Александр обыкновенная история. Герой романа «Обыкновенная история» Александр Адуев

Немногие правители в наше время достойны занимать умы молодежи, которая рвется к знаниям. Если бы современные юноши очутились во Франции времен великого Наполеона Бонапарта, то многие из них сразу же забросили бы учебу. И после достижения восемнадцати лет, ушли бы в армию. Настолько тогда было популярно служить на благо своей огромной страны, и настолько в те дни молодые люди были патриотами. В модных салонах говорили только о боевых действиях.

Каждый поход сильного лидера приносил огромные деньги. Промышленники получали огромные территории под свой контроль, которые тут же начинали обрабатывать. Купцы могли расширить сеть торгового ведомства, захватив редкие товары по низкой цене. Довольны были все, и после того, как армия была вооружена по последнему слову техники, Наполеон решил пойти войной на могущественного соседа - Российскую империю. А какое сражение для него стало последним? В какой битве погиб Наполеон? Это мы и попытаемся выяснить.

Начало войны

Многие современные дети и правда не знают, в какой битве умер Наполеон. "В последней" - так говорят многие. Все они допускают грубейшею ошибку. Хотя у главы Франции были все шансы умереть на поле боя, но за свои деяния, после которых страна не имела денег ни на одну серьезную реформу, Наполеон Бонапарт был отправлен в ссылку на остров святой Елены, где после умер от разрыва сердца. Но если бы в своей последней битве Наполеону Бонапарту удалось бы победить, то сейчас бы мир, наверное, был бы совсем иным.

Действия Российской Империи

После того как Франция объявила войну, войска тут же приступили к быстрому марш-броску. Стояла прямая задача - за пару дней пересечь границу с Российской Империей и, выбрав две главные дороги (как их называли на тот момент - купеческую и южную), идти прямиком до Москвы. Ставка была сделана на то, что российская армия находится в очень ужасном состоянии. Власти не успели провести модернизацию войск, и все обмундирование, включая оружие, было попросту старого образца.

Но, тем не менее, императором было принято решение сразу же дать отпор французской армии. Место последней битвы Наполеона было решено провести на подходах к Воронежу, собрав около него значительный контингент войск. Вышли они сразу же после вынесения данного решения на обозрение публике. Из окна все радостно кричали и аплодировали смелым солдатам, которые шли умереть за родное отечество.

Некоторые нюансы

И все бы вышло уже на данном этапе, если бы не одно "но". Так как идти вместе отряды не могли, было решено объединить силы под Воронежем. И командиры отправились в путь. Только вот запас продовольствия разительно отличался. Если один взвод спокойно шел до обозначенного места, делая редкие привалы, то другие отряды сначала должны были забрать пищу в деревнях, после чего идти дальше, теряя скорость. Так что к моменту обозначенной атаки, на месте было только тридцать процентов всех посланных сил.

Французы без труда смяли редкое сопротивление. Те войска, что не успели дойти до точки, еще несколько раз будут пытаться объединиться между собой, только вот ничего опять из этой затеи путного не выйдет.

Бородинская битва

Последняя битва Наполеона в России произошла после череды нескольких важных событий. Дабы не отдавать Москву врагу, было решено сжечь ее до тла. Когда французы вошли в крупный город, желая взять его силой, а после пополнить запасы воды и еды, они увидели только обгоревшие пепелища.

В тот самый момент многие были шокированы желанием русских идти до конца. Так описывают в своих мемуарах те событие выжившие солдаты: «Мы никогда не видели настолько ужасного зрелища. Весь город был погребен, забытый во времени, словно древний Вавилон. Москва пала, после начали умирать и мы».

И правда. После того, как в столице никто не стал подписывать мирный договор, следовало только одно - продолжение войны. Только вот не было больше ни еды, чтобы вести бой, ни пороха с картечью. Обозы с провиантом и боеприпасами мелкие группы российских формирований перехватывали на полпути, убивая солдат без особого труда. Армию Наполеона лишали возможности вести крупное боевые сражение, вынуждая его отступить.

Тем временем удалось собрать единую ударную группу, которая должна была бы полностью поставить точку в этой сомнительной военной компании.

Бородинская битва. Военные действия

Какое сражение стало последней битвой Наполеона? Может, Бородинское? Атака началась ранним утром. Две пехоты пошли друг на друга, иногда отстреливаясь поверх голов. Пули должны были попасть во второй ряд, подорвав строй. Получалось не очень, так как мало кто брал в те времена поправку на ветер.

С горы начала работать артиллерия противника. Пушки стреляли разрывными снарядами, стараясь ударить в самый центр российской пехоты. Тем временем с двух флангов отправились маленькие группы солдат. Задача была перехватить высоту, обезоружить артиллерию. И развернув пушки против их же фактических владельцев, ударить что есть мочи.

Но на защиту ключевого звена во всей операции было посланы несколько отрядов. Русских давили количеством, так как уже к этому моменту удачно расположенные оборонительные сражения уничтожили несколько важных отрядов.

Когда надежды фактически не оставалось, и через пару минут армия бы пала, началась вторая фаза. Из леса на всех парах выскочила конница Багратиона, спрятанная там еще с прошлого вечера. Увидев родные глаза, налитые кровавой яростью, солдаты ринулись с новыми силами в бой.

Французские солдаты были сильно испуганы таким поворотом сюжета. Многие в панике бежали с поля боя, побросав оружие на землю. Через пару часов бой закончился победой Российской империи. Наступила пора собирать тела, считать погибших. А после хоронить их в сырой земле и праздновать, что многие остались живы.

Закат политической карьеры

Так что на вопрос, в какой последней битве проиграл Наполеон, можно смело отвечать, что в Бородинской. Именно там идеальный вариант мирового господства впервые потерпел сокрушительный крах. По возвращению во Францию властителя судеб сместили с должности и отправили под арест на остров Елены. Начались изменения во всей стране. Дворянство начало возвращать в свои руки власть, используя провал на военном поприще, как ключевой способ снизить популярность Наполеона.

И все же, это была не последняя битва Наполеона. Год 1812 оказался для Бонапарта несчастливым, так как ситуация походила на фактический закат его политической карьеры. Сторонники предпочитали молчать, дабы не потерять в самый нужный момент свои ключевые должности. Можно было попросту начать служить новым господам и забыть, что когда-то ты всем сердцем поддерживал выходца из народа.

Начались громкие судебные дела. Всех друзей и близких соратников полководца старались устранить. Несколько из них, почувствовав опасность, сбежали из страны. Другим повезло меньше.

100 дней одиночества

На острове святой Елены, однако, с Наполеоном обращались как с королем. Он имел возможность вести переписку, что было для тех времен непозволительной роскошью. Охраняли его только доверенные лица, которые, все как один, были за него, а не против. Уже тогда появилась идея вернуться назад и попытаться снова встать во главе страны.

Но дабы собрать старую гвардию, требовалось время. Нужно было очень деликатно понять, кто был бы не против снова устроить маленький военный переворот. При этом не стоит забывать, что, хотя Наполеон и мог вести переписку, вся она читалась сразу же после того, как попадала в руки специального человека. Нужно было настолько изящно подбирать слова, настолько искусно прятать истинный смысл за горой других значений, чтобы никто не смог распознать в этом письме явный призыв к срочному действию.

Наполеон верил, что есть еще шанс изменить расклад сил в свою пользу. Новое правительство было крайне слабым, и вся его политика строилась на уничтожении наследия былых времен. Французам же кровь из носу были нужны идеалы, за которыми можно было идти. Как только их лишили национальной гордости, как только отобрали удачные победы, в сердцах многих людей произошел бунт.

Тем временем правительство начало отдавать завоеванные Наполеоном земли. Чтобы получить иностранные кредиты, нужно было умаслить государства, которые уже ненавидели Францию. Признав режим военного террора Наполеона Бонапарта незаконным и противоречившим конституции, чиновники начали вести переговоры.

Побег с острова святой Елены

Когда маленькое сопротивление было готово, начались финальные действия. На кону стояло все, и отступать назад было бессмысленно. Еще немного, и гордая Франция Наполеона навсегда бы потеряла свое было величие. Допустить такого перечеркивания личных заслуг главнокомандующий не мог. После того, как около Наполеона выставили нужный ему караул, начались непосредственные действия. Мужчине выдали оружие и деньги, а также объяснили, как и где будут расставлены посты. Под покровом ночи пленник покинул свой остров, к которому он еще обязательно вернется. Но это будет позже.

Мобилизация армии

Как только весть о побеге Наполеона дошла до обычных людей, начался безумный ажиотаж. Все буквально радовались, предрекая новый порядок и возвращение старых устоев. Люди были очень обижены на новое правительство, не понимая, что если бы чиновники не нашли денег, то вся Франция пошла бы по миру. Однако чувство принадлежности к великим победам нравилось французам намного больше, чем экономическая стабильность своей страны.

Молодые юноши, как раньше, начали вступать в ряды наполеоновской армии. Вооружение обеспечивали генералы, преданные предводителю до самого конца. Узнав о том, что узник покинул свою клетку, правительство решило действовать быстро. Так как многие страны были напрямую заинтересованы в том, чтобы Наполеон снова не встал у руля Франции, было решено создать военную коалицию.

К моменту сражения при Ватерлоо ситуация складывалась для Наполеона Бонапарта хуже некуда. Он сумел набрать только 200 000 солдат, тогда как у коалиции было около 700 000. При желании, союзники могли задействовать еще несколько формирований, подняв общее количество до 1 000 000 боеготовых единиц.

Сражение при Ватерлоо

У Наполеона была одна стратегия. Так как его силы были намного меньше, чем армия врагов, предполагалось разбить их по частям, перед тем как, им удастся объединиться. И план был бы выполнен, если бы почувствовавшие поражение кумира генералы не начали массово его предавать. В какой последней битве погиб Наполеон? Морально он умер именно при Ватерлоо. Морально, но не физически.

За несколько часов все величие Наполеона было растоптано. Вражеская конница повторила ровно тот же трюк, что в свое время российская. Только сейчас кони ударили сразу, а после отступили, дав дорогу пехотинцам. За два часа сражение подошло к концу. Наполеона пленили, и снова отправили в заточение. Всех генералов, что решили поддержать его восстание, отправили под суд. Началась новая волна чисток, но так как французы увидели второе поражение своего кумира, любовь к нему охладела с быстрой скоростью. Последней битвой Наполеона при Ватерлоо закончилась его эпоха.

Последние годы жизни

Теперь уже Наполеон остался на острове святой Елены навсегда. Старик, конечно, еще пытался поднять военных на новый бунт, только вот никто не хотел умирать по воле пленника. Призывы поднять оружие и пойти на финальный бой все реже и реже волновали умы. Уже перед самой своей смертью Наполеон проклинает тех бездарей, что так жестоко обошлись с его наследием. Умирает легенда в гордом одиночестве. Так как даже караульные не успевают вступить на свой законный пост.

Итог

Итак, какое сражение было последней битвой Наполеона? Из-за предательств со стороны личного состава, битва при Ватерлоо стала последней. Если же отвечать, в какой битве погиб Наполеон, то как властелин своей страны, как великий лидер, погиб он во время Бородинского сражения.

В.Г. Белинский в своей статье о романе назвал Александра «трижды романтиком - по натуре, воспитанию и обстоятельствам жизни». В понимании Гончарова последние два тезиса (воспитание и обстоятельства) неразрывно связаны. Александра можно назвать баловнем судьбы. «Жизнь от пелен ему улыбалась <…>; нянька все пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя; профессоры твердили, что он пойдет далеко, а по возвращении его домой ему улыбнулась дочь соседки. <…> О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху, как знают о какой-нибудь заразе, которая <…> глухо где-то таится в народе». Но человека с притязаниями на собственную исключительность рождает не высшая сила, формируют не горькие столкновения с жизнью (как толковала романтическая литература). Его личность творит вся атмосфера дворянской усадьбы, в которой он - царь и бог, и десятки людей готовы исполнить любое его желание. Да что люди! Маменька героя, указывая с балкона «какой красотой Бог одел поля наши», не преминула заметить, кто владеет всем этим земным великолепием: «И ведь это все твое, милый сынок: я только твоя приказчица… Вон твои коровки и лошадки пасутся. Здесь ты один всему господин…»

Незаурядная личность с особым жизненным предназначением, которая вправе презирать низкую толпу - таким предстает романтический герой на страницах книг. Самолюбие Александра, как подобает романтическому сверхгерою, поистине грандиозно. «Он мечтал о колоссальной страсти, которая не знает никаких преград и свершает громкие подвиги. <…> Мечтал он и о пользе, которую принесет отечеству. Всего же больше он мечтал о славе писателя». Белинский иронически оценивал такого рода скороспелых гениев: «<…> Манит их военная слава, им очень бы хотелось в Наполеоны, но только не иначе, как на таком условии, чтоб им на первый случай дали <…> хоть небольшую, хоть стотысячную армию, чтоб они сейчас же могли начать блестящий ряд побед своих. Манит их и гражданская слава, но не иначе, как на таком условии, чтоб им прямо махнуть в министры». Критик подводит суровый итог: «Им и в голову не приходит, что кто считает себя равно способным ко всем поприщам славы, тот не способен ни к какому».

Сам писатель не настроен по отношению к своему юному герою так скептически. Исследуя «натуру», природные качества героя, Гончаров склонен взять его под защиту: «Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью. Природа так хорошо создала его, что любовь матери и поклонение окружающих подействовали только на добрые его стороны…» Романтические мечты молодого Адуева, по крайней мере, теоретически подготовлены годами учебы: «Он прилежно и многому учился. В аттестате его сказано было, что он знает с дюжину наук да с полдюжины древних и новых языков. <…> Стихи его удивляли товарищей». «Я знаю богословие, гражданское, уголовное, естественное и народное права, дипломацию, политическую экономию, философию, эстетику, археологию…» - заявляет он дядюшке. Даже преувеличенная самооценка его героя представляется автору не такой уж большой бедой, «…ведь самолюбие само по себе только форма; все будет зависеть от материала, который вольешь в нее».

Итак, с первых страниц проявляет себя фундаментальный закон творчества Гончарова - его художественная объективность. Описав характер Александра, Гончаров сразу указал сильные и слабые его стороны. Писатель не предупреждает заранее, сбудутся или нет его мечты. Перед нами личность симпатичная, притягивающая самые теплые чувства. Однако писатель нигде прямо об этом не говорит. Он лишь дает это понять, рисуя отношение к Александру окружающих - не одной маменьки и дворни, но и Софьи и ее матери. Особенно запоминается поведение Поспелова - друга, который «из дому нарочно скакал целые сутки», чтобы в последний раз обнять и проводить товарища. Желание привлечь к своему герою сочувствие публики ощутимо для любого читателя. Вот как, например, размышляет ученица 10-го класса в сочинении на тему «Идеалы и жизненные пути героев романа "Обыкновенная история" : «В самом начале безусловно симпатизируешь Александру - молодому человеку, образованному и воспитанному, полному чистых романтических мечтаний и стремлений. Провожая его вместе с его матерью в Петербург, хочется пожелать ему, чтобы ему сопутствовала удача».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Сочинение

Александр Адуев не захотел отставать от века. Он стал тем, кем был его дядя: деловым человеком, идущим «наравне с веком», с возможностью в будущем блестящей карьеры. Мечтательный романтик стал дельцом. Такой процесс перерождения был типичным явлением для русской действительности 30-40-х годов. Духовный потомок Ленского, Александр Адуев, как и пушкинский герой, уходит в мир мечтаний, не знает жизни. Но Ленский был наделен Пушкиным чертами гражданственности, в нем жили «вольнолюбивые мечты»… Адуев же - представитель мелкого, пошлого, безыдейного романтизма, распространенного в 40-е годы.

Под романтической настроенностью Александра скрывались черты эгоизма и самовлюбленности. Превратившись в дельца, чиновника-карьериста, Адуев становится человеком с узкими, ограниченными интересами и мещанским пониманием жизни. Александр в общем-то человек самый заурядный, и только ему самому кажется, что он личность необыкновенная, «с могучей душой».

Жизнь в столице, влияние окружающей действительности в первую очередь, были главными причинами перерождения Адуева. Александр стал скептиком, разочаровался в жизни, любви, труде, творчестве.

В его прежнем облике мечтательного романтика были и черты, свойственные юности, стремление «к высокому и прекрасному». Эти качества Гончаров в своем герое не осуждал. «Есть пора в жизни человека, - писал Белинский, - когда грудь его полна тревоги… когда горячие желания с быстротою сменяют одно другое …когда человек любит весь мир, стремится ко всему и не в состоянии остановиться ни на чем; когда сердце человека порывисто бьется любовью к идеалу и гордым презрением к действительности, и юная душа, расправляя мощные крылья, радостно взвивается к светлому небу… Но эта пора юношеского энтузиазма есть необходимый момент в нравственном развитии человека, - и кто не мечтал, не порывался в юности к неопределен-иному идеалу фантастического совершенства, истины, блага и красоты, тот никогда не будет в состоянии понимать поэзию - не одну только создаваемую поэтами поэзию, но и поэзию жизни; вечно будет он влачиться низкою душою по грязи грубых потребностей тела и сухого, холодного эгоизма».

Белинский но осуждал романтизма вообще. Он был ярым противником романтизма «без живой связи и живого отношения» к жизни. Находясь под влиянием эстетических взглядов Белинского, Гончаров в «Обыкновенной истории» показал, что человеку свойственны большие и чистые, высокие и прекрасные человеческие чувства, но показал и то, какие уродливые формы принимают они под влиянием крепостного права и барского воспитания. «Адуев, - писал Гончаров спустя 32 года, - кончил, как большая часть тогда: послушался практической мудрости дяди, принялся работать в службе, писал и в журналах (но уже не стихами) и, пережив эпоху юношеских волнений, достиг положительных благ, как большинство, занял в службе прочное положение и выгодно женился, словом обделал свои дела. В этом и заключается «Обыкновенная история».

Гончаров на службе и в салоне Майковых встречался со многими видными представителями чиновного мира. Он хорошо знал людец типа Адуевых. Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях А. В. Старчевский: «Героем для повести Гончарова послужил его покойный начальник Владимир Андреевич Солоницын и Андрей Парфенович Заблоцкий-Десятовский, брат которого Михаил Парфенович, бывший с нами в университете и знакомый Ивана Александровича, близко познакомил автора с этой личностью. Из двух героев, положительных и черствых, притом не последних эгоистов, мечтавших только о том, как бы выйти в люди, составить капиталец и сделать хорошую партию, Иван Александрович выкроил своего главного героя. Племянник с желтыми цветами составлен из Солика (племянника В. А. Солоницына и Михаила Парфеновича Заблоцкого-Десятовского. - В. Л.)

В «Обыкновенной истории» Гончаров пишет, что писатель должен обозревать «покойным и светлым взглядом жизнь и людей вообще», но выводов не делать. Это он предоставляет читателю. У Герцена, - писал Белинский, сравнивая творческий метод Гончарова и Герцена, - «мысль всегда впереди, он вперед знает, что и для чего пишет; он изображает с поразительною верностию сцену действительности для того только, чтобы сказать о ней свое слово, произнести суд. Г-н Гончаров рисует свои фигуры, характеры, сцены, прежде всего для того, чтобы удовлетворить своей потребности и насладиться своею снособностиюрисовать: говорить и судить и извлекать из них нравственные следствия ему надо предоставить своим читателям. Картины Искандера (псевдоним Герцена.-В. Л.) отличаются не столько верностию рисунка и тоикостию кисти, сколько глубоким знанием изображаемой им действительности, они отличаются больше фактическою, нежели поэтическою истиною, увлекательны слогом не столько поэтическим, сколько исполненным ума, мысли, юмора и остроумия, - всегда поражающим оригинальностию и новостию. Главная сила таланта г. Гончарова - всегда в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; он неожиданно впадает в поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств, как, например, в поэтическом описании процесса горения в камине сочинений молодого Адуева. В таланте Искандера поэзия - агент второстепенный, а главный - мысль; в таланте г. Гончарова поэзия - агент первый и единственный…»

Другие сочинения по этому произведению

«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Главный герой романа И. Гончарова "Обыкновенная история" Две философии жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Дядя и племянник Адуевы в романе «Обыкновенная история» Как жить? Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история» Отзыв о романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Отражение исторических перемен в романе Гончарова «Обыкновенная история» Почему роман И.А.Гончарова назван "Обыкновенная история"? Роман о повседневной жизни обыкновенных людей Россия в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история" Смысл названия романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Смысл названия романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика главных героев романа И. Гончарова «Обыкновенная история» Старая и новая Россия в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Обыкновенная история Александра Адуева Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова) О романе Гончарова «Обыкновенная история» Сюжет романа Гончарова Гончаров И. А. «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» История написания романа Гончарова «Обрыв» Александр и Петр Иваныч Адуевы в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе Смысл названия романа И. Гончарова Роман “Обыкновенная история” (первая критика, первая известность) Образ Александра Адуева, Петербург и провинция Герой романа «Обыкновенная история»

Роман был задуман автором в 1844 году. Произведение было впервые зачитано в салоне семьи Майковых. Гончаров внёс некоторые коррективы в свой роман именно по совету Валериана Майкова. Затем рукопись оказалась у М. Языкова, который должен был передать её Белинскому по просьбе самого автора. Однако Языков не спешил с выполнением просьбы, так как считал роман слишком банальным. Рукопись была вручена Белинскому Некрасовым, который забрал её у Языкова. Белинский планировал издать «Обыкновенную историю» в альманахе «Левиафан».

Однако этим планам так и не суждено было осуществиться. Гончаров получил выгодное предложение: он мог заработать 200 рублей за каждую страницу рукописи. Но Панаев и Некрасов предложили писателю ту же сумму, и Гончаров продал им своё произведение. Роман решено было опубликовать в «Современнике». Публикация состоялась в 1847 году. Через год роман вышел отдельным изданием.

Александр Адуев, сын небогатого помещика, собирается покинуть родное имение. Молодой помещик получил достойное университетское образование, которое теперь хочет применить на службе отечеству. Александр оставляет в имении свою первую любовь Сонечку и безутешную мать Анну Павловну, которая не желает расставаться с единственным сыном. Сам Адуев тоже не хочет оставлять привычный уклад жизни. Однако высокие цели, которые он перед собой поставил, заставляют его покинуть родительский дом.

Оказавшись в столице, Александр отправляется к своему дяде. Пётр Иванович уже много лет прожил в Петербурге. После смерти брата он перестал общаться с его вдовой и своим племянником. Александр, кажется, не замечает того, что дядя не слишком рад его видеть. Молодой человек ждёт заботы и покровительства от близкого родственника. Пётр Иванович получает письмо от матери своего племенника, которая просит помочь хорошо устроиться сыну. У дяди не остаётся выбора, и он берётся за активное воспитание племянника: снимает ему квартиру, даёт многочисленные советы, находит ему место. Пётр Иванович считает, что Александр слишком романтичен и оторван от реальности. Необходимо разрушить вымышленный мир, в котором живёт молодой человек.

Прошло 2 года. За это время Александр смог достичь успехов на службе. Дядя доволен племянником. Единственное, что огорчает Петра Ивановича, это влюблённость молодого человека в Наденьку Любецкую. По мнению сурового дяди, «сладостная нега» может помешать племяннику дальнейшему продвижению по службе. Наденьке тоже нравится Александр. Однако чувства девушки не настолько глубоки, как чувства её возлюбленного. Намного больший интерес у Наденьки вызывает граф Новинский. Адуев-младший мечтает о дуэли со своим соперником. Пётр Иванович всеми силами пытается отговорить племянника от роковой ошибки. Дядя так и не нашёл нужных слов утешения. Пришлось вмешаться Лизавете Александровне, жене Петра Ивановича. Только тётушке удалось успокоить молодого человека и отговорить его от дуэли.

Прошёл ещё один год. Александр уже успел забыть Наденьку. Однако от прежнего юноши-романтика в нём не осталось и следа. Адуев-младший всё время скучает и тоскует. Дядя и тётя пробуют различными способами отвлечь племянника, но ничего не помогает. Молодой человек и сам пытается забыться в любви, но у него ничего не получается. Александр всё чаще задумывается о возвращении домой. В конце концов, молодой человек уезжает из столицы. Жизнь в деревне не изменилась, только Соня, первая любовь Адуева, не дождавшись возлюбленного, вышла замуж. Анна Павловна рада, что сын вернулся из Петербурга, и считает, что жизнь в столице подрывает здоровье.

Завораживающий город
Но Александр и в отчем доме не находит покоя. Едва вернувшись, он уже мечтает о переезде в Петербург. После столичных салонов спокойная жизнь в деревне кажется недостаточно динамичной и яркой. Тем не менее, молодой человек не решается на отъезд, так как не хочет огорчить мать. Смерть Анны Павловны избавляет Адуева-младшего от угрызений совести. Он возвращается в столицу.

Прошло ещё 4 года. Герои романа сильно изменились. Тётушка Лизавета стала безразличной и равнодушной. Пётр Иванович тоже становится другим. Из прежнего холодного и расчётливого дельца он превращается в любящего семьянина. Пётр Иванович подозревает у своей жены серьёзные проблемы со здоровьем и хочет подать в отставку, чтобы увезти супругу из столицы. Александр смог избавиться от юношеских иллюзий. Адуев-младший хорошо зарабатывает, добился высокого положения и собирается жениться на богатой наследнице.

Александр Адуев

Романтичность и эгоцентризм – основные черты характера молодого человека. Александр уверен в своей уникальности и мечтает покорить столицу. Адуев-младший мечтает прославиться на поэтическом и писательском поприще и найти настоящую любовь. Жизнь в деревне, по мнению молодого человека, не для такой талантливой и возвышенной личности, как он.

Мечты Александра рушатся одна за другой. Совсем скоро он понимает, что в столице и без него достаточно посредственных поэтов и писателей. Адуев не скажет публике ничего нового. Настоящая любовь также разочаровала молодого романтика. Наденька Любецкая с лёгкостью бросает Александра, чтобы предпочесть ему более выгодную партию. Молодой человек приходит к выводу о том, что мир, который жил в его воображении, на самом деле не существует. Так началось перерождение романтика в обычного циника и дельца, каким был дядя Александра.

Адуев-младший вовремя понял, что он не в силах переделать действительность, заставить её быть другой. Однако он может добиться успеха, пересмотрев свои взгляды и приняв правила игры.

Пётр Адуев

В начале романа Пётр Иванович выступает в качестве антипода своего племянника. Автор характеризует этого персонажа, как человека, который «ледян до ожесточения». Благодаря находчивости и хладнокровию дядя Александра смог неплохо устроиться. Пётр Иванович ненавидит неприспособленных к жизни, сентиментальных и чувствительных людей. Именно с этими чертами характера ему приходится бороться в своём племяннике.

Адуев-старший полагает, что человеком имеет право называться только тот, кто умеет управлять своими чувствами. Вот почему Пётр Иванович презирает в Александре склонность к «восторгам». Все предсказания опытного дяди сбылись. Его племянник не смог прославиться ни в качестве поэта, ни в качестве писателя, а роман с Наденькой закончился предательством.

Дядя и племянник воплощают в романе 2 стороны современной автору России. Страна разделилась на мечтателей, никому не приносящих практической пользы своими действиями, и дельцов, чья деятельность приносят выгоду только им самим. Александр представляет собой «лишнего человека», непригодного к настоящему делу и вызывающего чувство иронии даже у близких родственников. «Лишний» не принесёт пользу своему отечеству, ведь он, по сути, и сам не знает, чего хочет. Пётр Иванович чрезмерно практичен. По мнению автора, его чёрствость также губительна для окружающих, как мечтательность его племянника.

Некоторые критики проводят параллель между «Обыкновенной историей» и «Обломовым», где антиподами являются Обломов и его друг Штольц. Первый, будучи добрым, душевным человеком, слишком пассивен. Второй, как и Пётр Адуев, практичен до чёрствости. Название романа – «Обыкновенная история» – свидетельствует о том, что все описанные в книге события взяты из жизни. Гончаров как бы сам признаёт, что рассказанная им история не уникальна. Превращение романтиков в циников происходит ежедневно. У «лишнего человека» только 2 пути: уйти из этой жизни, как Обломов, или трансформироваться в бездушную машину, как Александр Адуев.




Top