Анатолий гладилин писатель личная жизнь. Гладилин Анатолий Тихонович: биография

Гладилин Анатолий Тихонович - представитель так называемой антисоветской прозы. Его творческий путь начался в 1965 году с публикации «Хроники времен Виктора Подгурского». В годы «оттепели» его имя прогремело в литературных кругах. Произведения Гладилина стоят в одном ряду с книгами таких авторов, как Аксенов, Окуджава, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина.

Биография

Гладилин Анатолий Тихонович родился в 1935 году, в Москве. Учился в Литературном институте им. Горького, но не окончил его. После того как в «Юности» были опубликованы первые произведения, в творчестве произошел длительный застой. К счастью, писатель получил приглашение в газету «Московский Комсомолец», для которой на протяжении недолгого времени писал статьи.

Гладилин Анатолий Тихонович несколько лет проработал в редакции В шестидесятые годы писатель стал проявлять себя и как активный общественный деятель. Например, выступил в поддержку литераторов Синявского и Даниэля во время громкого судебного процесса.

Писатель-шестидесятник

В период оттепели, когда литература являлась для советских людей единственной отдушиной, проза Гладилина занимала относительно скромное место. В шестидесятые годы журнал «Юность» был обязан своими миллионными тиражами прославленным авторам, чьи творения впоследствии стали классикой. Творчество героя этой статьи было быстро забыто соотечественниками.

Гладилин Анатолий Тихонович, биография которого сложилась типично для литераторов шестидесятых-семидесятых годов (сложность в издании произведений, эмиграция), в своих книгах стремился ответить на вопрос о том, как жить в это непростое время, не повторяя ошибок своих отцов. «Евангелие от Робеспьера» - повесть, посвященная революционерам. Последнее произведение, написанное в Советском Союзе - «Прогноз погоды», - удалось напечатать лишь в Германии. Гладилин Анатолий Тихонович, книги которого стали появляться в начале шестидесятых, нередко сравнивали с писательницей Франсуазой Саган.

Юный автор

Первое произведение Гладилина, которое имели удовольствие прочитать советские читатели, написано было тогда, когда автору едва исполнилось двадцать. Его сравнивали с французским прозаиком Саган. Ведь литературный путь знаменитой писательницы тоже начался весьма рано: в семнадцать лет. Однако разница состояла в гонорарах. Саган получила за первый свой роман огромную сумму. Она бы могла в дальнейшем существовать вполне безбедно, если бы не расточительный и разгульный образ жизни. Гладилин же получил за свою дебютную работу «Хроника времен Виктора Подгурского» гроши.

Гладилин Анатолий Тихонович, произведения которого вызвали в шестидесятых годах резонанс, придерживался взглядов, которые работники цензуры называли «антипатриотическими». Известно, что этот писатель в молодые годы вел жизнь яркую, насыщенную. Он был знаком с выдающими актрисами театра и кино. Среди его близких друзей была и Марина Влади, которая в первые годы своего пребывания в Советском Союзе, не успев осознать наивность своих романтических убеждений, однажды задала прозаику риторический вопрос: «Почему вы такой антисоветский?». Для того, чтобы ответить на него, следовало родиться и повзрослеть в этой стране. Но несмотря на общепринятое мнение, Гладилин никогда не был диссидентом. Он не мечтал о свержении советской власти и верил в то, что она на века.

Первая поездка на Запад

Для человека, который прожил жизнь за «железным занавесом», Европа казалась землей обетованной. В 1962 году группа советских писателей посетила Париж. В составе ее был и Гладилин. За литераторами следили сотрудники КГБ. Их водили по «городу влюбленных» согласно строгой инструкции. Несмотря на постоянный контроль, писатель был поражен. Париж показался ему настоящим раем. И только спустя годы Гладилин понял, что одно дело посетить этот город в качестве туриста, совсем другое - жить здесь.

Эмиграция

Как и многие другие писатели второй половины прошлого века, Гладилин вынужден был уехать из страны, дабы избежать ареста. Кроме того, в его столе хранилось немало сочинений, которых никогда бы не пропустила советская цензура. Писатель эмигрировал. Но спустя годы признался, что если бы знал о грядущей перестройке, никогда бы не уехал из Советского Союза. На Западе была свобода. Литературные произведения в Париже не подвергались цензуре. Но там не было читателей.

В Париже Гладилин заставил себя забыть о том, что он известный писатель. Он устроился работать в организацию «Радио Свободы». Коллегами прозаика стали выдающиеся советские литераторы, которые также вынуждены были некогда покинуть Советский Союз. Журналистика увлекла Гладилина. Художественная литература ушла на второй план.

Книги

На родине Гладилину удалось напечатать три произведения. Среди них - историческая повесть «Сны Шлиссельбургской крепости». Главный герой книги - Ипполит Мышкин, предпринявший попытку вывезти из Сибири Чернышевского. В Советском Союзе была издана повесть «Секрет Жени Сидорова».

В Париже Гладилин написал «Большой беговой день», «Кипарис под снегом» и несколько документальный произведений.

Другие книги Гладилина:

  1. «Дым в глаза».
  2. «Вечная командировка».
  3. «Меч Тамерлана».
  4. «Тень всадника».
  5. «Улица генералов».

Личная жизнь

В эмиграцию уехал с женой Гладилин Анатолий Тихонович. Семья у писателя, впрочем, была не одна. Когда он уезжал из СССР, личная жизнь его была довольно запутанной. Спустя несколько лет после прибытия во Францию, Гладилин встретился с бывшей женой. Через несколько месяцев оказалось, что она ждет ребенка. Писателю удалось вывезти из Советского Союза и ее. Сегодня Гладилин - глава большого семейства. У писателя две дочери от разных браков, внуки. Время от времени он посещает родину и охотно дает интервью российским журналистам.

ГЛАДИЛИН, АНАТОЛИЙ ТИХОНОВИЧ (р. 1935), русский советский писатель. Родился 21 августа 1935 в Москве. После окончания школы работал электромехаником, рабочим, несколько месяцев проучился в военном училище. В 1954–1958 учился в Литературном институте им. А.М.Горького. Был и.о. заведующего отделом искусства и культуры газеты «Московский комсомолец», редактором киностудии им. М.Горького , много ездил по стране.

Быструю и громкую известность принесла Гладилину уже первая повесть Хроника времен Виктора Подгурского , опубликованная в журнале «Юность» (1956) – тогдашнем органе своеобразного оппозиционного романтизма, открывающем молодых талантливых аутсайдеров советского истеблишмента и возбудившем в отечественной литературе волну «послеоттепельной» исповедальной прозы. Найденная Гладилиным тема смутного томления и беспокойства, непреодолимого внутреннего одиночества живого и искреннего человека в мире регламентированных ценностей была развита и в его последующих произведениях: в рассказе Идущий впереди (1958), повестях «Бригантина » поднимает паруса. История одного неудачника , Дым в глаза. Повесть о честолюбии (обе 1959), Первый день Нового года (1963), более всего – в романе История одной компании (1965) с ее главным, явно автобиографическом героем – инфантильным мечтателем, а также в романе Прогноз на завтра (опубл. в 1972 за рубежом) и даже в повестях Песни золотого прииска (1960, очеркового характера) и Вечная командировка (1962), рожденных как результат стимулируемого в начале 1960-х годов официальной пропагандой поиска «настоящих» мужчин на просторах Сибири и Дальнего Востока.

Тяготение к сухому и строгому, подчеркнуто протокольному изложению и введение в текст «материала жизни» (дневников, писем, газетных и радиоматериалов, доказывающих или имитирующих подлинность и тем самым максимальную убедительность повествования) вывело Гладилина за пределы повторяющейся в его произведениях и потому приобретающей черты определенного схематизма коллизии противостояния нонконформиста и современного общества к подлинно документальному историческому повествованию – книгам, построенным по «коллажному» принципу цитирования научных трудов, биографических и т.п. материалов, перемежаемых сюжетными «мостами» и авторскими комментариями: Евангелие от Робеспьера (1970) и Сны Шлиссельбургской крепости. Повесть об Ипполите Мышкине (1974), также, по сути, восходящих к проблеме взаимоотношений человека и государства, праве первого на бунт – и плате за стремление осуществить это право и «переформировать» бытие.

Открытое выступление против суда над А.Синявским и Ю.Даниэлем привело к постепенному вытеснению Гладилина из отечественного литературного процесса и побудило писателя эмигрировать в 1976 в Париж, где он был несколько лет обозревателем радио «Свобода». За границей опубликовал многочисленные рассказы и повести (Концерт для трубы с оркестром , Тигр переходит улицу , оба 1976; Запорожец , 1977; Репетиция в пятницу , 1978, сборники Парижская ярмарка , 1980, Каким я был тогда , 1986), а также романы Большой беговой день (1983), где некий Учитель, заядлый игрок на ипподроме и самодеятельный политический мыслитель, получает задание от КГБ играть на тотализаторах во Франции, чтобы добыть валюту для СССР, и в результате, проигравшись и растратившись, возвращается на родину ни с чем; Французская Советская Социалистическая Республика (1985) – антиутопию о неудачном опыте установления советской власти на родине Наполеона, кинематографической фрагментарностью и хронологической последовательностью описания также претендующую на иллюзию достоверности, корректируемую разве что самоиронией рассказчика, и Меня убил скотина Пелл (1989) – автобиографического характера, где главный герой, журналист радио «Свобода», в итоге кончающий с собой, общается как с вымышленными, так и с реальными фигурами русской эмиграции (В.Аксеновым, В.Некрасовым, А.Галичем).

Анатолий Тихонович Гладилин - русский советский писатель.

После окончания школы работал электромехаником, рабочим, несколько месяцев проучился в военном училище. В 1954–1958 учился в Литературном институте им. А.М.Горького. Был и.о. заведующего отделом искусства и культуры газеты «Московский комсомолец», редактором киностудии им. М.Горького, много ездил по стране.

Быструю и громкую известность принесла Гладилину уже первая повесть «Хроника времен Виктора Подгурского», опубликованная в журнале «Юность» (1956) - тогдашнем органе своеобразного оппозиционного романтизма, открывающем молодых талантливых аутсайдеров советского истеблишмента и возбудившем в отечественной литературе волну «послеоттепельной» исповедальной прозы. Найденная Гладилиным тема смутного томления и беспокойства, непреодолимого внутреннего одиночества живого и искреннего человека в мире регламентированных ценностей была развита и в его последующих произведениях: в рассказе «Идущий впереди» (1958), повестях "«Бригантина» поднимает паруса". «История одного неудачника», «Дым в глаза. Повесть о честолюбии» (обе 1959), «Первый день Нового года» (1963), более всего - в романе «История одной компании» (1965) с ее главным, явно автобиографическом героем - инфантильным мечтателем, а также в романе «Прогноз на завтра» (опубл. в 1972 за рубежом) и даже в повестях «Песни золотого прииска» (1960, очеркового характера) и «Вечная командировка» (1962), рожденных как результат стимулируемого в начале 1960-х годов официальной пропагандой поиска «настоящих» мужчин на просторах Сибири и Дальнего Востока.

Тяготение к сухому и строгому, подчеркнуто протокольному изложению и введение в текст «материала жизни» (дневников, писем, газетных и радиоматериалов, доказывающих или имитирующих подлинность и тем самым максимальную убедительность повествования) вывело Гладилина за пределы повторяющейся в его произведениях и потому приобретающей черты определенного схематизма коллизии противостояния нонконформиста и современного общества к подлинно документальному историческому повествованию - книгам, построенным по «коллажному» принципу цитирования научных трудов, биографических и т. п. материалов, перемежаемых сюжетными «мостами» и авторскими комментариями: «Евангелие от Робеспьера» (1970) и «Сны Шлиссельбургской крепости. Повесть об Ипполите Мышкине» (1974), также, по сути, восходящих к проблеме взаимоотношений человека и государства, праве первого на бунт - и плате за стремление осуществить это право и «переформировать» бытие.

Открытое выступление против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем привело к постепенному вытеснению Гладилина из отечественного литературного процесса и побудило писателя эмигрировать в 1976 в Париж, где он был несколько лет обозревателем радио «Свобода». За границей опубликовал многочисленные рассказы и повести (Концерт для трубы с оркестром, Тигр переходит улицу, оба 1976; Запорожец, 1977; Репетиция в пятницу, 1978; сборники Парижская ярмарка, 1980; Каким я был тогда, 1986), а также романы «Большой беговой день» (1983), где некий Учитель, заядлый игрок на ипподроме и самодеятельный политический мыслитель, получает задание от КГБ играть на тотализаторах во Франции, чтобы добыть валюту для СССР, и в результате, проигравшись и растратившись, возвращается на родину ни с чем; «Французская Советская Социалистическая Республика» (1985) - антиутопию о неудачном опыте установления советской власти на родине Наполеона, кинематографической фрагментарностью и хронологической последовательностью описания также претендующую на иллюзию достоверности, корректируемую разве что самоиронией рассказчика, и «Меня убил скотина Пелл» (1989) - автобиографического характера, где главный герой, журналист радио «Свобода», в итоге кончающий с собой, общается как с вымышленными, так и с реальными фигурами русской эмиграции (В. Аксеновым, В. Некрасовым, А. Галичем).

ГЛАДИЛИН , АНАТОЛИЙ ТИХОНОВИЧ (р. 1935), русский писатель. Родился 21 августа 1935 в Москве. После окончания школы работал электромехаником, рабочим, несколько месяцев проучился в военном училище. В 1954-1958 учился в Литературном институте им. А.М.Горького. Был и.о. заведующего отделом искусства и культуры газеты "Московский комсомолец", редактором киностудии им. М.Горького, много ездил по стране.

Быструю и громкую известность принесла Гладилину уже первая повесть "Хроника времен" Виктора Подгурского, опубликованная в журнале "Юность" (1956) - тогдашнем органе своеобразного оппозиционного романтизма, открывающем молодых талантливых аутсайдеров советского истеблишмента и возбудившем в отечественной литературе волну "послеоттепельной" исповедальной прозы. Найденная Гладилиным тема смутного томления и беспокойства, непреодолимого внутреннего одиночества живого и искреннего человека в мире регламентированных ценностей была развита и в его последующих произведениях: в рассказе "Идущий впереди" (1958), повестях ""Бригантина" поднимает паруса. История одного неудачника", "Дым в глаза. Повесть о честолюбии" (обе 1959), "Первый день Нового года" (1963), более всего - в романе "История одной компании" (1965) с ее главным, явно автобиографическом героем - инфантильным мечтателем, а также в романе "Прогноз на завтра" (опубл. в 1972 за рубежом) и даже в повестях "Песни золотого прииска" (1960, очеркового характера) и "Вечная командировка" (1962), рожденных как результат стимулируемого в начале 1960-х годов официальной пропагандой поиска "настоящих" мужчин на просторах Сибири и Дальнего Востока.

Тяготение к сухому и строгому, подчеркнуто протокольному изложению и введение в текст "материала жизни" (дневников, писем, газетных и радиоматериалов, доказывающих или имитирующих подлинность и тем самым максимальную убедительность повествования) вывело Гладилина за пределы повторяющейся в его произведениях и потому приобретающей черты определенного схематизма коллизии противостояния нонконформиста и современного общества к подлинно документальному историческому повествованию - книгам, построенным по "коллажному" принципу цитирования научных трудов, биографических и т.п. материалов, перемежаемых сюжетными "мостами" и авторскими комментариями: "Евангелие от Робеспьера" (1970) и "Сны Шлиссельбургской крепости. Повесть об Ипполите Мышкине" (1974), также, по сути, восходящих к проблеме взаимоотношений человека и государства, праве первого на бунт - и плате за стремление осуществить это право и "переформировать" бытие.

Открытое выступление против суда над А.Синявским и Ю.Даниэлем привело к постепенному вытеснению Гладилина из отечественного литературного процесса и побудило писателя эмигрировать в 1976 в Париж, где он был несколько лет обозревателем радио "Свобода". За границей опубликовал многочисленные рассказы и повести ("Концерт для трубы с оркестром", "Тигр переходит улицу", оба 1976; "Запорожец", 1977; "Репетиция в пятницу", 1978, сборники "Парижская ярмарка", 1980, "Каким я был тогда", 1986), а также романы "Большой беговой день" (1983), где некий Учитель, заядлый игрок на ипподроме и самодеятельный политический мыслитель, получает задание от КГБ играть на тотализаторах во Франции, чтобы добыть валюту для СССР, и в результате, проигравшись и растратившись, возвращается на родину ни с чем; "Французская Советская Социалистическая Республика" (1985) - антиутопию о неудачном опыте установления советской власти на родине Наполеона, кинематографической фрагментарностью и хронологической последовательностью описания также претендующую на иллюзию достоверности, корректируемую разве что самоиронией рассказчика, и "Меня убил скотина Пелл" (1989) - автобиографического характера, где главный герой, журналист радио "Свобода", в итоге кончающий с собой, общается как с вымышленными, так и с реальными фигурами русской эмиграции (В.Аксеновым, В.Некрасовым, А.Галичем).




Top