Аналитическое задание по рассказу пришвина паутинка. Михаил пришвин - биография, информация, личная жизнь

Лингвистический анализ художественного текста (на материале произведений М.М. Пришвина)

Одна из важнейших задач уроков русского языка - научить школьников анализировать текст с точки зрения его структурно-семантической и функциональной организации.

Предлагаем приблизительный план лингвистического анализа текста.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль (идею) текста.

3. Укажите, какому стилю и типу речи соответствует данный текст.

5. Охарактеризуйте языковые особенности текста (лексика, морфология, синтаксис, изобразительно-выразительные средства).

М.М. Пришвин - удивительный писатель, певец русской природы. Своеобразие его дарования заключается в умении опоэтизировать окружающую действительность. Природа Пришвина прежде всего школа познания и самопознания. Жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается Пришвиным именно в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении с жизнью человеческой. Природа у писателя одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека. Писатель никогда на ограничивается просто изображением увиденного, а всегда философски осмысливает изображаемое. Любая обобщающая мысль о природе и действительности - это прежде всего осмысление себя. Своё поэтическое восприятие мира М.М. Пришвин сформулировал так: «Понимать весь мир в себе самом».

Ещё одна важная особенность, характерная для творчества М.М. Пришвина, - жизнеутверждающая сила, неиссякаемая радость бытия. Обратимся к его текстам. Предлагаемый для анализа текст состоит из двух миниатюр: «Пасмурно» и «Осеннее утро» (из книги «Глаза земли»).

Пасмурно

Утро пасмурное, небо сплошь серое, а потом всё светлеет, яснится, как будто спящий после тяжёлого сна глаза открывает и радуется: то был сон…

Осеннее утро

Сегодня утро серое, туманное, пробуждается не скоро, слышит, а глаз не хочет открыть.

Туман сгущается, и капли оседают на жёлтых листьях: скатится капелька на другой листик - станет там две, упадут, и листик не выдержит, падает вместе с каплями.

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик лежит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже бывает, не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят; а там гуси, грачи - и всё кончится.

Миниатюры М.М. Пришвина очень глубоки и объёмны в смысловом отношении. В них рассказывается об утре в жизни человека и природы.

Пусть от того, что всё кончится. Но ведь это осеннее утро, значит, это не конец, а начало, пробуждение. На нас веет ощущением гармонии, потому что всё живёт: и листики (хоть и упавшие с липы), и птички, и ветер, и даже день, который открывает глаза.

Желая заставить нас ощутить, пережить это удивительное чувство (светлую грусть), автор использует художественный стиль, отличающийся необычайной образностью и выразительностью.

Природа у Пришвина одухотворена: утро слышит , день открывает глаза . И эти олицетворения, и сравнение (утро, похожее на тяжело спящего человека) делают текст более живописным, выразительным.

Композиционно текст можно разделить на две части. В первой даётся описание природы, во второй - описание состояния человека.

Вся первая часть текста проникнута движением, хотя и замедленным. Утро пробуждается , туман сгущается ; капли оседают , скатываются , падают ; листики летят ; ветер поднимает . Использование глаголов настоящего времени делает картину такой яркой и живописной, что мы будто действительно видим и листики, летящие парашютиком, мотыльком, винтиком и капельки, катящиеся по ним.

Во второй части и так замедленное сгущающимся туманом действие как бы замирает. Односоставное обобщённо-личное предложение (Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь) передаёт ощущение необъяснимой неги и благодати в душе человека. И следующее безличное предложение (И так-то бывает грустно, и так хорошо…) ещё более живописует это удивительное состояние человека.

Пространство в тексте, словно сдавленное туманом, постепенно раздвигается: листики падают на крышу, на землю, потом летят… к реке. И человеку хочется улететь «душой вместе с птичками куда-то». Это состояние полёта усиливается многократным употреблением слов с корнем -лет-: летит, перелётный, разлетелись, полетят, летите.

Особую эмоциональность придают тексту слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: листики, парашютики, капельки, птички, винтики. Они показывают любовное отношение автора к тому, о чём он пишет.

С точки зрения синтаксиса текст тоже необычайно интересен. Читаем второе предложение текста и сразу обращаем внимание на инверсию: утро сырое, туманное, пробуждается не скоро. Вероятно, автор хочет акцентировать внимание на негативных ощущениях этого тяжело пробуждающегося утра: туманности, сырости. Всё углубляется ещё и тем, что туман сгущается. Инверсия меняет интонацию предложения. Движение и время замедленны.

Использование такой стилистической фигуры, как многосоюзие, тоже замедляет движение, и без того изменённое туманом. Частотность употребления союза и (и капли оседают, и листик не выдержит… и ветер с крыши поднимает… и летят они… и так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь…) делает картину, описанную автором, более полной, ощутимой, чувственной. Повторение союза придаёт тексту необычайную музыкальность, ритмичность.

Использование сложных синтаксических конструкций, преимущественно с сочинительной и бессоюзной связью, позволяет автору выразить более глубокие, ёмкие мысли. Последнее предложение, сложное по своей конструкции, вмещает в себя огромный диапазон чувств, ощущений: радости, состояния полёта, грусти, связанной с тем, что «всё кончится».

Проанализируем миниатюру М.М. Пришвина ***.

Река в своих берегах. В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, сидит: это моё сердце бьётся, а мне кажется, будто зайчик водит ушами. Все глядят на меня упорно, и я всех чувствую и, мало того! повеет чем-то знакомым, и уже спешишь сказать себе: «Скорей понимай! А то другой раз того уже не будет».

Тема данного текста - описание окружающей природы. Основная мысль, которую хотел донести до нас автор, - нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать и любить её. Текст соответствует художественному стилю речи типа «описание». Художественный стиль помогает М.М. Пришвину наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля не только передают информацию (впечатления об увиденном), но делают это эмоционально, образно, динамично.

В миниатюре преобладает общеупотребительная лексика (река, берега, сердце, зеленеют, чувствую), которая сочетается с разговорной (чуть, будто, мало того, скорей). В тексте встречаются эмоционально-окрашенные уменьшительно-ласкательные слова (дорожки, глазки, зайчик). С их помощью автор выражает те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.

Писатель использует именные части речи (река, дорожки, лужицы) и глаголы настоящего времени (зеленеют, глядят, сидит, бьётся, водит), что свойственно данному типу речи для оформления главной черты описания - статичности и перечисления одновременных явлений и признаков.

К синтаксическим особенностям текста относится сочетание синтаксиса книжной речи (сложных предложений с разными видами связи) и разговорной (неполных предложений: Река в своих берегах; И, мало того!; присоединительных конструкций: А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами художественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выражением авторской индивидуальности.

Текст насыщен изобразительно-выразительными средствами (тропами и стилистическими фигурами). Здесь есть метафора (зеленеют дорожки, глядят лужицы), сравнение (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное предложение (будто зайчик водит ушами), антитеза (это моё сердце бьётся, а мне кажется…), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки… как глазки… В логу клок снега, как зайчик…), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы). Все изобразительно-выразительные средства языка служат целям создания художественного образа, выражению авторских чувств как одного из главных признаков художественного стиля речи.

Рассмотрим ещё одну миниатюру М.М. Пришвина

Восхищённый человек

… Зорька нежнее щёчки младенца, и в тиши неслышно падает и тукает редко капля росы. Из глубины души просыпается и выходит восхищённый человек с приветствием пролетающей птичке: «Здравствуй, дорогая!» И она ему отвечает. Она всех приветствует, но понимает приветствие птички только человек восхищённый.

Тема этой лирической миниатюры - описание раннего утра. Но М.М. Пришвин не просто описал увиденное. Он хотел показать, что только пробуждённый, восхищённый и вдохновлённый природой человек может понять и прочувствовать её. Словосочетание восхищённый человек, являющееся заглавием и завершающее текст (человек восхищённый), выражает основную мысль миниатюры.

С функционально-смысловой точки зрения данный текст является описанием. Автор показывает статическую картину чудесного раннего утра: нежная зорька, тишина, капля росы, пролетающая птичка.

В миниатюре можно выделить две смысловые части. Состояние природы - микротема первого предложения. Остальные предложения объединила тема второй смысловой части - взаимное приветствие восхищённого человека и птички, понятное только им.

Образно-повествовательная и эстетическая функции произведения, эмоциональность и экспрессивность изображения, языковые средства, используемые автором, помогают без труда определить, что данный текст написан в художественном стиле.

М.М. Пришвин употребил необычное сравнение зорька нежнее щёчки младенца, нашёл яркий эпитет восхищённый человек, а благодаря олицетворению его птичка отвечает, приветствует. Обращают на себя внимание слова с уменьшительно-ласкательным значением (зорька, щёчки, птички), которые отражают чувства автора, его любовь к родной природе, восхищение всем, что он видит.

Для усиления выразительности писатель использовал инверсию (падает и тукает капля, просыпается и выходит человек, человек восхищённый).

М. Пришвин – писатель, который посвятил свою жизнь изучению природы и наблюдению за ее красотой. Он никогда не обделял своим вниманием даже самую незначительную и мелкую частичку природы.

В своем рассказе «Паутинка» он ведет речь именно о, казалось бы, совершенно неважной и многими прохожими не замеченной, но необходимой в природе маленькой ее части.

Однажды, в погожий солнечный день автор зашёл в лес. Солнце светило даже в лесу. Неожиданно он заметил яркие огненные стрелки, которые пролетали через просеку. Пришвин очень удивился увиденному. Он внимательно присмотрелся к этому интересному явлению, и понял, что это маленькие паутинки на солнце так красиво вспыхивают ярким светом.

Автор сразу же подумал о том, что он разрывал своим туловищем множество паутинок, пока не заметил их. Но, он успокоил себя тем, что делал это по незнанию. Когда же к одной из них прицепилась чешуйка от сосны, человек заметил паутинку и остановился. Замеченную маленькую паутинку автор бережно обошел, чтобы не порвать ее.

Весь маленький рассказ пронизан большой любовью и уважением к творениям природы. Даже самая простая паутинка имеет право лететь и не быть порванной. Автор настолько красочно описывает то, как она выглядит, чтобы показать незамеченную многими красоту природы. Придя в лес, не надо чувствовать себя властелином природы, а лучше - ее гостем. Когда вы приходите к кому-нибудь в гости, вы не ломаете и не топчите чужое имущество. Значит, не надо в лесу уничтожать кусты, молодые деревья, которые так и не вырастут, если вы наступите на них и сломаете.

На примере паутинки, которую несет порыв ветра, автор показывает, как это красиво. Свет солнца превращает незаметную паутинку в яркие огненные стрелы. И, если внимательно оглянуться вокруг себя, можно увидеть много прекрасного в ранее не замеченном нами. Необходимо беречь природу и уважительно к ней относится. Каждый может увидеть свою «паутинку» и не уничтожить, а сохранить ее.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История России в произведениях Пушкина (7 класс)

    Выдающийся, знаменитый и пожалуй, один из самых великих писателей девятнадцатого века Пушкин Александр Сергеевич. Как автор он не один раз брал за основу любого из своих произведений исторические данные, которые соответствовали правдивым данным

  • Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Гаев Леонид Андреевич, родной брат главной герои владелицы поместья Раневской.

  • Современный человек живет активной и очень динамичной жизнью. Люди все время куда-то спешат, ведь окружающий мир так быстро меняется. Приходится адаптироваться, приспосабливаться, не сбавлять скоростей.

    В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.

Творчество великого русского писателя Михаила Пришвина охватывает разные темы. В своих произведениях он ищет смысл человеческого бытия, размышляет о религии, о смерти, о любви, наблюдает за природой. И все же, Константин Паустовский называл его певцом природы. Писатель много путешествует, познает окружающий мир, себя, людей и запечатлевает это все для современников и будущего поколения… Даже в своих фотоснимках М. Пришвин оставляет место пейзажам. В его объектив попадает все, что его остановило и восхитило во время прогулок: одуванчики, которые вот-вот разлетятся, капельки росы на веточке, паутина с замысловатыми узорами…
В рассказе «Паутина» писатель продолжает делиться своими наблюдениями за природой с читателями. В таком небольшом рассказе заключается огромный смысл. Это можно понять уже с первых прочитанных строк, которые пронизаны невероятной жизнеутверждающей силой и неиссякаемой радостью бытия: «Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый темный лес».
Михаил Пришвин пишет об одной из своей прогулок по лесу, которая поменяла его сознание. Лес, птицы, деревья, ветерок, солнышко — все это так привычно, и в то же время, не совсем, если посмотреть на них глазами автора рассказа. Он подмечает, что некоторые деревья наклонились друг к другу, словно переговариваются между собой, что осинки «лепетали», а папоротники «важно раскачивались». Таким образом, писатель одухотворяет природу, придавая ей черты, присущие человеку….
Продолжая дальше свой путь, он замечает, как ветер отрывает желтые иголочки с елочек, и те разлетаются в разные стороны, а некоторые из них, вдруг удивительным образом, повисают в воздухе. Это необыкновенное явление охватывает все внимание любознательного писателя. Рассмотрев поближе, он понимает, что такие «стрелки» висят на невидимых паутинках, которых очень много в просеке, но будучи невидимыми, то возможно разрушены писателем, пока он ходил.
Этот момент натолкнул писателя на размышления о том, какая роль человека в природе и какие у них взаимоотношения? Был ли он жесток, когда разрывал хрупкие паутинки, если при этом мог просто их не заметить? Был ли милостив, когда смог спасти ту единственную паутинку, которую увидел? Насколько сильным физически бывает человек по сравнению с хрупкими творениями природы…. Он вел себя хозяином, когда разрушал тот невидимый
труд паучков. Однако, человек должен быть учеником в лесу, поскольку природа — это его учитель. К такому выводу приходит Михаил Пришвин в своем рассказе «Паутинка».

Текстовая часть публикации

Урок-проект по литературному чтению в 3 классе «Пришвин- певец русской природы» Подготовила учитель начальных классов МОУ - СОШ с. Даниловка Тимакова Т.В.
Литературное чтение (урок-проект) Учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс, часть вторая IV четверть Тема: Пришвин-певец русской природы. Цель: расширить знакомство с творчеством М.М.Пришвина и раскрыть смысл его произведений. Задачи:
Образовательные:
а) обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве М.М. Пришвина; б) создать условия для усвоения предметного материала и возможность применять его в нестандартных ситуациях; в) использовать дополнительные источники информации; г) совершенствовать навыки выразительного чтения и краткого пересказа; д) повторять изученные произведения с целью повышения уровня начитанности.
Развивающие:
а) развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное, определять главную мысль произведения; б) развивать творческую активность учащихся, фантазию.
Воспитательные:
а) развивать навыки сотрудничества в малых одновозрастных группах; б) формировать умения видеть прекрасное, удивительное и необычное в окружающем нас мире, беречь всё живое; в) воспитывать бережное отношение к природе;
г) создать условия для развития патриотических качеств личности.
Оборудование:
портрет писателя; рисунки учащихся; модели - схемы титульных листов; значки - обозначения жанра и темы произведения; аудиозапись: «Звуки природы», «У моей России длинные реснички», «Физминутка»; корзина с предметами: косточка, кусок черного хлеба, гриб сыроежка, одуванчик, утенок, матрёшка, гречка; презентация к уроку; заготовка для создания раскладной книги; книги М. Пришвина для выставки; реферат «Биография М.М. Пришвина»; справка о наличии книг в сельской и школьной библиотеках; текст песни «У моей России длинные реснички»; лепестки цветов для написания сочинения; родственные слова к слову Родина; учебник «Литературное чтение». Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, 3 класс, часть вторая; толковые словари русского языка В.И. Даля и С.И. Ожегова; экспонаты старинных письменных принадлежностей из школьного музея для оформления уголка кабинета М. Пришвина.

Ход урока

1.Организационный момент.
Добрый день, мои друзья! На урок пришла к вам я! Поудобнее садитесь, Не крутитесь, не вертитесь, Все внимательно читайте, И, прошу вас, отвечайте! (звучит музыка) на доске выставка рисунков учащихся.
(слайд 2-5)
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва. Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года Это все вокруг - природа!
(6 слайд)

2. Вводная беседа.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о природе, о том что нужно учиться понимать природу, видеть обычное, замечать необычайное, наслаждаться её красотой…) Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. С древних времен человек учился наблюдать и понимать язык природы. Землепашец определял лучшие сроки полевых работ. По цветению одних трав и увяданию других определяли сроки охоты. По цвету неба и поведению птиц люди определяли погоду и предсказывали стихийные бедствия.
Природа являлась источником вдохновения, воспевалась в картинах талантливых художников, поэтов, писателей. Сочными яркими красками играет картина В.Д. Поленова «Золотая осень». В ней так много солнечного света, что мы ощущаем тепло погожего осеннего денька.
(слайд 7)
Глядя на картину И. Левитана, так и хочется оказаться в этой удивительной роще и насладиться ароматами теплого, веселого леса.
(слайд 8)
Стихи А.С. Пушкина, Ю. Лермонтова, Ф. Тютчева и других поэтов также проникнуты любовью к природе. Таких художников и поэтов называли «певцами русской природы».
3.Выступление участников проекта со справочным материалом и работа со

словарями.

Певец
1. Человек, который умеет, любит петь, а также вообще тот, кто поет. Лесные певцы (перен.: о птицах). 2. Артист-вокалист. Оперный певец. 3. перен.. Человек, который воспевает кого-нибудь или что-нибудь. (обычно о поэте) (книжн.). П. родной природы. II ж. певунья, -и (к 1 знач.) и певица, -ы (к 1 и 2 знач.). II прил. певческий, -ая, -ое (ко 2 знач.). П. голос. Певческая партия. -Назовите фамилии известных вам детских писателей, которые создавали произведения о природе.
(Слайд 9)

Работа со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля в группах.
-Почему их называют писателями – натуралистами? Что означает слово «натуралист»? (натуралист - от слова натура- природа, натуралист- человек, который занимается изучением природы) Вывод: человека, который не только наблюдает за природой, но и красочно описывает явления природы, жизнь растений и животных, называют писателем- натуралистом. -Какому писателю мы посвятим наш урок? (М.М. Пришвину)
4.Формулирование темы и цели проекта.
Проблемный вопрос:
-Ребята, можно ли М.Пришвина назвать «певцом русской природы»? (ответы детей) - Сформулируйте тему урока! (М.М. Пришвин – «певец русской природы»).
(слайд 10)
- Сегодня необычный урок- проект. Мы обобщим знания о жизни и творчестве замечательного писателя, проведем некоторые исследования, поработаем над созданием книги, ответим на поставленный вопрос: докажем или опровергнем данное высказывание.
5. Защита проектов.
-Перед вами чистые страницы книги. Придумайте для неё название. - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы книга стала популярной и пользовалась спросом? (нужно поместить в нее интересные статьи, оформить красивыми рисунками, разместить в книге полезную информацию) -Что вы предлагаете разместить на первой странице? Почему? (На первой страничке нашей книги расположим портрет писателя, выполненный учащимся 3 класса Гриценюком Игорем, потому что портрет красивый и читатель сразу заинтересуется тем, что находится на следующей странице…).
а) Выступление 1 группы участников проекта.
1 группа подготовила биографический очерк о жизни и творчестве писателя. а) Родился Михаил Михайлович Пришвин в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии 4 февраля 1873года в обедневшей купеческой семье. Жилось семье трудно - мать осталась вдовой с шестью детьми. Однако Пришвина Мария Ивановна выправила ситуацию, работала не покладая рук, и дала всем детям высшее образование.
(Иванникова Оксана)
б) Окончив Тюменское реальное училище, Михаил поступил в Рижский политехникум на агронома. В 1900 году Пришвин уехал в Германию, где
получил высшее экономическое образование. После окончания университета Пришвин возвратился в Россию и некоторое время работал агрономом.
(Чернова Мария)
в) В годы первой мировой войны Пришвин находился на фронте, был санитаром, корреспондентом. Затем работал учителем, краеведом, журналистом.
(Локтев Игорь)
г) Еще с детства Михаил Пришвин любил путешествовать. Поездка в экспедицию принесла огромный успех будущему певцу русской природы. С дорожной сумкой и охотничьим ружьём он изучал северные земли. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, исследовал. С детства он любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или за зверем, а за открытиями.
(Шмыгалева Алена)
д) Во время своего первого путешествия на север в 1905 году Михаил Михайлович Пришвин пользовался фотоаппаратом. Он говорил о себе: «Я художник, который не умеет рисовать». Пришвин иллюстрировал фотографиями свои репортажи, рассказы о людях и природе, создал циклы пейзажных снимков: «Капли», «Весна света», «Паутинка». Кстати, первые фотоаппараты, которыми пользовался писатель, весили до 30 кг.
(Слайд 11-12)

(Гриценюк Данил)
е) В 1928 году ему удается купить собственный фотоаппарат. Это немецкая «Лейка» - большая редкость по тем временам. Быт писателя был прост, а фотооборудование самое дорогое и передовое. «1930 год, 2 сентября. До того я увлекся охотой с камерой, что сплю и все жду, поскорее бы опять светозарное утро»
(слайд 13)

(Костин Геннадий)
ж) В Московской области Одинцовского района в деревне Дунино находится музей - усадьба Михаила Пришвина. В этом уютном деревянном доме писатель
прожил восемь последних самых счастливых и плодотворных лет. В его комнатах находятся мебель, вещи и предметы, которыми пользовался писатель. Здесь можно увидеть письменный стол с пишущей машинкой, портфель- путешественник, круглые очки, фотопринадлежности.
(Иванникова Татьяна)

(слайд 14-15)

Вывод:
-Как отнесется читатель к данной информации о жизни и творчестве писателя? -О каком любимом занятии писателя можно узнать из его биографии? - Где чаще всего любил находиться М.Пришвин? -Можно ли Пришвина назвать «певцом русской природы»? - Какие сведения о писателе, по вашему мнению, окажутся читателю наиболее интересными? Помещаем биографию М.Пришвина на следующей странице нашей книги. 2 группа учащихся подготовила выставку книг М. Пришвина, которые можно взять в школьной и сельской библиотеках.
б) Выступление 2 группы участников проекта.

(слайды 16-20)
а) Переходя из класса в класс, мы постоянно знакомимся с произведениями Пришвина, которые включены в школьную программу. Нам стало интересно узнать, сколько рассказов написал Пришвин, о чем они, кто главные герои на страницах его сочинений, где можно найти нужную книгу.
(Киреев Сергей)
б) Мы посетили сельскую и школьную библиотеки, выбрали книги Михаила Михайловича Пришвина, переписали названия книг, в которые входят его очерки, статьи и рассказы и сделали вывод, что у Пришвина много произведений. Оказывается, он писал не только для детей, но и для взрослых.
(Костин Сергей)
в) Самые первые его книги о природе рождаются после первого путешествия на север «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». В них
присутствуют герои, которые любят, помогают и понимают природу. В его рассказах ведут диалоги не только люди, но и животные.
(Затенков Николай)
г) - «Птицы и звери, деревья и травы. Есть у них свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди…» - писал Михаил Михайлович. Книги Пришвина - пример большой любви ко всему живому на Земле. Писать он мог только тогда, когда жил среди лесов и полей.
(Соболевская Елизавета)
д) Для детей вышли в свет его книги: «Матрёшка в картошке», «Ярик», «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая Солнца», «Зверь бурундук», «Журка», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Старый гриб», «Разговор птиц и зверей».
(Пауль Валерия)
е) Мы составили справку о том, какие книги М. Пришвина есть в сельской и школьной библиотеке. Организовали выставку наиболее интересных книг.
(Мельков Данила)

(слайд 21)

Вывод:
- Какой вывод о Пришвине сможет сделать читатель, прочитав данную статью? -Можно ли Пришвина назвать «певцом русской природы»? -Какую пользу читателю принесет эта справка о произведениях М.Пришвина? (Поможет найти нужную книгу в сельской или школьной библиотеках). Помещаем в книгу справку о произведениях М. Пришвина.
6. Физминутка
.
7. Применение нестандартных ситуаций

а) Игра «Угадай-ка»
Вспомним прочитанные произведения М. Пришвина. Вы должны по предмету определить название произведения, жанр, назвать героев, кратко рассказать содержание. (Каждая пара достает из корзины по одному предмету).
1) косточка - «Выскочка» - М.Пришвин 2) кусок черного хлеба - «Лисичкин хлеб» - М.Пришвин 3) рисунок одуванчика - «Золотой луг» - М.Пришвин 4) утенок - «Ребята и утята» - М.Пришвин 5) гриб сыроежка - «Старый гриб» - М.Пришвин 6) матрешка - «Матрешка в картошке» - М.Пришвин 7) гречка - «Говорящий грач» - М.Пришвин
б) Работа в парах.

(Слайд 22)
- Ребята, чтобы читателю было легче ориентироваться в предложенных для чтения книгах, вам предстоит изготовить модели обложек, написать аннотацию к прочитанному произведению (по выбору) по плану: 1. 2. 3. 4. 5.
Проверка.
Помещаем сборник аннотаций на следующую страницу книги.
Вывод
: Можно ли М Пришвина назвать «певцом русской природы»? Почему? (Пришвин воспевает не только природу, он учит детей понимать её, наблюдать за ней, совершать добрые поступки и тогда природа откроет свои тайны…) Подтвердить ваши суждения можно словами замечательного писателя Эдуарда Шима, который сказал о М. Пришвине: «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми»
8. Физминутка.

9. Исследовательская деятельность.
Проблемный вопрос.
-С какой целью М. Пришвин писал свои произведения? Чему учат произведения М.Пришвина?
а) Коллективная работа с текстом.
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем одно из произведений. (« Моя Родина») Выразительное чтение по цепочке по одному предложению. -Чьи рисунки наиболее точно иллюстрируют произведение? Почему? (Все. На каждом рисунке изображена природа. Природа-это и есть Родина) -Помещаем в книгу рассказ «Моя Родина» и рисунки.
б
Выступление участников проекта со справочным материалом.
-Как, по-другому, называется небольшой рассказ о Родине? (Рассказ такого вида является очерком. Очерк- это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т. д.) Определение очерка печатаем на следующей странице книги.
в
Работа в группах.
-Чему учит нас Пришвин? (Любить природу – значит любить Родину) - Попробуйте доказать, используя очерк «Моя Родина», что М.Пришвин не только раскрывает красоту родной природы, но и учит любить, воспитывает бережное отношение к ней. Задание для 1 группы. -Какие главные слова объединил автор в очерке « Моя Родина»? Задание для 2 группы. - Подобрать родственные слова к слову Родина. Проверка. (Слайд25) 1 группа. 2группа мама Родина солнце род природа рождение жизнь природа Родина родители
кладовая солнца родство родимый родственник родной родинка родительский отроду
Вывод
: Все эти слова не могут существовать друг без друга. Слова первого столбика употребляются в единственном числе. У каждого только одна мама, жизнь, природа, Родина и т.д. Поэтому их нужно беречь. Слова второго столбика доказывают родственную связь с природой. Занесем эти слова на следующую страницу книги.
10.Обобщение и систематизация знаний.

а) Художественный пересказ
-Какие главные слова автор хотел донести до читателя, чтобы он помнил их всю жизнь? (обращение к молодым друзьям) Представители от каждой группы под звуки природы расскажут это обращение. «Мои молодые друзья!» Следующая страница книги - обращение к молодым друзьям.
б) Минутка творчества
написать мини-сочинение «Что значит для меня слово Родина». Выборочная проверка.
11.Подведение итогов проекта.
Какие страницы содержит книга «Пришвин- певец русской природы»? Почему Пришвина называют «певцом русской природы»? (потому что Пришвин любит природу, внимательно к ней относится, слышит шелест каждой травинки, звон ручейка, понимает язык птиц и зверей, одним словом, он любит русскую природу и свою Родину Россию) -Чему учат нас произведения М. Пришвина?
(наблюдать за природой, видеть необычное в обычном, быть добрыми, трудолюбивыми, любить природу. Именно с любви к природе начинается любовь к Родине. Пришвин учит нас быть патриотами своей Родины…) -Почему произведения Пришвина актуальны в наше время? (В мире много жестоких людей. Они думают только о богатстве. Они вырубают леса, загрязняют водоемы, отравляют воздух, разжигают войны. Эти люди забыли, что человек- часть природы. Если они уничтожат природу, то уничтожат сами себя. А Пришвин учит нас быть хозяевами природы. Настоящий хозяин не может навредить окружающим. Он любит природу. Если человек любит природу, значит он добрый. Добрый человек решает проблемы мирным путем. Никогда не допустит войны.) -Молодцы, ребята! Сегодня вы были настоящими исследователями и провели огромную работу по составлению книги. Как вы думаете, чем полезна наша книга? (В ней собрано много информации о жизни и творчестве М. Пришвина) Завершим наш урок песней «У моей России длинные реснички»
Д/З (по выбору)
: Продолжить сбор информации для книги: подобрать пословицы на тему «о Родине»; написать сочинение: «Моя Родина»; составить кроссворд.
Литература Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: изд-во Эксмо,2005 Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., учебник «Литературное чтение». 3 класс, часть вторая; Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: изд-во Оникс, 2010 Интернет-ссылки: Основные этапы урока Цель Задачи Время реализации Организационный Подготовить учащихся к общению Обеспечить положительный психологический микроклимат на уроке 1 Вводная беседа Заинтересовать учащихся, подготовить к совместной деятельности Использование ИКТ Погружение в тему 2 Работа с дополнительными источниками Повышать уровень начитанности Использовать дополнительные источники информации; 2
информации Формулирование темы и цели проекта Активизировать познавательную деятельность учащихся Постановка проблемных вопросов 1 Защита проектов Повышать уровень осмысления изученного материала, глубины его понимания Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, Развивать навыки сотрудничества в малых группах. 9 Физминутки Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения, психоэмоциональная разрядка школьников, Провести физминутки под ритмичную музыку. 3 Применение изучаемого материала в нестандартных ситуациях Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, определять главную мысль произведения. Преподнести задания в игровой форме, организовать работу учащихся в парах, использовать деятельностный метод 8 Исследовательская деятельность Развивать наблюдательность, внимание, умение вычленять нужную информацию, делать выводы Многократное чтение текста с разными целями, использование межпредметных связей организовать работу в группах 10 Обобщение и систематизация знаний Совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческое воображение и фантазию Создать новые условия для самовыражения учащихся 5 Подведение итогов проекта Стимулировать учащихся к дальнейшей работе с произведениями Создание ситуации успеха, поощрение учащихся за результат плодотворного совместного труда 3 Д/З Активизировать познавательную деятельность учащихся Предложить домашнее задание творческого характера по выбору, учитывая интересы школьников. 1 Оборудование: портрет писателя; рисунки учащихся; модели - схемы титульных листов; значки - обозначения жанра и темы произведения;
аудиозапись: «Звуки природы», «У моей России длинные реснички», «Физминутка»; корзина с предметами: косточка, кусок черного хлеба, гриб -сыроежка, одуванчик, утенок, матрёшка, гречка; презентация к уроку; заготовка для создания раскладной книги; книги Пришвина для выставки; реферат « Биография М.М. Пришвина»; справка о наличии книг в сельской и школьной библиотеках; текст песни «У моей России длинные реснички»; бумажные лепестки цветов для написания сочинения; родственные слова к слову Родина; толковые словари русского языка В.И. Даля и С.И. Ожегова; учебник «Литературное чтение». Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, 3 класс, часть вторая; экспонаты старинных письменных принадлежностей из школьного музея для оформления уголка кабинета М. Пришвина. Аннотация Данный урок литературного чтения в 3 классе является 7 уроком по разделу «Произведения М.М. Пришвина». Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Проведен в нестандартной форме как урок-проект. Выбранная структура урока была рациональной для решения поставленных задач, которые соответствуют содержанию образовательной программы. Использовались элементы технологии, сотрудничества, развивающего проблемного обучения, деятельностного подхода к учебному процессу, здоровьесбережения, использование ИКТ. Технология проектного обучения позволила раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Создание коллективного проекта объединило сильных и слабых учащихся. На уроке были применены игровые моменты, которые способствовали активизации мыслительной и познавательной деятельности.




Top