Анализ героев отцы и дети. Характеристика главных героев романа отцы и дети

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

(1818–1883)

РОМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ»

В ТАБЛИЦАХ

История создания романа «Отцы и дети»

Замысел возникает летом 1860 г. В августе 1861 г. роман окончен.

В 1862 г. выходит отдельным изданием. Тургенев посвящает его

В. Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок.

Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи

М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров»,

Н. Страхова «Отцы и дети» Тургенева». Также писали о романе

Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков.

Конфликты романа

Внешний

Внутренний

Противостояние разных поколений.

Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей.

Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике.

Сюжет романа

Глава 1.

Экспозиция Кирсановых.

Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия

Главы 2–3.

Экспозиция Базарова

Даны портрет и первая характеристика главного героя романа - Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)

Главы 4–11.

Завязка внешнего конфликта. Развитие действия.

Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым.

Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича.

Главы 12–13.

Подготовка развития

внутреннего конфликта.

Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов».

Глава 14.

Завязка внутреннего

конфликта.

На балу у губернатора происходит встреча Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой.

Главы 15–17.

Развитие действия

Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова.

Главы 18–19.

Кульминация

внутреннего конфликта.

Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова.

Главы 20–21.

Усугубление внутреннего

конфликта.

Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино.

Главы 22–23.

Развитие внешнего

конфликта.

Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь - Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой.

Глава 24.

Кульминация

и развязка внешнего

конфликта.

Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства.

Главы 25–26.

Базаров через город *** едет в Никольское.

Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой.

Глава 27.

Усугубление

и разрешение внутреннего

конфликта

В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства - то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни.

Глава 28.

Эпилог.

Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители.

Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм Базарова

Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil - ничто).

Комплекс убеждений Базарова - не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг.

Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически.

«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».

«Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например...».

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем».

«Мы ломаем, потому что мы сила».

«- Да ведь надобно же и строить.

- Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

«Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать?

- Базаров ничего не отвечал»

Динамика образа Базарова

В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение.

Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью - двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn ( уntos ) - сущий и logos - учение) - раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру).

Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.

«Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности.

Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей:

«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично»

Восприятие критикой образа Базарова

Две точки зрения

М. Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы»

Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника»

Д. Писарев «Базаров»

Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей

Система персонажей романа

Два лагеря

«Отцы»

Старшее поколение

«Дети»

Младшее поколение

    Николай Петрович Кирсанов;

    Павел Петрович Кирсанов;

    Родители Базарова

(Василий Иванович и Арина Власьевна)

    Евгений Васильевич Базаров;

    Аркадий Николаевич Кирсанов;

    Кукшина Авдотья Никитишна;

    Виктор Ситников

Двойники Базарова

Ситников

Кукшина

Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником.

Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью.

Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их.

В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <…> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком.. и литератором».

Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа.

В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы.

Она по-прежнему якшается со студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <…> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии

удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью».

Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения.

Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться.

Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм - осознанно выбранная позиция.

Женские образы

Анна

Сергеевна

Одинцова

Молодая красивая женщина, богатая вдова.

Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства.

Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом.

Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия.

Она неспособна на сильную страсть.

Фенечка

Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни - семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее.

Катя

Локтева

Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой.

Чуткая натура - любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера.

Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вамиручные».

Катя - воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов.

В 1862 И.С.Тургенев создаёт роман "Отцы и дети", в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Эту проблему помогает раскрыть целая система героев, различных по характеру.

Первым в книге перед читателем предстаёт Николай Петрович Кирсанов . Он аристократ, помещик, но совершенно не умеющий обращаться с хозяйством и имением. Он человек, который уважает традиции родителей и следует им. Николай Петрович получил полное образование, любит искусство, сам играет на виолончели и читает Пушкина. Несмотря на расхождение взглядов со своим сыном, Кирсанов не конфликтует и пытается понять и принять его мировоззрение. В момент, когда Аркадий забирает у него сборник Пушкина и подкладывает книгу какого-то немецкого писателя, Николай Петрович не гневается на него, а только улыбается.

В начале произведения в поместье Кирсановых приезжают сын Николая Аркадий и его друг Евгений Базаров. Они оба - люди 60-ых годов. Он имеет отличные от отца взгляды на жизнь, но в целом они похожи по натуре. У него достаточно мягкий характер, он тоже образован и легко понимает отца. После общения с Базаровым Аркадий попадает под его влияние и пытается быть нигилистом, но на самом деле он сентиментальный романтик как Николай Петрович. Вскоре молодой человек осознаёт это и влюбляется в Катю.

Базаров Евгений - сын простого лекаря, разночинец. Он не получил должного образования и не мог занимать высокие должности. Он прикрывает своё ничтожество отрицанием всего - нигилизмом. Он может отлично лечить людей, но он не нужен России. "Сперва нужно место расчистить"- говорит Базаров Николаю Петровичу. Он рушит все устои, обычаи, и его уже не волнует, кто будет строить новое. Базаров представлен в образе "лишнего человека". И такие его убеждения повлияли на его судьбу. Он бы никогда не стал музыкантом, художником, так как не признаёт искусство во всех проявлениях. Ему важно, чтоб человек был полезен для общества. Из-за нигилизма он счёл свою влюблённость ошибкой и стал бороться с этими чувствами, давить в себе романтика. Он начал испытывать депрессию на фоне того, что внутренне предал свои убеждения. В этот же момент он решает ехать лечить тифозного мужика. Занятость мыслей, раздумья привели к ранению и заражению через кровь. На почве разных взглядов на жизнь, Евгений и Павел Кирсанов начинают конфликтовать. Все споры пытается разжечь второй, так как он не может терпеть рядом такого человека, в котором видит конкурента себе.

Павел Петрович Кирсанов - брат ранее упомянутого Николая. Несмотря на их родство, их характеры абсолютно различны. Как и брат, он образован, аристократ. Он всегда держит себя высоко, не позволяет слабости, развязности в себе и не терпит это от других, чётко соблюдая принципы. Любит всё на английский манер. Он является человеком умным, но желчным, не терпящим соперников, например, Базарова. "Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…" - так характеризует его автор. Характер Николая Петровича раскрывается в рассказе о нём Аркадия. В молодости герой пережил личную драму: он шёл вверх по карьерной лестнице, но несчастная любовь разрушила всё. Возлюбленная княгиня Р. умирает и Павел Петрович отказывается от надежд на счастливую жизнь.

На одном из вечеров молодые люди встречают Анну Сергеевну Одинцову . Это сильная, спокойная женщина, овдовевшая графиня с достаточно яркой историей жизни, в течение которой она пережила много всего и теперь этим обусловлено её стремление к покою. К её 20 годам отец проиграл все средства и вынужден был ехать в деревню, где вскоре умер, не оставив дочерям практически ничего. Анна не опустила руки и выписала к себе старую княжну Авдотью Степановну Х., но воспитание двенадцатилетней сестрёнки давалось нелегко. По счастливой случайности героиня выходит замуж за некого Одинцова, богатого степенного человека, который через лет 6 умирает, оставив ей огромное состояние. «Прошла через огонь и воду... и медные трубы» - говорили в народе об Анне. Она всегда оставалась спокойная и приветлива, её глаза выражали безмятежное внимание к собеседнику.

Сестра Катерина на 8 лет младше Анны, была спокойной и умной девушкой, с кротким и нежным взглядом. Аркадий слушал её игру на фортепиано и влюбился. В конце произведения молодые люди играют свадьбу.

На этом же вечере находится Евдоксия Никитишна Кукшина . Это некрасивая, неопрятная женщина с новыми и прогрессивными взглядами на жизнь, борющаяся за права женщин. «Эманципе» называет её Базаров.

Также в конце произведения замуж за Николая Петровича выходит Фенечка – крестьянка, прислуживающая в доме Кирсановых. У них есть сын Митя, узнав про которого Аркадий частично осуждает отца за то, что они ещё не связаны браком.

Родители Базарова – обедневшие люди. Отец был лекарем, а мать дворянка по происхождению. Оба любят своего единственного сына.

Описание персонажей

Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» моноцентрическая, а это значит, что все персонажи подчинены одной цели: раскрыть образ главного героя.

Евгений Базаров – студент-медик 30-ти лет. По социальному положению Базаров – разночинец, а по происхождению это сын простого лекаря, который про своего деда говорит, что тот землю пахал. Базаров гордится своими корнями и чувствует близость к народу.

Базаров – достаточно холодный человек. Он не может найти общий язык даже с собственными родителями. Базарова можно назвать "лишним человеком". Это тесно связано с его убеждениями. Евгений Базаров – нигилист, который ко всем общепринятым ценностям относится критически.
Эта теория нигилизма и влияет на судьбу героя. Он отрицает любовь, но сам влюбляется, он хочет быть ближе к народу, но между ними стена непонимания. Но Базаров не отказывается от своих убеждений, он пытается их подавить. Теория, столкнувшись с реальной жизнью, не выдерживает и ломает героя. На фоне этих внутренних переломов он решается лечить тифозного мужика, что и приводит его к заражению и к смерти.

Чтобы показать все убеждения Базарова-нигилиста, Тургенев сталкивает героя со старшим поколением, ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Это аристократ. В отличие от Базарова он далек от народа и никогда не сможет его понять. Кирсанов берет пример с английской культуры: одежда, книги, манеры.

На протяжении всего романа автор сталкивает взгляды Кирсанова и Базарова по разным вопросам. Павел Петрович не может понять, как можно жить и ни во что не верить. Он считает, что без принципов могут обходиться только люди без нравственных ценностей. Точки зрения героев постоянно сталкиваются. И тогда мы видим, что Кирсанов – человек прошлой эпохи. На это указывает и история его жизни.

Павел Петрович, сын боевого генерала, мечтающий стать военным, благодаря своей целеустремленности к 28 годам добился действительно многого. Однако неудачная любовь к таинственной княгине Р перевернула всю его жизнь: он бросает службу и больше ничем не занимается. В образе Павла Петровича представлено целое поколение, которому остается только доживать свой век.

Еще один образ, необходимый для раскрытия главного героя, - образ Анны Одинцовой. Автор испытывает Базарова любовью. Одинцова - молодая богатая вдова двадцати восьми лет. Она умна, красива и, главное, ни от кого не зависима. Одинцова очень любит комфорт и жизненный покой. Именно боязнь разрушить спокойную жизнь и обрывает все любовные отношения героини с Базаровым. Однако Базаров, пойдя против своей теории, бесповоротно влюбляется к Одинцову и не проходит любовное испытание.

Другим представителем «отцов» является Николай Петрович Кирсанов. Однако он совсем не похож на своего брата. Он добр, мягок и романтичен. Николай Петрович предпочитает тихую, спокойную жизнь в древне. Он безумно любит сына Аркашу.

Аркадий Кирсанов - молодой образованный дворянин. Попав в чары Базарова, тоже пытается быть нигилистом. Но вскоре мягкий и сентиментальный герой понимает, что он не создан быть нигилистом.

Образы Аркадия и двух «псевдонигилистов» - Кукшиной и Ситникова – подчеркивают теорию нигилизма. Они стараются подражать Базарову, но выглядит это достаточно смешно. И Кукшина, и Ситников не имеют собственных взглядов. Образы эти даны как пародия на нигилизм. Описаны они Тургеневым сатирически.

Если Анна Одинцова является любовным испытанием для Базарова, а княгиня Р – для Павла Петровича, то есть еще женские образы, выполняющие ту же функцию. Образ Кати, в которую влюбляется Аркадий, нужен для того, чтобы он избавился от идей нигилизма. Фенечка она больше всего приближается к идеальному типу тургеневской девушки. Она проста и естественна.

Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, - простые и добрые люди, которые очень любят своего сына. Внешне Базаров относится к родителем сухо, но все же он любит их. Здесь сталкивается Базаров-теоретик и Базаров-человек.

Немаловажными в произведении являются образы простых мужиков. Базаров указывает на свою близость к народу, понимает все их проблемы, однако между ними нет взаимопонимания. Простой народ оказывается чужд Базарову.

И. С. Тургенев проявил огромное мастерство, описав различные типы героев, тем самым раскрыв образ главного героя – Базарова.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия пьесы Гроза Островского сочинение

    А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой

  • Сочинение Доримена в рассказе Мещанин во дворянстве Мольера

    Доримена является представителем богатого аристократического слоя. В комедии, она вдова. Господин Журден, любит тайно от своей жены, ухаживать за вдовствующей маркизой. Но кроме Журдена, о ней также заботится некий хитрый граф

  • Анализ рассказа Куприна Святая ложь

    Семенюта Иван Иванович хороший человек, но по жизни его преследуют неудачи. В школьные годы одноклассники издевались над ним, потому что он был порядочным

  • Среди множества праздников, отмечаемых в нашей стране, один стоит несколько особняком: его смысл и значение не всегда понимают представители молодёжи, а для старшего поколения он особо важен и памятен. Это праздник весны и труда – 1 мая!

  • Сочинение Основные проблемы романа Шолохова Тихий Дон

    Помимо всем известной роман – эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», есть еще одна не менее важная. Написана она Михаилом Шолоховым. Произведение носит название «Тихий Дон». Создавалось оно немало времени

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действия в романе происходят летом 1859 года , то есть накануне крестьянской реформы 1861 года .

    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город *** . Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино. Базаров живёт некоторое время в Марьине. Нахлынувший порыв страсти выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови , случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

    Главные герои

    • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер -демократ, разночинец . К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нем живет явный романтик - он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
    • Николай Петрович Кирсанов - помещик , либерал, отец Аркадия, вдовец . Любит музыку и поэзию . Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве . В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
    • Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ , гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль , на которой получает лёгкое ранение в бедро.
    • Аркадий Николаевич Кирсанов - сын первой жены Николая Петровича - Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
    • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург . Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
    • Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян . Набожная последовательница православия . Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
    • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
    • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева ) - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах . С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

    Другие герои

    • Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
    • Евдоксия Кукшина - знакомая Ситникова, которая, как и он, является псевдоприверженцем нигилизма.
    • Фенечка (Федосья Николаевна) - дочь экономки Николая Петровича - Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребенка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
    • Дуняша - служанка при Фенечке.
    • Петр - слуга Кирсановых.
    • Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
    • Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***.
    • Сергей Николаевич Локтев - отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок , после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
    • Княжна Авдотья Степановна - тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
    • Тимофеич - приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.

    Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

    Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

    История создания

    Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

    Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

    (Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

    Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

    Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

    Анализ произведения

    Основной сюжет

    Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

    Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

    После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

    Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

    Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

    Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

    В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

    Герои тургеневского романа

    Евгений Васильевич Базаров

    Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

    Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

    Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

    Аркадий Николаевич Кирсанов

    Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

    В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

    Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

    Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

    Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

    Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

    Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

    В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

    Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

    Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

    Анализ сюжета романа

    Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

    Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

    Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

    Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

    В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

    Основной темой романа Тургенева, является проблема взаимоотношений старого и современного поколения. Судьба всех персонажей тесно переплетена с решением насущной задачи, каждый из них по-своему определяет свои жизненные приоритеты. В романе Тургенева, создан конфликт поколений, главные герои «Отцов и детей», являются антагонистами, не желающими понять друг друга.

    Характеристика героев «Отцы и дети»

    Главные герои

    Евгений Васильевич Базаров

    Взрослый человек, примерно 30 лет. К окружающему миру скептическое отношение. В его образе преобладают холодные и жесткие черты. Беспринципный и не высоконравственный. Сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете, самоуверенный. Умирает от заражения крови.

    Николай Петрович Кирсанов

    Самый чистый и положительный герой книги. 44-летний вдовец, приходится отцом Аркадию, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.

    Аркадий Николаевич Кирсанов

    Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, отучился в университете, поддается влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.

    Павел Петрович Кирсанов

    Бывший гвардейский офицер. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.

    Второстепенные персонажи

    Василий Иванович Базаров

    Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

    Арина Власьевна Базарова

    Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына.

    Анна Сергеевна Одинцова

    Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету.

    Катерина

    В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия.

    Виктор Ситников

    Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.

    Авдотья Кукшина

    Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение - признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.

    Фенечка

    Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова.

    Дуняша

    Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго.

    Петр

    Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком.

    Княгиня Р. (Нелли)

    Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.

    Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.

    Тест по произведению




Top