Алгоритм и способы изготовления гравюр на картоне. Цветная гравюра для детского творчества своими руками Как рисовать гравюру на бумаге поэтапно

С какого возраста можно знакомить детей с гравюрой?

Гравюра вполне доступна даже для маленьких детей , рекомендуется начинать знакомство с 3 лет. В этом возрасте у малыша уже есть некоторые навыки рисования, а также первые художественные представления. В таком возрасте рекомендовано создание гравюры только в сотворчестве с взрослым, который сможет раскрыть ребенку всю прелесть данного вида искусства, показать, как правильно создавать изображения.


Вообще же гравюра интересна и более старшим детям , и взрослым людям . Это обусловлено тем, что рисунок может быть разным по величине и сложности. Если приобретаются готовые наборы, то важно обращать внимание на рекомендованный производителем возраст, указанный на упаковке.

Чтобы создать гравюру , можно использовать 2 способа. Первый - подготовка основы самостоятельно. Для этого необходимо подобрать плотный лист бумаги, а лучше - картон, ведь с ним работать удобнее. Для работы также понадобятся акварельные краски, гуашь, восковые карандаши, свеча, палочка (штихель), кисти и емкость для воды. Основа закрашивается акварельными красками. Можно взять только один цвет. Но гораздо интереснее получаются рисунки, если основа цветная. Полосы можно проводить произвольно. После того, как основа высохла, ее нужно хорошо натереть свечой. Важно не наносить слишком толстого слоя, но и не оставлять пробелов. Далее нужно закрасить восковой слой черной гуашью. Иногда нужно наложить несколько слоев краски, лучше брать не слишком жидкую гуашь. Только после того, как все слои высохли, можно приступать к собственно созданию гравюры. Палочкой с заостренным концом или специальным штихелем нужно начать процарапывать темный слой так, чтобы был виден цветной. Для закрашивания основы можно использовать восковые карандаши. Тогда нанесение воскового слоя свечой не нужно.


Конечно, данный способ подготовки основы довольно трудоемок. Он подходит для малыша с принципом создания подобных изображений. Ребенок может свободно процарапывать основу. И не беда, если красивого изображения в первые разы не получится.


Если же хочется создать самостоятельно настоящий шедевр, то стоит обратить внимание на уже готовый набор для гравюры. В него входит основа и штихель. На основу на темный слой обычно уже нанесены контуры будущего цветного изображения. Изготовить гравюру с помощью такого набора довольно просто - нужно лишь усердно и аккуратно процарапывать верхний слой по указанным линиям. Можно делать это вместе с ребенком, процарапывая по очереди или одновременно в разных местах основы.


Готовые работы смотрятся очень интересно и вполне могут стать украшением интерьера. Их можно помещать в рамку, большие вешать на стену, а маленькие - ставить на письменный стол.

Гравюра на картоне - относительно молодой жанр искусства. По-простому этот вид работы называют «царапка», поскольку, чтоб добиться рисунка, то есть непосредственно гравюры, нужно процарапать какую-то поверхность. И для таких целей подойдет даже картон. Этот вид гравюр могут осилить не только люди со стажем в искусстве, но и начинающие художники.

Сама гравюра зависит от таких факторов:

  • фактуры выбранного материала, в данном случае картона;
  • высоты рельефа;
  • силы нажима во время работы; линии можно делать разной толщины и интенсивности окрашивания.

Цветная гравюра на картоне

Как делается гравюра?

Из материалов для гравюры пригодятся:

  • картон любого вида (упаковочный, переплетенный, прессшпан);
  • иглы или надфили;
  • ланцет;
  • ножи.

Сама методика проходит в несколько этапов:

  • Мягким карандашом или литографским изображают картину на кальке или глянцевой бумаге. После этого нарисованной стороной кальку прикладывают к листу картона. По ней сверху с нажимом водят специальной пластинкой. А вот дальнейший рельеф получают с помощью процарапываний или гравировкой штихелями, или аппликацией.
  • Придать фактурность гравюре поможет водоэмульсионная краска. Закрепить результат нужно нитролаком, избегая при этом потеков.

Учтите, что эта методика является более профессиональной. Она выполняется вручную, но оттиск картины в таком случае не должен превышать 2030 сантиметров иначе к бумаге прилипнет не вся краска. Для такой процедуры краску нужно выбирать густую, часто смешивают обычную масляную краску и белила, разведенные с олифой в соотношении 7:3. Такой материал должен быть выдержанным несколько дней в открытой посуде.

Слой краски наносится на картон толщиной 0,1–0,5 миллиметра. Для печатания чаще выбирают краски на водной основе, смешивая их с глицерином. Бумагу наносят сверху на картон со слоем краски и начинают процесс притирки. Пластины, которые притирают бумагу, часто натирают воском. Это необходимо для лучшего скольжения.

Эта процедура может выполняться в механизированном режиме с помощью офортного станка. В этом случае на бумагу дополнительно накладывается доска и несколько слоев мягкой бумаги, тогда не будет нарушения рельефности оттиска.

Цветная гравюра может получиться только на картоне. Изначально делается оттиск теплого оттенка. Потом материал просушивается, и далее поочередно делаются оттиски других цветов. Эта процедура занимает достаточно много времени, но зато в гравюре можно достичь разных оттенков, рельефов и фактур на одной картонке.

Чтоб усилить оттиск гравюр, художники используют приладки, прикладываемые сверху листа, с которого выполняется оттиск в тех местах, где художник хочет насытить рисунок. А вот усилить эффект от цветовой гаммы может маска, которая кладется между бумагой и картонкой.

Сам инструмент гравирования - надфиль - нужно держать либо прямо, либо под углом 35 градусов. Бывают ситуации, когда самые маленькие прорези во время печатания сжимаются, и эффект от оттиска не достигается. А также не используйте в этой технике перекрестную штриховку. Проблема этой методики заключается в том, что во время ее применения на картоне будут вырываться целые куски из материала, поэтому оттиск будет некачественным, и вы не добьетесь нужной картинки.

Этот метод больше подходит профессионалам, поскольку человек, который сталкивается с подобной гравюрой в первый раз, может не понять принципа работы метода. К тому же сделать правильный оттиск или нанести краску так, чтоб получился требуемый рельеф, будет особенно сложно. Любые пятна, неровности не в запланированном месте могут смазать эффект гравюры, поэтому перед тем, как выполнять такую работу, нужно потренироваться. Или же выбрать простой вариант.

Вариант домашнего гравирования

Гравюру можно сделать своими руками. Принцип ее изготовления будет отличаться от художественного способа, но зато с его помощью можно будет интересно провести время. Такая гравюра на картоне называется «царапка». На картонку наносится фон. Он может быть однотонным и разноцветным.

Этапы выполнения гравюры на картоне

Сверху накладывается восковой слой черного цвета. А далее специальным ножичком на нем вырезаются разные фигуры или целая картина. Правда, рельефа в таких гравюрах не добиться, но результат может получиться очень красивым и изысканным. Часто такие рисунки продаются даже в детских отделах, но их можно изготовить самостоятельно.

Для этого понадобятся:

  • картон;
  • восковые карандаши;
  • кисть;
  • гуашь.

Картонку нужно полностью закрасить, это может быть разноцветный или однотонный фон. Сверху наносим гуашь на листок, не оставляя промежутков. Лучше всего выбрать черную краску, тогда у гравюры появится контраст. После того как слой краски высох, можно с помощью царапающих инструментов гравировать картинку. Рисуйте изображения на свой вкус. Вы можете менять толщину линии и оттиск благодаря силе нажатия.

А еще таким образом можно закрасить уже готовый рисунок. Чтоб он проявился на гравюре, нужно будет стереть верхний слой монеткой. Но такие вариации достаточно примитивны и подходят для детей.

Гравюра - довольно интересный вид искусства, который продолжает развиваться. Многое в нем зависит от мастерства художника. Но также этот жанр подойдет тем, кто любит экспериментировать и рисковать.

Если показать иллюстрацию, как вот эта, с мотоциклом, сделанная Марком Саммерсом, даже в кругу иллюстраторов, практически никто технику не узнает. Часть уверенно скажет, что это нарисовано на компьютере, они лично знают волшебный фильтр, который сам все нарисует. Часть скажет, что это все нарисовано вручную черной тушью, имитируя старые гравюры. А самая взрослая часть, еще проведшая молодость за ручными, а не цифровыми инструментами, снисходительно похлопает всех по виртуальному плечу: щенки, это гравюра на дереве, я узнаю ее.

И все они ошибутся:)

На первый взгляд она действительно выглядит как гравюра по дереву. Там, где белое - выбрано, там, где черный рисунок оставлено. Имитировать такое тушью во-первых, трудоемко, во-вторых, все равно выйдет плохо, тушью надо рисовать, как туши и полагается - черным по белому. Эти рисунки сделаны в технике аналогичной именно гравюре.

Гравюра по дереву, действительно самая старая и классическая техника книжной иллюстрации. У меня есть рассказ о технике иллюстрации в 19-м веке . Если коротко - брался торцовый срез дерева, чтобы волокна шли перпендикулярно поверхности рисования, шлифовался, покрывался белилами, поверх наносился рисунок иллюстрации и гравер вырезал рисунок. Все, что должно было быть черным, оставалось поверхностью дерева, все, что белым - углублялось. Если нужно было сделать тонкую черную линию, приходилось убирать дерево по обеим ее сторонам. Если вы хоть раз резали линогравюру или штамп, вы представляете в грубых чертах эту технику.

Деревянный кусок становился печатным штампом - на него наносилась краска и отпечатывалась на листы будущей книги. Так были сделаны иллюстрации Тенниэла к Алисе. И вот тут возникает интереснейшая вещь. "Подлинников" к Алисе не существует. Тенниэл приходил в мастерскую к граверу и рисовал на куске дерева. Гравер после этого вырезал все лишнее, чтобы оставался черный рисунок. Поняли? Гравер.

Гравер определял, как именно будет проходить линия, как определяться тень, насколько изящно или грубо будет вырезана деталь.

В наши времена самая близкая к этому профессия - инкер, человек обводящий тушью рисунок к комиксу. Не все художники рисуют комиксы от начала до конца сами. Обычно художник рисует подробнейший карандашный эскиз и отдает его инкеру. Инкер обводит все тушью. Он решает, как сделать черное пятно, где положить полутон, с каким нажимом будет линия у глаза. Если вы когда-нибудь в пионерском лагере ходили в кружок выжигания по дереву, вы можете представить себе разброс результатов. Если десяти пионерам дать рисунок умильного Бемби, копирку, кусок фанеры и прибор для выжигания, все они выжгут (обведут) окончательный рисунок по разному. Дисней может не узнать своего четвероногого.

Поэтому то, что мы видим в книгах с Алисой - это то, как пошла рука у пионера-выжигателя гравера. Может все эти лица взрослой дамы, с накрашенными тяжелыми глазами - просто выбор гравера?

На случай, если вам интересно, этого безвестного героя звали Thomas Dalziel, и он был из семьи очень популярных граверов викторианской эпохи, даже сам рисовал иллюстрации. Так что совсем уж испортить иллюстрации деревянной обводкой он не смог. Но это не отменяет того, что бумажных, рисованых оригиналов к Алисе нет. В музее Оксфорда, как оригиналы хранятся деревянные блоки с вырезанным рисунком, с которых был отпечатан первый тираж. (Точнее говоря, второй. Первый вышел грубо и грязно, процесс потребовал переделки и уточнений, только второй удовлетворил Тенниэла, а первый продали на рынке второго сорта - в Америке.

Гравюра по дереву давала отчетливый черно-белый рисунок (какой не давали гравюры по металлу) и эти качества, естественно до сих пор привлекают эстетически. Но резать по дереву - дело сложное и требует сноровки. Отдавать граверам свои иллюстрации вроде бы глупо, самому резать сложно - и главный вопрос - зачем? В докомпьютерную эпоху понятно, зачем - с этой доски и печатался рисунок технически. Сейчас, когда все печатается с цифровых форм, с дерева пришлось бы печатать на бумагу, бумагу сканировать - и рисунок переводить в печать. И резать только для того, чтобы сделать отпечаток?

Сегодня никто не режет дерево для иллюстраций. Того же эффекта можно добиться в технике, которая называется скратчборд (scratchboard). Она стопроцентно ручная, процесс в принципе тот же самый, что и в гравюре по дереву, но "гравюрная доска" одновременно является и отпечатком, конечной работой.

Видите? Прорезаны белые линии, черное остается нетронутым фоном, выглядит совершенно как гравюра по дереву.

На самом деле, это специально подготовленный картон ("доска для царапания" в переводе). Плотный лист бумаги покрывается белой глиной, субстанцией с меловой поверхностью, поверх белого слоя наносится тонкий слой черной краски, типа чернил или туши. Художник наносит на черную поверхность рисунок, берет острые инструменты - обычно один из ножей X-Acto и процарапывает поверхность, как гравер. Острием ножа легко проводить линии любой ширины, как пером, убирать все черное, там, где должно быть белое, штриховать параллельно и перекрестно и полностью создавать вид деревянной гравюры.

При этом, если вы ошиблись где-то, можно покрыть этот участок тушью и снова выгравировать неудавшееся место.

Теперь посмотрим, как выглядит типичный процесс такого рисования. Kent Barton - один из выдающихся американских иллюстраторов в этой технике. Разумеется. в этой технике заказывают работы с историческим флером или налетом старинности. Вот он получил заказ на иллюстрацию про ганфайтеров.

Сначала собирается масса справочного материала. На кальке отрисовываются отдельные детали и сцены:

Подробнейший рисунок, в котором нанесены все тоновые отношения, утверждается у заказчика, если нужно рисуются и подклеиваются новые варианты. После этого рисунок переводится на скратчборд. Кент работает на на черном, а на белом скратчборде. Почему? Не всегда удобно белый фон полностью вычищать из черного скрапборда.

Поэтому он работает локальным черным цветом. Справа - подготовленный для работы рисунок, фигура в нем залита тушью. Справа - уже "выгравированный" рисунок на том, что раньше тоже было черным пятном.

У него в руке не нож, а специальный скребок с деревянной ручкой и двумя остриями:

Часть за частью он продвигается по листу. Чтобы не смазывать рисунок черными "стружками", под руку подкладывается салфетка, салфеткой же время от времени смахивается "награвированная" пыль с рисунка.

Вот крупнее. На черном скратчборде черный цвет обычно ровный и глубокий, здесь видно, как Кент сам покрасил. все равно в конечном итоге это будет рисунок с линейной штриховкой.

А это его работы:

Крупнее пиджачок:

Для такой штриховки нужна твердая рука не хуже, чем у старинных граверов.

Вот тут видно какие разные виды штрихов применяются. на лице по форме, с расширением и сужением линии, чтобы создавать нужный тон, на шляпе отдельными белыми точками, на фоне беспорядочной перекрещивающейся штриховкой.

Ну не красавчик ли?


Техника выходит особенно хорошо в такой технике (неожиданный каламбур)

А вот прямо имитация старой иллюстрации из какого-нибудь каталога или проспекта.

теперь посмотрим еще на одного прекрасного художника, работающего в этой технике - Марка Саммерса (Mark Summers). Это его мотоцикл в начале поста, надеюсь, поразил вас своей скрупулезностью.

Быстрый набросок для иллюстрации.

Второй этап - более детальный рисунок с цветом. Некоторые иллюстраторы раскрашивают свои "гравюры". Марк как раз из тех, кто любит подцвеченные рисунки. Поэтому детальный эскиз он рисует маркером на кальке, наклеивает эту кальку сплошь на цветной лист нужного оттенка и поверх проходит белилами на светлых местах. Сам она называет эту технику эскиза "византийской", имея в виду ее странную сложность:)

Он работает как раз на черном скратчборде. Переводит на него рисунок и гравирует фигуру за фигурой. На каждого персонажа у него уходит не менее трех дней.

Если работа предполагалась цветной, он сканирует свой готовый скратчборд, распечатывает на фотобумаге, красит тонкие детали акварелью, затем заливает большие плоскости лессировками масляной краской. Так что в отличие от Тенниэля, у него выходит сразу два оригинала:)

Понятное дело, что для такой техники нужно блестяще рисовать в первую очередь. И очень хорошо разбираться в светотени - тона приходится набирать способом, противоположным к обычному рисунку - чем больше ты штрихуешь на одном месте - тем светлее там становится.

Вот еще подцвеченный Шляпник. Жаль, что во времена Кэролла не было скратчбордов:)

И еще один коммерческий иллюстратор: Michael Halbert
Оливковое дерево:

И деталь:

Марк Твен:

И его правая рука:

Не знаю, кто, в шляпе:

И деталь. Майкл специально имитирует самую классическую форму деревянной гравюры.

И деталь крупнее:

Ну и напоследок: хеллоуинская ведьма

И ее лицо крупно:

Теперь вы специалисты в этой редкой технике:)
_____

В жж у меня есть другие посты в серии "иллюстраторские техники", тут ссылку давать не буду.

Творческие занятия - неотъемлемая составляющая воспитания и обучения ребенка. Существует множество видов художественного искусства, творить в рамках которых могут дети любого возраста. Например, гравюра для детей - это техника, осваивать которую можно начинать уже с трех лет. Но интересно подобное творчество будет также подросткам и родителям.

Гравюра как вид визуального искусства

Очень часто данную творческую технику ставят в один ряд с изобразительным искусством. И действительно, общего у этих разновидностей творчества достаточно. Поделка в технике гравюры предполагает удаление защитного слоя с использованием специального инструмента - шпателя или пера. Сегодня в продаже можно найти готовые наборы для создания подобного шедевра. Альтернативный вариант - сделать поделку от и до своими руками. Рассмотрим подробно данную технику и постараемся понять, чем же полезна гравюра для детей?

Готовые наборы для творчества фабричного производства

Сегодня в любом магазине игрушек или канцтоваров можно найти самые разнообразные наборы для детского творчества. Есть среди них и те, что предназначены для создания Обычно в такой набор входят основа для создания объемного рисунка, специальный шпатель/штихель и инструкция. Под черным фоном может скрываться белое или цветное основание. Для удобства работы обычно линии, по которым следует проводить инструментом, уже отмечены цветом на черной основе. Стоимость набора «Гравюра для детей» колеблется в пределах 100-500 рублей. Все зависит от размера и сложности рисунка. Обратите внимание: на упаковке должен быть указан рекомендуемый возраст юного художника. Для самых маленьких выбирайте простые картинки небольшого размера, а для детей постарше и взрослых - более сложные. Внимание! В возрасте 3-5 лет малышам рекомендуется делать гравюры только в соавторстве со взрослыми. Задача родителей - рассказать про это творчество для детей, показать основные приемы и контролировать весь процесс.

Изготовление гравюры с использованием свечи

При желании сделать набор для творчества ничуть не хуже, чем в магазине, можно своими руками в домашних условиях. Для этого возьмите картонную картинку, можно использовать, к примеру, страничку из разорванной книги. Вырежьте основу подходящего размера. Далее натрите ее обычной свечой или куском парафина. Слой должен получиться ровным и однородным. После чего покройте заготовку толстым слоем гуаши без добавления воды. Оставьте сушиться на несколько часов. После чего ваша гравюра для детей готова, можно приступать к творчеству. Предложите ребенку очистить всю картинку или какие-то отдельные ее элементы. Можно взять также и обычный кусок картона, раскрасить его произвольно красками, после чего покрыть воском и гуашью. На такой гравюре удобней рисовать картинки, не счищая краску полностью.

Как сделать гравюру своими руками без воска или парафина?

Если у вас дома не нашлось свечи, расстраиваться не стоит. Возьмите картон или лист плотной бумаги и Хорошо покрасьте основу этими карандашиками, а сверху, так же как и в первом способе, нанесите гуашь и высушите. Еще один вариант предполагает использование готовой картинки и пленки. Подойдут обычные фасовочные пакеты, папки-файлы или упаковочный тонкий пластик. Приклейте к основе кусок пленки клеем-карандашом, сверху нанесите гуашь и просушите. Изготовление гравюр возможно и из глянцевых картинок. И это один из самых простых способов. Возьмите страницу из журнала, обложку от раскраски или какую-то другую глянцевую картинку. Нанесите прямо на нее гуашь и после полного высыхания приступайте к творчеству. Дошкольникам рекомендуется при создании гравюры использовать тонкие инструменты и стараться держать их как карандаш или ручку - это поможет адаптировать руку к письму.

Польза от данного вида творчества

Детские гравюры - это интересные и очень полезные поделки. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, учит ребенка быть внимательным и усидчивым. Если вы используете покупной набор, малыш учится обводить и проводить правильные линии. Многим детям нравятся самодельные основы для гравирования, на которых отсутствует разметка. При работе с таким материалом каждый раз приходится угадывать, что скрыто под краской и где ее следует стереть. Интересно и произвольное рисование на основе для создания гравюры с разноцветным фоном. Пробуйте творить вместе с ребенком, используя и готовые наборы, и самодельные. Помните о том, что законченная поделка может стать замечательным украшением интерьера или отличным подарком на праздник кому-то из родственников.

Творчество для детей - это безграничные возможности самовыражения и развития. Никогда не забывайте об этом и старайтесь регулярно делать разнообразные декоративные поделки с дочерью или сыном.




Top