Алексей николаевич толстой когда он родился. Краткая биография алексея николаевича толстого

Алексей Николаевич Толстой (10 января 1883 - 23 февраля 1945) - русский советский писатель, граф, академик АН СССР (1939). Член комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков (1942).

Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943, 1946 - посмертно). Наибольшую известность ему принесла книга «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Была уже середина ночи, но в Городе Дураков никто не спал.

Толстой Алексей Николаевич

Отец - граф Николай Александрович Толстой (1849–1890).

Мать - Александра Леонтьевна (1854–1906), урожденная Тургенева - писательница, двоюродная внучка декабриста Николая Тургенева.
Музей-усадьба А. Н. Толстого в Самаре

Детские годы будущего писателя прошли в небольшом имении на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время - пос. Павловка, м.р. Красноармейский).


(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино")

Толстой Алексей Николаевич

Повести и рассказы из жизни усадебного дворянства (цикл «Заволжье», 1909–1911).

В 1918–1923 Алексей Толстой находился в эмиграции, впечатления от которой отразил в сатирической повести «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924). В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В трилогии «Хождение по мукам» (1922–1941) стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а революцию 1917 г. как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.

Не доведет тебя до добра это ученье... Вот я училась, училась, а - гляди - хожу на трех лапах.
(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино", лиса Алиса)

Толстой Алексей Николаевич

Исторический роман «Петр I» (кн. 1–3, 1929–1945, не окончен), возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.

Произведения Толстого повесть «Аэлита» (1922–1923) и роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1925–1927) стали классикой советской научной фантастики.

Повесть «Хлеб» (1937), посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны интересна тем, что в увлекательной художественной форме рассказывает то видение Гражданской Войны в Российской Империи, которое бытовало в кругу Иосифа Виссарионовича Сталина и его соратников и послужило основой для создания его культа личности. Одновременно с этим в повести уделяется подробное внимание описанию воюющих сторон, быта и психологии людей того времени.

Среди других сочинений: рассказ «Русский характер» (1944), драматургия - «Заговор императрицы» (1925), о разложении царского режима; «Дневник Вырубовой» (1927).

Награды и премии
* 1941 - Сталинская премия первой степени за 1–2 части романа «Пётр I».
* 1943 - Сталинская премия первой степени за роман «Хождение по мукам» (передана в Фонд обороны на строительство танка «Грозный»).
* 1946 - Сталинская премия первой степени за пьесу «Иван Грозный» (посмертно).
Великая Отечественная война застала Алексея Толстого уже известным писателем (в 1941 году, в возрасте 58 лет он закончил третью книгу своего романа «Хождение по мукам»).

В годы войны Алексей Толстой пишет около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года - «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

В этих статьях писатель часто обращается к фольклору, к эпизодам русской истории. Часто в статьях вспоминаются русские народные сказки (в «Армии героев» Алексей Толстой сравнивает Гитлера со сказочным волком).

В «Русских воинах» писатель цитирует «Слово о полку Игореве». В других статьях упоминаются борьба с ханом Мамаем, победы Александра Невского и Михаила Кутузова.

Алексей Толстой последовательно выводит некий «русский характер», отмечая определенные черты, характерные для русского народа: «отрешение от привычного в трудные минуты жизни» («Что мы защищаем»), «русская смётка» («Армия героев»), «устремление русского народа к моральному совершенствованию» («К писателям Северной Америки»), «пренебрежение к своей жизни и злость, смышленость и упорство в драке» («Почему Гитлер должен потерпеть поражение»).

Ты совершил три преступления, негодяй: ты - беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду.
(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино", дежурный бульдог-полицейский Буратино)

Толстой Алексей Николаевич

Алексей Толстой поднимает на смех психологические методы ведения войны фашистов («Смельчаки»), сравнивая «череп и кости… в петлицах, черные танки, воющие бомбы» с рогатыми масками дикарей. Таким образом, Толстой старался бороться с различными мифами о противнике, которые ходили

С именем А. Н. Толстого связаны некоторые подмосковные места: он бывал в Доме творчества писателей в Малеевке (ныне Рузский район), в конце 30-х годов навещал Максима Горького на его даче в Горках (ныне Одинцовский район), вместе с Горьким посетил в 1932 году Болшевскую трудовую коммуну (ныне территория г. Королева).

Долгое время жил на даче в Барвихе (ныне Одинцовский район). В 1942 году написал здесь свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Здесь же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Петр I». Алексей Николаевич Толстой скончался 23 февраля 1945 года в Барвихинском санатории.

Погрожу лишь плеткой -
Мой народец кроткий
Песни распевает,
Денежки сбирает
В мой большой карман.
(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино")

Толстой Алексей Николаевич

Происхождение Толстого вызывает вопросы. Роман Борисович Гуль в своих мемуарах приводит одну из бытовавших версий о том, что А. Н. Толстой не был биологическим сыном графа Николая Толстого, ссылаясь на других сыновей графа, которые по приведённой им версии отрицательно относились к нему, так как он участвовал в разделе наследства отца.

В последней на сегодняшний день биографии Толстого, выпущенной в серии ЖЗЛ (2006 г.), биограф Алексей Варламов приводит убедительные доказательства того, что свидетельство Гуля - всего лишь одна из версий, вызванная вдобавок негативным отношением мемуариста к Толстому, и на самом деле Алексей Николаевич имел право на фамилию, отчество и титул.

Сергей Голицын в книге «Записки уцелевшего» упоминает: «Помню один рассказ дяди Альды из его архивных поисков. Где-то он раскопал копию обращения матери писателя А. Н. Толстого на царское имя: она просит присвоить её малолетнему сыну фамилию и титул своего мужа, с которым не жила много лет. Выходило, что классик советской литературы вовсе не третий Толстой. Дядя показал этот документ Бончу. Тот ахнул и сказал: - Спрячьте бумагу и никому о ней не говорите, это государственная тайна…»

Буратино сказал:
- Пьеро, катись к озеру, принеси воды.
Пьеро послушно поплелся, бормоча стихи и спотыкаясь, по дороге потерял крышку, едва принес воды на дне чайника.
Буратино сказал:
- Мальвина, слетай-ка, набери веток для костра.
Мальвина с укоризной взглянула на Буратино, пожала плечиком - и принесла несколько сухих стебельков.
Буратино сказал:
- Вот наказание с этими, хорошо воспитанными...
Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветви на высокой сосне... Сам сварил какао на воде.
(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино")

Толстой Алексей Николаевич

Жены и дети
* Юлия Васильевна Ражанская, уроженка Самары
1. сын Юрий, умер в детстве
* Софья Исааковна Дымшиц, художница. Иудейка, через несколько лет сожительства с Толстым в гражданском браке приняла православие, чтобы вступить с ним в законный брак, но свадьба не состоялась.
1. дочь Марьяна (Марианна) (р. 1911 - 1988), муж Шиловский Евгений Александрович (1889–1952).
* Крандиевская, Наталья Васильевна (1888–1963), в юности поэтесса - в 1914-1945 гг. Прототип Кати Рощиной из «Хождения по мукам»
1. Дмитрий, композитор, три жены (одна из них Татьяна Николаевна), по ребенку от каждого брака
2. Никита (1917–1994), физик, ему посвящена повесть «Детство Никиты», жена Наталья Михайловна Лозинская (дочь переводчика Лозинского), семеро детей (в том числе Татьяна Толстая), четырнадцать внуков (в том числе Артемий Лебедев)
3. (приемный) Федор Крандиевский - сын Крандиевской от первого брака, вырос в семье Толстого
* Любовь (в др. ист. Людмила) Ильинична Крестинская-Барщева. Детей не было.

Произведения о войне
* Армия героев
* «Блицкриг» и «блицкрах»
* К писателям Северной Америки
* Москве угрожает враг
* Нас не одолеешь!
* Почему Гитлер должен потерпеть поражение
* Родина
* Русский характер
* Цикл «Рассказы Ивана Сударева»
* Черные дни гитлеровской армии
* Что мы защищаем
* Я призываю к ненависти

Романы
* Похождения Невзорова, или Ибикус (1924)
* Гиперболоид инженера Гарина (1927)
* Эмигранты (1931)
* Хождение по мукам. Книга 1: Сёстры (1922)
* Хождение по мукам. Книга 2: Восемнадцатый год (1928)
* Хождение по мукам. Книга 3: Хмурое утро (1941)
* Пётр I

Повести и рассказы
* Архип (1909)
* Петушок [= Неделя в Туреневе] (1910)
* Сватовство (1910)
* Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
* Актриса (Два друга) (1910)
* Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
* Приключения Растегина (1910)
* Харитоновское золото (1911)
* Любовь (1916)
* Прекрасная дама (1916)
* День Петра (1918)
* Обыкновенный человек (1917)
* Простая душа (1919)
* Четыре века (1920)
* В Париже (1921)
* Граф Калиостро (1921)
* Детство Никиты (1922)
* Повесть Смутного времени (1922)
* Аэлита (1923)
* Бывалый человек (1927)
* Гадюка (1928)
* Хлеб (1937)
* Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
* Русский характер (1944)
* Странная история (1944)
* Семь дней, в которые был ограблен мир (1924)
* Древний путь
* Чёрная пятница
* На острове Халки
* Рукопись, найденная под кроватью
* В снегах
* Мираж
* Убийство Антуана Риво
* На рыбной ловле

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске (ныне – Пугачев) Самарской губернии в семье помещика. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму писателя – Алексею Бострому, служившему в земской управе города Николаевска, - этого человека Толстой считал своим отцом и до тринадцати лет носил его фамилию.
Родного отца, графа Николая Александровича Толстого, офицера лейб-гвардии гусарского полка и знатного самарского помещика, маленький Алеша почти не знал. Его матушка, Александра Леонтьевна, наперекор всем тогдашним законам, оставила мужа и троих детей, и, беременная сыном Алексеем, ушла к своему возлюбленному. В девичестве Тургенева, Александра Леонтьевна была сама не чужда писательству. Сочинения ее - роман «Неугомонное сердце», повесть «Захолустье», а также книги для детей, которые она печатала под псевдонимом Александра Бостром, - имели значительный успех и были довольно популярны в то время. Матушке своей обязан был Алексей искренней любовью к чтению, которую та смогла ему привить. Пыталась Александра Леонтьевна склонить его и к писательству.
Первоначальное образование Алеша получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от влияния творчества Некрасова и Надсона. Толстой начал с подражания, о чем свидетельствует вышедший в 1907 году первый его сборник стихов «Лирика», которого он потом чрезвычайно стыдился, - настолько, что старался о нем даже никогда не упоминать.
В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. Вскоре он «напал на собственную тему»: «Это были рассказы моей матери, моих родственников об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства. Мир чудаков, красочных и нелепых... Это была художественная находка». Алексей Николаевич Толстой
После повестей и рассказов, составивших позже книгу «Заволжье», о нем стали много писать (появился одобрительный отзыв А. М. Горького), но сам Толстой был собой недоволен: «Я решил, что я писатель. Но я был неучем и дилетантом...»
Еще в Петербурге он, находясь под влиянием А.М.Ремизова, взялся за изучение народного русского языка «по сказкам, песням, по записям «Слова и дела», то есть судебным актам XVII века, по сочинениям Аввакума.. Увлечение фольклором дало богатейший материал для «Сорочьих сказок» и пронизанного сказочно-мифологическими мотивами поэтического сборника «За синими реками», издав который Толстой решил более стихов не писать.
...В те первые годы, годы накопления мастерства, стоившие Толстому невероятных усилий, чего он только не писал - рассказы, сказки, стихи, повести, причем все это в огромных количествах! - и где только не печатался. Он работал не разгибая спины. Романы «Две жизни» («Чудаки» - 1911), «Хромой барин» (1912), рассказы и повести «За стилем» (1913), пьесы, которые шли в Малом театре и не только в нем, и многое другое - все было результатом неустанного сидения за рабочим столом. Даже друзья Толстого изумлялись его работоспособности, ведь, помимо всего прочего, он был завсегдатаем множества литературных сборищ, вечеринок, салонов, вернисажей, юбилеев, театральных премьер.
После начала первой мировой войны он, как военный корреспондент от «Русских ведомостей», находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916). В годы войны обратился к драматургии - комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916).
Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. В июле 1918 года, спасаясь от большевиков, Толстой вместе с семьей перебрался в Одессу. Такое впечатление, что происходившие в России революционные события совершенно не затронули написанные в Одессе повесть «Граф Калиостро» - прелестную фантазию об оживлении старинного портрета и прочих чудесах - и веселую комедию «Любовь - книга золотая».
Из Одессы Толстые отправились сначала в Константинополь, а затем в Париж, в эмиграцию. Писать Алексей Николаевич не перестал и там: в эти годы увидела свет ностальгическая повесть «Детство Никиты», а также роман «Хождение по мукам» - первая часть будущей трилогии. В Париже Толстому было тоскливо и неуютно. Он любил не то чтобы роскошь, но, так сказать, должный комфорт. А достичь его никак не удавалось. В октябре 1921-го он снова переезжает, на сей раз - в Берлин. Но и в Германии житье было не из лучших: «Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане, марка падает, цены растут, товары прячутся, - жаловался Алексей Николаевич в письме И.А. Бунину.
Отношения с эмиграцией портились. За сотрудничество в газете «Накануне» Толстого исключили из эмигрантского Союза русских писателей и журналистов: против голосовал один лишь А.И. Куприн, И.А. Бунин - воздержался... Мысли о возможном возвращении на родину все чаще овладевали Толстым.
В августе 1923 года Алексей Толстой вернулся в Россию. Точнее, в СССР. Навсегда.
«И сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки»: в театрах без конца ставились его пьесы; в Советской России Толстой написал и одну из лучших своих повестей «Похождения Невзорова, или Ибикус» и завершил начатый еще в Берлине фантастический роман «Аэлита», наделавший немало шума. К фантастике Толстого в писательских кругах отнеслись с подозрением. «Аэлиту», так же как вышедшие позднее утопический рассказ «Голубые города» и авантюрно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», написанный в духе популярного тогда «красного Пинкертона», не оценили по достоинству ни И.А. Бунин, ни В.Б. Шкловский, ни Ю.Н. Тынянов, ни даже дружественный К.И. Чуковский.
А Толстой с улыбкой делился со своей женой, Натальей Крандиевской: «Кончится дело тем, что напишу когда-нибудь роман с привидениями, с подземельем, с зарытыми кладами, со всякой чертовщиной. С детских лет не утолена эта мечта... Насчет привидений - это, конечно, ерунда. Но, знаешь, без фантастики скучно все же художнику, благоразумно как-то... Художник по природе - враль, вот в чем дело!» Прав оказался А.М. Горький, который сказал, что «написана «Аэлита» очень хорошо и, я уверен, будет иметь успех». Так оно и вышло. Алексей Николаевич Толстой
Возвращение Толстого в Россию вызвало самые разные толки. Эмигранты сочли этот поступок предательством и сыпали по адресу «советского графа» страшными проклятиями. Большевиками же писатель был обласкан: со временем он сделался личным другом И.В. Сталина, постоянным гостем на пышных кремлевских приемах, был награжден многочисленными орденами, премиями, избран депутатом Верховного Совета СССР, действительным членом Академии Наук. Но социалистический строй не принял, скорее, приспособился к нему, смирился с ним, а потому, как и многие, часто говорил одно, думал - другое, а писал - совершенно третье. Новые власти не скупились на подарки: у Толстого было целое поместье в Детском Селе (как и в Барвихе) с роскошно обставленными комнатами, два или три автомобиля с личным шофером. Писал он по-прежнему много и разно: без конца дорабатывал и перерабатывал трилогию «Хождение по мукам» и тогда же вдруг взял да и подарил детям так полюбившуюся им деревянную куклу Буратино - пересказал на свой лад известную сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио. В 1937 году сочинил «просталинскую» повесть «Хлеб», в которой поведал о выдающейся роли «отца народов» при обороне Царицына в годы Гражданской войны. И до последних дней трудился над своей главной книгой - большим историческим романом об эпохе Петра Великого, замысел которого возник, возможно, еще до революции, во всяком случае, уже в конце 1916-го, а в 1918-м появились такие рассказы, как «Наваждение», «Первые террористы» и, наконец, «День Петра». Прочтя «Петра Первого», даже угрюмый и желчный Бунин, строго судивший Толстого за его понятные человеческие слабости, пришел в восторг.
Великая Отечественная война застала Алексея Толстого уже известным писателем в возрасте 58 лет. Во это время он часто выступает со статьями, очерками, рассказами, героями которых были люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. И все это - несмотря на прогрессирующую болезнь и связанные с ней поистине адские муки: в июне 1944-го врачи обнаружили у Толстого злокачественную опухоль легкого. Тяжелая болезнь не дала ему дожить до конца войны. Он умер 23 февраля 1945 в Москве.

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. (10 января н.с.) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Отец Толстого – граф Н.А. Толстой; мать – урожденная А.Л. Тургенева. Был воспитан отчимом А. Бостромом, либералом и наследником «шестидесятников», к которому ушла мать А. Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.

Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901 , едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону.

В 1907 , незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1905 Толстой впервые напечатал в провинциальных газетах несколько стихотворений в духе гражданской поэзии. В 1907 году выпустил сборник стихов «Лирика», в котором сказалось влияние декадентства – результат сближения автора со столичной литературной средой. В 1908 в журнале «Нива» публикуется первый рассказ Толстого «Старая башня». Вслед за этим выходят сборник «Сорочьи сказки» (1910 ) и книга стихов «За синими реками» (1911 ), в которых Толстой обратился к различным мотивам народного творчества.

В 1909-1911 выступил с реалистичными рассказами и повестями из жизни разоряющегося поместного дворянства. Эти произведения – цикл «Заволжье», а также примыкающие к нему по теме романы «Чудаки» («Две жизни», 1911 ) и «Хромой барин» (1912 ) – принесли Толстому известность. Продолжая традиции критического реализма 19 века, молодой Толстой учился мастерству у И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и Н.В. Гоголя.

Первая мировая война меняет планы Толстого. Как военный корреспондент от «Русских ведомостей» он находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915 ; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916 ). В годы войны обратился к драматургии - комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916 ).

События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения.

Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. В 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы «Наваждение», «День Петра»).

Осенью 1918 уезжает с семьей в Одессу, оттуда – в Париж. Становится эмигрантом. В 1920 была написана повесть «Детство Никиты». В 1921 «перекочевал» в Берлин и вошел в сменовеховскую группу «Накануне» (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А. Толстого. В 1922 в Берлин приехал М. Горький, с которым установились дружеские отношения. В берлинский период были написаны: роман «Аэлита» (1922-1923 ), повести «Черная пятница» (1924 ) и «Рукопись, найденная под кроватью».

В 1923 Толстой возвращается в СССР. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», 1927-1928 ; «Хмурое утро», 1940-1941 ). К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937 ). В открытом гостеприимном доме А. Толстого собирались интересные, талантливые люди - писатели, актеры, музыканты. Значительным достижением А. Толстого стал его исторический роман «Петр I», над которым он работал в течение шестнадцати лет.

Во время Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию «Иван Грозный»(1941-1943 ).

«Толстой был индивидуальностью ярчайшей и талантом ослепительным. Он не повторял никого ни в чем и одновременно был тонко ощутимой связью с неумирающим нашим наследием XIX века, — сказал, откликаясь на его кончину, писатель К. Федин. — „Петром I“ он своими мастерскими руками сложил себе великолепный памятник...»

Граф Толстой или Востром? Рождению Алеши предшествовала трещина, расколовшая брак графа Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны, урожденной Тургеневой. Граф страстно любил свою «святую» Сашу; Александра Леонтьевна с годами все более тяготилась этим чувством. Мелкопоместный дворянин Алексей Аполлонович Востром, «молодой красавец, либерал, читатель книг, человек „с за-просами“» (как охарактеризовал его А. Н. Толстой), конечно, куда лучше понимал ее, ее духовные интересы. Это была взаимная пылкая любовь. Александра Леонтьевна оставила мужа, детей и ушла к Вострому, в доме которого 29 декабря 1882 (10 января 1883) г. и родился Алексей Толстой.

Эти бурные события никак не отразились на безмятежном детстве маленького Алеши, к которому Востром относился по-отцовски нежно и которого сам мальчик называл в письмах «милый, дорогой, прелестный, золотой, бриллиантовый Папочек». Позднее современники, например Бунин, задавались вопросом: «Был ли он действительно Толстым?» Ho это было вызвано, возможно, тем, что А. Толстой, гордившийся своим графским титулом, никому ничего не говорил о своем отце, которого увидел семнадцатилетним юношей лишь в гробу.

«Детство Никиты». Ранние годы А. Толстого протекали в небольшой усадьбе Бострома — Сосновке, в сорока верстах от Самары. Он, по собственным воспоминаниям, «рос один, в созерцании, растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года; рождение и смерть — как восход и закат солнца, как судьба зерна...».

Родное особенно сильно и ярко видится на расстоянии. В 1920 г. в эмиграции, в далеком Париже, Толстой пишет одну из лучших во всей великой русской литературе повестей о детстве — «Детство Никиты». Это мажорное, основанное на автобиографическом материале произведение пронизано солнцем, радостью, счастьем детства. В повести сохранены и название усадьбы, и имя и отчество матери и домашнего учителя Аркадия Ивановича, и прозвище «главного приятеля» Мишки Коряшонка, бережно воссозданы драгоценные пылинки и блестки детства.

Память детства и чувство Родины. Ho помимо автобиографической основы в этом произведении передано острое ощущение маленьким героем русской природы, красоты Заволжья, неповторимость уходящего в века деревенского быта и уклада. Много позднее в статье «К молодым писателям» Толстой рассказал, как память детства сопрягалась с чувством истории в работе над романом «Петр Первый»:

«Каким образом люди далекой эпохи получились у меня живыми? Я думаю, если бы я родился в городе, а не в деревне, не знал бы с детства тысячи вещей, — эту зимнюю вьюгу в степях, в заброшенных деревнях, святки, избы, гаданья, сказки, лучину, овины, которые особым образом пахнут, я, наверное, не мог бы так описать старую Москву. Картины старой Москвы звучали во мне глубокими детскими воспоминаниями. И отсюда появлялось ощущение эпохи, ее вещественность».

А вокруг Сосновки были разбросаны «дворянские гнезда», уже совсем не похожие на те, что были воспеты И. С. Тургеневым. В них обитали хозяева вроде дяди Толстого Григория Константиновича Татаринова, патриарха рода со стороны матери — «Ганечки», который, по словам второй жены писателя С. И. Дымшиц, «кокетничал всевозможными чудачествами». Отсюда, из детства, вышли и яркие произведения о старом Заволжье (роман 1911 г. «Чудаки» и 1912 г. «Хромой барин», цикл рассказов, позднее получивший название «Под старыми липами»), где выведена вереница буйных и нелепых самодуров и бездельников и где после Щедрина, после Бунина с его «Суходолом» Толстой «отпел» усадебное, провинциальное дворянство.

Говоря о той обстановке, в которой «начинался» Алексей Толстой, нельзя не отметить литературное дарование Александры Леонтьевны, безусловно повлиявшей на судьбу сына. Ее повести «Захолустье», «Сестра Верочка», «Вожаки» оставили свой след в беллетристике рубежа двух веков. А в рассказах «Няньки», «Подружка», «Два мирка», «Как Юра знакомится с миром животных», несомненно, отразились переживания и заботы о любимом ребенке. И конечно, родная Сосновка навсегда заронила в юную душу драгоценные семена любви к отчему краю.

В этих ранних впечатлениях угадываются истоки того патриотического, глубоко национального начала, которое так ярко окрашивало затем все творчество Толстого. Пройдут четыре десятилетия, грозные зарницы Великой Отечественной войны прорежут небо России, набатно зазвучат огненосные очерки писателя: «Я призываю к ненависти», «Откуда пошла Русская земля», «Русские воины», «Родина». Ho вот строки из юношеского дневника: «Родина!.. Боже мой, сколько в этом слове чувства, мыслей, радости и горя. Как подчас горько и сладко звучит оно. Бедный, бедный, затерянный среди огромных степей маленький хуторок. Мой бедный сад... О, как мне все это жалко...»

Учеба в Самаре и Сызрани. Сосновка была продана Бостромом в 1899 г. К той поре Толстой поступил в 4-й класс реального училища в Сызрани, а затем перевелся в реальное училище в Самаре, которое окончил в 1901 г.

Расширяется кругозор юного Толстого. Он увлекается театром, посещает спектакли гастролирующих в Самаре труп», которые ставят Шекспира, Шиллера, Ибсена, Ростана, сам участвует в любительских постановках. В драматическом кружке Толстой встречает будущую жену — Ю. В. Poжанскую. Однако гуманитарная направленность интересов еще не становится ведущей: закончив самарское реальное училище (где, в отличие от гимназий, упор делался на изучении точных и естественных наук), Толстой поступает на механическое отделение петербургского Технологического института. В сентябре 1901 г. вместе с Рожанской, принятой на столичные медицинские курсы, он выезжает из Самары в Питер.

Петербург. Северная столица увлекает молодого Толстого насыщенной культурной жизнью. «Злоба дня», нарастающее в обществе недовольство порядками также не обходят его стороной. Оказавшись в вольнолюбивой среде, Толстой участвует в феврале 1902 г. в забастовке студентов Технологического института.

Впрочем, революционные выступления студенчества проходят как бы по касательной — Толстой отдается учебе и работе. Весной 1904 г., перейдя на 4-й курс, он трудится на Балтийском пушечно-литейном заводе, изучая токарное дело, способы обработки металлов, а на последнем курсе Технологического института проходит практику на Невьяловском заводе на Урале. Основательная инженерная подготовка, знание техники пригодились позднее, когда писатель создавал свои фантастические произведения — романы «Аэлита» (1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1927), повесть «Союз пяти» (1925).

Пора исканий — себя, любви, творчества. В июне 1902 г. в родовом селе Туреневе Ставропольского уезда Самарской губернии состоялось венчание Толстого с Рожанской; в январе следующего родился сын Юрий, скончавшийся в пятилетием возрасте. Первый брак оказался неудачным. Когда Толстой, продолжая образование, в 1906 г. поступил в Королевскую Саксонскую высшую техническую школу в Дрездене, он познакомился с начинающей художницей Софьей Исааковной Дымшиц.

В определенной степени он повторяет поступок своей матери: будучи женат и имея ребенка, испытывает непреодолимое желание духовной близости, которую не могла дать Рожанская, хотевшая видеть Толстого инженером и относившаяся к искусству равнодушно. Толстой расстается с первой женой и с головой уходит в литературную работу.

Взлет. Поражает стремительный взлет таланта Толстого. После ранних стихов, где он подражает «наиболее убогим писателям прошлого века — бесталанным подражателям Некрасова» (К. Чуковский), после эпигонски-декадентской книжки «Лирика», которой сам Толстой стыдился, вспыхивает его литературный дар. Начиная с рассказа «Старая башня» (1908), где мистический сюжет совмещается с сочными образами уральских инженеров, техника, учительницы, писатель обращается к «золотой жиле» Заволжья, воскрешая рассказы, предания и, главное, впечатления своего детства, художественно преображенные и гротескно заостренные: «Соревнователь», «Архип», «Смерть Налымовых», «Мечтатель» («Аггей Коровин»), «Петушок» («Неделя в Туреневе»), «Мишука Налымов» («Заволжье») и т. д.

Художник милостью Божией, человек феноменальной фантазии и наблюдательности, Толстой в предреволюционную пору перепробовал себя, кажется, во всех жанрах, с блеском подражая различным литературным течениям той поры, — писал и символистские стихи, и народные сказки с ловкой имитацией лубка, и реалистическую прозу с изломами русской души, и стилизованные под галантный XVII в. новеллы и пьесы. Было ли это стремлением подражать моде, жаждой известности, успеха? Возможно. Ho главное все-таки заключалось в ином — в игре молодости, свободе и улыбке, в запасах нерастраченной душевной чистоты, в желании показать, на что он способен, в озорстве силача. Так уж переливалась силушка по жилушкам, что талант Толстого бил через край. Один из мэтров символизма — Федор Сологуб с оттенком неодобрения бросил в сердцах: «Брюхом талантлив». В «незрелом отношении к жизни» упрекал молодого Толстого и А. Блок, одновременно отмечая и «кровь», и «жир», и «похоть», и «дворянство», и «талант».

Хождение по мукам — биография, судьба, роман Толстого. Надо полагать, что благополучие, особенно благополучие духовное, не является уделом и судьбой большого писателя, который посещает «сей мир в его минуты роковые» (Ф. Тютчев) и которому необходимо пройти через страдания, ощутить — всей кожей — боль эпохи. Эту полную чашу страданий вместе с русской интеллигенцией Толстой испил на путях и перепутьях революции и Гражданской войны, найдя емкое и ответственное определение пройденному — «хождение по мукам». Так называется древнее сказание о посещении Богородицей места мучения грешников.

He приняв новых порядков, Толстой в 1919 г., через Одессу, покидает Россию и оседает в эмигрантском Париже. В эту пору он разделяет надежды и чаяния белых изгнанников и видит призвание писателя-эмигранта в неподкупной, принципиальной честности и свободе творчества: «Простая логика указывала, что после Октябрьского переворота надобно было подлить в пузырьки красных чернил и строчить, строчить, строчить во славу мировой революции, мировой справедливости, всеобщего равенства. И золото было бы у чудаков, и слава, и горячее довольствие. Ho журналисты, от маленького до большого, отклонили мировую революцию — извините: грабеж и разбой...» (статья 1921 г. «Концерт 22 октября»). В дальнейшем, однако, Толстой вместе со своей третьей женой поэтессой Натальей Кранди-евской пережил довольно быструю эволюцию.

Зов Родины. Бесспорно, значительное влияние на Толстого оказали бытовые трудности и неурядицы жизни в изгнании, опасность надвигающегося прозябания и даже эмигрантской бедности. И все-таки главное было в ином. Была одна страсть, которая жила, светилась изнутри его таланта, то мерцая и уходя далеко вглубь, то выступая на поверхность и требуя прямого выражения, но всегда согревая его произведения особенным теплом, — «величайшее понятие, таинственное по страшному могуществу своему: слово — отечество».

Эта страсть жила и в его повести «Детство Никиты», и в рассказах и повестях эмигрантской поры, и она же вела его дальше, требуя эпического разрешения. Так складывается замысел первой книги романа-эпопеи «Хождение по мукам» — «Сестры» (1919—1921). В предисловии к первому изданию, вышедшему в Берлине, куда Толстой переехал из Парижа, он писал:

«Этот роман есть первая книга трилогии „Хождение по мукам“, охватывающий трагическое десятилетие русской истории. Тремя февральскими днями, когда, как во сне, зашатался и рухнул византийский столп империи и Россия увидала себя голой, нищей и свободной, заканчивается повествование первой книги».

В 1922 г. Толстой решает вернуться в уже новую, Советскую Россию и обращается с открытым письмом к председателю Исполнительного бюро комитета помощи писателям-эмигрантам Н. В. Чайковскому, объясняя свой шаг: «Все, мы все, скопом, соборно виноваты во всем свершившемся. И совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра». Характерно, что, решившись на этот поступок, вызвавший негодование в эмигрантских кругах, писатель обращается к имени и примеру царя-преобразователя, героя его будущего романа.

«Хождение по мукам» — от романа к роману-эпопее. Ураган революции смел, разъял привычные представления, традиционные понятия и ценности. На изломе мощных тектонических сдвигов обнажилась совершенно новая человеческая порода. Начала добра и зла высветлились, укрупнились. Толстой так определил задачу новой литературы в осмыслении эпохи: «Сознание грандиозности — вот что должно быть в каждом творческом человеке. Художник должен понять не только Ивана или Сидора, но из миллионов Иванов или Сидоров породить общего человека — тип. Шекспир, Лев Толстой, Гоголь создавали не только типы человека, но типы эпох... над страной пронесся ураган революции. Хватили до самого неба. Раскидали угли по миру. Были героические дела. Были трагические акты. Где романисты, собравшие в великие эпопеи миллионы воль, страстей и деяний?»

Эти строки писались тогда, когда еще не появилась первая книга гениального романа М. Шолохова «Тихий Дон», когда сам Толстой, завершив роман «Сестры», еще только обдумывал его продолжение — «Восемнадцатый год» (1928), где резко изменился масштаб изображения исторических событий. Ho уже и тогда, в самом раннем варианте первой книги трилогии, путеводной звездой для героев и их автора стала тема Родины, России. Уже эпиграф к первой книге трилогии — «Сестры»: «О, Русская земля...» (из «Слова о полку Игореве») — передает стремление Толстого осмыслить исторический путь страны, ее судьбу. Картины «частной жизни» сестер Булавиных, Телегина, Рощина, переплетаясь с хроникой исторических событий предреволюционной эпохи, подчинены нравственной проблематике — идеям духовной силы и цельности человека, его праву на счастье.

К счастью в любви, чистом и трепетном чувстве, идут через тернии Телегин и Даша, Рощин и Катя. Здесь мы подходим как будто к святая святых художника, который с особенным тактом, таким редким для литературы начала нашего века целомудрием и духовностью говорит о любви: «...пройдут года, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только — кроткое, нежное, любимое сердце ваше...» Этим монологом недаром завершается первая часть трилогии. Две прекрасные русские женщины, Катя и Даша Булавины, проходят по страницам романа, облагораживая и возвышая жизнь, наполняя ее светом и смыслом. В изображении любви Алексей Толстой — прямой наследник Тургенева, с его нежными, кроткими героинями. Женщина высвечивает сущность персоналка, будь то окруженный «черным дымом своей фантазии» декадентский поэт Бессонов или прямодушный во всем Телегин.

Ho проблема счастья приобретает в трилогии философский смысл: она шире и глубже, чем вопрос о личном счастье — о счастье в любви, в семейной жизни; это вопрос об отношении человека к родине, о его роли в развертывающихся исторических событиях. Этот вопрос вопросов, подчиняющий себе биографии Телегина и Рощина, проходит через всю эпопею сквозным лучом.

Дань времени. На творчестве Толстого конца 20-х — 30-х гг. и, конечно, на эпопее о революции и Гражданской войне не могло не сказаться жесткое влияние господствующей большевистской доктрины, а позднее и культа И. В. Сталина. Автор даже изменил тональность первой книги романа, в финале которой Рощин и Катя проходят мимо «особняка знаменитой балерины, где сейчас, выгнав хозяйку, помещался центральный комитет одной из борющихся за власть партий, именуемой в просторечии большевиками», и он говорит ей: «Вот оно, змеиное-то гнездо, где — ну, ну... На будущей неделе мы это гнездо ликвидируем...» Рецензировавший роман, который печатался в эмигрантском парижском журнале «Современные записки», советский критик В. Полонский не без яда замечал: «Это гнездо в дальнейшем повествовании займет, вероятно, не последнее место. Ждем продолжения с большим любопытством». Однако в последующих, уже советских изданиях первая книга трилогии подверглась существенной правке. Естественно и непринужденно Толстой одни характеристики и страницы заменял другими, подчас противоположными («He понимаю, не понимаю...» — растерянно бормочет теперь Рощин, проходя с Катей мимо того же особняка).

Такая «смена вех» приводила порой к нарушению исторической правды, когда, например, в повести «Хлеб» (1937) Толстой не просто преувеличил роль И. В. Сталина в борьбе за Царицын, но и приписал ему боевые заслуги С. С. Каменева и других военачальников (или когда в драматургической дилогии об Иване Грозном «Орел и орлица» и «Трудные годы», 1941—1943, сознательно смягчил, в угоду тогдашним требованиям, некоторые отвратительные черты его личности и царствования). Ho талант и тут спасал Толстого. Недаром беспощадный во всем, что касалось идеологии, И. А. Бунин подметил в его даровании «большую способность ассимиляции с той средой, в которой он находится». «Вот, — говорил Бунин, — писал он свой холопский 1918 год, и на время писания был против этих (т. е. белых. — О. М.) генералов. У него такая натура».

He следует забывать и о том, что такие «заказные» произведения, как повесть «Хлеб», писались в обстановке подозрительности, наветов и широких репрессий. По воспоминаниям сына Толстого Никиты Алексеевича, пришедший как-то на дачу к писателю некий прокурор заявил: «А не удивляетесь ли вы, Алексей Николаевич, что вас до сих пор не посадили? Ведь вы — бывший граф и бывший эмигрант! Разве вы не видите, что всех кругом замели?» -— и сообщил Толстому, что на него в органы НКВД «поступило 1200 доносов». Кроме того, как раз в 1937 г. был арестован как троцкист, а затем расстрелян родной дядя четвертой жены Толстого Людмилы Ильиничны, заместитель наркома иностранных дел Н. Н. Крестинский. Лишь «охранная грамота» Сталина, возможно, спасла писателя от репрессий.

Толстой в годы Великой Отечественной войны. Третья книга «Хождений по мукам» — «Хмурое утро» —была закончена 22 июня 1941 г., когда фашистские орды вторглись в нашу страну. Одновременно со страстной публицистикой Толстой пишет «Рассказы Ивана Сударева» (1942—1944), где в предельно демократической, нарочито доходчивой форме стремится передать лучшие черты русского национального характера. В облике рассказчика — солдата Ивана Сударева — ощутимо глубоко народное, хочется сказать, теркинское начало. В эту же пору он обращается к событиям XVI в. (дилогия «Иван Грозный»), в которых стремится увидеть прежде всего пример проявления «дивной силы сопротивления русского народа» его врагам. Он продолжает работу над книгой своей жизни — эпопеей «Петр Первый ».

Алексей Константинович Толстой - русский писатель, поэт и драматург. Родился граф Алексей 24 августа (по юл.кал-рю) 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Толстого и воспитанницы графа Алексея Разумовского Анны Перовской. Умер Толстой 28 сентября (по юл.кал-рю) 10 октября 1875 года в селе Красный Рог (Черниговская губерния).

Биография

Сразу после рождения сына, Анна ушла от мужа. Отца маленькому Алеше заменил дядя по материнской линии, известный литератор Алексей Алексеевич Перовский (наст. имя Антон Погорельский). Именно он привил племяннику любовь к книгам и литературе, поощряя творческие порывы мальчика.

Юные годы писатель провел в Черниговской губернии, а именно в селе Погорельцы. Оно потом не раз появлялось в произведениях Толстого, при упоминании детства. Перовский привозит сестру и племянника в Санкт-Петербург. В северной столице будущий драматург встречается с Пушкиным, Жуковским и другими писателями того времени, с которыми его дядя имеет дружеские связи. Алексей проявляет интерес к литературе, пробираясь на встречи известных поэтов и литераторов, прислушиваясь к разговорам взрослых. Чуть позже Толстой знакомится с будущим российским императором Александром II. Мальчики находят общий язык и становятся добрыми приятелями, сохранив дружеские отношения на всю жизнь.

(К.П. Брюллов. "Алексей Константинович Толстой в юности" )

В 1827 году дядя устраивает семье поездку в Германию, где Алексей Толстой знакомится с Гёте и даже получает в подарок от великого писателя, который потом хранит долгие годы, как ценный трофей. В 1831 году Перовский показывает мальчику Италию, эта страна настолько очаровывает Толстого, что он называет ее “потерянным раем” и долгое время грустит, приехав на Родину.

Образование драматург получает дома, а в 1834 году поступает в Московский архив министерства иностранных дел. Служба отнимает немного времени у юноши, зато развивает его интерес к истории. Молодой человек активно занимается творчеством, попутно изучая и литературу. Он активно пишет собственные стихотворения, размышляя на различные темы. В дальнейшем его произведения оценят Жуковский и Пушкин. После завершения обучения, Толстой получает место в Германии и некоторое время живет там, попутно путешествуя по Италии и Франции.

Но Алексей недолго оказывается заграницей, в 1839 он получает звание коллежского секретаря и распределение в Санкт-Петербург в отделение императорской канцелярии. Амбициозный мужчина успешно продвигается по карьерной лестнице вверх, получая новые звания. В эти годы Толстой много путешествует, ведет активную социальную жизнь, посещает званые вечера и знакомится с женщинами.

В 1850 году писатель знакомится с Софьей Миллер и влюбляется, однако официально женится на ней только спустя тринадцать лет в 1863 году. После отставки в 1861 году Толстой живет в усадьбе под Санкт-Петербургом и в селе Красный Рог.

В 1875 году Алексей, принимающий морфий, как лекарство от головных болей, переборщил с дозировкой. Именно большая доза препарата и стала причиной смерти писателя, слывшего в народе одним из самых сильных людей того времени.

Творчество

Первые произведения (“Семья вурдалака” и “Встреча через триста лет”) Толстого были на французском языке, написанные во время проживания в Германии. Позже они были доступны и для русской аудитории. Первая книга выходит в свет в 1841 году и имеет название “Упырь”, при ее написании писатель обращается к воспоминаниям, в особенности к времени, проведенному в обществе будущего наследника престола.

Во время службы с 1842 по 1846 Толстой ищет себя в поэзии, выпуская стихотворение “Серебрянка” в газете, а также пробует собственные силы в прозе, пишет очерки. В 1847 году Алексей Константинович начинает создавать русские баллады, даже планирует написать роман о княжеской жизни.

После официальной отставки все больше углубляется в литературу, становясь автором сатирических произведений, исторического романа “Князь Серебряный”, драматургической трилогии “Смерть Иоанна Грозного” и психологической новеллы в стихотворной форме “Средь шумного бала, случайно...”.

За всю свою жизнь Алексей Толстой создает множество хлестких произведений, рассказывающих о современной жизни, поэтому большинство сатирических творений, высмеивающих власть и политические устои, были опубликованы посмертно.




Top