Анализ музыкальной предметно развивающей среды в доу. Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада
«Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ»
Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Предметно-развивающая среда группы, обогащенная музыкальным и песенным материалом, позволяет ребенку накапливать музыкальный опыт, она стимулирует развитие самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной субкультуры.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно- ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Принцип стабильности - динамичности;
Принцип комплексности и глубокого зонирования;
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;
Принцип открытости - закрытости;
Принцип учета половых и возрастные различий детей.
Половину двенадцати часового пребывания в ДОУ ребенок находится в группе, при этом документы, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, определяют, что на музыкальные занятия в младшем возрасте приходиться 30 минут, в старшем - 1 час в неделю. Основные знания и умения ребенок получает на занятиях, а закреплять их, эффективнее в самостоятельной деятельности.
Самостоятельность является постоянно развивающимся качеством личности. Основы ее закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее ее развитие как личностного качества в период дошкольного детства, связано с основными видами деятельности. Проявлению активности, инициативы у детей способствует не только различные виды детской деятельности, но и предметно-развивающая среда группы, которая должна быть создана согласна перечисленным выше принципам. Необходимо чтобы педагог стимулировал, направлял и корректировал самостоятельную деятельность
Детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода воображения творчества.
Эффективным средством обогащения самостоятельной деятельности детей является музыка в особенности детская песня, которая должна прочно войти в обиход детского сада, она может звучать на прогулках во время утренней гимнастики, на праздниках. Музыка становит одним из эффективных средств, обеспечивающих положительное
эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому дошкольник успешно проявляет во всех видах деятельности.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметно-пространственной среды. А.Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности, является предметность.
Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
1. Восприятие музыки;
2. Воспроизведение музыки;
3. Музыкально-творческая деятельность.
Правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения - это главное условие для самостоятельной музыкальной деятельности.
Какие игрушки и пособия понадобятся:
Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, кастаньеты), диатоническим звукорядом (металлофоны, ксилофоны), ударные
Незвучные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка, лесенки
Настольные музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Весело-грустно», «Сколько нас поет» и т.д.
Атрибуты, шапочки и маски, детские костюмы и их элементы деодемки
Различные виды театра: ширма, куклы, игрушки
Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкальные дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры, игрушки инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить игровой материал, как CD-плеер (бутафорский) с дисками, телевизором и т.д. атрибуты, шапочки маски для игр, деодемки - в физкультурном уголке, детали костюмов - в уголке ряжений или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку.
Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, использую при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности, художественно- речевое, изобразительное и музыкальное творчество.
Каждый вид художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности. Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы всего ДОУ.
Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении
эстетически-развивающеи предметно-пространственной среды. В исследованиях можно встретить различные определения этого понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и социокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образовательная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о создании оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).
Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, средство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор развития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.
При этом в дошкольном образовательном учреждении осуществляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной спецификой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффективного его осуществления.
Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспитания, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о музыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.
Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:
■ блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впервые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;
■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:
- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкальные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.
Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:
■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация семейного досуга (Л. Н.
Комисарова, Г. В. Кузнецова):■ проведение семейных праздников;
■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музыкального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);
■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого композитора) ;
■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (кукольного, драматического);
■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, развлечений с использованием музыки;
■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;
■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.
Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,
посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).
В целом музыкально-образовательная среда имеет свою структуру. Она состоит из предметного и музыкального компонентов.
Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - система материальных объектов деятельности ребенка.
Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предметного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо предметной и социальной выделяют развивающую среду, в которой происходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его
Схема 32
развитие.
Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание такого фона, создающего комфортные условия для ребенка и культивирующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):
■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности;
■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);
■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наоборот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.
При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстрирующий детям возможности музыкальной предметной среды, создающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.
Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения;
■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполнительской деятельности (пению, игре или танцу, инструментальному музицированию);
■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).
Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).
Содержание музыкальной среды должно отражать принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.
Музыкальная предметно-развивающая среда в МБДОУЦель
:
повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной
предметно-развивающей среды в группах, мини-центров, способствующей
гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим
ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи
:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной
предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное
развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом
требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей
эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности
дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом
гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на
пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один
вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом
вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на
ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по
возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям,
действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать,
сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по
трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность
определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного
возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей,
имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали,
вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда
сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей
среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают
желание действовать с ними.
Музыкальный центр – традиционный составляющий элемент музыкально-развивающей среды в группе. Их содержательность имеет интегрированный характер, так как там сосредоточены не только музыкальные инструменты, но и разные виды театров, атрибуты национальной культуры.
Театральные ширмы, музыкальные уголки оборудованы с соблюдением всех мер безопасности; располагаются в доступном месте для детей. Оборудование может легко перемещаться в разные уголки групповой комнаты, образуя при этом музыкально-театральную студию, музыкальный музей. В музыкальных уголках в группах детей старшего дошкольного возраста более широко представлены музыкальные инструменты, технические средства, наглядная информация о жанрах музыки, композиторах: альбомы, папки-раскладушки, DVD- диски с концертами, дидактическими музыкальными играми, слайдами, тематическими презентациями. Для музыкально-театрализованной деятельности изготовлены мобильные декорации, атрибуты костюмов к художественным и музыкальным произведениям, которые используются и в группах, и в музыкальном зале. В каждой возрастной группе используются определённые виды театров. Тематические выставки, экспозиции к знаменательным датам в мире музыки дают возможность детям через иллюстрации, картины, специально подобранные предметы, игрушки глубже понять и воспринять музыкальное произведение. Подобные выставки могут оформляться и в музыкальном зале, и в группе.
При создании
музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для
детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация
оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки,
иллюстрации, бутафор¬ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и
т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания
игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя
музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого
музицирования:
· с
хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино,
металлофон, аккордеон, флейта и др.);
· с
фиксированной мелодией (шарманки, ор¬ганчики);
· с одним
фиксированным звуком (дудки):
· шумовые
(бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного
обозначе¬ния частей произведения и др. Эти пособия используются для
развития сенсорных музы¬кальных способностей, знакомства с элемен¬тами
нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный
букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы,
аудио и видео¬кассеты, видеодиски).
Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или
чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные,
птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен,
выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального
руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей
звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на
развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха –
«К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического
слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой,
гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические
кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки,
маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с
разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)
Средняя группа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в
предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о
животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных
инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на
фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие
для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки,
елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в
предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в
исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости,
музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать
задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие
звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто
как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие
динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти –
«Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки,
гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон,
ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)
Старшая
группа.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и
маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для
фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно
авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для
инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества
(например, к стихам А. Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла
танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные
картинки».
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три
медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха
«Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков
(долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на
различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три
кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой,
гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь,
флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон,
колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз.
молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи,
бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными
наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007»)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты
-Ручные знаки (5ст.)
-Портреты композиторов
Подготовительная
группа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к
поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к
песенному творчеству.
-Иллюстрации к музыкальным сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей,
индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального
поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и
в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с
усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки,
саксофоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм.
кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян,
гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.
Музыкально –
обогащенная среда – предметно – развивающая среда группы,
обогащенная музыкальным и песенным материалом, который позволяет
ребенку накапливать музыкальный опыт. Эта среда стимулирует развитие
самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной
субкультуры. Стратегия и тактика построения среды определяется
особенностями личностно – ориентированной развивающей модели
воспитания, и подчинена следующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при
взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности,
творчества;
Принцип стабильности – динамичности;
Принцип комплексности и гибкого
зонирования;
Принцип эмоциогенности среды,
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого
ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и
неординарных элементов и эстетической организации среды;
Самостоятельность является постоянно развивающим качеством
личности.
Основы её закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а
дальнейшее её развитие как личностного качества в период дошкольного
детства связано с основными видами деятельности. Каждый из них
оказывает особое свое влияние на развитие активности, инициативности,
на поиск ими адекватных средств самовыражения. Проявлению активности
способствует и предметно – развивающая среда группы, которая должна
быть создана согласно перечисленным выше принципам.
Необходимо, чтобы педагог стимулировал, направлял и
корректировал самостоятельную деятельность детей разнообразными
ситуациями, требующими нестандартного подхода, воображения, творчества.
Эффективным средством обогащения самостоятельно деятельности детей является музыка, в особенности детская песня, которая должна прочно войти в обиход детского сада. Она может звучать на прогулках, во время утренней гимнастики, на праздниках.
Музыка становится одним из эффективных средств, обеспечивающих
положительное эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому
дошкольник успешно проявляет себя во всех видах деятельности.
Обогащаем
при помощи музыки самостоятельную деятельность детей.
Активно используем музыку во время режимных моментов и
самостоятельной детской деятельности. Помимо использования музыки в
организации педагогического процесса, обогащаем музыкой практически всю
ООД.
Обновляем музыкальный уголок, распределяем песенный материал по разным
тематическим уголкам для организации самостоятельной работы детей. Это
аудио и видеоматериал, всевозможные альбомы, посвященные песням из
детских мультфильмов и фильмов. Для детей, умеющих читать можно
использовать функцию «караоке». Музыкальный материал обновляется раз в
месяц. Количество песен в каждом тематическом уголке может колебаться
от 1 до 5.
Проводим обзорную экскурсию по группе вместе с детьми для
ознакомления и активизации самостоятельного использования среды.
Педагог с помощью игрового персонажа рассказывает детям о содержании
каждого уголка. Затем объясняет принцип работы с музыкальным альбомом,
разыгрывает песню. При этом готовит атрибуты вместе с детьми.
Дети.
Положительная динамика в развитии
интереса к музыке;
Обогащение музыкальной субкультуры;
Развитие желания и стремления
использовать музыку в повседневной деятельности;
Развитие самостоятельной музыкальной
деятельности.
Родители.
Повышение интереса к музыкальной
деятельности детей у родителей;
Интерес к проблеме отбора песенного
репертуара для ребенка.
Стремление к созданию дома музыкально –
обогащенной среды.
Педагоги.
Понимание необходимости сотрудничества
в решении общих задач музыкального развития детей.
Возникновение интереса к проблеме
музыкального воспитания детей у педагога.
Творческий подход к проектированию
музыкально – обогащенной развивающей среды.
Музыкальный
руководитель.
Помощь педагогу в подборе музыкального
репертуара для организации режимных моментов и организации ООД.
Музыкальная предметно-развивающая среда МБДОУ
(из опыта работы)
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Показателем творческого развития индивида является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.
В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:
- творческая активность , т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
- самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
- интеллект , «интеллектуальные способности»,
- «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
- знания и навыки.
К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:
- информационный , позволяющий развивать интеллект;
- социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
- эмоциональный , обуславливающий психологический комфорт и безопасность.
Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р.М. Чумичева).
Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.
Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями.
Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.
В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.
1. Музыкально-образовательная среда ДОУ
Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).
Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):
Совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)
Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).
2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.
Совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);
Самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).
3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).
Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.
Как же музыкальная среда влияет на развитие креативности ребенка в нашем дошкольном учреждении?
Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего детского сада. Анализируя результаты своей работы по музыкальному воспитанию, я пришла к выводу, что необходимо использовать музыкальную среду для развития креативности у дошкольников.
Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях, праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.
Часть зала отделяется занавесом – это сцена, где дети разыгрывают музыкальные спектакли, концерты для родителей. Музыкальный зал оснащен техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD -плейер.
Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.
Одной из форм работы с детьми являются музыкальные занятия. Я придаю им огромное значение. Именно здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие музыкальных способностей детей всех возрастных групп, формируется музыкальная культура каждого ребёнка. Происходит это через следующие виды деятельности:
- восприятие,
- исполнительство,
- творчество
- музыкально- образовательную деятельность.
Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя комфортно. Я стараюсь отношения с детьми строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности.
Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.
Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий. В каждой группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.
Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в кружках музыкального творчества, организуемых мною. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).
Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музыкальных произведений, сказок и т.д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями доступными им по стилю.
На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Совместно с воспитателями ежемесячно составляется план организации самостоятельной музыкальной деятельности детей по группам. Это дает возможность воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на музыкальных занятиях по различным видам деятельности.
Самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.
В нашей работе мы используем различные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.
Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.
Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.
2. Музыкально-образовательная среда семьи
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совместной работы с родителями зависит дальнейшее развитие ребенка.
Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понимание родителями значения музыкального воспитания детей, поэтому я совместно с воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие задачи:
- сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;
- научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;
- способствовать музыкальному просвещению родителей.
Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведений об их музыкальной культуре (их музыкальные предпочтения), об их осведомленности о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.
Мною наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др. Все они дают определенный эффект. Однако, я убедилась, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др.)
С целью музыкального просвещения родителей мы организуем проведение родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи, анкетирование, информирование родителей через «Уголок для родителей», создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы).
Чтобы приобщить родителей к совместной музыкальной деятельности, мы с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми, выставку работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музыкальный инструмент.
Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском саду, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.
3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.
Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип целостности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.).
Информационный фактор предусматривает согласование педагогами и родителями возможностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, музыкальные произведения, с которыми наши дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы - они уже слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удовольствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно и совершенно осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).
Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей - развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.
Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.
При организации музыкальной среды я, как музыкальный руководитель беру на себя ведущую роль, выполняя различные педагогические функции:
- проводить диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность);
- организовывать музыкально-образовательный процесс;
- консультировать воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания.
Для музыкального воспитания детей в нашем дошкольном учреждении правильно организованная музыкальная среда стала средством развития личности ребенка.
Список литературы
1. Новосёлова Л.В. – «Развивающая предметная среда», М. Просвещение, 1997 г.
2. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., Камертон г.
3. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.
Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):
Куклы-леваляшки;
Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;
Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
Атрибуты к музыкальным подвижным играм;
Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
Ширма настольная с перчаточными игрушками;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей;
Поющие и двигающиеся игрушки;
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:
Металлофон;
Шумовые инструменты дтя детского оркестра;
Книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
Фланелеграф или магнитная доска;
Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
Арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;
Ширма настольная и набор игрушек;
Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
Портреты композиторов;
Иллюстрации из «Музыкального букваря»;
Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;
Атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
Ширмы: настольная и ширма по росту детей;
Музыкальные лесенки трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные;
Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т. д.):
Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):
Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
Портреты композиторов;
Иллюстрации по теме «Времена года»;
Картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
Музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные);
Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;
атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.