Ангелы и демоны михаила врубеля. Будьте всегда в настроении

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своей сестре о работе над полотном.

Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Сцепив руки, он смотрит в даль. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Кажется, что демону тесно, его фигура сложно зажата между верхней и нижней перекладинами рамы.

Тема демонического — сквозная в творчестве Врубеля. Мифические сущности, по идее художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире.

«Демон летящий", 1899

После «Демона сидящего» художник возьмется еще за летящего и поверженного демонов. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья.

Контекст

Во время создания триптиха Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Елена Забела своей сестре.

Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. М. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.


«Демон поверженный", 1902

Судьба художника

Михаил Врубель рос вполне обычным ребенком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу все больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице закрутила его богемная жизнь. Курса Врубель не кончил.


Михаил Врубель

В это время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и ее закончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм.

Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там его навестил отец — Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве.

В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей.

Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, он распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».

На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Чтобы содержать жену и ребенка, Врубелю пришлось больше работать: вместо обычных для него 3−4 часов — 14 часов в день.


Портрет сына художника, 1902

Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетались по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось. Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой острой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля.

Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын Врубеля и Забелы. Художник впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации.

Последние 4 года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погруженный в мир своих галлюцинаций. Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.

Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Демон». Размер 116 × 213 см, холст, масло.

В письме к сестре от 22 мая 1890-го года Врубель сообщает: "Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» – полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий» – первая из обширной демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру.

«Молодая уныло-задумчивая фигура» – слова очень точные. Сидящий демон действительно молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной. Вспоминается, как в романе Достоевского описаны переживания князя Мышкина в горах Швейцарии: «Перед ним было блестящее небо, внизу озеро, кругом горизонт светлый и бесконечный, которому конца-края нет. Он долго смотрел и терзался... Мучило его то, что всему этому он совсем чужой».

Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» – каменные цветы, каменные облака – символизирует это чувство отторгнутости, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня». Но нет ни вызова, ни ненависти – только глубокая, глубокая печаль. Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона – и это уже совсем другой образ, образ ожесточившегося. Под массивной гривой волос – исступленный лик с выходящими из орбит глазами. Художник отлил эту голову в гипсе и раскрасил, придав ей жуткую «настоящесть». В 1928 году ее разбил на куски какой-то психически неуравновешенный посетитель Русского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена. Ее реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале.

В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. На холсте, в глине, на обрывках бумаги художник ловил лихорадочное мелькание обликов, чередование гордости, ненависти, мятежности, грусти, отчаяния... Все снова и снова появляется незабываемое лицо: косматая львиная грива, узкий овал, излом бровей, трагический рот,– но каждый раз с иным оттенком выражения. То он бросает исступленный вызов миру, то «похож на вечер ясный», то становится жалок.

В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля – другого мы, пожалуй, не приняли бы.

Среди заказов, которые в Москве появились у Михаила Врубеля, были и такие, которые позволили ему вновь обратиться к теме Демона. Издательство Кушнерова заказало ему серию иллюстраций к юбилейному изданию книги стихов М.Ю.Лермонтова.

Как раз в это время Врубель закончил первую большую картину, которая прославила его на века. Это был «Демон сидящий». Художник работал над ним больше месяца, живя в доме Саввы Мамонтова в Москве. В письмах сестре он пишет, что на его картине Демон – это уныло-задумчивая полуобнаженная молодая фигура с крыльями, которая сидит, обхватив колени сильными руками, и смотрит на поляну в цветах. И добавляет, что это вовсе не тот, будущий монументальный Демон, которого он еще напишет когда-нибудь.

Демоническая эпопея Врубеля

Врубелевские демоны прекрасны, однако те, что дошли до нас - не самые лучшие работы из созданных художником. В своих воспоминаниях его современники утверждают, что многие рисунки, наброски и эскизы были уничтожены Врубелем. Часть работ и вовсе пропала, а некоторые художник, не удовлетворенный собой, переписывал заново.

Для Михаила Врубеля в Демоне не было ничего дьявольского. Он говорил, что демон в переводе с греческого означает «душа» или «дух». Образ демона художник воплощал не только на холсте. Были и глиняные скульптуры, и рисунки, а единственным уцелевшим свидетельством того, что в конце 80-х годов 19 века художник постоянно трудился над этой темой, является гипсовая голова Демона. Ее искусствоведы оценивают как произведение патетическое, созданное на грани претенциозности и напыщенного мистицизма. Однако благодаря интеллигентной живописной манере, художнику всегда удавалось не перейти эту грань.

Образ Демона

Внешность Демона в определенной степени навеяна театральными впечатлениями Врубеля. В голове с огромными горящими глазами, с копной волос критики находили сходство с актером Киевской оперной труппы, где роль Демона исполнял И.В.Тартаков, обладавший почти львиной гривой из черных кудрявых волос. Ничего удивительного нет в том, что впечатления от театральных постановок художник привнес в свои работы, посвященные Демону. Только у врубелевского демона пышная шевелюра становится настоящим хаосом, в котором страсть автора картины проявляется в точных мазках, выбранной палитре и моделировании композиции.

Фигура Демона вызывает ощущение могучей силы, которая скована столь же могучей тоской. Лицо его, одновременно аскетическое и искаженное желаниями, напоминает чертами лицо тридцатилетнего Александра Блока. Возможно, поэт был для Врубеля воплощением эпохи.

«Демон сидящий» - картина, в которой мастеру удалось выплеснуть на холст свое отношение к герою и миру. Демон молодой, с могучим, почти классическим, торсом. Фигура кажется исполинской - ей тесно в пространстве картины. Образ Демона наполнен какой-то нездешней печалью, как будто его гнетет ненужное ему могущество.

Исследователи жизни и творчества Михаила Врубеля сходятся во мнении, что в нем нет особого автобиографического сходства с мятущейся душой художника. Но то, что Врубелю близок основной нервный импульс картины - бесспорно.

Техника живописи

«Демон сидящий» написан в технике, которую можно считать особенной живописной манерой зрелого Врубеля. Она несет огромный эмоциональный заряд. В этой работе техника художника представлена во всей ее полноте и индивидуальности.

Основу манеры Врубеля составляют четкие крупные мазки. Они придают картинам художника особую фактуру и настроение. И Демон, и лиловая даль, и цветы, которых нет в природе - все создано воображением автора. Но не из тех веществ, из которых состоит все живое на Земле, а из самой живописи, которая живет на картине. Из частиц цвета и остроугольных форм художник создает фантастический по фактуре и эмоции мир.

Суть произведения - выражение одиночества, ненужного могущества и угнетенной мечты. Ее Врубелю удалось высказать через свою уникальную живописную манеру. Вроде бы чудные цветы и волшебные неземные краски... Откуда столько горечи и печали от несбывшихся надежд! В этом символизм и мироощущение Врубеля – очищение через страдание, соединение величайшей силы с таким же бессилием.



Картина написана: 1890 г.
Холст, масло.
Размер: 114 × 211 см

Иллюстрация «Демон сидящий»

Очевидно, что сам образ картины собирательный, и исследователи сходятся во мнении, что сам Лермонтов завуалировал в герое своего произведения всех деятелей отечественного искусства. Эту тематику подхватил и Врубель. Согласитесь, кто как не творческий человек становится для простого люда светочем в темноте. Кто, как не писатель, художник, композитор, своими произведениями подталкивает «незрячих» к истине. «Демон» Врубеля – это, на самом деле, он сам, и не только он. Этим же демоном был Лермонтов. Этим же демоном можно считать Пушкина, Толстого, Чайковского. Этот демон – человек, познавший природу прекрасного, старающийся принести ее в каждый дом, претерпевая при этом одну неудачу за другой.

Говоря о художественном исполнении картины, нельзя не упомянуть ее уникальный стиль. Она написана с присущими Врубелю характерными чертами. Особенно бросается в глаза эффект кристаллических граней, что делает картины больше похожей на витражную живопись или панно. «Демон» Врубеля как будто высечен из камня. Художник смог добиться такого исполнения благодаря использованию при создании работы мастихина (специального ножа), нанося им плоские мазки по полотну. В своей картине Михаил Александрович успешно сочетал живопись и ваяние. Наличие кристаллических форм в работе Врубеля тоже неслучайно, с их помощью художник подчеркнул природу образа, его мистичность, многогранность.

Данную картину можно считать одной из самых знаменитых работ Михаила Александровича. Серия была продолжена в 1899 году, когда художник написал картину «Демон летящий». В 1902 году, будучи тяжело больным, Врубель, стоически принявший удары судьбы, заканчивает писать третью картину – «Демон поверженный». На этом полотне главный герой находится на грани гибели, как и сам художник.

Описание сюжета картины Врубеля «Демон сидящий»

Художник: Михаил Александрович Врубель
Название картины: «Демон сидящий»
Картина написана: 1890 г.
Холст, масло.
Размер: 114 × 211 см

Многие критики, упоминая творчество Михаила Врубеля, а в особенности его «демонов», не могут не вспомнить о том наследии, которое художник оставил после себя. Его творчество стало знаковым в ту эпоху, эпоху становления отечественного символизма, оно, как и произведения русских классиков литературы и музыки, олицетворяет стремление творческой личности к чему-то прекрасному, к эфемерной, неосязаемой духовной красоте.

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в Омске. Его отец, строевой офицер, настаивал на том, чтобы Михаил получил престижное образование, посему будущий художник был отправлен в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Пытливая творческая душа Врубеля никогда не тяготела к юридическим наукам, что, однако, не помешало ему окончить университет с золотой медалью. Затем, Михаил был призван в армию и, отслужив воинскую повинность, получил звание бомбардира запаса. Осенью 1880 года Врубель был принят на обучение в Императорскую академию художеств.

Работы Михаила Александровича были пронизаны оригинальностью и символизмом, еще со времен его обучения творческому мастерству. Именно эти качества принесли художнику незыблемую славу и признание.

Изначально, «демоны» Врубеля были всего лишь иллюстрациями, которые художник приурочил к выходу юбилейного издания сочинений русского поэта Лермонтова Михаила Юрьевича. В 1891 году, Михаил Александрович исполнил около 30 рисунков к данному собранию, большая часть которых отражала поэму «Демон». Наиболее известными картинами, которые художник в будущем перенес на холст, были «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Иллюстрация «Демон сидящий» была нарисована художником в 1890 году. Хранится она и по сей день, в Государственной Третьяковской галерее. Собственно там же хранится и аналогичная работа на холсте, которая датирована тем же годом. Писал ее Михаил в доме известнейшего в те времена мецената, Мамонтова Саввы Ивановича, который симпатизировал многим знаменитым художникам того времени: Серову, Васнецову, Коровину.

Сюжет картины был навеян художнику после прочтения им произведения М.Ю. Лермонтова «Демон». Несмотря на то, что демоническая природа нарисованного создания видна невооруженным взглядом, сам посыл картины далек от устаревших догм. Обычно, говоря о демонах, особенно в условиях жестких религиозных канонов того времени, человеку представляется образ потустороннего зла, чего-то до безумия глупого и жестокого. Демон Врубеля совсем другой, собственно как и демон Лермонтова. Вообще, вышеупомянутые творцы были едины во многих своих идеях, и, если Михаил Александрович Врубель стал флагманом движения символизма среди художников, то Михаил Юрьевич взял на себя ту же роль, только в своем писательском ремесле.

Идея, как картины, так и описанного образа, в целом едина. Перед нами предстает не кровожадный клыкастый монстр, а гораздо более утонченное создание. Сам Врубель, говоря о герое своего произведения, описывал его так: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». Символ данной картины очевиден, он во многом совпадает с представлениями о демонах античного философа Платона, который считал этих созданий «посредниками между людьми и богами, который помогает человеку преодолеть свой жизненный путь, дабы постичь красоту смерти, а вместе с ней, и высший замысел». Очевидно, что печальный взгляд героя картины и его направление вдаль, его поза, которая пронизана отчаянием, все это указывает на вполне человеческую первородную сущность демона. В то же время, подоплекой для нахлынувших эмоций становится внеземное, эфемерное начало героя картины. Одинокий, познавший все то, что делает простого человека счастливым изо дня в день, демон не может найти более покоя в мире живых. Оттого и печальный взгляд вдаль, куда-то в сторону закатного солнца, в поисках ответов, нахождение которых не дает удовлетворения, а лишь побуждает к новым поискам. Создание ищет освобождения, перерождения своей сущности. Кто этот демон?

Демоны когда-то принесли ему славу, благодаря его «Демонам» им восхищаются и сегодня. Но почему сам художник в конце жизни считал эти картины своим бременем, почему тяготился ими и страдал от них? И почему после многих «демонических лет» он все же вернулся к Писанию?

Демон. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. И каждый раз на холсте являлся другой, не похожий на предыдущего: в его лице то одиночество и тоска, то отчаяние. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» - в нем уже лишь злоба и холод. Знобит от его взгляда. «Верится, что Князь мира позировал ему, - говорил Александр Бенуа. - Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он стал быстро продвигаться к пропасти».

Искусство - вот наша религия

Надгробный плач. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве.
1887

Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. По заказу он писал Христа, в свободное же время, для себя, обращался совсем к другому герою.

Идея построить в Киеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в 1862 году, уже при Александре II, и растянулось на долгих тридцать лет. Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам - Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину. Не все из них согласились. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Васнецов, который выполнил основную работу по росписи собора, до Академии художеств учился в Духовной семинарии. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.

Отношение Михаила Врубеля к храмовой живописи было совсем другим. Христа по-настоящему Врубель не знал, не чувствовал. И сам Христос не был для него ни последней истиной, ни последней глубиной.

«Искусство - вот наша религия», - как-то заметил Михаил Александрович, работая над одной из захвативших его картин. «Впрочем, - добавил, - кто знает, может, еще придется умилиться». Храм для него был прежде всего храмом искусства. Его влекло не религиозное чувство, а масштабность и монументальность церквей.

Работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды».

Похоже, трудно смотреть одним глазом в землю, другим в небо. Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах.

Сирень. 1900. Разгар «демонического периода» Врубеля. Даже нежные цветы затягивают зрителя в воронку, в душный лиловый сумрак.

Поразительно легко поверх «Моления о чаше» Врубель мог написать портрет пленившей его цирковой наездницы в кисейной юбочке, лишь потому что под рукой не оказалось чистого холста.

И в образе Богоматери Врубеля откровенно проглядывают черты земной женщины - Эмилии Праховой. В нее Врубель в киевскую пору был влюблен болезненно и безответно.

И в ликах его ангелов и святых мало святости. Куда больше походят они на духов, грозных и тревожных.

Врубель написал иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви. Но его эскизы к Владимирскому собору не были приняты. Слишком отличались они от традиционной иконописи. Это было крушение. Врубель мечтал писать монументальные полотна. Не случилось. Он не написал Христа, но напишет Демона.

Галерея демонов

Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Со всеми перезнакомился, был частым гостем московских богатых домов, где его общество любили. Михаил Александрович был прекрасно образован, закончил Петербургский университет, два факультета - юридический и историко-филологический, причем оба с золотой медалью, говорил на восьми языках.

Врубель был франтом. На последние деньги мог купить дорогие духи и, стоя в глиняном тазу, обливался теплой водой с духами. Почти каждый день бывал у парикмахера. Чуть не плакал, когда манжеты хоть немного были запачканы краской. Порой жил впроголодь, но одет был всегда изысканно и элегантно. Все, что он получал за свои работы, часто тратил за один день. Шел в лучший ресторан и заказывал разные изысканные яства. Он слыл гурманом, знал марки вин, что и после чего полагается пить.

Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться, и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. «Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Речь шла об Эмилии Праховой.

Всем чужой

Ничего демонического во Врубеле не было, и все же, почему именно Демон? Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя? Еще тогда, в Киеве, в 1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал - не то. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Даже решил вылепить Демона из глины: «…вылепленный, он только может помочь живописи». В рисунке, в живописи, в глине - развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита.

В Москве Врубель получает заказ - выполнить иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, в том числе к «Демону».

Как часто на вершине льдистой

Один меж небом и землей

Под кровом радуги огнистой

Сидел он мрачный и немой…

Врубель часто цитировал Лермонтова наизусть. Слушал оперу «Демон» Рубинштейна. Но ему важно было найти образ своего демона. Как будто он знал его мысли и желания. И уже не по заказу, в Морозовском особняке, на Садово-Спасской, Врубель рисует «Демона сидящего».

На полотне - не злобный дух и не лукавый искуситель. Врубель рисовал тоску. Надмирную тоску и одиночество. Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор.

«В лиловом цвете нет улыбки», - заметил Гёте.

Над толпой

Для Врубеля творец, художник - всегда над толпой.

Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», - жаловался Врубель Коровину.

Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его - художника - с людьми обыкновенными».

«Никакого сравнения с людьми обыкновенными» - может быть, в этом презрительном взгляде на обыкновенного человека, в стремлении утвердить себя над миром и открывается демоническое? Может быть, здесь путь к Демону?

Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни человека.

Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где выход из этой замкнутости? Где тот единственный луч, который и осветит, и разрешит все?

У большого художника Врубеля сквозь личное сквозит дыхание эпохи. Блок увидит во врубелевских демонах предсказание судьбы русской интеллигенции на переломе веков. Творцы Серебряного века, они знали переход света во тьму.

Елизавета Караваева-Кузьмина, в историю вошедшая как мать Мария (Скобцова), написала о тех интеллигентских сборищах и брожениях, о которых знала не понаслышке:

«Помню одно из первых наших посещений “Башни” Вячеслава Иванова. Вся Россия спит. Полночь. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Мы не успели ещё со всеми поздороваться, а уже Мережковский кричит моему мужу: “С кем Вы - с Христом или с антихристом?!” И спор продолжается. Всё наружу, всё почти бесстыдно.

По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь.

Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска».

Тоска врубелевского Демона. Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Пища, которая не насыщает.

Шестикрылый Серафим. 1904. Картина написана после духовного перелома Врубеля. Демоническая пелена спадает, художник обретает вещее зрение.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» - это Врубель напишет своей жене, Надежде Забеле, почти в конце своей жизни, находясь в психиатрической больнице.

Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие.

После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак. Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому - легче.

Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. «Принцесса Грёза» - вечная мечта художников о прекрасном. И «Микула Селянинович» - сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.

«Я не мог разгадать, но что-то звериное в сердце зрителей чувствовалось, - вспоминал Коровин. - Я слушал, какие проклятия несли они, глядя на эти панно. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни».

Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела.

Она стала музой композитора Римского-Корсакова и исполняла партии Снегурочки, Царевны Лебеди, Волховы.

И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах.

90 раз Забела пела Морскую Царевну, и 90 раз Врубель присутствовал на спектакле.

Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм.

То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия.

Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко».

В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный - соль русской земли.

Знак судьбы

И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план - тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней?

И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак.

Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения.

Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы.

«Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот…» - скажет Врубель после похорон своего сына, Саввы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве.

Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь».

Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель - франт и эстет, для которого последняя истина - в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством - заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы.

Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена.

Культивируется новый герой, свободный, мощный. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его.

Беда в том, что возвышенная миссия нового героя часто сметает на своем «высоком» пути обыкновенных людей и, вообще все человеческое.

…И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества.

Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины:

«Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их».

В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Все. Человеческое здесь невозможно.

В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны.

В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, является чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то явилось на полотне, помимо воли самого Врубеля: может быть то, что и несет за собой «освободившийся» нигилистский человек.

Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений.

Пройдет не так много лет - и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, громовым раскатом прогремит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!»

Это позже. А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности.

Помрачение

Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство только после романтизма. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда был образ зла и тьмы.

Голова пророка. 1905 год. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не
с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни.

XVIII-XIX век. В искусстве - эпоха романтизма с изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов - и у Байрона, и у Лермонтова.

Врубель - наследник этой традиции.

В свое время Лермонтов относительно легко отделался от своего демонического героя.

И этот дикий бред

Преследовал мой разум много лет.

Но я, расставшись с прочими мечтами,

И от него отделался - стихами!

У Врубеля все сложилось куда трагичнее. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Князя мира сего вновь полностью владеет художником. Демон ищет своего нового воплощения.

В декабре 1901 года появляется другая картина - «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело.

Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу:

«Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками…»

Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, - своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело - метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания.

Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона».

В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. Вспоминает Александр Бенуа:

«Каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель “дописывал” свою картину. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее».

Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим.

После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам. И, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника.

А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом.

Просветление

В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «…а сам бедный Миша теперь весь в прыщах, красных пятнах, без зубов».

Это внешне. А внутри - мукой купленное просветление.

Врубель окончательно расстается со своими демонами.

В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного.

«За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», - пишет Врубель на обороте этой картины.

Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля.

Пророк. Поздняя работа Врубеля

Теперь основные его работы посвящены теме пророка: «Шестикрылый Серафим», «Голова Пророка», «Видение Иезекииля».

«Шестикрылый серафим» - ангел, приближенный к престолу Бога. Ангел, уничтожающий всякое помрачение:

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы…

Демоническая пелена спадает, и Врубель обретает вещее зрение. Таков закон всякого подлинного знания. Оно начинается с очищения и обновления.

Много личного для Врубеля в картине «Голова Пророка». Здесь так очевидно портретное сходство. Как много перестрадал этот человек. Взгляд, исполненный боли, но и просветленный, возвышенный. Он смотрит на мир не с ненавистью и презрением, как некогда «Демон поверженный», а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. Поистине мукой купленное просветление.

Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. “Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил”».

Можно отнести эти признания к нездоровому состоянию психики Врубеля. А, может быть, здесь истинное и горькое сожаление о том, что к нему как к художнику столь поздно пришло прозрение; о том, что он тратил свой несомненный дар на возвеличивание пустоты.

Последние четыре года Врубель, слепой и безумный, доживал в петербургских психиатрических клиниках. Его жена приходила к нему и пела, пела только для него. Михаил Александрович это очень любил.

Врубель - тревожная, зрячая душа. Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой - разрушением души.

На его похоронах Блок скажет: «Врубель оставил нам своих демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи». Вряд ли как заклинателей. Это не химеры Нотр-Дам-де-Пари. Это образы тьмы, которые преследовали художника всю его жизнь.

Возможно, и в нашем сегодняшнем мире стоит задуматься над его завещанием. О том, чего стоит творческая свобода без нравственных ограничений, о том, что самовозвеличивание рано или поздно оборачивается падением, и о том, что, перестав искать свет, человек не только не находит счастья, но наполняет мир разочарованием и отчаянием.

Благодарим издательство «Белый город» за предоставленные репродукции

Данный текст доступен в формате электронной книги.




Top