Антонио вивальди факты. Антонио вивальди интересные факты

Биография

Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди.

Рождение и детство

Далёкие предки Антонио были уважаемыми людьми в Брешии , где в 1655 году родился и отец композитора, Джованни Баттиста (1655-1736). В десять лет Джованни переехал с матерью в Венецию, где обучался парикмахерскому ремеслу. В то время в итальянских цирюльнях для занятия свободного времени клиентов, как правило, держали различные музыкальные инструменты. Джованни время от времени музицировал на скрипке и впоследствии полностью посвятил себя музыке.

Юность

Консерватория «Пиета» в Венеции.

Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры юного Антонио. Он принял решение стать священнослужителем, и это вполне объяснимо, так как в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер . Вивальди рукоположен в сан священника . На следующий день отслужил первую самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин Олео. 1 сентября 1703 года поступил на службу преподавателем по классу скрипки (maestro di violino ) в консерваторию церковного приюта «Пиета », которая славилась, как одна из лучших музыкальных школ для девочек. Позднее стал дирижёром оркестра и руководителем концертов (maestro de concerti ), в обязанности Вивальди входило сочинение музыки для многочисленных светских и духовных концертов этой консерватории. Профессию музыканта он совмещал с духовным саном аббата-минорита , но затем был отрешён от сана священнослужителя за «недозволенное» поведение во время церковной службы . В 1703 году Вивальди получил заказ от графини Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в церкви Святого Иоанна. 17 августа получил дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d’amore . Отслужив половину обетных заутреней, Вивальди отказался по состоянию здоровья от заказа Лукреции Тревизан. В 1705 году издательство Джузеппе Сала в Венеции опубликовало его 12 сонат, обозначенные опусом 1. В последующие годы Вивальди неоднократно обращался к жанру сонаты для одного и нескольких инструментов. Второй опус Вивальди, опубликованный в Венеции издательством Бортоли в 1709 году , включал 12 сонат для скрипки с сопровождением чембало (итальянское название клавесина). В 1706 году состоялось первое публичное выступление Вивальди во дворце французского посольства. Имена виртуозных скрипачей, отца и сына Вивальди, упоминается и в издании «Путеводителя по Венеции», подготовленного итальянским картографом Винченцо Коронелли . В этот период Вивальди перезжает с площади Брагора в новый, более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо. В 1711 году были опубликованы 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение»). В этом же году он получил твердый годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц, с 1713 года директором женской консерватории «Пиета» («Ospedale della Pietа» ) . В эти годы юный Вивальди усиленно трудится, совмещая преподавательскую и композиторскую деятельность. Его имя становится известным в родной Венеции, а учитывая то, что Венеция была в ту пору центром международного туризма и посещалась большим количеством путешественников, популярность Вивальди распространяется за пределы Венеции. Так, в 1709 году во время представления оратории в «Пиете» Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV , которому впоследствии посвятил 12 скрипичных сонат. В 1712 году , во время пребывания в Венеции, произошла встреча немецкого композитора, капельмейстера из Бреслау Готтфрида Штольцля (Gottfried Heinrich Stölzel ) с Антонио. Таким образом, Штольцль был первым немецким музыкантом, лично контактировавшим с Вивальди.

Начало композиторской деятельности. Венеция (1713-1718)

В 1713 году Вивальди написал своё первое произведение, трехактную оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), премьера постановки которой произошла 17 мая того же года на сцене венецианского Театро делле Грацие (Teatro delle Grazie ) . Эта опера представляет собой характерный образец оперы-сериа с её растянутостью действия и запутанной сюжетной интригой. Написанная на либретто Доменико Лалли, с которым Вивальди впоследствии неоднократно сотрудничал, она воссоздает один из эпизодов римской истории . В соответствии с обычаем в качестве солистов, исполнявших и мужские и женские партии, выступали певцы-кастраты . Их исполнение сочетало силу и блеск мужских голосов с лёгкостью и подвижностью женских. По-видимому, постановка имела значительный успех, так как привлекла внимание венецианских импресарио . Вскоре Вивальди получил заказ (scrittura ) на новую оперу от Модотто, владельца театра Сан-Анджело, с которым он поддерживал контакт вплоть до своей последней оперы «Фераспе» (1739). Год спустя, в 1714 году , он написал свою вторую оперу «Orlando finto pazzo» («Роланд, мнимый безумец»), написанную на либретто Грацио Браччьоли, представляющюю собой свободную переработку известной поэмы «Неистовый Роланд» итальянского поэта Лудовико Ариосто . Вскоре композитор написал две оратории на латинские тексты, «Моисей, бог фараонов» в 1714 году и «Юдифь торжествующая» в 1716 году. Партитура его первой оратории «Моисей, бог фараонов» была впоследствии утеряна. В римской консерватории Святой Сессилии сохранился только текст оратории с указанием имен исполнителей, из которого видно, что все партии, включая мужские персонажи, исполнялись девушками - воспитанницами. Оратория «Юдифь торжествующая», отличающаяся свежестью мелодического вдохновения и тонкостью оркестрового колорита, относилась к лучшим созданиям Вивальди. С широким признанием таланта комозитора и педагога увеличивалось и количество учеников Вивальди, однако ни новые ученики, ни обилие композиторской работы в консерватории «Пиета» не могли отвлечь Вивальди от интенсивной работы в театре. В 1715 году он получил заказ от театра Сан-Анджело - 12 главных арий в опере «Nerone fatto Cesare» («Нерон, ставший Цезарем»). В 1716 году Вивальди по заказу театра Сан-Анджело написал ещё одну оперу «L’incoronazione di Dario» («Коронация Дария»). В этом же году им была написана опера «La costanza trionfante degl’amori e de gl’odii» («Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью») для второго по значимости венецианского театра Сан-Мозе, с которым композитор был также тесно связан в последующие годы. Премьеры этих опер состоялись на карнавале 1716 года. О том, что Вивальди становится знаменитым не только в Венеции, но и за её пределами, свидетельствует и то, что в 1718 году его опера «Scanderbegh» («Скандербег ») ставится на сцене флорентийского театра.

В целом, период с 1713 по 1718 год считается многими исследователями самым продуктивным этапом в творчестве композитора: за эти пять лет он написал в общей сложности восемь опер .

Жизнь в Мантуе (1719-1722)

Карикатура на Вивальди - «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци.

О периоде жизни композитора с по 1722 год мало что известно. Судя по письму композитора от 1737 года и его аннотациям к операм, становится ясным, что Вивальди провёл эти годы в городе Мантуя и частично в Германии . На титульном листе либретто к опере «La Verita in Cimento» он называет себя Maestro di Capella di Camera il Principe Filippo Langravio d’Assia Darmstadt из чего следует вывод, что с 1720 года , предположительно по 1723 год , Вивальди служил у маркграфа Филиппа Гессен-Дармштадтского, возглавлявшего в то время войска австрийского императора Карла VI в Мантуе и Неаполе . В Мантуе Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро (Anna Giraud ), дочерью французского парикмахера. Это знакомство оказало большое влияние на последующую судьбу Вивальди. В своих посланиях к драматургу Карло Гольдони Вивальди представляет ему Анну Жиро как свою «прилежную ученицу». По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы. Это вполне вероятно, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве знали секреты вокальной техники. Современники отзывались об Анне как об искусной и одухотворенной певице с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом. Карло Гольдони писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У неё был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование». Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, которая стала своего рода медицинской сестрой композитора и приняла на себя заботы о здоровье композитора, болевшего бронхиальной астмой . После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди вместе с Анной и Паолиной возвратился в Венецию, где Анну острые на язык венецианцы называли «подругой рыжего священника». В Венеции, обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Этому способствовало и появление огромного количества народных слухов и домыслов вокруг персоны Вивальди. Так, по одному из слухов Вивальди был евнухом . Нарушение норм поведения священника привело к тяжелым для Вивальди последствиям и обострению его отношений с церковной знатью Папской области . Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу ввиду грехопадения композитора . Несмотря на все это, он всегда с большой душевной твердостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением.

Римский период (1723-1724)

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвратился в Венецию. В 1723 году состоялась его первая поездка в Рим и постановка новой оперы «Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Термодонте»). Эта опера произвела большее впечатление на римлян. Известный флейтист, композитор и музыкальный теоретик Иоганн Иохим Кванц , прибывший в Рим через полгода после премьеры оперы, заметил, что «публике так понравился „ломбардский стиль“ Вивальди, что с тех пор не хотела слушать другой музыки». В феврале 1724 года Вивальди вновь посетил Рим для участия в премьере оперы «Giustino» («Джустино») . Третья опера, «La virtù trionfante dell’amore, e dell’odio, overo Il Tirane» («Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью»), написанная в 1724 году и представленная в том же году на римском карнавале, завершила триумфальный успех произведений композитора в Риме, выступление в котором считалось серьёзным испытанием для любого композитора . В этот же приезд состоялась его аудиенция у папы Бенедикта XIII , которому композитор исполнил отрывки из двух своих произведений. Хотя многие исследователи считают, что Вивальди был принят папой Бенедиктом XIII, по мнению немецкого исследователя Карла Хеллера (Karl Heller ) это могла быть и аудиенция у его предшественника, Иннокентия XIII . Если предполагать что Вивальди был принят Бенедиктом XIII, то это означает, что он пробыл в Риме дольше, чем во время своего первого визита, так как Бенедикт XIII был избран папой лишь 29 мая 1724 года. В 1725 году в Амстердаме был издан цикл из 12 концертов «Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione» («Искус гармонии и инвенции» или «Спор Гармонии с Изобретением»), написанный им приблизительно в 1720 году. Всемирно известные, в России неточно именуемые «Времена года », четыре первые концерта этого цикла уже тогда произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством. Правильное название - «Четыре времени года» (Le quattro stagione ), что прямо отсылает к многозначной символике цикла. Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан-Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди - «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».

Последние годы жизни

Точная дата отъезда из Венеции неизвестна, но предположительно в середине мая 1740 года музыкант окончательно оставляет Венецию и направляется к своему покровителю, императору Карлу VI . Он прибыл в Вену в неудачное время, через несколько месяцев после его прибытия скончался Карл VI, и началась война за австрийское наследство . Вене было не до Вивальди, и композитор ненадолго выехал для поиска новой работы в Дрезден , Саксония , где вероятнее всего и заболел. Всеми забытый, больной и без средств к существованию он вернулся в Вену, где и скончался 28 июля 1741 года . Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.

Вивальди - крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века , утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо (concerto grosso ). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста .

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Все свои оперы Вивальди написал на сюжеты одного и того же драматурга - Карло Гольдони. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII -XIX веках , находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора . Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40 . Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха . В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор, Иоганн Николаус Форкель , выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717-1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, - оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах - его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта».

Значительный вклад в изучение творчества Вивальди внесли французский музыковед Марк Пеншерль (Mark Pincherle ) и немецкий музыковед Вальтер Кольнедер (Walter Kolneder ) .

Сочинения

Во французской и английской Википедиях есть подробный список произведений Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди является автором 90 опер , в том числе «Роланд Неистовый» (Orlando furioso), «Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), «Коронация Дария» (L’incoronazione di Dario, 1716, там же), «Обман, торжествующий в любви» (L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарнак» (1727, там же, позднее также под названием «Фарнак, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735, театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там же), «Тамерлан» (1735, Филармонический театр , Верона), «Оракул в Мессении» (1738, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же); оратории - «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), «Поклонение волхвов» (L’Adorazione delli tre Re Magi, 1722) и др.;

  • 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
  • 352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);
  • 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин);
  • 32 концертов для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.

Автор свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат , серенад , симфоний , Stabat Mater и других церковных произведений.

Одно из самых известных произведений - первые 4 концерта из 8-го опуса, цикла из 12 скрипичных концертов - «Четыре времени года » - ранний образец программной симфонической музыки. Вивальди внёс существенный вклад в развитие инструментовки , он первым применил гобои , валторны , фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.

Вивальди в искусстве

Сохранилось несколько произведений искусства, на которых изображен Вивальди. Так, в 1723 и 1725 годах портреты композитора были написаны французским художником Франсуа Морелон дё ля Кавэ, однако наиболее известный цветной портрет - это лишь предполагаемый портрет Вивальди, так как подписи его фамилии на нём нет, а предположение, что на нём изображён величайший композитор, сделано лишь из-за того, что портрет обнаружен в Венеции и изображает скрипача (а Вивальди был скрипачом-виртуозом). Внешнее несходство этого портрета с остальными и отсутствие на нём инициалов композитора дают основания сомневаться в том, что цветной портрет действительно изображает Вивальди. Одна из картин хранится в Международном музее музыки (Museo internazionale e biblioteca della musica ) в Болонье . В 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци была нарисована карикатура на композитора - «Рыжий священник».

Память

Именем Антонио Вивальди названы:

Музыкальные фрагменты

Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis
  • Весна. Часть 1 Аллегро (инф.)
  • Весна. Часть 2 Ларго (инф.)
  • Весна. Часть 3 Аллегро (инф.)
  • Лето. Часть 1 Аллегро нон мольто (инф.)
  • Лето. Часть 2 Адажио (инф.)
  • Лето. Часть 3 Престо (инф.)
  • Осень. Часть 1 Аллегро (инф.)
  • Осень. Часть 2 Адажио мольто (инф.)
  • Осень. Часть 3 Аллегро (инф.)
  • Зима. Часть 1 Аллегро нон мольто (инф.)
  • Зима. Часть 2 Ларго (инф.)
  • Зима. Часть 3 Аллегро (инф.)
  • 13 - Concerto h-moll for two violins and strings, Op. 3 No. 10. I Allegro - Virtuosi di Roma.ogg (инф.)

Примечания

  1. Антонио/ Большая советская энциклопедия. Вивальди
  2. Karl Heller . Antonio Vivaldi: The Red Priest of Venice. Chapter Three. Vivaldi’s Training as Priest and His Appointment as Musico di Violino Professore Veneto - P:Amadeus Press, 1997 - p. 37 - ISBN 1-57467-015-8
  3. Walter Kolneder . Antonio Vivaldi: his life and work. - University of California Press, 1970 - ISBN 0-520-01629-7
  4. Электронный ресурс «Вивальди. Жизнь и творчество». Биография. Vivaldi.org.ru
  5. Музыкальная энциклопедия. Вивальди. Под редакцией Ю. В. Келдыш в 6 томах. Т 1. - М.: Советская энциклопедия, 1973.
  6. Reinhard Strohm . The Operas of Antonio Vivaldi. - L.S. Olschki, 2008 - p. 111 - ISBN 88-222-5682-4
  7. Примечание: в то время как в большинстве источников отмечено, что премьера оперы прошла в Teatro delle Grazie, Рейнхард Штром указывает Teatro delle Garzerie. В этом случае, необходимо отметить наличие расхождений в названиях венецианских театров. Согласно Джанфранко Фолене, Teatro delle Grazie был построен на месте сгоревшего в 1683 году Teatro delle Garzerie.
  8. Игорь Белецкий . Антонио Вивальди: краткий очерк жизни и творчества. - И:Музыка, Ленинградское отд., 1975
  9. Муз-лит-ра. Вивальди - биография. Muzlitra.ru
  10. Julie Anne Sadie . Companion to Baroque Music. - P:University of California Press, 1998 - p.40 - ISBN 0-520-21414-5
  11. Погружение в классику. Вивальди - Ercole sul Termodonte.
  12. Compton Mackenzie, Christopher Stone . Gramophone, Том 85,Выпуски 1029-1031 - И:General Gramophone Publications Ltd., 2008 - стр. 107
  13. Karl Heller . Antonio Vivaldi: The Red Priest of Venice. Chapter Six. «In moltissime città d’Europa» - A Diversity of Activities During the Years of Artistic Maturity (1718-1731) - P:Amadeus Press, 1997 - p. 149 - ISBN 1-57467-015-8
  14. Фонд Foà-Giordano, библиотека Национального университета Турина
  15. Григорий Квасневский . «Как имена улетают в космос». Журнал «Профиль», № 14 (132), 03.04.2010
  16. Все биографии…биографии великих людей. Вивальди Антонио Лучо. Allbiograf.ru

Литература

  • Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. - СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2009. - С. 280. - ISBN 978-5-89059-140-1
  • Вирджилио Боккарди. Вивальди. - Жизнь замечательных людей (Том 1085). - М .: Молодая гвардия, 2007. - С. 272. -

Выдающийся итальянский композитор, талантливый скрипач, дирижер, педагог – таким был известный музыкант эпохи барокко. Этот талантливый итальянец сумел ещё при жизни получить признание и покорить всю Европу. Давайте познакомимся поближе со столь выдающейся личностью.

Антонио Лучо Вивальди родился в 1678г., 4 марта. Его отец был скрипачом при соборе Сан-Марко в Венеции. И первые музыкальные уроки будущий композитор получил именно у отца, который привлёк Антонио к работе в соборе. Многолетняя деятельность отца в капелле стала тем основополагающим фактором, который повлиял на выбор карьеры священника молодого Антонио. В 1693 году, в пятнадцатилетнем возрасте Вивальди был пострижен в монахи. Спустя ещё семь лет он становится дьяконом. А уже в 1703г., отказавшись от всех мирских притязаний, получает сан священника и право служить обедню. Но прослужил в церкви он совсем незначительное время. По словам самого Вивальди, здоровье не позволяло ему проводить долгие церковные службы. Но причина была вовсе не в этом.

Ещё во время получения духовного образования юноша страстно увлекается музыкой, отдавая этому занятию всё свое свободное время. И результат не заставил себя долго ждать. Уже в 1703г., практически сразу после принятия сана священника, он даёт свои первые уроки скрипки. Его приглашают в качестве педагога в знаменитый в то время благотворительный сиротский приют для девочек в Венеции Оспедале дела Пиета (Ospedale della Pietas).И с этого момента перед будущим знаменитым композитором открываются безграничные возможности, позволяющие ему осуществлять любые свои творческие замыслы. Ведь та среда, в которой он оказался в консерватории, отличалась блестящими музыкальными традициями.

Вся деятельность Вивальди в этом приюте (его ещё именовали консерваторией) была очень насыщенной и многогранной. Как и все музыкальные педагоги того времени, он обязан был для своих учениц сочинять различную музыку (светскую, духовную). Это были разнообразные оратории, концерты, сонаты и многие другие произведения. Также Вивальди как педагог обучал своих воспитанниц игре на скрипке, следил за сохранностью инструментов. Именно благодаря сильной увлечённости своей работой, его консерватория в недолгом времени стала заметно выделяться на фоне подобных заведений.

В 1705г. он публикует свои первые 12 сонат, а уже спустя три года вышел в свет его первый сборник сонат для скрипки. Вивальди приобретает всё большую популярность у себя на родине. Его произведения отличаются простотой и ясностью, выразительным раскрытием одной мелодии. Композитор стал настоящим открытием для современников, гением, сумевшим найти новый подход в инструментальной музыке. Но успешный композитор не остановился на одном жанре. Он всерьёз заинтересовался оперой. И в 1713 г., став главным композитором «Пиеты», занимается постановкой своей первой оперы «Оттон» (Ottone in villa). После этой оперы следует ряд удачных постановок, принесших известность композитору.

После столь головокружительных успехов Вивальди решает совершить турне по Италии и Европе. В 1718г. он жил в Мантуе и творил для герцогского двора. 1723-1724гг. знаменательны тем, что композитор смог представить свою музыку папе Римскому и произвести на него хорошее впечатление. Самым известным произведением, принесшим европейскую славу Вивальди, стал его сборник сочинений «Времена года», выпущенный в 1725г. Но уже в 30-х годах его слава пошла на убыль. Сказалось длительное отсутствие в Венеции из-за путешествий. В 1737г. оперы композитора были запрещены под предлогом аморальной связи с оперной певицей. Был разорван контракт с консерваторией. И в 1741г., 28 июля, преданный забвению и нищий, Антонио Вивальди умирает.

Интересные факты из жизни итальянского композитора Вы узнате в этой статье.

Самые интересные факты о Вивальди

Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века.

От рождения у Антонио был серьезный недуг - сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестницам и ходить пешком.

Юного Антонио учил играть на скрипке отец , профессиональный скрипач, который также был парикмахером. Отец и сын гастролировали в Венеции, играя на скрипке вместе. В путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник Антонио упоминаются как лучшие скрипачи города.

В 15 лет Антонио Вивальди получил тонзуру и звание «вратаря» - низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма.

В свои 35 лет Антонио работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам - он стал совладельцем театра «Сани-Анджело».

Вивальди создавал музыку для европейской знати и королевской семьи. Хорошо известная Кантата; Глория, были написаны для празднования брака Людовика XV в 1725 году. Дополнительные экземпляры были написаны для рождения французских королевских принцесс, а Вивальди было присвоено звание рыцаря императора Карла VI.

Однако, несмотря на все заслуги умер Вивальди в полном одиночестве и нищете .

Вивальди ни разу не был женат. Но из-за его теплых отношений с А. Жиро, которые все же оставались платоническими, композитор не раз подвергался критике высокопоставленного духовенства.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, Италия. Итальянский композитор и скрипач, оставивший решающий знак в форме концерта и стиле поздней барочной инструментальной музыки.

Главным учителем Вивальди был, вероятно, его отец Джованни Баттиста, который в 1685 году был Short biography Vasily Ivanovich Bazhenovтренировался для священства. Его отличительные красноватые волосы позже заработали ему прозвище Иль Прете Россо («Красный священник»). Он сделал свое первое известное публичное выступление, играя рядом со своим отцом в базилике в качестве «сверхштатного» скрипача в 1696 году. Он стал отличным скрипачом, а в 1703 году он был назначен мастером скрипки в Ospedale della Pietà, доме для подкидышей. Пьета, специализирующаяся на музыкальном обучении своих женских подопечных, и те, кто с музыкальной способностью, были отнесены к своему прекрасному хору и оркестру, чьи многократные выступления помогли поиску организации пожертвований и наследства.

Вскоре после его рукоположения в качестве священника Вивальди отказался от празднования мессы из-за хронического недуга, который, как считается, был бронхиальной астмой. Несмотря на это обстоятельство, он серьезно относился к своему светскому священнику и даже заслужил репутацию религиозного фанатика.

Самые ранние музыкальные композиции Вивальди относятся к его первым годам в Pietà. Печатные коллекции его трио-сонат и скрипичных сонат соответственно появились в 1705 и 1709 годах, а в 1711 году его первый и самый влиятельный набор концертов для скрипки и струнного оркестра (Opus 3, L"estro armonico) был опубликован издательской фирмой в Амстердаме Эстейн Роджер. В годы до 1719 года Роджер опубликовал еще три сборника своих концертов и один сборник сонат.

Вивальди добился больших успехов своей священной вокальной музыкой, за которую позже получил комиссии от других учреждений. Еще одна новая область его деятельности открылась в 1713 году, когда в Виченце была выпущена его первая опера «Оттона на вилле». Вернувшись в Венецию, Вивальди сразу погрузился в оперную деятельность в роли близнеца композитора и импресарио. С 1718 по 1720 год он работал в Мантуе в качестве директора светской музыки для губернатора этого города.

1720-е годы были зенитом карьеры Вивальди. Основанный еще раз в Венеции, но часто путешествующий в другом месте, он подавал инструментальную музыку покровителям и клиентам по всей Европе. В течение этого десятилетия он также получил многочисленные комиссии за оперы и возобновил свою деятельность в качестве импресарио в Венеции и других городах Италии.

В 1730-х годах карьера Вивальди постепенно снижалась. Французский путешественник Шарль де Бросес сообщил в 1739 году с сожалением, что его музыка уже не была модной. Импресариотические набеги Вивальди стали все больше отмечены неудачей. В 1740 году он отправился в Вену, но он заболел и не жил, чтобы посещать там свою оперу L"oracolo в Мессении в 1742 году. Простота его похорон 28 июля 1741 года свидетельствует о том, что он умер в значительной бедности.

После смерти Вивальди его огромная коллекция музыкальных манускриптов, состоящая в основном из автограф-оценок его собственных произведений, была связана с 27 большими объемами. Они были приобретены сначала венецианским библиофилом Якопо Соранцо, а затем графом Джакомо Дураццо, покровителем Кристофа Виллибальда Глюка. Открытые в 1920-е годы, эти рукописи сегодня составляют часть коллекций Фоа и Джордано Национальной библиотеки в Турине.

О Вивальди

Гений итальянской музыки Антонио Лучиано Вивальди написал огромное количество произведений. Автор около 90 оперных произведений, более 500 сольных концертов в сопровождении оркестра.

Родился музыкант в семье цирюльника в Венеции 4 марта 1678 года. Отец будущего композитора Джованни виртуозно музицировал на скрипке. Выросший в окружении скрипичной музыки Антонио с 10 лет подменял отца, игравшего в капелле Святого Марка.

С 25 лет Вивальди начал заниматься преподавательской деятельности в школе- приюте при монастыре. В его обязанности входило обучение девочек приюта музыке. Деятельность по обучению предполагало написания произведений для учащихся. В этот период жизни композитором написано более 60 произведений разной направленностью: концерты, оратории, вокальная музыка.

В 1705 году были опубликованы первые 12 сонат Антонио, получившие название опус 1. В 1706 году состоялось первое публичное выступление композитора во дворце посла Франции. При выступлении в 1709 году в консерватории «Пиете» Вивальди был представлен королю Дании Фредерику IV, впоследствии которому было композиторов посвящено 12 сонат для скрипки.

С 1713 года Вивальди открыл для себя новый путь в творчестве- создание оперных произведений. По словам самого композитора им было написано более 90 произведений в этом жанре, но до наших дней дошло около 50. Первоначально оперы имели успех в светском обществе, но был он скоротечен. В 1721 году Антонио посещает Милан, где представляет публике музыкальную драму «Сильвия», после чего композитор возвращается к написанию произведений на библейские темы для церкви.

Следующие три года жизни композитора можно назвать Римским периодом жизни. Переезд в столицу Италии стал очень символичным для Вивальди. Он писал оперы, выступал перед папой римским. В этот период написаны его знаменитые концерты из цикла « Четыре времени года». Уникальность произведения заключалась в подаче звука, когда тонкими линиями музыки отражались сюжетные темы произведения (падение на льду, голос детей, лай собаки, журчание ручейка).

По мере угасания славы на Родине, росла популярность композитора в Европе. Австрийский император Карл VI, с которым Вивальди имел личное знакомство, высоко ценил его творения. По приглашению императора музыкант переезжает на постоянное место жительства в Вену. Покровительство императора длилось не долго, его кончина и война в Австрии привели к забвению Антонио.

Скончался композитор в 1741 году в бедности и одиночестве. Еще в юности, дав обед безбрачия, Вивальди не имел не семьи, не детей. Похоронили его на венском кладбище бедняков. Мир на 200 лет забыл о творчестве великого гения. Лишь И.С.Бах искренне восхищался музыкой итальянца. Возрождение имени Вивальди произошло в середине XX века. Сейчас произведения Антонио звучат на многих концертах классической музыки.

  • Лесков Николай Семёнович

    Родился писатель в Городе орле. Семья у него была большая, из детей Лесков был самым старшим. После переезда из города в село, в Лескове стали формироваться любовь и уважение к русскому народу.

  • Роджер Бэкон

    Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.

  • АНТОНИО ВИВАЛЬДИ – ИТАЛЬЯНСКИЙ БАХ

    Почти два столетия понадобилось человечеству, чтобы снова узнать, понять и оценить музыку великого , ведь вскоре после смерти он был несправедливо предан забвению. В XIX веке он упоминался лишь как человек, чьи ноты переписывал . И только в начале XX столетия свершилось чудо – были найдены многие его произведения, и музыка Вивальди охватила мир, тронув души людей и став основой репертуара именитых оркестров.

    Во власти звуков

    После обнаружения такой сокровищницы, Антонио Вивальди занял в истории музыки почетное место признанного гения. Его произведения знакомы всем и любимы многими, хотя о жизни композитора может рассказать далеко не каждый. Что же в ней было?

    Появился на свет в Венецианской республике, произошло это 1678 года. Ребенок родился недоношенным и был очень слаб. Позднее стало ясно, что мальчик болен астмой, его мучили припадки удушья, ходить пешком ребенку было тяжело, а подъем по лестнице приравнивался к пыткам. Но никакие физические недостатки не повлияли на удивительный внутренний мир Вивальди. Его фантазия не знала преград, а жизнь изобиловала красками, только происходило это в мире музыки.

    Новый этап жизни Антонио начался, когда его отец – цирюльник Джованни Батиста получил приглашение в капеллу собора Сан-Марко. Тогда это был крупнейший оркестр всей Италии. Четыре органа, оркестр и большой хор обеспечивали величественное звучание. Это настолько поражало воображение семилетнего Антонио, что он никогда не пропускал репетиций и жадно вслушивался в музыку выдающихся мастеров. Такое беззаветное самопогружение в искусство не могло остаться незамеченным. Вскоре мальчиком заинтересовался известный скрипач и педагог Джованни Легренци. Помимо музыкальных знаний он привил Антонио желание экспериментировать. Чтобы точнее и ярче выражать свои мысли, Вивальди стал создавать произведения и искать новые формы. Кстати, до наших дней дошли творения композитора, созданные им в 13 лет. Но в этом возрасте юного Антонио ждали серьезные перемены.

    Рыжий священник

    Учитывая слабое здоровье сына, Джованни Батиста решил, что будет лучше, если Антонио станет священником. Вивальди не ослушался отца. Со временем он получил тонзуру и звание «вратаря» – он отворял врата храма. Позже он принял еще несколько степеней посвящений, чтобы получить звание священника и иметь право служить мессы. Несколько лет молодой Вивальди постигал церковные знания, хотя его сердце постоянно тяготело к творчеству. Судьба смилостивилась над Антонио, и однажды он получил возможность заниматься любимым делом. Ходили слухи, что во время одной из служб «рыжий священник» (так его прозвали за характерный цвет волос) постоянно уходил за алтарь, чтобы быстрее записать посетившую его голову мелодию. После таких вольностей Вивальди отстранили от служб, и музыка снова стала его главным занятием.

    Руководитель консерватории

    Остроумный молодой человек с выразительными глазами и длинными волосами виртуозно владел скрипкой и другими инструментами, он всегда проявлял к окружающим участливость и был желанным собеседником. Благодаря полученному духовному сану он смог стать преподавателем в одной из женских консерваторий города-республики. Будущее представлялось Антонио весьма перспективным. Его не тревожили даже разногласия с духовенством. Вивальди окунулся в мир творчества и стал в Венеции всеобщим любимцем.

    Он увлеченно работал в консерватории «Пиета». Консерваториями тогда называли приюты при монастырях, которые давали неплохое образование, и музыкальное в том числе. Антонио сначала официально назывался руководителем хора, а позже стал и дирижером. Также Вивальди обучал воспитанников «Пиеты» игре на различных инструментах, преподавал вокал и постоянно писал музыку. Эта консерватория была хорошо известна венецианским ценителям музыки, а теперь под руководством превратилась в лучшую во всей республике. Богатые горожане спешили отдать туда своих дочерей.

    Неподражаемый виртуоз

    Антонио проработал в «Пиете» почти всю жизнь с незначительными перерывами и большинство духовных произведений Вивальди написал для родной консерватории. Он создавал кантаты, гимны, мессы и оратории. Хотя сейчас его духовная музыка остается в тени концертов. В консерватории ему удавалось гармонично сочетать занятия светской и духовной музыкой. Поскольку у него был замечательный оркестр, Антонио мог сразу же услышать звучание своих новых произведений. Композитор создал для оркестра «Пиеты» свыше 450 концертов, частенько он и сам играл на скрипке. В то время мало кто мог составить ему конкуренцию в виртуозности. За эти достижения его имя опубликовали в 1713 году в путеводителе по Венеции.

    Несколькими годами ранее был напечатан первый сборник концертов «Гармоническое вдохновение». Тогда говорили, что скрипка, которая поет человеческим голосом и говорит живым сердцем, есть только у него. Таких комплиментов позже удостоился лишь великий . Этого было вполне достаточно, чтобы считаться выдающимся композитором и музыкантом, но Вивальди не собирался останавливаться. Мир оперы манил его непредсказуемостью и фееричностью.

    В водовороте оперы

    В 35 лет бросился в другой водоворот, став совладельцем театра «Сант-Анджело». Ему приходилось работать на износ – писать по 3-4 оперы в год, заниматься их постановкой и решать финансовые вопросы. При этом он продолжал преподавательскую деятельность в «Пиете». Произведения Антонио имели большой успех и на карнавалах в Риме. Стоит заметить, что даже само выступление в Вечном городе считалось серьезнейшим испытанием для любого композитора.

    Такой ритм жизни был не под силу даже здоровым людям, а Вивальди и подавно. Ему было нелегко с такой одышкой преодолеть расстояние от двери дома до кареты, поэтому требовалась посторонняя помощь. Но композитор никогда не показывал своих мучений, он спешил навстречу любимой музыке, великие замыслы не терпели промедлений.

    Страсть к оперному искусству стоила Вивальди хороших отношений с руководством консерватории и церковной верхушкой, ведь священника не красит участие в таких увеселениях. Кроме этого, он стал меньше писать инструментальной музыки. Скорее всего, в театре он ощущал полноту и красочность жизни, которой ему не хватало из-за болезни. И только прошедшие века расставили все по своим местам. Имя композитора стало бессмертным благодаря концертным произведениям, опера же сделала его знаменитым лишь на незначительный период времени, принеся кроме славы большие неприятности.

    Перезагрузка

    Проблемы начались в 1720 году. На пике театрального сезона в прессе появился анонимный памфлет, который высмеивал тогдашнее оперное искусство и произведения в частности. Автор этого памфлета подметил и показал множество театральных штампов, коими изобиловали оперы того времени. Для Вивальди эта публикация имела печальные последствия – как моральные, так и финансовые, ведь с тех пор зрители начали открыто смеяться на представлениях, когда узнавали очередной штамп. Достоинство не подвело Вивальди в этой ситуации. Он просто на четыре года прекратил создание опер, серьезно проанализировал свое творчество и стал основательно подходить к либретто. Его новые произведения публика восприняла великолепно. Самой известной оперой стала «Олимпиада», ее ставят и в наше время.

    Вдохновленный Анной

    Опера в какой-то мере повлияла и на личную жизнь композитора. Главную роль в одном из его новых произведений должна была исполнять Анна Жиро – воспитанница консерватории «Пиета». Антонио проводил с девушкой много времени, о чем стали судачить, одаривая святого отца неодобрительными взглядами. Антонио всеми способами защищал честь Анны. Мало кто верил, что девушка со своей сестрой лишь ухаживают за нездоровым композитором. Эта ситуация окончательно испортила отношения Вивальди с духовенством.

    Но все эти перипетии теперь не имеют никакого значения, ведь именно в тот период Антонио создал самые красивые свои творения – знаменитые духовные произведения «Магнификат» и «Глория», концерт «Ночь» и бессмертный цикл .

    На пороге 50-летнего юбилея был полон творческих замыслов и энергии. Оперы рождались одна за другой, а роли в них создавались специально для Анны. Большой ценитель искусства – король Австрии Карл VI пригласил Антонио в 1728 году в Вену. Два года композитор путешествовал, к нему пришла общеевропейская известность. Кстати, за сохранение большой части наследия Вивальди нужно благодарить именно его европейских почитателей.

    Отверженный и забытый

    Новые оперы Антонио хотел ставить в Ферраре, но тут неожиданно епископ запретил ему въезд в город в 1737 году. Церковь припомнила неудавшемуся священнику все: и отказ вести службу, и личную жизнь, и явные успехи в музыке. А когда на постановку опер все же дали добро, они провалились. Антонио был в отчаянии, город явно его не принимал. Не испытала прежнего восторга от его творчества и родная Венеция. Сейчас сложно сказать, что было тому причиной, возможно, он стал немоден, а быть может нововведения Вивальди оказались сложны для восприятия публики. И только в инструментальной музыке он оставался королем.

    Весной 1740 года он дал в «Пиете» прощальный концерт. Консерватория, которая была обязана ему своей музыкальной славой, в последний раз упомянула его имя в своих документах в связи с распродажей нот многих концертов по цене 1 дукат за штуку. Это говорит о том, что композитор явно испытывал материальные трудности. На седьмом десятке лет он решил навсегда покинуть свою неблагодарную родину, чтобы поискать радости на чужбине.

    Он прибыл в Вену, но Карл VI умер, затем началась война, и публике стало не до музыки. Всеми забытый гений скончался в австрийской столице 1741 года. Его похоронили в обычной могиле на кладбище для малоимущих.

    ФАКТЫ

    Одним из самых активных искателей произведений Вивальди был итальянский музыковед Альберто Джентили. Когда он услышал о распродаже нотных рукописей монастырского колледжа в Сан-Мартино, сразу поспешил туда. Именно там он обнаружил 14 томов абсолютно неизвестных сочинений . Считается, что за свою жизнь композитор создал более 90 опер, но только 40 из них имеют доказанное авторство.

    Стал новатором музыки. Он впервые создал концерт для скрипки и оркестра, а еще для двух и четырех скрипок. Композитор написал около 20 таких произведений, среди которых концерт для двух мандолин – единственный в истории музыки.

    Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена



    
    Top