Аленушкины сказки мамин сибиряк перечислить. Сборник «Аленушкины сказки

Русский прозаик и драматург Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) в литературу вошёл серией очерков об Урале. Многие первые его произведения были подписаны псевдонимом «Д. Сибиряк». Хотя настоящая его фамилия – Мамин.

Первым крупным произведением писателя был роман «Приваловские миллионы» (1883), который имел большой успех в то время. В 1974 г. этот роман был экранизирован.
В 1884 г. в журнале «Отечественные записки» был опубликован его роман «Горное гнездо», который закрепил за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.
Последние крупные произведения писателя – романы «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

В своих произведениях писатель изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим ломку общественного сознания, норм права и морали.
«Алёнушкины сказки» были написаны автором уже в зрелые годы – в 1894-1896 гг. для его дочери Алёнушки (Елены).

Д. Мамин-Сибиряк с дочерью Алёнушкой

Произведения Мамина-Сибиряка для детей актуальны до сих пор, т.к. они имеют познавательный сюжет, правдивы, написаны хорошим слогом. Дети узнают о тяжелой жизни того времени, знакомятся с замечательными описаниями родной для писателя уральской природы. Автор очень серьёзно относился к детской литературе, т.к. считал, что через неё ребёнок осуществляет связь с миром природы и миром людей.
Была у сказок Мамина-Сибиряка и педагогическая цель: воспитание справедливых, честных детей. Он считал, что мудрые слова, брошенные на благодатную почву, обязательно дадут всходы.
Сказки Мамина-Сибиряка разнообразны и рассчитаны на детей любого возраста. Автор не приукрашивал жизнь, но всегда находил тёплые слова, передающие доброту и нравственную силу простых людей. Его любовь к животным никого не может оставить равнодушным, на это чувство живо откликаются детские сердца.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Сказки из этого сборника доступны детям начиная с детского сада или младшего школьного возраста. Его сказки сами говорят с детьми устами животных и птиц, растений, рыб, насекомых и даже игрушек. Они помогают воспитывать в детях трудолюбие, скромность, умение дружить, чувство юмора. Одни только прозвища главных героев чего сто́ят: Комар Комарович – длинный нос, Ерш Ершович, Храбрый Заяц – длинные уши...
В сборник «Алёнушкины сказки» входят 11 сказок:

1. «Присказка»
2. «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
3. «Сказочка про Козявочку»
4. «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»
5. «Ванькины именины»
6. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
7. «Сказка о том, как жила-была последняя Муха»
8. «Сказочка про Воронушку – чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
9. «Умнее всех»
10. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
11. «Пора спать»

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Это очень добрая сказка, как, впрочем, и все остальные.
Маленькие слабости есть у каждого, но важно, как к ним относятся окружающие.
Давайте прочитаем начало сказки.
«Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
- Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!»
Посмотрите, как реагируют на это заявление другие звери в лесу. Они не стали смеяться над зайцем или критиковать его, хотя всё понимали, что эти слова сказаны зайцем сгоряча, необдуманно. Но добрые звери поддержали его в этом порыве, всем стало весело. Читаем дальше: «Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли».
По законам сказочного сюжета здесь в эту минуту должен был появиться волк. Он и появился. И решил, что вот теперь-то он зайца съест.
Заяц, увидев волка, со страху подпрыгнул и упал прямо на волка, «кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи». А волк с перепугу тоже побежал, но в другую сторону: «когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил».
В результате звери нашли под кустом чуть живого от страха зайца, но увидели ситуацию совсем по-другому:
- Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
- А вы бы как думали! Эх вы, трусы...
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

Воробей Воробеич и Ерш Ершович жили в большой дружбе. Каждый раз при встрече они приглашали друг друга в гости, но выяснялось, что ни один их них не может жить в обстоятельствах другого. Воробей Воробеич говорил:
- Спасибо, брат! С удовольствием пошёл бы я к тебе в гости, да воды боюсь. Лучше уж ты прилетай ко мне в гости на крышу...
А Ёрш Ершович отвечал на приглашение друга:
- Нет, я не умею летать, да и задыхаюсь на воздухе. Вот лучше на воде поплаваем вместе. Я тебе всё покажу...
И так они хорошо дружили, любили поговорить, несмотря на то, что были совсем разными. Но беды и радости у них были схожи. «Например, зима: как зяб бедный Воробей Воробеич! Ух, какие холодные дни бывали! Кажется, вся душа готова вымерзнуть. Нахохлится Воробей Воробеич, подберёт под себя ноги да и сидит. Одно только спасенье – забраться куда-нибудь в трубу». «Ершу Ершовичу тоже по зимам приходилось не сладко. Он забирался куда-нибудь поглубже в омут и там дремал по целым дням. И темно, и холодно, и не хочется шевелиться».
У Воробья Воробеича был приятель – трубочист Яша. «Весёлый такой трубочист – всё песни поёт. Чистит трубы, а сам напевает. Да ещё присядет на самый конёк отдохнуть, достанет хлебца и закусывает, а я крошки подбираю. Душа в душу живём. Я ведь тоже люблю повеселиться», – так рассказывал приятелю Воробей Воробеич.

Иллюстрация Ю. Васнецова

Но между друзьями произошла ссора. Однажды летом трубочист кончил свою работу и пошёл к речке смыть с себя сажу. Там он услышал сильный крик и гвалт, разгневанный Воробей Воробеич выкрикивал в адрес своего друга громкие обвинения, а сам был весь взъерошенный, злой... Оказывается, Воробей Воробеич добыл червяка и нёс его домой, а Ёрш Ершович этого червяка обманом завладел, крикнув: «Ястреб!». Воробей Воробеич червяка и выпустил. А Ёрш Ершович его съел. Вот и разгорелся сыр-бор по этому поводу. В конце оказалось, что Воробей Воробеич всё-таки нечестным путём приобрёл червяка да к тому же своровал у трубочиста краюшку хлеба. За вором бросились все птицы, большие и маленькие. Далее события сказки разворачивались так: «Произошла настоящая свалка. Все так и рвут, только крошки летят в реку; а потом и краюшка полетела тоже в реку. Тут уж схватились за неё рыбы. Началась настоящая драка между рыбами и птицами. В крошки растерзали всю краюшку и все крошки съели. Как есть ничего не осталось от краюшки. Когда краюшка была съедена, все опомнились и всем сделалось совестно. Гнались за вором Воробьем да по пути краденую краюшку и съели».
А Алёнушка, узнав об этой истории, сделала вывод:
Ах, какие они все глупые, и рыбки и птички! А я бы разделила всё – и червячка и краюшку, и никто бы не ссорился. Недавно я разделила четыре яблока... Папа приносит четыре яблока и говорит: «Раздели пополам – мне и Лизе». Я и разделила на три части: одно яблоко дала папе, другое – Лизе, а два взяла себе».
Теплом, детством веет от сказок Мамина-Сибиряка. Их хочется читать вслух и видеть счастливые и добрые лица детей.
Кроме цикла «Алёнушкины сказки» у писателя есть и другие сказки:

1. «Серая Шейка»
2. «Лесная сказка»
3. «Сказка про славного царя Гороха»
4. «Упрямый козел»

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

«Серая Шейка» – не только самая известная сказка писателя, но и вообще самое известное произведение в детской литературе. Она

притягивает своей трогательностью, вызывает желание защитить слабого и беспомощного, помочь в беде нуждающемуся. Мир природы в этой сказке изображён в единстве и гармонии с миром людей.
... Перелётные птицы собирались в дорогу. Только в семье Утки и Селезня не царила радостная предотлётная суета – приходилось смиряться с мыслью, что их Серая Шейка не полетит с ними на юг, ей придётся зимовать здесь одной. Ещё весной у неё было повреждено крыло: к выводку подкралась Лиса и схватила утенка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным.
Утка очень горевала о том, что Серой Шейке придётся трудно одной-одинёшенькой, она даже хотела остаться с ней, но Селезень напомнил, что у них, кроме Серой Шейки, есть и другие дети, о которых надо заботиться.
И вот птицы улетели. Мать научила Серую Шейку:
- Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик. Там вода не замерзнет целую зиму...
Вскоре Серая Шейка познакомилась с Зайцем, который тоже считал Лису своим врагом и был таким же беззащитным, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.
А между тем полынья, в которой плавала уточка, всё уменьшалась от наступающего льда. «Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, – это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло».

Лиса начала охотиться за уточкой и подманивать её к себе.
Спас Серую Шейку старичок-охотник. Он вышел на охоту за зайцем или лисой своей старухе на шубу. «Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются».
А как радуются маленькие читатели, узнав о спасении Серой Шейки!

Год издания книги: 1897

Свой сборник «Аленушкины сказки» Дмитрий Мамин-Сибиряк писал на протяжении двух лет с 1894 по 1896 год. Книгу автор посвятил своей маленькой дочери по имени Алена. В нее вошли десять сказок писателя, которые впоследствии завоевали популярность у читателей. Сегодня книга «Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка заслуженно входит в школьную программу, а отдельные произведения этого сборника были экранизированы.

Сборника «Аленушкины сказки» краткое содержание

Цикл «Аленушкины сказки» Мамин-Сибиряк часто перечитывал перед сном своей маленькой дочери. Начинается он с присказки, где рассказывается, как маленькая девочка перед сном хочет послушать сказки.

Первая сказка рассказывает о маленьком зайчике, который проживал в лесу. Всю свою жизнь он чего-то боялся, но, когда подрос, решил перебороть свои страхи. Заяц вышел к своим друзьям и стал кричать о том, что с сегодняшнего дня он не боится никого, даже серого волка. Никто ему не поверил, некоторые даже начали смеяться над ним.

Тут как раз недалеко от заячьей компании проходил Волк. Он был ужасно голоден и искал, чем бы перекусить. Услышал он, как Заяц кричит о том, что не боится волков и решил съесть именно его. Как только зайцы увидели страшного зверя, то испугались и задрожали. Заяц-смельчак резко подпрыгнул от страха и упал прямо на Волка. Скатившись по его спине, хвастун убежал далеко в лес. Он боялся, что Волк найдет его. Однако сам Волк в том момент подумал, что в него выстрелили, испугался и убежал в совершенно другую сторону. Многие потом вспоминали, как храбрый заяц прогнал огромного Волка.

Вторая сказка цикла Мамина Сибиряка «Аленушкины сказки» поведает нам о маленькой Козявке, которая только что появилась на свет. Она летала по воздуху и думала, что все в этом мире принадлежит ей. Но повстречав злого шмеля, червяка и воробьев, она убедилась, что мир полон опасностей. Козявка осознала, что не все, что ее окружает, вовсе ей не принадлежит. Но среди этого злого мира ей удалось найти подругу, вместе с которой они провели все лето и осень. Зимой же Козявка снесла яички и спряталась до весны.

Далее автор рассказывает нам о Комаре Комаровиче, который, узнав, что на его болоте уснул Медведь, решил прогнать непрошенного гостя. Он собрал своих сородичей и отправился к Медведю. Подлетев к болоту, Комар Комарович стал угрожать, что съест зверя. Однако Медведь совершенно не боялся угроз насекомого. Он продолжил сладко спать, пока один главный герой сказки не укусил его за нос. Тогда мишка проснулся и как в решил расквитаться с комаром. Он даже несколько деревьев с корнями вырвал и стал ими размахивать, однако ничего не помогало. В конце Медведь залез на высокую ветку, но из-за насекомых свалился с нее. После этого он все-таки решил пойти поспать в другое место, а Комар Комарович вместе со своими друзьями отпраздновал свою победу.

Следующая сказка начинается с того, что маленький мальчик Ваня празднует свой день рождения. На праздник были приглашены все его игрушки. Гости кушали и веселились до тех пор, пока две куклы – Катя и Аня – не стали выяснять, кто на этом празднике красивее всех. Довыяснялись игрушки до того, что началась драка. И только башмачок и плюшевый заяц успели спрятаться под кровать. Ваня очень расстроился, что на его именинах приключилось такое. Когда спор поутих, все игрушки обвинили в драке башмачок и зайца. Якобы они специально всех рассорили и спрятались. Ваня прогнал их с праздника, и веселье продолжилось как ни в чем не бывало.

Другая сказка поведает нам историю о двух друзьях – Воробье Воробеиче и Ерше Ершовиче. Вот уже долгое время эти двое были хорошими приятелями. Воробей даже приглашал Ерша к себе на крышу, а тот в ответ звал друга погостить в реке. Был у воробья еще один знакомый – трубочист Яша. Однажды этот самый трубочист услышал странные звуки. Прибежав к реке, он увидел ссору Воробья и Ерша. Причиной послужило то, что Воробей нашел червяка, а Ерш обманом украл добычу друга. Однако позже выяснилось, что Воробеич сам врет – он стащил червяка у маленького Бекасика-песочника.

Следующей в сборнике Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» читать можно историю о маленькой Мухе, которая неустанно радовалась лету. Мушка верила, что все люди добрые, ведь они постоянно оставляют на столе немного варенья или сахара. Но однажды кухарка в доме, возле которого обитало много мух, решила их всех отравить. Маленькой Мушке удалось избежать этой участи, однако она, как и главная героиня поняла, что люди не так уж и добры к ней.

Вскоре наступила осень, и выжившие мухи спрятались в доме. Но главная героиня сказки хотела остаться одна, чтобы вся еда доставалась только ей. Мушка дождалась момента, когда все ее сородичи исчезли, но очень скоро заскучала в одиночестве. Так он грустила до самой весны, пока не встретила маленькую муху, которая только что появилась на свет и радовалась теплу.

В цикл вошла также сказка о Вороне и Канарейке. Маленькая Канарейка улетела из клетки, потому что хотела жить на свободе, как и другие птицы. Однако на нее напали воробьи. Старая ворчливая Ворона защитила ее и пригласила жить к себе. Когда наступили холода, Канарейке было очень тяжело, но Ворона просто считала маленькую птичку неженкой. Однажды местные мальчики поставили ловушку для птиц и насыпали туда зерна. Канарейка знала, что туда нельзя лететь, однако чувство голода победило. Птичка поняла, что сейчас ее поймают и снова посадят в клетку. Но, несмотря на жуткий холод, Канарейке нравилась свобода. Услышав крик, Ворона прилетела и спасла свою знакомую.

Следующая история переносит нас в птичий двор. В нем живет Индюк, который считает себя самой важной птицей. Его жена и многие другие жители двора думаю так же. От этого Индюк зазнается еще больше и начинает нагло себя вести. Однажды птицы замечают что-то, похожее на колючий камень. Все спрашивают у Индюка, что же это такое, однако он не может дать точного ответа. Этим «камнем» оказывается еж. Тогда все птицы начинают смеяться с Индюка, но ему удается убедить присутствующих, что он узнал ежа, но просто решил пошутить.

Далее в сборнике Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» краткое содержание рассказывает о Молочке и Кашке, которые постоянно спорили на плите до такой степени, что Кашка пыталась убежать из кастрюли. Как ни старалась кухарка, ей никогда не удавалось вовремя их успокоить. Одной из помех был кот по имени Мурка. Он постоянно просил кушать, даже если недавно съел много печени или рыбы. Мурка постоянно следил за спором Молочка и кашки. Однажды, когда кухарка пошла в магазин, кот запрыгнул на стол и начал дуть на Молоко, чтобы оно немного успокоилось. Закончилось все тем, что, пытаясь разобраться в том, кто же виновен в постоянных спорах, Мурка просто вылакал все Молоко.

Последняя сказка поведает о том, что маленькая Аленушка перед сном сказала, что хочет стать царицей. Ей приснился дивный сад, в котором самые разные цветы спорили, что именно имела в виду девочка. Розы утверждали, что Аленушка хочет стать одной из них. Ведь всем известно, что роза – настоящая царица среди цветов. Колокольчики в ответ говорили, что Аленка мечтает стать такой же как они, ведь они дарят радость бедным и богатым. В споре также участвовали и лилии, фиалки, ландыши и другие цветы.

Многие из них рассказывали о стране, которая является их Родиной. Аленушка очень расстроилась из-за того, что никогда не была в этих местах. Тут прилетела божья коровка и сказала девочке, чтобы та запрыгнула ей на спину. Божья коровка показала девочке все те прекрасные страны и самые разные цветы – лилии, орхидеи, лотосы. Во время путешествия Аленушка узнала, что бывают страны, которые не знают, что такое зима. Девочка сказала, что не смогла бы там жить, потому что очень любит снег и морозную погоду. Позже божья коровка принесла девочку к Деду Морозу, который спросил, чего она хочет. Аленушка ответила, что хочет быть царицей. Тогда дедушка сказал ей, что все женщины – царицы. Девочка улыбнулась и продолжила сладко спать.

Сборник Мамина Сибиряка «Аленушкины сказки» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Открытый Урок чтения

по произведениям Д.Н.Мамина-Сибиряка

из цикла «Аленушкины сказки»

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

Форма: Игра-викторина «Певец Урала» в виде игры «Крестики-нолики»

Цель: Обобщить знания детей по прочитанным «Аленушкиным сказкам»

Мамина-Сибиряка через игру «Крестики-нолики».

    Создание оптимальных условий для самореализации учащихся, их творческих, интеллектуальных способностей и интересов.

    Активизация интереса школьников к изучению родного края, его литературного наследия.

    Воспитание организованности, самостоятельности, собранности.

    Развитие наблюдательности, внимания, быстроты реакции.

Участники игры: В игре участвуют две команды по 4 человека из 4 класса.

Реквизиты игры:

    игровое поле с названиями этапов

    знаки «Х» и «О» по 9 штук на каждую команду

    головные уборы со знаками «Х» и «О» для каждого члена команды

    реквизит для заданий

    портрет писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка

Соревнование двух команд на игровом поле игры «Крестики-нолики» (3х3). Выбирая клетку, команды выполняют задания по данной теме, и команда победитель ставит свой значок «Х» или «О» в эту клетку. Выигрывает та команда, кто быстрее выстроит в один ряд (по горизонтали, вертикали, диагонали) свой знак. Итоги подводятся по окончанию игры.

Подготовительный этап:

    Подготовит вопросы-задания по темам игры.

    Выбрать 2 команды по 4 человека. Провести жеребьевку.

    Изготовление оформления (реквизита):

    • игровое поле 3х3 с названием тем заданий

«Из какой мы сказки?» - загадки

«Сочини сказку»

Конкурс художников

«Здравствуйте» - приветствие команд

«Колыбельная»

«Найди пропавшие вещи»

Викторина

Конкурс мастерства

    вещи, которые встречаются в «Аленушкиных сказках»

    фломастеры, листы бумаги, краски

    поделочный материал

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы присутствуем на увлекательной игре «Крестики-нолики», в которой принимают участие две команды.

Интерес к прошлому своего края, к деятелям культуры, их жизни и творческой деятельности возрастает с каждым годом. Мы не «Иваны, не помнящие родства», и знаем, как много сделано предшествующими поколениями для нашего сегодня С позиции современности мы оцениваем их труд и берем на вооружение все, что не утратило значения в наши дни.

Жизнь и творчество Мамина-Сибиряка неразрывно связано с Уралом.

В самом сердце уральских гор, на рубеже Европы и Азии, широко раскинулись избы поселка и фабрики (цехи) Висимо-Шайтанского чугунолитейного и железоделательного завода, принадлежавшего крупнейшему русскому заводовладельцу Демидову. летом 1852 года сюда приехал молодой священник – двадцатипятилетний Наркис Матвеевич мамин с женой Анной Семеновной.

25 октября (по старому стилю) 1852 года у Маминых родился второй сын Дмитрий – будущий писатель. Семи лет Митя пошел в школу. Уже в детстве писатель познакомился с Пушкиным, повестями Гоголя. Любовь к книге прививала мать, сама много читавшая. От отца услышал будущий писатель и слова, ставшие его жизненным девизом: «Знание – сила». Дмитрий Наркисович успешно закончил духовное училище, Пермскую духовную семинарию.

В 1872 году поступает в Медико-хирургическую академию в Петербурге.

Годы 1872 – 1877 стали началом литературной деятельности Мамина.

В 1877 году Дмитрий возвращается на Урал.

Для своей дочери Алёнушки с 1882 года он начинает писать детские рассказы и сказки. Всего было написано 140 рассказов за 17 лет. Наибольшей популярностью пользуются «Аленушкины сказки». Они стали любимой книгой детей младшего возраста. Писатель сам так говорил о ней: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь и поэтому она переживет все остальное».

Ведущий. И сегодня мы с вами тоже вспомним эти сказки или, может быть, сочиним и свои.

Ведущий. Послушайте правила игры «Крестики-нолики».

    Команды тянут жребий, та команда, которая вытянула «Х» - называется командой «крестиков» и начинает игру: выбирает клетку и название темы для игры. «Крестики» и первыми же выполняют задания этого конкурса. Вторая команда «Нолики» слушает ответ.

    Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечеркивая клетку с названием выигравшего конкурса.

    Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.

    Победителем игры считается та команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали, диагонали) три своих знак – это основная суть игры в «Крестики-нолики».

    Если команде во время игры не удается выстроить подряд три своих знака, то в таком случае разыгрываются все 9 тем, заполняются все клетки игрового поля «О» и «Х», побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.

Ведущий. Начинаем игру.

(Команды тянут жребий, надевают головные уборы и команда «Х» начинает игру, выбирая сектор на игровом поле.)

«Здравствуйте» - приветствие команд со сказками.

    Отгадав ребусы, вы догадаетесь, о ком эта сказка, тем самым поздоровайтесь с ней.

(ерш) (воробей)

Ш Р Ё

    «Фотографирование» слов.

За 1 минуту дети должны прочитать слова и догадаться, к какой сказке они относятся.уши заяц хихикнули глаза зайчик улыбнулись хвост засмеялись

    По нарисованным иллюстрациям угадать сказку Мамина-Сибиряка.

«Сказочка про Комара Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишку – короткий хвост»

    Послушайте отрывок и узнайте сказку.

(читается любой отрывок из сказки)

«Сочини сказку» - сочинить сказку, в которой были бы животные, по плану: герой - волшебный предмет - препятствие - радость «Конкурс художников» - каждой команде нужно нарисовать иллюстрацию к сказке. После чего, каждая команда показывает иллюстрацию друг другу. Задача - узнать сказку. Команда, выполнившая красивый рисунок и угадавшая рисунок другой команды, побеждает. «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» - от каждой команды двое отправляются в «путешествие» по школе, чтобы найти диковинку.

(Найденную диковинку дети должны связать как-то со сказкой)

«Найди пропавшие вещи» - из мешка достают 2 пропавшие вещи и определяют из какой они сказки: -цветок («Сказочка про Козявочку») -береза («Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост» -волчок, кукла, ложечка («Ванькины именины») -кусочек сахара, банка с вареньем («Сказка о том, как жила-была последняя Муха») -горшочек, глиняная кастрюлька («Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке») Викторина – дети слушают вопрос и на него отвечают. Побеждает команда ответившая на большее число вопросов.

    В каком году родился Мамин-Сибиряк? (1852)

    Как называется первое большое произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка»? («Приваловские миллионы»)

    В чьей семье родился Дмитрий? (В семье священника.)

    Как звали единственную дочку Мамина-Сибиряка? (Аленушка)

    В каком году умер Мамин-Сибиряк? (1912)

    Где похоронен Д.Н.Мамин-Сибиряк? (В Санкт-Петербурге)

    Кому посвящены все сказки Мамина-Сибиряка? Как они называются? («Аленушкины сказки»)

    Сколько рассказов написано Маминым-Сибиряком? (140 рассказов)

    «Это моя любимая книжка…» о какой книге имел ввиду Мамин- Сибиряк? («Аленушкины сказки»)

Конкурс мастерства – команда изготавливает игрушку для Аленушки или поделку, связанную с «Аленушкиными сказками».

«Колыбельная» - каждая команда исполняет колыбельную песню для

Аленушки.

«Из какой мы сказки?» - отгадать загадки о животных и определить, в какой сказке они встречаются.

    Мохнатенькая, усатенькая, ляжет – песенку поет (кошка)

« Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

    Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной. А когда придет весна, Просыпается от сна (медведь) «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»
    Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка (лягушка) «Сказочка про Козявочку»
    У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыба)

«Сказка про Воробья Воробьевича и Ерша Ершовича»

    Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    Не зверь, не птица,

Нос как спица; Летит – кричит, Сядет – молчит. Кто его убьет, Свою кровь прольет (комар) «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»
    Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке, Словно кошки не боится – Собирает крошки, По ночам кочует – Зернышки ворует (воробей) «Сказка про Воробья Воробьевича и Ерша Ершовича» и «Сказочка про Козявочку»
    Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка. Лапки ты свои поджал… От лисички убежал? (заяц)

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит, Ну и приставуха Эта цокотуха (муха)

«Сказка о том, как жила-была последняя Муха»

    Поругала мама Клашу

За не съедобную … (кашу)

« Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

Ведущий. Подводим итог игры «Крестики-нолики».

Награждение команд грамотами: «Лучший знаток Аленушкиных сказок».

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Алёнушкины сказки

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Алёнушкины сказки

А.Чернышёв. "Алёнушкины сказки" Д.Н.Мамина-Сибиряка

АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ

Присказка

Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Сказочка про Козявочку

Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и

про мохнатого Мишу - короткий хвост

Ванькины именины

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Сказка о том, как жила-была последняя Муха

Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку

Умнее всех. Сказка

Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Пора спать

"Алёнушкины сказки"

Д.Н.Мамина-Сибиряка

На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.

Отец Алёнушки, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, - писатель. Он сидит за столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встаёт, подходит поближе к Алёнушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает рассказывать... Внимательно слушает девочка про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один глазок у Алёнушки уже спит... Спи, Алёнушка, спи, красавица.

Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег...

Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера - отец и дочка. Алёнушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.

Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы. Они прошли в маленьком заводском посёлке на Урале. На заводе работали тогда ещё крепостные рабочие. Они трудились с раннего утра до позднего вечера, но прозябали в нищете. Зато их господа и хозяева жили в роскоши. Ранним утром, когда рабочие шли на завод, мимо них пролетали тройки. Это после бала, длившегося всю ночь, разъезжались по домам богачи.

Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! Особенно запомнилось Мамину-Сибиряку предание об удалом разбойнике Марзаке, который в давние годы скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на богатых, отнимал у них имущество и раздавал его беднякам. И никогда царской полиции не удавалось его изловить. Мальчик вслушивался в каждое слово, ему хотелось стать таким же смелым и справедливым, каким был Марзак.

Густой лес, где, по преданию, когда-то скрывался Марзак, начинался в нескольких минутах ходьбы от дома. В ветвях деревьев прыгали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстречать и самого медведя. Будущий писатель изучил все тропинки. Он бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, покрытых еловым и берёзовым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с природой у него навсегда связалось "представление воли, дикого простора".

Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вёл дневник.

Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнётом.

У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. "Это счастье писать для детей", - говорил он.

Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал её "Алёнушкины сказки".

В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.

Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

Лучше представить их помогают имена и прозвища.

Вот Комарище - длинный носище - это большой, старый комар, а вот Комаришко - длинный носишко - это маленький, ещё неопытный комарик.

Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке "Пора спать" избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее.

Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке "О том, как жила-была последняя Муха" рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу". Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей...

Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя ("Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост").

Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил "Алёнушкиными сказками". Он говорил: "Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное".

Андрей Чернышёв

АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ

Присказка

Баю-баю-баю...

Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое - слушает.

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

1-й вед.: Ребята,сейчас мы познакомим вас с писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым – Сибиряком. Он написал замечательные сказки и рассказы для детей. А какие сказки Мамина –Сибиряка вы знаете? (Дети отвечают. Ведущие дополняют и совместно с детьми вспоминают сюжет сказки «Серая шейка».) 2-й вед.: родился в 1852 году в далеком Зауралье. Он учился в духовных учебных заведениях, но стать священником не захотел. Поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, затем ушел из академии и стал учиться в университете на юриста. Но закончить образование не сумел: не было денег. А писательский талант был – и под псевдонимом Д.Сибиряк в журналах стали появляться первые произведения Дмитрия Наркисовича – и для детей, и для взрослых. 1-й вед.: Он был счастлив, когда писал для детей, но это счастье было омрачено личным горем писателя: его жена умерла во время родов. Крошечной девочке Алёнушке суждено было стать «отецкой дочерью» – так ее называл сам Мамин – Сибиряк. Жил писатель с дочкой в Царском Селе, под Петербургом. Девочка часто и тяжело болела, порой не могла заснуть – и отец придумывал ей удивительные сказки про храброго Зайца, мохнатого Мишу, Воронушку – черную головушку, хитрого Кота. В сказках игрушки становились живыми, а цветы умели разговаривать. 2-й вед.:Четыре года было девочке, когда была опубликована книга «Аленушкины сказки»,в ней были напечатаны и те сказки, что рассказывал своей дочери автор. Дмитрий Наркисович писал матери: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное». (Ведущий демонстрирует книгу, вспоминает с ребятами сюжеты сказок из нее.)1-й вед.: Вещи, животные, птицы, насекомые предстают в сказках Мамина – Сибиряка как интересные личности с ярко выраженными характерами.Мухи, например, полагают, что варенье вариться специально для них. Для них же настежь открываются окошки, чтобы они могли позавтракать крошками, сахаром, молоком.2-й вед.: Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк умер в 1912 году. Но писателя помнят, читают его книги, и не только «Аленушкины сказки».А теперь, ребята, давайте проведем викторину по сказкам Мамина – Сибиряка .
За каждый правильный ответ участник получает жетон.

Викторина.
1. Почему Мамин – Сибиряк назвал книжку сказок «Аленушкины сказки»? (Потому что туда вошли сказки, которые он рассказывал своей больной дочери Аленушке.)
2. Почему зайчик перестал бояться? (Потому что ему надоело бояться.)
3. Каких зверей больше не боялся зайчик? (Всех, волка, лису, медведя.)
4. Как напугал заяц волка? (Он с перепугу прыгнул волку на лоб и спину, тот испугался и убежал.)
5. Как сумел Комар Комарович победить мохнатого Мишу – короткий хвост? (Укусил его в нос и глаз, потом с помощью остальных комаров вцепился в медвежий хвост, а медведь не мог причинить комарам никакого вреда, устал и ушел с болота.)
6. Кто является главной героиней сказки «Серая шейка»? (Уточка)
7. Почему Серая шейка не улетела осенью на юг? (Потому что лиса сломала ей крыло.)
8. Кто стал другом Серой шейки? (Заяц)
9. Почему лиса не смогла съесть Серую шейку сразу же, как только началась зима и речка стала замерзать? (Потому что в реке была полынья, которая долго не замерзала, а лиса не могла войти в воду.)
10. Кто спас Серую шейку? (Дедушка Акинтич)

Подсчитываются количество жетонов, те участник, у которых жетонов оказывается больше, получают призы.

1-й вед.: А сейчас, ребята, я прочитаю вам рассказ Мамина – Сибиряка «Приемыш».
Ведущие читают рассказ и проводят его обсуждение.

Чтение и обсуждение рассказа «Приемыш».
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Какой характер у старика?
2. Как старик относиться к природе, к животным?
3. Почему старик отпустил лебедя

2-й вед: Вот мы и познакомились с жизнью и творчеством замечательного и до сих пор любимого детьми писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка . А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть и, при желании, взять для прочтения книги Мамина-Сибиряка .




Top