Алексей Трегубов: Я перебежчик из искусства в театр и обратно. Звания и призы

Родился в 1978 году. Окончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года и Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Персональные выставки в Galerie Polysemie (Марсель), Korjaamo Galleria (Хельсинки), галерее «Комната» (Москва, все - 2010).

«Кто это?»
В истории искусства зеркальное изображение никогда не было художественным методом как таковым. В известном смысле зеркало - враг искусства, ибо его природа повторения, удвоения, подобия и иллюзионизма противоположна целям искусства. В проекте Алексея Трегубова зеркало парадоксально служит не повторению, но исследованию, не иллюзионизму, но критическому осмыслению. Сам материал перестает быть носителем своей привычной функции, так как место двойника теперь может одновременно занимать и фигураабрис отсутствующего/пропавшего в зеркале, и зритель, всматривающийся в эту зеркальную фигуру, и, наконец, другая отражающаяся фигура. Таким образом, и объект, и субъект становятся отражениями друг друга и друг в друге.Здесь нет однозначной точки отсчета, нет горизонта и нет ориентира, ибо это модель бесконечно удаленных друг от друг антропных форм - образов, подобно мерцанию массмедиа имеющих лишь зеркальную природу, вроде симулякров, описанных Бодрийяром.Проект состоит из 45 работ, выполненных масляной краской на зеркале (это воспроизведения вырезок фотографий из газет на политические и социальные темы) и включает в себя также скульптуру, состоящую из соединенных между собой силуэтов, вырезанных из нержавеющей стали «суперзеркало», поверхность которого абсолютно зеркальна. Части скульптуры - точные силуэты персон политической и социальной жизни России. Силуэты соединены в один объект под разными углами таким образом, чтобы в них отражались свет и зрители, а сами фигуры отражались друг в друге.

Родился 29 июня 1979 года
Окончил МГАХУ памяти 1905 года (факультет живописи)
Окончил МГАХИ имени В. И. Сурикова (кафедра живописи -монументальная мастерская).
В 2007 году получил Гран-При за создание павильона России на Всемирной выставке сценографии и театральной архитектуры «Пражская Квадриеннале» (совместно с другими членами Лаборатории)
Номинант Премии Кандинского (2012)
Автор концепции оформления фойе к 90-летию Театра имени Вл. Маяковского, а также пространства Сцены на Сретенке; создатель инсталляции «Режиссеры» для оформления фойе «Гоголь-центра», автор художественного решения экспозиции, посвященной 50-летию разгрома «Манежной выставки» Н. С. Хрущевым, «Те же в Манеже». Член кураторской группы выставок Московского музея современного искусства (ММОМА) «Если бы я только знал» (2010) и «Ночь в музее» (2010). Куратор проектов арт-пространства «Новое Крыло» в Доме Гоголя (2014)

Театральные работы

В «Школе современной пьесы»:
«Пришел мужчина к женщине» (новая версия, 2008)
«Дом» (художник по костюмам, 2009)
«Русское горе» (2010)
«Ночь с незнакомцем» (2011)
«Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» (2012)
«Спасти камер-юнкера Пушкина» (2013)
«Последний ацтек» (сценография и костюмы, 2014)
«Уик энд» (2014)

В МХТ имени Чехова:
«Пьяные» (2014)

В театре имени Маяковского:
«Декалог на Сретенке» (совместно с Анной Румянцевой, 2014)

Выставки:

«Polysémie gallery» (Марсель, Франция, 2010), «Korjaamo gallery» (Хельсинки, Финляндия, 2010), «Кто это?» (ММОМА, 2012) галерея Iragui (Москва, 2013), архитектор выставки «Игра в цирк» (ММОМА, 2014)

Как преобразить спектакль с помощью красок? Художник Алексей Трегубов известен как автор, работающий сразу на двух территориях - в театре и в современном искусстве. Он является автором концепции оформления фойе к 90-летию театра имени Маяковского и регулярно устраивает персональные выставки в России и за рубежом. Ему хорошо известны все секреты закулисного волшебства.

Заканчивается театральный сезон. Когда подводят итоги своей работы художники - по завершению сезона или по итогам года? Но поскольку вы и театральный художник, и человек, работающий на территории актуального искусства, то чем вы заканчивает этот год и сезон у вас?

Алексей Трегубов : Я заканчиваю этот год выставкой в Санкт-Петербурге. Там же полным ходом сейчас идет работа над спектаклем «Преступление и наказание» в Александринском театре. Мы работаем там с моей женой Машей.

Вместе с Марией Трегубовой вас можно назвать такими художниками-фантазерами, если говорить о театре. Потому что ваша работа в спектакле Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева в МХТ имени Чехова интересна тем, что там все на сцене движется - это сплошная машинерия. Как вы знаете о том, что можно использовать в театре при работе?

А.Т: . Во МХАТе Маша уже не первый раз работает как художник. Ранее она работала над спектаклем «Мефисто» с режиссером Адольфом Шапиро. В связи с этим есть какое-то понимание контекста. Но при этом работа с машинерией всегда связана со сложностями. Это подъемно-опускные площадки и тут главное передать настроение. Когда мы первый раз показали макет, была вероятность, что спектакля вообще не получится, так как работу к премьере не успеют сделать – создать декорации и отрепетировать. Но благодаря техническим службам, их директору, все получилось.

Вы уникальный художник, который работает не только в театре, но и на территории актуального искусства и это опыт, который мало с чем можно сравнить. Вас награждают и в «Золотой маске», а на вручении премии Кандинского вы не просто номинант, а человек, дошедший до шорт-листа. Что вам дают премии в театре и современном искусстве?

А.Т . Я считаю себя перебежчиком. Я творю и в одной области, и в другой. И мне и это искусство интересно, и то. Для меня признание в «Золотой маске» – это внимание ко мне со стороны театральной среды, это профессиональный рост. Если ты лауреат, то тебя позовут крупные театры. Что же касается премии со стороны современного искусства – я не вижу здесь какой-то динамики. Для меня это просто движение на перспективу.

Каким видят мир театральные художники? Подробности - в программе «Культличности»

Для вас территория театра и территория актуального искусства – это разные сферы? Можете ли вы прийти с проектом из актуального искусства в театр и сказать, у меня есть идея и я хотел бы поставить пьесу. Но пока трудно представить то, что инициатива в постановке исходила бы не от режиссера, а именно от художника.

А.Т : Одна из главных проблем театра – режиссер отвечает за все. И все поклоны или тумаки за ту или иную поставку получает именно он. И в лучшем случае о художнике кто-то и что-то напишет, хотя его работа тоже считается сильной, но он всегда находится где-то на втором плане. Художник должен понимать, что такое театр - в нем есть определенная специфика, потому что даже от размера зала зависит восприятие спектакля. Для меня это было открытием. Театр – это взаимодействие с эмоциями, с мыслью. Театр – это немного другой язык, заставить зрителя сесть на место и просто попросить думать о чем-то высоком без определенного действия на сцене будет достаточно сложно.

А лексей Трегубов,

приглашенный художник. Окончил МГАХИ име-ни В.И.Сурико-ва при Россий-ской ака-де-мии худо-жеств (кафед-ра живо-пи-си, мону-мен-таль-ная мастер-ская, 2009). Участ-во-вал в созда-нии пави-льо-на России на Всемир-ной выстав-ке теат-раль-ной архи-тек-ту-ры «Пражская Квадри-ен-на-ле» (2007). Член кура-тор-ской груп-пы выста-вок Москов-ско-го музея совре-мен-но-го искус-ства — ММОМА («Если бы я толь-ко знал» и «Ночь в музее», 2010). Автор пер-со-наль-ных выста-вок в Galerie Polysémie (Марсель, 2010), Korjaamo Galleria (Хельсин-ки, 2010) и ММОМА («Кто это?»; Москва, 2012). Являет-ся авто-ром кон-цеп-ции оформ-ле-ния фойе к 90-летию Москов-ско-го ака-де-ми-че-ско-го теат-ра име-ни Влади-ми-ра Маяков-ско-го, про-стран-ства Сцены на Сретен-ке (2012); худо-же-ствен-но-го реше-ния экс-по-зи-ции «Те же в Манеже», посвя-щен-ной 50-летию раз-гро-ма «Манеж-ной выстав-ки» Н.С.Хруще-вым (2012); инстал-ля-ции «Режис-се-ры» для оформ-ле-ния фойе «Гоголь-цен-тра» (2013). Архитек-тор выстав-ки «Игра в цирк» (ММОМА, 2014). Основа-тель худо-же-ствен-ной гале-реи «Комна-та» в зда-нии Москов-ско-го теат-ра «Школа совре-мен-ной пье-сы» (2011), осно-ва-тель и кура-тор (2014-2016) выста-воч-но-го про-стран-ства «Новое кры-ло» в мемо-ри-аль-ном музее «Дом Гоголя» в Москве.

В каче-стве теат-раль-но-го худож-ни-ка А.Трегу-бов участ-во-вал в поста-нов-ках раз-лич-ных теат-ров России и Европы. Среди его работ: «Своими сло-ва-ми» И.Райхель-гау-за (2006), «Пришел муж-чи-на к жен-щине, новая вер-сия» И.Райхель-гау-за по пье-се С.Злотни-ко-ва (2008), «Дом» и «Уик Энд» Е.Гришков-ца (2009 и 2014 соот-вет-ствен-но), «Русское горе» С.Никити-на и В.Жука (по коме-дии А.С.Грибо-едо-ва «Горе от ума», 2010), «Медведь» по пье-се Д.Быкова (2011), «Мышонок-супер-сы-щик» по пье-се Е.Колле-го-вой (2017; все — «Школа совре-мен-ной пье-сы»); «Пьяные» И.Вырыпа-е-ва (МХТ име-ни А.П.Чехова, 2014; Драма-ти-че-ский театр Дюссель-дор-фа, 2014; Нацио-наль-ный театр Венгрии, Будапешт, 2016); «На дне» В.Рыжако-ва по пье-се М.Горько-го (Нацио-наль-ный театр Венгрии, 2014); «Декалог на Сретен-ке» С.Денисо-вой (Театр име-ни Вл.Маяков-ско-го, 2014); «Горье» Ю.Квятков-ско-го, В.Печей-ки-на (Псков-ский ака-де-ми-че-ский театр дра-мы име-ни А.С.Пушки-на, 2015), «Война и мир Толсто-го» В.Рыжако-ва (Большой дра-ма-ти-че-ский театр име-ни Г.А.Товсто-но-го-ва, 2015); «Преступ-ле-ние и нака-за-ние» А.Виднян-ско-го по рома-ну Ф.М.Досто-ев-ско-го (2016), «Оптими-сти-че-ская тра-ге-дия. Прощаль-ный бал» А.Волоши-ной по моти-вам пье-сы Вс.Вишнев-ско-го (2017; обе — Россий-ский государ-ствен-ный ака-де-ми-че-ский театр дра-мы име-ни А.С.Пушки-на (Александрин-ский)); «Севиль-ский цирюль-ник» Дж.Росси-ни («Комише опер» в Берлине, 2016); «Чаадский» А.Маноц-ко-ва (Москов-ский музы-каль-ный театр «Геликон-опера», 2017).

Звания и призы

  • номи-нант Россий-ской Нацио-наль-ной теат-раль-ной пре-мии «Золотая Маска» (худож-ник в музы-каль-ном теат-ре — спек-такль «Чаадский» А.Маноцкова, 2018)
  • лау-ре-ат Театраль-ной пре-мии газе-ты «Москов-ский ком-со-мо-лец» (сценография, 2014)
  • фина-лист Между-на-род-но-го кон-кур-са совре-мен-но-го искус-ства «Центр/Периферия» (2014)
  • номи-нант Премии име-ни Сергея Курёхина (2013)
  • номи-нант Премии Кандинского (2012)



Top