Алексей баталов первый канал. «Как долго я тебя искала»: Первый канал покажет документальный фильм к юбилею Алексея Баталова

Последний раз Алексей Баталов появился на съемочной площадке в 2006 году, сыграв… самого себя, в фильме Рязанова «Карнавальная ночь-2». За эти годы Баталов-артист превратился в Баталова-писателя, у которого недавно вышел сборник мемуаров. Последние годы Алексей Владимирович почти не появлялся перед публикой и не сильно жаловал телевизионных гостей. Уговорить его на этот фильм оказалось делом не простым, но в итоге получился почти монолог Артиста.

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда Алексей Владимирович Баталов давно и заслуженно пользуется всеобщим зрительским обожанием. Что шофер Сашка из картины «Дело Румянцева», что Гоша из фильма «Москва слезам не верит», что Тибул из «Трех толстяков» - все эти, да и многие другие герои, сыгранные на экране Баталовым, кажется и сегодня живут среди обычных людей - настолько они убедительны в исполнении артиста. Но самое удивительное, что у Баталова не такой длинный послужной список - он снялся всего в 34 фильмах, причем главных ролей у актера - 20.

Родился Баталов во Владимире, но все детство его прошло в Москве. Мама Алексея довольно быстро разошлась с папой мальчика, и воспитывал его отчим - писатель-сатирик, карикатурист Виктор Ардов. В их доме на Ордынке бывали Цветаева, Зощенко, Пастернак, а Анна Ахматова всегда жила у Ардовых, когда приезжала из Ленинграда в Москву. Когда Алексей Баталов стал популярным артистом, Ахматова, в очередной раз, приехав в столицу, прямо с порога громко заявила: «Я, как и сто миллионов советских женщин, немедленно хочу видеть Баталова!»

Первое появление Баталова в кино случилось в 1944 году в фильме «Зоя». Это была маленькая роль одноклассника Зои Космодемьянской. Но своим киноотцом Баталов считает ленинградского постановщика Иосифа Хейфица, открывшего Баталова в картине «Большая семья» и снимавшего Алексея в главных ролях во многих своих картинах.

В первый раз Баталов женился на своей давней знакомой Ирине, дочери художника Константина Ротова. Кстати, именно Ротов, иллюстрируя книгу Сергея Михалкова «Дядя Степа», срисовал доброго милиционера со своего зятя - Баталова. Эти рисунки можно и сегодня узнать, открыв старое издание михалковских стихов - действительно похож! У Алексея и Ирины родилась дочь Надя, но этот брак оказался непрочным и вскоре распался.

Во второй половине 50-х Баталов много снимался на киностудии «Ленфильм», поэтому жил в поездах между двумя столицами. В итоге он принял решение оставить Москву и поселиться в Ленинграде. Там же, в северной столице, в цирке, он встретил очаровательную Гитанну Леонтенко, которая и стала его второй супругой.

Когда Баталов решил поставить фильм «Три толстяка» и сыграть там главную роль - Тибула, - то почти год жена учила Баталова ходить по канату, чтобы он сам, без дублеров, прошел в кадре по натянутой проволоке на высоте 15 метров, хотя этот эпизод в фильме длится всего около минуты. А вскоре после премьеры ленты у Баталовых родилась дочь Маша. К сожалению, из-за неграмотных действий врача - рожала Гитанна тяжело - Маша получила родовую травму и детский церебральный паралич. С тех пор жизнь семьи Баталовых полностью подчинена борьбе за здоровье дочери. Правда, и сама Маша делает все, чтобы активно жить - она окончила сценарный факультет ВГИКа, а сейчас пишет сказки - недавно вышла ее очередная книга.

После 1972 года, когда на съемках фильма «Игрок» Баталова-режиссера обвинили в том, что он заставляет советских артистов играть в буржуазные игры и дело дошло до серьезных разбирательств, Алексей Владимирович стал задумываться о возвращении в Москву. Вскоре он и его семья простились с городом на Неве. Но и в Москве не все шло гладко. После шумного успеха картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» многие режиссеры и администрация «Мосфильма» пытались делать все, чтобы Госкино СССР ни в коем случае не выдвинуло этот фильм на «Оскар». Нервы потрепали и режиссеру, и актерам, а когда по советскому телевидению сообщили, что именно эта советская лента получила премию американской киноакадемии - в СССР этому просто не поверили, ведь новость передали… 1 апреля!

После 1991 года Баталову приносили множество сценариев, звали на главные роли в разных картинах, но актер отказал практически всем. Он объясняет это тем, что героев, которых ему предлагали играть, он сам не чувствует, не знает, не понимает, поэтому и отказал многим коллегам. Хотя, как он сам признает, очень нужны были деньги.

Алексей Баталов, как и почти все герои, им сыгранные, удивительно открыт, добродушен, благороден и тверд в своих решениях. Он - настоящий русский интеллигент, которого не смогли сломить и озлобить никакие испытания. А еще - Баталов очень благодарен за все, что было в его жизни. И особенно - за настоящее кино.

В фильме принимают участие:

Алексей Баталов, актер;

Гитанна Леонтенко, супруга А.Баталова;

Владимир Иванов, друг семьи Баталовых;

Михаил Цивин, юрист;

протоиерей Михаил Ардов, брат А.Баталова;

Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор;

Наталья Дрожжина, актриса;

Федор Егоров, зав. отделом Библиотеки киноискусства им. С.Эйзенштейна.

Продюсеры: Тарас Макаров, Иван Цыбин, Светлана Колосова

Производство: ООО «МИРмедиа» по заказу АО «Первый канал», 2017 г.

В воскресном эфире Первого – документальная лента о жизни и творчестве Алексея Баталова. А после зрители смогут увидеть фильм с его участием.

Алексей Баталов с женой Гитаной Леонтенко

– Хоть бы сказал, как тебя зовут…

– Гога.

– Как?

– Можно Гоша.

– Значит, Гога. Только этого мне не хватало…

В нашей стране любой зритель, от мала до велика, вспомнит фильм, из которого взят этот диалог. В трогательную историю из ленты «Москва слезам не верит» , а также в ее главного героя, которого и сыграл Алексей Баталов, влюбились почти все советские женщины. Впрочем, этот удивительный актер притягивал к себе внимание и ранее – он покорил многих зрительниц еще после роли Алеши Журбина в фильме «Большая семья» . Тогда ему было 25 лет. А в этом году исполнилось бы 90.

В молодости Баталов был очень красив и обладал поразительным голосом. Девушки сходили по нему с ума и спали с его фотографиями под подушками. Популярность кружила голову, актер завязывал один роман за другим. Но в тот момент, когда увидел 16-летнюю Гитану, вся его жизнь изменилась. Юная наездница-циркачка жила этажом ниже в гостинице, где Баталова поселил режиссер Хейфиц – он вызвал его в Ленинград на пробы к своему новому фильму «Дело Румянцева» . Баталов немедленно начал ухаживать за жгучей красавицей, но неожиданно обнаружил, что ее родные этому не рады: цыганка должна выбрать цыгана! Баталова угрожали избить и даже убить! Алексей был ошеломлен, осознав, что в этом случае его популярность не играет никакой роли. Тогда он еще сильнее влюбился в красавицу-цыганку и стал ее добиваться. А через совсем недолгое время получил телеграмму от жены Ирины, ждущей в Москве: «Поздравляю, у тебя родилась дочка!» Это событие было для Баталова и радостью, и суровой преградой – теперь ему нужно открыться Гитане и, вероятно, потерять ее… Решение было нелегким, но он все же признался. Гитана сразу же разорвала отношения с Баталовым.

Почему Баталов скрыл от Гитаны, что женат? Чем дорожил больше всего? Съемочная группа Первого канала взяла интервью у Михаила и Анны Ардовых, брата и племянницы Алексея Баталова , они рассказали об отношениях Баталова с его первой женой и помогли разобраться в истинных мотивах поступков и характере актера.

Алексей Баталов и Ирина Ротова выросли вместе, а поженились сразу же, как только позволил возраст. Но их брак не был чем-то осознанным, серьезным. Прожив вместе три года, они расстались. Причины простые: Ирине не хватало внимания мужа, к тому же, как человек тщеславный, она тяжело переживала его успех, сильно ревновала.

Ирина Ротова, жена Алексея Баталова:

«Наверное, это не было похоже на настоящую семейную жизнь с налаженным бытом. Скорее это была праздничная жизнь двух людей, которые так и не успели повзрослеть и понять, что и будни тоже надо делить на двоих. Мне, как молодой женщине, конечно, не хватало внимания. Праздники были очень короткими, хотя и яркими, но после них отсутствие Алеши в моей жизни ощущалось еще острее. А человек, которого я встретила, окружил меня таким вниманием, какого Алеша мне просто не мог дать в силу своей погруженности в работу».

Алексей не знал, что у Ирины уже есть отношения с другим человеком и что разрыв неминуем. Ирина, забрав дочку Надю, ушла от Баталова. Для него это было внезапно, он не ожидал такой развязки. В интервью, которое он дал несколько лет назад, Алексей Баталов признается, что сам виноват, что не смог удержать ситуацию в семье и упустил Ирину. Позднее он не очень много общался со старшей дочерью. Но тем не менее Надя всегда была желанным гостем в его доме, где он жил уже с Гитаной Леонтенко и их дочерью Машей.

Баталов женился на Гитане спустя несколько лет после развода с Ириной. Все это время знаменитая циркачка не выходила замуж, будто ждала своего избранника и точно знала, что судьба определит ей именно его. В браке у них родилась Маша. Из-за родовой травмы у Маши диагностировали ДЦП.

Что изменилось в Гитане за то время, что прошло без главы семейства? В откровенном интервью Гитана Леонтенко расскажет подробности их личной жизни, которая всегда была скрыта от публики и прессы. Журналисты Первого канала побывают у актера дома, а также на даче, которая стала предметом мучительного для Баталова спора, покажут приспособления, которые он делал своими руками для самого дорогого ему человека – дочери Маши. Гитана и Маша скорбят об уходе Алексея Владимировича, Маша плачет до сих пор.


Алексей Баталов ушел из жизни в 88 лет, летом 2017 года

Алексей Баталов никогда не играл подлецов. Да это у него и не вышло бы, пожалуй, – другая порода. Однако был ли он в жизни похож на своих экранных героев? Те, кто близко сталкивался с актером, удивлялись его неожиданной жесткости, вспыльчивости, скрытности, а подчас и равнодушию. Но для такого поведения были причины.

Авторы программы собрали самые интересные интервью Алексея Баталова, снятые в разные годы. Они помогают понять, почему Баталов был столь отчаянным трудоголиком, требовательным и резким в суждениях человеком. К примеру, в одном из интервью конца 90-х на вопросы: «Почему вы так мало снимаетесь? Не видите себя в новых фильмах?» – Баталов вспыхнул и с вызовом ответил: «А в каких ВЫ меня видите? Назовите, назовите! Я требую ответа на этот дурацкий вопрос…»

В конце жизни, тяжело болея после травмы (актер сломал шейку бедра, после операции возникли осложнения), Баталов больше всего тяготился тем, что не сумел как следует позаботиться о семье. Его дачный участок стал предметом земельного спора с соседом, который мошенническим способом выудил у пожилого актера подпись на дарственной. Друзья и ученики великого актера сумели восстановить справедливость и обеспечить близким Алексея Владимировича уединение и покой.

Смотрите документальный фильм, посвященный Алексею Баталову, в это воскресенье, 25 ноября, на Первом канале. Начало в 12:15 .

А в 13:20 в эфир выйдет фильм «Дело Румянцева». Начальник службы эксплуатации автобазы, где работает Саша Румянцев (Алексей Баталов), связался с теневыми предпринимателями. Ничего не подозревающего молодого водителя он посылает в рейс с краденым грузом. После рейса Сашу арестовывают, и он попадает в отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Пытаясь замести следы краденого, преступная группа организует видимость совершения преступления самим Румянцевым. Дело ведет подозрительный и бездушный капитан милиции Самохин, который не в состоянии определить истинных преступников. Тогда расследование берет под контроль его начальник, полковник Афанасьев…

«Дорогой мой человек», «Летят журавли», конечно же, «Москва слезам не верит». Все эти фильмы ассоциируются с Алексеем Баталовым. 15 июня его не стало. Актер невероятного таланта и обаяния - в его Гогу были влюблены, пожалуй, все женщины Советского Союза. Искренность в кадре и в жизни, интеллигентность и утонченные манеры всегда были отличительными чертами Алексея Владимировича.

Из множества фильмов о войне зрители сердцем выбрали именно «Летят журавли». За пронзительность и искренность. В этом Алексей Баталов был абсолютно уверен. И говорил, что не играл, а проживал за того парня.

«Понимаете, это не роль. Вообще, там какая-то роль. А это для меня живые люди. Мой двоюродный брат погиб на войне. Он реальный для меня человек, абсолютно реальный. И это реальные потери, а не то, что я из книжек узнал», - рассказывал Алексей Баталов.

«И я, и все, кто снимались, как-то старались все-таки поклониться и быть достойными тех, кто на самом деле стоял под этими пулями и был на этих болотах», - говорил актер.

Все, что умел, все, чему научила жизнь - пригодилось потом на съемках. В армии крутил баранку грузовика, и в «Деле Румянцева» обошелся без дублеров. А когда распорол лицо, то собрал его, как новенькое, точно такой же военный хирург - с характером и принципами.

Первое, что он увидел в жизни - театральные декорации. Родители Баталова ютились в комнате во дворе МХАТа, у них гостили великие Ахматова и Пастернак. А в эвакуации маленький Алеша читал раненым солдатам стихи. И на встрече со зрителями рассказал однажды, как его потрясли бойцы.

«Мне тогда пришло в голову, что, вот, лежит дядя без руки, пол-лица нет. И что это он отдал руку за меня. А я стою, ему пою или читаю стишок. И для меня эти люди войны накрепко связаны с моей собственной судьбой», - говорил Алексей Баталов.

Возможно, одного из тех самых фронтовиков - инвалида войны, сосланного, дабы не портил вид столицы, на Валаам, Алексей Баталов сыграет позднее с той душевной болью, которую невозможно не ощутить.

Своим учителем он считал Иосифа Хейфица, называл его папой Карло, сделавшим из полена актера. Но аристократизм, который так обожали поклонницы Баталова, совершенно реальный. Потомок старинного татарского и польского родов, вовсе не считал своих экранных героев такими уж романтическими.

«Вот вам бы хотелось, чтобы ваш муж вас посадил на скамью подсудимых, да еще беременную? А это «Живой труп». Вам хочется, чтобы ваш муж ходил в гостиницу к другой даме? Но все, кто смотрят кино, думают, что они как раз дама с собачкой, а не жена», - отмечал Алексей Баталов.

Чтобы добиться достоверности, стать интеллигентом XIX века, Баталов несколько месяцев ходил по Москве с тростью. А потом год - помогала жена-циркачка! - учился ходить по канату ради одной минуты на экране.

Во ВГИК, где Алексей Баталов много лет учил профессии молодых актеров, искренне отдавая всего себя, сегодня его коллеги с трудом подбирают слова. Душат слезы.

«Мне трудно что-либо сказать. Если вы видели его картины, по ним можно было судить о его человеческих качествах. Таким он был и педагогом, очень внимательным», - говорит Игорь Ясулович.

«Планета уходит. Вот уходит один из самых интеллигентных людей. Один диалог между Смоктуновским и Баталовым в «Девяти днях одного года» чего стоит. Это потрясающе!» - отмечает Александр Михайлов.

Своим голосом - бархатным, обволакивающим и сразу узнаваемым - Алексей Баталов отказался читать «Малую Землю» Брежнева на советском радио, как отказался однажды играть Ленина. Тратился только на то, что считал достойным себя и нужным людям.

Режиссер Владимир Меньшов долго уговаривал Баталова на эту роль. Кто же знал, что она станет для Алексея Владимировича главной в жизни? Только он мог сыграть простого слесаря так, что в него влюбится не просто женщина, а директор завода, и в это поверят все.

«Фильм не уходил с экранов, не уходил из сердец людей. Было всегда много восторгов. Я думаю, они останутся и будут большими и с уходом этого прекрасного человека», - сказала Вера Алентова.

В последний раз Алексей Баталов снялся в кино в римейке «Карнавальной ночи». Отказывал всем, но, Эльдару Рязанову не смог. Говорил, что не понимает героев нового времени, не чувствует их своим сердцем, а значит, не сможет и сыграть.

В своем последнем интервью Алексей Владимирович обратился к своим зрителям, и к тем, кто просто смотрели, и к тем, кто любили то, что он сделал. Ведь это - самое дорогое, что он мог оставить:

«От всего сердца, от всей души благодарю людей, которые приняли как-то эти фильмы. И где-то когда-то это до меня доходило. И вот представьте себе, что это как награда, как дыхание...»

Он притягивал зрителей магически и, едва появившись на экране, покорил всех женщин. Алексею Баталову было 25 лет, когда он обрел всесоюзную славу - после роли Алеши Журбина в фильме «Большая семья». А после выхода на экраны картины «Москва слезам не верит» в эту историю и ее главного героя в исполнении Алексея Баталова влюбилась вся страна. Его голос называли особым музыкальным инструментом, а самого актера - последним романтиком эпохи: чувственный, красивый, мужественный и при этом - удивительно тонкой души.

В тот момент все девушки страны спали с фотографией Баталова под подушкой. Популярность кружила голову, актер завязывал один роман за другим. Но, когда увидел 16-летнюю Гитану, вся его жизнь изменилась. Юная наездница-циркачка жила этажом ниже в гостинице, где Баталова поселил режиссер Хейфиц - он вызвал его в Ленинград на пробы к своему новому фильму «Дело Румянцева». Баталов немедленно начал ухаживать за жгучей красавицей, но неожиданно обнаружил, что ее родные этому не рады: цыганка должна выбрать цыгана! Баталова угрожали избить и даже убить. Алексей был ошеломлен, осознав, что в этом случае его популярность не играет никакой роли. Тогда он еще сильнее влюбился в красавицу-цыганку и стал ее добиваться. А через совсем недолгое время получил телеграмму от жены Ирины, ждущей в Москве: «Поздравляю, у тебя родилась дочка!» Это событие было для Баталова и радостью, и суровой преградой - теперь ему нужно открыться Гитане и, вероятно, потерять ее… Решение было нелегким, но он все же признался. Гитана сразу же разорвала отношения с Баталовым.

Почему Баталов скрыл от Гитаны, что женат? Чем он дорожил больше всего? Мы взяли интервью у Михаила и Анны Ардовых, брата и племянницы Алексея Баталова, они рассказали нам об отношениях Баталова с его первой женой и помогли нам разобраться в истинных мотивах поступков и характере актера.

Алексей Баталов и Ирина Ротова выросли вместе, а поженились сразу же, как только позволил возраст. Но их брак не был чем-то осознанным, серьезным. Прожив вместе три года, они расстались. Причины простые - Ирине не хватало внимания мужа, к тому же, как человек тщеславный, она тяжело переживала его успех, сильно ревновала.

Ирина Ротова: «Наверное, это не было похоже на настоящую семейную жизнь с налаженным бытом. Скорее, это была праздничная жизнь двух людей, которые так и не успели повзрослеть и понять, что и будни тоже надо делить на двоих. Мне, как молодой женщине, конечно, не хватало внимания. Праздники были очень короткими, хотя и яркими, но после них отсутствие Алеши в моей жизни ощущалось еще острее. А человек, которого я встретила, окружил меня таким вниманием, какого Алеша мне просто не мог дать в силу своей погруженности в работу».

Алексей не знал, что у Ирины уже есть отношения с другим человеком и что разрыв неминуем.

Инна Макарова: «Мы были в Польше. Я уезжала раньше, мне надо было что-то по съемкам. Он попросил передать Ирине туфельки. Она пришла к вагону, я отдала ей, мы поздоровались, но только одна маленькая деталь: она уже ушла от него, а он даже не знал об этом».

Ирина, забрав дочку Надю, ушла от Баталова. Для него это было внезапно, он не ожидал такой развязки. В нашем интервью Алексей Баталов признавался, что сам виноват, что не смог удержать ситуацию в семье и упустил Ирину. Позднее он не очень много общался со старшей дочерью. Но тем не менее Надя всегда была желанным гостем в его доме, где он жил уже с Гитаной Леонтенко и их дочерью Машей.

Баталов женился на Гитане спустя несколько лет после развода с Ириной. Все это время знаменитая циркачка не выходила замуж, будто ждала своего избранника и точно знала, что судьба определит ей именно его. В браке у них родилась Маша. Из-за родовой травмы у Маши диагностировали ДЦП.

Что изменилось в Гитане за то время, что прошло без главы семейства? В откровенном интервью Гитана Леонтенко расскажет подробности их личной жизни, которая всегда была скрыта от публики и прессы.

Гитана Леонтенко: «Мы не хотели иметь больше детей после Маши, потому что если бы родился здоровый ребеночек, то чувства Маши были бы задеты».

Мы побываем у актера дома, на даче, которая стала предметом мучительного для Баталова спора, увидим приспособления, которые он делал своими руками для самого дорогого ему человека - дочери Маши. Гитана и Маша все скорбят об уходе Алексея Владимировича, Маша плачет до сих пор.

Алексей Баталов никогда не играл подлецов. Да это у него и не вышло бы, пожалуй, - другая порода. Однако был ли он в жизни похож на своих экранных героев? Те, кто близко сталкивался с актером, удивлялись его неожиданной жесткости, вспыльчивости, скрытности, а подчас и равнодушию. Но для такого поведения были причины.

Дмитрий Харатьян: «Его очень донимали все. Он почему с нами ходил? Потому что понимал, что мы в некотором смысле защищаем его от внешнего мира. Вот я тоже знаю по себе: один, второй, третий - все тебя раздергают на части, и тебя уже не остается».

На самом деле Алексей Баталов был очень внимательным, чутким человеком и с болезненной тактичностью относился к людям, особенно к женщинам.

Мы собрали самые интересные интервью Алексея Баталова, снятые в разные годы. Они помогают понять, почему Баталов был столь отчаянным трудоголиком, требовательным и резким в суждениях человеком. К примеру, в одном из интервью конца 90-х на вопросы «Почему вы так мало снимаетесь? Не видите себя в новых фильмах?» Баталов вспыхнул и с вызовом ответил: «А в каких ВЫ меня видите? Назовите, назовите! Я требую ответа на этот дурацкий вопрос…»

В конце жизни, тяжело болея после травмы (актер сломал шейку бедра, после операции возникли осложнения), Баталов больше всего тяготился тем, что не сумел как должно позаботиться о семье. Его дачный участок стал предметом земельного спора с соседом, который мошенническим способом выудил у пожилого актера подпись на "дарственной". Друзья и ученики великого актера сумели восстановить справедливость и обеспечить близким Алексея Владимировича уединение и покой.

Юрий Норштейн: «В ситуации с дачей он фактически возвратился к роли, которую когда-то играл в «Деле Румянцева». Это коснулось его в жизни дальше. Эти его качества характера, как добро и вера в людей, помешали ему распознать коварство соседа по даче. Он подписал бумагу, не читая…»

Гитана Леонтенко признается: она чувствует, что ее разлука с мужем вскоре закончится, они вновь воссоединятся, а за Машу, когда есть такие друзья, ей нечего беспокоиться…

Он был разным для всех: жестким, резким для посторонних людей и нежным, любящим для родных. Возможно, именно поэтому ему и удалось создать такой убедительный образ в фильме «Москва слезам не верит».

Вера Алентова: «Да, у него получился этот мужчина, который очень нравится женщинам, прежде всего тем, что очень многое берет на себя».

Несмотря на все сложности и испытания, через которые провела его судьба, Алексей Баталов не сломался и до самого конца шел с гордо поднятой головой, держа осанку, как и его герой в фильме «Бег».

Владимир Наумов: «Там есть кадр, когда он в Стамбуле с шарманкой стоит, прислонившись к стене, и играет, крутит свою шарманку. Лица не видно… Но это он. Своей позицией, своим положением, своей независимостью. Гордо и упорно, почти обреченно делает свое дело. В любых обстоятельствах».

Алексей Баталов сыграл множество ролей, которые зрители никогда не перестанут любить. Его работой восхищаются во всем мире - свидетельством тому премия «Оскар»® и Гран-при Каннского кинофестиваля. Однако в миллионах сердец этот актер останется еще и как последний романтик эпохи - способный искренне любить, следовать за своим чувством, хранить и оберегать самых дорогих ему людей.

Продюсер:

Виктор Григоренко, Марина Петухова

Производство:

Студия «Галакон»




Top