Анатолий калинин писатель шолоховского притяжения. Донской писатель анатолий калинин

Анатолий Вениаминович Калинин родился 22 августа 1916 г., в станице Каменской (г. Каменск-Шахтинский) Ростовской области. Детство и юность писателя прошли на Дону.

Еще пионером начал А.В.Калинин писать в газеты "Ленинские внучата" и "Пионерская правда" заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол.

С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года – собственный корреспондент "Комсомольской правды" в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления.

Член КПСС с 1946 года.

Первая книга Калинина вышла в 1940 году. Это был роман "Курганы", посвященный колхозной нови в казачьем крае.

А.Калинин пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык... Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений А.Калинина в годы Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда. В 1943 году в Ростове вышла очерковая книжка А.Калинина "Казаки идут на Запад". В журнале "Новый мир" в 1944 году была напечатана повесть "На Юге", в 1945 – повесть "Товарищи". На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман "Красное знамя", изданный в Ростове в 1951 году.

После войны А.Калинин поселился на хуторе Пухляковском на Дону. Очерки Калинина о людях донских станиц ("Неумирающие корни", "В тылу отстающего колхоза", "Лунные ночи") начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя.

В 1953 году в "Правде" увидел свет очерк "На среднем уровне". Это был смелый, злободневный разговор писателя-коммуниста о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорит об этом так: "С очерка "На среднем уровне" и последовавшего за ним очерка "Лучные ночи" и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель... Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих...". В 1962 году вышел в свет роман А.Калинина "Запретная зона" (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала. В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с коммунистической совестью. Главный герой романа Греков – один из тех партийных работников, которые характеризуют и выражают нашу эпоху.

В романах "Суровое поле" (1958), "Цыган" (1960-1974), в повестях "Эхо войны" (1963), "Возврата нет" (1971) писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников. Идейно-философская концепция творчества А.Калинина выражена в системе образов его героев: с одной стороны, герои, рожденные советской действительностью, – секретарь райкома партии Еремин, писатель Михайлов, колхозники Дарья и Андрей Сошниковы, Клавдия Пухлякова и Будулай; с другой – люди, души которых искалечены накопительством, властью собственности – Варвара Табунщикова, Стефан Демин, Лущилины и другие.

Роман "Гремите, колокола!", вышедший в 1967 году, посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А.Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.

Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохове – "Вешенское лето", которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга А.В.Калинина "Время "Тихого Дона", опубликованная сначала в "Известиях". В 1982-1983 годах в издательстве "Советская Россия" вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.

Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений А.Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести "Эхо войны" и "Возврата нет".

А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Анатолий Вениаминович Калинин
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР Россия 22x20px Россия

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Награды:
Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны I степени- 1945 Орден Отечественной войны II степени - 1985
Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды - 1943 Орден Дружбы народов Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[|Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Анато́лий Вениами́нович Кали́нин ( -) - русский советский писатель , поэт и публицист .

Биография

После школы учился в техникуме, с 1932 года работал журналистом. Первый роман «Курганы» (1941) написал под влиянием «Поднятой целины» М. А. Шолохова . Фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» (1941-1945), член СП СССР (), майор (). Член ВКП(б) /КПСС с 1946 года .

Анатолий Калинин поддерживал молодых донских поэтов - Бориса Примерова , Бориса Куликова и других, некоторым из них он, можно сказать, дал «путёвку в жизнь». Одним из первых он откликнулся на публикацию стихов И. Е. Ковалевского , сложенных им в фашистском плену. Также ему принадлежат статьи о творчестве донских писателей А. А. Бахарева , М. А. Никулина и других.

Библиография

Романы

  • «Курганы» (1938-1939)
  • «Красное знамя» (1951) (объединённые повести «На юге» () и «Товарищи» ()), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • «Суровое поле» (1958)
  • «Цыган» ( - , последняя редакция - )
  • «Запретная зона» ()

Повести

  • «Эхо войны» (1963)
  • «Гремите, колокола!» (1966)
  • «Возврата нет» ()

Пьеса

  • «Тихие вербы» (1947)

Поэмы

  • «В саду Саида»
  • «Странный конокрад» (послесловие к роману «Цыган»)
  • «И вешних крыльев плеск»

Очерки

  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)

Экранизации

  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)

Либретто оперы

  • «» - опера в 2-х актах, 4-х картинах, 2005.

Награды

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.
  • Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник. Вып. 1 и 2 / [Сост.: Д. И. Руманова , Д. К. Жак и др.]. - Ростов н/Д : Тип. изд-ва «Молот», 1948. - С. 47-50. - 112 с. - (). - 2500 экз.
  • Руманова Д. И. Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник / [Под ред. Л. П. Громова]. - Ростов н/Д , 1958. - С. 59-64. - 160 с. - (Рост. гос. науч. б-ка им. К. Маркса).
  • Писатели Дона: Биобиблиогр. сб / [Сост. Г. Г. Тягленко]. - Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1976. - С. 116-128. - 288 с. - 10 000 экз.
  • Писатели Дона: Биобиблиогр. указ / [О. И. Кузина и др.]. - изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1986. - С. 160-173. - 416 с. - 20 000 экз.

Напишите отзыв о статье "Калинин, Анатолий Вениаминович"

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Калинин, Анатолий Вениаминович

Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?
– Это твоя тётя, милая, – ласково ответила мать.
– Тётя?! Ой как хорошо – новая тётя!!! А она кто? – не унималась любопытная девчушка.
– Она моя сестра, Алиса. Ты её никогда не видела. Она ушла в этот «другой» мир когда тебя ещё не было.
– Ну, тогда это было очень давно, – уверенно констатировала «неоспоримый факт» маленькая Катя...
Светящаяся «тётя» грустно улыбалась, наблюдая свою жизнерадостную и ничего плохого в этой новой жизненной ситуации не подозревавшую маленькую племянницу. А та себе весело подпрыгивала на одной ножке, пробуя своё необычное «новое тело» и, оставшись им совершенно довольной, вопросительно уставилась на взрослых, ожидая, когда же они наконец-то пойдут в тот необыкновенный светящийся их «новый мир»... Она казалась опять совершенно счастливой, так как вся её семья была здесь, что означало – у них «всё прекрасно» и не надо ни о чём больше волноваться... Её крошечный детский мирок был опять привычно защищён любимыми ею людьми и она больше не должна была думать о том, что же с ними такое сегодня случилось и просто ждала, что там будет дальше.
Алиса очень внимательно на меня посмотрела и ласково произнесла:
– А тебе ещё рано, девочка, у тебя ещё долгий путь впереди...
Светящийся голубой канал всё ещё сверкал и переливался, но мне вдруг показалось, что свечение стало слабее, и как бы отвечая на мою мысль, «тётя» произнесла:
– Нам уже пора, родные мои. Этот мир вам уже больше не нужен...
Она приняла их всех в свои объятия (чему я на мгновение удивилась, так как она как бы вдруг стала больше) и светящийся канал исчез вместе с милой девочкой Катей и всей её чудесной семьёй... Стало пусто и грустно, как будто я опять потеряла кого-то близкого, как это случалось почти всегда после новой встречи с «уходящими»...
– Девочка, с тобой всё в порядке? – услышала я чей-то встревоженный голос.
Кто-то меня тормошил, пробуя «вернуть» в нормальное состояние, так как я видимо опять слишком глубоко «вошла» в тот другой, далёкий для остальных мир и напугала какого-то доброго человека своим «заморожено-ненормальным» спокойствием.
Вечер был таким же чудесным и тёплым, и вокруг всё оставалось точно так же, как было всего лишь какой-то час назад... только мне уже не хотелось больше гулять.
Чьи-то хрупкие, хорошие жизни только что так легко оборвавшись, белым облачком улетели в другой мир, и мне стало вдруг очень печально, как будто вместе с ними улетела капелька моей одинокой души... Очень хотелось верить, что милая девочка Катя обретёт хоть какое-то счастье в ожидании своего возвращения «домой»... И было искренне жаль всех тех, кто не имел приходящих «тётей», чтобы хоть чуточку облегчить свой страх, и кто в ужасе метался уходя в тот дугой, незнакомый и пугающий мир, даже не представляя, что их там ждёт, и не веря, что это всё ещё продолжается их «драгоценная и единственная» ЖИЗНЬ...

Незаметно летели дни. Проходили недели. Понемногу я стала привыкать к своим необычным каждодневным визитёрам... Ведь все, даже самые неординарные события, которые мы воспринимаем в начале чуть ли не как чудо, становятся обычным явлениям, если они повторяются регулярно. Вот так и мои чудесные «гости», которые в начале меня так сильно изумляли, стали для меня уже почти что обычным явлением, в которое я честно вкладывала часть своего сердца и готова была отдать намного больше, если только это могло бы кому-то помочь. Но невозможно было вобрать в себя всю ту нескончаемую людскую боль, не захлебнувшись ею и не разрушив при этом себя саму. Поэтому я стала намного осторожнее и старалась помогать уже не открывая при этом все «шлюзы» своих бушующих эмоций, а пыталась оставаться как можно более спокойной и, к своему величайшему удивлению, очень скоро заметила, что именно таким образом я могу намного больше и эффективнее помочь, совершенно при этом не уставая и тратя на всё это намного меньше своих жизненных сил.
Казалось бы, моё сердце давно должно было бы «замкнуться», окунувшись в такой «водопад» человеческой грусти и тоски, но видимо радость за наконец-то обретённый столь желанный покой тех, кому удавалось помочь, намного превышала любую грусть, и мне хотелось делать это без конца, насколько тогда хватало моих, к сожалению, всего лишь ещё детских, сил.
Так я продолжала непрерывно с кем-то беседовать, кого-то где-то искать, кому-то что-то доказывать, кого-то в чём-то убеждать, а если удавалось, кого-то даже и успокаивать…
Все «случаи» были чем-то друг на друга похожи, и все они состояли из одинаковых желаний «исправить» что-то, что в «прошедшей» жизни не успели прожить или сделать правильно. Но иногда случалось и что-то не совсем обычное и яркое, что накрепко отпечатывалось в моей памяти, заставляя снова и снова к этому возвращаться…
В момент «ихнего» появления я спокойно сидела у окна и рисовала розы для моего школьного домашнего задания. Как вдруг очень чётко услышала тоненький, но очень настойчивый детский голосок, который почему-то шёпотом произнёс:
– Мама, мамочка, ну, пожалуйста! Мы только попробуем… Я тебе обещаю… Давай попробуем?..
Воздух посередине комнаты уплотнился, и появились две, очень похожие друг на друга, сущности, как потом выяснилось – мама и её маленькая дочь. Я ждала молча, удивлённо за ними наблюдая, так как до сих пор ко мне всегда приходили исключительно по одному. Поэтому, вначале я подумала, что одна из них вероятнее всего должна быть такая же, как я – живая. Но никак не могла определить – которая, так как, по моему восприятию, живых среди этих двух не было...
Женщина всё молчала, и девочка, видимо не выдержав дольше, чуть-чуть до неё дотронувшись, тихонько прошептала:
– Мама!..
Но никакой реакции не последовало. Мать казалась абсолютно ко всему безразличной, и лишь рядом звучавший тоненький детский голосок иногда способен был вырвать её на какое-то время из этого жуткого оцепенения и зажечь маленькую искорку в, казалось, навсегда погасших зелёных глазах...
Девочка же наоборот – была весёлой и очень подвижной и, казалось, чувствовала себя совершенно счастливой в том мире, в котором она в данный момент обитала.

Анатолий Вениаминович Калинин родился 22 августа 1916 г., в станице Каменской (г. Каменск-Шахтинский) Ростовской области. Детство и юность писателя прошли на Дону.

Еще пионером начал А.В.Калинин писать в газеты "Ленинские внучата" и "Пионерская правда" заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол.

С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года – собственный корреспондент "Комсомольской правды" в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления.

Член КПСС с 1946 года.

Первая книга Калинина вышла в 1940 году. Это был роман "Курганы", посвященный колхозной нови в казачьем крае.

А.Калинин пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык... Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений А.Калинина в годы Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда. В 1943 году в Ростове вышла очерковая книжка А.Калинина "Казаки идут на Запад". В журнале "Новый мир" в 1944 году была напечатана повесть "На Юге", в 1945 – повесть "Товарищи". На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман "Красное знамя", изданный в Ростове в 1951 году.

После войны А.Калинин поселился на хуторе Пухляковском на Дону. Очерки Калинина о людях донских станиц ("Неумирающие корни", "В тылу отстающего колхоза", "Лунные ночи") начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя.

В 1953 году в "Правде" увидел свет очерк "На среднем уровне". Это был смелый, злободневный разговор писателя-коммуниста о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорит об этом так: "С очерка "На среднем уровне" и последовавшего за ним очерка "Лучные ночи" и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель... Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих...". В 1962 году вышел в свет роман А.Калинина "Запретная зона" (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала. В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с коммунистической совестью. Главный герой романа Греков – один из тех партийных работников, которые характеризуют и выражают нашу эпоху.

В романах "Суровое поле" (1958), "Цыган" (1960-1974), в повестях "Эхо войны" (1963), "Возврата нет" (1971) писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников. Идейно-философская концепция творчества А.Калинина выражена в системе образов его героев: с одной стороны, герои, рожденные советской действительностью, – секретарь райкома партии Еремин, писатель Михайлов, колхозники Дарья и Андрей Сошниковы, Клавдия Пухлякова и Будулай; с другой – люди, души которых искалечены накопительством, властью собственности – Варвара Табунщикова, Стефан Демин, Лущилины и другие.

Роман "Гремите, колокола!", вышедший в 1967 году, посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А.Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.

Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохове – "Вешенское лето", которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга А.В.Калинина "Время "Тихого Дона", опубликованная сначала в "Известиях". В 1982-1983 годах в издательстве "Советская Россия" вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.

Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений А.Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести "Эхо войны" и "Возврата нет".

А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

«Поверю вдруг, что смерти нет…»

Анатолий Вениаминович Калинин – известный донской писатель, поэт, критик, публицист. Велико его обаяние. В 1970 году лауреат Нобелевской премии по литературе Михаил Шолохов, высоко ценивший талант Калинина, узнав, что Анатолий Вениаминович перенес инфаркт, написал ему: «Дорогой Анатолий! Получил твое письмецо и возрадовался, что ты уже на ногах. Ты не хворай и живи дольше. От тебя человеческое тепло далеко идет. Мне, например, легче живется, как только подумаю о тебе. Очевидно, и многим другим».

22 августа 2016 года Анатолию Вениаминовичу Калинину исполнилось 100 лет со дня рождения. Жаль, что отмечать эту дату почитателям творчества писателя пришлось уже без него. 12 июня 2008 года Анатолия Калинина не стало.

Анатолий Вениаминович Калинин родился в 1916 году в станице Каменской, ныне город Каменск-Шахтинский, в семье сельского учителя. Отец Калинина был новочеркасским казаком, мать - каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был редкий бас–профунда.

Как-то в одном из интервью писатель сказал, что помнит время, когда слово «казак» в нашей стране не произносилось. А ведь казачество во все времена было хребтиной России. И в том, что сегодня на Дону тихо, подчеркнул Анатолий Вениаминович, есть немалая заслуга казачества.

Калинин считал, что возрождение казачества – закономерный процесс, который набрал живительную силу в самом конце прошлого века. Однако начался он отнюдь не с развала СССР, а еще на полях Великой Отечественной, когда в 1942 году было принято решение о создании Донского кавалерийского казачьего корпуса. Именно тогда, по словам писателя, были забыты все распри и казаки пошли на защиту Отчизны.

Первая книга

К литературному труд Анатолий Калинин приобщился рано. Будучи пионером, стал писать в газеты «Ленинские внучата» и «Пионерская правда» заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году подростком ездил по хуторам и станицам с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол и начал работать в газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года Анатолий Калинин – собственный корреспондент «Комсомольской правды».

Первая книга Калинина вышла в 1940 году. Это был роман «Курганы», посвященный колхозной нови в казачьем крае. С первых страниц книги чувствуешь, что автор хорошо знает то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык. Эти знания, а также глубокое понимание психологии человека, умение подметить какую-то характерную черту героя ярко проявятся потом и в других произведениях Анатолия Вениаминовича. В том числе во фронтовых очерках, где главными действующими лицами были вчерашние колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели.

«На среднем уровне»

Фронтовой путь военного корреспондента Калинина был длинным. Он писал и посылал в газеты материалы из-под Ростова, Моздока, Сталинграда… В 1943 году в Ростове вышла книга его очерков «Казаки идут на Запад». Через год, в журнале «Новый мир», напечатана повесть «На Юге», в 1945 году на свет появляется повесть «Товарищи». Впоследствии на основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман «Красное знамя», изданный в Ростове в 1951 году. Важная веха на его творческом пути. И все же как писатель начался Калинин не с этих произведений», а с очерка «На среднем уровне», опубликованном в «Правде» в 1953 году. Об этом Анатолий Вениаминович говорил так: «С очерка «На среднем уровне» и последовавшего за ним очерка «Лунные ночи» и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен, как писатель… Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих…».

Роман «Цыган»

Работал Анатолий Калинин много и плодотворно. Однако действительно всенародная известность пришла к нему лишь с романом «Цыган». Калинин вспоминал: «Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман «Цыган»… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я приехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем». Именно эти отрывочные фрагменты жизненного калейдоскопа в сознании писателя в какой-то момент сложились, и возник сюжет произведения, которое до сих пор читаемо и любимо народом. Писал его Анатолий Вениаминович 14 лет – с 1960 по 1974 год.

Калинин -депутат

Сразу после войны Калинин вместе с женой Александрой Юлиановной и маленькой дочерью поселился в хуторе Пухляковском. Голодные годы, разруха… Все испытания Калинины переносят также стойко, как и остальные жители Пухляковского.. Правда, в сегодняшней Пухляковке трудно узнать ту, послевоенную. Красивые дома, благоустроенные улицы. И в этом разительном преображении есть большая заслуга Анатолия Калинина, четырежды избиравшегося депутатом Верховного Совета РСФСР. Вот как пишет об этом писатель Василий Воронов в очерке, посвященном 90-летию Анатолия Вениаминовича, который вышел в свет в газете «Правда» 22 августа 2006 года: «Депутат Калинин всю жизнь прожил в хуторе, рядом со своими избирателями. А его знаменитая депутатская приемная - дом в Пухляковском и беседка во дворе. Тысячи людей побывали здесь, и у каждого своя нужда, своя просьба, свое горе.

Тысячи писем написал депутат «в инстанции», прося, умоляя, настаивая, взывая к совести и здравому смыслу.

У бабушки, фронтовой вдовы, - конфликт с милиционером. Калинин пишет письмо милиционеру. Директор совхоза буквально затравил двух молодых специалистов.

Калинин едет к директору и долго разговаривает с ним. А сколько квартир получили агрономы, инженеры, учителя, врачи, молодые писатели, художники благодаря личному участию депутата в их судьбах! Целая улица коттеджей построена в Пухляковском пензенскими шефами благодаря давней дружбе Калинина с Львом Борисовичем Ерминым, тогдашним первым секретарем Пензенского обкома, бывшим раздорским районщиком.

В хуторе в свое время были открыты межрайонная школа искусств, хуторская картинная галерея. Кстати, большинство картин в галерее - подарки художников Калинину.

Всего и не счесть, что сделано для земляков депутатом и писателем.

В дневнике за 1981 год у меня есть запись: «У Калинина с утра гости. Делегация со строящегося в Красном Сулине завода порошковой металлургии. Железнодорожники из Батайска. Директор совхоза из станицы Раздорской. У всех к депутату конкретные просьбы, письма, документы. Через несколько часов, шумно прощаясь, гости разъехались. Радостно потёр руки:

Славный у нас народ! Дай самостоятельности - горы свернет! А мы всё из-под палки, через инструкции. Почти все мои депутатские потуги - помочь дельным людям продраться через инструкции, решения и постановления.

Помолчал, глядя в окно, поднял указательный палец и отчеканил, словно споря с невидимым противником:

Знаете, чем я горжусь как депутат? - Он пронзил меня хитро блестевшими глазами. С послевоенных лет в Пухляковском не осужден ни один хуторянин. Ни один!»

«Когда меня уже не будет…»

Ежегодно в конце лета на донской земле проходят традиционные «Калининские чтения». Когда Анатолий Вениаминович был жив, в хутор Пухляковский приезжали почитатели его таланта из разных уголков нашей страны и из-за рубежа. «Калининские чтения» становились настоящим праздником русской литературы, без которой Калинин не представлял свою жизнь. В этот день много было поздравлений, шуток, песен. А завершался праздничный вечер концертом в честь Анатолия Калинина, великого романтика, лирика и прекрасного человека, умевшего ценить красоту родного края и вслед за Михаилом Шолоховым прославившим ее на весь мир.

Однажды в очередной день рождения в ответ на поздравления Анатолий Вениаминович прочитал свое стихотворение, которое потрясло многих своей искренностью и глубиной передаваемых чувств. Им мы и закончим рассказ о нашем знаменитом земляке.

Когда меня уже не будет,
И след мой пеплом заметет,
Все то же розовое чудо
Опять над островом всплывет.

И, распахнув свои ресницы,
Такой прольет на землю свет,
Что даже я в своей темнице
Поверю вдруг, что смерти нет.

Что не зарыт я, а посеян,
До часа преданный кресту,
Когда опять, землей взлелеян,

Навстречу солнцу прорасту.

Александр Петров

В материале использованы источники:
1. С. Гурвич. «У писателя-земляка». Ростовское книжное издательство, 1959 год.
2. Н. Калинина. «Калинин Анатолий Вениаминович». Ростов-на-Дону: Альтаир, 2013 год.
3. В. Воронов. «Здравствуй, Калинин!» Очерк, посвященный 90-летию выдающегося советского писателя. Газета «Правда», 22-23 августа, 2006 год.

Близится 100-летие со дня рождения Анатолия Вениминовича Калинина.

Раздорский этнографический музей-заповедник не может не отметить эту дату и готовит торжественные мероприятия, посвящённые этому знаменательному событию. И такое внимание с нашей стороны не только потому, что А.В. Калинин прекраснейший донской писатель, поэт, прозаик, прославляющий свою великую казачью родину, а ещё и потому, что его с полным правом можно назвать крёстным отцом нашего музея-заповедника и Пухляковской картинной галереи!

Перед нами стоит большая задача - рассказать о великом донском писателе. В данный момент мы разбираем рукописи, изучаем письма, собираем публикации, анализируем фотографии - целый отдел высококвалифицированных специалистов работает, чтобы к 100-летию Анатолия Вениаминовича представить полную картину жизни этого прекрасного человека!

В течении всего времени, что осталось до этого знаменательного события мы будем делиться с вами нашими замечательными находками, а пока предлагаем ознакомиться с краткой биографией писателя.

Калинин Анатолий Вениаминович (22 августа 1916 года — 12 июня 2008 года) - известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести «Эхо войны» и «Возврата нет»; более 20 лет был депутатом Верховного Совета России; награжден несколькими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Родился Анатолий Вениаминович в семье учителя, в станице Каменская, ныне г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. В школьные годы начал сотрудничать в газете «Ленинские внучата» (Ростов-на-Дону) и «Пионерская правда». С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии, с 1935 года - корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, на Дону.

В 1941 году опубликовал роман «Курганы». В годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов Калинин - фронтовой корреспондент «Комсомольской правды». Героизму советских бойцов посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и созданный на их основе роман «Красное знамя» (1951).

После войны Калинин поселился на Дону, в х. Пухляковский, Усть-Донецкого района. На материале колхозной жизни им написаны здесь книги очерков: «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955), «Гранатовый сок» (1968). В романе «Запретная зона» (книга 1, 1962) повествуется о строительстве Волго-Донского канала.

Картины прошедшей войны оживают в повести Калинина «Эхо войны» (1963) и романе «Суровое поле» (1958). Калинину принадлежат также повесть «Цыган» (части 1-3, 1960-1970; одноименный фильм, 1967), роман «Гремите, колокола!» (1967), посвященный проблемам семейного воспитания, книга очерков о М.А. Шолохове «Вешенское лето» (1964) и другие.

Для произведений Калинина характерна постановка важных вопросов современной жизни. Калинин - последователь шолоховской традиции. Ряд его произведений переведён на иностранные языки. Награжден 3 орденами, а также медалями. Многие произведения А. Калинина экранизированы. Особенный успех выпал на долю телевизионной версии романа «Цыган». На радио в 1983, 1985 годах режиссером Э. Верником была осуществлена радиопостановка по мотивам романа «Цыган» с участием артистов: К. Лучко, Л. Маркова, А. Джигарханяна, Т. Пельтцер, А. Покровской, Л. Дурова, Р. Суховерко и других артистов московских театров.

В коллекции радиофонда есть также запись радиокомпозиции спектакля «Суровое поле» А. Калинина в исполнении артистов Театра-студии киноактера. В 1983 году корреспондентом радио была записана беседа с писателем - это был серьезный разговор о его творчестве, о замысле романа «Цыган», о войне. О донских песнях, оказавших сильное влияние на творчество писателя. А. Калинин читает свои стихотворения: «В стужу лютую…», «Твое ли это детство было…», «На тризне памяти военной».

Проходит время, но творчество Анатолия Калинина остается бессмертным среди читателей не только нашей страны, но и многих стран мира.


«…Со времен оттепели Калинин в известной мере пытался говорить правду. Чрезвычайно сильную полемику вызвал его роман «Суровое поле» (1958), в котором поднята неоднозначная проблема осуждения всех советских военнопленных, в особенности - состоявших какое-то время на немецкой службе (армия Власова); Калинин призывал вернуть доверие к людям, утраченное во времена Сталина. Тема человечности становится главной и в его романе «Запретная зона» (1962), рассказывающем о строительстве гигантского искусственного моря на Дону».

Во́льфганг Ка́зак (1927 - 2003)
немецкий славист и литературный критик.



Библиография

Романы

  • Курганы (1938-1939)
  • Красное знамя (1951) (объединённые повести «На юге» (1944) и «Товарищи» (1945)), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • Суровое поле (1958)
  • Цыган (1960-1974, последняя редакция - 1992)
  • Запретная зона (1962)

Повести

  • Эхо войны (1963)
  • Гремите, колокола! (1966)
  • Возврата нет (1971)
  • Пьеса
  • Тихие вербы (1947)
Поэмы
  • В саду Саида
  • Странный конокрад (послесловие к роману «Цыган»)
  • И вешних крыльев плеск
Книги очерков
  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)
Экранизация произведений
  • Цыган (1967 год)
  • Цыган (1979 год)
  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)
  • Возврата нет (1973 год)
Либретто оперы
  • «Цыган» - опера в 2-х актах, 4-х картинах, 2005.
    Награды
  • Орден Ленина №412947, 2 июля 1971 года.
  • Орден Ленина №451609, 16 ноября 1984 года.
  • Орден Ленина №459595, 21 марта 1986 года.
  • Орден Октябрьской Революции №78491, 20 августа 1976 года.
  • Орден Отечественной Войны 1-й степени №280917
  • Орден Отечественной Войны 2-й степени №1161070 11 марта 1985 года.
  • Орден Трудового Красного Знамени №0508496, 20. августа. 1966года.
  • Орден Красной Звезды №148098, 27 июля 1942 года.
  • Имеет много медалей.


  • 
    Top