Аниме про школу любовь и пошляк. Смотреть аниме про школу и любовь

Ежедневно человек сталкивается с множеством стрессовых ситуаций. От этого никуда не деться, поэтому психология предлагает людям способы, с помощью которых можно избежать стресса или бороться с ним.

От того, какие стрессоры окружают человека, и как человек на них реагирует, складывается общая картина его психофизического и эмоционального состояния.

Виды стресса — плохой и хороший

Принцип действия стрессоров на организм

Стресс – это реакция организма на действие раздражителей, которые называют стрессорами. В психологии существуют такие понятия, как полезный и вредный стресс. Их различают по воздействию на организм человека и по последствиям, которые возникают через некоторое время.

Дистресс разрушительным образом воздействует на нервную систему и на внутренние органы человека. Именно он становится причиной депрессий, хронических болезней и психических отклонений. Помимо него существует и эустресс – положительная форма стресса. Он не несёт разрушающего эффекта и часто связан с радостными моментами в жизни человека.

Стрессорами могут быть любые факторы, окружающие человека в повседневной жизни.

Одни имею кратковременное и незначительное воздействие на субъект, другие же действуют длительное время, что приводит к хроническим проявлениям стресса.

Так или иначе, полностью избавиться от них невозможно. Для того чтобы снизить влияние стрессоров на организм, психологи разработали специальные методики и тренинги для повышения стрессоустойчивости индивидов.

Стадии развития стресса

Классификация стрессоров по Л. В. Леви

Согласно работам Л. В. Леви, человек постоянно пребывает в состоянии стресса. Это обусловлено любым воздействием извне или процессами внутри организма. Леви разделяет стрессоры на два вида: кратковременные и долгосрочные.

Кратковременные стрессоры

Могут возникать внезапно или же повторяться через какой-то промежуток времени. Они имеют незначительное влияние на нервную систему и не могут перейти в хроническую форму. К ним относятся:

  1. Неудачи, ошибки, промахи. Сигналы могут поступать и при напоминании о стрессоре. Если человек самостоятельно вспоминает прошлый неудачный опыт или ему кто-то его напоминает, то сила стресса может быть такой же сильной, как в момент события. В основном острота реакции на воспоминания со временем снижается.
  2. Шум, яркий свет, неприятные замахи, перепады температур. Воздействие внешних раздражителей на индивида во время выполнения им какой-либо работы приводит к снижению концентрации внимания.
  3. Страх, испуг. Ожидание и боязнь физической боли, боязнь причинить боль другим, критика или насмешки над ним приводят человека в состояние стресса. Если человек испытывает эти чувства на протяжении длительного времени, то они становятся стрессорами долгосрочного действия.
  4. Дискомфорт. Влияние на человеческий организм внешних факторов, таких как жара, холод, сырость и т. д. вызывает реакцию защитной системы, что является вполне нормальным.
  5. Скорость, спешка, высокий темп. Когда субъект торопят, принуждают делать что-то быстрее, чем он привык, он подвергается воздействию стрессора.

Долгосрочные стрессоры

Длительное их воздействие не только вносит коррективы в спокойную и размеренную жизнь, но и может значительно сказаться на здоровье субъекта.

Стрессор — служба в армии

К долгосрочным относятся:

  1. Полное ограничение или изоляция. Например, тюремное заключение, тотальный родительский контроль, отбывание срочной службы в армии или обычная диета. Любое ущемление организма в привычных для него потребностях имеет сказывается на нервной системе.
  2. Опасная работа или экстремальный образ жизни. Люди, которые выполняют свой долг, рискуя своей жизнью, подвергаются долгосрочному влиянию стрессоров. Любовь к экстремальным видам спорта или адреналиновая зависимость способствуют проявлению стрессоров.
  3. Фоновое воздействие. При постоянной необходимости оказывать сопротивление в любой из сфер жизни, человек страдает его психофизическое состояние. Причиной этому могут стать вражда с каким-то субъектом или военные действия.
  4. Переутомление, длительное выполнение однотипной работы. Действия, которые приводят к умственной или физической усталости способны значительно влиять на работу органов и систем.

Для того, чтоб снизить влияние окружающих раздражителей, нужно избегать столкновения с ними или же изменить своё отношение к ним.

Влияние стрессоров разного типа

Семейные стрессоры

Главные стрессоры окружающей среды кроются вовсе не во внешнем мире, а в семье. Влияние стрессоров на психофизическое состояние человека классифицируется по двум параметрам: различают нормативные стрессоры и ненормативные.

Первые являются естественным этапом в жизни любого индивида. Как и любое нарушение границ нынешней действительности, они вызывают стрессовое состояние. Чаще всего тут выступает эустресс. Но и дистресс встречается не меньше.

Семейные стрессоры — ссоры родителей

Кризисными моментами нормативного характера являются:

  • создание своей семьи;
  • ожидание первенца;
  • воспитание ребёнка и т. д.

Помимо таких этапов в жизни могут произойти и другие происшествия, накладывающие отпечаток на всех членов семьи. Это может быть:

  • болезнь или смерть близкого человека;
  • развод;
  • раздел детей и имущества;
  • измена;
  • домашнее насилие;
  • смена места жительства и т. д.

В каждой семье происходят стрессовые ситуации, способные укрепить её или разрушить. Вне зависимости от возраста и социального статуса членов семьи, сложности обязательно будут возникать. Отличается лишь природа их происхождения и реакция на них домочадцев. Слабая коммуникация между родственниками только усиливает влияние стрессоров на их жизнь.

Помимо прочего, в семейных стрессах различают горизонтальные и вертикальные стрессоры.

Это линии развития стрессовых ситуаций, которые имеют влияние не только на текущую ситуацию, но и на дальнейшую жизнь людей. Этот факт ещё раз подтверждает то, что люди, в большинстве своём, повторяют жизнь своих родителей.

Что может быть стрессором — перечень

Стрессоры по степени контроля

В зависимости от происходящих в жизни человека событий складывается его дальнейшая судьба. Но главное, что выносит организм из любого стресса, – это память. Недостаток стрессоустойчивости компенсируется агрессивностью и конфликтным отношением к окружающим. Со временем субъект настолько привыкает к такому положению вещей, что вовсе не видит других вариантов реакции.

Психологами была составлена градация видов стрессоров: от тех, на которые может повлиять человек, до стрессоров, которые неподвластны воле субъекта. Это помогает лучше понять природу происхождения стрессоров и выработать принципы борьбы с ними.

2 вида стрессоров

Классификацию стрессоров по степени контроля можно рассмотреть на таком примере:

  • Оторванная пуговица на любимом костюме – этот фактор вполне можно исправить силами самого субъекта;
  • Отсутствие денег или других материальных ценностей – тоже можно исправить. Но придётся приложить больше сил и потратить значительное количество времени;
  • Ссоры в семье – для исправления положения потребуется обоюдное желание оппонентов, самостоятельно разрешить ситуацию очень проблематично;
  • Болезнь – такой стрессор не всегда можно изменить даже при наличии огромного желания и стремления;
  • Страна проживания – можно исправить, но потребуется приложить для этого много усилий, без определённой материальной базы, этот стрессор исключить нельзя;
  • Правительство – человек в одиночку никак не сможет изменить этот факт;
  • Эпоха – такой стрессор никак нельзя изменить.

Болезнь — серьезный стрессор

Если взглянуть, на этот перечень, то становится ясно, что больший дискомфорт вызывают именно те стрессоры, на которые человек сам может повлиять. Из этого можно сделать вывод, что избежать большинства дистрессов не так уж и сложно.

Профессиональные стрессоры

Трудовая деятельность является корнем большинства нарушений психофизического состояния, а также хронических неврозов у людей среднего возраста. Непосильные нагрузки, а также давление со стороны руководства вводят субъект в стрессовое состояние. Человек проживает эту историю изо дня в день, и стресс становится хроническим.

Профессиональные стрессоры — виды

Трудовые стрессоры выглядят как перегрузки и недогрузки в работе:

  • Избыток трудовой деятельности крайне негативно влияет на организм. Он приводит к истощению физических и психологических ресурсов человека.
  • Недостаток провоцирует проблемы с восприятием полноценности своего «Я». Возможны снижение самооценки и раздражительность.

Избыток и недостаток трудовой деятельности почти одинаково действуют на организм.

Должностные стрессоры проявляют себя в тот момент, когда человеку становятся непонятными требования к нему. Неопределённость вызывает чувство тревоги и собственной неполноценности.

Карьерные стрессоры – это не что иное, как продвижение по службе или, наоборот, его отсутствие, или увольнение. Влияние оказывает и такой фактор, как несправедливость по отношению к сотрудникам. Личностные факторы указывают на проблемы в совмещении работы и личной жизни.

Заключение

На примере различных видов стрессоров можно рассмотреть влияние особенностей воздействия стрессоустойчивости. Чем выше она у человека, тем меньше он подвержен дистрессу.

В зависимости от образа жизни субъекта, на него воздействуют различные стрессоры. Их влияние можно снизить, но избежать их полностью просто нереально, потому что стресс – это неотъемлемая деталь в процессе жизнедеятельности человека. Именно благодаря стрессорам формируются его привычки, инстинкты, которые передаются из поколения в поколение и обуславливают поведенческие реакции различных групп людей.

Стресс - это процесс взаимодействия с силами, которые направлены на нас, и результат воздействия этих сил. Результат дистресса (негативного стресса) часто ощущается как упадок сил, беспокойство, напряженность и неприятные чувства, возникающие в определенной ситуации, чрезмерно повышающей или снижающей возбуждение и активность, и если она сохраняется длительное время, возможен летальный исход. В западном обществе симптомами дистресса частенько являются такие ситуации, как переедание, чрезмерное употребление алкоголя, курение и злоупотребление наркотическими веществами, Эвстресс (положительный стресс) порождает позитивные эмоции, возбуждение и жажду деятельности. Он является поддающимся управлению стрессом, который длится короткое время, вдохновляя и стимулируя человека к активной жизни.

Чтобы эффективно справиться со стрессом, нам необходимо идентифицировать основные проблемные зоны и затем применить техники, которые воздействуют как на текущую стрессовую ситуацию, так и предупреждают возникновение стрессов в будущем.

В своей книге «Стресс и Вы» д-р Боб Монтгомери и Линет Эванс рассматривают пятифакторную модель стресса, которая охватывает главные причины его возникновения в современном обществе.

1. Стрессоры (источник стресса). Основной стресс, который мы испытываем, происходит из-за чувства неопределенности или недостаточного контроля (согласно европейским исследователям), и в различных ситуациях эти чувства порождают эвстресс или дистресс. Например, неопределенность в связи с работой, взаимоотношениями или финансовым положением может вызвать дистресс. Слишком большая ясность в нашей личной и общественной жизни может породить скуку и понижение активности, и также закончиться дистрессом. В такой ситуации люди часто восполняют недостаточную активность (скуку) чрезмерной активностью в экстремальных видах спорта, требующих риска, что также усиливает дистресс. Люди часто увеличивают дистресс силой своего воображения, например: чрезмерно бурно реагируют на ситуацию, представляют себе самое худшее, допускают негативные мысли, воображают вероятные проблемы в будущем (тревога), не могут забыть о своих старых «ошибках» (самобичевание и чувство вины). Это приводит ко второму фактору.

2. Мысли - результат размышлений и внутреннего диалога. Они оказывают огромное влияние на уровень эвстресса или дистресса в нашей жизни. Этот вопрос мы уже рассмотрели, а именно: нами управляют вселенские законы, связанные с природой энергии. Материя - это энергия, и мы состоим из материи. Молекулы связываются энергией, что создает видимость твердой субстанции. Мысли также являются энергией - на очень тонком, но могущественном невидимом уровне. Мы не можем увидеть энергию мысли, но постоянно сталкиваемся с результатами ее деятельности. Ни одно действие или событие не происходит без мысли, исходящей от человеческого ума или от Божественного Разума. Наш внутренний диалог с собой и размышления создают наши убеждения, ожидания и установки. Стрессоры, связанные с мышлением, часто появляются в силу следующих причин:

  • мы видим или интерпретировать ситуацию как негативную, неприятную или вредную;
  • решаем, что можем или не можем справиться с ситуацией;
  • полагаем, что наша неспособность справиться с возникшими обстоятельствами будет иметь серьезные негативные последствия.

Нереалистичные рассуждения или преувеличения играют главную роль в том, как человек справляется со стрессом. Что касается способности преодолеть стрессовую ситуацию, я бы хотела указать на тот факт, что мы никогда не сталкиваемся с проблемой, которую не в состоянии решить. В эзотерическом понимании жизнь на Земле может быть уподоблена школе, месту обучения. Нас обучают через опыт

жизни. Если мы выучиваем урок, нас проверяют и решают, готовы ли mbi переходить к следующему уроку и насколько хорошо усвоили предыдущий. Эти уроки обычно бывают связаны с неосязаемыми вещами, типа доверия, веры, симпатии, сострадания, смирения, терпимости и т. д., которые, если усвоены, позволяют нам прийти в согласие с нашей совершенной природой.

Поэтому если мы испытываем большой стресс в связи с потерей работы или возлюбленного, это является уроком, заранее выбранным и предназначенным для приобретения нами большого знания и для последующей проверки того, насколько мы усвоили урок. Вот почему, если мы решаем избежать ситуации - например, у нас четверо детей, стресс родительской ответственности кажется нам слишком утомительным, и мы уходим, - мы привлечем к себе подобную же ситуацию в этой или другой жизни как урок, который должен быть выучен, испытание, которое должно быть пройдено, и тогда мы сможем двигаться дальше.

Переадресация энергии в космическом резервуаре энергии (карма) также вступает в игру, поэтому ситуация может не быть такой простой, как кажется. Дело в том, что из-за нашей заниженной самооценки и недостатка веры в безграничность имеющихся у нас способностей мы часто чувствуем себя подавленно в периоды испытаний. Но знание о том, что нам не посылаются такие испытания, которые мы не были бы готовы выдержать, может принести облегчение и успокоить. Уровень самоубийств понизится, когда это поймет основная масса людей. Проще говоря, если бы мы не были готовы, нам не пришлось бы сдавать экзамен! Просто тот факт, что мы не уверены в нашей способности выдержать испытание, не означает, что у нас нет знания или опыта для этого! Однако вернемся к пятифактор-ной модели стресса...

3. Психологическая реакция и изменение. Часто называемая общим синдромом адаптации, эта реакция тела на стресс может быть определена следующим образом: во-первых, тревожная реакция - повышение кровяного давления, сердцебиение, напряжение в мышцах, что приводит к синдрому «борьбы или бегства», например, если у нас чересчур капризный босс или не требующая усилий работа, мы чувствуем, что не можем уйти из-за финансовых обязательств и т. д. Если мы не можем вести себя агрессивно, чтобы дать выход разочарованию, тог да нам требуется конструктивная, хорошо продуманная ментальная реакция, чтобы ослабить физические и эмоциональные симптомы дистресса. Если задача не будет решена, ситуация перейдет во вторую стадию, которая называется стадией сопротивления, когда тело пытается поддержать более высокую степень активности, возбужденной на стадии тревожной реакции, и сжигает энергию. Повторный или затянувшийся процесс высвобождает гормональные вещества, такие как кортизон и адреналин, которые ослабляют иммунную систему и повышают риск образования тромбов в сосудах и затвердение артерий. Холестерин - это гормон, который высвобождается в условиях стресса.

Современные стрессоры вызывают психологические изменения при длительной болезни и ее рецидивах. Стресс в условиях опасности включается как сигнал тревоги и затем быстро проходит, как только минует опасность. В наше время индустриализации, урбанизации, автоматизации и технологических нововведений стрессоры становятся, в основном, более продолжительными, так как люди чаще и больше испытывают состояние неопределенности при отсутствии контроля. Физическое заболевание вспыхивает как следствие стресса (ментального, стресса тела из-за неподходящей диеты, недостаточной или чрезмерной физической активности, эмоционального стресса - из-за неразрешенных негативных эмоций и т. д.). Психосоматические заболевания больше не отделяются от других заболеваний, так как негативные влияния на тело идентичны. Следующей стадией общего синдрома адаптации является стадия истощения, когда ресурсы тела настолько истощены, что коллапс - например, нервный срыв - неизбежен.

4. Чувства и эмоциональная реакция на стрессор. Сюда относится и эвстресс - счастье, волнение, радость, оживление, и дистресс - несчастье, депрессия, страх, беспокойство и т. д. Как было рассмотрено в разделах о силе эмоций, большинство людей убеждены, что чувства зажигаются событиями помимо их воли, контроля. Однако не само событие вызывает эмоциональный отклик, ато, что мы думаем о нем. Мы не являемся жертвами автоматических эмоциональных реакций. Чувства - это выработанная, привычная реакция на определенную ситуацию. Прошлый опыт и повторяющиеся ситуации формируют эти «автоматические» реакции. Изменения частоты сердцебиения, кро-

вяного давления и т. д. контролируются нервной системой, которая функционирует автономно, поэтому эти реакции рассматривают как автоматические. Однако мы сконструированы таким образом, что думаем прежде, чем чувствуем.

Чтобы подавить неприятные чувства, мы ищем выхода в краткосрочных решениях, таких как чрезмерное переедание. Но эти «решения» впоследствии приводят к нарушению здоровья и не избавляют от главной проблемы - наших обусловленных и заученных реакций на событие. И еще раз - эти обусловленные реакции идут из прошлых жизней, из нашего детства и прошлого опыта, и хранятся в клеточной памяти.

5. Выбор типа поведения. В основном люди выбирают «борьбу или бегство», решают, проявлять агрессию или уклониться от столкновения. Активная агрессия дает временное решение и в целом неэффективна. Конструктивной является стратегия, которая ведет к ситуации, выигрышной для всех, когда удовлетворяются потребности всех сторон. Сценарий выигрышной для всех ситуации эффективен, так как он дает как краткосрочное, так и долговременное решение и предупреждает возможность повторной конфронтации по тем же вопросам. Пассивная агрессия - обида, уход в себя, молчание - также неэффективна для долговременного решения проблем взаимоотношений.

В «Селестинских пророчествах» Джеймса Редфилда интересно разбираются роли, которые мы часто принимаем на себя в ответ на характер наших родителей (роль жертвы, следователя,- угрожающего и наблюдателя или их комбинации) и рассматривается наша потребность быть свободными от ограничений условных и привычных поведенческих штампов. Чтобы быть свободными, мы должны быть готовыми понять ситуацию и затем измениться. Иногда нам приходится столкнуться с временными неудобствами ради разработки действенных долгосрочных решений.

Пять факторов, рассмотренных выше, взаимодействуют и влияют друг на друга. Жизнь не статична, потому что мы являемся энергетическими системами и находимся в непрерывном активном движении. Единственной постоянной вещью в жизни является изменение! Чтобы расти и развиваться, нам надо научиться быть гибкими, особенно если мы хотим улучшить качество своей жизни.

Введение …………………………………………………………………………….2

1. Стрессы в организационном поведении ………………………………………...3

1.1. Сущность стресса …………………………………………………………….3

1.2. Динамика стресса …………………………………………………………….6

2. Причины и факторы стресса ……………………………………………………..8

2.1. Внешние стрессоры …………………………………………………………9

2.2. Стрессоры, связанные с организацией ……………………………………11

2.3. Групповые стрессоры ……………………………………………………. 15

2.4. Роль характера личности на развитие стресса у человека ……………….15

3. Методы борьбы со стрессом ……………………………………………………18

Заключение …………………………………………………………………………22

Список использованной литературы ……………………………………………. 23

Введение

Умение саморегуляции становится крайне важным в условиях повышенной стрессогенности нашей деловой и личной жизни.

Определить, что такое стресс, - трудно, но еще труднее его квалифицировать. Стрессы создаются окружающей обстановкой, которая требует адаптируемого поведения. Причиной их возникновения могут быть различные факторы, начиная с незначительных нарушений привычной обстановки вплоть до серьезных обстоятельств, как, например, болезнь, тяжелая семейная утрата, развод и т.д.

В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психического напряжения, отрицательно воздействуя на людей, вызывая у них стресс. Формула стресса такова: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции».

Исследования воздействия стресса на человека связаны с медици­ной и работами Г. Селье, считающегося первооткрывателем стресса. Проводя исследования по поиску гормонов, он обнаружил, что по­вреждение живой ткани вызывается практически любым негативным воздействием, названным им синдромом общей адаптации , а десятилетием позже появился термин «стресс».

Стресс в современном мире превратился в источник вполне оправданного беспокойства и одну из основных тем теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами. Например, только в США стресс обходится производству и огромную сумму (порядка 70 млрд. долл. в год). Он снижает производительность труда, способствует прогулам, негативному физическому и психологическому состоянию и самочувствию работников, потере до 10% прибылей компаний. Специалисты в сфере здравоохранения свидетельствуют, что до 90% жалоб пациентов связаны с различными функционально-психологическими расстройствами, вы­званными стрессами.

1. Стрессы в организационном поведении

1.1. Сущность стресса

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма.

Стресс обычно воспринимается как негативное явление вызван­ное какой-либо неприятностью (болезнь близких, объявление выго­вора начальником подчиненному за какую-нибудь мелочь в работе, причем, может быть, и не по его вине). Однако есть и позитивный стресс, называемый ю-стресс (от греч. - «хороший»), связанный с радостными событиями (встреча с любимым, привлекательным или уважаемым знакомым, предложение повышения по службе и т.п.).

Заметим, что стресс:

· не просто беспокойство, охватывающее эмоциональную и психологическую сферы человека (стресс охва­тывает дополнительно и физиологическую, и социальную сферы);

· не просто нервное напряжение;

· не обязательно нечто вредное, плохое, чего следует избегать.

Ведь существует и ю-стресс. Поэтому главное состоит в том, как человек реагирует на стресс. Стресс неизбежен, однако его негативного воздействия можно избежать или, по крайней мере, эффективно его контролировать.

Сегодня синонимом стресса все чаще выступает ставшее попу­лярным понятие «истощение», являющееся одним из видов стресса и характеризующееся эмоциональным истощением, потерей лично­стной ориентации, заниженной самооценкой. Оно чаще всего при­суще сотрудникам,

работающим в сферах, связанных с коммуника­циями людей, а также в образовании, медицине, государственном и муниципальном менеджменте, общественной деятельности и др.

Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождает­ся усилением стрессовых состояний человека.

Понятие «стресс» заимствовано из техники, где оно означает спо­собность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Лю­бая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомне­ний. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут выве­сти из равновесия и физиологические, и психологические функции.

Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.

Таким образом, стресс личности - состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. Физиологи­ческий механизм возникновения стресса состоит в следующем. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы проду­цируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические эле­менты приводят организм в состояние повышенной активности на ко­роткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разво­рачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перс­пективе может привести к вредным последствиям.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы орга­низма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интер­вале времени.

Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла ава­рия и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов припод­няла машину и вытащила коляску с младенцем.

Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая фи­зическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стрес­са»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.

Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Су­даков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым мо­ментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции орга­низма в норму практически невозможно.

В целом стресс - явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при вы­полнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.

Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис.1.




Рис. 1. Виды стрессов личности

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или сущест­вующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в ре­зультате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, пос­тоянная спешка, выяснения отношений).

Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее те­ряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает при физиче­ской перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, по­вышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответ­ствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть ре­зультатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и про­должительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях инфор­мационных перегрузок или информационного вакуума.

1.2. Динамика стресса

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь пред­ставление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 2).

Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье , создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает , боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress - состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения ) - комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

Виды стресса

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная . Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит , наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к .

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Биологический и психобиологический стресс

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

  • Биологический;
  • Психологический.

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?» . В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

Группа Биологический стресс Психологический стресс
Причина возникновения Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

Стресс: основные стадии развития

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Психологические механизмы стресса

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма , появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система , которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система , подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры , управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции ;
  • Механизмы обратной афферентации , передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

Факторы стресса

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка , качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

Причины стресса

Наиболее распространенная причина возникновения стресса - возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная ;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • – отстранение от собственного «Я»;
  • – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Лечение стресса

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы , действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки , изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов , как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов . В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапевтические методики по преодолению стресса

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

Метод 1. Выпускаем эмоции

Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

Метод 2. Раскрываем душу

В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

Метод 8. Изменяем систему убеждений

Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

Метод 9. Повышаем собственную значимость

Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

Метод 10. Выполняем трудное задание

Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

Что такое стрессоры?

Конечно, вы слышали о стрессе, и, возможно, даже испытали хорошее количество его уже сегодня. Но знаете ли вы, в чем разница между «стрессом» и «стрессорами»? Стрессоры - это ситуации, которые воспринимаются как воспринимаемая угроза благополучию или положению в жизни человека, когда задача, с которой он работает, превышает доступные ему ресурсы.

Когда человек сталкивается со стрессорами, срабатывает стресс-реакция организма, и происходит серия физиологических изменений, которые позволяют человеку сражаться или бежать.

Если такая формулировка звучит как , это потому, что иногда, когда люди говорят о «стрессе» в своей жизни, они действительно говорят о стрессорах; Стрессоры приводят к стрессовому ответу организма и переживанию стресса. В основном, важно помнить, что стрессоры являются причиной стресса.

Психологические стрессоры

Какие ситуации становятся стрессорами?


Какие ситуации являются стрессорами? Это может варьироваться от человека к человеку. В то время как некоторые вещи имеют тенденцию подчеркиваться у многих людей - требования работы, конфликты отношений, напряженный график - не каждый потенциальный стрессор вызывает стресс у всех. Потому что каждый имеет уникальный набор ресурсов, понимание мира и способ восприятия вещей; То, что кажется угрозой одному человеку, может восприниматься как вызов другому.

Иногда эти различия могут остаться незамеченными - вам может не прийти в голову, что поездка в торговый центр может быть стрессором, но для кого-то, кто ненавидит толпы и шоппинг, день в торговом центре может стать серьезным стрессором.

Вы даже можете быть одним из тех людей, которые ненавидят толпу и приходят домой из поездки по магазинам, не понимая, почему вы чувствуете стресс.

В других случаях вы можете заметить, поражает ли вас что-то как стресс или как простой опыт, и даже можете изменить свое отношение к этому. Вы можете начать смотреть на вещи по-другому, можете дать им другой смысл, начать контролировать ситуацию, и вы можете создать свою устойчивость к стрессу, чтобы меньше вещей воспринималось, как стресс.

Или вы можете работать над устранением стрессоров в вашей жизни, которых можно избежать.

Управление стрессорами в вашей жизни

Было бы нецелесообразным устранять все стрессы, потому, что некоторые типы стресса, такие как эвстресс (положительный стресс), на самом деле хороши для вас, важно уметь минимизировать стрессоры в вашей жизни и научиться справляться со стрессом, который вы испытываете - с помощью различных техник управления стрессом. Этот сайт предлагает множество ресурсов для снятия стресса. На данный момент здесь представлены некоторые целевые ресурсы для управления стрессом со стороны конкретных стрессоров.

К стрессорам относятся:

  1. : Вас беспокоят те же вещи, которые вызывают стресс у большинства людей? Вот некоторые из главных причин стресса и как управлять ими.
  2. и как это влияет на вас: некоторые факторы работы, которые являются значительными стрессами для большинства людей. Как ваша работа влияет на вас и как вы можете справляться со стрессом?
  3. - проблема конфликта: конфликт в отношениях является одним из более тяжелых факторов стресса, с которыми сталкиваются люди в этом конфликте. Этот вид стресса затрагивает больше людей, чем большинство других стрессоров, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Узнайте, почему и что вы можете сделать, чтобы свести к минимуму стресс.
  4. : Даже забавная, занятая жизнь может быть стрессором, если она оставляет вам слишком мало времени, чтобы заботиться о себе. Вот почему напряженная жизнь может быть стрессором, и как вы можете справиться с этим типом стресса.



Top