Арчимбольдо библиотекарь. Средневековый сюрреалист джузеппе арчимбольдо

Вы слышали о художнике, который рисовал человеческие лица из… фруктов, овощей и цветов?

Этотхудожник- Джузеппе Арчимбольдо - величайшийитальянский живописец, живший в XVI веке.Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане ок. 1527 г. Он был придворным художником при императорах габсбургской династии во второй половине XVI века. Итальянец из семьи потомственных художников, большую часть своей жизни он провел между Веной и Прагой, где тогда находился императорский двор. Эти государи были страстными коллекционерами редкостных вещей, для которых они создали особый музей или, как тогда говорили, Кунсткамеру. Одним из кураторов Кунсткамеры был и Арчимбольдо. Во время правления Фердинанда I в Вене, Арчимбольдо занимал должность портретиста-копировщика. После, когда трон перешел к старшему сыну Фердинанда I - Максимилиану II живописец занял пост художника при дворе. Арчимбольдо выполнял не только функции придворного живописца, а так же занимался оформлением театрализованных представлений, был главным организатором ярмарок, турниров, праздников для художников,учёных и аристократов. Джузеппе Арчимбольдо принимал участие в основании музея искусств.Арчимбольдо — гений, полотнами которого при жизни восхищались, а церковная власть осуждала занемыслимые идеи. Однажды Джузеппе Арчимбольдо даже захотел написать портрет Христа. А Сальвадор Дали называл живопись художника «предтечей сюрреализма».

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д.

Впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты, владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо, одалживают их с большой неохотой. А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия - это шанс, который выпадает лишь раз в жизни.



Джузеппе Арчимбольдо
«Автопортрет» 1575
23.1 × 15.7 см
Национальная галерея, Прага

Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 - 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем, но и декоратором, создателем костюмов и организатором празднеств.


Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо



Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо


Painting of the School of Giuseppe Arcimboldi (Arcimboldo) (1527-1593) 16th century
Naples, museo di Capodimonte


Four Seasons in One Head
circa 1590
oil on panel
44.7 cm x 60.4 cm
National Gallery of Art


Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет. Масло на деревянной панели, около 1590
Reversible Head with Basket of Fruit
circa 1590
oil on panel
56 х 42 cm
Frencht & Company, New York.


Reversible Head with Basket of Fruit 16th century



Fruit Basket 16th century


Натюрморт с луком и овощами (Огородник) 1590
36×24 см
Масло, Панель


The Vegetable Gardner 1590


Portrait with Vegetables (The Greengrocer) 1590


The Cook
circa 1570
oil on panel
53 х 41 cm
Nationalmuseum (Stockholm)


Натюрморт с поросенком (Повар) 1570
53 × 41 см
Масло, Панель


The Cook
circa 1570
oil on panel
53 cm х 41 cm
Nationalmuseum (Stockholm)


Причудливый портрет


Giuseppe Arcimboldo (1527 - 1593)


Антропоморфический натюрморт, последователь Арчимбольдо


Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Agriculture
after 1569
Metropolitan Museum of Art


The Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Cooking
after 1569
Metropolitan Museum of Art

Вертумн

В начале поэмы, обращаясь к зрителю, Вертумн говорит: «Я так изменчив, что не похож на самого себя, и все же, хоть я многообразен, я един -- и в моем разнообразном обличии запечатлены образы всевозможных вещей».

Команини пишет о «Вертумне»: «Глаза на лице его -- это звезды Олимпа, его грудь -- воздух, его живот -- земля, его ноги -- бездны. Одежда его -- плоды и трава… И вот, прохожий, я перед тобой, сотворенный кистью искусного Арчимбольдо, превзошедшей кисть Зевксиса… Он собрал тысячи цветов и тысячи плодов на полях, где природа их соединила во всем их великолепии, и сделал из цветов одеяние, а из плодов члены…»

«Вертумн» -- вершина мастерства Арчимбольдо. Это образ живой Природы, образ, исполненный оптимизма, пронизанный ощущением полноты жизни. Поэтому так насыщенны, ярки и сочны краски, поэтому на портрете такое изобилие плодов, овощей и цветов.

Библиотекарь

Чтобы заслужить расположение Максимилиана ІІ и его двора, Арчимбольдо выполняет несколько портретов его сановников и лиц из непосредственного окружения императора. Художник составляет аллегорические портреты из атрибутов, характерных для данной профессии. «Библиотекарь», сконструированный из уложенных в стопку книг (например, отрытая книга и два колечка для ключей являются образами соответственно волос и глаз), считается фантастическим портретом Вольфганга Лациуса, личности, очень близкой Максимилиану II.

Человек науки, эрудит, пылающий страстью к книгам, Лациус одновременно библиотекарь императора и смотритель императорских коллекций. После его смерти в 1565 году Арчимбольдо пишет этот портрет, являющийся чем-то вроде иронической эпитафии. Фигура библиографа изображена исключительно при помощи книг. Принимая во внимание трудность создания портрета из угловатых по форме книг, художник в очередной раз демонстрирует свою невероятную изобретательность.

Библиотекарь (итал. Il Bibliotecario) — картина итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо, написанная им в 1562 году.

О ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо мало что известно. Как и многие итальянские художники, он начал свою карьеру с выполнения нескольких заказов в различных местах, таких как создание витражей, фресок и шпалер в Милане, Комо и Монце. В 1562 году он стал официальным портретистом императора Священной Римской империи Максимилиана II.

Картина «Библиотекарь» является одной из серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо, соответствуя по стилю работам «Юрист» и «Повар». Портрет датируется 1562 годом, однако некоторые считают датой написания портрета приблизительно 1566 год. В тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы. Однако в данном случае, используя книги, Арчимбольдо впервые написал картину, в которой нет элементов природы.

Восприятие

После смерти в 1593 году в возрасте всего 66 лет, Арчимбольдо был на долгое время забыт. Интерес к нему вновь проявился в XX веке, когда его начали называть «дедом сюрреализма». Исследователь творчества Арчимбольдо Бенно Гейгер охарактеризовал картину «Библиотекарь» как «триумф абстрактного искусства в XVI веке». В 1957 году историк искусства Свен Альфонс первым сделал вывод о том, что на этом портрете изображён Вольфганг Лазиус (1514—1565), гуманист и историк, служивший при дворе династии Габсбургов. В контексте интерпретации работы как сатирической насмешки над библиотекарями и учёными, К. К. Элхард предположил, что картина, ставшая «неотъемлемой частью визуальной истории библиотечной профессии», может быть пародией на «материалистических коллекционеров книг, более заинтересованных в приобретении книг, чем в их чтении». Несмотря на всю провокативность изображения, современники признали верность портрета библиотекаря, и спустя 400 лет репутация Лазиуса, получавшего книги любыми средствами, в том числе и путём кражи, остаётся неизменной.

Описание

Картина выполнена в стиле суровой, жёсткой геометрии кубизма — фигура представляет собой стопку книг на фоне серо-голубого занавеса: пальцы являются бумажными закладками, жадно сжимающими книги, намекая на то, что Лазиус является автором более 50 томов, глаза — это костяные ключи с брелоками, как отсылка на суетливое хранение драгоценных томов, а борода — метёлка из перьев для смахивания пыли, причёска представляет собой раскрытую книгу с крючками, говоря о том, что голова заполнена знаниями.

История

Картина была привезена в Швецию в качестве военного трофея генералом Гансом Кристофом фон Кёнигсмарком после разграбления Пражского града во время битвы под Прагой 1648 года.

«Библиотекарь» является одним из двух произведений Арчимбольдо, находящихся в коллекции замка Скоклостер, вместе с картиной «Вертумн». Оригинальное название картины неизвестно, «Библиотекарем» (швед. Bibliotekarien) её назвали при инвентаризации в XX веке. В 1970 году картина была вставлена в новую раму.

До нашего времени дошли три другие версии картины, история создания которых неизвестна. Научное исследование 2011 года показало, что «Библиотекарь» является поздней копией оригинальной картины Арчимбольдо, местонахождение которой неизвестно.




Top