Анализ и оценка использования прибыли. Чистая прибыль предприятия

Анализ чистой прибыли предприятия должен проводиться регулярно, поскольку необходим для повышения эффективности хозяйственной деятельности любого коммерческого субъекта. Из нашей статьи вы узнаете о видах и этапах анализа чистой прибыли.

Виды анализа чистой прибыли

Анализ чистой прибыли проводится разнообразными способами. В числе самых распространенных — горизонтальный, вертикальный и факторный анализ. Кроме того, важным этапом исследования финансовых результатов фирмы, компонентом которых выступает чистая прибыль, является анализ качества чистой прибыли и ее использования.

Все вышеперечисленные виды анализа имеют один важный общий элемент — единый предварительный этап. Он включает изучение структуры доходов и расходов компании. Такое исследование позволяет составить общую картину влияния полной совокупности доходов и расходов предприятия на его чистую прибыль.

Общие показатели доходов и расходов выступают укрупненными факторами формирования чистой прибыли, а их изменение — в качестве фактора изменения чистой прибыли.

Основу составляет простая модель факторного анализа изменения чистой прибыли:

∆ЧП = ∆Д - ∆Р,

где ∆ЧП, ∆Д и ∆Р — изменение чистой прибыли, доходов и расходов соответственно.

Например, если в текущем периоде доходы компании выросли на 5 000 000 руб., а расходы — на 3 000 000 руб., то изменение чистой прибыли по сравнению с показателем прошлого периода составит 2 000 000 руб. (∆ЧП = 5 000 000 - 3 000 000).

Эту модель анализа можно детализировать, расшифровав в формуле доходы и расходы как доходы и расходы от основной деятельности (ОД и ОР) и прочие доходы и расходы (ПД и ПР). В результате получаем 2-ю модель анализа:

∆ЧП = (∆ОД + ∆ПД) - (∆ОР + ∆ПР) = (∆ОД - ∆ОР) + (∆ПД - ∆ПР).

Из этой формулы можно определить, что в большей степени способствовало изменению чистой прибыли компании — ее основная деятельность или прочая.

Предварительный этап позволяет выявить общее соотношение доходов и расходов, а все последующие аналитические операции направлены на детальное исследование факторов, влияющих на формирование чистой прибыли.

Подробнее о перечисленных видах анализа поговорим в следующих разделах.

Горизонтальный и вертикальный анализ чистой прибыли

Для горизонтального и вертикального анализа необходимо знать показатели, формирующие чистую прибыль. Все они представлены в одном из наиболее важных бухгалтерских отчетов — о финансовых результатах. Изучая его, можно проанализировать влияние каждого показателя на чистую прибыль во времени.

Название «горизонтальный анализ» характеризует процесс его проведения. Исследование осуществляется по горизонтали: показатели каждого составного элемента чистой прибыли в текущем периоде сравниваются с соответствующими показателями за такой же отрезок времени прошлого года. Результат выражается в процентах.

Например, выручка от продажи за 9 месяцев 2015 года составила 100 000 000 руб., а за 9 месяцев 2014 года — 170 000 000 руб. Горизонтальный анализ выявит, что в текущем году выручка снизилась на 41% от уровня прошлого периода:

(100 000 000 - 170 000 000) / 170 × 100.

Аналогично рассматриваются все влияющие на чистую прибыль показатели: себестоимость продукции;

  • валовая прибыль;
  • управленческие и коммерческие расходы;
  • прибыль от продаж;
  • прочие доходы и расходы.

Подробнее о валовом доходе фирмы см. в статье .

Вертикальный анализ предусматривает изучение показателей сверху вниз по строкам отчета о финансовых результатах. Он позволяет определить структуру формирования показателей чистой прибыли.

Проводя анализ чистой прибыли, специалисты компании оценивают уровень и динамику показателей, формирующих чистую прибыль, и выявляют возможные резервы прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства и обращения.

Факторный анализ чистой прибыли

Факторный анализ чистой прибыли начинается с группировки всех оказывающих влияние на ее величину факторов. Они образуют 2 большие группы: внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы — те, которые никак не зависят от самой компании и не могут ею контролироваться. К таким влияниям можно отнести форс-мажорные обстоятельства, природные (климатические) особенности и пр. Сюда же включается, например, изменение гостарифов, инфляционное влияние на цены (на сырье, топливо и др.) или нарушение контрагентами условий хозяйственных договоров.

Внутренние факторы — те, которые зависят от самой фирмы и определяют результаты ее работы (учетные способы, структура затрат и т. д.).

В целом чистая прибыль определяется по следующему алгоритму:

ЧП = В - СС - КР - УР + ПД - ПР - НП,

В — выручка от реализации;

СС — себестоимость продукции;

УР и КР — управленческие и коммерческие расходы;

ПД и ПР — прочие доходы и расходы;

НП — налог на прибыль.

В строках отчета о финансовых результатах это выглядит следующим образом:

Стр. 2400 = стр. 2110 - стр. 2120 - стр. 2210 - стр. 2220 + стр. 2310 + стр. 2320 - стр. 2330 + стр. 2340 - стр. 2350 - стр. 2410 ± стр. 2430 ± стр. 2450 ± стр. 2460.

Факторный анализ изменения чистой прибыли (∆ЧП) в отчетном периоде в сравнении с аналогичным отрезком предыдущего года проводится по следующей формуле:

∆ЧП = ∆В + ∆СС + ∆КР + ∆УР + ∆ПД + ∆ПР - ∆СНП,

∆В — изменение выручки;

∆СС — изменение себестоимости и т. д. (изменение остальных факторов, влияющих на прибыль);

∆СНП — изменение текущего налога на прибыль, скорректированного на отложенные налоговые активы (ОНО) и обязательства (ОНО).

Подробнее об ОНА и ОНО см. в статье .

Факторный анализ на основе этой формулы дает обобщенное представление о влиянии финансовых результатов различных видов деятельности компании на ее чистую прибыль.

Анализ качества и использования чистой прибыли

Качеством прибыли принято считать обобщенную структуру источников формирования чистой прибыли. Анализ качества чистой прибыли направлен на сокращение разрыва между суммами чистой прибыли, отраженными в бухотчетности, и ее реальной величиной, подкрепленной фактическим притоком денег в компанию.

Коммерсанты сами способны влиять на величину прибыли посредством формирования рациональной учетной политики. Например, фирма вправе определить и закрепить в своей учетной политике такие способы учета активов, как амортизация ОС (линейный метод, способ уменьшаемого остатка и др.), порядок списания стоимости МПЗ (ФИФО, по средней себестоимости и др.), порядок формирования резервов и т. д. Все эти факторы способны оказать значительное влияние на величину чистой прибыли.

Другой немаловажной задачей для компании является анализ использования чистой прибыли. Чистая прибыль участвует в расчете прибыли на 1 акцию — характеристику рыночной активности фирмы, свидетельствующую о заработанной в отчетном периоде чистой прибыли, приходящейся на 1 акцию:

ПР А =(ЧП - Д ПА) / К А,

ПР А — прибыль на акцию;

Д ПА — дивиденды на привилегированные акции;

К А — количество обыкновенных акций в обращении.

Анализировать использование чистой прибыли акционерных обществ может любой пользователь отчетности. Публичные акционерные общества обязаны раскрывать в своей отчетности 2 показателя: базовую прибыль (убыток) на акцию и разводненную прибыль (убыток) на акцию.

При этом базовая прибыль определяется на основе фактических данных, а показатель разводненной прибыли имеет прогнозный характер и показывает возможную степень уменьшения прибыли или увеличения убытка, приходящегося на 1 обыкновенную акцию, в случае:

  • конвертации привилегированных акций и иных ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции;
  • исполнения договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Таким образом, разводнение представляет собой уменьшение прибыли (или увеличение убытка) в расчете на 1 обыкновенную акцию за счет возможного в будущем выпуска дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов АО.

Итоги

Анализ формирования чистой прибыли подразделяется на несколько видов: горизонтальный, вертикальный, факторный анализ. Отдельно анализируется качество чистой прибыли, ее зависимость от учетной политики компании и использование чистой прибыли собственниками.

Исследование всех факторов и показателей, влияющих на прибыль, позволяет выявить потенциальные резервы прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства и обращения.

  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
  • 3.2. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами
  • 3.3. Анализ использования рабочего времени
  • 3.4. Анализ уровня и динамики производительности труда
  • 3.5. Анализ влияния трудовых факторов на стоимость выпущенной продукции
  • 4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
  • 4.2. Анализ структуры, состояния и динамики основных фондов
  • 4.3. Анализ обеспеченности организации основными фондами
  • 4.5. Возможные управленческие решения по результатам анализа эффективности использования основных фондов
  • ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
  • 5.2. Система показателей использования материальных ресурсов
  • 5.4. Расчет и анализ обобщающих показателей использования материальных ресурсов
  • 6.2. Классификация показателей себестоимости продукции, работ, услуг
  • 6.3. Применение метода коэффициентов для факторного анализа затрат по экономическим элементам
  • 6.4. Анализ материальных затрат
  • 6.5. Анализ затрат на оплату труда
  • 6.6. Факторный анализ себестоимости продукции в разрезе калькуляционных статей затрат
  • 6.7. Формирование управленческих решений на основе анализа затрат с целью повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг
  • ГЛАВА 7. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • 7.1. Безубыточная деятельность как фактор обеспечения финансовой стабильности
  • 7.2. Система показателей прибыли коммерческих организаций
  • 7.3. Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения по данным отчетности
  • 7.4. Анализ формирования чистой прибыли
  • 7.5. Методика факторного анализа прибыли от продаж
  • 7.5.1. Применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам
  • 7.6. Анализ и оценка влияния инфляции на прибыль от продаж
  • 7.7. Анализ использования чистой прибыли
  • ГЛАВА 8. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
  • 8.1. Система показателей рентабельности
  • 8.2. Факторный анализ рентабельности активов коммерческих организаций
  • 8.4. Взаимосвязь показателей экономической и финансовой рентабельности. Эффект финансового рычага
  • 8.5. Рентабельность продаж и пути ее повышения
  • 8.6. Показатели деловой активности коммерческих организаций
  • 8.7. Формирование управленческих решений по результатам анализа прибыли и рентабельности коммерческих организаций
  • ГЛАВА 9. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • 9.1. Задачи, направления, приемы и виды анализа финансового состояния
  • 9.2. Информационная база анализа
  • 9.3. Финансовое состояние и способы оценки уровня его устойчивости
  • 9.4. Анализ финансовой независимости организации
  • 9.6. Факторный анализ эффективности использования оборотных активов
  • 9.7. Методы рейтинговой оценки устойчивости финансового состояния коммерческих организаций
  • ГЛАВА. 10. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • 10.2. Анализ экспорта продукции
  • 10.2.1. Основные направления и этапы анализа экспортных операций
  • 10.2.2. Анализ влияния факторов на изменение экспортной выручки по контракту
  • 10.2.3. Анализ факторов, влияющих на финансовые результаты от экспорта продукции
  • 10.3. Анализ импорта товаров
  • 10.3.2. Анализ факторов, влияющих на формирование затрат по приобретению импортируемых товаров
  • 10.3.3. Анализ факторов, влияющих на финансовые результаты от продажи импортируемых товаров
  • Библиографический список
  • можно выявить, какие именно проценты были начислены по финансовым операциям. По прочим доходам и расходам желательно выяснить, какие именно сделки с имуществом имели место, не было ли убыточных сделок. Если были убыточные сделки, то необходимо выяснить, кем они были инициированы и по какой причине возникли убытки, нет ли возможности покрыть убытки за счет виновных лиц.

    Тщательным образом должны быть изучены расходы от списания долгов и убытков прошлых лет, уплаченные штрафы, пени и неустойки. По всем видам убытков желательно выявить виновных лиц, попытаться предъявить им иски, а также наметить организационно-технические мероприятия по предотвращению таких убытков в дальнейшем.

    7.4. Анализ формирования чистой прибыли

    Чистая прибыль – это часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении коммерческой организации после начисления текущего налога на прибыль, а также с учетом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, т. е. в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогуна прибыль». Она отражена в форме № 2 по строке 190.

    Чистая прибыль по форме № 2 бухгалтерской отчетности определяется по формуле:

    ЧП = БП + ОНА – ОНО – ТНП, где ЧП – чистая прибыль;

    БП – прибыль до налогообложения; ОНА – отложенные налоговые активы;

    ОНО – отложенные налоговые обязательства; ТНП – текущий налог на прибыль.

    В нашем примере чистая прибыль = 56 000 + 480 –280 – 13 760 = 42 440 тыс. руб.

    Факторный анализ чистой прибыли позволяет ответить на вопрос о том, по каким причинам сумма чистой прибыли отличается от суммы бухгалтерской прибыли.

    Перечень факторов, обусловливающих изменение чистой прибыли, определяется самой методикой ее расчета:

    1) сумма бухгалтерской прибыли;

    2) сумма текущего налога на прибыль;

    3) изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период (по счету 09);

    4) изменение суммы отложенных налоговых обязательств за отчетный период (по счету 77).

    Влияние названных факторов можно увидеть непосредственно из данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Более наглядно эту информацию можно представить в виде табл. 7.4.1.

    Таблица 7.4.1 Анализ формирования чистой прибыли за отчетный год

    Факторы формирования

    В %% к сумме

    чистой прибыли

    прибыли до на-

    логообложения

    Прибыль до налогообложения

    Текущий налог на прибыль (ТНП)*

    Изменение суммы отложенных налоговых активов

    Изменение суммы отложенных налоговых обя-

    зательств

    Чистая прибыль (п. 1 – п. 2 + п. 3 – п. 4)

    * ТНП = 56000 0,24 + 120 + 480 – 280 = 13760 тыс. руб.

    120 тыс. руб. – сумма постоянного налогового обязательства (стр. 200 ф. 2).

    За отчетный год чистая прибыль составила около 76% от суммы бухгалтерской прибыли. Основным фактором, обусловившим меньшую величину чистой прибыли по сравнению с бухгалтерской прибылью, явилась сумма текущего налога на прибыль. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства повлияли незначительно.

    Анализ динамики чистой прибыли представлен в табл. 7.4.2.

    Таблица 7.4.2

    Анализ динамики чистой прибыли тыс. руб.

    Факторы изменения

    Отчетный

    Влияние на

    чистой прибыли

    чистую при-

    аналогич-

    Прибыль до налогообложения

    Текущий налог на прибыль

    Изменение суммы отложенных

    налоговых активов

    Изменение суммы отложенных

    налоговых обязательств

    Чистая прибыль

    (п.1 – п.2 + п.3 - п.4)

    В нашем примере сумма бухгалтерской прибыли в отчетном периоде увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 16 000 тыс. руб., а

    сумма чистой прибыли – только на 12 040 тыс. руб. Повлиял в основном один фактор, а именно – увеличение суммы текущего налога на прибыль, которое снизило рост чистой прибыли на 4160 тыс. руб. Влияние двух других факторов незначительно.

    Поскольку чистая прибыль является частью бухгалтерской прибыли, то можно рассчитать влияние на чистую прибыль факторов, обусловивших изменение бухгалтерской прибыли, методом пропорции (табл. 7.4.3).

    Таблица 7.4.3 Расчет влияния факторов на изменение чистой прибыли

    Слагаемые бухгалтерской

    Влияние на бухгалтерскую

    Влияние на чистую

    прибыль (+,–), % *

    прибыль (+,–), тыс. руб.

    Прибыль от продаж

    Процентыкполучению

    Проценты к уплате

    Прочие доходы

    Прочие расходы

    * Данные из таблицы 7.3.1.

    + 40,0 % ― + 12 040 тыс. руб.

    31,5 % ― х 1

    х1 =31,5% 40,0% 12 040 = + 9482 тыс. руб. + 40,0 % ― + 12 040 тыс. руб.

    4,0 % ― х2

    4,0% х2 =40,0% 12 040 = + 1204 тыс. руб. и т. д.

    7.5. Методика факторного анализа прибыли от продаж

    Прибыль от продаж – важнейшая составная часть прибыли до налогообложения.

    Прибыль от продаж зависит от трех основных факторов:

    1) от количества реализованной продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента);

    2) от уровня себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента). В условиях инфляции себестоимость в течение отчетного периода неоднократно меняется, поэтому при планировании и экономическом анализе необходимо использовать средние показатели себестоимости единицы продукции;

    3) от уровня цен, по которым реализуются конкретные виды продукции. При планировании и экономическом анализе необходимо использовать средние цены на единицу продукции.

    В экономической литературе предложены многочисленные варианты методик факторного анализа прибыли от продаж (В.В. Ковалев, Е.В. Негашев, Г.В. Савицкая, А.П. Чечета, А.Д. Шеремет), изучение которых позволило нам выделить два основных подхода к факторному анализу прибыли от продаж:

    1) анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов – объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции – по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);

    2) анализ основывается на информации, содержащейся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», так называемый «экспресс-анализ».

    Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов.

    Рассмотрим первый вариант анализа на примере (табл. 7.5.1).

    Таблица 7.5.1 Расчет выручки и прибыли от продаж по конкретным позициям

    номенклатуры продукции

    Средняя це-

    Количество

    Полная се-

    на единицы

    полная се-

    (нетто) от

    от продаж,

    продукции у

    изготовите-

    мость еди-

    продукции,

    За предыдущий период

    отчетный период

    Методика расчета показателей, приведенных в таблице 7.5.1: Выручка (нетто) от продаж:

    базовый вариант: Σq0 ×p0 = 251 000 тыс. руб., отчетный вариант: Σq1 ×p1 = 331 800 тыс. руб. Полная себестоимость реализованной продукции: базовый вариант: Σq0 × s0 = 214 500 тыс. руб., отчетный вариант: Σq1 × s1 = 282 700 тыс. руб. Прибыль от продаж:

    базовый вариант: Σq0 ×p0 – Σq0 × s0 = Σq0 × (p0 – s0 ) = 36 500 тыс. руб., отчетный вариант: Σq1 ×p1 – Σq1 × s1 = Σq1 × (p1 – s1 ) = 49 100 тыс. руб.

    Условные обозначения:

    q0 ; q1 – количество проданной продукции в базовом и отчетном вариантах, тыс.шт.;

    p0 ; p1 – цена единицы продукции в базовом и отчетном вариантах, руб.; s0 ; s1 – полная себестоимость единицы продукции в базовом и отчетном

    вариантах, руб.; П0 ; П1 – прибыль от продаж в базовом и отчетном вариантах.

    В нашем примере прибыль от продаж в отчетном периоде больше прибыли предыдущего периода на 12 600 тыс. руб.

    Для анализа используем способ абсолютных отклонений – модифицированный вариант цепных подстановок.

    Рассчитаем влияние трех основных факторов:

    1. Влияние на прибыль изменения количества реализованной продукции. Влияние количественного (первичного) фактора рассчитывается при базовых значениях двух качественных факторов (цены и себестоимости).

    ∆П (q) = (q1 – q0 ) × (p0 – s0 ):

    по изделиям группы «А» = (3500 – 3000) × (10 – 8) = + 1000 тыс. руб.;

    поизделиямгруппы «Б»количествореализованнойпродукциинеизменилось;

    по изделиям группы «В» = (900 – 800) × (60 – 55) = + 500 тыс. руб.;

    поизделиямгруппы «Г»количествореализованн ойпродукциинеизменилось. Итого по первому фактору = +1500 тыс. руб.

    2. Влияние на прибыль изменения полной себестоимости единицы продукции.

    Это качественный (вторичный) фактор, его влияние по методу цепных подстановокрассчитываетсяприотчетномзначенииколичественногофактора.

    ∆П (s) = - (s1 – s0 ) × q1 :

    по изделиям группы «А» = - (12-8) ×3500 = -14 000 тыс. руб., по изделиям группы «Б» = - (22-16) × 6000 = - 36 000 тыс. руб., по изделиям группы «В» = - (60-55) × 900 = - 4500 тыс. руб.,

    Любой коммерческой организации, работающей в условиях достаточно жесткой конкуренции, следует грамотно распределять свои внутренние ресурсы и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям. В связи с этим необходимо регулярно проводить анализ прибыли предприятия. Основываясь на результатах грамотно выполненного исследования, компания может оценивать, эффективно она распоряжается своей прибылью или нет.

    С чего начинать финансовый анализ прибыли предприятия

    Прибыль – главный финансовый показатель, свидетельствующий о том, насколько результативно работает компания, эффективны ли ее производственные процессы. Прибыль является как основным ресурсом для финансирования деятельности организации, так и источником дохода бюджетов разных уровней.

    Прежде чем выполнить финансовый анализ прибыли предприятия, следует понять, какая именно ее составляющая представляет для вас наибольший интерес. Остановимся на отдельных видах прибыли и рассмотрим их отличительные особенности.

    Прибыль может быть

    По источникам формирования
    • от реализации товаров, услуг и работ. Для фирмы этот вид прибыли – главный, поскольку напрямую связан со сферой ее работы. Эту прибыль также называют «прибылью по основной деятельности»;
    • от реализации имущества. Компания продает отслужившие свой срок или неиспользуемые основные фонды и нематериальные активы, а также избытки ранее купленного сырья, материалы и иные виды материальных ценностей. Этот доход минус сумма расходов, которые компания понесла в ходе обеспечения сбыта материальных ценностей, и называют прибылью от реализации имущества;
    • прибыль от внереализационной деятельности формально именуют «доходами от внереализационных операций». Но по сути это одна из категорий прибыли, поскольку в отчетных документах ее отражают как сальдо между полученными доходами и понесенными затратами по данным операциям.
    В зависимости от источников формирования в разрезе ключевых направлений работы компании
    • от операционной деятельности. Операционную прибыль характеризуют как итог основной деятельности (производственно-сбытовой или профильной для этой организации);
    • от инвестиционной деятельности. Часть ее результатов отражена в прибыли от внереализационных операций (как прибыль от вхождения в состав совместных компаний, от владения ценными бумагами, а также от вкладов по депозитам), а часть – в прибыли от продажи имущественных ценностей (такая реализация активов обладает дезинвестиционным характером и является предметом инвестиционной работы организации);
    • от финансовой деятельности. Это ключевые денежные потоки, связанные с обеспечением компании внешними источникам финансирования (предприятие привлекает дополнительный акционерный или паевой капитал, разные формы кредитования, выпускает облигации и иные долговые ценные бумаги, обслуживает этот капитал, выплачивая дивиденды и проценты, а также погашает обязательства по основной задолженности). В ходе своей финансовой деятельности компания может извлекать и прямую прибыль из вложенных собственных денег, используя финансовый левередж, обеспечивая получение депозитного процента по среднему остатку средств на расчетном или валютном счетах, и т. п.
    В зависимости от составляющих, формирующих прибыль
    • маржинальной. Так называют сумму чистой прибыли от операционной деятельности (валового дохода от этой деятельности минус объем налоговых выплат за счет него) за вычетом переменных затрат;
    • валовой (балансовой). Это сумма чистой прибыли от операционной деятельности минус все операционные затраты, как постоянные, так и переменные (балансовой прибылью называют разницу между чистым доходом и всеми текущими расходами);
    • чистой. Сумма балансовой (валовой) прибыли минус сумма выплат по налогам за счет нее.
    В зависимости от характера налогообложения
    • налогооблагаемой;
    • не облагаемой налогом ее части.
    В зависимости от рассматриваемого периода формирования
    • предшествующего периода (то есть предыдущего перед отчетным временного промежутка такой же длительности);
    • отчетного периода;
    • планового периода (планируемую прибыль).
    В зависимости от регулярности формирования
    • формируемой компанией на регулярной основе;
    • чрезвычайной.

    Понятие чрезвычайной прибыли распространено в государствах, где рыночная экономика очень развита. Сам термин «чрезвычайная» говорит о нестандартном для данной компании источнике формирования прибыли или же об исключительном способе ее получения. Чрезвычайной может быть прибыль, вырученная от продажи филиала предприятия.

    Значение прибыли для коммерческого предприятия заключается в следующем:

    • прибыль является источником денежных ресурсов;
    • прибыль – это источник формирования фондов компании (накопления, потребления и проч.). Это еще и фондообразующий показатель, поскольку величина прибыли определяет размер фондов предприятия;
    • прибыль – фактор финансовой мотивации персонала;
    • прибыль является источником льгот трудового и социального характера для сотрудников компании;
    • на основе соотношения прибыли с иными параметрами можно оценить, насколько эффективно предприятие использует свои ресурсы;
    • прибыль обобщает в себе все составляющие работы компании; на основе прибыли можно судить о том, удается ли ей достигать поставленных целей;
    • прибыль выполняет определенные функции: распределительная, стимулирующая и оценочная.

    Прибыль зависит от ряда факторов , в частности таких:

    • объем реализованных товаров;
    • структура товаров;
    • отпускная стоимость продукции;
    • стоимость материалов и топлива;
    • тарифные ставки на энергию и перевозки;
    • финансовые расходы и трудозатраты.

    В рамках общего исследования выполняют также предприятия. Бухгалтерской прибылью или убытком называют сумму доходов и расходов по обычным видам деятельности, а также иных доходов и затрат.

    Проводя анализ прибыли от деятельности предприятия, вам следует опираться на определенные информационные источники . При исследовании с финансовой точки зрения важнейшие источники анализа прибыли предприятия – это:

    • бухгалтерский баланс (ф. № 1 отчетности),
    • отчет о прибылях и убытках (ф. № 2 отчетности),
    • регистр учета - журнал-ордер № 15 по учету прибыли и ее использованию,
    • финансовый план организации.

    Налоговики стали использовать финансовый анализ, чтобы отобрать компании для проверки. Какие показатели они изучают?

    Выявляя фирмы, занижающие налоги, инспекторы сравнивают показатели компании со среднеотраслевыми. Узнайте, какие данные в финансовом анализе у проверяющих вызовут подозрения, из статьи электронного журнала «Генеральный директор».

    Основные виды анализа прибыли предприятия

    Анализ и оценка прибыли предприятия проводится по разным ее направлениям, видам и формам.

    По направлениям различают анализ формирования и использования прибыли предприятия, а также ее распределения.

    • анализ формирования прибыли предприятия выполняют по основным сферам деятельности – операционной, инвестиционной и финансовой. Данный вид исследования – основной при выявлении путей повышения суммы прибыли. Один из его аспектов – анализ прибыли по данным бухучета и налогооблагаемой прибыли;
    • анализ распределения прибыли предприятия и ее применения проводят по ключевым направлениям ее движения. Цель такой работы заключается в выявлении уровня использования и капитализации прибыли, а также конкретных форм ее производственного потребления для решения инвестиционных задач.
    По организации проведения анализ прибыли предприятия бывает внутренним и внешним
    • проведение внутреннего анализа – обязанность менеджеров или собственников компании. В рамках этого исследования используется вся имеющаяся информация. Итоги такого анализа вполне могут считаться коммерческой тайной;
    • проведение внешнего анализа входит в компетенцию налоговых органов, банковских организаций, страховых предприятий. Основой для данного вида исследования становятся материалы, публикуемые предприятием в открытой отчетности.
    По масштабам процедуры анализ экономической прибыли предприятия может проводиться
    • по организации в целом. В данном случае специалисты выполняют анализ распределения и использования прибыли предприятия, а также ее формирования. Отдельные структурные подразделения не выделяют (применяется в рамках финансового анализа);
    • по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);
    • по отдельным изделиям (дополнительный вид анализа, который может быть использован как в финансовом, так и в управленческом учете).
    По объему исследования анализ прибыли бывает полным и тематическим
    • цель полного анализа – комплексно изучить все аспекты формирования, распределения и применения прибыли;
    • в рамках тематического анализа рассматриваются отдельные аспекты формирования прибыли (как налоговая политика компании влияет на состав затрат, доходов и прибыли);

    По периоду и глубине проведения анализ прибыли предприятия может быть:

    • предварительным (экспресс-анализом, прогнозным). Связан с условиями формирования, распределения или планируемого применения прибыли, проведения самостоятельных коммерческих сделок, операциями с финансами и инвестициями при разработке бизнес-плана, анализом итоговых бухгалтерских отчетных документов для определения массы и нормы прибыли, рентабельностью продаж и активов компании;
    • оперативным. Его проводят в рамках производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, чтобы оперативно воздействовать на формирование или использование прибыли;
    • последующим (углубленным). Основы анализа прибыли предприятия данного вида – итоги деятельности за период отчета. Такое исследование проводят, чтобы составить полную и объективную картину работы предприятия, оценить, каких финансовых результатов оно смогло достичь в сравнении с итогами предварительного и текущего анализа доходов, увидеть, из-за каких обстоятельств изменилась прибыль в сравнении с бизнес-планом, параметрами реализуемого инвестпроекта или предшествующим периодом. Углубленный анализ деятельности также позволяет контролировать и вносить коррективы в показатели бизнес-плана, реализуемого компанией в данный момент;
    • детализированным. В данном случае проводится анализ факторов прибыли на предприятии, так или иначе влияющих на общую сумму дохода. Каждый фактор рассматривают в отдельном порядке. Также здесь анализируют прибыль по конкретным видам выпускаемых товаров или категориям продаж.

    Задачи и цель анализа прибыли предприятия

    Итак, задачи анализа прибыли предприятия следующие:

    1. Объективно оценить, ведет ли компания свою деятельность в соответствии с разработанным планом и стратегией. Также следует определить, насколько эта деятельность соответствует ранее выработанному прогнозу роста компании (в процентах). Кроме того, здесь очень важно оценить динамичность финансовых результатов предприятия.
    2. Провести анализ структуры прибыли предприятия, узнать, из чего она складывается.
    3. Определить все, даже малозначительные изменения в факторах, от которых зависит финансовое развитие компании, а также источники формирования ее основного дохода.
    4. Проанализировать и оценить качественную составляющую прибыли.
    5. Тщательно изучить отрасли, пропорции и самые распространенные на предприятии решения по распределению основной и дополнительной прибыли.
    6. Обязательно найти и выявить скрытые резервы, напрямую влияющие на увеличение дохода.
    7. Выработать методологию деятельности, нацеленную на более эффективное использование прибыли в дальнейшем с учетом всех перспектив развития предприятия, включая отрицательные.

    Анализ показателей прибыли предприятия: маржинальный доход, эффект рычага и точка безубыточности

    Проводя анализ прибыли от реализации товаров, вам нужно рассчитать маржинальный доход – разность между выручкой от продажи товаров и переменными затратами на их выпуск и сбыт. То есть, маржинальным доходом называют сумму постоянных затрат и прибыли от реализации.

    Прибыль от реализации товаров равна маржинальному доходу минус постоянные издержки. Из этого следует, что компания заработает лишь в том случае, если постоянные затраты будут компенсированы за счет дохода от реализации выпущенных товаров в определенном объеме. Вырученных средств должно хватить для того, чтобы возместить переменные затраты и сформировать прибыль. Анализ прибыли предприятия помогает определить, какие именно расходы (постоянные или переменные), входящие в себестоимость реализованных товаров, влияют на прибыль.

    Также следует уделить внимание эффекту операционного рычага (производственному левереджу ). Данный показатель представляет собой соотношение маржинального дохода и прибыли. Он показывает, насколько повышается прибыль в зависимости от изменения выручки от реализации товаров. Отметим, что воздействие роста выручки от продаж на размер прибыли зависит от того, как коррелируют переменные и постоянные затраты. В связи с этим и размер операционного рычага определяется данным соотношением. Если постоянные издержки имеют высокий удельный вес, то разница между маржинальным доходом и прибылью больше, а соотношение между данными показателями выше. Операционный рычаг позволяет объективно оценить, насколько сильно выручка от реализации товаров влияет на сумму прибыли. Чем больше размер операционного рычага, тем более существенное повышение прибыли обеспечивает каждый процент прироста выручки от реализации товаров.

    В ходе анализа прибыли очень важно определить безубыточный (критический) объем производства и реализации товаров. То есть необходимо провести всесторонний анализ прибыли продукции на предприятии. О безубыточном (критическом объеме продукции) можно говорить, если полная себестоимость товаров равна прибыли от их продажи (или если маржинальный доход равен сумме переменных издержек в составе себестоимости товаров). Здесь предприятие и не зарабатывает, и не несет убытков от сбыта товаров. Данную ситуацию именуют критическим (безубыточным) объемом производства и реализации товаров, критической точкой (точкой безубыточности) и порогом рентабельности.

    Чтобы узнать, какой объем товаров является критическим, переменные издержки нужно разделить на сумму маржинального дохода. Соответственно, для вычисления порога рентабельности применяют такую формулу:

    Порог рентабельности = (сумма переменных издержек/сумма маржинального дохода) * 100 %.

    Критической отметки компания может достичь, если выпустит и реализует товар в таком объеме, выручка от которого покроет как переменные, так и постоянные издержки. Для получения прибыли необходимо повысить производственные объемы и увеличить продажи. Если же количество товара понизится, компания понесет финансовые потери.

    Основные методы анализа прибыли предприятия и рентабельности

    В зависимости от методики проведения анализ прибыли и рентабельности предприятия выполняют по-разному.

    1. Структурный анализ прибыли.

    Анализ структуры прибыли предприятия позволяет понять, какую долю в общей сумме занимает прибыль от основного и от иных видов деятельности.

    Если меняется структура прибыли, это может свидетельствовать о том, что доходность основного вида деятельности также претерпела изменения. Если в сумме приносимой прибыли увеличивается доля иных операций, даже если растут абсолютные значения прибыли, значит, ведение бизнеса в данной отрасли постепенно становится всё менее эффективным.

    Данный показатель будет свидетельствовать о том, в какую сумму чистой прибыли превращается 1 рубль полученной прибыли. Благодаря этому вы выявите для себя самые выгодные позиции на сегодняшний день в структуре общей реализации.

    Структурный анализ прибыли предприятия включает в себя также территориальный признак:

    Структура прибыли от реализации состоит и из долей по долгосрочным контрактам и единичным сделкам. Благодаря этому предприятие может оценивать, насколько качественна клиентская база.

    2. Факторный анализ прибыли.

    Анализ факторов прибыли на предприятии позволяет понять, как на прибыль влияют разные компоненты производства:

    • себестоимость продукции или услуг;
    • расходы на оплату труда;
    • объемы реализации;
    • стоимость товаров и услуг предприятия.

    В качестве базы можно применять любой вид прибыли, в отношении которого проводится анализ. Например:

    Результат вычислений покажет степень, в которой меняется валовая (чистая, балансовая) прибыль при изменении выручки (себестоимости, ФОТ, цены) на один рубль.

    3. Динамический анализ прибыли.

    В рамках такого анализа замеряют темпы роста разных видов прибыли и сравнивают их друг с другом.

    Ценные сведения в данном случае предоставляют:

    • результаты анализа темпов роста прибыли одного и того же типа за различные периоды;
    • итоги сопоставления темпов изменения прибыли разных видов.

    Если балансовая прибыль растет более высокими темпами, чем операционная, или эти виды прибыли двигаются в разных направлениях, значит, структура прибыли компании несбалансированна.

    По результатам индексного анализа прибыли можно определить, что скорость увеличения тех или иных видов прибыли постоянна или несогласованна, а также установить тенденции, связанные с сезонностью показателя.

    В рамках базисного анализа все показатели приводят к единому базисному знаменателю.

    Если же проводится цепной анализ прибыли предприятия, все показатели последовательно подводят один к другому. Например:

    4. Сравнительный анализ прибыли.

    Сравнительный анализ прибыли и рентабельности предприятия показывает, насколько эффективно оно ведет свою деятельность по сравнению с конкурентами. При таком исследовании сопоставляют разные виды прибыли компании:

    • с нормой прибыли по отрасли;
    • с аналогичными показателями у других хозяйствующих субъектов, лидеров рынка;
    • в смежных бизнес-отраслях.

    5. Анализ рентабельности предприятия.

    Показатель рентабельности относителен и характеризует степень прибыльности компании. Если вы сравниваете значения рентабельности за разные временные отрезки, то можете отслеживать, насколько эффективно компания использует имеющиеся у нее средства и вложения в динамике и приносят ли прибыль ее ресурсы.

    Рентабельность рассчитывают как коэффициент, который в общем виде демонстрирует количество процентов прибыли, извлекаемых из 1 рубля ресурсов.

    Показатели рентабельности бывают разными. Выделяют рентабельность продукции, производства, активов, капитала. Для расчета рентабельности продукции применяют формулу:

    Формула для расчета валовой рентабельности выглядит так:

    Чтобы узнать, насколько рентабельны активы предприятия, нужно оценить степень отдачи от их использования:

    Когда уровень рентабельности активов растет или падает, становится ясно, как это отражается на прибыльности компании наряду с иными факторами.

    Рентабельность капитала показывает, насколько прибыльны финансовые вливания в бизнес:

    Если вы сравниваете одни и те же показатели рентабельности капитала в динамике, вычисленные по различным категориям прибыли, то узнаете о разнице в эффективности бизнеса как хозяйствующего субъекта и как объекта инвестиционных вложений.

    Если вы сопоставите значения рентабельности с аналогичными в своей сфере, то сможете оценить способность компании сохранять требуемый уровень прибыльности для данной отрасли и возможности развития на выбранном рынке.

    Обобщенная методика анализа прибыли предприятия

    Анализ прибыли предприятия может выполняться в разной последовательности и в соответствии с различными методиками. Все зависит от предполагаемой формы его проведения. Но есть и общие методические моменты, на основе которых осуществляется анализ прибыли предприятия.

    Сначала, основываясь на данных отчета о финансовых результатах за отчетный и предыдущий периоды, а также показателях бизнес-плана на отчетный год, вы можете выявить, как изменилась общая бухгалтерская прибыль компании (совокупная прибыль).


    На этом этапе изучают объем, состав, структуру и динамику прибыли (убытка) до вычета налогов по основным источникам ее формирования. Основные источники формирования – это прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, то есть сальдо иных доходов и расходов.

    На основе результатов анализа делают вывод о том, как на суммы прибыли (убытка) до налогообложения влияют изменения величин источников ее формирования: прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) от прочей деятельности.

    Так как качество прибыли (убытка) до вычета налогов зависит от ее структуры, то вполне разумно принять во внимание такой показатель, как изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Снижение удельного веса оценивается негативно и говорит о том, что качество прибыли до налогообложения снизилось, поскольку прибыль от продаж – это финансовый результат от текущей (основной) деятельности компании. Именно она является основным источником формирования средств предприятия. В связи с этим оптимальным является такое отношение темпа роста прибыли от продаж (ТР ПР) к темпу роста прибыли до налогообложения (ТР ПДН):

    ТР ПР >= ТР ПДН

    Оно свидетельствует о том, что удельный вес прибыли от продаж в прибыли до вычета налогов не снижается. Соответственно, качество прибыли до расчета обязательных платежей в бюджет не ухудшается.

    Когда специалисты выполняют анализ прибыли предприятия, то рассматривают массу (величину) его совокупной прибыли за изучаемый отрезок времени, динамику и структуру прибыли, смотрят, как выполняется план по прибыли, а также оценивают, насколько рентабельны активы и продажи. При этом цифры, фактически полученные в течение отчетного периода, сравнивают с аналогичными показателями в бизнес-плане, предшествующем периоде, а также с данными компаний, которые производят товары, подобные вашим.

    Также в ходе анализа прибыли оценивают рентабельность активов и продаж предприятия. За основу при оценке принимают баланс (форма № 1), отчет об итогах финансовой деятельности (форма № 2), учетную политику на изучаемый период, бизнес-план, информацию о финансовых результатах компаний, работающих в этой же сфере (если она доступна).

    На втором этапе выполняют анализ структуры прибыли предприятия. Цель его проведения – выявить степень влияния на заработок компании в целом прибыли от продажи товаров, услуг, материальных ценностей, прав на имущество и проч.

    В рамках анализа прибыли (убытка) от продаж сначала изучают ее объем, состав, структуру и динамику основных элементов, влияющих на формирование дохода. То есть оценивают выручку (нетто) от продаж, себестоимость реализации, управленческие и коммерческие расходы. Отметим, когда анализируют структуру, за 100 % берется выручка (нетто) от продаж как наибольший положительный показатель.

    На основании результатов исследования компания оценивает, как на отклонение прибыли (убытка) от продаж влияют изменения величины каждого формирующего ее элемента.

    Затем следует проверить, выполняется ли условие оптимизации прибыли от продаж:

    ТР ВРН > ТР СП , где

    • ТР ВРН – темп роста выручки (нетто) от продаж;
    • ТР СП – темп роста полной себестоимости реализованной продукции (суммы себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов).

    Если темпы роста соотносятся именно так, то удельный вес полной себестоимости в выручке (нетто) от продаж снижается, следовательно, текущая деятельность коммерческого предприятия становится эффективнее. Если условие оптимизации прибыли от продаж не выполняется, компания выявляет причины.

    Когда анализируют прибыль (убыток) от прочей деятельности, то оценивают формирующие ее доходы и расходы. В рамках этой работы изучают объем, состав, динамику и структуру прибыли. Анализ составляющих доходов и расходов, связанных с прочими видами деятельности, проводят в отдельном порядке.

    Изучение расчетов позволяет сделать вывод о влиянии изменения суммы связанных с прочей деятельностью доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на отклонение величины прибыли (убытка) от иных видов деятельности.

    Чистую прибыль (убыток) анализируют в разрезе определяющих ее элементов, в частности прибыли (убытка) до вычета налогов, отложенных налоговых активов и текущего налога на прибыль. При этом изучают объем, состав, структуру прибыли. Также обязательным является анализ динамики прибыли предприятия.

    Результаты исследования позволяют сделать вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин элементов, определяющих ее.

    На этом этапе ведется расчет показателей рентабельности активов, продаж, капитала по прибыли от продаж и по чистой прибыли:

    • рентабельность продаж по валовой прибыли, %: Rвп = ВП / РП * 100;
    • рентабельность продаж по прибыли от продаж, %: Rпп = ПП / РП * 100;
    • рентабельность продаж по чистой прибыли от продаж, %: Rчпп = ЧПП / РП * 100;
    • рентабельность активов по прибыли до налогообложения, %: Rнп = НП / Аср.г. * 100;
    • рентабельность активов по чистой прибыли от обычной деятельности, %: Rчп = ЧП / Аср.г. * 100 ,
    • ВП – валовая прибыль;
    • РП – выручка (нетто);
    • ПП – прибыль (убыток) от продаж;
    • ЧПП – чистая прибыль;
    • НП – прибыль (убыток) до налогообложения;
    • Аср.г. – стоимость активов в среднегодовом исчислении.

    Далее выявляют факторы, от которых зависят изменения в прибыли. К примеру, на размер прибыли от продаж влияют цены на готовые товары и элементы расходов, которые формируют себестоимость, система налогообложения, объем сбыта, изменения себестоимости реализованных товаров, колебания сумм затрат, связанных с коммерческой деятельностью и управлением.

    В заключение предприятие выявляет имеющиеся у него резервы роста нормы и массы прибыли.

    Факторный анализ прибыли предприятия от продаж на примере

    В рамках факторного анализа чистой прибыли рассматривают влияние внешних и внутренних обстоятельств.

    Внутренние – это факторы, на которые компания может воздействовать. Например, она способна влиять на прибыль – от того, насколько совершенны используемые технологии и загружены производственные мощности, зависит качество производимых товаров. Воздействовать на непроизводственные факторы, безусловно, сложнее, к примеру на реакцию сотрудников предприятия на изменившие условия трудовой деятельности или же на логистические процессы.

    Внешние факторы – это обстановка на рынке, влиять на которую предприятие не способно. К примеру, на инфляцию, конъюнктуру рынка, удаленность от ресурсов, климатические особенности, государственные тарифы, несоблюдение условий договоров партнерами компания воздействовать не в силах. Но при этом такие факторы она отслеживает и учитывает их в своей работе.

    Факторный анализ чистой прибыли – неотъемлемая часть анализа финансовой деятельности. Такие исследование проводят, чтобы выявить, как различные показатели влияют на итог работы предприятия. В рамках анализа изучают:

    • динамику изменений суммы выручки;
    • прирост уровня продаж;
    • воздействие на прибыль динамики реализации, изменения тарифов и себестоимости.

    Проводя факторный анализ прибыли предприятия, сравнивают результаты двух определенных периодов. Сначала оценивают группу параметров, воздействующих на уровень прибыли. Чистую прибыль определяют как выручку за вычетом себестоимости, налогов, коммерческих, административных и иных расходов.

    В рамках факторного анализа, прежде всего, исследуют, как варьируется каждый фактор, воздействующий на прибыль, то есть оценивают трансформацию чистой прибыли в течение изучаемого периода, сравнивая изменения всех ее составных частей.

    Остановимся более подробно на всех этапах анализа указанных параметров.

    Значение

    Объем продаж (тыс. руб.) за

    Абсолютное отклонение

    Рост

    прошлый год

    отчетный год

    (гр 3 - гр2)

    100 х ((гр 3 / гр2)) – 100

    Себестоимость

    Рассмотрим анализ:

    • абсолютных величин отклонений данных выручки и себестоимости за отчетный период в сравнении с предыдущим годом;
    • прироста показателей в %.

    Вывод: за отчетный год чистая прибыль компании по сравнению с прошлым выросла на 1 000 тыс. руб. Негативным явлением стало повышение себестоимости на 11,2 % к предыдущему году. Необходимо обратить внимание на рост себестоимости и выявить причины явления, поскольку его увеличение существенно опережает подъем прибыли.

    Основные составляющие анализа использования прибыли предприятия

    Анализ использования прибыли предполагает сопоставление ее фактического распределения за отчетный период с тем, что предусмотрено в финансовом плане компании, и с аналогичными показателями прошедших периодов, то есть в динамике. Результаты анализа данного типа могут показать предприятию, что следует начать использовать прибыль иначе для достижения оптимального соотношения между отдельными каналами ее распределения.

    В учредительных документах каждой компании должно быть указано, куда направлять чистую прибыль, которая остается после уплаты налогов и внесения средств в формируемые из нее фонды.

    Проводя анализ распределения прибыли, вам необходимо:

    • выявить изменения сумм и удельных весов определенных направлений использования прибыли в сравнении с финансовым планом и аналогичными показателями предшествующего периода;
    • установить, как образуется и применяется резервный капитал и иные специальные фонды;
    • оценить, насколько эффективно расходуется прибыль;
    • понять, как можно оптимизировать использование прибыли и какие мероприятия в этих целях проводить в дальнейшем.

    Стимулирующая роль прибыли проявляется тогда, когда за счет оставшихся средств на предприятии образуются фонды специального назначения.

    Когда вы анализируете специальные фонды, уделите внимание следующим моментам:

    • как изменяется сумма средств, поступающих в специальные фонды;
    • как отдельные факторы влияют на эту сумму;
    • как расходовать средства спецфондов в тех или иных целях;
    • как меняется размер отчислений от чистой прибыли в спецфонды и объем применения этих средств со временем, то есть в динамике;
    • какими путями можно оптимизировать запасы спецфондов и использование этих средств.

    При анализе формирования фондов спецназначения за счет чистой прибыли необходимо пользоваться формулой, которая позволяет понять, как меняются отчисления в спецфонды за счет изменений чистой прибыли:

    ∆СФ = ∆ЧП х К, где

    • ∆СФ – это приращение величины специальных фондов, то есть фонда накопления или потребления, за счет изменений в сумме прибыли, которая остается в свободном распоряжении компании;
    • ∆ЧП - приращение суммы прибыли, которая остается в свободном распоряжении предприятия;
    • К - коэффициент отчислений от чистой прибыли в данный фонд (базисная величина).

    На суммы отчислений в фонды спецназначения также влияют изменения величины коэффициента отчислений от чистой прибыли. Чтобы узнать степень зависимости от данного фактора, воспользуйтесь следующей формулой:

    ∆СФ = (К 1 - К 0) ЧП 1 , где

    • ∆СФ - приращение величины фондов спецназначения за счет изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли;
    • К 1 , К 0 - соответственно фактический и базисный коэффициенты отчислений от чистой прибыли в фонды спецназначения;
    • ЧП 1 - чистая прибыль данной компании за отчетный период.

    Повышение суммы прибыли, которая остается в распоряжении компании, естественно, увеличивает сумму отчислений в спецфонды. Снижение чистой прибыли уменьшает величину этих отчислений. Точно так же непосредственное влияние оказывает и изменение коэффициента отчислений от чистой прибыли.

    Проводя анализ использования средств спецфондов, сопоставьте фактические издержки с запланированными расходами и затратами предшествующих периодов. Как правило, деньги из фондов накопления направляют на развитие производственной деятельности, то есть на повышение основных средств (фондов) и на пополнение оборотных активов.

    Полезно провести анализ влияния использования средств фонда накопления на структуру имущества компании, а также на техническое состояние основных средств (фондов), узнать характер этого влияния.

    Деньги из фондов потребления направляют на разного рода социальные выплаты. Анализировать использование средств этих фондов следует, опираясь на показатели состояния и применения трудовых ресурсов – коэффициенты оборота по приему и увольнению, полного оборота, текучести, показатели среднего тарифного разряда, производительности трудовой деятельности. Прибыль можно и нужно использовать для формирования и расходования фондов потребления, если это направлено на улучшение указанных трудовых показателей.

    Исследуя использование прибыли предприятия, вам следует определять, как это способствует расширению его деятельности, увеличению экономических возможностей и перспектив развития, повышению дохода, оптимизации структуры активов и пассивов. Анализ и оценка прибыли предприятия очень важны для успешной деятельности и развития бизнеса.

    Чистая прибыль - это часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении коммерческой организации после начисления текущего налога на прибыль, а также с учетом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, т.е. в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Она отражена в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» по строке 190 «Чистая прибыль (убыток)».

    Современный порядок расчета чистой прибыли определяется следующей формулой:

    ЧП = ПДН + ОНА - ОНО - ТНП.

    На основании данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» организации ООО «СВМ Групп» и руководствуясь формулой произведем факторный анализ чистой прибыли.

    Расчеты, приведенные в табл. 3.5, показали, что чистая прибыль, полученная в отчетном году, увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 111 тыс. руб. и составила 383 тыс. руб. Факторами роста чистой прибыли явились увеличение бухгалтерской прибыли, который положительно повлиял на чистую прибыль в размере 127 тыс. руб. (486 - 359), а также понижение суммы штрафов и пени, подлежащей уплате в бюджет и внебюджетные фонды. Последнее свидетельствует об улучшении состояния внутреннего контроля и удовлетворительном качестве проведенного аудита бухгалтерской отчетности, а так же о совершенствовании системы управления денежными потоками.

    Анализ показал увеличение бухгалтерской прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом на 127 тыс. руб., а также увеличение суммы чистой прибыли на 111 тыс. руб. Сумма текущего налога на прибыль увеличилась, что отрицательно повлияло на сумму чистой прибыли, но в целом ситуация положительна.

    Из-за того, что влияние на сумму чистой прибыли других факторов незначительно, вся полнота ее образования ложится на результаты бухгалтерской прибыли. За год, бухгалтерская прибыль возросла чуть больше чем на 35%, что является положительным моментом в развитии организации. Но для дальнейшей конкурентоспособной работы организации следует принимать меры по повышению уровня продаж, и наращиванию дохода организации, посредством продвижения товара.

    Анализ рентабельности продукции, работ, услуг

    Расчет показателей рентабельности продукции производится в организации для того, чтобы определить эффективность производства и продаж продукции, работ и услуг.

    Показатели рентабельности продаж представлен в таблице 3.7.

    Анализ рентабельности продукции, построенный на данных информации из формы №2 отчетности показал, что снижение рентабельности в отчетном году есть следствие роста себестоимости продукции. Из приведенной выше таблицы видно, что затраты на 1 рубль выручки за истекший год выросли на 0,4%, что отрицательно сказалось на рентабельности реализованной продукции.

    По результатам анализа могут быть приняты следующие управленческие решения:

    Проведение маркетинговых исследований по поиску новых сегментов рынка и достижения конкурентных преимуществ для увеличения объемов продаж продукции;

    Изменение структуры и ассортимента продаж в качестве повышения объемов высокорентабельных продуктов, работ и услуг;

    Допустимое (некритичное) повышение цен на сбываемые товары, продукты и услуги;

    Необходимо снизить себестоимость продаж, управленческие и коммерческие расходы.

    Показатели рентабельности конкретных видов продукции предпочтительно определять в расчете на единицу продукции в двух вариантах:

    1. по отношению к полной себестоимости единицы продукции;

    2. по отношению к цене единицы продукции у предприятия - изготовителя (без акцизов, НДС, таможенных пошлин и т.д.).

    Рентабельность единицы продукции по отношению к полной себестоимости, % = Прибыль в цене единицы продукции * 100: Полная себестоимость продукции.

    Рентабельность продукции по отношению к цене предприятия - изготовителя, % = Прибыль в цене единицы продукции * 100: Цена единицы продукции у предприятия изготовителя (без акцизов, НДС, экспортных пошлин и др.).

    Расчет показателей рентабельности конкретных видов продукции приведен в таблице 3.8.

    По данным анализа рентабельности важнейших видов продукции следуют выводы о том, что наиболее рентабельным видом продукции является товар А, товар Б является самым низкорентабельным товаром по отношению ко всему объему продукции. При углублении анализа желательно выяснить причины изменения уровня рентабельности отдельных изделий. Такими причинами могут быть:

    1. изменение себестоимости единицы продукции (может изменятся так же за счет повышения или понижения сумм материальных расходов, расходов на оплату труда)

    2. изменение по условию рынка цены на единицу продукции.

    При анализе показатели рентабельности конкретных видов продукции можно рассчитать в следующих вариантах: проектные, плановые, нормативные, фактические за предыдущий и отчетный год.

    Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

    Обобщенную характеристику хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики дают величина чистой прибыли и показателей финансового положения.

    Отчетность о финансовых результатах содержит важнейшие показатели эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации составляют основную информацию, необходимую организациям, взаимодействующим с организацией, акционерам, дебитором и кредиторам, банком, налоговым органам. Поэтому в составе квартальной и годовой бухгалтерской отчетности организации представляют отчет о прибылях и убытках за соответствующий период.

    Проанализируем формирование, распределение и использование прибыли на примере ООО «Строй - инвест». Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности.

    Из данных таблицы 3.1. следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 191,30%, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, оставшейся в распоряжении организации.

    Таблица 3.1. Динамика показателей прибыли

    Показатели

    Отчетный период

    Аналогичный период прошлого года

    Отчетный в % к предшествующему периоду

    1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг

    2. Себестоимость (производственная) реализация товаров, продукции, работ, услуг.

    3. Валовой доход

    4. Расходы периода коммерческие управленческие

    5. Прибыль (убыток) от реализации

    6. Сальдо операционных результатов

    7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

    8. Сальдо внереализационных результатов

    9. Прибыль (убыток) отчетного периода

    10. Прибыль остающаяся в распоряжении организации

    11. Нераспределенная прибыль (убыток) отч. периода

    Выручка от реализации товаров, услуг, работ растет быстрее, чем прибыль от реализации товаров, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.

    Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Это связано с отменой начисления налога на ЖКХ, который увеличивал операционные расходы, тем самым уменьшал налогооблагаемую прибыль. Все это привело к увеличению прибыли отчетного периода.

    Следует отметить, что изменение чистой прибыли под влиянием налоговых платежей складывается из суммы отклонений в результате изменения налоговой базы и изменения налоговой ставки.

    Сумма налога на прибыль увеличилась на 64 тыс. руб., на ту же сумму уменьшилась чистая прибыль, за счет увеличения налогооблагаемой прибыли и увеличения налоговой ставки.

    На величину чистой прибыли оказывает влияние фактор первого уровня, влияющий на величину чистой прибыли, - налогооблагаемая прибыль и ставка налога на прибыль.

    На величину чистой прибыли оказывают также влияние доходы, облагаемые по специальным, отличным от налога на прибыль, ставкам и вычитаемые из валовой прибыли при расчете налогооблагаемой прибыли. Это факторы второго уровня, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли :

    доходы, облагаемые по ставкам, отличным от налога на прибыль;

    размер отчислений в резервный фонд;

    размер льготируемых отчислений из прибыли.

    На рассматриваемом предприятии не было доходов, которые облагаются по специальным ставкам, не производились отчисления в резервный фонд (резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись) и предприятие не имеет льгот по налогу на прибыль.

    Сумма чистой прибыли увеличилась в основном за счет роста прибыли от реализации. Но рост себестоимости вызвали уменьшение суммы чистой прибыли. Поэтому, изыскивая пути увеличения чистой прибыли, данному предприятию необходимо в первую очередь обратить внимание на факторы, отрицательно влияющие на формирование ее величины.

    Пустая строка

    За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.

    Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом.

    Так, на ООО «Строй - инвест» из чистой прибыли образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы.

    Резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись.

    Принять данные коэффициенты отчислений в фонды, было решено на собрании учредителей.

    Анализируя распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является: 1) - чистая прибыль, 2) коэффициент отчислений прибыли.

    Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:

    ДФн (П) = ДПч К0, (1)

    ДФн (П) = +73 *30= 21.9 - фонд накопления (2)

    ДФн (П) = +73 *50= 36.5 - фонд потребления (3)

    где ДФн (П) - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли;

    ДПч - приращение суммы чистой прибыли;

    К0 коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.

    Таблица 3.2. Данные об использовании чистой прибыли тыс. руб.

    Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на базисный коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

    На размер отчислений в фонды оказывают влияние, и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния рассчитывается по формуле:

    ДФн (К) = (К1 - К0) Пч1 (4)

    где, ДФн (К) - приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений;

    К1, К0 - фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления);

    Пч1 - чистая прибыль за отчетный период.

    ДФн (К) = (0.25 - 0.30) 180 = -9 -фонд накопления (5)

    Из приведенных расчетов следует, что на уменьшение суммы отчислений в фонд накопления, соц. сферы повлияло уменьшение коэффициента отчислений на 9, а за счет влияния чистой прибыли отчисления в фонд накопления увеличились на 21.9, а в фонд соц. сферы - 10.95.

    Изменения отчислений в фонд потребления увеличились за счет влияния чистой прибыли на 36.5 и за счет коэффициента на 18.



    
    Top