Анализ сказки золушка перро. Скрытый смысл сказок: «Золушка

Сегодня в блоге мы рассмотрим сценарный анализ сказки Золушка глазами трансактного аналитика Эрика Берна. Это необходимо для понимания сходства сценариев персонажей детских волшебных сказок и реальных жизненных сценариев написанных нашими родителями и ближайшим окружением.
Сказкотерапия для детей и взрослых

Транзактный, сценарный анализ сказки Золушка

Поучения, которыми Шарль Перро сопроводил историю Золушки, были, на взгляд Эрика Берна, основателя трансактного и сценарного анализа и терапии, Родительскими предписаниями (в роли родителя выступила фея) ставшего основой программирования жизненного сценария.

Автор говорил о счастливом даре, который больше, чем красота лица; обаяние этого дара превосходит все другое. Именно это и дала Золушке фея. Она так заботливо ее наставляла, так обучала благородным манерам, что Золушка стала королевой.

Теперь давайте рассмотрим представление о Золушке с точки зрения трансакционного, сценарного аналитика, в том виде, как она выглядит в сказке Перро, которую знают практически все дети, и обсудим различные содержащиеся в сказке жизненные сценарии, многие из которых легко обнаруживаются в реальной жизни.

Сказка Золушка, или Хрустальная туфелька – самая любимая сказка всех девочек. Хотя сюжет сказки очень распространен в литературе, маленькие и взрослые предпочитают читать онлайн именно сказку Шарля Перро.

Сказка Золушка, или Хрустальная туфелька читать

Бедная девушка была сиротой, терпела издевательства мачехи и сводных сестер, выполняла всю работу в доме. Когда девушки всего королевства были приглашены во дворец на бал, сестры Золушки наряжались и прихорашивались. Они мечтали выйти замуж за принца. Золушка тоже хотела попасть на бал. Когда сестры уехали, появилась ее крестная, добрая фея, которая знала о мечте бедной сиротки. Волшебство феи превратило тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера. Подарила фея девушке прекрасное платье и хрустальные туфельки. Прекрасной принцессой явилась Золушка на бал, и принц влюбился в нее с первого взгляда. Фея предупредила, что ровно в полночь волшебство исчезнет. До полуночи девушка должна была покинуть дворец. Счастливая Золушка забыла о предупреждении феи. Когда часы пробили двенадцать, бросилась Золушка бежать из дворца. На ступеньках она потеряла туфельку. Слуги принца ездили по всему королевству с хрустальной туфелькой в поисках прекрасной незнакомки. В доме Золушки примеряли туфельку мачехины дочки, только она была им мала. Предложили примерить туфельку замарашке. Туфелька оказалась девушке впору. Достала она вторую. Добрая фея превратила домашнее платье Золушки в пышный бальный наряд. Все узнали в ней прекрасную принцессу. Повезли девушку во дворец. И стала Золушка женой прекрасного принца. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Золушка, или Хрустальная туфелька

Читать и перечитывать сказку Золушка, или Хрустальная туфелька своей маленькой принцессе вы будете много раз. Секрет ее популярности в привлекательности главной героини, яркости картин, в красивом чуде, которым наполнена сказка, а также в справедливой счастливой концовке. Чему учит сказка Шарля Перро Золушка? Да она просто энциклопедия маленькой принцессы. Нужно быть доброй, отзывчивой и трудолюбивой, иметь терпение и уметь прощать, быть искренней, приветливой и верить в чудо. Главная идея сказки – награду получает тот, кто своим поведением ее заслуживает.

Мораль сказки Золушка, или Хрустальная туфелька

Тот, кто заслуживает, обязательно от судьбы получает подарки. А кто очень старается – может получить в награду и прекрасного принца. И пусть мораль любимой сказки станет для маленьких читательниц мотивацией к самоусовершенствованию.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Делай добро, добро и будет.
  • Судьба поступает по справедливости, нужно только уметь ждать.



Анализ сказки Шарля Перро "Золушка"

Золушка - одна из наиболее популярных сказок талантливого французского сказочника Шарля Перро. Эта сказка живет уже более четырех столетий, не подвергаясь забвению ни у детей, ни у взрослых. Все знаменитые киностудии и театры мира так или иначе использовали сюжет "Золушки".

Образ милой, умной и трудолюбивой девушки, чьи права на счастье и благополучие были несправедливо ущемлены злой мачехой и ее дочерьми, неизменно вызывает симпатии читателей, зрителей, режиссеров и актеров. Чудесное превращение Золушки в роскошную красавицу с помощью волшебства Феи-крестной - стало символом успешной работы визажистов, парикмахеров, портных и стилистов. Встреча Золушки на королевском балу с Принцем - также стала символом осуществления мечты многих девушек, мечты о встрече с идеальным возлюбленным.

Когда в современной литературе хотят сказать о нереальных запросах в личной жизни той или иной особы женского пола, то говорят: "Она ищет Принца!" Разумеется, речь идет об умном и добром Принце из сказки "Золушка", а не о распущенных и эгоистичных принцах времен Людовика Четырнадцатого, когда жил Шарль Перро.

Вот только не все, ознакомленные со сказкой "Золушка" подмечают очень важную часть поучительной стороны этой волшебной истории: ТЕРПЕНИЕ и ТРУДОЛЮБИЕ главной героини. Ведь не случайно народная мудрость гласит: "Терпение и труд все перетрут!" В истории Золушки не самое важное наличие Феи, не самое важное танцы героини в нарядном платье на балу, и даже не самое важное - встреча с Принцем. Важнее всего то, что Золушка - символ девушки, которая по своим духовным качествам заслуживает счастья! Ведь шанс на удачное решение в вопросах личной жизни предоставляется многим, а вот удержать удачу, не растерять того доброго, что дает судьба - это получается не у всех. Только у тех, кто умеет работать над собой - мечты сбываются!




Текст сказки Золушка

Жил однажды богатый и знатный человек. У него умерла жена, и он женился второй раз на такой бессердечной гордячке, какой больше не сыщешь. У неё было две дочери, во всём похожие на мамашу, – такие же заносчивые злюки. А у мужа была дочка на редкость кроткая и ласковая, вся в покойную свою мать, добрейшую женщину в мире.

Мачеха сразу же показала свой злой нрав. Её раздражала доброта падчерицы – рядом с этой милой девушкой собственные её дочери казались ещё противнее.

Мачеха взвалила на девушку всю самую грязную и тяжёлую работу в доме: она и посуду чистила, и лестницу мыла, и полы натирала в комнатах капризной мачехи и её избалованных дочек. Спала она на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке. А у её сестриц спальни были с паркетными полами, с пуховыми постелями и с зеркалами от пола до потолка.

Бедная девушка всё терпела и боялась жаловаться отцу – он только разбранил бы её, потому что во всём слушался своей новой жены.

Окончив работу, бедняжка забивалась в уголок у самого очага и садилась прямо на золу, за что старшая мачехина дочка прозвала её Замарашкой. Но младшая, не такая грубиянка, как сестра, стала звать её Золушкой. А Золушка и в стареньком платьице была во сто раз милее своих разряжённых сестриц.

Как " ms="" mincho="">‑ то раз сын короля решил устроить бал и созвал на него всех знатных людей в королевстве. Были приглашены и Золушкины сёстры. Как же они обрадовались, как засуетились, выбирая себе наряды и украшения! А Золушке только прибавилось работы: ей надо было гладить юбки и крахмалить воротнички для сестёр.

Сёстры без конца толковали, как бы получше нарядиться.

– Я, – говорила старшая, – надену красное бархатное платье с кружевами…

– А я, – перебивала её младшая, платье надену обыкновенное. Зато сверху наброшу накидку с золотыми цветами и бриллиантовыми застёжками. Такая не у всякого найдётся!

Они заказали лучшей мастерице чепчики с двойными оборками, купили самые дорогие ленты. И во всём спрашивали совета у Золушки, потому что у неё был очень хороший вкус. Она от всей души старалась помочь сёстрам и даже предложила их причесать. На это они милостиво согласились.

Пока Золушка причёсывала их, они спрашивали её:

– Признайся, Золушка, тебе очень хотелось бы попасть на бал?

– Ах, сестрицы, не смейтесь надо мной! Разве меня туда пустят?

– Да уж, правда! Все бы покатились со смеху, если бы увидели такую замарашку на балу.

Другая бы за это нарочно причесала их похуже, но Золушка, по своей доброте, постаралась причесать их как можно лучше.

Сёстры два дня ничего не ели от радости и волнения, старались потуже стянуть себе талии и всё вертелись перед зеркалом.

Наконец настал желанный день. Сестрицы отправились на бал, а Золушка долго смотрела им вслед. Когда их карета скрылась из виду, она горько заплакала.

Золушкина тётушка увидела, что бедная девушка плачет, и спросила, чем она так огорчена.

– Мне хотелось… хотелось бы… – от слёз Золушка не могла договорить.

Но тётушка догадалась и сама (она ведь была волшебница):

– Тебе хотелось бы на бал, правда?

– Ах, да! – со вздохом ответила Золушка.

– Обещаешь быть во всём послушной? – спросила волшебница. – Тогда я помогу тебе поехать на бал. – Волшебница обняла Золушку и сказала ей: – Ступай в огород и принеси мне тыкву.

Золушка побежала в огород, выбрала самую лучшую тыкву и отнесла её волшебнице, хотя никак не могла понять, каким это образом тыква поможет ей попасть на бал.

Волшебница выдолбила тыкву до самой корки, потом прикоснулась к ней волшебной палочкой, и тыква мигом превратилась в золочёную карету.



Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей.

Она велела Золушке приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня.

И вот вместо шести мышей появилась превосходная упряжка из шести лошадей мышиной масти в яблоках.

Волшебница задумалась:

– Откуда бы взять кучера?

– Пойду посмотрю, не попала ли в крысоловку крыса, – сказала Золушка. – Из крысы можно сделать кучера.

– Верно! – согласилась волшебница. – Пойди посмотри.

Золушка принесла крысоловку, где сидели три большие крысы.

Волшебница выбрала одну, самую крупную и усатую, тронула её своей палочкой, и крыса превратилась в толстого кучера с пышными усами.

Тогда волшебница сказала Золушке:

– В саду, за лейкой, сидят шесть ящериц. Пойди принеси их мне.

Не успела Золушка принести ящериц, как волшебница превратила их в шестерых слуг, одетых в расшитые золотом ливреи. Они так ловко вскочили на запятки кареты, как будто всю жизнь ничем другим не занимались.

– Ну вот, теперь можешь ехать на бал, – сказала волшебница Золушке. – Довольна ты?

– Конечно! Только как же я поеду в таком гадком платье?

Волшебница коснулась Золушки своей палочкой, и старое платье мигом превратилось в наряд из золотой и серебряной парчи, богато расшитой драгоценными камнями.

В придачу волшебница подарила ей пару хрустальных туфелек. Свет не видел ещё таких красивых туфелек!

Пышно разодетая, Золушка уселась в карету. На прощанье волшебница строго mso-bidi-font-family:"MS Mincho"">‑ настрого приказала ей вернуться до того, как часы пробьют полночь.

– Если ты пробудешь хоть на минуту дольше, – сказала она, – карета твоя опять станет тыквой, лошади превратятся в мышей, слуги – в ящериц, а пышный наряд – в старое платье.

Золушка обещала волшебнице уехать из дворца до полуночи и, сияя от счастья, отправилась на бал.

Королевскому сыну доложили, что прибыла неизвестная, очень важная принцесса. Он поспешил ей навстречу, помог выйти из кареты и повёл в зал, где уже собрались гости.

В зале сразу наступила тишина: гости перестали танцевать, скрипачи перестали играть – так все были поражены красотой незнакомой принцессы.

– Какая красавица! – шептались кругом.

Даже сам старик король не мог на неё наглядеться и всё твердил на ухо королеве, что давно не видел такой красивой и милой девушки.

А дамы внимательно рассматривали её наряд, чтобы завтра же заказать себе точь mso-bidi-font-family:"MS Mincho"">‑ в mso-bidi-font-family:"MS Mincho"">‑ точь такой, только боялись, что не найдут достаточно богатых материй и достаточно искусных мастериц.

Принц проводил её на самое почётное место и пригласил танцевать. Танцевала она так хорошо, что все ещё больше залюбовались ею.

В самый разгар беседы Золушка вдруг услышала, что часы пробили три четверти двенадцатого. Она поскорее распрощалась со всеми и поспешила уйти.

Вернувшись домой, она прежде всего побежала к доброй волшебнице, поблагодарила её и сказала, что хотела бы завтра опять попасть на бал – принц очень просил её приехать.

В то время, как она рассказывала волшебнице обо всём, что происходило на балу, раздался стук в дверь – это приехали сёстры. Золушка пошла им отворять.

– Долго же вы пробыли на балу! – сказала она, протирая глаза и потягиваясь, как будто только что проснулась.

На самом деле, с тех пор как они расстались, ей совсем не хотелось спать.

– Побывала бы ты на балу, – сказала одна из сестёр, – тебе бы некогда было скучать. Туда приехала принцесса – да какая красивая! Красивей её никого на свете нет. С нами она была очень любезна, угощала нас апельсинами.

Золушка вся задрожала от радости. Она спросила, как зовут принцессу, но сёстры ответили, что никто её не знает и принц очень этим огорчён. Он что угодно отдал бы, лишь бы узнать, кто она такая.

– Наверно, она очень красивая! – улыбаясь, сказала Золушка. – И счастливицы же вы! Как бы мне хотелось хоть одним глазком посмотреть на неё!.. Милая сестрица, пожалуйста, одолжите мне ваше жёлтое домашнее платье.

– Вот ещё выдумала! – отвечала старшая сестра. – Чтоб я дала своё платье такой замарашке? Да ни за что на свете!

Золушка так и знала, что сестра откажет ей, и даже обрадовалась – что бы она делала, если бы сестрица согласилась дать ей свой платье!

На другой день Золушкины сёстры опять поехали на бал. Золушка поехала тоже и была ещё наряднее, чем в первый раз. Принц не отходил от неё и нашёптывал ей всякие любезности.

Золушке было очень весело, и она совсем позабыла о том, что приказывала ей волшебница. Она думала, что нет ещё и одиннадцати часов, как вдруг часы стали бить полночь. Она вскочила и упорхнула, как птичка. Принц бросился за ней, но догнать её никак не мог.

Второпях Золушка потеряла одну из своих хрустальных туфелек. Принц бережно поднял её.

Он расспросил стражу у ворот, не видел ли кто, куда уехала принцесса. Стражники ответили, что видели только, как из дворца выбежала бедно одетая девушка, больше похожая на крестьянку, чем на принцессу.

Золушка прибежала домой запыхавшись, без кареты, без слуг, в своём стареньком платье. От всей роскоши у неё осталась только одна хрустальная туфелька.

Когда сёстры возвратились с бала, Золушка спросила их, было ли им так же весело, как вчера, и приезжала ли опять прекрасная принцесса.

Сёстры ответили, что приезжала, но только когда часы начали бить полночь, она бросилась бежать – да так поспешно, что уронила с ноги красивую хрустальную туфельку. Принц поднял туфельку и до конца бала не сводил с неё глаз. По всему видно, что он влюблён в прекрасную принцессу – владелицу туфельки.

Сёстры сказали правду: прошло несколько дней – и принц объявил по всему королевству, что он женится на девушке, которой придётся по ноге хрустальная туфелька.

Сначала туфельку примеряли принцессам, потом герцогиням, потом всем придворным дамам подряд. Но она не годилась никому.

Принесли хрустальную туфельку и к Золушкиным сёстрам. Они из сил выбивались, чтобы втиснуть ногу в крохотную туфельку, но ничего у них не получилось.

Золушка видела, как они стараются, узнала свою туфельку и спросила с улыбкой:

– Можно и мне примерить туфельку?

Сёстры в ответ только высмеяли её.

Но придворный, который пришёл с туфелькой, внимательно посмотрел на Золушку. Он увидел, какая она красавица, и сказал, что ему дан приказ примерять туфельку всем девушкам в королевстве. Он усадил Золушку в кресло и едва поднёс туфельку к её ножке, как она наделась совсем свободно.

Сёстры очень удивились. Но каково же было их изумление, когда Золушка достала из кармана вторую такую же туфельку и надела её на другую ногу!

Тут подоспела добрая волшебница, коснулась своей палочкой старенького Золушкиного платья, и оно на глазах у всех превратилось в пышный наряд, ещё роскошнее прежних.

Вот когда сёстры увидели, кто была прекрасная принцесса, которая приезжала на бал! Они бросились перед Золушкой на колени и стали просить прощения за то, что так дурно обращались с ней.

Золушка подняла сестёр, расцеловала и сказала, что прощает их и только просит, чтобы они всегда любили её.

Потом Золушку в её роскошном наряде повезли во дворец к принцу. Она показалась ему ещё красивее, чем раньше. И несколько дней спустя он женился на ней.

Золушка была так же добра душой, как и прекрасна лицом. Она взяла сестёр к себе во дворец и в тот же день выдала их замуж за двух придворных вельмож.

Экранизации и постановки:

По мотивам французской версии сюжета Евгений Львович Шварц написал пьесу. В 1947 году она была экранизирована Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро. Это самая известная в России экранизация сказки. На версии Братьев Гримм, в адаптации Божены Немцовой основана чешско-немецкая экранизация «Три орешка для Золушки» 1973 года. Из мультипликационных версий известны советский мультфильм «Золушка» 1979 года, режиссёр Иван Аксенчук, а также полнометражный мультфильм Уолта Диснея, вышедший на экраны в 1950 году.

Кроме того, существует множество кинофильмов и телесериалов, в которых на современном материале обыгрывается схожая сюжетная линия «из грязи - в князи»: «Сабрина», «Красотка», «Миллионер из трущоб», «Богатые тоже плачут» и т. д.

Интересно подан образ Золушки в фэнтезийном минисериале "Десятое королевство", где на момент происходящих событий Золушке 200 лет. Она по-прежнему прекрасна и юна, только пару комичных эпизодов свидетельствуют об отразившемся на здоровье солидном возрасте.

Имеется также комедийный мультфильм 2007 года, снятый по мотивам сказки с собственным сюжетом - Новые приключения Золушки. Производства США-Германия, режиссёры: Пол Болджер и Ивет Каплан.

Министерство образования Украины

Харьковский национальный университет им. Каразина

на тему: "Психологический портрет Золушки"

г. Харьков 2008


Речь пойдет о героине сказки Шарля Перро "Золушке", которая рассматривалась с моей точки зрения (славянской) понимания этой зарубежной героини.

С начала сказки героиня Золушки предстает милой, общительной, сопереживающей и готовой придти на помощь нуждающимся в ней, маленькой девочкой, которая радуется жизни, своим родителям, открыта окружающему миру. Ребёнком, который может и выражает свободно свои эмоции и чувства, разные свои желания и взгляды. Она значима и уважаема должным образом своими родителями. Можно сказать, что как ребенок, Золушка играла и развивалась свободно, не ограничивая свой творческий потенциал и способности, открыто выражала (пусть по-детски наивно) свои взгляды на вещи. В этот момент её жизнь была интересной и наполненной смыслом.

Рассматривая детство и семью Золушки, можно предположить, что условия такого хорошего воспитания и отношения к ней: как ещё маленькой, но уже личности, взрастили бы целостную личность во взрослой Золушке. Но неожиданный удар судьбы - смерть мамы и в дальнейшем брак её отца на новой жене - злой мачехе коренным образом меняют жизнь Золушки, а впоследствие и её личность подвергается изменениям.

Как происходил процесс изменения личности Золушки можно лишь предполагать и фантазировать, так как в сказке этот период её взросления коротко описывается тяжелыми условиями (в том числе бездействием и беспомощностью отца) и многочисленными обязанностями.

Повзрослевшая Золушка - это всё та же добрая, но без проявления себя, своего характера, терпеливая, всепрощающая девушка. Девушка без прав на проявление чувств, желаний, эмоций. В этой ситуации ужасают не условия и постоянное выполнение тяжелого физического труда, а бездействие и принятие Золушкой сложившегося образа жизни: выполнив всю работу по дому Золушка уходила в уголок возле печи, садилась на горку золы (от сюда и прозвище "Золушка") и ждала очередных приказов, требований, поручений, которые отдавали её сводные сёстры и мачеха. И лишь в моменты, когда она оставалась одна, она вспоминала свою семью и то, время когда ей было хорошо среди любящих людей. Эти мысли уводят её далеко в свой идеальный мир, в котором нет злобной мачехи и её дочерей, а есть свой дом, семья и любящий принц. Здесь просматривается идеалистическое мышление Золушки, попытки день за днём, раз за разом забыть, не думать о реально происходящем, о своём страхе и неспособности что-либо менять.

Лишь с большими усилиями она делает то, что хочется. В ситуации, когда она красивая и нарядная, одетая и подготовленная феей-крёстной, подъехав к замку, сомневается и боится сделать так, как хочется - пойти на бал. Золушке приходится, преодолевая себя, свои сомнения, спасительное желание уйти (убежать), зайти в замок, и войдя в бальный зал почувствовать себя по-другому. И здесь на балу, получив желаемое, она бежит из страха непринятия себя принцем такой, какая она есть. Да и ей самой трудно в один миг принять исполнение своих желаний, ведь она отвыкла от этого.

Проявление слабой воли и самопожертвования наглядно проявляется во время примерки хрустальной туфельки сёстрами. Здесь Золушка собственноручно умело одевает туфельку на ногу сестре, и в этот момент отказывается от любимого принца, от возможности стать принцессой: вырваться из своего дома и реализовать свои мечты. Она делает так, как хочет её окружение, пряча и приглушая свои чувства, отодвигая себя на задний план. Так и хочется задать вопрос: "А, что же дальше?". И не услышав ответа, понимаешь бессмысленность и бесполезность жизни Золушки на этом этапе жизни. Возможно всё и было бы так грустно, если бы вновь воля случая (разбитая туфелька) и старания феи-крёстной не дали шанс Золушки заявить о себе и своих правах (девушки, обладательницы той самой маленькой ножки, с которой и слетела туфелька) на роль невесты принца.

Подводя итог выше сказанного, обращаясь к типологии патологий личности профессора Дусавицкого А.К., можно сказать, что психологический портрет Золушки - это портрет "Стоика":

с основным жизненным принципом - терпение,

с второстепенным, саможертвующим отношением к себе,

с типом личности, который сформировало окружение (в случае Золушки - это мачеха и её дочери),

с принятием приоритетности других,

с идеалистическим мышлением и приглушенными в себе чувствами,

с отсутствием воли и прикладыванию больших усилий для реализации своих желаний,

с памятью, которая отказывается помнить всё то, что происходит и

в результате бессмысленным прожиганием жизни.

Подходя к концу истории о Золушке, веришь в то, что благодаря положительному воспитанию, полученному в раннем детстве, "волшебным" обстоятельствам, поддержки феи-крёстной, принца и, наконец, своим усилиям и целеустремлённому развитию, эта молодая девушка станет целостной личностью: творческой, с ярким проявлением достойного уважения к себе, реализующей свои желания, чувствующей и помнящей каждый момент своей осмысленной, целеустремленной жизни.

Другие материалы

  • Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад
  • Между двумя исследуемыми группами. 2.2. Сравнительный анализ социально – психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад 1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому. Рассмотрим анализ анкетирования родителей...


    Производство и в князи, и в грязи!» Заключение Итак, рассмотренные в данной работе многочисленные факты, влияющие на современное состояние жанра политический портрет, нуждаются в обобщении. Принципиальная особенность отображения человека на станицах периодической печати сводится к...


  • Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития
  • Необходимости связываются с коллегами и администрацией учреждений, куда поступает ребенок. Опыт создания и деятельности СССиР в г. Пскове показал, что работа по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития востребована. За полтора года работы Службы ее услугами воспользовалось...


    Такая тенденция наметилась в литературной сказке с 20-х годов. Вместе с Золушкой, носительницей доброго начала, в сказку входит одна из главных тем творчества Е.Шварца - тема любви, понимаемая драматургом весьма широко. Противостояние добра и зла, таким образом, предстает как противостояние любви...


    Этапа к другому, не означает механической смены и последовательности стадий. Каждая стадия самосознания детерминирована не только соответствующим уровнем развития психики и личности в целом, но и результатами развития предыдущих, менее сложных стадий самосознания. Иными словами, между всеми стадиями...


    Проявление жизненной необходимости. В работе И. П. Черноусовой “Структура и художественные функции мотивов русской волшебной сказки” приводится система мотивов, разработанная автором для структурного анализа волшебных сказок. Это мотивы: · Поиск супруга и восстановление...


    Причин и последствий неравенства их изначального положения в профессиональной деятельности, на наш взгляд, залог для дальнейших успехов в ней. Глава 2. Выбор карьеры для женщины Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других. (Соммерсет Моэм) Выбор...


    И духовности. Во второй главе описана экспериментальная и исследовательская работа. Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ учебников на предмет выявления воспитательного содержания сказок, предложены формы внеклассной...


    Судьбы и наследия героя. Не мог остаться незамеченным в романтизме и характерный для художественной биографии ярко выраженный элемент идеализации героя, метафоричность его образа. 5. Типы и основные черты биографических новелл Паустовского 5.1 Биографическое произведение как вид литературы...


  • Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях
  • Правильного воспитания, основа оказания помощи родителям в решении задач семейной педагогики. Можно сказать кратко: чтобы помогать, надо знать. Поэтому изучение семьи не самоцель, не самостоятельная проблема в работе классного руководителя. Это обязательное условие (одно из многих) успешности его...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа по дисциплине теории и практикуме литературной читательской деятельности

«Золушка или Хрустальная туфелька» сказка Ш. Перро в пер. Т. Граббе

Определить жанр, сделать анализ, доказать.

Сказка - один из жанров устного народного творчества, эпическое прозаическое произведение волшебно-фантастического, авантюрного или бытового характера как правило, со счастливым концом. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию. Они поражают, удивляют, радуют, поучают: «Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». В свое время русский писатель, знаток народной культуры К. С. Аксаков заметил: «К сказке, кажется, преимущественно должна относиться пословица красно поле рожью, а речь -- ложью -- вымыслом». Со временем появились литературные - авторские сказки, но и в этих сказках автор обычно опирается на фольклорные источники.

«Золушка или Хрустальная туфелька» французского поэта и писателя Ш. Перро второй пол. XVII - нач. XVIII вв. по жанру является сказкой. И это можно доказать:

1/ источник сказки: сказка «Золушка» - не плод вымысла писателя, а переложение распространенного фольклорного, так называемого, «бродячего сюжета», у которого более 1000 различных интерпретаций;

2/ в тексте присутствует ряд жанровых признаков сказки. Во-первых, «Золушка» полностью попадает под определение волшебной сказки: это эпическое произведение волшебно-фантастического характера со счастливым концом. В ней есть волшебные герои (фея), волшебные предметы (волшебная палочка), волшебные метаморфозы (превращение тыквы - в карету, мышей - в коней, крысы - в кучера, ящериц - в выездных лакеев, бедной Золушки в одежде нищенки - прекрасную незнакомку в роскошном наряде). Во-вторых, как и полагается в сказке, герои «Золушки» не наделены индивидуальными чертами, они не характеры, а носители сюжетной функции (В. Пропп) - одни из них добрые, другие злые, а сюжет волшебной сказки и строится на столкновении добра и зла, где добро обычно побеждает. Следы присутствия фольклорного источника обнаруживаются в анонимности героев, за исключением Золушки, но это не имя, а прозвище, и имени одной из сестриц - Жавотты (у Перро это тоже функциональное имя - оно только выделяет одну из сестриц в обращении к ней Золушки, когда Золушка просит у нее «желтое платье»).

Определить тему, проблему, почему так названо.

В название сказки вынесено имя главной героини Золушка, именно вокруг нее разворачивается сюжет сказки. Подзаголовок - Хрустальная туфелька. Название и определяет тему сказки - история бедной доброй девочки Золушки. Подзаголовок уточняет сюжет, где хрустальная туфелька сыграет определяющую роль в развязке сюжета.

В сюжете этой сказки воплощены мотивы и проблемы, которые объясняют причины огромной популярности сюжета о Золушке в мировой культуре, так как эти проблемы были, есть и всегда будут актуальными как для отдельного человека, так и для всего человечества: незаслуженные страдания и несправедливость, уважение к трудолюбию как высокой человеческой добродетели; вознаграждение Золушки за ее тяжелый труд и моральные качества - доброту, незлобливость, приветливость.

Раскрыть композиционно-языковые особенности текста.

(Изобразительные выразительные средства.)

Композиция (построение) «Золушки». Произведение строится как сказка. В центре произведение бедная падчерица, выполняющая всю черную работу по дому, злая мачеха и похожие на нее дочери. Сказочный сюжет «запускает» ключевой персонаж «сказочного канона» (В.Пропп) - дарителя. В роли дарителя выступает фея, воплощение справедливости и добрых сил. В сказке Ш. Перро - она крестная (а, значит, вторая мать!) бедной Золушки. С ее появлением история и входит в собственно сказочное русло. Фея наделяет Золушку дарами - каретой и роскошным нарядом, благодаря которым определится ее судьба - она найдет свое счастье, выйдет замуж за принца. Но, согласно канону сказки, героиню ждут испытания на пути к счастью. Волшебные дары - это часть испытаний, так как ими надо правильно воспользоваться, так до полуночи Золушка должна возвратиться домой. Первый раз Золушка выполняет наказ феи, и возвращается домой до полуночи. Но второй раз она «Золушка забыла обо всем на свете, даже о том, что ей надо уехать вовремя, и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь». Такой поворот (кульминация) вносит в сюжет острую интригу, делает развитие действия напряженным, заставляет читателя волноваться за героиню. И тут в развитие сюжета включается еще один дар феи - хрустальные туфельки, одна из которых и приводит принца к прекрасной незнакомке, которая оказывается бедной Золушкой.

Итак, композиция сюжета: сказка начинается со сказочного зачина: «Жил-был один почтенный и знатный человек». Далее идет рассказ о других героях сказки (экспозиция), об их отношениях друг с другом; определяется главная героиня сказки. Завязка - появление феи-крестной, которая помогает Золушке попасть на бал и встретить там принца. Который в нее влюбляется. Кульминация, как уже отмечалось, приходится на второй бал, где Золушка нарушает наказ феи, и чтобы не быть разоблаченной, убегает из дворца, оставляя на лестнице хрустальную туфельку. Развязка - Золушка примеряет хрустальную туфельку, которая оказывается ей впору и достает и кармана вторую туфельку - все узнают, что она и есть та прекрасная незнакомка на балу. И, наконец, сказка завершается обязательным счастливым концом (концовка): «Ее отвезли во дворец к молодому принцу, который нашел, что она стала еще прелестнее, чем была прежде. А через несколько дней сыграли веселую свадьбу». сказка золушка композиционный фантастический

Изобразительно-выразительные средства - способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину: художественные тропы, фигуры речи.

Сказка Перро начинается типичной сказочной формулой, указывающей на начало сказки «жил-был». В расстановке героев сказки видна антитеза - противопоставление, определяющее характер эмоциональных эпитетов, характеризующих этих героев: сварливая и высокомерная, злая (мачеха и похожие на нее дочери) и добрая, приветливая, милая (мать Золушки, Золушка), бедная, прекрасная, обворожительная (Золушка), почтенный (т.е. пользующийся уважением отец Золушки). В сказке используется прием повтора, характерный для этого жанра: 1/ прием повтора лежит в основе сказочного зачина (жил-был); / в завязке сказки (фея четыре раза посылает Золушку за разными предметами, превращая их по очереди в карету, коней, кучера и лакеев); 3/ Золушка дважды едет во дворец. Благодаря повтору фиксируется внимание читателя на важных событиях; повтор усиливает эмоциональное воздействие сюжета, подчеркивает важность эпизода. В сказке также можно найти прием сравнения: «Она поднялась с места и убежала быстрее лани».

Характеристика образов.

(природа, пейзажи, люди)

В сказке пейзажа в прямом значении этого слова нет, но могут присутствовать образы природы, олицетворенные в каких-то персонажах, или природа может выступать в роли места действия (темный лес, сад, поле, море и т.п.). Природы в сказке Шарля Перро нет. Но зато есть интерьеры - описание внутренних помещений дома, где живет Золушка. На них и следует сосредоточить внимание, так как через них характеризуются персонажи.

Обратим внимание на изобразительные приемы, связанные с интерьером. С Золушкой в ее доме связан мотив работы, тяжелого труда и тяжелой жизни. Ее спальня - чердак, вместо кровати «колючая соломенная подстилка». Ее образ сопровождает мотивы грязной и тяжелой работы, за которой стоит образ дома - чистка котлов и кастрюль (кухня), мытье лестниц, комнаты мачехи и обеих барышень. Чтобы подчеркнуть разницу между положением Золушки в доме и ее сестрами, автор вводит контрастное описание комнат, где живут героини. Личное пространство Золушки очень маленькое - это чердак и «уголок возле камина», где она, закончив работу, «сидела … на ящике с золой». Личное пространство ее сестер - большое, нарядное и очень удобное для жизни: это «комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых можно было увидеть себя с головы до ног» (вновь сталкиваемся с приемом антитезы).

Выявить ключевые образные и трудные словарные ряды. Подумать, как с ними работать. Составить пересказ. Образные - слова автора, которые характеризуют героя. Трудные - в чтении или в понимании.

Итак, ключевые образные ряды связаны с контрастными друг другу образами Золушки и ее мачехи с сестрами.

После прочтения учащимися сказки «Золушка» можно сформулировать перед ними задачу в игровом плане:

Обобщим наши знания о главных героях сказки (образный ряд):

1. Образ Золушки:

1/. Игра «Узнай по описанию»:

а) И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

Как догадались? Приведите примеры из прочитанной вами сказки.

2/. Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая).

3/. Что объединяет названные качества? (то, что они положительные).

4/. Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка - положительный герой сказки).

2.Образы мачехи и сестер:

1/ . Какими чертами характера обладает мачеха? (высокомерная, злая, бессердечная, властная)

2/. Какими чертами характера обладают сестры? (они во всем похожи на мать, такие же злые, высокомерные).

3/. Каким словом можно определить эти черты характера (это отрицательные черты характера).

4/. Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести мачеху и ее дочерей (они отрицательные герои сказки).

5/. Составим в тетради таблицу из двух столбиков. В первый столбик запишем черты характера Золушки, во второй - черты характеров мачехи и ее дочерей. Что вы можете сказать об этих качествах (они противоположны друг другу). Как называется прием противопоставления характеров Золушки и ее мачехи и сестер (прием контраста). Или антитезы.

Словарная работа (эпизод сказки «Золушка на балу»):

1/. Куда мечтала попасть Золушка? (попасть на бал)

2/. Что обозначает слово бал? (дети пытаются самостоятельно определить значение этого слова).

3/. Давайте найдем определение этого слова в толковом словаре русского языка (С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова на выбор). Кто поможет мне? (бал - это большой танцевальный вечер)

4/. Золушка смогла попасть на бал? Кто помог ей? (фея-крестная).

5/. К какому волшебству она для этого прибегла? (Она превратила тыкву в карету, мышей в лошадей, ящериц в лакеев, крысу в кучера, старое платье в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи).

Словарная работа. Поиск значения незнакомых слов учащимися в Интернет-ресурсах. Находят определения незнакомых слов:

Мышастый - масть коня: шерсть темно-серого цвета, иногда с буроватым отливом, грива, хвост и ноги чёрные.

Статный - стройный, хорошо сложенный.

Лакей - слуга в господском доме.

Ливрея - форменная одежда особого покроя и определённого цвета для лакеев, кучеров и других слуг.

Кучер - слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Какое условие должна была выполнить Золушка? (она должна была вернуться до полуночи) Уточните, что значит «до полуночи»? (до 12 часов ночи).

Кавалер - аристократ, знатное лицо.

Обворожительная - приветливая, любезная, пленительная.

Грациозно - легко, изящно.

Наметить вопросы и задания по содержанию и формы произведения которые есть в учебниках и свои.

Вопросы и задания:

1. К какому жанру относится «Золушка» Шарля Перро? На какие источники он опирался, создавая свое произведение? Найдите в тексте черты, подтверждающие жанровую принадлежность «Золушки».

2. Какова главная мысль «Золушки»? Чему она нас учит? Подберите пословицы и поговорки, иллюстрирующие эту мысль.

3. Прочитайте сказку братьев Гримм на сюжет Золушки. Что общего в сказке братьев Гримм с «Золушкой» Ш. Перро?

2. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод «Золушки» Ш. Перро.

3. Найдите стихотворение о Золушке и выучите наизусть.

Сформулировать идейное, познавательное, эстетическое, и воспитательное значение произведения.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. «Золушка» учит ребенка доброму отношению к людям, терпимости, приветливости, умению прощать и делает это без скучных наставлений. Сказка «Золушка» способствует развитию эстетического чувства в ребенке. Для нее характерно раскрытие прекрасных качеств в природе человека, гармоничное единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, она отличается яркой изобразительностью и выразительностью.

Литература

1. Перро Ш. Золушка, или Хрустальная туфелька // Сказки зарубежных писателей. - Минск: Беларусь, 1986.

2. Дудко Н. М. Методика работы с русской народной сказкой на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/509059/

3. Пирматова О. Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). -- М.: Буки-Веди, 2013

4 Игра - викторина «Хоровод сказок» [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://geum.ru/next/art-90115.php

5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Признаки жанра волшебной сказки. Французская литературная сказка конца XVII – начала XVIII веков. Проблемы структурно-типологического изучения произведения. Сказка как последовательность событий. Сюжетно-персонажная структура волшебной сказки "Золушка".

    курсовая работа , добавлен 05.06.2011

    Традиции устного народного творчества в Киевской Руси. Жанры русского устного народного творчества: сказки, песни, былины, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты.

    презентация , добавлен 14.02.2014

    Понятие сказки как вида повествовательного прозаического фольклора. История возникновения жанра. Иерархическая структура сказки, сюжет, выделение основных героев. Особенности русских народных сказок. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

    презентация , добавлен 11.12.2010

    Сказки, произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями.

    реферат , добавлен 04.06.2003

    Изучение жанровых особенностей авторской сказки. Различие литературной и фольклорной сказки по генезису, форме, содержанию, объему и языку. Присутствие в разных сказках игрового начала, наличие "образа автора", сочетание реального и фантастического.

    реферат , добавлен 23.06.2014

    Особенности народной и литературной сказки. Изучение творчества братьев Гримм, определение причин изменения авторского текста переводчиками. Сравнение оригинала произведений с несколькими вариантами переводов. Анализ особенностей детской психологии.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2010

    Определение литературной сказки. Отличие литературной сказки от научной фантастики. Особенности литературного процесса в 20-30 годы ХХ века. Сказки Корнея Ивановича Чуковского. Сказка для детей Ю.К. Олеши "Три Толстяка". Анализ детских сказок Е.Л. Шварца.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Определение понятия "сказка". История собирания сказок. Кумулятивные сказки: общая характеристика; композиция; стиль; происхождение. Якоб и Вильгельм Гримм как представители немецкой сказки. Основная заслуга братьев Гримм, их кумулятивные сказки.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Структура и сюжет сказки П.П. Ершова "Конек-горбунок", ее идейно-художественные достоинства. Уроки мудрости и нравственности, заключенные в образности сказки, живописная сочность устного народного искусства. Система фольклорных образов и персонажей.

    контрольная работа , добавлен 30.05.2010

    Сказка как один из древнейших жанров словесного искусства. Авторская сказка во французской литературной традиции, ее роль и значение. Характеристика творчества А. де Сент-Экзюпери, место в ней сказки "Маленький принц". Аллегория как стилистический прием.




Top