Анализ «героической» по методу синквейн. Анализ «героической» по методу синквейн Симфония героическая л бетховена

«Героическая» является одной из важнейших вех в музыкальном развитии от классического периода к эпохе романтизма. Произведение положило начало зрелому творческому пути композитора.

Историю создания Симфонии №3 Бетховена, имеющей название «Героическая», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания и премьеры

Сочинение третьей симфонии Людвигом ван Бетховеном началось сразу после окончания второго симфонического произведения в тональности ре мажор. Тем не менее многие известные зарубежные исследователи считают, что ее написание началось задолго до премьеры второй симфонии. Для данного суждения есть видимые доказательства. Так, темы, используемые в 4 части, заимствованы из 7 номера в цикле «12 контрдансов для оркестра».

Сборник был издан в 1801 году, а сочинение третьего по счету крупного симфонического произведения началось в 1804 году. 3 первых части имеют заметное сходство с темами из 35 опуса, которые включает в себя большое количество вариаций. Две страницы первой части заимствованы из «Виельгорского Альбома», сочиненного в 1802 году. Многие музыковеды также отмечают заметное сходство первой части с увертюрой к опере «Бастьен и Бастьена» В.А. Моцарта . При этом мнения, касающиеся плагиата на данный счет, различны, кто-то говорит, что это случайное сходство, а кто-то, что Людвиг намерено взял тему, слегка ее видоизменив.

Первоначально, композитор посвятил данное музыкальное произведение Наполеону. Он искренне восхищался его политическими взглядами и убеждениями, но длилось это лишь до тех пор, пока Бонапарт не стал Французским императором. Данный факт полностью перечеркнул образ Наполеона, как представителя антимонархии.


Когда друг Бетховена сообщил ему о том, что состоялась церемония коронации Бонапарта, Людвиг пришел в настоящую ярость. Тогда он сказал, что после данного поступка его кумир упал до статуса простого смертного, думающего лишь о собственной выгоде, и утешая амбиции. В конце концов, все это приведет к тирании при правлении, уверенно заявил композитор. Со всей злости, музыкант разорвал первую страницу сочинения, на которой каллиграфическим почерком было написано посвящение.

Когда он пришел в себя, то восстановил первую страницу, написав на ней новое название «Героическая».

С осени 1803 до 1804 года, Людвиг занимался созданием партитуры. Впервые слушатели смогли услышать новое творение автора через несколько месяцев после окончания в замке Айзенберг в Чехии. Премьера в столице классической музыки Вене состоялась 7 апреля 1805 года.

Примечательно, что из-за того, что в концерте состоялась премьера еще одной симфонии другого композитора, то публика не смогла однозначно отреагировать на композицию. При этом большинство критиков высказали положительное мнение на симфоническое произведение.



Интересные факты

  • Когда Бетховену сообщили о смерти Наполеона, он усмехнулся и сказал, что написал «Траурный марш» к этому случаю, имея в виду вторую часть 3 симфонии.
  • Бетховен был большим поклонником Наполеона Бонапарта. Композитора привлекала приверженность к демократии, и первоначальное желание препятствовать монархическому строю. Именно этой исторической личности было первоначально посвящено сочинение. К большому сожалению, музыканта французский император не оправдал надежд.
  • При первом прослушивании публика не смогла оценить композицию, посчитав ее слишком длинной и затянутой. Некоторые слушатели в зале выкрикивали достаточно грубые фразы в сторону автора, один смельчак предложил один крейцер, чтобы концерт уже скорее закончился. Бетховен был в бешенстве, поэтому отказался выходить на поклон к столь неблагодарной и необразованной публике. Друзья утешали его, тем, что сложность и красоту музыки смогут понять лишь спустя несколько веков.
  • Прослушав данное произведение, был в восторге, он писал, что большая редкость услышать совершенное воплощение печального настроения.
  • Вместо скерцо композитор хотел сочинить менуэт, но впоследствии изменил собственные намерения.
  • 3 симфония звучит в одном из фильмов Альфреда Хичкока. Обстоятельства, при которых воспроизводится музыкальный фрагмент, привели в гнев одного из ярых поклонников творчества Людвига ван Бетховена. В результате, человек, заметивший использование музыки в фильме, подал в суд на знаменитого американского кинорежиссера. Хичкок выиграл дело, так как судья не увидел ничего криминального в происшествии.
  • Несмотря на то, что автор разорвал первую страницу собственного труда, при дальнейшем восстановлении он не изменил ни одной ноты в партитуре.
  • Франц фон Лобковиц являлся лучшим другом, который во всех ситуациях поддерживал Бетховена. Именно по этой причине сочинение было посвящено князю.
  • В одном из музеев, посвященных памяти Людвига ван Бетховена, сохранились рукописи данного произведения.

Композиция представляет собой классический четырехчастный цикл, в котором каждая из частей играет определенную драматургическую роль:

  1. Allegro con brio отражает героическую борьбу, является экспозицией образа справедливого, честного человека (прообраз Наполеон).
  2. Траурное марш-шествие играет роль мрачной кульминации.
  3. Скерцо выполняет функцию смены характера музыкальной мысли от трагического к победному.
  4. Финал – это праздничный, ликующий апофеоз. Победа за настоящими героями.

Тональность произведения Es-dur. В среднем прослушивание всего произведения занимает от 40 до 57 минут, в зависимости от темпа, выбранного дирижером.


Первая часть , изначально, должна была прорисовывать образ Великого и непобедимого Наполеона, революционера. Но после Бетховен решил, что это будет музыкальное воплощение революционной мысли, грядущих перемен. Тональность основная, форма сонатное allegro.

Два мощных аккорда тутти открывают занавес и настраивают на героическое настроение. Бравурности предает трехдольный метр. Экспозиция включает в себя множество различных по тематическому складу тем. Так патетика сменяется нежными и светлыми образами, преобладающими в экспозиции. Подобный композиционный прием позволяет выделить кульминационный раздел в разработке, в котором и происходит борьба. В центре используется новая тема. Кода разрастается и принимается многими музыковедами, как вторая разработка.

Вторая часть – скорбь, выраженная в жанре похоронного марша. Вечная слава тем, кто боролся за справедливость и не вернулся домой. Музыка части является памятником искусства. Форма произведения трехчастная репризная с трио в середине. Тональность параллельный минор, дает все средства для выражения печали и грусти. Реприза разворачивает для слушателя новые варианты первоначальной темы.

Третья часть – скерцо, в котором прослеживаются явные черты менуэта , например, трехдольный размер. Одним из главных солирующих инструментов можно назвать валторну . Часть написана в основной тональности.

Финал – это настоящий пир в честь победителя. Мощность и размашистость аккордов с первых тактов захватывают внимание слушателя. Тема части солирует у струнных пиццикато, что добавляет ей загадочной и приглушенности. Композитор мастерски варьирует материал, изменяя его, как ритмически, так и при помощи полифонических приемов. Подобное развитие настраивает слушателя для восприятия новой темы – контрданса. Именно эта тема подвергается дальнейшему развитию. Аккорды тутти являются логичным и мощным завершением.

Третья симфония Бетховена, безусловно, является яркой и запоминающейся музыкой. Это позволило многим современным кинорежиссерам и продюсерам использовать музыкальный материал в собственных работах. Стоит отметить, что композиция больше популярна в зарубежном кинематографе.


  • Благодетель (2015);
  • От Шефа (2015);
  • Девушки перед свиньями (2013);
  • Хичкок (2012);
  • Зеленый шершень (2011);
  • Рок и чипсы (2010);
  • Frankenhood (2009);
  • Солист (2009);
  • Когда Ницше плакал (2007);
  • Героика (2003);
  • Опус мистера Холланда (1995).

Симфония №3 «Героическая» – это настоящая патетика, прописанная нотами. В каждом такте чувствуется рука . Именно с этого сочинения можно проследить уникальный, неповторимый стиль автора.

Видео: слушать «Героическую симфонию» Бетховена

«Антонио Вивальди» - Вид на герцогский дворец в Венеции. Театрализованный концерт в Риме в XVIII веке. Томсон (перевод В. Жуковского). Чарующие краски под музыку А. Вивальди. Антонио Вивальди (1678-1741 гг.). Весна – Твоей любви изображенье… На пороге своего 50-летия наш герой был полон энергии и замыслов. В консерватории Антонио прекрасно сочетал занятия духовной и светской музыкой.

«Людвиг ван Бетховен» - Людвиг ван Бетховен. Фотографии... Мне бы очень хотелось научиться играть на скрипке и пианино, как Бетховен! Бетховен умер 26 марта 1827 года. Ссылки. Уникальность таланта Людвига ван Бетховена... Отзыв о композиторе... И тогда я смогу сыграть свои любимые композиции. План. Отзыв о композиторе. Я и Бетховен!!!

«Биография Шопен» - Сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. О Шопене глубоко скорбил весь музыкальный мир. В апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Превратил скерцо в самостоятельное произведение. Свою первую музыкальную пьессу Шопен написал в 8 лет. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя.

«Йозеф Гайдн» - Велиий мастер Гайдн. Музыкальный кругозор. Гайдн, Моцарт, Бетховен. Концерт До-мажор. Путешествие. Отец симфонии. Брак Гайдна. Встреча с Моцартом. Последние радости жизни. Жизнь Гайдна. Сочинения Гайдна. Йозеф Гайдн. Гайдн не мог покинуть страну. Единственная школа для Гайдна. 104 симфонии. Новое предложение.

«Ференц Лист» - Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Ференц Лист. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки.

«Творчество Шопена» - Вступил в польское литературное общество. Раннее творчество. Для Шопена мазурки – символ Родины. Полонезы. Всю оставшуюся жизнь Шопен жил в Париже, тоскуя по Родине. По глубине прелюдия или экспромт приближаются к драме. Жизнь Шопена как бы разделена на 2 части. В 1838 г. Шопен и Жорж Санд поехали на остров Майорка.

Всего в теме 26 презентаций

Дата проведения:

Тема урока: Людвиг ван Бетховен «Героическая».

«Призыв к мужеству»

Задачи:

- формировать представление о творчестве Л. ван Бетховена;

- развивать умение понимать особенности драматургии в музыке, сопоставлять музыкальные образы;

- воспитывать интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус.

Формируемые УУД

Познавательные:

- анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

- сравнивать объекты по заданным критериям.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Коммуникативные:

- излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого;

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения);

- преодолевать конфликты – договариваться с людьми.

Личностные:

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим людям;

- осознавать свои эмоции;

- осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, SMART -доска, фортепиано.

Материалы к уроку: Симфония №3 «Героическая» (фрагмент); симфония №5 (фрагменты) Л.Бетховен; «К Элизе» Л.Бетховен; «Сурок» Л.Бетховен; учебники «Музыка.3 класс» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина).

Ход урока.

Музыкальное приветствие.

Учитель: - Ребята, сегодня у нас завершающий урок в разделе «Музыка в концертном зале». Вы познакомились с некоторыми жанрами, музыкальными инструментами, которые можно услышать в концертном зале. Что вам запомнилось?

(Дети вспоминают жанр концерта, сюиты, тембры флейты и скрипки, называют знакомые музыкальные произведения.)

Учитель: - Молодцы! Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах. Запишите тему в тетрадь.

Но начну я с рассказа о событии, которое произошло весной 1912года. «В 1912 году газеты обежало страшное сообщение о гибели огромного океанского парохода «Титаник». Немногие из спасшихся рассказывали потом о разных трогательных и страшных сценах гибели отдельных людей, и это было напечатано в газетах. Лодок было мало, их хватило в минуты катастрофы только для женщин и детей. Большой оркестр, обслуживавший на пароходе богатую публику, не мог рассчитывать ни на лодки, ни на спасательные пояса. Оркестранты знали, что им не суждено спастись, и они вышли со своими инструментами на палубу. Если бы они отдались думам о близких, каждый пережил бы страшную гибель в одиночку, может быть, в бессмысленной предсмертной борьбе со стихией, в безумии. Но оркестранты, не сговариваясь, вынули свои инструменты, сели, как рассаживались всегда в оркестре, заиграли бетховенскую симфонию, столько раз игранную ими раньше, и под бессмертные звуки её, слаженно, торжественно, помня и исполняя каждый свою партию, но слыша и слушая целое, уходили они из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, покуда волны не дошли до инструментов и не затонула медленно опускавшаяся в воду палуба».

Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», II часть, 1 тема) – слушание

(Медленный темп, характерная неторопливая поступь движения, пунктирный ритм, тихое звучание, низкий регистр, взлёт мелодии вверх и сникающие, бессильно «повисающие», стонущие интонации, мрачная минорная ладовая окраска темы).

- Какой характер носит первая тема II части «Героической симфонии» Л. ван Бетховена? (траурный марш-шествие)

- Почему Л. ван Бетховен вводит в «Героическую симфонию» похоронный марш? (почтить память погибших, склонить головы слушателей перед павшими)

Обречённые на гибель люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.

Учитель: - Что объединило музыкантов в час трагической смерти; помогло противостоять бедам и тяготам; укрепило дух и волю; помогло совершить коллективный подвиг мужества? (музыка)

- Какую музыку заиграл оркестр в самый страшный момент своей жизни, перед смертью?

(«Симфонию» Л. ван Бетховена)

Учитель: - Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. (Дети записывают фамилию композитора и годы жизни). И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять. Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».

И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие вдохновенные произведения. И среди них была прозвучавшая Третья «Героическая» симфония. Теперь становится понятным выбор музыкантов. Бетховенская симфония давала людям поддержку в трагическую минуту жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. (Дети записывают название произведения)

Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.


Дети записывают определение в тетрадь.

Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.

Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.

Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Об этом музыкальном эпиграфе сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Учитель: - Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

Послушайте фрагмент знаменитой пьесы «К Элизе Подумайте, почему так любимо всем это произведение?

Дети слушают и высказывают свои мнения.

Учитель: - Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Не менее известна и любима песня «Сурок», написанная композитором в молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте.

Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. (Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

Звучит видео-фрагмент. Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно)

Итог урока 1) Верно ли утверждение, что Бетховен «рассказал» в «Героической симфонии» только о себе: о своих чувствах, переживаниях; о своей борьбе с болезнью? (О - нет)

2) Верно ли утверждение, что Бетховен в своей «Героической симфонии» выразил чувства и мысли миллионов людей того времени? (Х - да)

3) «Через борьбу – к победе» - такова основная идея «Героической симфонии» Бетховена? (Х - да)

4) Верно ли утверждение, что в таком произведении, как симфония, композиторы раскрывают слушателям своё отношение к тому, что во все времена волновало человека – Любовь, Добро, Красота. Природа, Дружба, Верность, Героизм? (Х - да)

5) Верно ли утверждение, что классическая симфония – одночастное музыкальное произведение? (О - нет)

6) Верно ли утверждение, что классическая симфония – многочастное музыкальное произведение? (Х - да)

7) Верно ли утверждение, что в классической симфонии три части? (О - нет)

8) Верно ли утверждение, что в классической симфонии четыре части? (Х - да)

9) Верно ли утверждение, что слово «симфония» в переводе с греческого языка обозначает «неблагозвучие»? (О - нет)

- Как бы вы перевели с греческого языка слово «симфония»?

Симфония (греч., «созвучие») – многочастное музыкальное произведение для оркестра.

- Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.

Рефлексия

«Моё настроение»

(«Мне понравилось», «Остался равнодушен к уроку», «Мне не понравилось»)

- Нарисуйте, с каким настроением вы закончили урок. Объясните почему.

- Какие качества партнёра помогают работать в группе? (умение прислушиваться к мнению другого, умение вести переговоры, умение внимательно, с уважением относиться к позиции другого, …)

Учитель: - Спасибо за урок.




Top