Анализ сказки кладовая солнца. Анализ произведения М.М

Исполнитель: Колотовкина Анастасия.

Михаил Михайлович Пришвин

«Охранять природу – значит охранять родину».

М. Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии.

Русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Родился в купеческой семье. Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю В. В. Розанову. Переехал в г. Тюмень к дяде окончил шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 Пришвин поступил в Рижский политехникум.

Итак, первая же книга М. Пришвина "В краю непуганых птиц " сделала его известным писателем. Появилось в русской литературе новое имя - Пришвин. Но дорога к себе была для Михаила Михайловича не так еще близка, он не сразу обрел то свое лицо, которое мы сразу же представляем себе, произнося имя - Пришвин.

Он писал множество книг, опробовал разные жанры такие как: рассказ, очерк, поэма, роман, дневник. Но большинство их написано и природе, это можно увидеть даже по названиям произведений:

    Лисичкин хлеб

    Журка

    Золотой луг

    Этажи леса

    Говорящий грач

    Хромка

    Изобретатель

    Ребята и утята

    Синий лапоть

    Медведь

    Лоси

    Глоток молока

    Как Ромка переходил ручей

    Наш сад

    Остров спасения

    Лесной хозяин

    Кладовая солнца

С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.

Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина

Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.

Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю» . Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.

Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной, что подчеркивает единство.

Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, то ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней все, а затем передать эти знания своему читателю.

Рассуждения о чистоте человеческой души

Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжелые удары судьбы, знать об этом.

В основу человеческих отношений писатель ставил взаимопомощь, потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.

М. Пришвин – это величайший писатель, который связал воедино природу и человека. Недаром он говорит: «всё прекрасное на земле - от солнца, а всё хорошее – от человека».

Анализ произведения «Кладовая солнца»

Жанр : Кладовая солнца» - сказка-быль. Так как вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие - за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы - как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик).

Характеристика главных героев:
В произведении «Кладовая солнца» главными героями являются брат и сестра по имени Митраша и Настя, которые потеряли своих родителей, как сказано в произведении.

В самом начале произведения ведется описание главных героев. Внешний образ Насти :
«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».

Описание образа Митраши: « Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. "Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. "Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».

Митраша и Настя были умные дети: « Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. И какие это были умные детишки!»

Так же можно отметить, что Митраша и Настя очень трудолюбивые:
«Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные».

В частности, о Насте, это можно отметить в таких строчках: « Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».

И в частности о Митраше: « Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».

Несмотря ни на что Настя любит своего брата: « Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.

А Митраша и вовсе был смелый малый: « Но не все могли поверить, что мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка. Однако несколько человек из них, кто поверил, с веревкой и большими санками отправились на указанное место и вскоре привезли мертвого Серого помещика».
Но конечно брат и сестра - вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее.
« Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается... Тогда "Мужичок в мешочке" начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос: - Вот еще! - Да чего ты хорохоришься? - возражает сестра. - Вот еще! - сердится брат. - Ты, Настя, сама хорохоришься. - Нет, это ты! - Вот еще!»

Митраша, любит доказывать свою правоту: « Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал:
- Нам надо по этой на север.
- Это не тропа! - ответила Настя.
- Вот еще! - рассердился Митраша. - Люди шли, - значит тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше».
Из-за чего в последствии чуть не утонул в болоте.

Настя была девочка жадноватая : увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. « Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, за каждой красненькой ягодкой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала; ей больше хотелось».
«И только-только бы вспомнить о брате надо было, как вдруг Настенька увидела такое, что не всякой клюквеннице достается хоть раз в жизни своей увидеть...»

Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. « Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность».

Отношение автора к героям : Автор относится к брату и сестре добродушно, так как на протяжении всего произведения отзывается о них только добрым словом. Ласково называет мальчика Митраша или мужичок-в мешочке», «охотник с двойным козырьком», или Настю называет тоже ласково «курочка».

Речевая характеристика героев: речь двух героев просторечная, т.к. дети используют слова «палестинка», «ладило», и т.д.
Кроме этого можно отметить то, что Митраша все время использует восклицательные предложения, что показывает его смелость и мужественность, например, «
Пусть попробует!».

Еще можно сказать, что автор в произведении использует звуки различных животных: « Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу. - Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой. - Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере. - Гу-гу-гу... - красивая птичка снегирь на березе»

Особенности сюжета и композиции: Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями.
Название «Кладовая солнца» - это многозначный образ. «Кладовая солнца» - это не только торф, который можно использовать как источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа. Пришвин - большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор русского леса.

Воспитательная ценность: Пришвин в своей сказке-были воспитывает в детях эстетическое чувство любования природой, т.к. в его произведении присутствует очень много описания природы. Ребенок, читая «Кладовую солнца», развивает в себе также доброту, потому что, сопоставляя с себя с героями этого произведения, он понимает, что все что не делается, должно быть во имя доброты, не только для себя, но и для других. Еще эта сказка-быль учит быть ребенка не жадным, т.к. качество «жадность» очень ярко осуждается в этом произведении. Кроме этого, «Кладовая солнца» воспитывает в детях то, что прислушиваться к чужому мнению просто необходимо, иначе можно наломать множество дров. Помимо всего, можно определить, что это произведение учит ребенка быть смелым и трудолюбивым.


Тема урока: «Правда вековечной любви» в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Цели урока:

На примере текста художественного произведения установить, что благородство и мудрость природы неотделимы от жизни человеческой.

Выяснить смысл основной философской проблемы: «правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

На примере текста художественного произведения показать его символику.

Определить и сформулировать основную идею произведения.

Тип урока. Урок-анализ литературного произведения. Форма – эвристическая беседа.

Оборудование урока:

Компьютерная презентация «Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

П.И.Чайковский «Времена года» («Апрель»);

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание.

Слайд 1. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Нам с вами выпала честь ознакомиться с завещанием М.М.Пришвина, которое он оставил нам, читателям, в своем произведении. Послушайте выдержку из него:

Слайд 2. «Содержание обыкновенной нашей сказки - это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи».

Что надеялся оставить в наследство нам писатель?

^ Веру в победу добра над злом.

Что помогает доброму началу одерживать победу над злым?

Дружба, поддержка, помощь друзей, любовь.

Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»?

^ Удалось, там добро победило зло, все закончилось благополучно.

Но ведь в его, пришвинской, сказке нет ни Змея Горыныча, ни отважного Ивана-царевича. Как же нам понять, что добро победило? Чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам сегодня стать не просто читателями. Мы с вами превратимся в исследователей и юристов. Наша задача – обобщив все выводы предшествующего анализа, найти в произведении скрытое завещание нам, читателям и потомкам.

Для этого нам придется потрудиться. Задача исследователя – найти это скрытое завещание. Задача юриста – сформулировать его и следить за его исполнением.

Слайд 3. Подсказкой для нас станут слова писателя, взятые нами в качестве эпиграфа: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Слайд 4. Мы с вами прочитали произведение, разобрались в его структуре и поговорили о его героях. Всех их мы подвергнем сегодня строгому разбору, чтобы понять, кто же из них олицетворяет добро, а кто зло, состоялась ли победа доброго начала над злым, и в чем смысл этой победы. Это должно приблизить нас к разгадке пришвинской тайны.

^ III. Анализ произведения.

1. - Кто же они, герои пришвинской сказки-были?

Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, Серый помещик, зайчик...

Слайд 5. - Почему мы включили в этот список растения, животных?

Все они являются участниками событий, персонажами сказки. Многим даны имена.

Олицетворение. Слайд 6.

В произведениях какого жанра действуют наряду с людьми растения и животные?

^ В сказке.

А что в произведении делает его былью?

Указание на конкретное место действия, на историческое время. Слайд 7.

Итак, природа в сказке-были не фон, а действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет она себя по отношению к людям, чем помогает, а чем, может быть, вредит им. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой. А увидеть апрельский лес нам поможет музыка П.И.Чайковского, иллюстрации, а также художественное описание природы М.Пришвина. Слайд 8. (Звучит пьеса «Апрель», на фоне музыки дети читают отрывки из «Кладовой солнца», описывающие природу).

В своей повести Пришвин показывает не только гармонию, радость природы, но и ее борьбу за жизнь. В каких эпизодах это видно?

^ История ели и сосны, охота лисицы за зайцем.

Слайд 9. - Как вы, ребята, думаете, почему ссору Насти и Митраши предваряет рассказ о сосне и ели?

Природа неотделима от жизни человека. Она мудра. Между всем существующим на свете есть неразрывная, тесная связь. Именно об этом нам и хотел сказать М.Пришвин. Природа предупреждает детей.

Какие еще эпизоды подтверждают эту мысль автора?

^ Ссору детей предваряет ссора тетерева-косача с вороном. Серая хмарь закрывает от людей солнце.

Как настроены по отношению к людям эти персонажи? Какое начало они олицетворяют?

А теперь давайте вернемся к детям. Где началась ссора между ними?

^ У Лежачего камня.

Вспомните, в каких еще произведениях герои останавливаются возле большого камня?

В сказках. На камне написано: направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь – смерть найдешь.

2. - Верно. Возле такого камня у сказочных и былинных героев встает проблема выбора пути. Такая же проблема встала и перед нашими героями.

Слайд 10. - По какой тропе пошла Настя?

Девочка пошла по широкой, проторенной дорожке, где все люди ходят.

Как это характеризует девочку?

^ Она благоразумна, осторожна, не хочет рисковать.

Как ведет себя девочка на палестинке и кто является свидетелем этого?

Попав на палестинку, Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и собирала клюкву, не поднимая головы. Ее охватила жадность. Она забыла даже о себе. Свидетелями этого стали лось и змея.

Слайд 11. - Зачем Пришвин сравнивает Настю с лосем?

Лось - огромное животное. Он довольствуется малым: собирает мох, кору деревьев, веточки. Маленькая девочка Настя хотела собрать как можно больше клюквы. Ее охватила жадность. Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности.

Что еще мы видим на палестинке?

^ На палестинке был пень, а на нем лежала змея.

Давайте сравним поведение Насти и образ жизни этого старого пня.

Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим. Прием антитезы.

Как вы думаете, случайно ли на пне оказывается именно змея?

^ Нет. Настя сама похожа на змею, на животное. В змее она увидела себя. Ей стало стыдно.

Кто же помогает девочке осознать себя человеком?

Лось, пень. Одним словом, природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением.

В этом эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания. Слайд 12. Определим характеристики этих персонажей: доброе или злое начало они представляют?

3. - А теперь давайте посмотрим, что же делает Митраша? По какой тропе он пошел? Слайд 13.

По узкой тропе.

Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Каким автор рисует мальчика?

Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен.

М.Пришвин называет его «маленьким человеком». Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом. И в то же время сожалеет о его упрямстве, которое завело Митрашу в Слепую Елань.

Кто и что сопровождает Митрашу на его пути к Слепой Елани? Определите место этих персонажей в нашей таблице.

Ворон, ждущий поживы, но в то же время предупреждающий об опасности; елочки-старушки, похожие на злых ведьм, но преграждающие путь в болото; трава белоус, указывающая тропу человеческую.

Слайд 14. - Почему же Митраша угодил-таки в Слепую Елань?

Он не увидел знаков природы и понадеялся на одного себя, проявил упрямство, не учел опыта другого человека.

Кто спасает мальчика из болота?

^ Мальчика спасает Травка. Слайд 15.

4. - Вспомните все, что мы знаем о Травке. Какое начало она представляет: доброе или злое?

Это была собака Антипыча. Травка предана человеку, он для нее хозяин и друг.

Что означает выражение писателя: «Теперь Травке нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя»?

Оставшись одна, собака теперь принадлежала сама себе. Для себя она гоняла зайцев, искала себе пищу. Долгое время Травка жила для Антипыча, вместе с ним ходила на охоту, служила ему верой и правдой. Антипыч умер, но собака продолжает жить и охотиться для старика. Подмяв зайца, Травка терпеливо ждала, когда придет охотник и заберет добычу.

На какие две группы Травка разделила всех людей?

^ Людей Травка разделила на 2 разряда: Антипыч и враг Антипыча.

По какому принципу она делит людей на две группы? Что важно для Травки в человеке?

Важна доброта, забота, щедрость. Тот, в ком Травка видит эти качества, - Антипычи. Остальные – враги Антипыча.

Кто такие «Враги Антипыча», по мнению Травки?

^ Это злые, эгоистичные люди.

Сразу ли собака узнала в Митраше Антипыча?

Нет, не сразу. Только услышав свою кличку, собака перестала сомневаться, кто перед ней. Еще она увидела огонек в глазах мальчика, а до этого они были тусклыми, мертвыми.

Почему собака ползет к Митраше с остановками?

^ Травка почувствовала неискренность в словах мальчика,

подозревала что-то не совсем чистое в словах Антипыча.

А почему же, сомневаясь, она не убежала, а продолжала ползти?

^ Травка надеялась, что это все же Антипыч, ей нужно было найти себе нового хозяина, служить кому-то.

Что олицетворяет Травка в сказке-были? Символом чего она является?

Травка – символ верности, преданности и заботы.

5. Слайд 16. - Ребята, взгляните на иллюстрации разных художников к сказке-были, на которых изображен Антипыч и Травка. Слайд 17. А теперь посмотрите на портрет М.М.Пришвина. Что вы можете сказать об этих двух людях?

^ Они очень похожи. Антипыч похож на Пришвина.

Как вы думаете, только лишь внешне Антипыч похож на Михаила Михайловича Пришвина? (можно вспомнить возраст писателя в годы его работы над произведением).

^ Не только. Пришвин такой же мудрый, как Антипыч.

Можем ли мы предположить, что, как и Антипыч, Михаил Михайлович Пришвин знает какую-то правду, сокрытую пока от нас?

Вот мы и подошли с вами к разгадке. Поняв правду Антипыча, мы сможем узнать и правду Пришвина, а значит, расшифровать его завещание, оставленное в произведении. Итак, исследователи, подведите итог. Назовите нам героев, которые олицетворяют в сказке добро.

^ Настя, Митраша, их родители, Антипыч, соседи, геологи, Травка, лось, пень, трава белоус, солнце.

Скажите, кто из героев проявляет как хорошие качества, так и не очень?

^ Настя, Митраша, ель и сосна, Ворон и Ворониха, елочки-старушки.

Кто в сказке-были является носителем злого начала, его олицетворением?

Волк Серый Помещик, змея, Слепая Елань.

Скажите пожалуйста, всегда ли злое начало в сказке призвано вредить людям?

^ Нет. Ворон – символ несчастья и одновременно мудрости, он предостерегает своим криком детей, но они не понимают этого предостережения. И елочки тоже.

Какой вывод мы может сделать о природе?

А какой вывод мы можем сделать о людях в повести? Все ли прислушиваются к природе, ценят и понимают ее?

Нет. Антипыч понимал природу, Травка ее понимает. А Настя и Митраша нет. Группа геологов, в числе которых находится и рассказчик, тоже не сразу научилась ценить и понимать природу. Им помог Антипыч. Вывод: не все люди умеют ценить и понимать природу. Слайд 18.

6. Слайд 19. - Почему образ Антипыча возникает на фоне природы?

Природа - это чистота, гармония, красота. Такая же чистая и душа Антипыча. Он знает природу, заботится о ней.

Скажите, жив или умер Антипыч?

Почему именно к нему идут за советом люди?

Антипыч много знает, у него большой жизненный опыт, он хранитель «правды».

Что это за правда? Как определил ее в конце повести рассказчик? (стр.147, гл.11)

^ Правду эту он обещал «перешептать» перед смертью собаке. Это «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

Слайд 20. - Посмотрите - «суровой борьбы». Борьбы против чего? Что может мешать любви?

^ Против зла, равнодушия, эгоизма.

Что значит любовь в понимании Антипыча? В чем она проявляется?

Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе.

Мы проанализировали образы всех героев произведения. Кому из них предстоит познать правду Антипыча?

^ Насте и Митраше.

Вспомните, какие отрицательные качества проявились в них на Блудовом болоте?

Упрямство, самоуверенность, эгоизм, жадность.

Эти качества могут помочь человеку любить?

Что же предстоит сделать нашим героям, чтобы постигнуть правду Антипыча?

Победить в себе эти качества.

Итак, вывод таков: Слайд 21: чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная.

Удалось ли Антипычу перешепнуть эту правду Травке?

^ Да. Травка любит людей, помогает им.

Почему волк Серый помещик обречен на гибель?

Волк злой, он думает только о себе, волк не умеет сочувствовать, никого не любит. Он не находит поддержки у природы.

К чему призывает людей Антипыч, говоря им о правде?

^ Призывает искать ее самим.

Что мешало нашим героям понять природу, ее знаки?

Упрямство, самоуверенность, жадность. Они забыли в момент ссоры друг о друге.

7. - Антипыч - это обычный человек, который когда-то жил и умер. Он добрый и мудрый, память о нем живет, и эта память помогает живым! А в мире природы есть такой персонаж, который тоже олицетворяет добро, делает все вокруг красивым, согревает и помогает всему живому. Что это?

^ Это солнце.

Ребята, подумайте, есть ли общее в правде Антипыча и в значении, сущности солнца?

Антипыч учил любить, заботиться друг о друге. Солнце тоже заботится обо всех, согревает всех и светит всем.

Слайд 22. - Посмотрите на солнце! Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. «…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло».
- А что такое «кладовая солнца»?

^ Кладовая солнца - это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего.

Только ли полезными ископаемыми Блудова болота богаты эти места?

Нет. Богата клюквой чудесная палестинка. Природа - тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живет благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли.

А каков человек для природы? Какое место он занимает в ней?

^ Человек – вершина природы, он занимает главное место. Вся природа покорна человеку, она признает его главенство и силу.

^ Бережно, внимательно. Человек должен беречь природу.

Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее. Слайд 23.

Сказка-быль имеет символическое название. «Кладовая солнца» - это и богатство земли, и люди, и природа. Давайте соберем все сделанные сегодня исследователями выводы воедино Слайд 24:

Природа помогает людям, учит их жизни.

Природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.

Но не все люди умеют ценить и понимать природу.

Чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная.

^ Природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.

Вспомните эпиграф нашего урока - « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Исходя из этого, уважаемые юристы, сформулируйте, пожалуйста, текст завещания Пришвина, которое он оставил в произведении нам, его читателям.

«Природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться ее богатствами разумно. Учитесь любить, ценить и понимать природу. Для этого нужно сохранять в себе лучшие человеческие качества и бороться с дурными».

IV. Слайд 25: Домашнее задание.

На основе сделанных сегодня выводов, напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

В чем был прав и в чем ошибался Митраша?

«Не знавши броду, не лезь в воду».

За что я благодарен М.М.Пришвину.

Список используемой литературы:

Тимрот А. Пришвин в Московском крае. - М., 1973.

Мотяшов И. Михаил Пришвин // Детская литература. - 1968.

Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. - М., 1988.

М а р а н ц м а н В. Г., Ч и р к о в с к а я Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.

В е р б и ц к и й А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.

Тема:

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ »

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  • анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  • развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Задачи:

Обучающие. Проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

Развивающие. Совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Конспект урока литературы по теме «Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» для 6 класса

Тема: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

Тип урока: комбинированный

Цели:

  1. на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  2. анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  3. развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Задачи:

Обучающие: - проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

Развивающие: - совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет М. Пришвина, проектор, кроссворды.

Ход урока.

Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

М. Пришвин

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизоды рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число и тему урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». А для начала мы вспомним особенность творчества Пришвина, вокруг чего он строил свое произведение?(Природа и человек, прослеживается взаимосвязь)

III. Работа над содержанием произведения.

  1. Литературный поединок.

Ваша цель – быстро и правильно ответить на заданные мною вопросы.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте,всё равно, что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? (Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

1)Какими вы видите главных героев сказки-были? Давайте попробуем сделать кластер о внутренних чертах Митраши и Насти.

3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?

(Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)

(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)

Прочитаем короткий диалог в начале повествования.(c. 121 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)

6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 123 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).

7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

8)Какое событие является завязкой повествования?

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)

10) Какую роль в развитии событий играет природа?

Комментарий учителя:

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

1 эпизод - “Митраша в беде”.

Как природа предупреждает мальчика об опасности?

(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” - тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?

(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

Как животные реагируют на появление детей в лесу?

(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши”

(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

Вопросы классу:

1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?

Вопросы классу:

1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?

IV. Вывод.

Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).

Теперь вернемся к кластеру. Появились ли изменения? Есть ли отличия в их характере? А сходства?

Теперь делимся на 2 команды: слева от меня команда «Митраши»,а справа «Настеньки»

Итак, внимание на экран.

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)

3. Решить кроссворд.



Константин Паустовский называл Пришвина "разнотравьем русского языка". Нежность и любовь к природе чувствуется в каждой строчке писателя. В повести "Кладовая солнца" Пришвин описывает природу восточной части Орловщины, простую и немного суровую. На фоне этого яснее выступают все прекрасные качества земли, кажется, что сама природа одухотворена, что она участвует в судьбе главных героев, Насти и Митраши.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


С первой же строчки повести мы знакомимся с детьми, жизнь которых целиком и полностью связана с природой, землёй, лесом. Сироты Настя и Митраша ведут незамысловатое хозяйство, справляются со всем сами. Земля и лес кормят их, и дети не упускают возможности пользоваться их дарами, "кладовой солнца". Когда Настя и Митраша отправляются за клюквой, мы вслед за ребятами знакомимся с невероятным миром русского леса и его героями. Мы постепенно забываем, что персонажи Пришвина не люди, а звери, птицы, деревья и травы, река и ветер, так одухотворены они в повести. У каждого есть свой характер и привычки: сороки спорят с воронами, река жестоко расправляется с деревьями, отвоёвывая себе место, ветер поёт и разносит семена. У камней, птиц и волков даже есть свои имена, и у каждого своя роль в повествовании. Некоторые персонажи добры к людям, некоторые равнодушно взирают на маленьких человечков, шагающих по лесу по свои делам, но некоторые могут погубить, и только дружба, смекалка и взаимопомощь позволяют Насте и Митраше избежать опасностей. Невольно вспоминаются слова самого писателя: «Если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой – и весна останется в тебе навсегда». Пришвин показывает русскую природу как мать-кормилицу, сказочника и учителя. Ребята извлекают свои уроки и понимают, что "кладовая солнца", открывается только тем, у кого трудолюбие и смелость идут рука об руку с осторожностью и благоразумием. Во взгляде Михаила Михайловича Пришвина на землю, природу и людей есть что-то удивительное. Он видит мир как-будто бы в первый раз, как в детстве. И от этого лес начинает разговаривать с человеком, если тот способен услышать его. И мне очень радостно, что мы можем вновь и вновь погружаться в этот мир и общаться с его героями.

Обновлено: 2012-03-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Видно, что Пришвин интересно обыгрывает сказочные мотивы, например, читатель не сомневается в том, что события происходят на самом деле, хотя в повести много сказочных персонажей. Даже Настя сравнивается с Золотой Курочкой, а Митраша называется "Мужичком в мешочке".

В повести "Кладовая солнца", анализ которой мы проводим, рассказывается о приключениях детей, которые остались сиротами. Эти дети попадают в такие непростые жизненные обстоятельства, что и взрослым пришлось бы туго. Детям приходится рано становится взрослыми, решать "взрослые" проблемы. Какие качества проявляют они в таких условиях? Настя, например, очень хозяйственная, Митраша мастеровит, он даже может из дерева сделать посуду.

Хорошо видно само отношение автора к своим героям. Он их называет "нашими любимцами". Понятно, что у Митраши и Насти время от времени возникают недопонимания и перепалка, но брат старается показать, что главным в доме теперь является он. Однако все эти ссоры мило выглядят, поскольку брат с сестрой в общем любят друг друга. Образ главных героев хорошо раскрывается в ситуации, когда дети решают пойти набрать клюквы. Этот момент весьма важен при анализе "Кладовой солнца". Как обстоятельно и серьезно они подходят к сборам! Брат рассказывает о "палестинке", помня рассказ своего отца. Он надеется отыскать "палестинку", чтобы побольше набрать сладкой клюквы. В итоге между ребятами разгорается ненужный спор, и каждый идет в лес сам по себе.

Важные детали анализа "Кладовая солнца"

Природа в сказке Пришвина "Кладовая солнца" играет ключевую роль. Пришвин не только умело описал природу, но и "оживил" ее, представив, как самостоятельное действующее лицо, у которого своя жизнь. Природа даже особым образом выражает свое отношение к происходящему с детьми и влияет на их жизнь. После того как Митраша поссорился с Настей, и они разделились, начал злобно выть ветер и качать со стонами деревья, а солнце исчезло. Таким образом стало понятно, что герои должны готовиться к испытаниям.

Образ старика Антипыча автор создал сказочно - неизвестно, сколько ему лет, видно только, что он очень старый. В своей речи Антипыч то и дело говорит загадками, да к тому же он понимает язык своей собаки Травки и сам может с ней объясниться. Антипыч поведал Травке главную тайну жизни, которая заключается в умении любить и быть любимым, причем, такая взаимная любовь должна быть между живыми существами, особенно, если одному из них требуется помощь. Не случайно идет речь о живых существах, к коим относятся не только люди. Например, когда умер старик Антипыч, это стало несчастьем прежде всего для Травки, которая стала считать в итоге "маленьким Антипычем" нашего главного героя Митрашу. Это произошло после спасения собакой мальчика из болота.

Непременно, делая анализ сказки "Кладовая солнца" Пришвина, надо подметить, что послужило причиной испытаний Митраши и Насти. Митраша понадеялся на себя, забыв народную мудрость. Он направился в самое болото, которое его чуть не погубило. А Настей овладела жадность, которая собирала себе клюкву, уходя все дальше и дальше. Когда девочка поняла, что забралась слишком далеко, она закричала. Но крик ее был вызван страхом за брата, и Митраша уловил ее голос. Сама Настя поняла, что была неправа и укоряет себя.

Выводы о характерах главных героев

Собака Травка не сразу стала воспринимать Митрашу, как своего нового хозяина. Лишь когда герой окликнул своего спасителя-собаку, она приняла его власть. Оказавшись в сильной опасности, Митраша проявил взрослые качества, силу и смелость, и Травка почувствовала это. К тому же, вставший на пути Митраши матерый хищник, оказался сражен человеком, а это еще одно проявление силы и мужества.

Мы надеемся, что данный анализ повести "Кладовая солнца" окажется для вас полезным. Почаще бывайте в нашем литературном Блоге , делитесь статьями с друзьями.




Top