Анализ милостыня. Конспект открытого урока на тему" И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"

Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе - не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.

И хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение “Воробей” оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме. Здесь слабо выражен сюжет, эмоциональное переживание подменяет эпическое повествование, звучит тема вечно возрождающейся жизни, молодости, торжествующей любви. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет “огромное чудовище”, собаку, отступить.

Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева - это лирические миниатюры, в которых отразились самые сокровенные мысли и чувства автора. Написаны эти художественные произведения в форме философских рассуждений, воспоминаний, снов, житейских историй на самые разнообразные темы: о любви, о жизни и смерти, о добре и зле, о подвиге и трусости и т. д. Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение “Нищий”, в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню.

Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: “воспаленные, слезливые глаза”, “посинелые губы”, “шершавые лохмотья”, “нечистые раны”. Глаголы “стонал”, “мычал”, “вздрагивал” дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию - старика “безобразно обглодала бедность”. Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни.

Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий - это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.

Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика “несчастным существом”. Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его “брат”.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сочинение по тургеневу милостыня уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

    Проза Отцы и дети История создания романа Анализ текста Сюжет и композиция романа Последняя глава романа "Отцы и дети" Критика о творчестве И. С. Тургенева Д. И. Писарев М. А. Антонович Н. Н. Страхов Темы сочинений по творчеству И. С. Тургенева «Записки охотника» - галерея народных характеров Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» Изображение крестьянской жизни в «Записках охотника» Тургенева Изображение народа в "Записках охотника" И. С. Тургенева Ещё о "Записках охотника" И.
    Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле», он любил землю, хозяином которой не был.
    1. Какова главная идея "Записок охотника" И. С. Тургенева? Главная мысль "Записок охотника" И. С. Тургенева - моральное превосходство закрепощенного крестьянства над помещиками. 2. Какова функция природы в "Записках охотника" И. С. Тургенева? Природа в "Записках охотника" И. С. Тургенева выступает в нескольких функциях: поэтизация России, изображение красоты ее; отражение психологического состояния человека; подготовка читателя к восприятию событий и героев, создание атмосферы рассказа. 3. В чем состоит демократизм автора в "Записках охотника" И. С.
    Выступление первоклассников на сентябрьской торжественной линейке. Здравствуй, школа! В прекрасный денёк Мы вступили под школьные своды. Здесь учитель нас ждёт на урок – Начинаются школьные годы. Здравствуй, школа! Нас зовут за парты Озорные школьные звонки. Раньше просто были мы ребята, А теперь мы все ученики! Здравствуй, школа! Ты нам подарила Наш просторный новый светлый класс И мы все свои приложим силы Чтобы стал он лучше после нас. Здравствуй, школа! Нынче провожают В школу нас и мамы, и родня И слезу украдкой вытирая, Ласково все смотрят на
    Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу Тёмные аллеи. Он пишет о лете, осени, дне и ночи, о горе, счастье, порой кратком миге радости или боли. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви и смерти. Но о любви Бунин пишет жуткие вещи. Взять хотя бы следующую фразу: Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя Но если бы
    С недавних пор в России стали отмечать 14 февраля - День святого Валентина. Трудно понять, почему именно его - день казни гонимого в Римской империи христианского священника, в которого, по некоторым легендам, была влюблена слепая дочь тюремщика Астерия. Правда, по одной из версий Валентин, давший обет безбрачия, сам влюбился в девушку и накануне казни написал ей трогательное письмо, а кроме того, по некоторым сведениям, вернул возлюбленной зрение. Бытует и более
    Повесть " Первая любовь"- автобиографическое произведение Тургенева. Прототином молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш покорный слуга". Прототипом Зинаиды стала поэтэсса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви. В повести " Первая любовь " писатель очень поэтически описывает это чувство, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение

Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)

Методическая разработка открытого урока по теме « И . С . Тургенев . Стихотворения в про зе

Выполнила: Шулепова О.Н.

преподаватель литературы

Сыктывкар

Урок по теме «Стихотворения в прозе». «Senilia». И.С.Тургенева.

Цели урока:

Обучающая: формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний; дать понятие о стихотворениях в прозе;

Развивающая: учить студентов работать с текстом, анализировать его, выявлять тему и основную мысль, развитие навыков критического мышления, творческих способностей студентов, учить мастерству слова;

Воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.

Ход урока

1.Оргмомент.Приветствие.(Слайд 1)

Сообщение темы урока.

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

2. Этап постановки целей урока и мотивации.

Звучит романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».

Это романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное». Сегодня мы продолжаем открывать всё новые страницы его творчества. Ознакомимся с понятием «Стихотворение в прозе» и его особенностями, научимся анализировать произведения такого жанра.

Но для начала давайте вспомним, какие произведения автора вы уже знаете?

3.Этап подготовки к активному усвоению знаний

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку(слайд 2)

Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд:

тебе, вероятно, скучно станет…но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них,может быть,

заронит что-нибудь тебе в душу…

И.С.Тургенев

Объясним слова:сподряд, враздробь

Какой же совет он даёт своим читателям? Почему?

Эти строки взяты из сборника И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе». А что такое стихотворение в прозе?Знаем? Нет.Вот это мы с вами сегодня и узнаем.

Возвращаясь к эпиграфу, скажу, что каждое стихотворение-это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

Что же необычного в названии цикла?(Стихотворения в прозе)

Как вы думаете, к какому роду литературы будет относиться этот жанр?(Лирика)

Подберём термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика(выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой(близок к автору), жанры лирики(стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы(ритм, размер, рифма).Записываем в «фишбоун».

Построим определение термина «стихотворение в прозе»- небольшое прозаическое произведение, напоминающее лирическое стихотворение, но лишённое стихотворной организации речи.(запись в тетради)

Общие черты стихотворений в прозе:(слайд 4)

Автобиографичность, рассказ от первого лица

Исповедальность дневниковой записи

Философские раздумья

Доверительное отношение с читателем.

4.Этап осмысления.

А теперь познакомимся с историей создания сборника «Senilia.Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева (слайд 5)

« Стихотворения в прозе» были написаны И.С.Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Первоначально сборник был назван «Посмертные», потом « Старческое», издатель М.М.Стасюлевич предлагал название «Зигзаги». Жанр своих произведений сам писатель определил ка «стихотворения без рифмы и размера».

«Senilia» («Старческое»), собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи(вежливо выражаясь) старика»-писал Тургенев в одном из писем.За этими строками не стоит ни тени кокетства или ёрничанья; их пишет тяжело больной человек, сознающий свой скорый конец.

Какая информация вам была знакома? Что оказалось новым? Что вызвало вопросы?

5.Определение сверхзадачи урока

О чём же размышляет писатель в конце жизни?

6.Читаем стихотворение «Милостыня»(используя приём чтения с остановками).

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.

-Кто этот старец? Куда он идёт?
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал…

-Что он вспомнил?
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени;

-Кто это может быть? И что произойдёт дальше?

он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
- Ты все свое богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
- Не жалею, - отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.
- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не отвечал - и задумался.
- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

-Что может произойти дальше?
Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок показался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

- Как вы понимаете слово милостыня? Милостыня от слова «милость», что означает, что подали просто так, как дар, от сострадания.

-Почему старика осенила «тихая радость»? Потому что он понял, что до этого он был горд. Гордыня –это страшный грех. Есть два понятия: гордость и гордыня.

-Что такое гордость? Обоснованное чувство собственного достоинства, значимости, чести, в которых проявляется самоуважение человека к самому себе, а также любовь к своему народу, совей Отчизне.

Однако чрезмерное самопочитание, высокомерие, ложное чувство превосходства над другими, надменность-рождает гордыню.

-Какова тема стихотворения? Доброта, сострадание-это проблемы, которые важны только сегодня или всегда?-это вечные проблемы!!!

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

7.А теперь давайте прочитаем ещё одно стихотворение «Собака».

-Какова тема стихотворения?

Философские размышления, рассуждения о смысле бытия, о неразрывной связи природы и человека,показаны психологические переживания человека.

Что такое собака для человека и какими качествами она обладает?

Конспект урока русского языка в 11 классе. «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ»

Тема урока: «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ» (11 класс)
Цель урока: подготовить учеников к выполнению заданий ЕГЭ (уровней А, В, С).
Задачи урока
Образовательные:
актуализировать знания по курсу «Русский язык. 11 кл.»;
обогатить представление учащихся о способах написания вступления к сочинению-рецензии.
Развивающие задачи:
развивать у учеников умение сохранять устойчивое внимание и интеллектуальную активность на протяжении всех этапов урока;
способность быстро переключаться с одного задания на другое;
совершенствовать умение комплексного анализа текста;
совершенствовать умение составлять пунктуационную схему предложения;
совершенствовать умение выявлять проблему и идею в прочитанном тексте;
логично и доказательно выстраивать устный ответ;
Воспитательные задачи:
воспитывать уважительное отношение к наследию русской культуры, к творчеству И.С.Тургенева;
развивать способность ценить богатство русского языка;
поддержать желание учащихся совершенствовать собственные знания, умения и навыки по предмету;
воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к товарищам.
Тип урока: обобщающее повторение
План урока
Этапы урока. Время выполнения
1. Сообщение темы и цели урока. 1 минута
2. Подготовка к проверке домашнего задания и организация повторения по теме «Способы подчинительной связи». 7 минут
3. Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи». 3 минуты
4. Комплексный анализ текста. 22 минуты
5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 10 минут
6. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку. 2 минуты
Домашнее задание к уроку:
1) прочитать притчу И.С.Тургенева «Милостыня»;
2) составить пунктуационные схемы всех сложноподчиненных предложений;
Текст:
Милостыня
1. Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... 3. Он изнемогал.
4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
5. Он вспоминал...
6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... 7. И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... 8. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? 9. И горько ему было на сердце и стыдно.
10. А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
11. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.
12. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
13. - Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...14. - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!

15. - Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.
16. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
17. Старик ничего не ответил - и задумался.
18. - Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
19. Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
20. Старик подошел к нему - и протянул руку. 21. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
22. Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
23. И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
И. С. Тургенев.
Ход урока

1.Слово учителя
Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо владение теорией языка и умение быстро переключаться с одного задания на другое. Именно этому посвящен первый этап нашего урока, поэтому будьте активны во время обсуждения всех вопросов.
Цель урока – повторение тем, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ и подготовка к написанию сочинения.
В ходе урока вы будете узнавать номера заданий (по охваченному нами материалу) в тесте ЕГЭ.
2.Подготовка к проверке домашнего задания и организация повторения по теме «Способы подчинительной связи» .
Дома вы прочитали притчу И.С.Тургенева «Милостыня» и составили схемы всех сложноподчиненных предложений, которые встретились в тексте. Сколько их получилось?
(Учитель приглашает двоих учеников к доске для демонстрации пунктуационных схем).
Весь класс получает задание:
Выписать из 19 и 21 предложений все подчинительные словосочетания, определить способ подчинительной связи.
(Двое учеников готовятся у доски к ответу по домашнему заданию: выстраивают пунктуационные схемы, определяя одновременно тип сказуемых, вид придаточных предложений, характеризуя средства связи между частями сложного предложения).

3.Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи».
Проверим результаты классной работы. Сколько подчинительных словосочетаний вы обнаружили в данном предложении?
Умение выявлять способ подчинительной связи в подчинительных словосочетаниях позволит вам успешно справится с заданием В2 при выполнении ЕГЭ.
Фронтальная работа (опрос нескольких учеников по результату выполнения задания)
4. Комплексный анализ текста.
Второй этап урока мы посвятим комплексному анализу текста притчи И.С.Тургенева «Милостыня», которую вы прочитали дома.
- Что такое притча?
Словарная работа
На партах у учащихся находится заранее подготовленная справка
Словарь русского языка в четырёх томах (Т.3, М.,1984, с.452)
Притча, - и, ж. 1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве
Словарь языка Пушкина (т.3, с.782)
Притча 1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня 2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.
Словарь библейского богословия
Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении
Литературоведческий словарь
Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.
Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность.

Особенности притчи:
- персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно;
- не отражены характеры;
- внимание автора сконцентрировано на однойситуации;
- выбор персонажей основан на антитезе

«Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя.
- О каких философских категориях размышляет И.С.Тургенев в притчи «Милостыня»?
Определите тему произведения.
- Какой основной композиционный прием использует И.С.Тургенев?
Какие понятия разграничивает писатель?
- Найдите в тексте просторечные слова и слова высокого стиля. Какую мысль подчеркивает писатель, используя книжную и просторечную лексику?
- Какие художественные средства передают внешнее и внутреннее состояние героев?
- Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в 12 предложении?
- Раскройте аллегорический подтекст притчи.
- Найдите предложения, связанные с помощью лексического повтора. С какой целью автор многократно использует этот прием?
- Какое средство связи использует писатель в предложении 21?
- Найдите предложение, в котором содержится риторический вопрос.
- Выпишете номер сложного предложения, части которого являются безличными предложениями.
- Среди предложений 11-18 найдите сложное предложение, в состав которого входит определенно-личное предложение.
- Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
- Среди предложений 1-10 найдите простое предложение с обособленными однородными обстоятельствами.
- Из предложений 20-22 выпишите местоимения, определите их разряд.
- Из предложения 1 выпишите предлоги.
- Из предложений 8-10 выпишите частицы.
- Из предложения 4 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
- Из предложений 15-23 выпишите субстантивированные прилагательные (существительное образовано от прилагательного)
- Выпишите из предложения 12 слово образованное бессуффиксным способом.
Основной композиционный прием в «Милостыне» организован на основе своеобразных противопоставлений, оппозиций: «лицо спокойное и важное, но не строгое..., взор пронзительный, но не злой» и т. д. Система оппозиций характерна для структуры этих произведений вообще.
В «Милостыне» нет подробностей чисто внешних описаний.
В стихотворении «Милостыня» олицетворяется мифологизированная черта Иисуса; стремление к «добровольной нищете» ради утверждения высшей духовности, выражается религиозная идея нравственного выбора, а само произведение является образной парафразой важнейшей евангельской заповеди, содержащейся в Нагорной проповеди Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. V, 3). Эта идея развита в Евангелии от Матфея: «Не собирайте себе сокровищ на земле..., но собирайте себе сокровища на небе...» (VI, 19-21. VII, 7; XIX, 21-24). Герой стихотворения «Милостыня» буквально следует заповеди Христа: «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Матф. XIX, 21). Он «богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба...» (С. XIII, 172). Презрение к накоплению ‒ это одновременно выражение отказа от любви только к себе (Матф. VIII, 20; Лук. IX, 58; XIV, 26). Драматическая коллизия стихотворения (старый больной человек, ставший «добровольно нищим» и не имеющий, «где приклонить голову», страдает, хотя и не раскаивается, что «добро делал») отражает характерную особенность христианской этики: единство противоположных начал; веры в предопределение пути человека (и человечества) и убежденности в возможности нравственного выбора (каждый имеет свободу выбрать путь спасения). Герой «Милостыни» «следует» за Христом (Матф. XIX, 21) не только в том, что осуществляет великую моральную идею добродетельности, самоусовершенствования, «спасения» самого себя во имя торжества человечности, духовной сущности, но и в том, что другим людям «доставляет... возможность показать на деле, как они добры» (С. XIII, 172). Коллизия стихотворения связана с архетипической идеей русской иконы: в нем также воплощена и выражена гармония «отрешения от здешнего» и «моления о дешнем». Истинным человеческим «сокровищем» героя является его добродетельность. Диалог Иисуса Христа со стариком пронизан мыслью о совершенствовании не только самого героя, но и других людей. В «Милостыне» «евангельский сюжет» становится содержательной формой утверждения добродетельности, человечности как сущностных человеческих качеств.
5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Второй этап урока связан с подготовкой к написанию сочинения (задание С).
Напишите сочинение -рассуждение по данному тексту. В качестве аргумента используйте размышления писателя XIX века Ф.М.Достоевского («Дневник писателя»):
« Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека…ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того, мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вокруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили…Да если б этот идеал возожжен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила… в непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».
Вывод по очередному этапу урока:
Правильное написание сочинения позволит вам получить высшие баллы по критериям оценки сочинения.
6. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку.
Надеюсь, проведенная нами работа будет способствовать вашему успешному выступлению на ЕГЭ.
Учитель оценивает ответы учеников, комментирует домашнее задание к следующему уроку.
7.Домашнее задание к следующему уроку:
написать сочинение-рассуждение на основе исходного текста.

8.Литература
1. Словарь русского языка в четырёх томах. - М.,1984
2. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. – М.,1985

Программой по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной

М., Просвещение,2006 предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе: в 6 классе при изучении “Маленького принца” А.де Сент-Экзюпери даются начальные представления о притче и в 9 классе при изучении рассказа А.И.Солженицына “Матрёнин двор” углубляется понятие об этом жанре. Мы считаем, что такого поверхностного знакомства явно недостаточно, ведь внимательный и литературно грамотный читатель обнаружит притчевые начала во многих произведениях русской литературы: в рассказе А.П.Чехова “Студент”, у В.А.Жуковского “Песнь араба над могилою коня”, у М.Ю.Лермонтова “Три пальмы”, в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Богатырь” и других. Евангельские притчи читают герои романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, есть притчевое начало и в отдельных эпизодах романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, например, когда князь Андрей видит преображённый весной дуб. Поэтому научить детей воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи, живого и по сей день, - значит научить их увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научить видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их под другим углом зрения.

В этой связи нам кажется интересным и актуальным проведение урока внеклассного чтения “И учил их притчами…” Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (древнерусская притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Милостыня”) в 10 классе. Место этого занятия в системе уроков каждый учитель может определить сам. Я провожу его как заключительный при изучении творчества И.С. Тургенева, по той причине, что творчество писателя предстаёт перед учащимися под другим углом зрения, предполагает диалог автора и читателя, учителя и ученика, даёт возможность постижения мудрости, воплощенной в слове. И это не громкие слова: на этом уроке дети не только знакомятся с неизвестной им ранее древнерусской притчей, но и находятся в самостоятельном поиске решения, выполняют задания, порой достаточно сложные, допускающие неоднозначность решения. Важно и то, что предлагаемый урок внеклассного чтения будет проведён учителем перед изучением романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, потому что десятиклассники будут иметь опыт осмысления притч, а значит, смысл притчи о воскресении Лазаря, приводимой в романе и имеющей первостепенное значение для понимания его основной идеи, будет постигнут глубже, глубже “раскроется” и сам роман.

Цель урока: осмысление жанра притчи с точки зрения богословия и литературы, определение основных особенностей евангельской притчи, сопоставление древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Милостыня” с целью определения, какая из них притча, а какая произведение с притчевым началом.

Теория литературы: притча (расширение понятия)

Ход урока

…Иисус говорил народу
притчами, и без притчи не говорил им.
(Евангелие от Матфея)

Слово учителя.

Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. Так и сам говорил ученикам: “Пойдём в ближние селения и города, чтобы мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл”. И, странствуя по городам, селениям, не мудрёными речами учил он людей, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека.

С давних времён на Руси полюбили притчи, толковали библейские и свои сочиняли. Правда, порой путали их с баснями. И уже в XVIII веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал “Притчи”. Притчи и правда похожи на басни. Однако басня отличается от притчи. Как же трактуется понятие “притча”? О каком жанре идёт речь: о жанре философской, нравоучительной, религиозной или художественной литературы? Вот как трактуется это понятие лингвистами, богословами, литературоведами.

Словарная работа

На партах у уч-ся находится заранее подготовленная справка

Словарь русского языка в четырёх томах (Т.3, М.,1984, с.452)

Притча, - и, ж.

1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.

2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве

Словарь языка Пушкина(т.3, с.782)

1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня

2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.

Словарь библейского богословия

Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении

Литературоведческий словарь

Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.

Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях

В чём сходны определения притчи в разных словарях?

Важно прийти с детьми к пониманию, что все вышеназванные источники сходятся в одном, что “притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана: видимый и невидимый. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха”.

Комментарий учителя

Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог-отец или Бог-сын, иногда оба. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете.… Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи в те далёкие времена и позже…

Рассмотрим основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле (распечатка текста притчи должна быть у каждого ученика, текст притчи выразительно читает заранее подготовленный ученик)

И поучал их много притчами, говоря: вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому, что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит!

Как вы думаете, о чём эта притча? В чём её видимый и невидимый планы?

Что или кто кроется в притче за образом сеятеля?

Что обозначает зерно? А что почву?

После обсуждения можно предложить учащимся выслушать объяснение притчи, которое даётся в самом Евангелии: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого обозначает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тот час с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, иной в тридцать (Мф 13, 3-23).

И хотя Иисус как бы ограничивает сферу толкования притчи, но на деле такое точное указание на реальную область приложения позволяет применить притчу к бесконечному множеству конкретных ситуаций. Притчу о сеятеле можно понять и принять во все века, среди всех народов, и она всегда будет актуальна. Главный итог, к которому мы пришли,- объявляет учитель,- евангельская притча открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль.

Комментарий учителя

Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Следует заметить, что философская и религиозная притчи могут быть отмечены самой высокой степенью художественности, однако художественное в этих случаях не цель, а средство. Поэтому точнее говорить о притчевом начале в литературном произведении. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность, - могут проявляться в большей или меньшей степени. Если они проявляются достаточно полно, то перед нами притча, если же они ослаблены и притчей в точном смысле произведение назвать трудно, то можно говорить о том, что в нём проявляется притчевое начало.

Сопоставительный анализ. Обсудим это на конкретном примере древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева

“Милостыня”.

Приводим тексты названных произведений (лучше, если у уч-ся будут распечатки текстов). В классе их выразительно читает заранее подготовленный ученик.

Притча о милостыне.

Некий царь любляше юношу своего, и давъ ему имения много, и приказа ему град. И это нача слуга царевъ имение царское держати. И ни один человек не прослезился от него во граде том. И нача милостыню творити из царския казны, нагия одевати, и гладныя и жадныя насыщати. И пребысть во граде том много лет, и милостину творяше много.

И нача ближние царевы царю доносити: “Казна твоя истощена из твоего града, на коем граде юноша твой любимы и верны”. И повеле царь к себе поставити юношу своего и нача глаголати: “Юноша, почему казна моя истощена?”. И возложи на него опалу. И глагола юноша царю: “Казна твоя полна во веки будет”. И повеле его в темницу заключити.

И тое нощи царь виде сон, устрашися велми, и возва к себе ближняя своя, и нача им сказывати свой сон: “Юже есмь видел сон же велми страшен. Как бы ко мне придох муж старейшина, и взя мя, и поведе мя и возведе мя в Царство небесное, и поведе мя по палатам преукрашенным. И приведе мя к палате велми украшена. И повеле мне подпись смотрити. И подписана полатка юноше верному моему. И глаголаша мне муж старейшина: “То юноша твои верные уготовил тебе, царю, место во Царствии Небесном именем твоим”

И возва к себе юношу из темницы, и плакася перед ним, и дав ему честь паче первыя – имение все во граде.

Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И.С.Тургенев

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал…

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно.

А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль.

Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь.

И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил – и задумался.

Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Вопросы к классу:

Случайна ли близость названий прочитанных произведений? В чём их смысл?

Первое из них названо притчей. Найдите в нём качества, присущие притче. Достаточно ли чётко они проявляются?

В чём смысл притчи? (Юноша помог понять господину, что, раздавая добро своё, ты не теряешь, а преумножаешь его).

Как изображаются герои первой притчи? Используются ли средства художественной выразительности? (Герои изображены схематично, главное – донести до слушателей идею)

Обратите внимание на портрет старика. Почему он предшествует диалогу?

Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему? (Он успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце старика: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подаёт её, как и прежде).

Итоги урока

Евангельская притча отличается от других дидактических жанров. В ней не проповедуется однозначная мораль. Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как в случае со стихотворением в прозе И.С.Тургенева “Милостыня”.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру “Как я понимаю смысл притчи о милостыне и стихотворения в прозе “Милостыня”




Top