Анатолий калинин краткое содержание произведений. Донской писатель анатолий калинин

Родился 9 (22) августа 1916 года в станице Каменской (ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области) в семье учителя, происходившего из донских казаков.

После школы учился в техникуме, с 1932 года работал журналистом. Первый роман «Курганы» (1941) написал под влиянием «Поднятой целины» М. А. Шолохова. Фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» (1941-1945), член СП СССР (1945), майор (1942).

Анатолий Калинин поддерживал молодых донских поэтов - Бориса Примерова, Бориса Куликова и других, некоторым из них он, можно сказать, дал «путёвку в жизнь». Одним из первых он откликнулся на публикацию стихов Ивана Ковалевского, сложенных им в фашистском плену. Также ему принадлежат статьи о творчестве донских писателей Александра Бахарева, Михаила Никулина и других.

Депутат ВС РСФСР. После распада СССР вступил в КПРФ и оставался в её рядах до конца жизни.

А. В. Калинин умер 12 июня 2008 года на хуторе Пухляковском Ростовской области. Похоронен там же во дворе своего собственного дома.

Оценки творчества

Библиография

Романы

  • Курганы (1938-1939)
  • Красное знамя (1951) (объединённые повести «На юге» (1944) и «Товарищи» (1945)), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • Суровое поле (1958)
  • Цыган (1960-1974, последняя редакция - 1992)
  • Запретная зона (1962)

Повести

  • Эхо войны (1963)
  • Гремите, колокола! (1966)
  • Возврата нет (1971)

Пьеса

  • Тихие вербы (1947)

Поэмы

  • В саду Саида
  • Странный конокрад (послесловие к роману «Цыган»)
  • И вешних крыльев плеск

Книги очерков

  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)

Экранизация произведений

  • Цыган (1967 год)
  • Цыган (1979 год)
  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)
  • Возврата нет (1973 год)

Либретто оперы

Награды

  • орден Ленина
  • орден Октябрьской революции
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Отечественной войны I степени (29.01.1945)
  • орден Красной Звезды (29.4.1943)
  • орден Дружбы народов
  • медаль «За оборону Кавказа»
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1973) - за повести «Эхо войны» (1963) и «Возврата нет» (1971)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ростовская область – край богатой и славной истории, щедрой природы, самобытной казачьей культуры, талантливых и гостеприимных людей. Слово «Дон» сродни удару колокола. Оно собирало и собирает людей, возвышает душу. Главное достояние Донского края – люди, проживающие на берегах великого Тихого дона и Азовского моря. Именно донская земля породила двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Пожалуй, после Шолохова и Солженицына, особым уважением пользуется творчество донского писателя Анатолия Калинина.

3 слайд

Описание слайда:

КАЛИНИН АНАТОЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ (22 августа 1916 года - 12 июня 2008 года) - известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

В годы Гражданской войны отец был членом волостного революционного комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал занятия в школах. Отец у Калинина - сельский учитель, был новочеркасским казаком, мать - каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был такой редкий бас - профунда… С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели. В раннем детстве мальчик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана. Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть творчеством, начинается с поиска... гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни семьи определили активную жизненную позицию Калинина. В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными». В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был собственным корреспондентом в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону. В 1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

В 1941 Калинин вступает в Коммунистическую партию. В сент. 1941 командируется на Южный фронт как специальный военный корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке «Искры над Грозным» (окт. 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград. «Я помню время, когда слово «казак» не произносилось», - вспоминал Калинин. Он считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной. «Казачество во все времена было хребтиной России, - говорил писатель, - И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается… А в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества». В 1944 он пишет роман «На юге». В основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие казачий корпус. Воинской дружбе посвящен роман «Товарищи» (1945). В 1946 Калинина переезжает в хутор Пухляковский, работает над злободневными сельскохозяйственными очерками («На среднем уровне», «Лунные ночи», «Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Братья» и др.). Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя» (1951), главными героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных. Проникнут нравственной тревогой роман Калинина «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию. Среди многочисленных положительных откликов о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

В 1962 опубликован роман «Запретная зона», где писатель продолжает развивать тему о доверии к человеку, в данном случае - к заключенному. В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех - она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары - ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу. Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» . Корни этого произведения традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев - красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета. Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР за 1973. В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборнике Калинина «Вешенское лето» (1975). Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений А.Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

«Цыган» - это не просто кино про обрусевших кочевников, которые сменили странствия на оседлость, лихих коней - на домашний очаг. Это фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына без программ вроде «Жди меня». Это фильм про любовь, которая зарождается даже на выжженной войной, неблагодатной почве, про любовь, пускающую корни и излечивающую, помогающую справиться. Со всем. Даже с самым страшным. «Цыган» - кино про человека, который, несмотря ни на что, выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды. Кино про человека, который, будь он цыган или русский, до последней капли крови будет бороться за свой дом, где жить и умирать, где отметинами рассеяны могилы предков, за своих родных, за свою честь. «Цыган» - это даже не совсем кино, это отпечаток эпохи, в которой мы больше не живем, эпохи, куда очень хочется вернуться. Мы должны помнить об этой эпохе. Ведь не зная своего прошлого, не построишь будущего.

16 слайд

Описание слайда:

А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Скончался Анатолий Вениаминович 12 июня 2008 года, в ст. Пухляковской. В доме, где он жил с 1946г., создан мемориальный музей.

КАЛИНИН АНАТОЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ (22 августа 1916 года — 12 июня 2008 года) - известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.

Родился Анатолий Вениаминович в семье учителя, в Станице Каменская, сейчас г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. Дед пел в соборе казачьем войсковом хоре. С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели, - рассказывает зав. библиотекой №17 Любовь Приходько.


В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными». В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону.


1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы.


В сентябре 1941 Анатолий Калинин командируется на Южный фронт как специальный военный корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. В это же время он опубликовал роман «Курганы». Героизму советских бойцов посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и созданный на их основе роман «Красное знамя» (1951).

После войны Калинин поселился на Дону, в хуторе Пухляковский, Усть-Донецкого района. На материале колхозной жизни им написаны здесь книги очерков: «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955), «Гранатовый сок» (1968).

В романе «Запретная зона» (1962) повествуется о строительстве Волго-Донского канала. Писатель развивает тему доверия к человеку, в данном случае — к заключенному.

Картины прошедшей войны оживают в повести Калинина «Эхо войны» (1963) и романе «Суровое поле» (1958).

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести «Эхо войны» и «Возврата нет». В том же 1973 году по роману «Возврата нет» был поставлен художественный фильм, в котором участвовали такие актеры, как Нонна Мордюкова, Владислав Дворжецкий, Николай Еременко, Алексей Баталов и др.


Роман «Гремите, колокола!», вышедший в 1967 году, посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А.Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.


В 60-е годы Калинин пишет роман «Цыган».


В романах «Цыган», «Суровое поле», в повестях «Эхо войны», «Возврата нет» писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников.

Герои романа «Цыган » обрели вторую жизнь. Первая экранизация романа с Евгением Матвеевым в заглавной роли снималась на Дону и вышла в 1967 году. Это был режиссерский дебют Евгения Матвеева.

В 1979 году вышла вторая экранизация романа - многосерийный фильм «Цыган» - э то фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына и любовь, любовь, излечивающую, помогающую справиться со всем. «Цыган» — кинофильм про человека, который, несмотря ни на что, выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды.



Дуэт талантливых актеров Клары Лучко и Михая Волонтира был настолько удачным, что им пришлось сниматься не только в «Цыгане», но и его продолжении «Возвращение Будулая», вышедшем на экраны в 1985 году. И этого продолжения очень ждали зрители, фильм стал по-настоящему народным, а исполнителям главных ролей Михаю Волонтиру и Кларе Лучко было присвоено звание «Народный артист СССР ».

В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборник А. Калинина «Вешенское лето» (1975). Михаил Шолохов был кумиром и литературным наставником Анатолия Калинина.


В 1975 году вышла в свет книга А. В. Калинина«Время „Тихого Дона“», опубликованная сначала в«Известиях».

В 1982-1983 годах вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи.


С 1966 по 1988 годы писатель неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Многое было сделано в эти годы по наказам избирателей. С его легкой руки появились в донских городах и хуторах школы, клубы, больницы, детские дома.


После выступления Калинина на сессии Верховного Совета в Ростове-на-Дону начали строительство нового здания Ростовской публичной библиотеки. А вершина его общественной работы – создание государственной заповедной зоны вокруг первой и древнейшей столицы донского казачества — станицы Раздорской и примыкающих к ней хуторов Пухляковского и Каныгина.


А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Скончался Анатолий Вениаминович 12 июня 2008 года, в ст. Пухляковской. В доме, где он жил с 1946 г., создан мемориальный музей. В память о своем земляке-хранителе устраивают хуторяне в Раздорском этнографическом музее-заповеднике ежегодный фестиваль «Калининское лето ». Ожидается, что в 2016 году в честь юбилея мероприятие должно быть особенно ярким и праздничным с выступлениями народных ансамблей, песенными полянами, творческими площадками, выставками.

А библиотека №17 представляет книжную выставку, посвященная 100-летию А.Калинина.

Любовь Приходько

Анатолий Вениаминович Калинин родился 22 августа 1916 г., в станице Каменской (г. Каменск-Шахтинский) Ростовской области. Детство и юность писателя прошли на Дону.

Еще пионером начал А.В.Калинин писать в газеты "Ленинские внучата" и "Пионерская правда" заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол.

С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года – собственный корреспондент "Комсомольской правды" в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления.

Член КПСС с 1946 года.

Первая книга Калинина вышла в 1940 году. Это был роман "Курганы", посвященный колхозной нови в казачьем крае.

А.Калинин пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык... Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений А.Калинина в годы Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда. В 1943 году в Ростове вышла очерковая книжка А.Калинина "Казаки идут на Запад". В журнале "Новый мир" в 1944 году была напечатана повесть "На Юге", в 1945 – повесть "Товарищи". На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман "Красное знамя", изданный в Ростове в 1951 году.

После войны А.Калинин поселился на хуторе Пухляковском на Дону. Очерки Калинина о людях донских станиц ("Неумирающие корни", "В тылу отстающего колхоза", "Лунные ночи") начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя.

В 1953 году в "Правде" увидел свет очерк "На среднем уровне". Это был смелый, злободневный разговор писателя-коммуниста о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорит об этом так: "С очерка "На среднем уровне" и последовавшего за ним очерка "Лучные ночи" и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель... Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих...". В 1962 году вышел в свет роман А.Калинина "Запретная зона" (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала. В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с коммунистической совестью. Главный герой романа Греков – один из тех партийных работников, которые характеризуют и выражают нашу эпоху.

В романах "Суровое поле" (1958), "Цыган" (1960-1974), в повестях "Эхо войны" (1963), "Возврата нет" (1971) писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников. Идейно-философская концепция творчества А.Калинина выражена в системе образов его героев: с одной стороны, герои, рожденные советской действительностью, – секретарь райкома партии Еремин, писатель Михайлов, колхозники Дарья и Андрей Сошниковы, Клавдия Пухлякова и Будулай; с другой – люди, души которых искалечены накопительством, властью собственности – Варвара Табунщикова, Стефан Демин, Лущилины и другие.

Роман "Гремите, колокола!", вышедший в 1967 году, посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А.Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.

Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохове – "Вешенское лето", которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга А.В.Калинина "Время "Тихого Дона", опубликованная сначала в "Известиях". В 1982-1983 годах в издательстве "Советская Россия" вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.

Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений А.Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести "Эхо войны" и "Возврата нет".

А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Анатолий Вениаминович Калинин родился 9 (22) августа 1916 года в донской столице Каменской (ныне г. Каменск-Шахтинский, Ростовской области). Но тут же семья переехала в хутор Березниковский, где учительствовали тогда отец, Вениамин Александрович, и мать, Евгения Ивановна . А потом – слобода Тарасовская, Миллерово.

В родном доме Калинина не было места мещанскому самодовольству, замкнутости быта. Родители его живо интересовались всем, что происходило в то переломное время. Дом Калининых был одним из оживленных "перекрестков", где встречались интересные люди. Мать Анатолия общалась с семьей революционеров Автономовых в Каменской и в Сулине. Отец Анатолия Калинина в 1918 году и в последующие годы был членом Тарасовского волревкома, участвовал в реквизиции имущества богатеев, налаживал занятия в школах. Мать преподавала и в школе, и в ликбезе, играла в красноармейском и слободском драмкружках.

Время было тревожное, суровое. В эти годы семья отчаянно голодала. Мать ходила по хуторам менять белье, ложки и вилки на муку. В школе, при которой одно время разместился тифозный госпиталь, мать ухаживала за больными. В коридоре на полу кишели вши. Вся семья переболела тремя тифами – сыпным, брюшным и возвратным.

Детские впечатления тех лет разнообразны, драматичны, порою жестоки. "На всю жизнь остался перед глазами самосуд, - рассказывал А. Калинин. – Украл один человек у состоятельных соседей буханку хлеба. И только помню, как я, подстегиваемый звериным детским любопытством, побежал смотреть этот самосуд, увидел этого человека, лежащего вниз лицом на улице, у каменной ограды, и то, как люди подходили к ограде, деловито снимали с нее камни и молча бросали на голову этого человека, - уже раздавленную этими камнями и давно уже превратившуюся в кровавое месиво. Я шарахнулся прочь, побежал – и это уже никогда не будет забыто".

Мальчик видел горящие бараки с больными и ранеными, подожженные при отступлении белыми. Тогда Тарасовка переходила из рук в руки, и учительская семья то уезжала из станицы, то возвращалась вновь. Несмотря на тревоги, голод и болезни, жили в семье Калининых весело. Всегда в доме было людно – учителя, члены Ревкома, - все молодые, голосистые. Здесь часто звучали песни – боевые, революционные и раздольные казачьи. У матери и отца были хорошие голоса и петь здесь любили. Столько в тех песнях было живого и близкого сердцу! Здесь слышал мальчик и рассказы о событиях бушевавшей кругом гражданской войны. Какие образы рождались в душе эти песни и эти рассказы – трудно сказать, но они остались в его памяти навсегда. Не прошли бесследно и впечатления от поездок с отцом. "Отец брал меня с собой в поездки по хуторам – в Колодезный, Каюковский, в Старую станицу, в станицу Митякинскую. Пески… ветряки на выездах из станиц и хуторов, пыльная дорога, летние дожди и орудийный гром, выстрелы…"

Чтобы верно судить о мире детства будущего писателя, надо ясно представлять себе, как близок образ жизни сельских учителей к образу жизни обычной крестьянской семьи. Поэтому помнятся игры с ребятами в садах и степных балках, рыбалки и работа на огороде, и шорох молочных струй по цибарке, когда мать на рассвете доит корову в сарайчике, и звуки эти пробиваются сквозь сон, сквозь дремоту.

В 1924 году семья Калининых переехала в степной городок Миллерово. В 12-13 лет Анатолий стал организатором пионерского отряда и первым председателем его совета. Они создали "живую" газету, для которой Анатолий Калинин писал тексты и сам был режиссером и одним из актеров.

Позже семья переехала в Новочеркасск, "столицу" донского казачества. В эти годы огромных перемен в деревне 16-летний Анатолий многое увидел и узнал. Он ездил с агитколонной по станицам и хуторам, бывал на первых колхозных сходках. Перед ним раскрывается сложная многоликая жизнь русской деревни на великом историческом рубеже. Тогда он начал работать литературным сотрудником районной газеты. Молодой писатель опубликовал свои первые рассказы и очерки в краевой газете "Молот". Также пробовал писать стихи. Рано пришло к Калинину осознание своего призвания, рано была избрана жизненная цель – стать писателем. "Ведь это же так интересно, надо только овладеть музыкой слов, вслушаться в нее, в сочетание этих слов. А знать-то я к этому времени по-настоящему ничего еще и не знал. Только чувствовал. И был покорен этим знанием и музыкой слова у Шолохова, у Маяковского, к которым прибавился Фадеев. Но, конечно же, и у Пушкина, - Толстым, Чеховым, Белинским я зачитывался позднее". Л.Федоров писал: "Почти детский, горячий порыв выразить свою взволнованность миром – только этим можно объяснить раннее рождение писателя…."

Работа молодого журналиста, его одаренность была замечена, и в 1935 году Анатолия Калинина пригласили работать в Москву, в "Комсомольскую правду" – он был собственным корреспондентом в Кабардино-Балкарии, затем в Армении, на Украине, на Дону. В 1938-1939 году, не отрываясь от журналистики, он много времени отдает работе над первым своим романом "Курганы", посвященным колхозной нови в донском казачьем крае. В романе явственно ощущается влияние шолоховской "Поднятой целины". Но и при всей очевидной зависимости от Шолохова нельзя было не заметить талантливости автора "Курганов". "Молодой Шолохов" – так назвал Калинина А.Серафимович. Роман вышел отдельным изданием в Ростове-на-Дону в 1941 году перед войной. Уже в первом произведении проявляются в зародыше характерные черты его манеры : определенность социально-исторических характеристик, стремление углубится в душевную жизнь героев, любовь к живописанию природы, склонность к психологическому письму, к передаче движений души человеческой.

Великая Отечественная Война. В этих словах соединилось все: неслыханные страдания, муки и не знающее пределов мужество; горе поражений и радость победы. Но война живет не только в памяти. С газетной полосы, со страниц журналов и книг звучат голоса ее участников, свидетельства ее современников. Возникла богатая чувствами и мыслями, благородная по своим устремлениям художественная литература о Великой Отечественной войне. А зарождалась она в дни сражений на страницах центральных и армейских газет, на полосах фронтовых листовок. Среди многочисленных военных корреспондентов был и Анатолий Калинин. Вот документ, который стал такой замечательной вехой в биографии писателя:

Командировочное удостоверение

Выдано специальному военному корреспонденту «Комсомольской правды»

тов. Калинину А.В. в том, что он командируется на Южный фронт согласно

пропуска Главного Политического управления РККА за №27224/105

Член редколлегии – Б. Бурков.

Всю войну передавались по телефону и телеграфу, посылались через фельдъегерскую связь корреспонденции и очерки Анатолия Калинина для родной "Комсомолки". За годы войны их опубликовано бесчисленное множество. Откроем, например, подшивку за январь 1943 года:

Также характерен для его манеры очерк "Искры над Грозным", отличающийся эмоциональной напряженностью, взволнованностью. Он написан в конце октября 1942 года, когда перед Тереком были остановлены фашистские дивизии, и уже третий месяц длилась героическая оборона Грозного. 17 февраля 1943 года А.Калинин пишет небольшой очерк "Руины Ростова", посвященный освобождению Ростова-на-Дону.

Военный корреспондент Анатолий К. большую часть своего воинского пути прошел с Донским пятым кавалерийским корпусом. Здесь Калинин близко узнал казаков. И удивительные эти люди, их судьбы вдохновили молодого писателя на создание романа "На юге", который был написан между боями в маленьком хуторке Искровка. В романе автор усовершенствовал свое мастерство. Об этом произведении одобрительно писал В.Перцов. Также роман понравился А. Серафимовичу: "…С большим интересом прочел я новый роман.…Еще первая книга "Курганы" была многообещающей его заявкой. Новая книга Калинина радует. Она говорит о росте писателя, о его большом даровании".

Калинина интересует не только поведение мирного человека на войне, но и духовная жизнь воюющих во всем ее многообразии. Анатолий Вениаминович считает, что война должна не разъединять воюющих за правое дело людей, а наоборот – должна очищать и сближать. В обстановке суровых испытаний, смертельной опасности человеческие души раскрывались навстречу друг другу – люди любили, дружили, мечтали о будущем. С "молчаливой" машинисткой Сашей Анатолий К. познакомился на войне. С тех самых пор, они живут неразлучно. Она уже жена и мать, Александра Юлиановна, так и печатает ему все, что он написал, упорно преодолевая его требовательное отношение к написанному им слову, освоив его лапидарный стиль письма.

Картины минувшей войны оживают в романе "Суровое поле"(1958), повестях "Эхо войны"(1963)," Возврата нет"(1971), "Цыган"(1960-1974) . В этих произведениях писатель раскрывает органическую связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников, между прошлыми и сегодняшними делами современников, между повседневным трудом советского человека и его недавним прошлым.

Анатолий Калинин широко известен как писатель – прозаик, однако он еще и поэт. Иногда Анатолий Вениаминович выступает с весьма оригинальными стихами. Первые из них появились в годы войны (Думы о родине", "Когда спаявшись в радости и грусти…" "Тиха украинская ночь", "Славлю друзей по оружию" и др.). Анатолий Калинин - один из наиболее ярких последователей шолоховских традиций в советской литературе.

Его гнетет тоска о "светлом друге, без которого сместилось в жизни все":

Заоблачных лампад струится вечный свет,

Над доном листопад, а Шолохова нет,

Вздымая гриву волн, бессмертной славе вслед,

К Азову рвется Дон, а Шолохова нет,

Причалив к яру струг, с серьгою в ухе дед,

Скликает всех на Круг, а Шолохова нет.

И так синит глаза лампасов вешний цвет,

Что катится слеза, а Шолохова нет.

Многие произведения Калинина переведены на языки народов СССР, а также на английский, болгарский, вьетнамский, французский и др. Некоторые герои обрели вторую жизнь на киноэкране, на сцене театра. А.В.Калинин награжден орденами и медалями, удостоен в 1973 году звания лауреата Государственной премии РСФСР имени М.Горького за повести "Эхо войны" и "Возврата нет".

После окончания войны писатель поселился и сейчас живет на Дону, в хуторе Пухляковском, Ростовской области.

калинин писатель публицист

1). Л. Федоров. "Читая Анатолия Калинина". – "Нева", 1959, №4.

2). В.М.Карпова. "Жизнь и творчество А.В.Калинина" (Удостоверение, сохранившееся в личном архиве А.В.Калинина.)

3). С. Гурвич. " У писателя-земляка". – Ростов-на-Дону, Ростовское кн. изд-во, 1959,стр.232.

4). Виктор Чеботников. "Новочеркасская неделя". №33, 2005г.




Top