Альфа сфера музыкальный инструмент. Современные музыкальные инструменты

Э волюционные процессы в музыке всегда были напрямую связаны с технологическими. Новые направления зарождались и возникали с открытием новых инструментов или новых способов воспроизведения звуков. Так было не только в прошлом веке, считавшемся эпохой индустриализации и научно-технического прогресса, так было и ранее. К примеру, когда в конце XIX века Клод Дебюсси услышал на парижской Всемирной выставке яванский гамелан, он вдохновился его звучанием и повел модернизм к экзотическим ладам и сонористике. А уже в XX веке, как известно, возникло неимоверное множество жанров. Электрогитара породила рок, синтезаторы – нью-вейв и синти-поп, виниловые проигрыватели и пластинки – хип-хоп, домашние компьютеры – сонм направлений в электронной музыке. Какие направления определят XXI век, на чем будет записываться музыка будущего, какие инструменты произведут революцию в ближайшее время? Возможно, музыку для грядущих поколений уже записывают на одном из тех инструментов, о которых мы вам поведаем далее.

АльфаСфера

Сферическая электронная перкуссия « » воплощает в себе совершенно новый взгляд на будущее музыкальных инструментов и электронной музыки. Прототип этого необычного устройства был разработан студентом Бристольского университета Адамом Плейсом в 2007 году во время его обучения на факультете музыки и визуальных искусств. В надежде создать новый способ взаимодействия музыкантов с программным обеспечением при создании музыки, Адам Плейс в качестве эксперимента превратил традиционный студийный сэмплер в сферу. Изобретатель разместил на шарообразной поверхности мягкие круглые накладки (пэды), нажав на которые можно было извлечь определенные звуки или даже целые фрагменты композиций. Выглядело это настолько эффектно, что создатель «АльфаСферы» получил на развитие проекта грант в 50 тысяч фунтов. После чего английская компания Nu Desine усовершенствовала дизайн для коммерческой версии столь необычной электронной перкуссии и в прошлом году запустила инструмент в массовое производство.

В итоге, на поверхности «АльфаСферы» закрепили 48 чувствительных накладок, с помощью которых осуществляется управление звуком, его объемностью и силой. Ядром устройства является малогабаритный компьютер, что делает инструмент полностью совместимым с другими музыкальными MIDI-системами. Подключается перкуссия к компьютеру или синтезатору через USB провод, который также заряжает инструмент. Приблизительный вес новоиспеченного музыкального чуда 2,5 кг. «АльфаСфера» также имеет внутреннюю подсветку, которая переливается разными цветами в зависимости от силы нажатия по накладкам или ударов по различным пэдам одновременно. У пользователей также есть возможность настроить индивидуальную подсветку устройства и запрограммировать каждую звуковую зону на 8 различных тембров или мелодий, которые затем можно переключать, используя силу нажатия пэда, что позволит создавать новые аудио-рисунки.

Флюид-пиано


Флюид-пиано – чрезвычайно оригинальный инструмент, созданный известным британским композитором Джеффом Смитом. Он близок по звучанию роялю, клавесину и некоторым индийским инструментам (сароду, ситару, сантуру). Темперирован он не так, как фортепиано. Каждая нота здесь имеет уникальное, свое собственное отклонение от стандартной настройки. Инструмент позволяет исполнителю выделить в каждой ноте, в каждом звуке несколько микротонов, в результате чего октава может состоять не из классических 12 нот, а, к примеру, из 50-ти и более. Благодаря этому становится возможным передать те неуловимые оттенки (микротональности), выделить которые при классической темперации, то есть при традиционной настройке рояля невозможно. Такой большой диапазон микротонов весьма актуален для этнической музыки (индийской, африканской, иранской, армянской и т.д.). Инструмент настраивается самим исполнителем до или в процессе исполнения. Благодаря тому, что флюид-пиано предлагает огромное разнообразие режимов настройки, а также возможности свободно изменять темперации во время игры, он открывает новый и неисчерпаемый по своему богатству мир. Одними из первых музыкантов, виртуозно овладевшими техникой игры на флюид-пиано стали молодой индийский пианист, проживающий в Дублине, и юная пианистка из Еревана, обучающаяся в английской Королевской музыкальной академии, Кристина Аракелян.

Харпеджи


Инструмент харпеджи, выпуск которого не так давно начала американская фирма Marcodi, представляет собой гибрид гитары и клавишных. Визуально харпеджи похож на большую цитру. Звук из него извлекают, прижимая струны к панели (в гитарной технике этот прием принято называть тэпингом). Существуют 16- и 24-струнные харпеджи с диапазоном на четыре и пять октав. Несмотря на свой юный век инструмент успел проявить себя в нескольких музыкальных жанрах. На харпеджи играет клавишник рок-монстров Dream Theater Джордан Рудесс. Плавные мелодические переливы этого инструмента звучат в фильме Дэнни Бойла «127 часов» (шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучшую оригинальную музыку к фильму). Харпеджи как на протяжении всей картины, так и в основной теме, написанной индийским композитором Алла Ракха Рахманом и записанной при участии популярной поп-певицы Дайдо. Стоимость инструмента в зависимости от сборки и используемых материалов колеблется от двух до четырех тысяч долларов.

Лазерная арфа


Лазерная арфа является электронным музыкальным инструментом, состоящим из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии со щипками струн обычной арфы. Существуют концертные и «кабинетные» модификации этого эффектного инструмента. Соответственно, две основные разновидности это – фреймовая (закрытая) и открытая (безрамочная) арфа.

Фреймовая лазерная арфа представляет собой замкнутую конструкцию, у которой снизу вверх идут лучи лазера, «упираясь» в верхний край этой рамки с фотоприемниками (как в системах лазерной сигнализации или в турникетах метро).

Открытая лазерная арфа – это своего рода ничем не огороженный лазерный «веер», исходящий из лазерного проектора той или иной конструкции. При использовании в помещении лучи просто достигают потолка, на открытых же площадках лучи вообще могут свободно уходить в небо. Принцип работы таких лазерных арф гораздо сложнее и основную роль тут играют специальные сенсоры, расположенные снизу, у ног исполнителя. Эти сенсоры регистрируют световые вспышки от рук исполнителя: когда музыкант накрывает своей ладонью тот или иной луч, его ладонь вспыхивает ярким светом.

Первые лазерные арфы были одноцветными – обычно с зелеными лучами. Связано это с особенностью человеческого зрения: при одной и той же мощности лазерного проектора зеленый свет лазера гораздо лучше виден нам, чем, скажем, красный. Но потом стали появляться двухцветные и многоцветные лазерные арфы.

Двухцветная лазерная арфа была изобретена и изготовлена в 2008 году Маурицио Карелли. Итальянский инженер по программному обеспечению и электронной аппаратуре создал портативную двухцветную лазерную арфу. Она базировалась на слабых (всего 80-100 mW) лазерных лучах. После этого Карелли разработал окончательную и более мощную версию лазерной арфы под названием KromaLASER KL-450. Характерная черта инструмента – сконфигурированная полная октава с зелёными лучами (для любых диатонических нот) и красными лучами (для любых хроматических нот). Во второй половине 2010 года Маурицио Карелли также разработал полную цветовую версию лазерного устройства, полностью «plug & play», не зависящую от дневного света.

Известнейший популяризатор лазерной арфы – французский композитор Жан-Мишель Жарр, который включил ее в свое шоу в Китае в 1981 году, а затем использовал для записи студийного альбома 1986 года «Rendez-vous» (который впервые «вживую» прозвучал на шоу в Хьюстоне в честь 25-летия NASA).

Эйгенхарп Альфа


Этот инструмент, разработанный британской компанией Eigenlabs, представляет собой гибрид синтезатора, цифровой гитары, фагота, драм-машины и губной гармошки. Это музыкальное устройство оснащено 120 сверхчувствительными клавишами для исполнения различных мелодических партий в верхней части регистра и дюжиной «перкуссионных» клавиш внизу. Кроме того, у гибридного инструмента есть клавиши-джойстики (каждую ноту можно подтягивать), духовой синтезатор, ленточный контроллер и встроенный секвенсор. Отличное решение для электронщиков, которые хотят выглядеть на сцене как пришельцы из космоса. Музыкант трансово-эмбиентной группы «Shen» Джон Ламберт разрабатывал эйгенхарп 8 лет и представил публике в 2009 году. Впервые инструмент был выпущен в розничную продажу в 2010 году и сначала покупатели отнеслись к нему довольно насторожено, как обычно и бывает с различными новинками на рынке музыкального оборудования. Зато чуть позже продажи составили около 1500 штук, благодаря чему проект получил довольно внушительные инвестиции, общий размер которых составил 16 миллионов долларов.

Стоит отметить, что инструмент этот не только гибрид, описанных выше видов оборудования, но и вдобавок — синтез программно-аппаратных частей. Для его использования требуется компьютер с программным обеспечением (причем обязательно от Macintosh), и сам инструмент, конечно.

Аррай-мбира


Сама по себе мбира является древнейшим и самым распространенным инструментом в Центральной и Южной Африке, а также на территории Антильских островов. О широкой популярности мбиры свидетельствует обилие названий, которыми она обозначается у различных племен: калимба, цанца, санза, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др.

На резонаторном корпусе мбиры размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. Иногда ее называют «африканское ручное фортепиано» и, как правило, используют в традиционных обрядах. Это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Маленькие мбиры издают совершенно прозрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку, большие – придают неповторимое басовое обрамление живым ритмам африканской музыки.

Мбира с самым большим диапазоном звучания была изобретена совсем недавно и получила название аррай-мбира. Звук, который она издает, отдаленно похож на звук арфы с легким оттенком звучания ксилофона. Классическая 5-октавная аррай-мбира состоит из 150 металлических пластин-язычков, разделенных на 30 групп. Создателями аррай-мбиры являются американские музыканты Билл Уэсли и Уэсли Патрик Хэдли. Им же принадлежит идея создания акустического и электрического варианта инструмента.

Ханг-драм и глюкофон


Ханг-драм – новый перкуссионный музыкальный инструмент инопланетного вида, довольно быстро ставший очень популярным во всем мире. Среди его популяризаторов – Бьорк и Аннушка Шанкар. Ханг состоит из двух соединенных полусфер из азотированной стали и имеет приятный органический звук. Инструмент был создан в 2000 году в Швейцарии Феликсом Ронером и Сабиной Шерер (компания PANArt, Швейцария) в результате многолетнего изучения стальной тарелки и многих других резонирующих перкуссионных инструментов со всего света: гонга, гамелана, гатама, барабанов, колокольчиков, музыкальной пилы.

Заказать или купить ханг-драм в музыкальных магазинах невозможно. Инструмент не производится массово и купить его довольно сложно. Для приобретения нужно написать создателям, рассказать о себе и убедить их в искренности своих музыкальных намерений, а они уже решат, продадут вам этот уникальный инструмент или нет. Если вам повезет и по прошествии от пары месяцев до нескольких лет вам дадут зеленый свет, вы заключите специальный договор с продавцами, препятствующий перепродаже ханга по более высокой цене. А стоит он порядка 1200-1500 евро.

У ханг-драма, получившего в считанные годы безумную популярность, очень быстро появились родственники. Ближайшим из них можно считать хэпи-драм, за которым, из-за интенсивного воздействия на психику человека, закрепилось название «глюкофон». Он по сравнению со своим собратом, не имеет басового отверстия, но издает более долгие звуки, похожие на звуки колокольчика, использующегося в буддистских медитациях. Продавцом перкуссии является Didgeridoo Store. Магазин ранее занимался продажей диджериду (духовые инструменты, представляющие собой длинную бамбуковую трубу), однако его владелец Грэм Доэ был заинтересован в расширении ассортимента. В результате он вложил около свои личные сбережения на разработку глюкофона и в 2009 году начал его массовую продажу. С тех пор компания продала тысячи «глюкофонов» музыкантам, студиям, театральным продюсерам (среди которых создатели мюзикла «Король Лев») и медицинским учреждениям, использующим инструмент в терапевтических целях.

tags

На чем будут писать музыку будущего? Эйгенхарп, гамелеста, «глюкофон» и фруктовое пианино
©

AlphaSphere

Музыкальные революции всегда были напрямую связаны с технологическими: новые направления рождались с открытием новых инструментов или новых способов звукозаписи/воспроизведения. Особенно в прошлом веке - веке индустриализации и НТР. Началось все еще раньше - предположим, что в 1889-м, когда Клод Дебюсси услышал на парижской Всемирной выставке яванский гамелан, вдохновился и повел модернизм к экзотическим ладам и сонористике. Дальше - больше: электрогитара породила рок , дешевые массовые синтезаторы - нью-вейв и синти-поп, виниловые проигрыватели и пластинки, внуки эдисоновского фонографа, - хип-хоп, басовый синтезатор TB-303 - эйсид-хаус, домашние компьютеры - сонм направлений в электронной музыке и т.д. Возможно, музыку будущего уже записывают на одном из этих инструментов или интерфейсов, появившихся в новом веке.

Инструменты

Гибрид цифровой гитары, фагота, синтезатора и драм-машины. У него есть клавиши-джойстики (каждую ноту можно подтягивать), духовой синтезатор, ленточный контроллер, кнопки для перкуссии, встроенный секвенсор. Отличное решение для электронщиков, которые хотят выглядеть на сцене как рокеры из космоса. Музыкант трансово-эмбиентной группы Shen Джон Ламберт разрабатывал эйгенхарп 8 лет и представил публике в 2009 году.

Стоимость: 549 евро

Пример современной музыкальной шкатулки: Эрик Сингер вместо гитарного грифа оставил один порожек, который перемещается вдоль каждой из струн до нужной для определенной ноты позиции (получается своеобразный эффект слайда), а по струнам бьет вращающийся медиатор. Управляется по MIDI.

Не продается

Аналоговый инструмент, разработанный в 2000-м и представленный в следующем году на выставке Musikmesse во Франкфурте. Стальной барабан, похожий на летающую тарелку, состоит из двух частей: на верхней, Ding, - восемь «полей», по числу нот; в нижней, Gu, есть басовое отверстие, по нему можно стучать или управлять звуком верхней части. Придуман хэнгдрам в Швейцарии, купить его можно, отправив фирме PANArt заказ по обычной почте - дело в том, что производство маленькое и на поток не работает.

Стоимость: 2500-6000 евро

Кузен хэнга - без басового отверстия, но также с восемью полями. Калифорнийцы Грэм Доу и Триш Келли придумали его в 2008-м, вложив в разработку деньги, полученные от их магазина диджериду. Теперь продают свой барабан не только музыкантам, но и музтерапевтам - звучание хэпидрама сравнивают с колоколами, применяемыми в буддийской медитации. В России прозван «глюкофоном».

Стоимость: 275-650 долларов

Начиная с прошлого года на концертах певицы Бьорк, известной тягой ко всему новому, по мотивам альбома «Biophilia» можно увидеть этот инструмент - синтез яванского гамелана (оркестра индонезийских струнных и ударных инструментов) и итальянской челесты. Гамелеста оснащена MIDI-интерфейсом, то есть управляется с помощью компьютера. Ее сделал специально для Бьорк в 2011-м соотечественник певицы Бьоргвин Томассон, известный мастер органов.

Не продается

Гибрид гитары и клавишных, похожий на большую цитру. Звук извлекают, прижимая струны к панели - то есть тэпингом. Существуют 16- и 24-струнные харпеджи на четыре и пять октав. На нем, к примеру, играет клавишник прог- рок -монстров Dream Theater Джордан Рудесс - впрочем, он, кажется, исследует любой появившийся на рынке новый инструмент. Харпеджи звучит в фильме Дэнни Бойла «127 часов» - причем в основной теме композитора Алла Ракха Рахмана, записанной при участии Дайдо и номинировавшейся на «Оскар».

Стоимость: 1999-3999 долларов

7. Hydraulophone

Профессор Университета Торонто Стив Манн в 2006 году представил не очередную разработку в области вычислительной фотографии, как уже привыкли его коллеги, а новый инструмент. По сути, он работает как флейта - только, закрывая отверстия, вы преграждаете путь не воздуху, а струе воды. В одном из вариантов под названием balnaphone исполнитель сидит в ванне.

Примерная стоимость: по договору

8. String Station

Прог-рокер Джим Бартц собрал вместе восьмиструнную слайд-гитару, шестиструнную электрогитару и 10-струнный стик (то есть гитару, корпус которой представляет собой увеличенный гриф), добавил еще жил и микросхем - получился инструмент на 40 струн. Музыкант дает на своем изобретении концерты и ищет средства, чтобы запустить его в производство.

Существует в единственном экземпляре

Семейство инструментов от братьев Дьюан, Брайана и Леона, - фетиш для музыкантов-ретроманов. В коробочках, похожих на часы с кукушкой, находятся осцилляторы, генерирующие аналоговые звуковые формы. В синтезаторе Swarmatron, наиболее похожем на своих предков, их восемь. По звучанию напоминает, как уверяют создатели, рой ангелов или пчел - как ручки повернутся. Инструмент полюбил Трент Резнор, он использовал его в работе над картиной «Социальная сеть» и проектом «How to Destroy Angels». Дьюаны сами выступают с ними на концертах, озвучивают немые фильмы, два года назад их поставил на разогрев лидер Magnetic Fields Стивен Меррит, который впоследствии частично записал на дьюанатронах альбом «Love at the Bottom of the Sea».

Стоимость: 3250 долларов

Интерфейсы

10. The Continuum Fingerboard

Длинная панель из неопрена, на которой играют, двигая пальцами влево-вправо. Дальше - как в тачпаде: перемещаясь по панели по вертикали, можно управлять тембром. А если надавить посильнее, нота зазвучит громче. С помощью этого MIDI-контроллера записана музыка к фильмам «127 часов» и «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Его используют, например, Джон Пол Джонс и Амон Тобин.

Стоимость: 3000-5500 долларов

Прошлогодняя разработка от фирмы Misa Digital Instruments, главный офис которой расположен в Гонконге. У этой цифровой гитары струн нет вообще, вместо них - изображение на сенсорном экране. Каждый лад поделен на шесть кнопок. В итоге можно как бы на гитаре извлекать синтетические звуки (синт-блок с тембрами и эффектами - третья составляющая инструмента), назначив на каждую струну свой звук. Проект работает по принципу open source.

Стоимость: от 789 долларов

Инструмент, придуманный американцем Джеффом Трипом, - клавиши, которые можно не только нажимать, но и толкать вперед-назад, словно фейдеры на микшерном пульте. Таким образом, у музыканта появляется возможность управлять звуком, не отрывая руки от инструмента.

Стоимость: «Если вы спрашиваете о цене, значит, не можете себе его позволить» - гласит объявление на сайте

Похож на баян, у которого остались только панели с кнопочками. Первый джаммер придумал в 2003-м бывший сотрудник Microsoft Джим Пламондон и назвал его Thummer. Правда, компания-производитель закрылась в 2009 году. Теперь собираются энтузиастами по выложенным в сети схемам.

Стоимость: 375 долларов

Самый известный из новичков - разработали его японцы, художник Тосио Ивай и сотрудник Центра музыкальных технологий Yamaha Ю Нисибори, и впервые показали публике в 2005-м на лос-анджелесской выставке Siggraph. Все очень наглядно: экран с 256 светодиодными переключателями. Выщелкиваешь картинку в реальном времени, как в любой секвенсорной программе, получаешь мелодию или ритм. В промо-туре музыкальной шкатулки участвовали Джим О"Рурк, проекты To Rococo Rot, Pole и другие. Использовали Massive Attack и Little Boots. В широкую продажу он попал в 2007 году, в 2010-м появилась новая коммерческая модель, Tenori-on Orange, сделанная из пластика, а не из магниевого сплава, а потому более дешевая.

Примерная стоимость: 500-1000 долларов

Каталонская разработка, из Университета Помпеу Фабра. Выглядит как тумба с подсвеченной поверхностью, снизу расположена камера, которая передает данные в компьютер (действие проходит в затемненной комнате). На поверхность ставятся плоские или кубические объекты под названием tangibles. Каждый объект представляет собой модуль синтезатора, секвенсор или, к примеру, периодический триггер. И появляется звук, а на экране символы, некоторые из них подсказывают, что делает тот или иной объект, другими можно управлять, соединяя tangibles в единую систему.

Reactable можно было увидеть на концерте в поддержку альбома Бьорк «Volta» - на нем играл Марк Белл, а также на выступлении в британском телешоу Later with Jools Holland. Также его использовал проект Nero в клипе «Promises». В 2010-м была выпущена версия для iPad.

Стоимость: 9700 долларов

Студент Бристольского университета Адам Плейс превратил в 2007-м сэмплер в сферу, разместив на ней пэды (нажал на такой кружочек - получил звук или даже целый фрагмент композиции). Выглядит настолько эффектно, что его создатель получил на развитие проекта грантов и субсидий на 50 тысяч фунтов. На середину этого года намечено начало продаж, цена пока не объявлена.

P.S. Resistor JelTone
Порой, впрочем, не все изобретатели так серьезны. Вот один из участников конкурса музыкальных инструментов имени Маргарет Гатман в Университете Джорджии - съедобное фруктовое пианино. Приятного аппетита. ​http://www.flickr.com/photos/ranjit/5879592536/

Что может быть удивительного и необычного в Вашей гитаре, барабанах или синтезаторе? Разве можно как-то ещё существенно модернизировать такие привычные музыкальные инструменты? В действительности ещё как можно! Уже сегодня можно увидеть эти самые необычные музыкальные инструменты будущего. И как раз о таких музыкальных инструментах пойдёт речь в этой статье.

TENORI-ON

Yamaha TENORI-ON - это необычный инновационный цифровой музыкальный инструмент будущего. Его создатели: компания Yamaha и японские художники Тошио Иваи и Ю. Ниcибори. Представляет он собой квадратный дисплей, состоящий из 256 кнопок-сенсоров со светодиодами внутри. С помощью нажатия кнопок вы как бы создаете «аудиокартину» своей музыки. В основном он обрел популярность среди диджеев и исполнителей-экспериментаторов Например, устройство активно использует на своих концертах Bjork.

Hyper Touch: сенсорная гитара без струн

Оригинальный концепт дизайнера-меломана Макса Баттаглиа, который продемонстрировал новый подход к традиционной электрогитаре. Вместо струн на грифе этого удивительного музыкального инструмента используется сенсорная панель, которая имеет различные настройки и режимы (например, режимы 6-ти струнной и 12-ти струнной гитары), что, по мнению новатора, даст новые возможности в извлечении звука.

AIRPIANO

AirPiano, то есть «воздушное пианино» - это поистине самый необычный музыкальный инструмент будущего. Игра на нем настолько поражает, что кажется - его создал какой-то неземной разум… или разум известного инженера Омэр Йоша. Музыкальный инструмент представляет собой длинную сенсорную панель с прозрачной стеклянной крышкой. Звуковой ряд светодиодной панели включает в себя полную октаву. Для извлечения звука музыканту достаточно сделать в воздухе, не прикасаясь к самому инструменту, несколько виртуозных движений. Специальная интерактивная платформа идентифицирует движения музыканта и воспроизводит соответствующие ноты.

EIGENHARP ALPHA

Гибрид музыкальных инструментов Eigenharp Alpha разработан Британской компанией Eigenlabs и представляет собой гриф длиной 132 см. В него входят такие инструменты как саксофон, синтезатор, драм-пэд и губная гармошка. В верхней части которого расположено 120 сверхчувствительных клавиш, а в нижней - 12 «перкуссионных» клавиш, для более жесткого звука.

Каждая клавиша реагирует на малейшее движение пальца, вплоть до одного микрона, позволяя регулировать множество параметров игры, как, например, высоту тона, вибрато или частоту среза фильтра! Также на грифе этого необычного музыкального инструмента имеется трубка для вдувания воздуха, как у фагота, и два дополнительных контроллера, выполненные в виде полос. Поддерживается управление «арфой» через MIDI-интерфейс, подключённый к компьютеру. К Eigenharp Alphaприлагается комплект 8 Гб различных сэмплированных инструментов, ударных и лупов.

Лазерная арфа

Этот необычный музыкальный инструмент - современное воплощение классической арфы! Его не только надо слушать, но и видеть! Поистине впечатляющее зрелище! Состоит он из лазерных лучей, принцип работы которых аналогичен с обычными струнами, только они звучат не от щипков, а от перекрытия.

Лазерная арфа также может работать как самостоятельный MIDI-контроллер, подключая ее к синтезаторам и MIDI интерфейсам можно получать необычный синтез звука и тембры. В общем, с таким музыкальным инструментом будущего, как минимум, эффектное «живое выступление» гарантировано!

Hang Drum

Сегодня уже никого не удивишь электронными барабанными установками, Drum Pad-ами и различными контроллерами, но одна очень занятная разработка швейцарской компании «PANART» не перестаёт поражать воображение людей, хотя и была создана ещё в далеком 2000 году. Hang Drum - это совершенного необычный музыкальный инструмент, он же «ручной барабан», внешне напоминает инопланетную летающую тарелку, извлекать звук из этого чудо-устройства можно разными способами. Например, играть кончиками пальцев, ладонью или ее ребром. Состоит этот уникальный музыкальный ударный инструмент из двух соединенных металлических полусфер.

Верхняя (звучащая) полусфера имеет 8 тональных зон, которые образуют круг из звуков разной тональности. Эта звуковая волна расходится от верхнего купола от более низкой ноты к самой высокой. Принцип работы этого уникального музыкального инструмента явился результатом многолетних исследований различных металлических и других ударных из разных стран мира: гонги, колокола, поющие чаши, барабаны индейцев Карибского моря, барабаны уду и др. А главное, никаких правил игры на нем не существует, все что нужно - это руки и любовь к музыке.

Американские ученые изобрели инструмент под названием энцефалофон. Он основан на нейрокомпьютерном интерфейсе. Подробнее об изобретении говорится в статье, опубликованной в специализированном журнале The Frontiers in Human Neuroscience .

Необычный инструмент умеет принимать сигналы и преобразовывать их в музыкальные ноты. Специалисты Вашингтонского университета провели испытания, в которых участвовали 15 человек. Испытуемые надевали специальную шапочку для проведения электроэнцефалографии, регистрировавшей электрическую активность мозга. Сам инструмент получал два вида сигналов: когда человек закрывал глаза и когда думал о движении. Таким образом, синтезатор воспроизводил ноты, полученные из зарегистрированных сигналов. Отмечается, что все участники исследования смогли «поиграть» на инструменте даже без предварительного обучения.

Ожидается, что в конце года исследователи проведут испытания с участием . Люди с двигательными нарушениями получат возможность поиграть на инструменте.

«МИР 24» решил вспомнить необычные , изобретенные в наши дни, которые заставляют по-новому взглянуть на методы создания музыки.

В конце 90-х годов профессор электроники и вычислительной техники Университета штата Иллинойс Липпольд Хакен разработал электронный музыкальный контроллер, получивший название Continuum Fingerboard, или просто Continuum («Континуум») .

Данный инструмент - неопреновая рабочая поверхность, которая работает как тачпэд, позволяя менять высоту, тембр и иные показатели выбранного звука с помощью положения пальцев и силы нажатия. Время отклика инструмента - 1,33 миллисекунды. Сенсоры под рабочей поверхностью определяют положение пальцев в двух измерениях и силу давления. Инструмент позволяет изменять высоту звука с разрешением в один цент и таким образом извлекать звуки с высотой, не входящей в равномерно темперированный строй. Программное обеспечение позволяет «округлять» высоту звука для получения равномерно темперированного строя или других строев.

В 2000 году швейцарцы Феликс Ронер и Сабина Шерер в процессе изучения изучения карибского стального и многих других резонирующих барабанных инструментов со всего мира разработали Hang («Ханг») , ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер - DING (верхняя часть) и GU (нижняя часть).

На стороне DING расположены 7-8 тональных областей, который образуют так называемый тональный круг. Он окружает центральный купол, названный DING (похожий на гонг). На стороне GU находится резонаторное отверстие размером 8-12 см. На этом отверстии можно играть как на уду или использовать его для модуляции звука DING. Существует масса способов извлечения звука из «Ханга». Это можно делать и кончиками пальцев, и большими пальцами, и основанием кисти. При игре на этом инструменте музыкант сидит и держит его на коленях.

«Фото: Daniel Williams, wikipedia.org»

В начале 2000-х годов европейские разработчики из института аудиовизуальных технологий в Барселоне показали свое изобретение - электронный музыкальный инструмент под названием Reactable («Реактейбл») . Данное устройство - оригинальный музыкальный инструмент, требующий точной координации движений. На мультитач-панель устанавливаются специальные генераторы звука, при этом исполняемая мелодия зависит и от выбора генератора, и от его положения относительно других. Громкость звуков и принципы взаимодействия определяются в реальном времени. Это именно тот инструмент, который надо не только слышать, но видеть, так как сложно описать словами то научно-фантастическое волшебство, которое рождает Reactable.

«Фото: Rich Lem, wikipedia.org»

В 2005 году в Японии состоялась презентация электронного музыкального инструмента под названием «Тэнори-он» , созданного японским художником Тосио Иваи и Ю Нисибори из Yamaha-центра. Устройство состоит из экрана, помещающегося на ладони, с сеткой из 16×16 светодиодных переключателей, которые могут быть активирован различными способами для создания музыкального развивающегося звукового рисунка. Светодиодные переключатели размещаются внутри магниевого корпуса, который имеет два встроенных динамика, расположенных на верхнем краю корпуса, так же как кнопки, которые управляют типом звука и производимым количеством ударов в минуту. В основании инструмента на нижнем краю корпуса располагается LCD-экран. Используя функцию связи, можно играть синхронизированные сессии, а также осуществлять обмен композициями между двумя устройствами.

В 2006 году специалистам из британской компании Sonalog удалось изобрести и начать продажи уникальной музыкальной системы GypsyMIDI , которая представляющей собой MIDI-контроллер, управление которым совершается посредством движений рук. Никакого дополнительного «железа» для использования этого девайса не требуется. Нужно только подсоединить принимающее устройство к MIDI-разъему, скажем, в ПК и установить программу eXo, которая интерпретирует сигналы датчиков в понятные компьютеру команды. Данный инструмент прост для понимания и часто используется на различных концертах электронной музыки.

В 2007 году основатель компании Marcodi Musical Products разработал электронный струнный музыкальный инструмент, получивший название Harpejji («Харпеджи») . Устройство помогает преодолеть разрыв в звучании и технике игры на гитаре и фортепиано. По сути, это гибрид двух инструментов, внешне напоминающий большую цитру. «Харпеджи» - весьма простой в освоении инструмент. Для того, чтобы воспроизвести нужный звук, необходимо прижать струны к панели. существуют два вида два вида этого инструмента: на четыре октавы (16-струнные) и на пять октав (24-струные). В настоящее время «Харпеджи» популярен у музыкантов различных направлении, например, на нем играет клавешник Джордан Рудесс прогрессив-металл группы Dream Theater.

В том же 2007-м в Британии был разработан электронный музыкальный инструмент («Альфа-Сфера»), который представляет собой контроллер необычной формы. Надо сказать, что особых технических новшеств в нем нет, но несмотря на это, это стильное дизайнерское решение - семплер сферической формы с программой, которая позволяет «развешивать» звуки по многочисленным пэдам.

В 2009 году Джон Ламберт из Shen изобрел музыкальный инструмент, напоминающий обыкновенный фагот, но напичканный разнообразной электроникой. Устройство получило название «Айгенхарп» (Eigenharp) и было сделано компанией Eigenlabs из британского Девона. По сути, это очень гибкий и портативный контроллер, звук которого фактически генерируется в программном обеспечении, которым он управляет. Данный инструмент - просто находка для музыкантов. В нем есть духовой синтезатор, секция с перкуссией, секвенсор и другие навороченные вещи. Кроме того, «Айгенхарп» имеет очень стильный и футуристичный внешний вид.

Несколько лет назад американский музыкант Джефф Трипп изобрел инструмент Hyperkeys («Гиперкис») - необычную разновидность синтезатора. На «Гиперкисе» музыкант имеет возможность не только нажимать на клавиши, но и двигать их вверх-вниз, подобно фейдерам на пульте звукорежиссера.

Не так давно швейцарец Тьерри Алари показал миру свое детище - музыкальный инструмент, который называется Scratchophone («Скрэчофон»). По сути, это переносной скрэч-инструмент (вертушка, тонарм, микшер, аккумулятор и пара динамиков) портативный и автономный, который с виду похож на обыкновенный барабан. Его легко переносить и играть в любом месте. Кроме того, для Scratchophone постоянно выпускаются различные аксессуары, а также выходят новые, улучшенные версии необычного инструмента.




Top