и скульптора, но и как блестящего рисовальщика и литографа, свободно владевшего выразительными средствами всех видов изобразительного искусства.

Русский музей выражает искреннюю признательность всем музеям-участникам данного проекта, предоставившим свои материалы для создания выставки. Слова особой безмерной благодарности хочется высказать Татьяне Савватеевне Куюкиной, директору Тверской областной картинной галереи (ТОКГ) и Владимиру Николаевичу Биберину, ведущему научному сотруднику ТОКГ. Более 120-ти цифровых изображений произведений А.Н.Самохвалова, хранящихся в этом музее, вошли в экспозицию виртуальной выставки. Это, как ничто другое, позволило нам отразить подлинное многообразие таланта мастера в год его 120-летия.

Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) – один из крупнейших советских живописцев XX века, признанный мастер, вошедший в историю русского изобразительного искусства. Произведения А.Н.Самохвалова хранятся и экспонируются в десятках музеев нашей страны. Они вошли в сознание многих поколений людей и, порой, неотделимы в нашем восприятии от самого времени 1920–1930-х гг., его ритма и биения. Как живописец, график, скульптор и писатель, декларируя идеалы современности, он старался создать искусство больших обобщений и симфонического звучания. Он стремился передать поэзию революционных, трудовых и спортивных свершений людей юной советской страны. С его именем связано утверждение в искусстве образа нового человека.

Народный художник СССР, академик Е.А.Кибрик писал о нем: «Особенным я называю Самохвалова потому, что его художественная одаренность имеет универсальный характер, выходя даже за пределы многообразия форм изобразительного искусства, в которых он проявил себя широко и оригинально, создав удивительно много и в области станковой живописи, и в книжной графике, и в театре, и в прикладном искусстве, и в скульптуре малых форм».

Воспоминания А.Н.Самохвалова опубликованы в книгах: «Мой творческий путь», «Моя Самаркандия», «В годы беспокойного солнца». В них он, бесспорно, выступает не только признанным художником, но и одаренным писателем, глубоко мыслящим живописцем, графиком, художником театра, скульптором и теоретиком искусства. Именно поэтому большинство аннотаций к произведениям данной виртуальной экспозиции представляют собой цитаты текстов художника из его книги: Самохвалов А.Н. Мой творческий путь. - Ленинград: Художник РСФСР, 1977.

На выставке представлены произведения и из собраний художественных музеев России :

  • Архангельск ,
  • Астрахань ,
  • Барнаул ,
  • Волгоград ,
  • Вологда ,
  • Казань ,
  • Кемерово ,
  • Кострома ,
  • Краснодар ,
  • Нижний Тагил ,
  • Новокузнец ,
  • Новосибирск ,

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)

"Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью" - так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографической повести "Мой творческий путь". И действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни, нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.

Родился Самохвалов на тверской земле, где и провел детские годы. Он рано пристрастился к рисованию, под руководством школьного учителя писал этюды на природе.
В 1914 г. поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при АХ. Постигая премудрости профессии архитектора, увлекся живописью, цветом.
В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции.

После возвращения в 1919 г. в Петроград Самохвалов поступает на живописный факультет ГСХМ, в мастерскую К. С. Петрова-Водкина . Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущения динамики времени стало непреложным спутником Самохвалова.

Путешествие в 1921 г. в Самарканд и работу в экспедиции Института истории материальной культуры, в состав которой входил и К. С. Петров-Водкин , формирующийся художник переживал как перелом в своем мировоззрении и творчестве. Действительно, в работах самаркандского периода, а также выполненных по возвращении, можно видеть уже руку взрослого, самостоятельно мыслящего человека, вполне сложившегося художника ("Шахи-Зинда", "У источника. Самарканд", "Продавец воды", "Бессонница", "Афрасиаб", все 1921).

Столь же сильное впечатление произвело на Самохвалова участие в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он был пленен древнерусской фресковой живописью. Принимая практически безоговорочно строительство социалистического общества,Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи, открытия и откровения с "гущей народной". Именно ему принадлежит программное произведение советского искусства 1930-х гг. - "Девушка в футболке" (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника к созданию образа современника, формировавшегося новым обществом "в труде, в подвиге", "в торжестве достигнутого", выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умениемвыявить то главное, что позволяло современникам восторгаться созданным образом "духа времени", а нам, потомкам, видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому.

"Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью" - так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографической повести "Мой творческий путь". И действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни, нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.

Родился Самохвалов на тверской земле, где и провел детские годы. Он рано пристрастился к рисованию, под руководством школьного учителя писал этюды на природе. В 1914 г. поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при АХ. Постигая премудрости профессии архитектора, увлекся живописью, цветом. В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции. После возвращения в 1919 г. в Петроград Самохвалов поступает на живописный факультет ГСХМ, в мастерскую К. С. Петрова-Водкина.

Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущения динамики времени стало непреложным спутником Самохвалова.

Путешествие в 1921 г. в Самарканд и работу в экспедиции Института истории материальной культуры, в состав которой входил и К. С. Петров-Водкин, формирующийся художник переживал как перелом в своем мировоззрении и творчестве. Действительно, в работах самаркандского периода, а также выполненных по возвращении, можно видеть уже руку взрослого, самостоятельно мыслящего человека, вполне сложившегося художника ("Шахи-Зинда", "У источника. Самарканд", "Продавец воды", "Бессонница", "Афрасиаб", все 1921).

Столь же сильное впечатление произвело на Самохвалова участие в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он был пленен древнерусской фресковой живописью.

Принимая практически безоговорочно строительство социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи, открытия и откровения с "гущей народной". Именно ему принадлежит программное произведение советского искусства 1930-х гг. - "Девушка в футболке" (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника к созданию образа современника, формировавшегося новым обществом "в труде, в подвиге", "в торжестве достигнутого", выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось фресково-монументальное ощущение действительности.

Можно восхищаться умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умениемвыявить то главное, что позволяло современникам восторгаться созданным образом "духа времени", а нам, потомкам, видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому.

Образ современника - молодого созидателя здоровой жизни - необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х гг., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. И для Самохвало-ва "физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни...". Достаточно вспомнить его договорную картину "Военизированный комсомол" (1932-33), серии работ, графических и живописных: "Физкультурницы" (1935), "Метростроевки" (1934-37).

В 1937 г. работа "Девушка в футболке" была включена в экспозицию Международной выставки в Париже и удостоена золотой медали. Тогда же за панно "Советская физкультура", выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки. "История одного города" была встречена и соотечественниками почти восторженно. Редкая книга 1930-х гг. получала безоговорочное признание и удостаивалась рецензии с заголовком: "Шедевр полиграфического искусства" (газета "Вечерний Ленинград").

Книгой и книжной графикой Самохвалов занимался с 1925 г., сотрудничая с ленинградскими издательством "Радуга" и Детгизом. Не одно поколение советских читателей помнит героев его книжек-картинок "Ночные страхи" (1927, текст Н. Н. Асеева), "Водолазная база" (1928), "Мстительный Худжар" (1929).

С середины 1930-х гг. художника приглашают работать в театры. Он оформляет спектакли "Бесприданница" А. Н. Островского (режиссер О. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), "Горячее сердце" А. Н. Островского и "Стакан воды" Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград) и др.

В 1950-х гг. Самохвалов создает серию портретов жены, пишет картину "В филармонии" (1956), пейзажи, среди которых особой лиричностью отличается небольшой холст "Аллея Керн", решенный в изысканной сине-зеленой гамме, пронизанный поэтическим лунным светом.

По-разному критики, современники оценивали и воспринимали творчество художника. Хотя и для почитателей его таланта, и для не приемлющих его творчество он был и остается певцом социалистического "рая". При жизни официально признанный, сумевший найти и выразить то, что хотел, узнаваемый, Самохвалов обладал своим стилем, видел красоту в современности.

Кондукторша. 1928. Масло, темпера


После бани. 1927. Масло


Девушка в футболке. 1932. Масло


На стадионе. 1931. Акварель


Метростроевка со сверлом. 1937. Масло


Обложка к книге А. Н. Самохвалова "Водолазная база". 1928.


Самохвалов Александр Николаевич 8 августа 1894 (Бежецк Тверской губернии) - 20 августа 1971 (Ленинград)
Живописец, график, скульптор, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства.
В начале 1910-х посещал занятия в частной школе Я. С. Голдблата в Петербурге. В 1914–1918 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у В. А. Беляева и Г. Р. Залемана, в 1920–1923 - в петроградском ВХУТЕМАСе у К. С. Петрова-Водкина, Д. Н. Кардовского, А. А. Рылова, В. Е. Савинского. В 1921 в составе экспедиции Института истории материальной культуры совершил путешествие в Самарканд.
Жил в Ленинграде. С 1917 участвовал в выставках. Входил в объединения «Мир искусства» (с 1917), «Община художников (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1930), «Октябрь» (с 1930). Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательством «Радуга», Детгизом. В 1932 написал картину «Девушка в футболке», удостоенную золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937) и ставшую программным произведением советского искусства 1930-х. Создал живописные и графические серии «Метростроевки» (1934–1937), «Физкультурницы» (1935).
С середины 1930-х работал как сценограф. Выполнил оформление спектаклей «Бесприданница» А. Н. Островского в Государственном Большом драматическом театре в Ленинграде (1935), «Горячее сердце» Островского, «Стакан воды» Э. Скриба в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде (оба - 1943) и другие.
В 1930-х сотрудничал с Государственным фарфоровым заводом им. М. В. Ломоносова (Ленинградским фарфоровым заводом им. М. В. Ломоносова), создавал модели скульптуры и эскизы росписи фарфора.
В 1940 в Ленинграде прошла первая персональная выставка Самохвалова (совместно с Г. М. Манизером), за ней последовали выставки 1963 и 1964 в Москве. В 1948–1951 преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. В 1967 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1977 были изданы мемуары Самохвалова «Мой творческий путь».
Ретроспективная выставка художника состоялась в 1974 в Государственном Русском музее.
Самохвалов - выдающийся мастер советского искусства, создавший собственный узнаваемый стиль в живописи, графике, декоративно-прикладного искусстве. В своем творчестве соединил черты экспрессионизма с идейной программой социалистического реализма, очень точно выразив «дух 1930-х годов». Его произведения проникнуты радостью бытия и оптимизмом, главные герои полотен - энергичные молодые созидатели новой жизни - физкультурники, метростроевцы, заводские рабочие. Произведения художника отличает монументальность, свобода живописной манеры, яркость колорита.
Творчество Самохвалова представлено в крупнейших музейных собраниях России и частных коллекциях.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru

Музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.




Top