Анализ егэ по литературе. Шаблон excel "анализатор результатов егэ по литературе" с автоматическим выводом отчета-анализа

Чтобы успешно сдать экзамен по литературе, надо прочитать огромное количество книг, выучить стихотворений. А главное – качественно писать сочинения! Как справиться со всеми этими трудностями, узнали у уже поступивших ребят.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Анастасия Мишина, первокурсница СПбГУ, факультета отечественной филологии, 91 балл

Тем, кому только предстоит пройти испытание ЕГЭ, мне хотелось бы пожелать не волноваться и серьезно подходить к подготовке. За год систематических занятий можно выйти на высокий уровень, поэтому ни в коем случае не нужно переживать, мечты всегда сбываются!

Мне кажется, моя история скорее исключение, чем правило. К экзамену действительно серьезно готовиться я начала лишь за два месяца, потому что до этого я писала всероссийские олимпиады, на которые и рассчитывала. На тот момент я не знала, куда поступать. Но знала, что олимпиада дарит широкой выбор направлений. Я была уверена, что занять призовое место для меня не составит труда, и уже потом я решу, какую специальность выбрать. Но в апреле я разочаровалась – не хватило двух баллов до призерства. Тогда я поняла, что необходимо срочно начинать готовиться к ЕГЭ, ведь осталось только два месяца!

К счастью, я всегда интересовалась литературой, у меня изначально была хорошая база по этому предмету, к тому же я занималась журналистикой, работала корреспондентом в пресс-центре, поэтому мой выбор пал либо на факультет журналистики, либо на филологический факультет.

Я начала усиленно готовиться, ходить к репетиторам-экспертам ЕГЭ и решать банк заданий ФИПИ. Я заучивала цитаты, писала сочинения, много читала и морально настраивалась на успешную сдачу экзаменов.

Результаты меня поразил! Я, честно, плакала от счастья, когда увидела цифру: «91», потому что до конца не была уверена, что смогла за короткий срок подготовиться и сдать на такие высокие баллы.

МОЛИТЬСЯ РАЗРЕШАЕТСЯ

Анастасия Заховаева, первокурсница СПбГУ, филологического факультета, кафедра отечественной филологии, 100 баллов

К ЕГЭ по литературе я начала готовиться с одиннадцатого класса. Однако экспресс-подготовка началась за три месяца до экзамена. В среднем на занятия литературой, включая школьные уроки, факультативы и самообразование, тратилось по 14 часов в неделю.

Конечно, было страшно, особенно потому, что ЕГЭ по литературе был 25 мая, то есть первым из всех. За день до этого не стоит успокаивать себя тем, что ты трудился весь учебный год, надо продолжать добросовестно повторять материал и просить всех пожелать тебе удачи. Да, удача при сдаче ЕГЭ очень важна! Молиться на вариант, который попадется, никогда не помешает.

Потом главное сосредоточиться, не обращать внимания на скрипящие парты и стулья, на пристальный взгляд наблюдателя, сверлящего твою спину, и просто выложиться на все 100%. Не стоит пугать себя во время экзамена мыслью о том, что решается твоя судьба. Это действительно так, но психологическому состоянию пользы она не принесет. Лучше думать об этом во время учебного года, когда есть еще время, силы и определенный задор.

Поверьте, перед ЕГЭ вы будете настолько уставшими от постоянных требований преподавателей, родителей, от собственных требований к самому себе, что единственным желанием перед экзаменом будет сдать его поскорее, чтобы выйти из пункта сдачи и вдохнуть майский воздух грудью свободного человека.

Тем не менее, необходимо заставить себя забыть об этом желании непосредственно перед ЕГЭ. Пока у вас есть еще год для подготовки, пишите много сочинений, читайте учебники, но давайте себе иногда время на простой отдых.

В следующий раз вы узнаете, как сдать ЕГЭ на 90+.

Фото из инстаграм @kkaterina_che

Самый проверенный вариант - пойти на перечневую олимпиаду, взять там призовое место и получить льготу, которая и даст сто баллов по литературе. А вот как готовиться к перечневым олимпиадам - вопрос отдельный...

Если же вы решите идти другим путём и получить сотню напрямую, то я бы порекомендовал следующее:

1) Вызубрить наизусть все термины. Они пригодятся в первой, тестовой части. Даже если вам кажется, что вы всё знаете - обратитесь к гуляющим в сети спискам, поскольку трактовки, считающиеся на ЕГЭ правильными, порою очень сомнительны. Вот один из списков, хоть и не новый - http://5litra.ru/lit-terms.html

2) Среди открытых вопросов встречаются и те, в которых предлагается подобрать аналогию. Вот пример одного из таких вопросов: «В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки нашла своё отоб­ра­же­ние тема «отцов и детей» и в чём эти про­из­ве­де­ния пе­ре­кли­ка­ют­ся с шо­ло­хов­ским «Тихим Доном»?». Чтобы в будущем легче справляться с такими заданиями, стоит заранее найти как можно больше аналогий для каждой очевидной проблемы или для каждой яркой черты персонажа.

3) Советую на время экзамена забыть о наличии у вас собственного мнения. Не пытайтесь оспорить прописные истины и устоявшиеся каноны. Не избегайте опостылевших штампов вроде «фамусовского общества». Не уповайте на проверяющих и как можно тщательней разжёвывайте даже самую очевидную мысль - недостаточно исчерпывающие формулировки будут приняты за «нестройность рассуждений». Вворачивайте при любом удобном случае цитату, причём прямую, потому как косвенное цитирование на ЕГЭ частенько таковым не считается.

Хоть следование этим советам и не гарантирует отличного результата, как не гарантируют его даже сотни часов, проведённые с репетиторами, я верю, что у вас всё получится. Желаю удачи на экзамене!

P. S. С 2018 года в ЕГЭ по литературе будут внесены существенные изменения.

Сдавала в 2012 году, 96 баллов, не хватило одного первичного до 100, и тот снизили за грамотность. Первый ответ бредовее некуда, честно говоря. Писать в сочинении заведомо чужие мысли не стоит. Что помогло лично мне? Я три раза сходила на репетиторство к очень крутому преподавателю. На первое занятие мы сели, он взял стих, чей уже не вспомню, но что-то там гроза, дуб-березка, лесок шелестит, все стандартно. И за полчаса доказал мне, что это о боге и космосе. И у меня сознание перевернулось, потому что я действительно поняла, что это так и почему. Не просто "голубые занавески" - символ чистоты, что нам говорят учителя в школе, что некогда сказали и им, и во что никто не верит. Он провёл анализ вслух при мне, так что связь дуба, поваленного грозой и бога стала предельно очевидной. Так что ищите хорошего репетитора, который поможет вам понять не схему, а суть. Много читать при этом - совет очевидный и базовый, об этом даже говорить не стоит. А, ещё - в произведении есть то, что есть в тексте и то, чего там нет. Для меня великим открытием было. И на ЕГЭ помогло. Нужен был пример темы "поэт и толпа". Маяковский в тексте задания, Пушкина привела, помню что было у Лермонтова, а стиха ни одного вспомнить не могу. Беру "Нет, я не Байрон" - что есть в тексте - я особенный, чего нет, но есть в содержании - я против толпы.

Скажу по опыту своих друзей, которые сейчас учатся на медиакоме Вышки и журфаке МГУ, что получение именно 100 баллов маловероятно. Литература состоит из творческих заданий, важнейшими из них являются мини-сочинения о произведениях, которые оцениваются проверяющими весьма субъективно. Однако, получение 90+ вполне реально. Для этого нужно: 1) Иметь представление, а лучше выучить критерии проверки, чтобы точно знать, чего от вас хотят. 2) Уметь чётко и грамотно формулировать свои мысли. Воду не очень любят, даже если она наполнена средствами художественной выразительности. 3) Много читать. Приветствуется не только знание того произведения, которое дано вам в сочинении, но и тех, чья тематика и затрагиваемые проблемы сходны с ним. Особенно любят примеры из отечественной литературы, но и знание зарубежной лишним не будет. 4) Решать пробные варианты. Круг произведений в школьной программе по литературе ограничен и хоть всё объять невозможно, велика вероятность, что идентичные задания по пройденным произведениям попадутся вам непосредственно на ЕГЭ. Даже если этого не произойдёт, вы будете иметь солидный опыт, который поможет справиться с любыми заданиями. 5) Консультироваться с преподавателями. Они не только знают материал, но и новость относительно формальной составляющей экзамена. В год моей сдачи были сильно изменены варианты двух предметов-истории и литературы. Причем последние изменения произошли всего за 3 месяца до самого ЕГЭ и благодаря учителям мы своевременно узнали об этом и подготовились.

Однако, способ гарантированно получить 100 баллов всё же есть-это призовое место или победа на олимпиаде с профилем "литература" из перечня олимпиад школьников. Перечень обновляется каждый год и его можно посмотреть на сайте Российского совета олимпиад школьников. Победа в некоторых из этих олимпиад может давать право поступления без вступительных испытаний (то есть без ЕГЭ) на бюджет. Даже если вы не займёте призовое место, участие даст вам бесценный опыт, который пригодится и на ЕГЭ.

В рамках проекта «Последние 30», исследующего феномен постсоветского пространства, десять бывших выпускников, когда-то написавших ЕГЭ на 100 баллов, рассказали, как готовились к госэкзамену, и дали советы тем, кто сдает ЕГЭ 2015.

1. Анна Коновалова, журналист


«Химию я выбрала не сразу... За два года до выпуска мой папа, физик-химик, посоветовал мне сдавать химию. В какой-то момент поняла, что мне нравится химия, поэтому выбрала фармацевтический факультет.

Занималась очень насыщенно. Спецкурс по химии шел раз в неделю по три с половиной часа. К этому прибавлялись три урока химии в течение недели. Репетитора посещала два раза в неделю по полтора часа. Помимо этого, я ходила в медико-биологическую школу два раза в неделю.

Тем, кто сейчас готовится к ЕГЭ, очень важно нанять репетитора. Очень редко бывает так, что человек очень умный, целеустремленный и способен сам контролировать свой процесс подготовки к экзамену. И, пожалуйста, не надо начинать готовиться к ЕГЭ в мае».

6. Петр Дорожилов, студент НИУ ВШЭ

Учился в Сергиевом Посаде и сдал математику на 100 баллов в 2013 году.


«К ЕГЭ я начал готовиться сразу, как сдал в девятом классе ГИА. В итоге я очень спокойно и без волнения сдал математику, потому что был уверен в собственных силах.

Выпускникам этого года желаю усердно готовиться, прорешивать как можно больше вариантов и не пытаться списать на экзамене».

7. Ольга Кузьменко, студентка МГУ им. М.В. Ломоносова

Текст: Александр Смолин
Фото: newtonew

Я сдавал в 2014 году. С тех пор пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл - самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек - я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор - перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4 ), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, или «Очарованного странника» , тургеневской «Аси », которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4 ) - вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

Русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни , ни , ни , ни , ни - хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте - это не так. Лично я не смог осилить и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: , и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать - это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть - очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело - C-часть . Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8 , 9 и 15,16 ) и одно большое - С-5 (задание 17.1-17.3 ). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим - цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3 ) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас - 8 и 15 ) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией - снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было - тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.

В С2 и С4 (сейчас - 9 и 16 ) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты - нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому - нет.

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий - во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3 ) - самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 - большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное - содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов , при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий - термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье - цитирование, краткий пересказ эпизода, описание - словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое - логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец - то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, - речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это - очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!




Top