Анализ эпизода тест мертвые души жанр произведения. Тестовые задания по литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

1892 г., 26 сентября (8 октября н. ст.). В Москве в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урождённой Мейн, родилась дочь Марина.

1906 г. Умерла мать. В течение нескольких лет Марина училась в гимназии, но курс не окончила.
1910 г. Издана первая книга стихов «Вечерний альбом».
1912 г. Выходит замуж за С.Я. Эфрона. Сборник стихов «Волшебный фонарь». Рождение дочери Ариадны.
1913 г. Выходит в свет сборник «Из двух книг».
1915-1916 гг. Создаёт циклы стихов к А. Блоку, к А. Ахматовой, о Москве; романтические стихотворения, составившие впоследствии книгу «Вёрсты» (1922). С.Я. Эфрон отправляется на фронт.

1917-1921 гг. Создаёт стихотворения цикла «Лебединый стан», шесть пьес, поэму-сказку «Царь-Девица».
1922 г. Вместе с дочерью уезжает в эмиграцию к мужу; кратковременное пребывание в Берлине, где выходят книги стихов «Стихи к Блоку», «Разлука», «Психея», «Ремесло». Семья переезжает в Чехословакию.

1925 г. Рождение сына Георгия; переезд семьи в Париж.
1927 г. Пишет поэмы «Попытка комнаты», «Поэма воздуха» и «Поэма лестницы».
1928 г. Выходит сборник «После России».
1937 г. Муж и дочь уезжают в СССР.
1939 г- Создан цикл «Стихи к Чехии». Вместе с сыном также возвращается на родину; дочь и муж арестованы.

1941 г., 8 августа. Вместе с сыном едет в эвакуацию в город Елабугу (ныне Республика Татарстан).
31 августа. М.И. Цветаева покончила с собой. Похоронена в Елабуге.

С зимы до начала лета. М. Цветаева с Муром живут в подмосковном Голицыне; она снимает часть комнаты в избе, неподалеку от Дома творчества писателей (туда они ходят на обед и ужин).

23 декабря. Пишет письмо Сталину — о муже и дочери, просит разобраться. Беспоследственно. Периодически ездит в Москву — с передачами мужу и дочери.

В Голицыне написано несколько лирических стихотворений, автобиография для предполагавшейся «Литературной энциклопедии», переписывается с писательницей Л. Веприцкой. Главное время М. Цветаева отдает переводам поэм Важи Пшавелы, баллад о Робин Гуде и др. Седьмого июня 1940 года М. Цветаева вынуждена была покинуть Голицыне навсегда.

В Москве на первых порах М. Цветаева обрела недолгое пристанище на Никитской (тогда улица Герцена).

14 июня. Написала второе письмо Берии, страшно беспокоясь за здоровье мужа и прося разрешить с ним свидание. Безрезультатно.

Летом работала над переводами болгар (Е. Багряны, Н. Ланкова, Л. Стоянова). В августе наконец был получен багаж.

Август. М. Цветаева послала телеграмму в Кремль: «Помогите мне я в отчаянном положении, писательница Марина Цветаева». Эту телеграмму Мур отправил по почте.

31 августа. М. Цветаеву вызвали в ЦК; там обратились к писателям, чтобы те помогли в смысле комнаты (так записал сын М. Цветаевой.)

Конец сентября. М. Цветаева переехала в комнату дома № 14/5 по Покровскому бульвару, — хозяева уезжали надолго.

Сентябрь. Работа над переводом.

Октябрь. Работала над составлением собственной книги стихов.

Рукопись книги попала к К. Зелинскому, который отозвался на нее подлой рецензией: стихи М. Цветаевой, писал он, «с того света», книга — «душная, больная»; М. Цветаева «не имеет что сказать людям». (Всю рецензию Марине Ивановне, конечно, не показали.)

Декабрь. М. Цветаева работала над переводами Ивана Франко. А главное — завершила гениальный перевод «Плаванья» Ш. Бодлера. И перевела несколько французских песенок.

  • Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября (26 сентября) 1892 года в Москве.
  • Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович, был профессором Московского университета. Позже основал Музей изобразительных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
  • Мать Цветаевой звали Мария Александровна (девичья фамилия Мейн).
  • Марина Цветаева, по ее собственному признанию, начала писать стихи с семи лет.
  • 1902 год – Мария Александровна заболевает, у нее чахотка. Из-за этого семья Цветаевых переезжает в Европу и живет в Италии, Швейцарии, Германии. Марина Цветаева изучает французский и немецкий языки.
  • 1905 год – Цветаевы останавливаются в Крыму, где спустя год умирает Мария Александровна.
  • 1908 – 1910 годы – Марина Цветаева учится в нескольких гимназиях, нигде подолгу не задерживаясь. Она пишет стихи и собирается выпустить собственный сборник.
  • 1910 год – выходит первая книга Марины Цветаевой «Вечерний альбом».
  • 1911 год – в Коктебеле поэтесса знакомится со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.
  • Январь 1912 года – венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Спустя месяц выходит вторая книга Цветаевой «Волшебный фонарь».
  • 18 (5) сентября 1912 года – появляется на свет дочь Цветаевой и Эфрона Ариадна.
  • 1913 год – выход сборника «Из двух книг».
  • 1914 год – семья переезжает в Москву. Цветаева пишет поэму «Чародей».
  • 1916 год – стихи поэтессы печатаются почти в каждом номере журнала «Северные записки» (Петроград). Цветаева переводит роман француженки Анны де Ноай «Новое упование».
  • 13 апреля 1917 года – у Цветаевой и Эфрона рождается вторая дочь Ирина.
  • Октябрьскую революцию Марина Цветаева воспринимает как катастрофу.
  • Начало 1918 года – Сергей Эфрон едет в Ростов, где формируется добровольческая армия Корнилова. Разлука с женой продлится более четырех лет. Марина Цветаева пишет в этом году романтические пьесы «Червонный валет», «Метель», «Приключение». Некоторое время служит в Наркомнаце.
  • 1919 год – Цветаева пишет пьесы «Фортуна», «Каменный ангел», «Феникс», цикл «Стихи к Сонечке». В Москве голод. Осенью кто-то советует поэтессе отдать дочерей в приют в Кунцево. Уже в конце ноября Цветаева забирает оттуда тяжело заболевшую старшую дочь Алю.
  • 16 февраля 1920 года – в приюте умирает от истощения Ирина.
  • Этот же год – написана поэма-сказка «Царь-девица».
  • 1921 год – Марина Цветаева получает известия от мужа. Он жив, но не может остаться в России и должен переехать в Чехию. Поэтесса собирается ехать к нему, начинает оформление документов. В этом же году пишет несколько стихотворных циклов, в том числе стихотворный реквием Александру Блоку. Частное издательство «Костры» выпускает небольшой сборник ее стихов «Версты», в который входит 35 стихотворений.
  • 1922 год – Марина Цветаева и Ариадна выезжают в Берлин. Здесь уже изданы книги поэтессы «Разлука» и «Стихи к Блоку». 7 июня в Берлин приезжает Сергей Эфрон, и в августе вся семья отправляется в Прагу.
  • Этот же год – Цветаева начинает переписку с Борисом Пастернаком , заканчивает начатую в Москве поэму-сказку «Молодец».
  • Август 1922 – октябрь 1925 года – жизнь в Чехии.
  • 1923 год – издается книга «Ремесло». Недолгий роман Марины Цветаевой с Константином Болеславовичем Родзевичем, посвящение ему множества стихов.
  • 1 февраля 1925 года – у Цветаевой и Эфрона рождается сын Георгий. Семья готовится к переезду в Париж. Поэтесса работает над поэмой «Крысолов».
  • 1 ноября этого же года – прибытие в Париж. Из-за бедности семья вынуждена жить в пригородах.
  • 1928 год – выходит книга стихов Марины Цветаевой «После России». Это последняя книга, изданная при жизни поэтессы. Знакомство с В.В. Маяковским и рождение слухов об их романе, которые немного портят репутацию Цветаевой.
  • 1931 год – Сергей Эфрон меняет свои политические убеждения и подает прошение о советском гражданстве. Он работает в чекистской организации, собирается вернуться в Россию. Жена его в этом не поддерживает.
  • 1933 год – написан стихотворный цикл «Стол», ряд автобиографических очерков и статей.
  • 1935 год – закончены цикл стихов «Надгробие», поэма «Певица», эссе «Черт».
  • 1936 год – Марина Цветаева пишет цикл стихов «Стихи к сироте», заканчивает поэму «Автобус», пишет эссе «Шарлоттенбург», «Мундир», «Лавровый венок», «Слово о Бальмонте».
  • 1937 год – написаны эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев», «Повесть о Сонечке». В марте этого же года Ариадна уезжает в Советский Союз. В октябре, с помощью советской разведки, туда же срочно отправляется Сергей Эфрон, замешанный в политической убийстве. Марину Цветаеву вызывают на допросы во французскую полицию.
  • 1938 – 1939 годы – Цветаева много пишет о Чехии (циклы «Сентябрь», «Март», «Стихи о Чехии»).
  • Июнь 1939 года – Марина Цветаева с сыном уезжают из Парижа в Советский Союз.
  • Июль – август 1939 года – работа над переводами на французский стихов М.Ю. Лермонтова.
  • Август – октябрь 1939 года – арестованы Ариадна и Сергей. Цветаева пишет письма в НКВД и лично Л.П. Берии с просьбами разобраться, но безрезультатно.
  • 1940 год – Цветаева и Георгий живут в бедности, снимают лишь часть комнаты в Голицине (Подмосковье). Багаж, отправленный из Парижа, им удается получить лишь в августе этого года – он задержан НКВД. В отчаянии Цветаева отправляет телеграмму в ЦК: «Помогите мне я в отчаянном положении, писательница Марина Цветаева». Удается получить комнату в Москве.
  • Октябрь этого же года – Цветаева составляет книгу своих стихов. К. Зелинский, прочитав рукопись, пишет разгромную рецензию. Поэтессе приходится зарабатывать переводами.
  • Лето 1941 года – Марина Цветаева вместе с сыном эвакуируются в Елабугу. Здесь снова начинаются сложности с жильем и с работой: они снимают часть комнаты «за занавеской», а Цветаева пишет прошение о том, чтобы ее приняли на работу судомойкой еще не открывшуюся столовую Литфонда.
  • 31 августа 1941 года – Марина Ивановна Цветаева покончила с собой. Перед тем, как повеситься, оставляет записки сыну, хозяевам избы и тем, кто будет ее хоронить. Поэтессу хоронят на Елабужском кладбище, ее могила утеряна.

Цветаева Марина Ивановна (годы жизни - 1892-1941) - известная русская поэтесса. Она была дочерью (1847-1913), ученого. Для ее творчества характерен романтический максимализм, неприятие повседневного бытия, обреченность любви, мотивы одиночества. Основные сборники поэтессы - "Версты" (1921), изданный в 1923 году "Ремесло", "После России" (1928). Ей была создана также в 1925 году сатирическая поэма под названием "Крысолов", а в следующем - "Поэма конца". Биография Марины Ивановны Цветаевой будет рассмотрена в этой статье.

Семья Цветаевой

Родилась Цветаева Марина 26 сентября (по старому стилю - 8 октября) 1892 года в городе Москве. Отец ее, как мы уже упоминали, был ученым, специализировавшимся на античной истории, искусстве и эпиграфике. Он являлся создателем, а также первым директором (с 1911 по 1913 год) Музея изящных искусств. Первый брак профессора был очень удачным, но после появления на свет двух детей молодая жена скончалась, и Иван Цветаев повторно женился на Марии Мейн. В 1892 году, 26 сентября, у этой пары появилась девочка, которая получила имя Марина (то есть "морская"). Так начинается биография Марины Ивановны Цветаевой.

Мама, Мейн умерла в 1906 году. Она была пианисткой, ученицей Рубинштейна А. Г. Эта женщина оказала огромное влияние на Марину. Она мечтала, чтобы дочь также стала пианисткой. Однако мир поэзии манил юную Цветаеву больше, чем исполнение гамм. Еще в шестилетнем возрасте девочка написала первые стихи. Причем не только на русском творила Марина, но и на французском и немецком языках. Достаточно строго воспитывала дочерей (Марину и ее сестру Анастасию) мать. Они получили превосходное образование. Дед сводных брата и сестры - историк и публицист Иловайский Дмитрий Иванович.

Детство будущей поэтессы

Биография Марины Ивановны Цветаевой в юные годы отмечена тем, что она в детстве из-за болезни матери жила подолгу в Германии, Швейцарии, Италии. Перерывы в обучении в гимназии восполнялись занятиями в пансионах во Фрейбурге и Лозанне. Марина владела свободно немецким и французским языками. Она в Сорбонне слушала в 1909 году курс французской литературы.

Ранняя самостоятельность

После смерти матери заботы о детях легли на плечи отца. Он был занят на службе, поэтому не мог посвящать им все свое время. Именно поэтому, возможно, девочки выросли не по годам самостоятельными, начали интересоваться довольно рано политической обстановкой в государстве, отношениями с противоположным полом.

Образование Марины Цветаевой

По настоянию матери в юном возрасте Марина Цветаева ходила в музыкальную школу, а также брала на дому уроки музыки. Но эти занятия после смерти Марии дальнейшего развития не имели. Марина вместе с сестрой начальное образование получила дома, под руководством матери. В возрасте 8-9 лет будущая поэтесса посещала занятия в гимназии Брюхоненко М. Т., а потом в Швейцарии, в Лозанне. Она училась в 1903 году в католическом пансионе, а затем отправилась после очередного переезда семьи во французский интернат. Продолжила обучение Цветаева в Германии, в пансионе Фрайбурга. Ей легко давались языки, и впоследствии она часто зарабатывала переводами, поскольку творчество не приносило больших доходов такой поэтессе, как Марина Цветаева. Биография и стихи ее лишь после смерти стали вызывать у многих интерес.

Марина отправилась в 1908 году в Париж, где поступила в Сорбонну. Здесь она слушала курс лекций по старофранцузской литературе.

Начало литературной деятельности

Творческая биография Марины Ивановны Цветаевой начинается следующим образом. Первые литературные опыты были связаны с кругом символистов из Москвы. Марина Ивановна познакомилась с Брюсовым, который оказал большое влияние на ее раннюю поэзию, а также с таким поэтом, как Эллиос (Кобылинский Лев Львович). Она участвовала в деятельности студий и кружков, находящихся при издательстве "Мусагет". Также большое воздействие оказали художественный и поэтический мир дома (в Крыму) художественного критика и поэта Максимилиана Волошина. Она гостила в Коктебеле много раз.

Первые сборники

В своих двух поэтических сборниках "Вечерний альбом" (1910) и "Волшебный фонарь" (1912), а также в написанной в 1914 году поэме "Чародей" тщательным описанием предметов домашнего быта (портретов, зеркал, залы, детской), чтения, прогулок на бульваре, занятий музыкой, отношений с сестрой и матерью имитировался дневник молодой гимназистки. "Вечерний альбом" был посвящен памяти Башкирцевой Марии Константиновны, художницы, что акцентирует дневниковую, исповедальную направленность. В написанной в 1921 году поэме "На красном коне" формы сказочной романтической баллады обрела история становления поэта.

Дальнейшее творчество

Посвященный отношениям с (о которой мы еще расскажем) цикл стихов "Подруга" появился в 1916 году. В период Гражданской войны вышел цикл под названием "Лебединая песня", который посвящен был подвигу белых офицеров. Есть в ее творчестве и поэмы, и романтические пьесы, например "На красном коне", "Егорушка", "Царь-девица".

Роман с Родзевичем вдохновил к созданию сборников "Поэма конца" и "Поэма горы". В Париже вышел последний прижизненный сборник Марины. Сюда семья в 1928 году переехала из Чехии. Неопубликованной оставалась, однако, большая часть ее стихов. Марина зарабатывала на жизнь главным образом переводами и творческими вечерами.

Трагедия

Самая большая загадка семьи Эфрона (мужа поэтессы) и Цветаевой: что побудило их переехать в СССР в 1939 году? Бывший белый офицер, Эфрон, боровшийся упорно с большевиками, вдруг поверил в торжество коммунизма. Он связался еще в Париже с контролировавшимся НКВД обществом, которое занималось возвращением эмигрантов на родину. В 1937 году первой в Москву вернулась дочь Марины Цветаевой, Ариадна (которая и была арестована раньше всех). После этого Сергей Эфрон бежал, так как он был скомпрометирован связями в Париже с НКВД. Марина с сыном последовала за мужем, до конца выполнив долг любящей жены.

Последние годы жизни Марины Ивановны

Следующими событиями завершается ее биография. Марина Ивановна Цветаева пережила арест мужа и дочери в 1939 году, это подкосило поэтессу. Она осталась одна с сыном Георгием. Причем отношения с ним, разбалованным чересчур восторженным вниманием, были неоднозначными. Сильно переживала из-за всего этого в последние годы Цветаева Марина Ивановна. Краткая биография по датам последних лет ее жизни завершается следующим роковым событием. 31 августа 1941 года, после эвакуации в Елабугу в связи с началом Второй мировой войны, Цветаева повесилась на реке Каме, в сенях домика, который был выделен для них с сыном. Так и не была найдена могила Марины Цветаевой, несмотря на усилия, предпринимаемые сестрой Анастасией, которую в 1959 году реабилитировали, а также дочерью Ариадной (в 1955 году реабилитирована). В августе 1941 года в Москве был расстрелян Сергей Эфрон.

Такова краткая биография Цветаевой Марины Ивановны.

Значение творчества поэтессы

Интересующая нас поэтесса, к сожалению, при жизни не дождалась признания. Ей приходилось голодать, а творческие вечера и сборники по достоинству не были оценены современниками. В настоящее время, однако, Цветаева считается по праву одним из наиболее ярких представителей русской поэзии Серебряного века. Краткая биография Цветаевой Марины Ивановны, а также ее стихи включены в обязательную школьную программу. Очень популярны сегодня ее стихотворения, многие из которых стали известными романсами, положенными на музыку. Сейчас не только в России, но и за рубежом пользуется любовью и признанием Марина Цветаева. Краткая биография на английском языке Марины Ивановны, например, была создана многими авторами. В Нидерландах, в Лейдене, находится дом, на стене которого написаны стихи Цветаевой (фото представлено ниже).

Личная жизнь этой поэтессы (сама она не любила это слово, именовала себя поэтом) от ее творчества неотделима. Поэтому следует рассказать о нескольких любопытных фактах, которыми отмечена ее биография. Марина Ивановна Цветаева писала лучшие свои произведения в состоянии влюбленности, в момент сильных душевных переживаний.

Много бурных романов было в жизни Марины, однако единственная любовь прошла через всю жизнь поэта - это Сергей Эфрон, который стал ее мужем и отцом ее детей.

Знакомство их произошло романтично, в Крыму, в 1911 году. Марина, в то время начинающая поэтесса, гостила здесь по приглашению своего близкого друга.

В Крым приехал для того, чтобы подлечиться после чахотки, а также прийти в себя после самоубийства матери. Уже в 1912 году, в январе, они поженились. В это же время у Цветаевой родилась дочь Ариадна. Однако, несмотря на то, что Марина своего мужа очень ценила, спустя 2 года после рождения Али (так называли домашние Ариадну) она окунается с головой в новый роман. Причем на этот раз женщину, поэтессу и переводчицу Софью Парнок, полюбила Цветаева Марина Ивановна. Краткая биография для детей, конечно, об этом не упоминает. Очень болезненно пережил Эфрон увлечение своей супруги, но простил. В 1916 году, после множества ссор и примирений, Цветаева окончательно рассталась с Парнок и вернулась в семью.

После примирения с мужем в 1917 году Марина родила Ирину, ставшую разочарованием для Цветаевой, которая хотела сына. Эфрон участвовал в движении белых, сражался с большевиками, поэтому покинул после революции Москву и поехал на юг, где участвовал в обороне Крыма. Эмигрировал он лишь после того, как армия Деникина была окончательно разгромлена.

С двумя детьми осталась Марина Цветаева в Москве. Без средств к существованию находилась семья и вынуждена была продавать вещи для того, чтобы прокормиться. Однако сберечь младшую дочь, несмотря на все усилия, матери не удалось. Ира умерла в приюте от голода, куда ее отдала Цветаева, надеясь на то, что девочка здесь будет питаться лучше.

Марина за время расставания со своим мужем пережила еще несколько романов, однако приняла решение в 1922 году уехать к Сергею Эфрону за границу. Уже соединившись со своим супругом, Марина во время периода эмиграции в Чехии познакомилась с Родзевичем, которого некоторые историки считают настоящим отцом Георгия, долгожданного сына, появившегося на свет в 1925 году. Но официально им является Эфрон. Неоднократно подчеркивала сама Марина Цветаева (биография, интересные факты из жизни которой были нами рассмотрены), что наконец-то родила сына мужу. Тем самым она искупила частично свою вину, которую ощущала после того, как дочь погибла в послереволюционной Москве.

Такова поэтесса Марина Цветаева. Биография, интересные факты из ее жизни, надеемся, вызывали желание у читателя продолжить знакомство с этой яркой представительницей Рекомендуем прочитать ее стихи. Действительно талантливые произведения создала Цветаева Марина Ивановна. Краткая биография (какой век называют Серебряным, надеемся, вы помните) создана была для того, чтобы вызвать интерес к ее творчеству.

Тест по литературе Мертвые души (Н.В. Гоголь) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

— Благое дело, право, благое дело!
— Да я вижу сам, что более благого дела не мог бы предпринять. Как бы то ни было, цель человека все еще не определена, если он не стал наконец твердой стопою на прочное основание, а не на какую­-нибудь вольнодумную химеру юности. — Тут он весьма кстати вы­бранил за либерализм, и поделом, всех молодых людей. Но замеча­тельно, что в словах его была все какая-то нетвердость, как будто бы тут же сказал он сам себе: «Эх, брат, врешь ты, да еще и сильно!» Он даже не взглянул на Собакевича и Манилова из боязни встретить что­н-ибудь на их лицах. Но напрасно боялся он: лицо Собакевича не ше­вельнулось, а Манилов, обвороженный фразою, от удовольствия только потряхивал одобрительно головою, погрузясь в такое положе­ние, в каком находится любитель музыки, когда певица перещеголя­ла самую скрыпку и пискнула такую тонкую ноту, какая невмочь и птичьему горлу.
— Да, что ж вы не скажете Ивану Григорьевичу, — отозвался Со­бакевич, — что такое именно вы приобрели; а вы, Иван Григорьевич, что вы не спросите, какое приобретение они сделали? Ведь какой на­род! просто золото. Ведь я им продал и каретника Михеева…
А когда председатель спросил, зачем же они пошли, будучи людьми необходимыми для дому и мастеровыми, Собакевич отвечал, махнувши рукой: — А! так просто, нашла дурь: дай, говорю, продам, да и продал сдуру!
Засим он повесил голову так, как будто сам раскаивался в этом деле, и прибавил: — Вот и седой человек, а до сих пор не набрался ума…
Пока продолжались разговоры, начали мало-помалу появляться свидетели: знакомый читателю прокурор-моргун, инспектор врачеб­ной управы, Трухачевский, Бегушкин и прочие, по словам Собакеви­ча, даром бременящие землю. Многие из них были совсем незнакомы Чичикову: недостававшие и лишние набраны были тут же из палат­ских чиновников. Привели также не только сына протопопа отца Ки­рила, но даже и самого протопопа. Каждый из свидетелей поместил себя со всеми своими достоинствами и чинами, кто оборотным шриф­том, кто косяками, кто, просто, чуть не вверх ногами, помещая такие буквы, каких даже и не видано было в русском алфавите. Известный Иван Антонович управился весьма проворно, крепости были записа­ны, помечены, занесены в книгу и куда следует, с принятием полу­процентовых и за припечатку в Ведомостях, и Чичикову пришлось заплатить самую малость. Даже председатель дал приказание из по­шлинных денег взять с него только половину, а другая неизвестно каким образом отнесена была на счет какого-то другого просителя.
«Итак», сказал председатель, когда все было кончено: «остается теперь только вспрыснуть покупочку».
«Я готов», сказал Чичиков. «От вас зависит только назначить время. Был бы грех с моей стороны, если бы для эдакого приятного общества да не раскупорить другую-третью бутылочку шипучего».
«Нет, вы не так приняли дело: шипучего мы сами поставим», ска­зал председатель: «это наша обязанность, наш долг. Вы у нас гость: нам должно угощать. Знаете ли что, господа! Покамест что, а мы вот как сделаем: отправимтесь-ка все, так, как есть, к полицеймейстеру; он у нас чудотворец: ему стоит только мигнуть, проходя мимо рыбно­го ряда или погреба, так мы, знаете ли, как закусим! да при этой оказии и в вистушку».
От такого предложения никто не мог отказаться. Свидетели уже при одном наименовании рыбного ряда почувствовали аппетит; взя­лись все тот же час за картузы и шапки, и присутствие кончилось. Когда проходили они канцелярию, Иван Антонович кувшинное рыло, учтиво поклонившись, сказал потихоньку Чичикову: «Крестьян на­купили на сто тысяч, а за труды дали только одну беленькую».
«Да ведь какие крестьяне», отвечал ему на это тоже шопотом Чи­чиков: «препустой и преничтожный народ, и половины не стоит». Иван Антонович понял, что посетитель был характера твердого и больше не даст.
«А почем купили душу у Плюшкина?» шепнул ему на другое ухо Собакевич.
«А Воробья зачем приписали?» сказал ему в ответ на это Чичиков.
«Какого Воробья?» сказал Собакевич.
«Да бабу, Елисавету Воробья, еще и букву Ъ поставили на конце». «Нет, никакого Воробья я не приписывал», сказал Собакевич и отошел к другим гостям.
Гости добрались наконец гурьбой к дому полицеймейстера. Поли­цеймейстер, точно, был чудотворец: как только услышал он, в чем дело, в ту ж минуту кликнул квартального, бойкого малого в лаки­рованных ботфортах, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо, да прибавил только: «понимаешь!», а уж там в другой комнате, в продолжение того времени, как гости резалися в вист, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия кухни: пирог с головизною, куда вошли хрящ и щеки 9-пудового осетра, другой пирог с груздями, пряженцы, мас­лянцы, взваренцы. Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собст­венную кладовую. Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и ре­шить, он ли был создан для места или место для него.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите жанр данного произведения.

2. Кто из героев «Мертвых душ» главным образом будет способство­вать разоблачению аферы Чичикова?

3. Как называется тонкая, скрытая насмешка, завершающая фраг­мент?

Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места или место для него.

4. Как называется художественное преувеличение?

…певица перещеголяла самую скрыпку и пискнула такую тонкую ноту, какая невмочь и птичьему горлу.

5. Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, включенный в приведенный фрагмент?

Задания с развернутым ответом

6.

8.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется направление литературы XIX века, характери­зующееся отражением жизненных закономерностей, взаимоотно­шений человека и среды, к которому принадлежит произведение Гоголя «Мертвые души»?

2. Кто из помещиков, продавцов «мертвых душ», не упоминается в данном эпизоде?

3. Как называется средство художественной выразительности, осно­ванное на уподоблении соотносимых явлений?

Но замечательно, что в словах его была все какая-то нетвердость, как будто бы тут же сказал он сам себе: «Эх, брат, врешь ты, да еще и сильно!»

4. Укажите название средства иносказательной выразительности, использованного Гоголем в описании происходящего в присутст­венном месте:

Каждый из свидетелей поместил себя со всеми своими достоинст­вами и чинами, кто оборотным шрифтом, кто косяками, кто, просто, чуть не вверх ногами.

5. Как называется тонкая, скрытая насмешка?

Даже председатель дал приказание из пошлинных денег взять с него только половину, а другая неизвестно каким образом отнесена была на счет какого-то другого просителя.

Задания с развернутым ответом

6. Какие пороки уездного чиновничества отражаются в приведенном фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений И.В. Гоголя «Мертвые души» и А.С. Пушкина «Дубровский». Чем похожи собиратель­ные образы чиновников, созданные в этих произведениях?

Фрагмент произведения А.С. Пушкина «Дубровский»

Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петро­вича… Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, он взгляпул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку — маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинеле вышел из телеги и пошел во флигель к приказчику; Троекуров узнал заседате­ля Шабашкина, и велел его позвать. Через минуту Шабашкин уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном, и с благоговением ожидая его приказаний.
— Здорово, как бишь тебя зовут, — сказал ему Троекуров, — за­чем пожаловал?
— Я ехал в город, ваше превосходительство, — отвечал Шабаш­кии — и зашел к Ивану Демьянову узнать, не будет ли какого при­казания от вашего превосходительства.
— Очень кстати заехал, как бишь тебя зовут; мне до тебя нужда. Выпей водки, да выслушай.
Таковой ласковый прием приятно изумил заседателя. — Он отка­зался от водки и стал слушать Кирила Петровича со всевозможным вниманием.
— У меня сосед есть, — сказал Троекуров, — мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение — как ты про то думаешь?
— Ваше превосходительство, коли есть какие-нибудь документы, или…
— Понимаю, да вот беда — у него все бумаги сгорели во время пожара.
— Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! чего ж вам лучше? — в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие.
— Ты думаешь? Ну, смотри же. Я полагаюсь на твое усердие, а в благодарности моей можешь быть уверен.
Шабашкин поклонился почти до земли, вышел вон, с того же дни стал хлопотать по замышленному делу, и благодаря его проворству, ровно через две недели, Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою.
Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал в ответ довольно грубое отношение…
Письмо сие произвело весьма приятное впечатление в душе засе­дателя Шабашкина. Он увидел, во 1) что Дубровский мало знает тол­ку в делах, во 2) что человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение…
Дело стало тянуться. Уверенный в своей правоте Андрей Гаврило­вич мало о нем беспокоился, не имел ни охоты, ни возможности сы­пать около себя деньги, и хоть он, бывало, всегда первый трунил над продажной совестью чернильного племени, но мысль соделаться жертвой ябеды не приходила ему в голову. С своей стороны Троеку­ров столь же мало заботился о выигрыше им затеянного дела — Ша­башкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкрив и впрям всевозможные указы. Как бы то ни было, 18 … года, февраля 9 дня, Дубровский получил через городовую полицию приглашение явиться к ** земскому судьи для выслушания решения оного по делу спорного имения между им, поручиком Дуб­ровским, и генерал-аншефом Троекуровым…
Приехав в город Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца, ночевал у него и на другой день утром явился в присутствие уездного суда.
Никто не обратил на него внимания. Вслед за ним приехал и Ки­рила Петрович. Писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, придвину ли ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности; он сел при открытых дверях, — Андрей Гаврилович стоя прислонился к стенке — настала глубокая тишина, и секретарь звонким голосом стал читать определение суда.

Ответы на тест по литературе Мертвые души (Н.В. Гоголь)
1 вариант
1. поэма
2. Ноздрев
3. ирония
4. гипербола
5. диалог
2 вариант
1. реализм
2. Коробочка, Ноздрев
3. сравнение
4. метафора
5. ирония




Top