Анализ произведения где наша роза. «Роза», анализ произведения Ивана Тургенева

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь», помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» – символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».

«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастерская по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Роза» по Автор разработки учитель школы 639 Невского района Надежда Михайловна Минкина 2008 год

Цели мастерской 1. Исследовать образ розы в легендах и русской литературе 2. Сформировать личное отношение к стихотворениям в прозе И.С.Тургенева 3. Соединить личный опыт учащихся с опытом русских поэтов Подготовить к написанию эссе по рассказу И.С.Тургенева «Роза»

Этапы мастерской Задание-индуктор; «включение» в тему; Записать ассоциации, связанные со словом «Роза»

Этапы мастерской Этап социализации Обращение к личному опыту учащихся Время совместной деятельности Работа в группах Рассказать историю, связанную с розой Записать, что символизирует роза в рассказе

Этапы мастерской 3. »Деконструкция текста» Работа с научным описанием розы и статьёй в словаре Даля 1 группа Работа с раздаточным материалом о первых упоминаниях и легендах о розе 2-3 группы

Этапы мастерской 4. Работа со стихами русских поэтов Учащиеся выписывают ключевые слова, создающие образ розы, выясняют, что символизирует образ в стихотворении

Этапы мастерской 5. Чтение и осмысление стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза» (Апрель, 1878год)

Рефлексия Было ли скучно в мастерской? Чтение работ Обмен мнениями о работе

Предварительный просмотр:

Возможные вопросы И.С.Тургенева и И.С.Тургеневу.

  1. Как может гореть сад под потоком дождя?
  2. Что свершалось её душе?
  3. Что она делала, пока отсутствовала почти два часа?
  4. Почему упала роза с её груди?
  5. Почему лирический герой бережно поднял упавший в грязь цветок?
  6. Как образ розы помогает передать состояние героини?
  7. Что символизирует роза в данной миниатюре? (быстротечность, изменчивость чувства).
  8. Всегда ли любовь умирает? Как она проявляется в человеке?
  9. Какие символы любви присутствуют в стихотворении? (роза; огонь; умиравшее пламя; слёзы, жгучие, но счастливые)
  10. Как соотносится с символами любви эпитет «дерзостно»?
  11. В чём смысл стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза»?

Предварительный просмотр:

Работа с ключевыми словами

по стихотворению в прозе И.С Тургенева

Слова, связанные с описанием окружающего мира

Слова, передающие состояние лирического героя

Слова, передающие состояние лирической героини

Последние дни августа; солнце садилось; внезапный порывистый ливень, без грому и без молний; сад горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя; всё потемнело, ночь надвинулась; на сыром песку дорожки; молодая, чуть распустившаяся роза; измятые, запачканные лепестки…

Я знал, что свершалось в её душе;

я не сомневался; я бережно поднял упавший в грязь цветок; я вздумал выказать глубокомыслие; промолвил с значительным выраженьем; я понял, что и она была сожжена…

Она с упорной задумчивостью глядела в сад; после недолгой, хоть и мучительной борьбы..отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить; её лицо и побледнело и ожило; быстро, с весёлым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшённые глаза; глаза её, внезапно остановившись, засияли слезами; воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, ещё блестевшие от слёз, засмеялись дерзостно и счастливо; она была сожжена…


Цель работы – выявление художественной детали – розы в произведениях И.С. Тургенева, исследование влияние её на характеры персонажей, их судьбу.

Задачи исследования :

Доказать важность роли художественной детали в произведениях.

Определить символическое значение розы в литературе.

Исследовать предназначение розы как художественной детали в произведениях И.С. Тургенева.

Доказать, что роза – это не случайная аллегория в творчестве поэта.

Объект исследования – произведения писателя, в которых упоминается цветок роза.

Роза – «знак» любви главных героев повести И.С. Тургенева «Вешние воды»

В тургеневскую эпоху символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве и литературе. Во многих произведениях И.С. Тургенева фигурирует роза. Так, в повести «Вешние воды» роза олицетворяет красоту главной героини: «Черта тени останавливалась над самыми губами: они рдели девственно и нежно - как лепестки столиственной розы…» Не случайна в этой связи сама фамилия героини - Розелли.

Роза в ходе повествования исполняет предназначенную ей роль, согласно своей символике: она становится «знаком» любви между Саниным и Джеммой.

Роза эта служила также символом чистоты. «Возвращённую розу» Санин вложил в руку Джемме. Затем последовал вызов на дуэль. Но поединок закончился мирным договором. Возможно, это значило то, что и за розу, и за любовь Джеммы Санин не готов бороться до конца. Дуэли предшествует эпизод ночного разговора юноши и девушки, когда герои внезапно оказываются охвачены «знойным вихрем» любви. Кульминационным является момент, когда Джемма передаёт Санину эту отвоёванную им у обидчика розу как символ своих чувств. Джемма трепетно охраняет цветок от чужих глаз. Период бурного расцвета чувств проходит под «знаком» розы: Санин три дня носил её «у себя в кармане» и без конца «лихорадочно прижимал к губам».

В сцене свидания Санина и Джеммы, «когда мгновенно как вихрь налетела на него любовь», девушка, «достав из корсажа уже увядшую розу, бросила ее Санину. – «Я хотела дать вам этот цветок…» Он узнал розу, которую отвоевал накануне…» (VIII, 297-298). Эта красная роза – метафорический образ Джеммы и ее жизни, которые девушка отдает Дмитрию Санину.

Роза – одна из внешних причин, вызывающих поступки Санина. После дуэли он понимает, что любит Джемму. «Он вспомнил о розе, которую вот уже третий день носил у себя в кармане: он выхватил ее и с такой лихорадочной силой прижал ее к своим губам, что невольно поморщился от боли» (VIII, 314).

Тургеневская повесть наполнена красными розами. Они цветут в саду Джеммы, вазы украшают ее дом.

В глубокой старости Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны - загубленную жизнь героя.

В зрелом возрасте Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны – загубленную жизнь героя.

Роза как атрибут красивой женщины в повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц – так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя.

Владимир видит девушкуЗину среди зелени, в саду - это обнаруживает связь героини с природой, гармоничность ее образа. «…Дня три спустя она встретила меня в саду. Я хотел уклониться в сторону, но она сама меня остановила.

Дайте мне руку, – сказала она мне с прежней лаской, — мы давно с вами не болтали.

Я взглянул на нее: глаза ее тихо светились и лицо улыбалось, точно сквозь дымку.

Вы все еще нездоровы? – спросил я ее.

Нет, теперь все прошло, -отвечала она и сорвала небольшую красную розу. — Я немножко устала, но и это пройдет…». Почему же героиня сама сорвала розу – символ любви? Неужели юноша не мог этого сделать в знак уважения и восхищения женщиной? И.С. Тургенев хочет показать, что Володя совсем юный, хотя влюблён в Зинаиду. Она относится к нему как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

«… – И вы опять будете такая же, как прежде? – спросил я. Зинаида поднесла розу к лицу -и мне показалось, как будто отблеск ярких лепестков упал ей на щеки…»

Будемте друзьями — вот как! — Зинаида дала мне понюхать розу…»

Я для вас ребенок, — перебил я ее.

Ну да, ребенок, но милый, хороший, умный, которого я очень люблю. Знаете ли что? Я вас с нынешнего же дня жалую к себе в пажи; а вы не забывайте, что пажи не должны отлучаться от своих госпож. Вот вам знак вашего нового достоинства, – прибавила она, вдевая розу в петлю моей курточки, — знак нашей к вам милости. ,..»

Это признание и подаренная роза как атрибут красивой женщины переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Роза у Тургенева – символ любви, а не причина бед. (Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» уделяет внимание символике розы: «…Однажды, часу в седьмом утра, Базаров… застал в давно отцветшей, но еще густой и зеленой сиреневой беседке Фенечку. Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных и белых роз…». Розы, букет из которых она вяжет в своей беседке, – атрибут Богородицы. Это символ любви, красоты, памяти, вечности. Роза - атрибут богинь любви, весны.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Уже при обрисовке портрета молодой женщины в этой сцене появляется символ розы. Фенечка “очень похорошела”: “Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки”.

Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков.

Когда после размолвки с Одинцовой, Базаров вновь оказался в имении Кирсановых, он с игривостью кавалера многозначительно намекает Фенечке, что докторам за услуги полагается платить, и в качестве платы просит розу из срезанного ею букета в подарок: “Какую вам, красную или белую?” Ответ очевиден, он не мог бы быть другим: “Красную, и не слишком большую”. Роза как таковая Базарову ни к чему, она нужна только как символ. « А вы небось не знаете? Понюхайте, как славно пахнет роза, что вы мне дали». «.. Фенечка вытянула шейку и приблизила лицо к цветку…»

Возможно, Базаров способен все-таки нравиться женщинам, а может, ему хочется чьего-то сочувствия и сострадания, и его слова: «Хоть бы кто-нибудь надо мною сжалился», – были далеко не шуточными.

Получается, что Базаров посредством «языка цветов» иносказательно просил о любви, хоть небольшой, хоть на краткий миг. Словно в противовес другим писателям роза у Тургенева – символ любви, а не причина бед, ключик от дверцы, которая не дает нам выйти из мира огорчения.

Роза – символ жизни и смерти в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева

«Как хороши, как свежи были розы..» И.С. Тургенев

«Стихотворения в прозе» создавались на протяжении 1877-1882 годов. Критика увидела в новом произведении Тургенева прежде всего отражение наиболее сокровенных мыслей и переживаний писателя, «зеркало его духовного состояния».

Задумчивая элегия Мятлева «Розы» возродилась в 19 веке в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. Одно так и называется: «Как хороши, как свежи были розы…».

Начинается такими строками: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

« Как хороши, как свежи были розы …»

Почему Тургенев вспоминает давно прошедшее? Вспоминает то, о чём не хотел думать в юности? Тема стихотворения в прозе Тургенева - грусть при воспоминаниях о давно прошедшей юности, Тургеневу-писателю всегда было характерно интенсивное лирическое переживание.

Какие образы возникают в этом произведении?

Зима- старость;

Роза – молодость.

Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья…

Становится грустно от того, что ощущаешь конечность человеческого бытия, но символ розы пробуждает уверенность в том, что есть что-то вечное.

Абзац заканчивается словами: «И все они умерли…умерли.» Последнее воспоминание перед смертью – «Как хороши, как свежи были розы…»

Строчки из стихотворения И.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» – своеобразное напоминание о том, как прекрасна молодость, особенно когда в душе живет любовь. А розы – это символ, увы, прошедшего счастья, радости, всего мира далекого прошлого.

А еще два десятилетия спустя строки вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора «Как хороши, как свежи были розы», изображающей молодую девушку с букетом увядших роз.

«Роза» И.С. Тургенев

Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина, которой автор не дает ни имени, ни биографии. Он называет ее просто - Она, придавая тем самым всему стихотворению обобщенный смысл. Любовь налетела на нее внезапно. Глубину и сложность переживаний человека, оказавшегося во власти любви, передает Тургенев с помощью двух образов природы: внезапного порывистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и запачканными лепестками розы , брошенной в горящий камин. Первый олицетворяет собой неожиданное и бурное проявление чувства, вторая - разрушительную силу любви, которая в своем пламени сжигает человека.

«Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование», – писал в восхищении Павел Анненков, отзываясь на «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева

Роль детали в русской литературе имеет огромное значение: без неё невозможно было бы емко и точно, несколькими фразами дать индивидуальную характеристику героям, показать авторское к ним отношение, создать и охарактеризовать изображаемый мир.

В ходе данного исследования можно доказать, что роза как художественная деталь в произведениях И.С. Тургенева – это не случайная аллегория, а образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и радость, и молодость, и счастье, а также разлуку и смерть. И именно эта деталь служит И.Тургеневу не только для создания лаконичных и емких художественных образов, которые точно и ярко характеризуют уходящую эпоху и идейную борьбу 60 – 70-х годов XIX в., но и помогает в раскрытии характеров героев.

Отцы и дети . – М.: Издательство: АСТ, 2005.
  • Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.: 2003.
  • Штерн Ф.И. Реализм и литературная традиция. Тургеневские “Стихотворения в прозе” и их отдаленные предшественники. Учение поэтики реализма. Вологда, 1990.
  • Щеблыкин И.П. История русской литературы XI – XIX в. – М.: Высшая 2005.
  • Тема: Лингвистический анализ текста И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...»

    Цель: Уметь анализировать текст с точки зрения лингвистики,

    стилистики, морфологии; уметь находить в тексте сильные позиции; знать, как рассчитывается гармонический центр, с применением методики Нинель Васильевны Черемисиной.

    Девиз: «Я алгеброй гармонию проверил...»

    (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

    Оборудование: Тексты, калькулятор, таблица «Гармонический центр».

    I. Слово учителя:

    Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит интересная работа. Литературный текст мы разложим на цифры, чтобы выявить то слово, которое несёт на себе всю смысловую нагрузку текста.

    Сильная позиция текста - это то, на что мы с вами обращаем внимание. (Заглавие, эпиграф, начало текста, абзац, конец текста, гармонический центр (ГЦ), в загадке - отгадка). ГЦ - это точка «золотого сечения» (Аристотель). Пропорция «золотого сечения» известна с античности. ГЦ для каждого текста вычисляется индивидуально.

    ГЦ = Длина текста х коэффициент «золотого сечения» 0,618

    Текст берётся за 1 см.

    ГЦ

    -0, 618 0 0,382

    Повторение: На тексте малого объёма мы с вами рассчитаем ГЦ:

    То толстеет, то худеет ,

    Вопрос: Назовите сильные позиции данного текста.

    Теперь посчитаем, сколько синтаксических мест в тексте. Предлог считаем вместе с именем существительным.

    8 синтаксических мест; 8 х 0,618 = 4,944; ГЦ=5

    Сейчас, ребята, используя свои знания, мы должны проанализировать стихотворение «Как хороши, как свежи были розы...» и рассчитать ГЦ

    «Как хороши, как свежи были розы...»

    1.Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение.

    Оно скоро позабылось мною...но первый Стих остался у меня в памяти:

    ...

    2.Теперь зима: мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна " свеча . Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит;

    Как хороши, как свежи были розы ...

    Создаётся иллюзия тем; одиночество эмоционально окрашено.

    3.И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опёршись на выпрямленную руку склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появление первых звёзд.

    Картина с точки зрения восприятия героя

    Есть лирическое «ты», «я».

    Заглавие 1(р) ЛП, ЛВ Я напоминание

    Деление на абзацы 2 (р) ЛП, ЛВ контр, я

    Из (р), союз и - соединит, функция воспоминание Я

    ЛП1, ЛВ1, ты

    р - восторг героя перед героиней а 4(р) ЛП, ЛВ Я рассказчик

    сожаление

    5(р) ЛП1, ЛВ1 они жизнеутверждение 6(р) - ЛВ, ЛП я и пёс, смерть.

    1 - экспозиции (пролог)

    4-6 - тема старости, с ней перекликается тема смерти.

    5 - тема молодости/жизни

    чередование эпизодов.

    Целостность текста проявляется во взаимозависимости тем, частей, целого в развитии глубинного смысла произведения.

    Все уровни произведения (содержательный)

    Как простодушно - вдохновенны задумчивые глаза,

    как трогательно - невинны

    раскрытые вопрошающие губы , как ровно

    дышит ещё не вполне расцветшая,

    ещё ничем не взволнованная грудь,

    как чист и нежен облик юного лица!

    я не дерзаю заговорить с нею, - но как

    она мне дорога, как бьётся моё сердце!

    Как хороши, как свежи были розы ...

      А в комнате всё темней, да темней...

    нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке.

    мороз скрепит и злится за стеною - и чудится скучный старческий шёпот...

    Как хороши . как свежи были розы ... Нагнетание по всем линиям

      Встают передо мною другие образы...

    Слышится весёлый шум семейной

    Деревенской жизни. Две русые головки,

    Прислонясь друг к другу, бойко смотрят

    На меня своими светлыми глазками,

    алые щёки трепещут сдержанным

    смехом, руки ласково сплелись,

    вперебивку звучат молодые,

    уютной комнаты, другие, тонкие молодые руки бегают,

    путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и

    ланнеровский вальс не может заглушить воркотню

    патриархального самовара...

    (лингвистический, формальный) организованы глубинным смыслом. (Ланнер(авст)-один из зачинателей вальса)

    Уютное, одушевленное, очеловеченное, радостное пр-во.

      1-2. когда-то, давно-давно комната

    теперь, где-то старость как

    определить вид глаголов. Одиночество

    холод как одиночество.

    2-горит одна свеча символ угасающей жизни .

    4- свеча трещит

    6- свеча мерцает и гаснет

      зима - время года; старость

      лето - время года; молодость, расцвет.

    (вид глаголов, им. прилагательные)

      1. Одинокая, не согретая ничьим присутствием холодная жизнь.

      эмоции, чувства, состояние героя.

    4 а переход в другое пространство, скучный, старческий шёпот - старость низкий потолок

    тени колеблются - трагичность ситуации

      весёлый шум, молодость.

      Смерть.

    Как хороши, как свежи были розы ...

    6. Свеча мерцает и гаснет ...

    Кто это кашляет там так хрипло и глухо?

    Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ...

    Мне холодно ... Я зябну ... и все они умерли... умерли...

    Как хороши, как свежи были розы ...

    Вывод: В тексте 154 слова. ГЦ находится в 4 абзаце, на сравнительном союзе как. Этот союз употреблён в тексте 18 раз.

    И.С.Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»

    Лингвистический анализ миниатюры


    «Стихотворения в прозе» 1878-1882

    Как можно объяснить обращение Тургенева к новому жанру?


    Какова роль рефрена в миниатюре?

    «как хо-ро-ши, как све-жи бы-ли ро-зы!» /- -/- -′/- -′/- -′/- -′/- Что символизирует роза?


    Как переплетены мотивы молодости и старости в данном стихотворении?

    Где-то, когда-то, стих

    Теперь, зима

    настоящее

    Юное лицо, как бьется сердце

    Темно, мороз

    настоящее

    Семейная деревенская жизнь

    Все умерли

    настоящее



    Звукопись в стихотворении

    прошлое

    настоящее

    • «о», «а» («к а к х о р о ши...»), («но к а к о н а мне д о р о г а »),
    • «е», «и» («л е тн и й в е ч е р т и хо та е т и п е р е ход и т в ночь, ... пахн е т р е з е дой и л и пой»)
    • «ш», «ч» («Нагорев ш ая све ч а тре щ ит...», «стар ч еский ш епот»

    «глухой ка ш ель»)


    • Какие мотивы звучат в этом стихотворении?
    • Какое место занимали эти мотивы в творчестве писателя?

    Символы света в миниатюре

    горит одна свеча… зажигаются звёзды… темнеет в комнате… «свеча меркнет и гаснет»...


    «Как хороши, как свежи были розы...».

    «Наконец, свеча меркнет и гаснет...» «Старый пёс - мой единственный товарищ…» «Мне холодно…» «Я зябну… И все они умерли… умерли…»


    Д/з: Какие мотивы повторяются в стихотворении И.Северянина «Классические розы»?

    Сравните в сочинении-миниатюре произведения И.С.Тургенева и И.Северянина.



    
    Top