Александр виноградов и дубосарский картины. Экспозиция современных картин александра виноградова и владимира дубосарского

В центре современного искусства «Винзавод» проходит ретроспектива произведений творческого дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского

«День мента», 2010

«На пленэре. Картина для школы», 1995
Виноградов и Дубосарский создают картины, опираясь на воспоминания своего советского детства и юности, но подкрепленные гламуром девяностых, который воспринимается сегодня уже и не пошло, а снисходительно и даже доброжелательно. Их первоначальной задачей было вдохнуть в картину (многие критики в тот момент утверждали, что картина как художественная форма уже себя исчерпала и должна уступить место инсталляциям и прочим художественным действам) новое дыхание, используя при этом традиционную манеру позднего соцреализма, но наполнив ее иронией, благодаря чему даже советские штампы воспринимаются скорее с любопытством, чем с раздражением. Но это только в том случае, конечно, если зритель лишен подобострастного отношения к советскому прошлому. Если бы некоторые из знаменитых картин дуэта были созданы не 20 лет назад, а сегодня, то определенно вызвали бы гнев околоцерковной общественности. Однако тогда, когда они создавались, церковь еще не вмешивалась в жизнь государства и уж тем более не претендовала на то, чтобы диктовать писателям, художникам и режиссерам, что и как именно им делать в их профессии. Например, сцены из фильма 30-х годов «Кубанские казаки» под кистью насмешников превращаются в эротическое шоу на гигантском триптихе «Праздник урожая»: усатый комбайнер в фуражке под Григория Мелихова из «Тихого Дона» на обочине колхозного поля занимается любовью с чернобровыми казачками. Получились почти сомовские «Занавешенные картинки» с поправкой на реалии ХХ века. Нарисованная с реалистической четкостью картинка выставлялась на аукционе Sotheby’s за $350 тыс.

Работать вместе Александр Виноградов и Владимир Дубосарский начали в 1994 году. «Мы с Виноградовым решили создавать картины, которые будут понятны массам. Поэтому взяли за основу язык советской живописи - соцреализм. Именно этот язык адекватно воспринимало большинство жителей нашей страны».

Первым проектом художников стала работа «Пикассо в Москве». Художники вспомнили, что в 1950-х годах в Москве проходила выставка Пикассо, и нарисовали своего рода парадный портрет. Вслед за которым последовала еще серия подобных двухметровых портретов, включая портрет обнаженной Аллы Пугачевой, «купающейся» в «миллионе алых роз». Сначала Пугачева была возмущена, но ей объяснили, что ее таким образом сравнили с древнегреческой богиней Венерой, и она «простила» художников. Сегодня «обнаженная Алла» с мраморным бюстом Филиппа Киркорова на заднем фоне украшает частную коллекцию и пропала из выставочных залов. Следом за Пугачевой пошли и другие картины, выполненные в жанре соц-арта, на которых авторы произвольно соединяли вместе реальных персонажей, помещая их в демонстративно вульгарный попсовый контекст. Например, в проекте «Тотальная живопись» на залитом солнцем берегу Волги в окружении экзотических птиц и животных отдыхают обнаженные Ахматова, Цветаева, Достоевский, Маяковский, Толстой, Гоголь. Художники уверены, что для массового сознания все эти герои и есть русская литература, которую вполне возможно собрать вместе на картинке, почти как в школьном учебнике. Одним из любимых персонажей этого периода становится Арнольд Шварценеггер, которого они изображают в русских ситцевых трусах, окруженным маленькими детьми - почти Ленин на елке. На огромном полотне «Свадьба» (6х4 метра) художники аллегорически изобразили свадьбу Восточной и Западной Германии, которую благословляет Гельмут Коль, а в небе среди ангелов и цветов парит Михаил Горбачев. Для написания натюрмортов изображенных на этой картине использовались аутентичные свадебные аксессуары которые изготовил под заказ магазин аксессуаров для свадьбы Свадебная Мечта.

Если бы некоторые из знаменитых картин дуэта были созданы не двадцать лет назад, а сегодня, то вызвали бы гнев околоцерковной общественности

Трудовой заказ

Серию работ художники сделали в рамках иронического проекта «Картины на заказ». Для турагентств они нарисовали «Птицу-тройку» с вампирами (такой, по их мнению, Россия представляется иностранцам). «Завтрак на траве» (отсылка к знаменитому полотну Эдуарда Мане, на ней изображены обнаженными знаменитые французские художники, начиная с Ван Гога, в окружении голых красавиц и тропических животных) приобрел Центр Жоржа Помпиду в Париже: с прицелом на него, скорее всего, картина и писалась. После этого цены на работы Дубосарского и Виноградова решительно пошли вверх. В 2007 году «Ночная тренировка» была продана на аукционе в Лондоне за £132 тыс. В основе замысла была идея тиражирования однотипных сюжетов якобы анонимными художниками. Причем все картины должны были быть написаны в манере позднего соцреализма. Частично это удалось. Правда, не все заказчики оставались довольны. Так, не дошел до адресата портрет бывшего «начальника Чукотки» Романа Абрамовича. Несмотря на то что у ног героя радостно копошились волк и лисица, а от человеческого тепла и доброты вдруг расцвели подснежники, заказчики попросили уменьшить слишком пухлые щеки героя, потом - увеличить количество волос на голове… Портрет вроде бы имениннику так и не достался. Для выставки в Монако художники подготовили проект под названием «На районе» (On the Вlock) - детали повседневной жизни жителей города Химки, где живут живописцы. Получилась вполне современная этнография, например, портрет девушки - участкового милиционера с внешностью голливудской звезды…



Без названия. Из серии «Девять обнаженных», 2005
Художники рисуют до сорока картин в год, цены на них сегодня меньше, чем были когда-то на западных аукционах. По разным причинам многие картины «зависли» в мастерской. Вот они и выставлены на «Винзаводе». Среди них есть отличные пейзажи, заставляющие вспомнить шестидесятые годы, и саркастические работы позднего периода. Рассматривая их, стоит держать в голове контекст, созданный плодовитыми авторами за последние годы, благодаря которому они стали современными классиками.

Владимир Дубосарский

Художник

© Михаил Фомичев/ТАСС

«У каждого интернет-пользователя есть свои интересы: я вот рисую картины и постоянно ищу в сети разные изображения, которые могут мне пригодиться. В какой-то момент я стал скачивать картинки из фейсбука. Раньше мне нужно было что-то специально искать в интернете, а в соцсети люди размещают картинки каждый день, и можно даже больше нигде эти изображения не искать: все равно я провожу время в фейсбуке и смотрю, кто и что пишет. Вот я насобирал целую папку этих изображений - просто подумал, что мне когда-нибудь может пригодиться.

Получилась интересная история. Мне как художнику больше не нужно ходить на этюды и снимать натурщиков, ставить их в какие-то позы. Мне даже не нужно тратить время, чтобы искать изображения в интернете, - решил, что буду брать и срисовывать фотографии прямо из фейсбука, раз люди выкладывают, то можно. Кто был первый, даже не помню - просто взял и нарисовал одну картинку, потом вторую. И в какой-то момент оказалось, что у меня стало очень много картин, которые пришли с фейсбука. Так выходило, что, как только я начинал работать над какой-то темой, я вспоминал про картинку с фейсбука, которая мне как раз к этой теме и подходила. Картинок вышло много, но выставку я делать сам не планировал, если бы Леша Шульгин (куратор и директор Электромузея. - Прим. ред. ) не предложил мне показать эти работы. Электромузею интересны технологии и медиа, а здесь новые технологии использованы дедовским способом, человек берет, скачивает картинки и рисует их маслом.

Комментарии из фейсбука, озвученные синтезатором речи, которые можно услышать на выставке

Чтобы сделать выставку мультимедийной, мы записали разговоры людей из фейсбука, которые комментировали мои работы. Кто-то меня называет гадом и говорит, что я украл его фотографию и ничего не заплатил. Кто-то в личной переписке угрожает подать на меня в суд. А другие, наоборот, счастливы: думают, что попали в историю. Например, на одной из работ была сестра Оли Чучадеевой - я продал эту картину на и отдал деньги в фонд Чулпан Хаматовой. Так что в этих разговорах на выставке будут все возможные реплики, которые сопровождали эту историю.

А еще я хочу устроить перформансы с участием моих друзей из фейсбука. Они будут показывать ровно то, что изображают в фейсбуке. Например, один там пишет стихи, другой дурачка изображает, кто-то любит селфи со всеми делать - и так далее. Люди будут заниматься тем, чем они занимаются в фейсбуке, - только в реальности.

После выставки пройдет аукцион и часть денег пойдет больным детям, а часть - тем персонажам, изображения которых я использовал, чтобы рисовать. А еще параллельно мы хотим сделать проект с роботом: его пытаются обучить рисовать, как я. Хотя у меня нет ярко выраженного стиля, как у Рембрандта или Ван Гога, такой язык легко считывается, а мой стиль - более современный и нейтральный, его не так легко считать. Но все равно робот попытается обработать часть моих работ из этого архива».

Как относятся пользователи фейсбука к тому, что их фотографии превратились в картины

«Летом», 2014


Павел Отдельнов : «Это не моя фотография, я ей просто поделился , но я есть на снимке. Автор - Лена Холкина, она художник и даже один раз использовала работы Виноградова и Дубосарского для какого-то своего проекта. Поэтому претензий к Владимиру у нее не было.

Я думаю, что обращение к чужим фото закономерно. Объем картинок, которые нас окружают, настолько огромен, что он постепенно становится неразличим с окружающей реальностью. Это уже не вторая, а первая реальность. Мои фотографии тоже несколько раз использовали, да и я сам пару раз пользовался чужими фото, но спрашивал разрешение. В последний раз по мотивам моей фотографии сделал свою картину американский художник Алекс Каневский. Предварительно он списался со мной. Я считаю, что для использования чужого материала обязательно спрашивать разрешение автора. Это вопрос этики».

«Портрет художника Светы Шуваевой», 2014–2016



Света Шуваева : «Я видела свой портрет, нарисованный Дубосарским, на фото из его студии. На самой меня отметил кто-то из друзей, и на ней картина выглядит незавершенной - интересно будет увидеть окончательный вариант. Я ни в коем случае не обижаюсь на автора, и у меня нет пока в планах нарисовать его портрет в ответ, может, когда-нибудь потом, кто знает. Вопрос о смысле и значении работы лучше задать самому автору. Лично для себя я давно уже не вижу проблемы рисовать с натуры, с натуры фейсбука или просто выдумывать. Обычно я стараюсь совмещать и то и другое вместе».

«Портрет А.Монастырского с собакой Абсолют», 2014



Дарья Новгородская, автор фото : «Если бы издание какое-то утащило без ссылки и разрешения, я была бы раздражена, но художник - нормально. И это все хорошие художники, их работы я знаю с 1990-х. Если бы это был Никас Сафронов - у меня были ли бы возражения. Но, с другой стороны, Никас Сафронов никогда бы не использовал портрет Монастырского с фейсбука. Ну и, конечно, я не буду менять настройки приватности.

История с моей фотографией у Дубосарского - это не про то, как он стащил ее. Это такой очередной виток иронии, которая всегда очевидна в его работах. Как советская живопись, так теперь и эти фотографии с фейсбука, перенесенные на художественную выставку, - холст, масло, фейсбук. Стоит помнить, что реди-мейд изобретен уже сто лет назад. А сейчас, с появлением новых медиа, удивительно, когда художники пытаются их игнорировать, а не когда они их используют».

«Голубая лагуна-1», «Голубая лагуна-2», 2014–2016


(англ. Vladimir Dubossarsky , р. 1964) - современный российский художник. С 1994 года работает в арт-дуэте совместно с Александром Виноградовым .

Биография, творчество

Владимир Дубосарский родился в Москве 8 января 1964 года. В 1980-84 учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, в 1988-91 в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1994 году вступил в Московский союз художников.

В 1991-93 гг. работы Дубосарского выставлялись в Галереи в Тpехпpудном переулке. В тех же годах Дубосарский принимает участие в ряде перфомансов (например, "Вся Москва", совместно с А. Тер-Оганьяном и А. Горматюком, 1992). В 1994 году начал работать в соавторстве с Александром Виноградовым. В настоящее время работы художников находятся в собраниях крупнейших музеев мира (Государственной Третьяковкой галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства, Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея современного искусства (Авиньон), Музея изобразительных искусств (Хьюстон) и др.). В интервью для M24.ru от 27 августа 2015 Дубосарский сказал: "коллективное творчество – это достаточно распространенное явление, потому что современное искусство в отличие от классического является проектным. То есть, если раньше были только, к примеру, Кукрыниксы, то сейчас много творческих групп, где индивидуальность и стиль художника подчиняются определенным параметрам. И в этом смысле наше дело было концептуальным: параметры придумывались совместно с самого начала, какие-то идеи пришли в процессе работы. Поэтому нам легко было договариваться, и эго было не индивидуальным, а коллективным".

Творчество дуэта Дубосарский-Виноградов отличает использование традиционных для живописи форм в рамках актуального искусства. Художники работают на грани китча и концептуализма , они пишут картины большого формата, которые на первый взгляд кажутся продолжением традиции советского реализма, но при этом обладают концептуальным посылом. В интервью Милене Орловой для проекта М. Гельмана "Динамические пары" Дубосарский так прокомментировал первоначальный замысел: "Это сразу было задумано как проект, поставленный в определенные рамки. С одной стороны - это как бы русский, отечественный проект, внутри которого - язык русской живописи, а с другой стороны - западные стратегии. У нас любую бумажку, любую технологию надо объяснять. Картина - это можно объяснить. Мы взяли язык реализма, понятный всем. Противопоставили себя концептуализму, который был в силе (когда в 1994 году мы только начинали), где все было очень умное. В концептуализме подтекст был важнее, чем текст. У нас наоборот - контекст не важен, важнее, чтобы текст был сразу понятен. В противоположность радикалистам - Осмоловскому, Бренеру, Кулику (именно они были звездами в 1993), наше искусство тоже как бы агрессивно, но агрессивно внутри картины. Оно все время говорит - я не жизнь, а искусство, ограниченное определенными рамками. Внутри - как бы позитивные ценности (райские женщины, фрукты, цветы, животные, книги), добрые. А агрессивность картин была в том, что они были большие и их было много. Если бы нас было человек десять, мы забили бы их объемами".

В 2002 году Владимир Дубосарский стал инициатором и идейным руководителем фестиваля «Арт-Клязьма». В 2007 году дуэт Дубосарский-Виноградов был удостоен премии в области современного искусства «Соратник». В 2013 в Московском музее современного искусства Владимир Дубосарский представил перформанс «Хроники 13», в рамках которого на протяжении 14 дней создавал свои произведения в залах музея. В 2014 году состоялась персональная выставка Дубосарского «Дом художника» на берегу Клязьминского водохранилища в месте проведения фестиваля «Арт-Клязьма».

В сентябре 2018 года Владимир Дубосарский организовал перформанс в Удмуртском Республиканском Музее изобразительных искусств (Ижевск). В рамках фестиваля «Ижевск.Да» художник в присутствии публики писал картину Аркадия Пластова «Вести из Кореи».

Годы молодости

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский оба родились в Москве в 1963 году. Вместе они поступали в Московское Художественное Училище памяти 1905 года на факультет реставрации, со специализацией на монументальной живописи. Вместе ездили на практику реставрировать фрески и настенную роспись в церквях и монастырях. Владимир Дубосарский вспоминает, что изначально намерения стать художниками у них не было - скорее, их прельщали стабильные профессиональные перспективы в реставрационном деле.

После окончания училища, в 1984 году, Виноградов и Дубосарский отправились на службу в армию. Причем Виноградов служил в Германии, что по тем временам считалась достаточно престижным направлением, его служба проходила в штабе, где он рисовал агитационные материалы. По возвращении он продолжил заниматься прикладным художественным трудом, работал художником на мебельной фабрике. Также, в те годы, друзья вместе занимались преподаванием, при одном из московских выставочных залов они вели занятия в художественной студии, Виноградов преподавал детям, а Дубосарский - взрослым. «И даже были там какие-то творческие победы. У нас один геолог был, например, взрывник, он рисовал взрывы. Очень красиво» - вспоминает Виноградов.

Дубосарский в эти годы преимущественно работал один в мастерской, практически в затворническом режиме. В Москве второй половины восьмидесятых протекала бурная художественная жизнь, появлялись новые имена, проходили квартирные выставки. Это было динамичное, кипящее, но вместе с тем достаточно закрытое сообщество. Виноградов и Дубосарский были далеки от него и не вхожи в круги новых авангардистов. Как-то в мастерскую Дубосарского пришел его дядя, который на тот момент был соседом, пожалуй, одного из самых известных молодых художников того времени, зачинателя группы «Мухомор» - . Дядя предложил познакомить Владимира с «мухоморами», однако тот отказался, посчитав себя самодостаточным автором, не нуждающимся в окружении. В дальнейшем признался, что об отказе пожалел.

Вскоре друзья принимают решение продолжить образование и вместе поступать в художественный институт имени Сурикова, как вспоминает Александр Виноградов, эта идея пришла им в голову, когда они стояли на эскалаторе в метро. Молодым художникам казалось, что в Суриковском они встретят подобных себе, находящихся в поиске и нацеленных на эксперимент молодых авторов. Однако в 1989 году таковых в стенах института не нашлось, атмосфера внутри учебного заведения оставалась сухой и академической, там правила станковая живопись и бесконечное рисование с натуры. В конце третьего курса Владимира Дубосарского, одного из самых талантливых студентов, выгоняют из училища.
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский в Трехпрудном переулке
В то же время в руки ему впервые попадает журнал «Флэш арт», он знакомится с тем, что принято называть «современным искусством» и осознает, что в Москве оно тоже есть. В 1991 году он оказывается в самом его эпицентре, заехав в одну из «паленых» квартир в легендарном сквоте в Трехпрудном переулке. Туда съезжались «интересные» люди, художники и музыканты из других городов России, костяк сообщества формировали приехавшие из Ростова-на-Дону , . Там же в сквоте открылась галерея, куратором которой стал в будущем скандально известный акционист Тер-Оганьян. Каждый четверг в Трехпрудном проходили открытия, привлекавшие большое количество людей. Преимущественно групповые выставки реализовывались на деньги самих художников, печатались пригласительные, молодые искусствоведы Милена Орлова, Саша Обухова, Андрей Епишин писали для них свои первые тексты. Можно сказать, что это был последний оплот андеграудного искусства в Советском Союзе, собравшиеся в Трехпрудном авторы имели за плечами годы обучения в образцовых советских училищах и институтах, все были профессиональными живописцами, вместе они изучали и, в следствие недостатка информации, порою по наитию привносили в жизнь собственные практики другого, нового, современного искусства.

Владимир Дубосарский вспоминает один из самых романтичных моментов того времени, когда в руки ему и его друзьям попались распечатки результатов зарубежных аукционов: «И вот, двенадцать часов ночи, Черниговский переулок, угол Пятницкой. Какая-то драка, шум, алкоголики под окном, кошки. И вот мы в одной комнате, потому что там были не выбитые окна, там было теплее, собирались в коммуналке, открывали под чай этот арт-прайс и читали: Уорхол, 7 миллионов, Баския 1,5 миллиона. И это давало нам какую-то энергию». Через некоторое время работы дуэта Виноградов-Дубосарский тоже будут бить аукционные рекорды на статусных торгах в Лондоне, однако, до этого еще очень далеко, и художников ждет тяжелый путь к признанию и славе.



Открытие в галерее в Трехпрудном переулке

Все это время Александр Виноградов был не вхож в круги трехпрудников, в отличие от (как он сам себя называл) «мажора московского из Суриковского института» Владимира Дубосарского, которому наконец удалось влиться в общество, к которому он так долго тянулся. Друзья сходятся снова в качестве коллег только после того, как сквот расселяют в 1993 году. Тогда же Дубосарский осознает: все, что происходило с ним до сего момента, было, в первую очередь, результатом коллективного творчества и ему не принадлежит. Наставало время начинать новый этап.

Начало совместной работы, девяностые годы

В 1994 году Александр Виноградов окончил институт и художники объединились для того, чтобы работать вместе. В этом же году они открыли первую свою выставку, которая, относительно того, что последует после, больше походила на экспериментальный проект. Она называлась «Пикассо в Москве» и проходила в галерее «Студия 20» в Центральном доме художника. Это был своеобразный оммаж первой выставке Пабло Пикассо в СССР, в 1956 году. На двух стенах висели фотографии рисунков Пикассо, сделанные «втихую» на той самой выставке отцом Дубосарского (тоже художником-живописцем). На другой стене - картина самого дуэта, изображающая Пикассо на Каменном мосту в Москве. Эта картина положит начало целой условной серии, в которой другие легендарные персонажи, никогда не бывавшие в Москве, от Энди Уорхола до Иисуса Христа, будут помещены в московский городской пейзаж, дабы, по словам художников, «восстановить справедливость».


Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Уорхол в Москве. 2000. Холст, масло. 250х194 см. Собрание музея АРТ4
После первого выставочного опыта художники, которым на тот момент уже исполнилось по 30 лет, запираются в мастерской на полтора года, никому не показывают своих картин и готовят большую выставку монументальных полотен. Они работают как коллектив, как самоубежденная пародия на советский художественный комбинат, где огромные станковые полотна одиозной тематики производились на заказ. Обращение к медиуму живописи, да еще и оперирующей изобразительными методами соц-реалистов (долгие годы у Виноградова и Дубосарского в мастерской на столе лежал альбом Аркадия Пластова, чью живописную манеру они активно копировали) при этом с привлечением злободневной для широкого зрителя тематики, медийных, а также порнографических образов - все это было одновременно неуместно и как нельзя более сообразно времени в Москве середины девяностых. Художественный ландшафт был захвачен акционистами, живопись считалась бульварным, коммерческим жанром. Дмитрий Гутов, один из ключевых художников того времени, а также друг дуэта в своих воспоминаниях высказался об их решении работать с живописью следующим образом: «Это было настолько в противоречии ко всему происходящему, конечно, такое не могло не восхищать, такое мужество. Потому что все говорили, что они идиоты. Вот все, кого я знал, говорили, что они идиоты».

В 1995 году открылась выставка, к которой Виноградов и Дубосарский готовились долго и на которую возлагали большие надежды. Она называлась «Картины на заказ» и проходила в L галерее. Серия картин создавалась при вымышленных обстоятельствах, как будто по специальному заказу различных институций: школы, завода, детского сада, тюрьмы (на манер, опять же, работы художественных комбинатов). Искусствовед Фаина Балаховская описала представленные на выставке работы следующим образом:«Бурная смесь голливудского с нижегородским, отечественной живописи с сюжетами шекспировского калибра, родных просторов с героями блокбастеров». Выставка прошла без особых эксцессов, тем не менее ни одну работу не купили, никто как будто ничего и не заметил. Однако реакция приближенных в художественных кругах была неоднозначной. После открытия состоялось обсуждение в сквоте на Бауманской, бывший коллега Дубосарского по Трехпрудному, Авдей Тер-Оганьян отозвался о новом проекте дуэта крайне резкими словами - по некоторым свидетельствам у Владимира Дубосарского практически случился сердечный приступ.

Первые два года совместной работы дуэт вспоминает как крайне тяжелые, в отсутствие денег, поддержки и признания. Но тем не менее именно непобедимый дух и преданность собственной идее, к которой многие относились с недоверием, способствовала удачному повороту в их карьере. В 1995 году в Берлине, в Martin-Gropius-Bau, проходила масштабная выставка «Москва-Берлин». Виноградова и Дубосарского в числе приглашенных художников не оказалось. Тем не менее им предложили выставиться в небольшой, особо никому не известной берлинской галерее в даты открытия «Москва-Берлин». Художники приехали в Германию на собственные деньги, долго ждали прибытия своего специально написанного по такому случаю монументального (400х600см) полотна об аллегорической свадьбе Восточной и Западной Германии. Картина приехала за 2 часа до открытия, вешали ее спешно и судорожно, сами. На открытие пришло совсем немного людей, практически все из них - русские художники, участники выставки в Martin-Gropius-Bau, это окончательно сломило дух дуэта. В Москву они уехали с чувством провала.


Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Свадьба. 1995. Собрание музея «Дом истории Германии», Бонн, Германия

Однако радостные новости из Германии не заставили себя долго ждать. В берлинской галерее, где висела их работа, возможно, не было посетителей, но зато имелась витрина, через которую картина прекрасно просматривалась. Мимо проходила немецкая журналистка, она обратила внимание, сделала фотографию и вскоре работа никому не интересных в России Виноградова и Дубосарского была опубликована в крупной немецкой газете. Ее начали все больше и больше репродуцировать, журнал «Der Spiegel» выступил с предложением сделать обложку с изображением канцлера Коля кисти дуэта. Из Германии в Москву даже приехали тележурналисты снимать про художников десятиминутный фильм-клип в стилистике MTV тех времен.

Банкет на выставке «Торжество», галерея Марата Гельмана, 1996, Москва

После этого Виноградов и Дубосарский продолжают работать с околополитической тематикой, в 1996 году у них проходят две выставки в галерее Марата Гельмана. Выставка «Торжество» открылась в день переизбрания Ельцина, на ней была представлена картина, изображающая Ельцина в березовых кущах, на фоне русских просторов, окруженного детьми и животными. По случаю переизбрания президента в галерее устроили застолье. Журналист Леонид Парфенов отметил «Торжество» как лучшую выставку того года.

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Обломов из серии «Русская литература»,1996. Собрание музея АРТ4

Вскоре за ней последовала серия «Русская литература», также показанная в галерее Гельмана. Главные герои серии -издания Набокова, Достоевского, Тургенева, Гончарова изображены в романтизированной природной среде. «Поскольку мы работаем с клише - то решили сделать содержанием картины содержание великой русской литературы, перенять ее славу живописными средствами. Мы пытались найти образ к каждой книге - на уровне общепонятной банальности, сильной тавтологии» - вспоминает Владимир Дубосарский. К выставке был издан первый для дуэта каталог, в него вошли статьи Екатерины Деготь, Елены Романовой, Александра Балашова. В частности в своей острой статье «Воля к заказу» Деготь предлагала четыре разных трактования феномена Виноградов-Дубосарский: продолжение критической традиции соц-арта, напротив - искреннее выявление нового, исконно русского изобразительного стиля, следование моде времени на «нарочитую глупость и невменяемость, идиотизм и незрелость» и выражение глубокого кризиса идентичности в современном российском искусстве. Стоит отметить, что даже с позиции сегодняшнего дня кажется, что все четыре точки зрения имеют место, и невозможно прийти к единому заключению.

Успех, нулевые

Если девяностые стали для Виноградова и Дубосарского своеобразным полигоном, временем, сформировавшим дуэт, то в нулевые они вошли уже как «художники эпохи» (по выражению Виктора Мизиано). Излишества, мании и задор этих лет, герои нового времени от Натальи Водяновой, Арнольда Шварценеггера и до общих собирательных образов праздника и гедонизма во вновь приобретенном финансовом благополучии - все это источала живопись Виноградова и Дубосарского. Их картины иллюстрируют культовые романы Виктора Пелевина, бьют рекорды по воспроизведению на обложках журналов. В эти годы они были небывало продуктивны, много путешествовали по миру, окончательно утверждая свою позицию одних из самых известных, продаваемых, успешных российских художников, в широких, медийных кругах, среди коллекционеров и профессионального сообщества.




Александр Виноградов во время работы над картиной «Русское безумие», кадр из фильма «Картина на заказ» (Евгений Митта, Александр Шейн)

В 2001 году в Валенсии проходит выставка «Русское безумие», к подготовке выставки были привлечены режиссеры Роберт Уилсон, Эмир Кустурица и Питер Гринуэй, в качестве куратора приглашен Виктор Мизиано. Последний, в свою очередь, отобрал участников: Дмитрия Пригова, Анатолия Осмоловского, Петлюру, Виноградова и Дубосарского. Как когда-то это произошло в Берлине, из-за транспортной проволочки все материалы приехали в Валенсию за 4 дня до открытия. Дуэту предстояло написать 60 квадратных метров живописи за этот ограниченный срок. С чем они успешно справились, работая практически без остановки, денно и нощно. В итоге на свет появилась знаменитая тотальная живопись (то есть картина панорамного формата), изображающая обнаженных философов и писателей. В частности широкий резонанс вызвало изображение в том числе голых Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. В картине «Русское безумие» каноничный простор, поля и леса становятся райскими кущами, а обретение нового Эдема окончательно обозначается как программная тема для дуэта.

За этим следует поездка на биеннале в Сан-Паулу, где работы Дубосарского и Виноградова замечает нью-йоркский галерист Джеффри Дейч. Он же способствует продаже работ художников в Хьюстонский музей современного искусства в Техасе и в ряд крупных частных коллекций, а также приглашает дуэт сделать выставку в своей галерее в Нью-Йорке. Выставка открывается в 2003 году, а сразу же после художники отправляются в Венецию, на биеннале, где в российском павильоне открывается проект Виктора Мизиано «Возвращение художника». Он посвящен возрождению медиума живописи, для него Виноградов и Дубосарский пишут полиптих «Подводный мир». Это огромная, протяженностью в 26 метров, коллажная работа помещает ставший фирменным сюжет рая и бесконечного празднества с земли под воду. Под водой проходит елка, танцуют и плавают люди, рыбы, стол ломится от винных бокалов. В создании сюжетов художники использовали визуальные материалы из фэшн-съемок (для этих целей они в большом количестве покупали и просматривали глянцевые журналы). Такая апроприация стала одним из ключевых их инструментов. На биеннале к их полиптиху подошла немецкая дама и попросила художников попозировать на фоне картины. В конце съемки она поблагодарила их и рассказала, что очень счастлива, так как в коллаж попали некоторые фотографии, сделанные ею.

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Фрагмент полиптиха «Подводный мир». 2003

К созданию работ дуэт привлекал не только чужие изображения, но и практически в перформативном ключе и чужие кисти: фрагменты собственных портретов «подкрашивала» супермодель Наталья Водянова, а для проекта «Легкость бытия» (прошел в яхт-клубе в Пирогово, Московской области) были задействованы коллекционеры, известные московские бизнесмены. Акция хорошо задокументирована: все переоделись в одинаковые белые халаты и выстроились по периметру длинного полотна. Полотно это («С чего начинается Родина», 2006) весьма справедливо было подписано именами всех, принявших участие в создании. Искусствовед Александр Боровский отметил, что Виноградов и Дубосарский стали единственными художниками в России, которые в своей практике рефлексировали на «энергию спроса», как это делали Джеф Кунс и браться Чепмены на западе. Сама энергия спроса стала для одних из самых продаваемых российских художников, сотрудничавших с пятью галереями по всему миру, феноменом знакомым не понаслышке, с неизменным остроумием они реагировали на процессы и предпочтения арт-рынка и собственное присутствие на нем. Художник-акционист и друг дуэта Анатолий Осмоловский в своих рассуждениях как-то обозначил, что дуэт как проект вообще является чистым перформансом и неплохо было бы приставить к Виноградову и Дубосарскому социолога, чтобы наблюдать и анализировать их деятельность.

Коллективная работа над картиной «С чего начинается Родина», 2006

За четыре года до этого Владимир Дубосарский инициирует, в качестве куратора и менеджера, собственный проект, также расположившийся на берегу Пироговского водохранилища. Совместно с куратором Ольгой Лопухиной четыре года подряд они проводят фестиваль современного искусства под открытым небом, он назвался «АртКлязьма». Также по инициативе Дубосарского и при содействии Лопухиной в Москве появляется первый галерейный кластер - «АРТСтрелка» на острове Балчуг. Он располагается прямо у ведущего от Храма Христа Спасителя Патриаршего моста, на в то время (2004-2009 годы) еще заводском, неджентрифицированном острове близ фабрики «Красный октябрь».

Последние годы, еще один новый этап

К концу десятилетия сюжеты картин Виноградова и Дубосарского отходит от барочной и эклектичной насыщенности нулевых. Они становятся более лиричными, в них появляется все больше метафизики и даже какого-то собственного энигматичного языка (особенно в «подводных» сериях) и даже тоски. Но это уже не та тоска Виноградова и Дубосарского, о которой художник сказал «тоска может быть бесконечно веселой», это состояние отвлеченности с последующей сменой оптики.

В 2010 году художники пишут серию «На районе», в которой окончательно уходят из мира фантасмагории и выносят в фокус течение повседневности. В это время дуэт переезжает из мастерской в центре Москвы, в Молочном переулке, в Химки - именно периферийный подмосковный город и его жители становятся их основной темой, придя на смену героям предыдущих десятилетий. При этом «фирменный» авторский язык сменяется намеренным упрощением и уходом в безавторство, в photo-based art. Как прежде с глянцевыми журналами, художники работают с фотографиями, которые снимают на улице, из окна машины, часто в эстетике случайного, не совсем удачного снимка. При этом рефлексии на транзит между медиумами не происходит, фотография привлекается исключительно в качестве инструментария. Владимир Дубосарский в беседе рассказал Дмитрию Гутову, что целью нового проекта было: «показать некую сложность этого мира, фантасмогоричность, абсурдность, в принципе все те темы, которые раньше проходили у нас в попсовом, вульгарном, эксцентричном виде, теперь разглядеть в реальной жизни и вытащить оттуда».



Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Манекен в Химках, 2007. Частная коллекция, Франция

В 2012 году на ВИНЗАВОДе в Москве проходит первая ретроспектива Виноградова и Дубосарского, которая приобретает форму высказывания, ироничной саморефлексии. На ретроспективе - которая, как правило, становится важным и почетным событием в карьере каждого большого художника, на которой, как правило, представляется поэтапный отчет о развитии практики - в доработанном виде были представлены отбракованные, неудачные картины разных лет, которые раньше никогда не показывались.


Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. D&G, 2010

За этим последовало еще несколько проектов, в том числе ностальгический «Москва: Ускользающая реальность» в Музее Москвы. Проект об ушедших, прожитых городом эпохах и, возможно, о любви художников к городу, в котором они прожили всю жизнь и продолжают жить по сегодняшний день. Галерист Джеффри Дейч, поражаясь, говорил, что они единственные художники, которых не прельщает перспектива переезда в Нью-Йорк - настолько преданными они оставались Москве. Выставка в Музее Москвы стала последним коллективным проектом дуэта на сегодняшний день. Сразу после нее открылась персональная экспозиция Владимира Дубосарского в Пирогово, за ней последовало еще два проекта (в галерее «Пересветов переулок» и «Триумф» в 2015 году). В своих новых работах Владимир Дубосарский, по собственным словам, занимается поиском нового языка, в котором, тем не менее, проглядывается наследие двадцати лет работы в легендарном дуэте.


Работают вместе с 1994. Участники Венецианской биеннале (2003, павильон России), Цетинской биеннале (1997) и др. Произведения в собраниях ГТГ, ГРМ, Центра Жоржа Помпиду, Париж, МАК, Вена, и др.

Несколько лет назад продукция творческого дуэта московских художников была повсюду – на обложке диска культовой нью-йоркской группы TalkingHeads, в книге ведущего писателя России Виктора Пелевина, на стендах крупнейших ярмарок мира. В бессчетном количестве расплодились и подражатели. Видимо, реабилитированная Виноградовым и Дубосарским, приблизительная живописная манера сталинской эпохи позволила многим художникам не стесняться негибкости своего художественного образования, полученного у академиков социалистического реализма. «Времена года русской живописи» были выполнены дуэтом к открытию нового варианта экспозиции искусства ХХ века в Третьяковской галерее. Для довольно консервативной институции Виноградов и Дубосарский придумали сдержанную картину. В начале 2000-х они раздели русских классиков - Толстого, Достоевского, Ахматову, Цветаеву - для проекта «Тотальная живопись». «Времена года» не эпатируют, а примиряют, соединяют конфликтующие стили и картины. Здесь Сталин и Ворошилов смотрят вдаль рядом с нищим из полотна Сурикова «Боярыня Морозова», грустный лирик 1960-х показывает «Черный квадрат» Малевича, а фашистский «Сбитый ас» Дейнеки падает в реку с полотен передвижников. Всем шедеврам даны равные возможности. «Времена года» - эффектное переосмысление метода социалистического реализма, построенного на выборе цитат из «правильных», «народных» художников XIX века. Теперь Виноградов и Дубосарский распространили на век двадцатый чувство счастья, даруемое неказистой, но реалистической живописью.
Валентин Дьяконов




Top